Научная статья на тему 'Средства массовой информации в системе реализации молодежной политики в Пензенской области в 1970-е годы'

Средства массовой информации в системе реализации молодежной политики в Пензенской области в 1970-е годы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ГАЗЕТЫ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макеева Елена Александровна

Статья посвящена анализу деятельности средств массовой информации в системе воспитания подрастающего поколения в 1970-е годы на примере Пензенской области. Особое внимание в статье уделено анализу соотношения идеологического и нравственного аспектов в содержании молодежных газет, радиои телепередач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации в системе реализации молодежной политики в Пензенской области в 1970-е годы»

УДК 930.85

Макеева Елена Александровна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и философии

Пензенского государственного университета

архитектуры и строительства

elenamea82 @yandex.ru

Elena A. Makeeva

candidate of historic science, associate professor of the department of history and philosophy of the Penza State University of Architecture and Construction elenamea82 @yandex.ru

Средства массовой информации в системе реализации молодежной политики в Пензенской области в 1970-е годы

Mass Media in the System of Realization of Youth Policy in the Penza Region in 1970s

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности средств массовой информации в системе воспитания подрастающего поколения в 1970-е годы на примере Пензенской области. Особое внимание в статье уделено анализу соотношения идеологического и нравственного аспектов в содержании молодежных газет, радио- и телепередач.

Ключевые слова: радио, телевидение, газеты, советская власть, идеология, молодежь, воспитание.

Annotation. The article is devoted to the activities of mass media in the system of education of younger generation in the 1970s by the example of the Penza region. In the article special attention is given to the analysis of correlation between ideological and moral aspects in the contents of youth newspapers, radio- and television broadcast.

Key words: radio, television, newspapers, Soviet authorities, ideology, youths, education.

В 1970- годы советской властью была проделана огромная работа по развитию связи школы с учреждениями культуры и средствами массовой информации. На партийных пленумах, собраниях регулярно указывалось, что «радио, кино, телевидение, научно-популярная литература, молодежная печать должны обогащать и расширять знания учащихся, формировать их интересы и склонности, помогать школе в том, чтобы знания стали фундаментом коммунистических взглядов и убеждений». Традиционным средством массовой информации в Пензенской области в 1970-е годы стало радио. Проведенный нами анализ радиопрограмм свидетельствует, что в радиоэфире молодому

поколению отводилось значительное внимание. В передаче «Веселый теремок» самым маленьким слушателям рассказывалось о праздниках, которые отмечались в государстве в этот период, о подвигах юных героев, о жизни советского народа. Так, например, ребята Неверкинского детского сада написали письмо в редакцию, что они, готовясь к утреннику, посвященному 50-летию образования СССР, собирают материал о Казахстане. В одном из журналов они увидели фотографию памятника: «юный боец напряженно всматривается вдаль. Одной рукой он берет сумку белого офицера, другой -крепко сжимает винтовку. У ног юного бойца - убитый враг. На пьедестале памятника надпись «Юному герою гражданской войны Мише Гаврилову от пионеров Казахстана». Ребята просили рассказать о Мише Гаврилове, о его подвиге [1, л. 338]. Радиогазета «Школьная жизнь» для младших школьников посвящала свои передачи проведенным октябрятским сборам, субботникам, смотрам строевой песни. В одной из радиопередач в эфире участвовали сами ребята, побывавшие на экскурсии в совхозе «Ардынский». Они рассказали, как решался вопрос продовольственной программы в совхозе [2, л. 272].

Организации внешкольной деятельности пионеров была посвящена радиогазета «Дружные ребята». Вот как здесь рассказывалось о торжественной линейке, посвященной 105-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина: «Первые весенние цветы ребята кладут к памятнику Ильича. И вот зазвучали стихи, посвященные Ленину, Родине, партии. Как всегда в этот великий праздник, юные ленинцы рапортуют о том, как они выполняют заветы Ильича, как учатся, трудятся. Звучат слова пионерской клятвы: «Учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Звучат слова комсомольской клятвы: «Мы, поколение семидесятых годов, в день рождения Ленина перед лицом коммунистов, перед лицом своих товарищей торжественно клянемся Родине, Ленинской партии, что никогда не свернем с дороги, на которую вступаем» [3, л. 269]. Многие передачи данной радиопрограммы информировали школьников о состоявшихся городских пионерских слетах, о том, какие решения были на них приняты. Большинство передач посвящалось работе ученических производственных бригад в школах области, школьных лесничеств, лагерей труда и отдыха, много внимания уделялось профессиональной ориентации, рассказам о профессиональном обучении в школах области. Особое место в радиоэфире отводилось военно-патриотическому воспитанию. В постановлении обкома партии «О воспитании молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа» отмечалось: «Нет сейчас ни одной недели, чтобы не говорили по радио и не передавали по телевидению о старшем поколении, об армии. Очень часто передаются программы «Песни, которые пели наши отцы и деды», где красной нитью проходит военная тематика, «Песни комсомольцев 30-х, 40-х годов», передачи «С добрым утром», «Пионерская зорька» и другие как никогда посвящены рассказам о человеке с ружьем. В нашей области работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи стала приобретать не временный характер, а стала постоянным и нужным делом» [4, л. 43].

О формах общественно-политической практики старшеклассников и студентов повествовала радиопередача «Молодость». Ее радиослушатели могли узнать о работе областной комсомольской организации, о Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы, о работе школ молодого лектора, о том, как проходят агитпоходы по родному краю, о художественной самодеятельности, о жизни молодежи в колхозе и многом другом.

Особенностью исследуемого периода является то, что в системе средств массовой информации появляется телевидение. Влияние телевидения увеличивалось, и власти не упускали это из вида. 17 сентября 1981 года бюро обкома КПСС в принятом постановлении обязало комитет по телевидению и радиовещанию, его партийную организацию «улучшить руководство редакциями, повысить идейный уровень передач, организаторскую роль телевидения и радио в борьбе за претворение в жизнь решений партии и правительства, в коммунистическом воспитании трудящихся»[5, л. 85-86]. Телевидение принимало активное участие в воспитании подрастающего поколения. Передача «Малышок» прививала у юного зрителя любовь к Родине, партии, Ленину: «Дороже всех имен на земле имя Ленина. Оно как высшая награда дается самому любимому, что есть у нашего народа. Ленинской называется коммунистическая партия, Ленинским назван комсомол. Пионерская организация тоже носит имя великого вождя». В передаче «На школьной волне» пионеры школы №50 г. Пензы рассказали о своем участии во Всесоюзном смотре пионерских дружин «Сияйте, Ленинские звезды!» они рассказывали, что у них делается по «Ленинской вахте труда» и как прошла «Экспедиция по ленинским заветам». Многие передачи были посвящены воспитанию у учащихся любви к труду. Они знакомили подрастающее поколение с трудовыми династиями области, трудовых достижениях советского народа. О жизни, о трудовых подвигах молодежи можно было узнать в программе «Парус». Здесь рассказывалось об участии пензенской молодежи в строительстве БАМа, о путях становления комсомола Пензенской области. Важное место в молодежных передачах отводилось международной обстановке и часто указывалось, что «стремление реакционных империалистических кругов затормозить процесс разрядки напряженности и втянуть народы в новую мировую войну еще выше поднимает значение подготовки советского народа к обороне Отчизны. Важная роль в решении этого вопроса отводится комсомолу» [6, л. 206]. Туристско-краеведческая работа в исследуемые годы стала неотъемлемой частью воспитательного процесса. Из передачи «Дорогами поиска» ребята узнавали об основных формах краеведческой работы в школах области.

Большое внимание в молодежных передачах уделялось деятельности пионеров, комсомольцев, прививался интерес к их делам и участию в общественной жизни.

Таким образом, анализ радиопрограмм и телепередач показывает, насколько значительным был их воспитательный потенциал, а также

свидетельствует об их тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях.

Успеху воздействия средств массовой информации на сознание молодого поколения способствовала их системность и оперативность. Газеты были жестко структурированы. Анализ показал, что первые полосы, как правило, были отданы «эпохальным» партийным материалам, за ними шли внешнеполитические материалы, затем публикации, посвященные экономике (а чаще всего, социалистическому соревнованию), а последние страницы отдавались бытовым или своего рода лирическим материалам - зарисовкам природы, рассказам об увлечениях и т.д. В газетах накануне съездов появлялись рубрики «Разговор перед съездом». Газета «Комсомольская правда» обычно отводила первые полосы для информации о всесоюзных коммунистических собраниях, печатала постановления пленумов ЦК ВЛКСМ, рубрика «Деловая хроника» посвящалась заседаниям комсомольских организаций в различных городах СССР. В школах области обязательными были еженедельные политинформации по газетам «Комсомольская правда», «Пионерская правда» и журналам «Ровесник», «Комсомольская жизнь», «Вожатый».

Большое внимание уделялось работе комсомольско-молодежных бригад, стройотрядов, печатались сведения о выполненных социалистических обязательствах. В газете «Пензенская правда» часто встречаются статьи, посвященные трудовому обучению и профессиональной ориентации: «Живешь на селе - изучай технику!», «Цех в школе», «Профессия стала семейной», «Престиж профессии», «Поле молодости и мастерства». В журнале «Сельская молодежь» в рубрике «Хроника красного галстука» можно было узнать о трудовых успехах школьников.

В газетах довольно часто появлялись призывы к молодому поколению: «Юноши и девушки! Упорно овладевайте знаниями, воспитывайте в себе высокую идейность! Учитесь жить, работать и бороться по - ленински, по коммунистически!». Многие рубрики были посвящены организации общественной деятельности молодежи: «Комсомольский телетайп», «Дорогой Ленина! Дорогой Октября», «Идет неделя молодого лектора», «Комсомол - моя судьба». Этому вопросу большое внимание уделялось в журнале «Студенческий меридиан».

Большое внимание идейно-нравственному воспитанию учащихся уделяли местные газеты. Так, один раз в месяц в г.Каменка выходила педагогическая страница, которая освещала опыт лучших педагогических коллективов, пионерских и комсомольских организаций. Традиционными в ней стали рубрики: «Так живут пионеры школ города», «Как я стал пионером», «Какую выбрать профессию». В Шемышейском районе в местной газете «Звезды Ильича» часто помещались статьи о жизни детей в районе. Много материала в газете посвящалось организации трудового воспитания в детских садах и школах района. В Беднодемьяновской районной газете «Луч коммунизма» один раз в месяц выходили «Пионерская» и «Комсомольская» странички, в

которых рассказывалось о лучших вожатых, об интересных школьных делах района.

Анализ содержания радиопрограмм, телепередач, периодической печати свидетельствует о том, что средства массовой информации уделяли большое внимание идейно-нравственному воспитанию молодого поколения. Проведенное исследование показало, что в деятельности телевидения, радиовещания по воспитанию молодого поколения нашли свое отражение идеологические особенности рассматриваемого периода.

Безусловно, организация единой системы работы учреждений культуры, средств массовой информации и школы несет огромный воспитательный потенциал, помогает достичь значительных положительных результатов в воспитании подрастающего поколения. На радио и телевидении появилось много познавательных интересных программ для школьников младшего, среднего и старшего возраста. Большое внимание в организации своей деятельности средства массовой информации уделяли воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, труду, уважения к традициям своего народа. Однако приоритетное внимание уделялось идейно -политической тематике, что приводило к однообразию, постепенному снижению уровня воспитательного влияния на молодежь.

Литература

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.р-2474.Оп. 1а.- Д. 275.

2. ГАПО.Ф.р-2474. Оп. 1а. - Д. 740.

3. ГАПО.Ф.р-2474. Оп. 1а. - Д. 362.

4. ГАПО.Ф.р- 2543. Оп. 1. - Д. 24.

5. ГАПО.Ф.п-148. Оп. 18. - Д. 43.

6. ГАПО.Ф.р-2474. Оп. 2.- Д. 499.

Literature

1. Penza State Archive. F.r-2474. Invt. 1°. - C. 275.

2. Penza State Archive. F.r-2474. Invt. 1a. .- C. 740.

3. Penza State Archive. F.r-2474. Invt. 1a. - C. 362.

4. Penza State Archive. F.r-2543. Invt. 1. - C. 24.

5. Penza State Archive. F.p-148. Invt. 18. - C. 43.

6. Penza State Archive. F.r-2474. Invt. 2. - C. 499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.