УДК 316.614.5
Макеева Елена Александровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства [email protected]
Макеева Инна Александровна
учитель иностранных языков, МБОУ гимназия «САН», г. Пенза
Логинова Елена Валерьевна
студентка,
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства [email protected]
Elena A. Makeeva
Candidate of Historic Science,
Associate Professor,
Department of History and Philosophy,
Penza State University
of Architecture and Construction
Inna A. Makeeva
Teacher of Foreign languages gymnasium «SUN», Penza
Elena V. Loginova
Student,
Penza State University
of Architecture and Construction
Театральное искусство
в системе социализации и адаптации личности в обществе
Theatrical art in the system
of personal socialization and adaptation in the society
Аннотация. Статья посвящена анализу роли театрального искусства в системе социализации и формирования ценностных ориентаций личности. Особое внимание в статье уделено анализу особенностей форум-театра как формы социальной адаптации.
Ключевые слова: театральное искусство, социализация, ценностные ориентации, форум-театр, социальная адаптация.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the theatrical art role in the system of socialization and personal formation of value orientations. In the article special attention is given to the analysis of forum-theatre peculiarities as a way of social adaptation.
Keywords: theatrical art, socialization, value orientations, forum-theatre, social adaptation.
На протяжении многих веков искусство является неотъемлемой частью жизни человека и в целом государства. Оно представлено как одним из эффективных способов познания окружающего мира, повышения культурных норм и формирования ценностных ориентаций личности. На сегодняшний день искусство является многообразным процессом и включает в себя различные формы эстетической деятельности человека. Каждое искусство по-своему уникально и обладает определенными художественно-выразительными средствами, которые и определяют его видовую особенность. Исторически выделяют несколько основных направлений -живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр, балет, кинематограф, художественные фотографии, декоративно-прикладное искусство, танец.
Особое место в развитии российской культуры и общества занимает театральное искусство.
Именно оно на протяжении всей истории человечества оказывает значимое влияние на творческое саморазвитие личности. На сегодняшний день театр важен в жизни каждого человека. Театр помогает познать свою индивидуальность, способствует социализации молодых людей через усваивание устойчивых социокультурных норм, повышает общий культурный уровень, а также формирует и развивает внутренний духовный мир. Человек получает наглядный пример того, как было бы правильнее поступить в той или иной ситуации. Таким образом, через представление на сцене зритель дает собственную оценку поведению людей в конкретной проблеме [2].
В современном мире театр разный. Существуют театры, которые направлены исключительно на просвещенную публику, а есть театры, которые направлены на массовое посещение. Так, их многообразие способно удовлетворить любой
социальный слой. Например, театральный жанр «мюзикл» предназначен, как и для элитарной, так и для массовой аудитории. Таким образом, данный жанр смог найти «своего зрителя» в различных кругах населения.
Главным элементом театрального искусства является актер. Благодаря его игре на сцене, умению донести до зрителя суть происходящего в спектакле, можно получить ответы на многие вопросы, познать основы гармоничного существования в этом мире. Как говорил, К.С. Станиславский, зритель, пришедший из театра, должен видеть мир и будущее глубже, чем до посещения театра.
История театра начинается много тысячелетий назад с религиозных поклонений богам. Первыми представителями старинных «театральных» представлений были шаманы и жрецы, затем певцы и танцоры Древней Греции. Так, олицетворение явлений природы различными божествами обуславливало проведение языческих ритуалов и обрядов. Все присутствующие участники или только жрецы были объединены одной целью - заполучить благосклонность богов. А первым зрителем, которому были направлены все действия, являлся сам Бог. Искусство профессионального ведения диалога с божеством приближало участников обряда к нему. Для того чтобы поддержать эту власть, необходима общественная помощь. Чем выше эмоциональная включенность человека в действо, тем он становится наиболее внушаемым. Так, сформировалась одна из функций театра - идеологическая. Из этого следует вполне объективное мнение, что театр выступает некой площадкой для пропаганды политических, религиозных, культурных и других взглядов общества.
В Древней Греции во время праздников певцы и танцоры совершали небольшие театральные представления. Кроме людей, исполнявших песни, присутствовали и актеры. В сопровождаемом жестами ритуальном пении они попеременно декларировали. То есть получался некий разговор между актерами и хором. Именно это и стало толчком для появления двух театральных направлений: трагедия и комедия.
Основу трагедий составляли страх и сострадание. Герои попадали в сложные жизненные ситуации, где они мучились и погибали. Комедии же, наоборот, были веселыми и забавными, отображали житейские перипетии.
Также одна из важных функций современного театра - познавательная. С ее помощью осуществляется передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Поэтому так важно уже с малых лет прививать у ребенка любовь к театру. Здесь дети познают новый для них мир искусства. Юные зрители, наблюдая за любимыми героями из сказок, решают сами для себя, что хорошо, а что плохо, учатся с пониманием относиться ко всему живому, впитывают в себя лучшие качества: доброту, отвагу, смелость и справедливость. Благодаря тому, что ставятся также и зарубежные представления, дети знако-
мятся с историей и традициями других стран, происходит обмен социальных понятий. В школе театра люди учатся всю жизнь, пробуют на себе различные роли, сталкиваясь при этом с множествами проблем, учатся видеть ситуацию под разными углами одновременно.
В традиционных театрах актером может выступать не только человек. Иногда его может заменять кукла или некий предмет. Данный вид театра называется - кукольный. Именно кукольный театр рассматривается как наиболее понятный и привычный для детского восприятия. Встреча с театральными персонажами способствует расслаблению, адаптации и радостному настроению не только детей, но и взрослых [5].
Истоки профессионального театра кукол уходят в 20-30-е гг. XX века. Например, в г. Пензе первый кукольный театр был основан в 1942 году. Официальное открытие пришлось на май 1943 года в лектории парка имени В.Г. Белинского. Сегодня он носит название - Пензенский областной театр кукол «Кукольный дом». За последние двадцать лет театр достиг больших успехов. Пензенский театр является активным участником и лауреатом различных международных конкурсов, которые проходили в Нидерландах, Франции, Турции, Венгрии, Украине, Голландии.
На сегодняшний момент «Кукольный дом» и дальше продолжает свою активную деятельность. В его репертуаре насчитывается около 30 спектаклей. Имеются и произведения для взрослой аудитории, например «Лекарь поневоле» по пьесе Мольера [6].
Также театральное искусство обладает коммуникативной функцией. В ходе представления между зрителями и актерами происходит обмен чувствами, мыслями и взглядами на конкретную ситуацию. Ни один из видов искусств не связан так тесно с реакцией общества, как театр. Зритель своим переживаниями и действиями вступает в диалог с создателем театрального действа на сцене. Общение должно происходить на понятном и родном для человека языке, актер, режиссер и художественный руководитель, в свою очередь, должен сделать яркое и запоминающееся сценическое оформление и выступление [1].
В современном мире особенно популярной формой театрального общения становятся фестивали. Площадкой для представления может выступить любое общественное место: парк, магазин, музей, офисное здание, вокзал. В течение нескольких дней фестивальное движение создает по всему миру добрую творческую атмосферу праздника. Зрители получают удивительную возможность в относительно короткое время познакомиться с лучшими спектаклями театров из различных городов и стран, увидеть блестящие актерские работы, а деятелям искусства обрести новые знакомства в профессиональной сфере, объединиться для совместных проектов и получить новые знания и опыт.
В России творческое фестивальное движение началось в 20-30-е гг. XX века. В 1992 году про-
шёл Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова в Москве. Сегодня в нашей стране проводятся порядка 260 региональных и международных театральных фестивалей. Так, в марте этого года в Пензе состоялся I открытый фестиваль особого театра «САМИ». Своеобразие мероприятия состоит в том, что в работе задействованы исключительно люди с ограниченными возможностями. Зрителям были представлены творческие номера от театральных кружков и секций, театров моды, пантомимы и других объединений. Цель мероприятия - укрепить сотрудничество между муниципальными и региональными обществами инвалидов.
Также в Пензе проводится Международный фестиваль «МаскерадЪ». Первый «МаскерадЪ» прошел в 2014 году и был посвящен 200-летию М.Ю. Лермонтова. В 2017 году - году 100-летия Октябрьской революции - темой фестиваля стала советская классическая драматургия. В Год театра зрители смогут увидеть постановки, посвященные творчеству режиссера и актера Всеволода Мейерхольда [4].
Театральная деятельность является неотъемлемым элементом социализации и адаптации индивидуума в обществе. В результате просмотра театральных постановок происходит усвоение нравственных ценностей, моральных норм, формирование социального поведения человека. Происходит становление личности. Одной из форм социальной адаптации является Форум-театр. Основателем данного вида театрального искусства стал режиссер, драматург Аугусту Бо-ал. Он создал первый уличный театр, который назывался «Театр-угнетенных».
Он как никто понимал, как страдают угнетенные люди от социального, экономического, психологического давления со стороны общественности и помочь им возможно, в первую очередь, если они поменяют собственное поведение и отношение к проблеме.
Литература:
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник: 1984-1985. М., 1986. С. 129-130.
2. Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии // Социолог. исслед. 2008 №1. С. 106-114.
3. Макеева Е.А. Образовательные форумы и фестивали как форма социальной активности молодежи / Е.А. Макеева, И. А. Макеева, Е.В. Логинова // Гуманитарные. Социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. С. 36-39.
4. Официальный сайт «Туризм и отдых в Пензенской области». URL : http://welcome2penza.ru/ all-events/calendar-of-events/penza/1952/ (дата обращения 10.03.2019).
Специфика форум-театра - совместный поиск с актерами и зрителями спектакля путей решения проблемы и выхода из трудной жизненной ситуации. Темы сцен могут быть самыми разнообразными: внутренние конфликты в семье, вопросы, касающиеся алкоголизма, наркомании, здорового образа жизни, отвержение в классе и не только, одиночество, горе. Его отличительная особенность - отсутствие рекомендаций и советов зрителям, как необходимо себя вести. Каждый человек лично для себя сам решает единственное правильное отношение к ситуации на сцене. В ходе спектакля, зритель может приостановить действо, и своим примером продемонстрировать, как, на его взгляд, можно изменить ситуацию. Дается возможность самому разработать алгоритм, создать модель правильного поведения в безнадежном, на первый взгляд, положении.
Сегодня такой вид театра набирает большую популярность. Например, является эффективным средством при работе с группами влиятельных лиц, таких как МЧС, госслужащие, социальные работники. Студенты Пензенского государственного и университета архитектуры и строительства также провели для учеников 10-го класса гимназии «САН» г. Пенза данный вид театра. Темой спектакля стала проблема насилия в школе. Таким образом, форум-театр является уникальной возможностью решить многие социальные проблемы, помочь в адаптации людей, воспитать толерантность и уважение к каждому человеку [3].
Из всего вышесказанного следует, что любое искусство неразрывно связано с обществом. Театр должен жить и развиваться, поскольку хранит истинные ценности, может многому научить современного человека, помочь в развитии и социализации. Сформировались определенные функции театра, наделенные особыми воспитательными, идеологическими, эстетическими направлениями в вопросах становления детей младшего, школьного возраста, а также взрослых.
Literature:
1. Bakhtin M.M. To the philosophy of the action // Philosophy and sociology of science and technic: annual 1984-1985. M., 1986. P.129-130.
2. Zakharov A.V. Entertainment of sub specia sociology// Social research. 2008. № 1. P. 106-114.
3. Makeeva E.A. Educational forums and festivals as a way of youths social activity / E.A. Makeeva, I.A. Makeeva, E.V. Loginova // Human Sciences. Socio-economic and Social Sciences. 2018. № 8. P. 36-39.
4. Official site «Tourism and recreation in the Penza region. URL : http://welcome2penza.ru/all-events/calendar-of-events/penza/1952/ (access mode: 10.03.2019).
5. Шиллер Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение // Собр. Соч. : в 7 т. Т. 6. М., 1957. С. 21-22.
6. Официальный сайт «Пензенский кукольный театр «Кукольный дом». Ш1_ : http://penzakukla.ru (дата обращения 10.03.2019).
5. Shiller F.A The atre seen as a moral institution // Collection of materials: in 7 vol. Vol. 6. M., 1957. P. 21-22.
6. Official site»Penza Puppet Theatre». URL : http://penzakukla.ru (access mode 10.03.2019).