Научная статья на тему 'Высшая школа как социальный институт опережающего общекультурного развития личности'

Высшая школа как социальный институт опережающего общекультурного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / CULTURE / CULTURAL SPHERE / ENCULTURATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ариарский Марк Ариевич

Статья раскрывает роль и место высшей школы в обеспечении общекультурного развития студентов. Иллюстрируя специфику культуры второго десятилетия XXI века, автор обосновывает механизм ее постижения, показывает пути и средства вовлечения формирующейся личности в мир культуры и социально-культурного творчества. Особое место занимает раскрытие процесса инкультурации индивида и особой значимости формирования креативных качеств будущего специалиста как активного носителя культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education as a social institute of advanced general cultural personality development

The article highlights the role and place of higher education in providing the general cultural development of students. By illustrating the specific features of culture of the second decade of the 21 st century, the author proves the mechanism of its perception, shows the ways and means of involving a shaping individual in the world of culture and social and cultural creativity. The article focuses on description of the process of enculturation of individual and special significance of forming the creative skills of a future specialist as an active culture bearer.

Текст научной работы на тему «Высшая школа как социальный институт опережающего общекультурного развития личности»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

УДК 316

М. А. Ариарский

ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья раскрывает роль и место высшей школы в обеспечении общекультурного развития студентов. Иллюстрируя специфику культуры второго десятилетия XXI века, автор обосновывает механизм ее постижения, показывает пути и средства вовлечения формирующейся личности в мир культуры и социально-культурного творчества.

Особое место занимает раскрытие процесса инкультурации индивида и особой значимости формирования креативных качеств будущего специалиста как активного носителя культуры.

Ключевые слова: культура, культурная сфера, инкультурация, креативность.

M. A. Ariarsky

HIGHER EDUCATION AS A SOCIAL INSTITUTE OF ADVANCED GENERAL CULTURAL PERSONALITY DEVELOPMENT

The article highlights the role and place of higher education in providing the general cultural development of students. By illustrating the specific features of culture of the second decade of the 21st century, the author proves the mechanism of its perception, shows the ways and means of involving a shaping individual in the world of culture and social and cultural creativity.

The article focuses on description of the process of enculturation of individual and special significance of forming the creative skills of a future specialist as an active culture bearer.

Keywords: culture, cultural sphere, enculturation, creativity.

Определяя роль и место России в современном мире и выявляя объективные возможности модернизации страны на ближайшие десятилетия, политологи, социологи, экономисты, футурологи, отечественные и зарубежные мыслители практически едины во мнении, что решающим условием ее успешного развития выступает не огромная территория, не богатство недр, не экспортирование нефтегазовых ресурсов, а человеческий фактор, отраженный в уровне образованности населения, в духовном богатстве

общества, в верности лучшим национальнокультурным традициям населяющих ее народов, аккумулированным в культуре. Именно культура доказала свою способность быть стержневой основой социального прогресса, ведущей силой общественного развития, локомотивом внедрения достижений науки и техники креативно-информационной эпохи, обеспечения более высокого качества жизни.

В России культура всегда занимала особое место и играла исключительную роль в жизни людей. Однако конкретная эконо-

мическая, политическая, социальная ситуация активно сказывалась на типе культуры и специфике ее функционирования.

Способность умело управлять культурными процессами продемонстрировало сталинское руководство страной, сумевшее коммунистическими мифами, материальными и социальными поощрениями превратить многих писателей, артистов и иных популярных людей в активных пропагандистов политизированной культуры. Иезуитская манипуляция культурой проявилась даже в 1937 году, когда репрессии против миллионов россиян прикрывались помпезными торжествами в честь А. С. Пушкина, финансовыми вливаниями в творческие союзы, государственной поддержкой системы образования, эстетическим всеобучем детей, принятием Конституции, провозглашавшей общедоступность ценностей культуры.

Сегодня в стране формируется новый тип культуры, существенно отличающейся от советского периода отечественной истории. Эта культура свободна от идеологического диктата и теоретических догм так называемого научного коммунизма. Она не исключает, как советская культура, ценности российского зарубежья (от И. Бунина и В. Набокова до Э. Неизвестного и других бывших граждан России, оказавшихся в США, Германии, Израиле, Швейцарии или иных странах мира); не отгораживается «железным занавесом» от мирового сообщества и его культуры; строится на принципах свободы, гласности и восприятия личности как высшей ценности общества. Вместе с тем, современная культура, в условиях, когда общество еще не сформулировало научно обоснованные цели своего развития, испытывает естественные трудности с четким определением траектории своего движения и не может в полной мере рассматриваться как исторически развивающаяся целостность.

Для современной высшей школы принципиально важно содействовать становлению нового типа культуры, отвечающего требованиям креативно- информационной эпохи и модернизации России в соответствии с критериями научно-технического прогресса, широкой демократии и высокоэффективного управления государством и его регионами. В первую очередь, ей необходимо раскрыть гуманистическую картину мира посредством достижения синергетического эффекта разных областей гуманитарного знания о достижениях современной цивилизации, основанных на взаимодействии человека и общества.

Не менее важно для оценки современного типа культуры научно осмыслить последствия изменений образа жизни людей в условиях развития телевидения, широкого внедрения электронных носителей информации и активного вхождения Интернета в жизнь каждого человека.

Выявление сути, природы и специфики культуры второго десятилетия XXI века -одна из кардинальных задач культурологии и всей отечественной науки, но еще более актуальной задачей представляется научное обоснование методологии и методики обеспечения процесса развития культуры общества и каждого его члена, формирования культурной компетентности личности, ее способности ориентироваться в пространстве культуры, жить принципами культуры, определять критериями культуры свое место в окружающей действительности, пути и средства личного саморазвития.

Культура объективно утвердила себя как генератор прогресса и локомотив общественного развития, по праву стала ведущей силой общества. Исключительную роль приобретает креативность населения, его способность, опираясь на общекультурное развитие и профессиональное мастерство, творчески решать назревающие проблемы во всех сферах деятельности.

Превращение Соединенных Штатов Америки в ведущую супердержаву мира, в первую очередь, стало результатом сложившихся традиций активности ее первооткрывателей, без проявления коих они не могли бы выжить на новых землях, и ставшей более чем за двести лет нормой бытия всеобъемлющей конкуренции, которая весьма далека от принципов гуманизма, но объективно играет существенную роль в утверждении культа инициативной позиции каждого американца. Активность воспринимается в США как неотъемлемое качество личности и условие его социальной успешности. Все это детерминировало бесспорные достижения страны в эффективности менеджмента и применении высоких технологий, однако главным при этом стало формирование менталитета нации, адекватного требованиям креативноинформационного общества XXI века.

Совершенно иная ситуация сложилась в современной России, где сказывается сохранившееся влияние крепостного права, когда основная масса населения была лишена права распоряжаться не только судьбами Отечества, но и своей биографией. Не менее тяжелые последствия воспитания, основанного на низведении людей до роли винтика, включенного в единую, управляемую сверху, машину, оставил нам и Советский Союз, где каждый человек был ориентирован на то, что его активность правомерна лишь в границах претворения в жизнь решений партии и правительства. Обладая социальной защищенностью на уровне минимального прожиточного уровня, советский гражданин был максимально отдален от естественного права планировать и организовывать свою жизнь. И это объективно привело к социальной пассивности. Парадокс России начала третьего тысячелетия проявляется в том, что, обладая великими традициями духовности и достаточно высоким по мировым стандартам уровнем культуры и образования, она испытывает жесточайший дефицит менеджеров всех

уровней и не может в полную меру реализовывать свои естественные ресурсы. Этим правомерно объяснить и то, что не только Германия или Япония, но даже бывшие союзники в Центральной Европе, не обладающие такими природными богатствами как мы, менее болезненно осуществили перестройку общественных отношений и существенно обгоняют нас в темпах экономического развития и повышения качества жизни населения.

Определяя условия эффективного включения страны в информационную цивилизацию и усиления ее роли как одной из ведущих держав мирового сообщества, нельзя не видеть особой значимости преодоления ошибок системы воспитания и необходимости сконцентрировать внимание общества на развитии социальной активности всех групп населения, на формировании креативности нации, на стимулировании творческих потенций каждого россиянина. Решение этой задачи требует политической воли законодательной и исполнительской власти, целенаправленных действий институтов гражданского общества, коренного обновления методологии и методики воспитательного воздействия системы образования. Особое место в этом процессе должны занять культура и социально-культурная деятельность, сама природа которой предполагает непреложную активность ее участников.

Моделью человека XXI века должна стать креативная личность, однако ее появление нельзя ограничивать влиянием естественной среды. Обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к миру творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций. А это, в свою очередь, диктует необходимость научно осмыслить методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития лич-

ности и спецификой содержания и характера обучения и воспитания в современной высшей школе.

Сверхзадача любого вуза ныне проявляется в вовлечении человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляют самые разнообразные формы культурной деятельности, а методика осуществления строится на педагогике сотворчества, на принципах педагогической культурологии.

Определяя специфику постижения ценностей культуры, Ханс Георг Гадамер указывал на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре - непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явление культуры необходимо пережить.

Вступление человечества в информационное общество XXI века ставит перед вузами сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, вырабатывает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.

Переход к антропогенной цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций. От человека умелого, владеющего технологией производства, современное общество переходит к человеку творящему.

В определенных ситуациях поведение и деятельность человека обуславливается нормами права, религиозным верованием, уставами общественных организаций, правилами внутреннего распорядка трудовых коллективов, воинских частей или учебных

заведений. Культура же носит всепроникающий характер и детерминирует поведение индивида во всех сферах жизнедеятельности - от сферы производственно-экономических и общественно-политических отношений до форм самовыражения личности на новогоднем балу, в туристической поездке, на пляже или в интимном супружеском общении. Готовность человека соответствовать требованиям культуры в каждом конкретном виде социальной или семейной жизни предопределяется всей системой его обучения и воспитания, всей жизненной практикой, в процессе которой индивид закрепляет культурологические знания и преобразует их в убеждения, нормы, принципы поведения. А методология и методика решения этой задачи разрабатывается и реализуется педагогической культурологией.

Основу информационного общества составляет производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, создание планетарной взаимозависимой глобальной экономики, перспективно-долгосрочное планирование, децентрализация экономики и политики, опирающаяся на демократию, самообеспечение и самозанятость. Однако его ведущей базой должна стать личность человека, что соответственно требует от высшей школы разработки и реализации эффективных методик формирования у людей креативного мышления и способности креативного творчества.

Конкретизируя роль современного вуза в общественном развитии личности, в первую очередь, целесообразно видеть ее:

- в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее - самого человека;

- в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;

- во внедрении эффективных методик формирования способности человека в процесс непрерывного образования постичь высокие технологии современного производства и информационного обеспечения социального прогресса, познать себя, утвердить себя, реализовать свои творческие потенции.

Модернизация и особенно ее вершина, проявляющаяся в озарении нового и вдохновении при его внедрении, требуют талантливых, креативных исполнителей. Но, как точно заметил М. Б. Пиотровский на заседании Президиума Госсовета, Президиума Совета по науке и президиума Совета по культуре при Президенте Российской Федерации, проходившем в подмосковной Истре в апреле 2011 года: «Для того чтобы таланты родились, необходима почва. Для того чтобы они выжили, нужна среда. Для того чтобы от талантов был толк, необходим соответствующий уровень культуры общества».

Понятие «культурная среда» достаточно емкое и сложное. Идеальная культурная среда - например, Санкт-Петербург, где человек находится в окружении бесчисленных шедевров мировой культуры, может пройтись по набережным Невы, увидеть разводку мостов, побывать на сотнях спектаклей, концертов, представлений, праздников, экскурсий, зайти в «Дом книги» или подняться в белую ночь на колоннаду Исаакиевского собора.

Ресурсная база культурной среды - фактор чрезвычайно важный. Трудно переоценить значимость возможности любоваться шедеврами человеческого гения, собранными в Эрмитаже, Царском Селе, Павловске или Петергофе, побывать на спектакле в Мариинском театре, концерте в филармонии им. Д. Д. Шостаковича или Академической капелле, постоянно находиться в окружении людей, унаследовавших замечательные

традиции многонационального, многоконфессионального, открытого к добру Санкт-Петербурга. Однако, сам факт проживания в городе на Неве еще не свидетельствует о культуре человека.

Культурная среда - это личная библиотека, телевизор, Интернет, электронные носители музыкальной, изобразительной и иной художественной информации; интерьер квартиры или комнаты, но, главным образом, это окружающие человека люди, которые несут определенную культурную информацию и порождают соответствующий стиль и уровень духовной жизни.

Наиболее эффективно воздействие культурной среды проявляется в студенческие годы. Между тем, многочисленные опросы, осуществленные нами за последние тридцать лет, подтверждают, что значительная масса студентов за период обучения не побывали ни на одном оперном или балетном спектакле, не посетили ни одного концерта симфонической музыки. Если бы посещение Эрмитажа и Русского музея не входило в программу обучения курса «Культурологии», который читается не только в гуманитарных, но и в технических вузах, то, скорее всего, и эти музеи, так же как опера, балет, музыкальная классика, не вошли в круг интересов многих молодых людей.

Учитывая это обстоятельство, есть все основания утверждать, что культурная среда - не только и не столько объективная база, позволяющая извлекать духовные ценности. В гораздо большей мере это то, что интерио-ризировано, освоено человеком, что влияет на его облик, порождает в нем высокие нравственно-эстетические чувства.

Опыт российского образования свидетельствует, что культурную среду студентов надо последовательно и целенаправленно формировать, и решать эту актуальную задачу необходимо не менее ответственно, чем строить собственно образовательный процесс.

Можно спорить о достоинствах и недостатках организации и содержания обучения в школах, гимназиях и университетах Западной Европы или США. Но нельзя не отметить, что, например, в Америке жизнь школьника или студента заполнена искусством и спортом. В большинстве школ и в любом университете имеются свои стадионы и театрально-концертные залы. В каждом американском вузе есть представляющая его на различных соревнованиях баскетбольная команда, симфонический оркестр, функционируют десятки спортивных секций и клубов по интересам. Подобная картина характерна и для учебных заведений Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Финляндии, Японии.

У понятия «культурная среда» имеется немало толкований: от совокупности учреждений культуры как ресурсной базы этой среды до креативно-интеллектуального наполнения дружеского общения. Вместе с тем, существует проблема, которой, к сожалению, не уделяется должное внимание - мало окружить себя атрибутами культуры, нужно уметь ими эффективно пользоваться.

Прекрасно, когда у вас имеется большая библиотека, но гораздо важнее, что вы ежедневно прочитываете не менее 100-200 страниц беллетристики или журналистики. Сегодня практически у всех есть телевизор, но далеко не каждый избирательно относится к содержанию программ. Почти у любого молодого человека или девушки имеются диски с аудио- или видеозаписями. Но одно дело, когда на них представлены высокая поэзия в гениальном исполнении В. И. Качалова, М. И. Бабановой, А. С. Демидовой или музыкальная классика, и совсем другое, если сомнительные остроты Евгения Петросяна или программы «Comedy Club». Через Интернет можно скачать ценную научную или политическую информацию, а можно - порнографию... Немаловажно, насколько посетитель

музея способен осмыслить суть его экспозиции, зритель театра - оценить художественные достоинства спектакля, а читатель - отличить творения классиков от «женских романов» или непритязательных детективов.

Одна из узловых и наиболее сложных задач высшей школы связана с формированием у студентов системы ценностных ориентаций.

Специфика общечеловеческих, национальных, региональных или иных ценностей культуры проявляется в том, что они интегрируют в себе не только необходимое, но и желаемое, не только нормы, но и идеалы, которыми живет данное общество. Ценности культуры нельзя навязать силой. Добро, любовь или дружеские отношения могут быть результатом только свободного, активного, интериоризированного, личностно осмысленного выбора. Эти ценности нельзя заставить принять или отвергнуть, они должны быть восприняты сердцем, а это предопределяет необходимость сделать стержнем вовлечения человека в мир ценностей культуры методику воздействия на его эмоциональную сферу. Сверхзадача любого вуза проявляется в том, чтобы превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать созидающий потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку.

Придавая желаемую направленность духовным устремлениям индивида, высшая школа ориентирует его на сформированные веками идеалы, интегрирующие в себе представления о человеческом совершенстве. Весь процесс становления личности и вовлечения ее в мир культуры предполагает постоянное и последовательное стремление к идеалу, однако достичь абсолютного совершенства никому не дано, ибо, потеряв перспективу, общество остановилось бы в своем развитии. Учитывая это, педагогическая культурология, обеспечивая реальные процессы хоми-низации, социализации, инкультурации и самореализации личности, концентрируется

на нормативных образцах, отражающих сложившиеся в обществе эталоны, на которые равняются и которым стремятся подражать.

Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы, свои эталоны, свои нормативные образцы. В истории человечества закрепились образы героев Эллады, скандинавских викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Наиболее полно нравственные эталоны общества находили свое выражение в литературе. Миллионы и миллионы людей стремились подражать героям Гомера, М. Сервантеса, В. Гюго, Д. Лондона, Д. Голсуорси, Л. Фейхтвангера, А. Сент-Экзюпери. Самый глубокий след в жизни ряда поколений оставили созданные Л. Н. Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры существенно разнятся между собой, но у них, равно как и у иных героев мировой литературы, есть немало общих черт - таких как трудолюбие, благородство, высокое чувство чести, активная доброта, деловитость, предприимчивость, скромность и т. д., - которые объединяют лучших представителей разных эпох и культур.

Попытки создать обобщенный нормативный образец личности как творения культуры и ее творца мы находим в Библии, в Коране, в других энциклопедиях человеческого гения, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных для культуры нравственноэстетических качеств. При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение, и в то же время появляются новые аспекты актуальной культуры, которые отражают требования данного времени. К примеру, в начале XXI века в нормативный образец человека, усвоившего принципы современной культуры и культурной деятельности, входят понятия «экологическая без-

опасность», «компьютерная грамотность» и многое другое, что обеспечивает переход к торжеству креативно-информационного общества.

Совокупность приемов и способов вовлечения человека в мир культуры, отраженных в педагогической культурологии, в последние годы обогатилась оригинальной методикой опоры на духовно-нравственные образцы, аккумулированные в персонифицированных символах культуры. В исследованиях А. С. Запесоцкого и А. П. Маркова в частности, убедительно показано, что в условиях принятия человеком идеала, влечение к совершенству становится не только внешней целью воспитания, но и внутренним свойством личности, основой духовно мотивированных действий. Действует идентификационный механизм, когда человек равняет себя на избранный идеал, стремится ему подражать в поведении, в деятельности, в отношениях с окружающими. Референтный образ выступает эталоном саморазвития, и чем он духовно богаче, тем эффективнее его культуросозидающее воздействие.

Счастье России в том, что в XVШ веке ее путь освещал гений М. В. Ломоносова, что на грани XIX и XX веков у нее был Л. Н. Толстой, что в страшные годы гражданской войны и белые, и красные, и зеленые преклонялись перед нравственным авторитетом В. Г. Короленко, а в период сталинского террора И. П. Павлов и П. Л. Капица находили в себе силы противостоять диктатору.

В годы перестройки и на первом этапе строительства новой российской государственности нас объединяли такие духовные титаны, как А. Д. Сахаров, Д. С. Лихачев, А. И. Солженицын. Потеряв их, мы осиротели, потому что на ответственнейшем этапе выхода из кризиса и определения оптимальных путей дальнейшего развития страны оказались без признанных подвижников культуры, которые способны вести за собой, открывая новые, порой парадоксальные, но

единственно верные пути прогресса. В современной России немало ярких ученых и деятелей культуры, но эпоха «фабрика звезд». когда любая смазливая посредственность после нескольких выступлений по центральному телевидению может считать себя звездой, существенно девальвировало это понятие. У нас много искусственно сфабрикованных «звезд», которые уверовали, что им суждено купаться в лучах славы, но ныне практически нет бесспорно признанных лидеров, которые олицетворяют общество, на которых оно может равняться и за которым может следовать. Хочется верить, что история движется вперед, что она породит и успешных менеджеров, и первопроходцев в сфере культуры. Однако сегодня их дефицит очевиден.

Мировой финансовый кризис 20082009 годов нанес существенный ущерб экономике и социальной жизни, он заставил еще

и еще раз вернуться к проблеме эффективности реализации, заложенного в обществе созидательного потенциала. В первую очередь, это относится к культуре, которая интегрирует в себе конструктивные силы социума, стимулирует творчество личности, представляет собой оправдавший себя показатель качества жизни людей, их способность видеть прекрасное и жить по законам красоты. Выход из кризиса предполагает и качественно новый этап функционирования учебных заведений высшего образования, которые, опираясь на рожденные креативно-информационной эпохой новые технологии вовлечения студентов в мир культуры и социально-культурного творчества, могут внести весомый вклад в гуманизацию общественных отношений, в усиление роли культуры во всех сферах жизнедеятельности, в формирование столь необходимой сегодня креативной личности.

Литература

1. Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 39-58.

Мир СКД и СКД в мире Интервью

с доктором педагогических наук, профессором кафедры Социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств Светланой Борисовной Брижатовой

SCA World and SCA in the World

Interview

with Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social and Cultural Activities of Altai State Academy of Culture and Arts Svetlana Borisovna Brizhatova

1. Светлана Борисовна, сейчас проходит альности «Социально-культурная деятель-

итоговая государственная аттестация сту- ность», включающая защиту дипломных

дентов заочной формы обучения по специ- работ. Какие темы и направления научно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.