Научная статья на тему 'Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации'

Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1298
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CREATIVE AND INFORMATIONAL CIVILIZATION / CULTURE / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CULTURAL STUDIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ариарский Марк Ариевич

Статья раскрывает сущность культуры в условиях креативно-информационной цивилизации, ее созидательный потенциал и настоятельную необходимость использовать его как решающее условие успешного развития общества. Особое место уделяется педагогическим факторам в системе реализации просветительных и воспитательных функций культуры в процессе обучения, в семье и культурно-досуговой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative potential of culture and pedagogical conditions of its realization

The article reveals the essence of culture in terms of creative-and-informational civilization, culture’s creative potential and the urgent need to use it as the crucial condition for successful development of the society. Particular attention is given to pedagogical factors in the system of implementation of educational functions of culture in the process of learning, in the family, and in cultural-and-leisure area

Текст научной работы на тему «Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации»

Социальное воспитание И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

М. А. Ариарский

(Санкт-Петербург)

Созидательный потенциал культуры

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Статья раскрывает сущность культуры в условиях креативно-информационной цивилизации, ее созидательный потенциал и настоятельную необходимость использовать его как решающее условие успешного развития общества. Особое место уделяется педагогическим факторам в системе реализации просветительных и воспитательных функций культуры в процессе обучения, в семье и культурно-досуговой сфере

2014 год должен стать годом принятия Государственной концепции развития культуры Российской Федерации и нового закона о культуре как базового законодательства, определяющего роль и место государства в обеспечении условий функционирования культуры; гарантирующего общедоступность ценностей культуры и право на свободное творчество; раскрывающего культурно-просветительные функции образовательных организаций, учреждений культуры и иных социальных институтов. В ходе обсуждения проектов этих документов общество концентрирует внимание на обосновании целепола-гания в социально-культурной сфере, субъектах и объектах культурной деятельности, обеспечении культурологической направленности системы образования и воспитательных функциях учреждений искусства. Президент России В. В. Путин обратил внимание на необходимость усиления духовно-нравственного воспитания во всех областях жизнедеятельности, гуманизации образования, возвращения в школу пения и рисования, увеличения часов на литературу и общественные науки.

Диапазон обсуждаемых вопросов охватывает широкий круг проблем - от коренного совершенствования материальной базы культуры до воспитания читателей, зрителей, слушателей и иных субъектов культурной деятельности. В этой связи представля-

ется целесообразным обратиться к ряду актуальных аспектов понимания роли и места культуры в креативно-информационной цивилизации, созидательного потенциала культуры и педагогических условий его реализации.

Современная эпоха являет собой результат сложившихся к XXI веку достижений в науке, технике, экономике, социально-политической и духовной жизни. Однако ее фундаментом и ведущей движущей силой выступает культура как исторически определенный уровень развития общества и творческих сил человека, как качество жизни, как совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, как сотворенная людьми сфера их обитания и созидания, как стержень сохранения исторической памяти и национального достояния, как источник прогресса и социального благополучия, как средство духовно-нравственного развития людей и стимулирования их творческой активности.

Культура играла особую роль в истории России. Она способствовала прогрессивным реформам Петра I, помогала Екатерине II преобразовывать страну в великую державу, придала конструктивные начала либеральным преобразованием Александра II; дала возможность Советскому Союзу совершить исторический рывок в повышении уровня образования, развитии науки и промышленного производства, в вовлечении десятков мил-

лионов людей в эстетический всеобуч и социально-культурное творчество.

Исключительную роль культура обрела в креативно-информационной цивилизации, основой которой стали наука, научно-технический прогресс, приоритет знаний и общекультурное развитие людей. Культура XXI века позволила создать мир глобализации общественного развития, сломать границы информации, наполнить Вселенную спутниками Земли, посредством энергоносителей обеспечить общедоступность наиболее значимых духовных ценностей, с помощью компьютера и мобильного телефона утвердить принципиально новый уровень жизни, вооружить человека возможностью не выходя из дома решать сложнейшие задачи производства, обучения, общения; обогатила окружающую среду, внесла эстетические начала в быт и досуг. Подтверждается мысль Норберта Винера, утверждавшего, что мы изменили мир столь радикально, что теперь вынуждены сообразно ему изменить и себя.

Мы живем на огромной территории, основная часть которой обращена на север. Миллионы квадратных километров российской земли находятся в зоне вечной мерзлоты. На поддержание тепла, добычу природных богатств и развитие сельского хозяйства мы тратим многократно больше сил, чем другие страны. Преимущества бескрайних просторов оборачиваются издержками на поддержание коммуникаций. Все это детерминирует принципиально более высокий уровень культуры жизнеобеспечения, диктует необходимость формировать способность успешно существовать и творить в сложнейших природно-климатических условиях.

Реализуя свои безграничные возможности, культура способна сыграть решающую роль в создании процветающего гражданского общества и формировании духовно богатой и гармонично развитой личности. Но для этого необходимо в полную меру осмыслить сущность и природу ее функционирования, найти механизмы реализации ее созидательного потенциала.

В отличие от стаи птиц или роя пчел культура не передается генетически, она является предметом длительного и целенаправленного педагогического процесса, успех которого находится в прямой зависимости от способности учитывать особенности постижения культуры, опираться на созидательную силу

литературы и искусства, в полную меру осмыслить изменения в человеке и в первую очередь в детях и молодежи, которые порождены эпохой компьютера и мобильного телефона.

Необходимо осознать, что культура носит всепроникающий характер, затрагивает все сферы жизнедеятельности и не может ограничиваться сферой искусств. Культура - это не только театр, кино, музыка, хореография или изобразительное творчество. Ее никак нельзя сводить к развлекательно-игровым услугам. Культура - это базовые ценности, отраженные в лучших традициях народов, в созидательном и высокопроизводительном труде на благо общества, в глубоких и прочных знаниях, в подлинно гуманных общественных отношениях; это реализуемые на практике духовные идеалы человеческого бытия, это постоянно проявляемое благородство, доброжелательность, способность сопереживать окружающим и помогать им в разрешении их проблем.

Развитие экономики, сферы управления, торговли и быта ныне вошло в противоречие с требованиями креативно-информационной цивилизации и национально-культурными традициями народов России, с объективной необходимостью гуманизации производства, потребления и общественных отношений, а это сказалось на нравственной атмосфере, породило у значительной части населения потребительское отношение к жизни, вызвало чуждые менталитету россиян чувства эгоцентризма и отчужденности от общественных судеб.

Сложные педагогические проблемы породила ситуация с подрастающим поколением. Окружающее информационное пространство

- компьютеры, интернет, мобильные телефоны - открывают широчайшие возможности познания, но молодые люди не владеют методикой их конструктивного использования. Воспринимая лишь отдельные фрагменты лишенной логики разнообразной информации, они формируют обрывочное, лоскутное, клиповое сознание, огромный процент в котором составляет информационный мусор, а в ряде случаев и явная дезинформация. Часами просиживающие в интернете подростки формируют в себе поверхностное, распыленное мышление. За исключением обязательной учебной литературы они, как правило, не читают классику, не посещают музеев, не

стремятся в театр, а тем более, в филармонию. Увлеченные компьютерными играми, они все реже общаются между собой и менее активно, чем их сверстники из прошлого столетия, участвуют в клубах по интересам и коллективах художественной самодеятельности. Ушла в историю замечательная традиция российской интеллигенции, которая средствами семейных театров и семейного музицирования вовлекала детей и молодежь в высокое искусство.

Жизнь убедительно доказала, что креативно-информационная эпоха может обеспечить широчайшие возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако цивилизованный процесс приобретает гуманистическую направленность лишь в условиях опоры на культуру. А. И. Солженицын очень точно заметил, что «цивилизация питает тело, а культура - душу, и только в их единстве реален подлинный прогресс». Недетерминированная культурой цивилизация несет в себе истощение природной среды, нарушение экологического баланса, угрозу ядерных катастроф и иные катаклизмы. И это еще и еще раз подтверждает, что именно культура должна стать ведущим стержнем модернизации России.

Противоречия цивилизации начала XXI века проявляются в том, что, успешно решая одни проблемы, она негативно сказывается на других. Человечество достигло потрясающих возможностей информатизации и коммуникации, но, не задействовав при этом созидающий потенциал культуры, оно пока не обрело способности достаточно эффективно использовать их в гуманистических целях. Глобализация многократно расширила параметры технической кооперации и торгового обмена, но завалила мир далеко не лучшими образцами квазиискусства, нанесла ущерб фольклору, прикладному творчеству, другим компонентам традиционной культуры.

Решение сложнейших социальных, научно-технических, экономических и иных задач, вставших перед Россией на современном этапе, актуализировало не только общие проблемы культуры, как явления духовной жизни, но и человека как ее носителя. Строитель креативно-информационной формации, основу которой составляет производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, эффективная экономика, перспективно-долгосрочное пла-

нирование, демократия самообеспечения и самозанятость, обязан следовать нормам права, может руководствоваться религиозной нравственностью, однако главным регулятором его поведения, деятельности, жизненной позиции должна выступать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, социально-культурной активности, толерантности, следовании высоким принципам морали и гражданского долга.

Существующая в стране система формирования культуры опирается на культурологическое просвещение в средней и высшей школе, которое, формируя гуманитарные знания, в основном ограничивается лишь сферой литературы и искусства, не вовлекая обучающихся в реальную культурную деятельность, которая способствовала бы преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности, превращала учащуюся молодежь из объектов просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества. Историко-культурное просвещение в учреждениях базового образования малоэффективно и в силу того, что строится на механическом перенесении на него методик обучения основам наук и не учитывает, что культура постигается иными приемами и способами, ибо имеет свою природу и специфику.

Значительная часть детей в детских садах и центрах раннего эстетического развития знакомится с доступной их возрасту литературой, усваивает некоторые навыки песенной, музыкальной, хореографической культуры, овладевает основами изобразительного искусства, но это касается далеко не всех дошкольников. Многие приходят в школу без опыта общения с ровесниками и без навыков культурной деятельности.

Как свидетельствует опыт, наиболее успешно формирование культуры личности протекает в семье, где есть библиотека, фильмотека, информационная и музыкальная аппаратура, где культивируется постоянное чтение, в норму вошло посещение центров культуры, где широко поддерживается семейный театр, осуществляется коллективное обсуждение книг, фильмов, спектаклей, телепередач, где максимально поощряются попытки писать стихи, создавать произведения изобразительного искусства. Жаль лишь, что такие в полном смысле интеллигентные семьи сегодня составляют меньшинство. И в

этой ситуации особую значимость приобретает способность педагогики и образовательно-воспитательных организаций конструктивно воздействовать на формирование культуры семейного воспитания, на повышение психолого-педагогических знаний родителей.

Культура неотделима от инициативы, самодеятельности, творчества. В развитии этих качеств как проявление коллективной активности людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения значимых ценностей культуры существенное место занимает социально-культурная деятельность, в ходе которой удовлетворяются и возвышаются их интересы, духовно обогащается человек и окружающий его мир. В силу своей сущности и природы она совершенствует окружающую среду, вовлекает людей в мир прекрасного, стимулирует реализацию творческих потенций личности. Принципиально важно, что сформированные в социально-культурной деятельности креативные качества, умения и навыки организации общественного самоуправления могут успешно проявиться в сфере производства, политической жизни, в повседневном быту. А это значит, что она способна играть исключительную роль в воспитании социально активной личности и формировании гражданского общества.

В условиях, когда ведущим фактором воздействия на человека стала окружающая среда, нельзя не видеть, что в ней могут присутствовать библиотеки, театры, музеи и иные центры духовной жизни; ее могут составлять высокообразованные родственники, талантливые учителя, умные и доброжелательные друзья, разнообразные средства информации, музыкальные инструменты; но в ней могут оказаться и далеко не высоконравственные родители, друзья из уголовного мира, заполненная бомжами пивная или приют картежников.

Важнейшая педагогическая задача ныне состоит в том, чтобы внести в объективно сложившуюся среду обитания созидательные начала, активизировать в ней здоровые силы, конструктивные компоненты и свести к минимуму негативные, преобразовать ее в культурно-образовательную среду как систему социальных институтов, явлений и процессов природы, социальной жизни и иных ключевых факторов, которые способны предопределять обогащение духовного мира личности

и активно использоваться для успешного осуществления образования, воспитания и развития подрастающих поколений, для обеспечения непрерывного духовного роста всех групп населения.

Современную культуру справедливо рассматривают как фактор модернизации страны, ибо информационная, технологическая, духовная культура любого россиянина должна соответствовать требованиям утвердившейся ныне креативно-информационной эпохи. Однако это далеко не единственная и даже не главная функция культуры. Проникая во все сферы жизни, утверждая смыслы и скрепы общественного бытия, сохраняя историческое наследие и историческую память, формируя гуманистические традиции, стимулируя креативные качества личности, она в первую очередь утверждает высоконравственную, социально активную и духовно богатую личность. И это дает все основания утверждать, что культура не услуга, не надстройка материального базиса, как утверждали марксисты, а основа, фундамент цивилизации, на который опирается созидание и социальный прогресс.

Главная характеристика культуры проявляется в ее вечности, в непреложном участии в функционировании цивилизации на всех этапах ее зарождения, становления и развития. Устаревает техника, исчерпывают себя научные открытия и высокоэффективные технологии; в недалеком будущем на смену Интернету и мобильному телефону придут новые достижения креативно-информационной эпохи. Время не может лишь поколебать ценности, которые интегрируют в себе все вечное и непреходящее, что может быть присуще человечеству. «Гамлет», «Фауст», «Мертвые души», «Идиот», «Чайка» никогда не устареют, равно как Венера Милосская, Рафаэлевская «Сикстинская Мадонна», Рембрандтовская «Даная», «Лунная соната» Л. Бетховена, «Реквием» В. Моцарта, Пятая симфония П. И. Чайковского. Философия Платона и Аристотеля, египетские пирамиды, Тадж-Махал и такие энциклопедии человеческого гения, как Талмуд, Библия или Коран будут жить столько, сколько суждено существовать цивилизации.

Гений русского средневековья Андрей Рублев создал свою «Троицу» в XIV веке, но и сегодня не иссякает поток посетителей Третьяковской галереи, которые не могут

оторваться от этого потрясающего своей духовной силой творения. Так же как время не может остановить очередь в Лувр, где ежегодно 8,5 миллионов людей со всех частей света стремятся насладиться потрясающей улыбкой Джоконды - эталона мирового изобразительного искусства, созданного в XV веке, - «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.

Важнейшая особенность культуры, и в первую очередь художественной культуры, проявляется в том, что она подчас по мере своего воздействия опережает реальную жизнь. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов ушли из жизни более века назад, но в их гениальном наследии, равно как в музыке П. И. Чайковского или Д. Д. Шостаковича, в живописи Александра Иванова или Ильи Репина, в фильмах С. М. Эйзенштейна или А. А. Тарковского, мы находим ответы на актуальные проблемы XXI столетия.

Замечательный российский мастер изобразительного искусства Михаил Шемякин установил в Санкт-Петербурге памятник Петру I, который по размерам фигуры абсолютно идентичен оригиналу. Однако люди не хотят принимать его длинное тело и короткие ноги с обувью 39 размера. Они предпочитают великого императора в изображении Николая Симонова, создавшего яркий образ основателя новой России в одноименном фильме, или хотя бы такого, каким изобразил его Этьен Фальконе в «Медном всаднике».

В мировой культуре известен феномен пи-сателей-фантастов, которые во многом предвосхищают научные открытия. Но есть немало примеров, когда писатели рождают социальные явления, приобретающие историческую значимость. Так, в 30-е годы прошлого века Аркадий Гайдар написал великолепную повесть «Тимур и его команда», где придумал гуманистическое движение детей, заботящихся о стариках. На войне 1941-1945 годов погиб А. П. Гайдар, практически было истреблено поколение тимуровцев, первыми ушедших на фронт; нет пионерской организации, возглавившей это движение, а оно живет и поныне. Художественная идея победила время, ее гуманистический потенциал превзошел практику и, хочется верить, еще многие годы будет помогать детям и подросткам утверждать себя в социально значимых делах, проявлять свои нравственные качества с юных лет.

Созидательная сила культуры сегодня используется для решения самого широкого круга задач - от учебного процесса в школе до арт-терапии, обеспечивающей излечение многих болезней. Как совокупность явлений и процессов духовной деятельности, она удовлетворяет непреложные потребности людей отражать окружающую действительность средствами искусства, духовно подниматься над повседневностью, внося в неё элементы прекрасного, строить свою жизнь по законам красоты.

В российской философии и педагогике XX века (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, Н. О. Лосский,

А. М. Новиков, Э. В. Соколов, В. А. Сухомлин-ский, Г. П. Федотов, Д. И. Фельдштейн, С. Т. Шацкий и др.) сложилась концепция, в соответствии с которой цели воспитания совпадают с целями формирования культуры как сердцевины становления индивидуальности.

Сложный процесс вовлечения человека в мир культуры приняла на себя педагогическая культурология, как область науки и социальной практики, которая строится на учете специфики постижения культуры, интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие, раскрывает методологию и методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.

Вряд ли правомерно идентифицировать понятия «воспитание» и «формирование» культуры личности, однако, включая человека в сложившийся социум, система воспитания в первую очередь обеспечивает вхождение индивида в литературу, искусство, науку, в культуру труда, познания, общения, быта, досуга; пробуждает в нем искру творчества, утверждает потребность прекрасного. И в этом смысле методика воспитания выступает не только как атрибут педагогической культурологии, но и как средство претворения в жизнь целевых установок и принципов российского общества, стремящегося реализовать созидательную силу культуры.

Органично связывая между собой цели воспитания и вовлечение формирующейся личности в мир культуры, педагогическая культурология опирается на философскую

антропологию, общую теорию культуры, фундаментальную культурологию, на выработанные педагогикой методы развития духовно богатой и социально активной индивидуальности, которая обладает исторической памятью, верна сложившимся национальнокультурным традициям, владеет способностью воспринимать и создавать ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности.

Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы и нормативные образцы. В истории человечества закрепились образы героев Эллады, скандинавских викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Миллионы людей стремились подражать героям Гомера, М. Сервантеса,

В. Гюго, Д. Лондона, А. Сент-Экзюпери. Самый глубокий след в жизни ряда поколений оставили созданные Л. Н. Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры существенно разнятся, но у них, равно как и у иных героев мировой литературы, есть немало общих черт - таких как трудолюбие, благородство, чувство чести, активная доброта, деловитость, скромность.

Попытки создать обобщенный нормативный образец личности как творения культуры и ее творца мы находим в Талмуде, Библии, Коране, в других творениях человеческого разума, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственноэстетических качеств. При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение. В то же время появляются новые аспекты актуальной культуры, которые отражают требования данного времени. К примеру, ныне в нормативный образец человека входят такие неизвестные в прошлом понятия, как «экологическая безопасность», «компьютерная грамотность» и многое другое, что отражает характер новой эпохи.

Педагогический потенциал культуры в полном смысле безграничен, но, чтобы его реализовать, необходимо учесть ряд условий претворения в жизнь ее объективных возможностей:

- требование преодолеть сложившееся на практике ограничение восприятия культуры лишь областью образования, литературы и искусства. Культура простирается от детской

игры до профессионально-трудовой и общественно-политической деятельности. Она пронизывает все, что сотворено человеком. Культура - это осмысленные личностью требования, которые она предъявляет себе и реализует их независимо от того, находится ли человек под общественным контролем или остался наедине с собой;

- следование особенностям методологии постижения культуры. В отличие от социализации, осуществляемой на основе удовлетворения единых требований социума к гражданским качествам каждого члена общества, инкультурация строится на обратном векторе, она исходит от каждой конкретной личности, ее способностей, наклонностей, дарований, интересов и потребностей, от специфики каждой индивидуальности. Процесс социализации для всех един, процессов инкультура-ции ровно столько, сколько людей постигают культуру;

- осознание необходимости создания в стране благоприятного нравственно-психологического климата, развернутой материальной базы культуры и динамичной системы подготовки специалистов социальнокультурной сферы;

- учет того, что формирование культуры личности, социальной группы или общества в целом не может строиться способом линейного обучения определенным аспектам духовной жизни. Культура формируется всей окружающей действительностью, всеми сферами бытия, сложившимся нравственно-психологическим климатом. Знать о каких-то явлениях и процессах культуры - это лишь начало ее постижения. Качеством личности она становится лишь тогда, когда проявляется в повседневной жизнедеятельности, становится нормой поведения;

- настоятельная социальная потребность использовать объективные возможности семьи как ведущей базы развития и утверждения культуры. Именно в семье формирующаяся личность обретает свой облик, а это предопределяет необходимость создать в ней материальную базу культурной деятельности; вооружить родителей минимумом знаний о культуре, которые они могли бы передавать своим детям; внести в каждую семью заряды духовности и творчества;

- реализация созидательной силы культуры связана с методикой ее постижения, с педагогической культурологией, которая обес-

печивает преодоление механического перенесения технологий социализации и формирования знаний на область культуры. Педагогическая культурология опирается на учет специфики культуры, которую необходимо не только понять, но и принять. Интегрируя информационно-логическое и эмоциональнообразное, она одновременно воздействует на разум и чувства людей, помогает интериори-зировать ценности культуры, формирует культуру личности как качество человека. Педагогическая культурология призвана стать методологией и методикой постижения культуры в семье, в системе образования, в трудовых коллективах, воинских частях, во всех областях жизнедеятельности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [5] ориентирует на то, что долгосрочные государственные интересы требуют новых инновационных подходов к развитию культуры и культуроохранительной сферы, к обеспечению

постоянного воспроизводства культурно-интеллектуального потенциала общества, к достижению роста экономики путем инвестирования в человеческий капитал, к усилению просветительной и образовательной функции культуры, к осуществлению стратегического рывка, опирающегося на культурно-гуманитарные императивы и триаду «культура, образование, наука».

2014 год объявлен годом культуры. Это свидетельствует, что государство определилось с необходимостью поставить культуру в центр решения своих стратегических задач, однако сегодня этого явно недостаточно. Как стержень успешного функционирования общества и локомотив его движения к прогрессу культура должна стать предметом не ситуативного, не эпизодического, а повседневного и всестороннего внимания, ибо от этого зависит и общее развитие нашего Отечества, и достойное качество жизни людей, и будущее подрастающих поколений.

Литература

1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология. В 2 т. - СПб.: Концерт, 2012. - Т. 1. - 448 с. ; т. 2. - 400 с.

2. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996.

- 446 с.

3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

4. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 3-17.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537. - М., 2009. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.