Научная статья на тему 'Высокий уровень законности и правопорядка как условие эффективного правоприменения'

Высокий уровень законности и правопорядка как условие эффективного правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LAW ENFORCEMENT / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / RULE OF LAW / AN OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмутдинова М.И.

В статье высокий уровень законности и правопорядка рассматривается автором как условие эффективного правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The high level of law and order as a condition for effective law enforcement

We try to present and give it prove the dependence of effective law-enforcement from the level of legality and order in this article.

Текст научной работы на тему «Высокий уровень законности и правопорядка как условие эффективного правоприменения»

ТРИБУНА АСПИРАНТА, АДЪЮНКТА И СОИСКАТЕЛЯ

Высокий уровень законности и правопорядка как условие эффективного

правоприменения

Гильмутдинова М.И. *

We try to present and give it prove the dependence of effective law-enforcement from the level of legality and order in this article.

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о m ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Законность состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов: выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не означают, что эти лица выступают в качестве нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в обществе. Законность, в том числе конституционная, есть система реально действующего права. Это означает следующее:

• наличие в обществе и государстве правовой Конституции, правового законодательства. Действующая Конституция и законы адекватно выражают идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства;

• наличие и действие строго иерархической правовой системы, в основе которой лежит принцип верховенства закона, т.е. соответствие закону всех подзаконных нормативных актов;

• полное и точное осуществление, реализацию (в разнообразных формах) Конституции и других законов в действиях должностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан;

• всестороннее обеспечение (гарантирование) и эффективную защиту действия Конституции и других зако-

нов. Эта система юридической защиты включает как системы государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.

Правопорядок — многоаспектное, многоуровневое понятие, представляет собой урегулированность общественных отношений, участниками которых могут выступать физические лица (граждане и др.), различные органы всех ветвей государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, объединения граждан и т.д.

Правопорядок означает также идею, требование и систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности), правопорядок означает следующее:

• наличие в обществе и государстве правового массива подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве;

• наличие и действие принципа иерархии по юридической силе в подсистеме подзаконных нормативных актов;

• полное и точное соблюдение, исполнение и использование конституционных положений и норм права российскими гражданами и лицами без гражданства. Правопорядок включает осуществление и реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права: органами всех ветвей государственной власти, органа-

Соискатель Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина.

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

ми местного самоуправления, объединениями граждан, должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами; • всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива подзаконных нормативных актов.

Упрочение гарантий законности и правопорядка предполагает формирование, создание, развитие и совершенствование законности и правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан. Профилактика законности и правопорядка означает выявление и устранение причин и условий правонарушений, ликвидацию всех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. Система охраны (защиты) законности и правопорядка включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в правоприменении, их немедленное устранение, приведение в действие средств защиты и восстановление права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

Необходимым условием обеспечения режима законности и, соответственно, эффективной правоприменительной деятельности является знание правовых предписаний субъектами права. Правовые нормы неэффективны в той же мере, в какой они неизвестны. Владение содержанием иных социальных норм, помимо правовых, при условии нахождения всех социальных регуляторов в системном взаимодействии может выступать своеобразным гарантом правомерного поведения, задавать единую направленность в оценке явлений.

Если у правоприменителя отсутствуют знания или верные представления о применяемой норме, о нормах, регламен-

тирующих правоприменение, естественно, возможность допущения противоправного акта очень велика. Юридическая неосведомленность правоприменителя может проявляться и в непонимании смысла тех или иных норм, незнании специальных терминов, в особенности содержащих оценочные понятия. Разумеется, одних только знаний для безошибочного правоприменения недостаточно. Правоприменитель может совершать противоправные деяния, хорошо зная требования правовых норм. Никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантом от нарушений законности без профессионального отношения к праву, правовым принципам и нормам. Необходимо еще и желание, готовность придерживаться установленных правил. Такая готовность формируется в силу особой психологической установки правоприменителя, суть которой — в принятии требований закона, квалификации их как справедливых, выполнение которых необходимо. Если такая установка отсутствует, то побудительным мотивом безошибочной работы может являться страх перед санкциями — дисциплинарной, административной, уголовной; критикой со стороны начальства, негативным отношением окружающих и т.д.

Таким образом, одним из условий безошибочного, качественного правоприменения является уважение к праву. Неуважение к праву у правоприменителей может проявляться в отношении к некоторым нормам, регламентирующим правоприменение, как к обременительной формальности, второстепенным и неважным. Для того, чтобы не совершить правоприменительной ошибки, нужно соблюдать все правила, установленные соответствующим нормативным актом. Для правоприменителей не может быть деления этих правил на важные, которые необходимо во всех случаях выполнять, и второстепенные — от которых можно отойти в интересах дела.

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.