Научная статья на тему 'Вышивание, как средство развития художественно- эстетического восприятия и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста'

Вышивание, как средство развития художественно- эстетического восприятия и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОГРАММА / ВЫШИВКА / ТВОРЧЕСТВО / МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Елена Викторовна

Статья посвящена возможностям использования вышивки для развития мелкой моторики и художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Один из видов декоративно-прикладного искусства, доступный детям дошкольного возраста это вышивка. Я сама увлекаюсь вышивкой, поэтому решила, что для развития мелкой моторики рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет полезным научить их вышивать. Чтобы заинтересовать детей искусством вышивки, я принесла свои работы. Появился интерес, возник вопрос: «Как это так красиво получилось?». Рассказала о своих работах и показала, с помощью каких инструментов и материалов можно сделать такую красоту. Для детей дошкольного возраста программ по обучению вышивке в детском саду не существует. Существующие пособия рассчитаны на детей школьного возраста, но и они больше рассчитаны для кружковой работы. В комплексных программах в разделе «Художественный труд» основное внимание уделяется обучению детей работе с бумагой, бросовым и природным материалом. Знакомство с иглой чаще всего ограничивается пришиванием пуговиц. Целью моей работы стало составление программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста, которая смогла бы повысить эффективность обучения детей вышиванию. При создании программы «Волшебная иголочка» опиралась на пособие Н. Сотниковой «Вышиваем вместе с детьми» (Сотникова, Н.А. 2007). Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» направлена на развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей дошкольного возраста и мелкой моторики рук, глазомера. Совместная деятельность способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности Целью программы является развитие творческих и художественных способностей, мелкой моторики рук через обучение вышиванию. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения и развития вышивания в России; дать понятие об основе цветоведения, композиции в вышивке. 2. Учить детей использовать разные виды швов для реализации собственного творческого замысла. 3. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость и творческие способности в процессе самостоятельной работы. 4. Формировать навыки безопасности труда и личной гигиены. 5. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус и чувство гармонии. 6. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Программа «Волшебная иголочка» рассчитана на 2 года обучения: первый год для детей старшей (5 6 лет) группы. Второй год для детей подготовительной (6 7 лет) группы. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут в форме кружковой работы, с подгруппой 5 7 человек. Количество детей в подгруппе обусловлено сложностью работы с иглой, необходимостью видеть всех детей, а также для контроля за соблюдением правил безопасного поведения. Гибкая форма организации детского художественного творчества в совместной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, их желания, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начиная работу с того места, где закончил на предыдущем занятии. Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики, которая подготавливает руку ребенка к предстоящей деятельности. В ходе занятия, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки. Составлен тематический план работы на два года с подбором разных видов швов для детей старшего дошкольного возраста. Предусмотрены как теоретические рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,так и практические занятия: обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, непосредственное вышивание изделий, подготовка и проведение выставок детских работ. В начале работы с детьми запланированы беседы о народно-прикладном искусстве России с целью формирования интереса к народным промыслам. На первых занятиях проводится подготовительная работа: дети учатся переводить рисунок на ткань, подбирать нитки, необходимые для определенной работы, вдевать нитку в иголку. Постепенно переходим к выполнению основной работы, т.е. к вышиванию. На первом году занятий в старшей группе учимся выполнять такие швы, как «вперед иголка», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный». Упражняем в выполнении правильного действия с иглой, которые требуют от детей усидчивости, внимания. На втором году, в подготовительной группе выполняем более трудные швы «петельный», «узелки и спиральки «рококо», в середине учебного года дети учатся вышивать швом «крестик». Он требует от детей развитых математических способностей: необходимом уметь правильно посчитать количество крестиков на схеме и перенести их на ткань «канву». При выполнении шва «крестик» дети должны быть более внимательны, собраны, так как если ошибешься, то рисунок будет неправильным, а значит некрасивым. Но как сияют глаза детей, когда от занятия к занятию получается все лучше и лучше. Анализируя результаты работы с детьми по программе, можно сделать вывод о том, что к концу подготовительной группы дети овладевают определенными знаниями, умениями, навыками, ребенок осознает свои способности, формируются специальные умения, способы самоконтроля. У детей совершенствуется ручная умелость, формируется умение творческого воплощения собственного художественного замысла. Практическим результатом деятельности являются подарки близким на праздники, выставки детских работ в детском саду, участие в городских выставках декоративно-прикладного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вышивание, как средство развития художественно- эстетического восприятия и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Вышивание, как средство развития художественно- эстетического восприятия и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Гаврилова Елена Викторовна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Ключевые слова:

Дошкольники, программа, вышивка, творчество, мелкая моторика

Аннотация: статья посвящена возможностям использования вышивки для развития мелкой моторики и художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Один из видов декоративно-прикладного искусства, доступный детям дошкольного возраста -это вышивка. Я сама увлекаюсь вышивкой, поэтому решила, что для развития мелкой моторики рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет полезным научить их вышивать. Чтобы заинтересовать детей искусством вышивки, я принесла свои работы. Появился интерес, возник вопрос: «Как это так красиво получилось?». Рассказала о своих работах и показала, с помощью каких инструментов и материалов можно сделать такую красоту. Для детей дошкольного возраста программ по обучению вышивке в детском саду не существует.

Существующие пособия рассчитаны на детей школьного возраста, но и они больше рассчитаны для кружковой работы. В комплексных программах в разделе «Художественный труд» основное внимание уделяется обучению детей работе с бумагой, бросовым и природным материалом. Знакомство с иглой чаще всего ограничивается пришиванием пуговиц.

Целью моей работы стало составление программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста, которая смогла бы повысить эффективность обучения детей вышиванию. При создании программы «Волшебная иголочка» опиралась на пособие Н. Сотниковой «Вышиваем вместе с детьми» (Сотникова, Н.А. 2007).

Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» направлена на развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей дошкольного возраста и мелкой моторики рук, глазомера. Совместная деятельность способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности Целью программы является развитие творческих и художественных способностей, мелкой моторики рук через обучение вышиванию.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения и развития вышивания в России; дать понятие об основе цветоведения, композиции в вышивке.

2. Учить детей использовать разные виды швов для реализации собственного творческого замысла.

3. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость и творческие способности в процессе самостоятельной работы.

4. Формировать навыки безопасности труда и личной гигиены.

5. Воспитывать у детей художественно-эстетический вкус и чувство гармонии. 6. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Программа «Волшебная иголочка» рассчитана на 2 года обучения: первый год для детей старшей (5 - 6 лет) группы. Второй год для детей подготовительной (6 - 7 лет) группы. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут в форме кружковой работы, с подгруппой 5 - 7 человек. Количество детей в подгруппе обусловлено сложностью работы с иглой, необходимостью видеть всех детей, а также для контроля за соблюдением правил безопасного поведения.

Гибкая форма организации детского художественного творчества в совместной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, их желания, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начиная работу с того места, где закончил на предыдущем занятии. Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики, которая подготавливает руку ребенка к предстоящей деятельности. В ходе занятия, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки.

Составлен тематический план работы на два года с подбором разных видов швов для детей старшего дошкольного возраста. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, непосредственное вышивание изделий, подготовка и проведение выставок детских работ. В начале работы с детьми запланированы беседы о народно-прикладном искусстве России с целью формирования интереса к народным промыслам. На первых занятиях проводится подготовительная работа: дети учатся переводить рисунок на ткань, подбирать нитки, необходимые для определенной работы, вдевать нитку в иголку.

Постепенно переходим к выполнению основной работы, т.е. к вышиванию. На первом году занятий в старшей группе учимся выполнять такие швы, как - «вперед иголка», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный». Упражняем в выполнении правильного действия с иглой, которые требуют от детей усидчивости, внимания. На втором году, в подготовительной группе выполняем более трудные швы - «петельный», «узелки и спиральки «рококо», в середине учебного года дети учатся вышивать швом «крестик». Он требует от детей развитых математических способностей: необходимом уметь правильно посчитать количество крестиков на схеме и перенести их на ткань - «канву». При выполнении шва «крестик» дети должны быть более внимательны, собраны, так как если ошибешься, то рисунок будет неправильным, а значит некрасивым. Но как сияют глаза детей, когда от занятия к занятию получается все лучше и лучше.

Анализируя результаты работы с детьми по программе, можно сделать вывод о том, что к концу подготовительной группы дети овладевают определенными знаниями, умениями, навыками, ребенок осознает свои способности, формируются специальные умения, способы самоконтроля. У детей совершенствуется ручная умелость, формируется умение творческого воплощения собственного художественного замысла. Практическим результатом деятельности являются подарки близким на праздники, выставки детских работ в детском саду, участие в городских выставках декоративно-прикладного творчества.

Список литературы:

1. Ананьева, А.Т. Вышивание: Гладь. Ришелье. Аппликация./ А.Т. Ананьева, Т.Н. Лазарева, К.М. Нерода. - М.: Этерна, 2005. - 192с.

2. Горкин, А.П. Детская домашняя энциклопедия/ Гл.ред. А.П. Горкин. - М.: Знание АСТ -ПРЕСС, 1995. - 340с.

3. Сотникова, Н.А. Вышиваем вместе с детьми/ Н.А. Сотникова. - М.: Эксмо, 2007.- 120с.

4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

- 140с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.