Научная статья на тему 'Выразительные средства режиссуры социально-культурной программы'

Выразительные средства режиссуры социально-культурной программы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
790
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выразительные средства / режиссура / социально-культурная программа / expressive means / directing / socio-cultural program

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочкарева Е. Д., Воронин И. И.

В статье рассматриваются выразительные средства режиссуры социально-культурной программы. Социально-культурная программа как вид синтетического пространственно-временного творчества, который для достижения своих социально-ориентированных воспитательных задач, использует выразительные возможности всех существующих видов искусств. В синтезе выразительных средств социально-культурных программ решающая роль принадлежит актерскому мастерству и артистическим искусствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expressive means of directing a socio-cultural program

The article discusses the expressive means of directing a socio-cultural program. The socio-cultural program as a kind of synthetic space-time creativity, which, in order to achieve its socially-oriented educational tasks, uses the expressive possibilities of all existing types of arts. Acting and artistic arts play a decisive role in the synthesis of expressive means of socio-cultural programs.

Текст научной работы на тему «Выразительные средства режиссуры социально-культурной программы»

DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-25-37

Выразительные средства режиссуры социально-культурной программы

Е.Д. Бочкарева1, И.И. Воронин2

1Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: bochkareva.ed@mail.ru

2Орловский государственный институт культуры

302020, г. Орел, ул. Лескова, 15

Orel State Institute of Culture

Leskova str., 15, Orel 302020 Russia

e-mail: academic83@mail.ru

Ключевые слова: выразительные средства, режиссура, социально-культурная программа.

Key words: expressive means, directing, socio-cultural program.

Резюме: В статье рассматриваются выразительные средства режиссуры социально-культурной программы. Социально-культурная программа как вид синтетического пространственно-временного творчества, который для достижения своих социально-ориентированных воспитательных задач, использует выразительные возможности всех существующих видов искусств. В синтезе выразительных средств социально-культурных программ решающая роль принадлежит актерскому мастерству и артистическим искусствам.

Abstract: The article discusses the expressive means of directing a socio-cultural program. The socio-cultural program as a kind of synthetic space-time creativity, which, in order to achieve its socially-oriented educational tasks, uses the expressive possibilities of all existing types of arts. Acting and artistic arts play a decisive role in the synthesis of expressive means of socio-cultural programs.

[Bochkareva E.D.1, Voronin I.I.2 Expressive means of directing a socio-cultural program]

В ходе освоения режиссуры социально-культурной деятельности указывали на значение живого слова всех видов профессионального и любительского искусства, технических средств, наглядных средств, телевидения и рекламы.

Социально-культурная программа как вид синтетического пространственно-временного творчества, который для достижения своих социально-ориентированных воспитательных задач, использует выразительные возможности всех существующих видов искусств.

Специфические выразительные средства являются одной из главных особенностей любого жанра социально-культурной программы, без которых он не может существовать. В практике постановки социально-культурных программ с успехом используются самые разнообразные и современные выразительные средства, владея которыми режиссер-постановщик социально-культурной деятельности может создавать оригинальные программы. Палитра этих выразительных средств постоянно обогащается: на смену давно известным художественным приемам приходят новые технологии, идет взаимопроникновение различных жанров искусств и техническая модернизация, что дает возможность режиссерам обеспечить создание инновационных форм на основе мирового и отечественного опыта.

Одним из ярчайших художественных выразительных средств, активно используемых ранее в массовых спортивно-художественных представлениях и праздниках, является художественный фон. Зародившийся после Великой Отечественной войны и получивший наиболее мощное развитие в 80-е годы, в период перестройки художественный фон практически исчез как выразительное средство. Но на современном этапе он активно возрождается и уже становится не только главнейшим специфическим средством спортивного праздника, но и приходит в различные другие формы социально-культурных программ: театрализованные концерты и шоу-программы, торжественные церемонии открытия праздников, фестивалей и премий самого различного масштаба.

Режиссерско-постановочная группа по созданию социально-культурных проектов с использованием художественного фона на кафедре культурно-досуговой деятельности МГИК создавала такие праздники, как Церемония открытия Кубка мира по спортивной ходьбе (г. Чебоксары, стадион «Олимпийский», 2008 г., 650 участников), 90-летие Иваново-Вознесенской губернии (г. Иваново, стадион «Центральный», 2008 г., 700 участников), открытие стадиона Днепр-Арена к Евро 2012 (Украина, г. Днепропетровск, стадион Днепр-Арена, 2008 г., 3 000 участников), международный конкурс «Евровидение» (г. Москва, с/к «Олимпийский», 2009 г., 700 участников), День города Москвы «Москва, ты всегда молода» (г. Москва, Тверская площадь, 2009 г., 750 участников), Олимпийский марафон «1000 дней до Олимпиады в Сочи» (г. Москва, Красная площадь, 2011 г., 500 участников), День работников сельского хозяйства (г. Москва, КДС, 2013 г., 350 участников), Церемония вручения национальной кинопремии «Золотой Орел» (г. Москва, Мосфильм, 2014 г., 100 участников) Открытие студенческого фестиваля «Весна побед» (Казахстан, г. Алма-Ата, стадион Орталык, 2015 г., 2000 участников), митинг-реквием «Помните!», посвященный 70-й годовщине Великой Победы (г. Чебоксары, 700 участников), Открытие Гран-При Формула-1 (г. Сочи, 2015 г., 500 участников).

Это свидетельствует о том, что масштабность художественного фона 80-х годов, где было задействовано огромное количество участников Московской Олимпиады по 8-10 тыс. человек, ушла в прошлое, но зато художественный фон стал более мобильным и используется теперь на программах самого разного формата. Раскрывая специфику деятельности режиссера-постановщика с таким специфическим выразительным средством, как художественный фон.

Художественный фон - это своеобразный экран-задник на трибунах стадиона или специально-построенных сценических конструкциях, на котором, с помощью различных предметов в руках участников фона (флажки, книжки, веера, гирлянды, пампушки, фонарики, зеркала и т.д.), а также элементов одежды (цветные футболки, бейсболки, манишки, накидки, нарукавники и т.д.) создаются динамичные цветовые картины, дополняющие происходящее на сцене или на арене действие.

При создании художественного фона в социально-культурной программе используются приемы, близкие по стилю к плакатной технике: яркие, простые, символичные рисунки, понятные любому человеку. Смена рисунков и действий художественного фона не только повышает зрелищность того или иного эпизода, эмоционально или смыслово подчеркивая действия артистов, но и может являться смысловыми «мостиками», соединять воедино все номера и эпизоды программы.

Основные функции художественного фона в социально-культурной программе показывают, что за годы активного использования художественного фона были раскрыты его огромные возможности, как яркого и действенного выразительного средства, способствующего образному раскрытию темы и идеи представления. Фон приобрел смысловое содержание и его функции расширились.

1. Фонирующая функция.

Фон, как цветная заставка во время номера, как его дополнительное визуальное сопровождение.

Так, во время танцевальной сюиты на Церемонии открытия XXII Летних Олимпийских игр в Москве (1980 г.), фон сопровождал танцы народов союзных республик, подчеркивая ту или иную национальность колоритным орнаментом.

2. Драматургическая функция.

Фон помогает раскрывать смысловую тему и идею номера (программы). Выполняя свою традиционную роль, фон является активным участником действий, происходящих на поле, площади или сцене. Своими рисунками, плакатами, лозунгами сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывает тему и идею представления.

Так, в прологе праздника открытия VI летней Спартакиады народов СССР (1975 г.), рассказывающего о победе русского народа в Великой Отечественной войне, фон использовался в эпизодах «Вставай, страна огромная», когда на фоновой трибуне возникал плакат «Родина-мать зовет», на этом фоне шел театрализованный уход на фронт; а затем в эпизоде «Они сражались за Родину», когда на поле стадиона военные в касках, плащ-палатках и с автоматами в руках имитировали фрагменты сражений, на художественном фоне возникала большая красная стрелка, которая, приближаясь к фашистской свастике, раскалывала ее на части.

3. Солирующая функция.

Фон выполняет самостоятельную роль в представлении (программе). В ряде эпизодов фон может выступать и в качестве солиста, выполняя главную роль в представлении (программе). Например, в 1977 году во Дворце спорта в Лужниках пролог массового представления, посвященного 60-летию Великого Октября, был целиком построен на художественном фоне. На музыку Г. Свиридова «Время, вперед», исполняемую сводным оркестром, сольную партию вели 2200 участников фона. На живом экране очень красочно, масштабно и динамично (за 3,5 минуты) был показан путь развития страны за 60 лет.

Или на представлении страны-хозяйки на Открытии Гран-При Формула-1 в Сочи (2015 г.) одним из эпизодов было сольное выступление фоновой группы из 500 человек, которые в движении собирали различные картины, символизирующие Россию, Краснодарский край, Сочи, эмблему Формулы-1 и др., выполняя при этом еще поточные спортивные упражнения, что было возможно благодаря то-му, что участники находились не на трибуне, а прямо на автотреке.

4. Техническая функция.

Использование художественного фона, как общего экрана-фона для проецирования слайд- или видеокадров, а также лазерной анимации.

С развитием современных технологий, художественный фон сочетает в себе функции не только живого панно, но и становится «экраном» для демонстрации фото, видео или лазерных картин, позволяя разнообразить визуальный ряд фоновой трибуны представления.

5. Активизационная (активирующая) функция.

Фон, как активные зрители, сопереживающие тому, что происходит на сцене - аплодируют, скандируют определенные лозунги, «болеют» за участников соревнований, запускают «волну». Подобные действия большого и активного состава фонирующей трибуны обычно инициируют других зрителей, побуждая их к активному восприятию и сопереживанию событий.

Например, на Олимпийском марафоне «1000 дней до Олимпиады в Сочи», на Красной площади в Москве, основной задачей фонирующей группы из 500 человек была именно активизация зрителей, так как сцена находилась достаточно близко к зрителям. Участники представляли небольшое количество картин, но активно поддерживали всех гостей марафона, звезд эстрады и спорта, заряжали своей энергией и позитивом зрителей праздника, что было очень кстати, так как во время праздника шел проливной дождь.

Разнообразить эффект этой функции художественного фона можно, если одеть участников в трехцветные костюмы: грудь и спина разных цветов, а рукава белого цвета. Тогда, если в процессе выступления часть участников фона наклоняется вперед, а часть остается в том же положении, то неожиданно для зрителя могут возникать надписи или символы. А белые рукава нужны, так как различные переплетения рук в упражнениях лучше просматриваются на более темном фоне. Иногда, в качестве замены подобной трансформации костюма могут быть добавлены нарукавники, перчатки или разноцветные манишки. Поточные упражнения, выполняемые в таких костюмах, оказываются настолько зрелищными, что могут идти в качестве завершающего номера или сольного выступления фоновой трибуны.

Специфика создания художественного фона в социально-культурной программе.

Типичным для отечественной школы режиссуры социально-культурной деятельности является мозаичный фон. Его отличительная особенность - динамичность в показе любой картины, которая обеспечивается выбранным предметом мозаичной основы. При построении мозаичных рисунков не требуется изменения построения участников, рисунок создается с помощью разноцветных костюмов участников, цветных флажков или других предметов, находящихся в руках. Большая динамичность фона определяется в основном возможностями такого предмета, как фонирующий флажок, и спецификой действий большой массы участников.

Эффект зрительского воздействия мозаичных рисунков в большей степени зависит от элемента внезапности и разнообразия приемов демонстрации картин фона.

Для выполнения мозаичных рисунков художнику необходимо иметь минимум два цвета: один для составления самого рисунка, другой для его фона. Это может быть достигнуто одним двусторонним флажком. Естественно, что, чем больше флажков имеет участник фона и чем богаче их цветовая палитра, тем ярче, многоцветнее, разнообразнее будут демонстрируемые картины. Однако, при этом, флажков не должно быть слишком много, чтобы не затруднять их поиск и не усложнять работу участников фонирующей трибуны, что может привести к частым ошибкам.

Фонирующий флажок – это основной предмет, с которым работает участник фоновой трибуны. Обычно он сшивается из двух разных кусков материала 50x50, а для удобства использования и прочной натяжки флажка по бокам прострачиваются специальные карманы, куда вставляются деревянные или пластиковые палочки. Держа за эти палочки, участник имеет возможность равномерно натянуть флажок, что очень важно для создания целостной картинки фона.

Обычно число флажков у участника колеблется от 4-х до 7-и. Чаще всего используют следующие цвета: красный, белый, черный, голубой, желтый, зеленый. Могут быть добавлены оранжевый и синий, коричневый и салатовый, розовый и фиолетовый. Иногда изготавливаются золотисто-серебряные флажки из синтетической пленки.

Компоновка цвета на флажках также имеет большое значение. Желательно иметь 1-2 флажка с контрастными цветами, например, красный-белый, белый-синий, оранжевый-зеленый. Это позволит обходиться одним флажком при показе быстроменяющихся двухцветных картинок, например, при написании лозунгов на фоне. Многократная и быстрая смена цветов одного флажка не только легче для участников, но и повышает точность показа.

Помимо флажков, в работе художественного фона используют и некоторые другие предметы, например, двуцветные веера, небольшие цветные или блестящие гирлянды, цветные платочки, фанатки для чирлидинга, фонарики и др. предметы, легко сочетающиеся с флажками.

В практике выступлений художественного фона успешно использовались маленькие зеркала. При показе таких картинок, как солнце, золотая звезда, река и др., участники могли пускать солнечные зайчики, создавая эффект сверкания.

Так же оригинальный прием использования такого необычного фонирующего предмета, как факел, был применен на Митинге-реквиеме в честь 70-летия Великой Победы в г. Чебоксары. Более 700 участников фона зажигали специальные безопасные факела под песню «Бухенвальдский набат» и подсвечивали ими свои лица. В какой- то момент лица исчезали, так как участники загораживали факела специальными заслонками, а потом внезапно возникали вновь, создавая ощущение миллионов погибших, возникающих из ниоткуда, из темноты и уходящих в темноту.

На представлениях, проходящих при искусственном освещении, для показа некоторых картин используются флажки, окрашенные люминесцентными красками. Такие флажки могут светиться под воз¬действием лучей специальных ламп ультрафиолетового цвета (ПРК) и создавать при этом удивительные горящие надписи, изображения и символы.

Такая многофункциональность художественного фона при создании зрелищных программ успешно способствует раскрытию замысла режиссеров, идейно-тематического содержания представления.

Все это помогает раскрывать огромные возможности художественного фона как уникального выразительного средства, которое вновь возрождается к жизни уже на современном этапе с возможностями использования новых технических средств и оригинальных приемов.

В неразрывном единстве выразительных средств социально-культурно-досуговой программы проявляется диалектика общего и особенного в художественно-творческом синтезе формообразующих связей между главными элементами, среди которых необходимо особо выделить: сценарно-литературные, музыкальные, пластико-хореографические, художественно-оформительские, актерско-артистические (исполнительские).

Сценарно-режиссерская основа социально-культурной программы обладает одним непременным свойством - она должна быть авторская, и лучше всего, если автором является сам режиссер-постановщик, точно знающий цели и задачи, стоящие перед ним и его программой. В этом случае процесс создания сценария протекает плодотворней, а шансы на успех выше. Профессиональные драматурги никогда не писали, теперь не пишут, и в будущем, думается, не станут создавать специальных произведении для творческой деятельности режиссеров-постановщиков социально-культурной деятельности, ибо это - совсем другая плоскость творчества и другая профессия. Сценарий социально-культурной программы пишется, прежде всего, в расчете на живое человеческое слово, на доверительное, откровенное, искреннее, радушное общение исполнителя, открывающего, проводящего и завершающего программу. Такой артист - мастер конферанса при помощи продуманной, эффектно составленной литературной основы, способен из одного и того же набора номеров создать несколько тематически разнонаправленных культурно-досуговых программ. Проза литературы, как и проза жизни, со всеми ее сложностями, конфликтными ситуациями, горестями и невзгодами, не может являться определяющей для действия, развивающегося перед глазами зрителей любой социальной категории, которые пришли посмотреть культурно-досуговую программу - произведение «легкого» жанра. Люди должны отдыхать и веселиться, радоваться и смеяться, а на такую, столь важную задачу, обязаны быть сориентированы исполнители всех номеров, входящих в тематическую программу. Сюжетная социально-культурная программа требует сценарной разработки каждого, отдельно взятого номера, миниатюры, инсценировки, эпизода, через которые пройдет сквозная линия сюжета, действия героев и всех персонажей.

Особую роль в социально-культурной программе играет инструментальная музыка всех жанров, и не только из-за того, что она сама по себе создает нужное настроение, приятную или праздничную атмосферу программы, служит фоном, сопровождением или аккомпанементом для выступлений исполнителей, формирует стилевое единство при жанровом разнообразии досугового проекта в целом, но и по причине наличия и развития в ней особой музыкальной эмоциональной наполненности, художественной образности, бессловесной содержательности. Музыка, наряду со словом, - идеальный связующий материал для синтетического объединения всего конгломерата выразительных средств, находящихся в руках постановщика. Связь искусства инструментальной музыки с искусством слова, ее синтез с поэзией породили множество вокальных жанров.

Многосторонние связи музыки с пластикой, с движением чело¬веческого тела стали не просто естественными для всех видов танца, но обязательным, жизненно необходимым условием для него - само существование жанра танцевальной музыки. Танцу необходимо со¬гласовывать свою структуру со строением, с содержанием и формой музыкального произведения, если постановщик избирает для постановки тематического или действенного танца готовую музыку. При постановке дивертисментного танца его связь с музыкой несколько меняется, соотношение мелодического и ритмического начал формируется в зависимости от потребностей танца, которому от музыки прежде всего необходима ее эмоционально-ритмическая основа, динамичный характер и темперамент инструментовки. Номера, построенные на основе актерского искусства, на мимике и изобразительной пластике пантомима (и, прежде всего, классической), часто для достижения художественного эффекта обходятся вовсе без музыки или используют ее в качестве музыкального фона. Наиболее органически тесно связан с музыкой классический танец, благодаря чему он обладает особым качеством эмоционально-психологической выразительности и воздействия на публику.

Музыка легко входит составной частью во все синтетические соединения пространственно-временных видов сценических искусств, со всеми их многообразными жанрами, в результате чего у постановщика культурно-досуговых программ появляется возможность использовать в своей работе: симфоническую музыку, оперную музыку, балетную музыку, музыку для драматического театра, цирка, оперетты и музыкальной комедии, киномузыку, телеэкранную музыку и все другие виды, формы и жанры музыкального искусства (Жаркова, 2021).

Немаловажную роль в технологических процессах формотворчества культурно-досуговых программ играют пространственно-изобразительные виды и жанры искусства. Живопись, графика, скульптура - наряду с пространственно-выразительным искусством архитектуры (Бочкарева, Воронин, 2021б). Творчество постановщика социально-культурных программ включает технологии этих искусств в число синтезированных им элементов, вводит в общий творческий процесс сценического синтеза, поручая им оформительско-декорационные функции, решая с их помощью сценографические задачи. Режиссер-постановщик обязан сам, до мельчайших подробностей, продумывать сценическое оформление своих программ, чтобы оно синтетически органично решало общие творческие задачи, стало неотъемлемой частью единого художественного целого. Живописный облик социально-культурной программы должен «работать» не сам по себе, а в синкретически-неразрывной связи с содержанием, с темой, идейной направленностью, сюжетом, выражать мировоззренческую и творческую позицию автора, быть созвучным его мыслям. Оформление должно производить благоприятное впечатление на зрителя своей красотой, изяществом пространственных решений, продуманностью цветовой гаммы, гармоничными соотношениями света и цвета, музыкальностью архитектонических и живописных решений, динамичностью и зрелищностью перемен (Жарков, 2018). Помимо этого, постановщик в планировке сцены должен учесть её акустические свойства, которые легко нарушить неверным расположением декораций, для танцоров оставить свободное пространство, чтобы они могли в полной мере продемонстрировать лучшие качества своих танцев, для хоров приготовить станки, для артистов цирка предусмотреть возможности «подвесов» так, чтобы они не задевали световых софитов и микрофонных линий - для всех важна сцена и обо всех постановщик должен позаботиться.

Очень часто, при неимении возможности создать достойное художественное оформление социально-культурной программы, постановщик прибегает к помощи сценических костюмов творческих коллективов. В этом случае до тонкостей и деталей продумываются наряды, облачения каждого выхода исполнителя или коллектива на свои номера, за счет чего и создается впечатление «богато украшенной» сцены. Особенно действенным становится этот технологический прием в программах с использованием большого количества массовых коллективов: разножанровых хоров, оркестров, цирковых и танцевальных ансамблей (Бочкарева, Воронин, 2021a).

В синтезе выразительных средств социально-культурных программ решающая роль принадлежит актерскому мастерству и артистическим искусствам. Как бы широко и разнообразно ни применялись в культурно-досуговых программах новейшие технические разработки, мощнейшие световые и звуковоспроизводящие аппараты, феерические спецэффекты - ничто не сможет заменить на сцене живого человека-исполнителя. Постановщик и его исполнители - профессиональные или самодеятельные артисты и актеры являются сердцевиной, основным «элементом» синтеза выразительных средств, главной движущей силой всего творческого процесса постановки культурно-досуговой программы.

Без постановщика и исполнителей никакого синтеза быть не может. Совершенно очевидны особенности творчества исполнителей культурно-досуговой программы (Жаркова, 2018), их отличия от творчества актеров драматического, артистов-певцов оперного, артистов-танцовщиков и балерин балетного театров состоят в том, что от актера-исполнителя досуговой программы требуется высочайший уровень жизненной достоверности, безыскусности, естественности поведения, правды во всем. Возможность и необходимость прямого общения со зрительным залом, все время быть на «крупном плане» не только в условиях сцены, но и прямого контакта «лицом к лицу» с публикой, работая непосредственно в самой гуще праздничной толпы на улицах и площадях, парках культуры и отдыха, спортивных залах, торгово-развлекательных комплексах, ярмарках, молодежных кафе, ресторанах и пр.

ЛИТЕРАТУРА

Бочкарева Е.Д., Воронин И.И. 2021a. Сценарий - основа педагогической технологии обучения социально-культурной деятельности в вузах культуры. - Гуманитарное пространство. Международный Альманах. 10 (2): 129-139.

Бочкарева Е.Д., Воронин И.И. 2021. Фольклор - генезис творческой природы социально-культурной деятельности. - Гуманитарное пространство. Международный Альманах. 10 (5): 554-561.

Жаркова А.А. 2021. Технология подготовки и проведения народных праздников по месту жительства в контексте концепции профессора А.Д. Жаркова. - Антропологическая дидактика. 4 (3): 122-136.

Жарков А.Д. 2018. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для бакалавров, магистрантов, аспирантов, ассистентов-стажеров и докторантов вузов культуры. М.: МГИК. 465 с.

Жаркова Л.С. 2018. Концептуальные подходы к творческой деятельности в мотивационном развитии личности. С. 1-30. В кн. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: коллективная монография. Вып. 18. Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГИК. 149 с.

Поступила / Received: 07.02.2022

Принята / Accepted: 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.