Затрудняюсь ответить
Друпк виды культурных мероприятий
Деятельность кружков народной пе сни/ танцев/традищюшшх ремесел
Тематические концерты/фестивали
Организация народных гулянии и массовых праздников к годовщинам.
Проведение гемаппгеских лекций и экскурсий
Работа военно -патрнотиче ских и ИСТОр1П1еСКГК кружков/клубов
Тематические выставки
О 5000 10000 15000
Рис. 5. Количественное распределение ответов респондентов на вопрос «Какие мероприятия в учреждениях культуры, на Ваш взгляд, больше всего способствуют формированию
патриотических взглядов?», чел.
УДК 379.8
Н. К. Фоменко
РЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЕ
В статье рассматриваются технологии представления реального героя в различных видах культурно-досуговой программы, апробированные автором на протяжении многих лет работы на кафедре СКД КемГУКИ.
Ключевые слова: действие сценическое, иллюстрирование, материал документальный, материал художественный, монтаж, театрализация.
N. K. Fomenko
A REALISTIC CHARACTER IN A CULTURAL ENTERTAINMENT PROGRAM
The article reviews technologies of presenting the realistic character in different types of cultural and social programs approved by the author on the base of Chair of social and cultural activity of Kemerovo State University of Culture and Arts.
Keywords: stage action, illustration, documentary material, artistic material, montage,stage adaptation.
Щ 886
2505 ШШ* >60
■■■ ! 342
11453
Щ 6212
6809
ШШЯЯЁ
7098
Понятие «реальный герой» возникло в теории культурно-просветительной работы в анализе содержания драматургических основ художественно-массовой работы. «Мы часто недооцениваем избирательный или публицистический путь театрализации, при котором не создается собирательный, обобщенный образ героя, а находится реальный герой, наиболее отвечающий предложенным обстоятельствам...» - писал
А. А. Конович [1, с. 116]. Художественнопублицистическая образность, важнейшими социально-педагогическими приемами которой являются персонификация и идентификация, рассматривается исследователями творческого метода театрализации как противоположность обобщающей ассоциативной символике в современных культурнодосуговых программах.
В 70-80-е годы прошлого столетия к такой художественно-публицистической образности обращалось телевидение. Так в 1972 году молодежная редакция ЦТ вывела на экран уникальный проект «От всей души» с ведущей Валентиной Леонтьевой. Цикл передач этого проекта справедливо называли «театром жизни» - реальные люди, реальные судьбы, простые, скромные люди. Но высокий уровень драматургии и режиссуры, незабываемые монологи ведущей Валентины Леонтьевой (словно рожденной для этого проекта) - обеспечили превращение очевидного в невероятное. Этот проект доказывал, что жизнь богата интересными, добрыми людьми, удивительными историями, и убеждал в том, что человек - самая большая ценность на земле.
Уникальное неповторимо, тиражирование уникальных проектов бесплодно. Но отсутствие серьезных научных исследований и художественно-педагогической практики в направлении документально-образной публицистики на телевидении и в культурнодосуговой деятельности серьезно затормо-
зило решение проблемы технологического обеспечения процесса моделирования программ, посвященных реальным героям.
Многолетний анализ художественнопедагогической практики позволяет представить компоненты наиболее распространенной модели таких программ: 1) вступительное слово ведущих программы; 2) танцевальная композиция, заменяющая собой пролог; 3) выступление официального лица (или официальных лиц) с приветственной речью в адрес реальных героев; 4) церемония награждения героев, которые поднимаются из зрительного зала на сцену; 5) концерт в их честь, часто с именными посвящениями отдельных номеров.
Мы не даем каких-либо оценок представленной модели, ее выбор зависит от целого ряда причин, среди которых можно отметить и значимость события, и статус официального лица, выступающего с докладом и награждающего реальных героев, и количественный состав награждаемых, и место проведения торжества и главное - целевые установки организаторов по отношению к героям и зрительской аудитории (а часто и телезрителей).
Однако, опираясь на обобщенный художественно-творческий опыт, можно утверждать, что любая, даже очень хорошая модель, подвергаясь процессам унификации и многократной эксплуатации, превращается в свою противоположность - в стереотип, не имеющий уникальной образности, не обладающий художественно-выразительной силой творческих приемов и, соответственно, требующий обновления.
В социально-культурной практике г. Кемерово в течение многих лет примерно по такой выше представленной модели проводились церемонии чествования победителей в городских конкурсах педагогического мастерства учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и т. д. Но время потребовало обновления
в организации праздничной церемонии, ярких зрелищных сценарно-режиссерских решений для персонификации уникальных человеческих, гражданских и профессиональных качеств подвижников этого благородного труда.
Управление образования администрации г. Кемерово (ГУО) обратило внимание на то, что в традиционной модели церемонии чествования реальных героев невозможно было показать личностно каждого из них и сформировать у зрителей эмоциональноценностное отношение к профессиям учителя и педагога. Полученный нами социальный заказ от ГУО на разработку новой модели церемонии чествования «Сердце отдаю детям» положил начало освоению направления работы с реальными героями в культурно-досуговой программе. В реализации социального заказа участвовали студенты старших курсов специальности «социально-культурная деятельность» специализации «Организация и ведение культурно-досуговых программ» (ОВКДП) Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
В новом проекте ГУО увеличило количество номинаций и их участников, и архитектоника новой модели церемонии чествования была представлена тремя блоками и 16-ю эпизодами:
1-й блок - «Учитель года», 7 эпизодов (по количеству героев);
2-й блок - «Школа года», 5 эпизодов (по количеству школ);
3-й блок - «Детский сад года», 4 эпизода (по количеству лауреатов конкурса).
Исследователи сценарных технологий культуно-досуговых программ обращают внимание на ситуации, когда единичный «факт жизни» может стать предпосылкой темы, сценарного хода, жанра и т. д. Мы в своей сценарно-режиссерской практике убеждались в этом не однажды.
Однако первое личное знакомство с героями будущей программы выявило одну
технологическую проблему - как «рассказать зрителям о них - без них», поскольку победители хотели бы смотреть церемонию чествования из зрительного зала.
Это обстоятельство, которое, казалось бы, возвращало нас в замкнутый круг стереотипов, неожиданно подсказало сценарный ход для первого блока - «Учитель года».
В данном случае было принято решение блок «Учитель года» разработать в жанре театрализованного представления. Обычно сценарист стремится к тому, «.чтобы ведущие не просто несли определенную смысловую нагрузку, а были полноправными действующими лицами представления. Часто за основу создания образа берутся уже знакомые широкой массе персонажи театра, кино, эстрады», - замечают Д. М. Генкин и А. А. Конович [2, с. 76].
По нашему замыслу трое персонифицированных ведущих, меняя маски в семи эпизодах, будут решать задачу поиска на маскараде героев и представления их публике.
Осваивая технологии театрализованного ведения в культурно-досуговых программах, мы всегда опирались на актерскую подготовку студентов, полученную ими на младших курсах. Дилетантизм, имитация сценического действия и общения недопустимы в любой модели ведения, а при ведении в театрализованном образе - тем более. Если бы не оказалось студентов, способных убедительно работать в образах Шерлока Холмса и доктора Ватсона, нам пришлось бы отказаться от этого интересного сценарного хода. Собственно, и отказ школьных учителей в этой и последующих программах участвовать в сценических эпизодах представления объясняется в первую очередь тем, что они адекватно оценивают свои актерские способности.
Мы обратили внимание на то, что боязнь сцены у многих реальных героев проявляется и в их устных выступлениях, и в интервью с ними. Не случайно на подготовительном
этапе ветераны войны и труда, врачи и учителя часто просят ведущих дать им заранее вопросы предстоящего интервью, а иногда и проверить их ответы. Режиссеры и ведущие в процессе общения с реальным героем обязаны обеспечить его комфортное самочувствие на большой сцене.
Так, например, лауреат конкурса -учительница младших классов гимназии -выразила желание включиться в работу над своим эпизодом вместе со студентами, поведав им о своей детской мечте - стать артисткой оперетты. Еще раз «факт жизни» подарил сценаристам замысел эпизода, в основу которого был положен сюжет оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». К репетициям с героиней и ее партнерами мы подключили педагогов по танцу, актерскому мастерству, и мечта учительницы, победителя в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм», осуществилась, на сцене Музыкального театра Кузбасса у нее состоялся двойной праздник.
Первоначальный сценарно-режиссерский замысел проверяется и корректируется после изучения документального материала в так называемом докоммуникативном периоде, который определяет информационнологическую линию всей программы и каждого ее эпизода. В практической работе докоммуникативного периода студенты приобретают навыки поиска, отбора и обработки полученной информации, навыки общения с реальными героями, их коллегами и учениками. Мы хотели бы отметить особую значимость таких встреч для технологического моделирования эпизодов, поиска интересных драматургических и режиссерских ходов и обогащения палитры персонификации героев программы в текстах ведущих.
Следующим шагом в разработке эпизодов с реальными героями является поиск зрелищного эквивалента для отобранной документальной информации.
В. Я. Ратнер в работе «Эстетические проблемы зрелищных искусств», рассматривая понятия «зрелище» и «зрелищность», пишет: «Развитие зрелищных форм самого широкого плана дает возможность под понятием “зрелищность” иметь в виду систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Речь (слово). пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя. Именно так: не перед зрителем, не для зрителя, а на зрителя. Этот терминологический нюанс подчеркивает нацеленность зрелища, каждого его элемента на восприятие и оценку активно действующей коллективностью» [3, с. 8].
В этом случае сценарно-режиссерский ход - бал в честь победителей конкурса «Учитель года» - позволил максимально использовать художественно-выразительную палитру средств искусства в первом блоке театрализованного представления: музыка, пение, яркие маскарадные костюмы, хореографические номера, представляющие реальных героев, между эпизодами и в самих эпизодах, если это было оправдано развитием сюжета.
Но, отбирая художественный материал и синтезируя его с документальным, мы ориентировались на его главную функцию - эмоционально и психологически подготавливать аудиторию к восприятию информации о победителях конкурса, вызывать у зрителей чувство активного соучастия - идентификации. При этом мы опирались на методические требования к соединению документального и художественного материала, которые изложены в работах Д. М. Генкина, А. А. Коновича,
В. Н. Гагина, О. И. Маркова, Е. В. Руденского, А. А. Рубба, А. Д. Жаркова и др.
Важнейшим методом соединения документального и художественного материала является театрализация.
Театрализация как творческий метод культурно-досуговой деятельности предполагает образное решение темы, драматургическую организацию материала и комплексное использование средств художественного воздействия.
Драматургическая организация эпизодов блока «Учитель года» позволила рассматривать часть документального материала как способы борьбы действующих лиц. Когда информация «накладывается» на действие-противодействие, она освобождается от утомляющей зрителей монологичности и, будучи содержательной, доказательной, правдивой, является еще и эмоциональной, наглядной и образной. Что же касается художественного материала, то его включение должно быть оправдано логикой сюжета, чтобы он не выглядел как ряд отдельных концертных номеров.
О. И. Марков определяет сценарий как художественно-педагогическую программу, решающую конкретные практические задачи [4, с. 138].
В праздничной атмосфере, царившей в зрительном зале и на сцене, на которую в этот вечер вышло 416 участников торжества, решалась основная практическая задача проекта - утверждение авторитета профессии учителя и педагога в современном обществе. Группа студентов, которая проводила исследование художественнопедагогической эффективности этого творческого проекта и наблюдавшая за реакциями зрителей, а также группа интервьюеров подтвердили заключение экспертной комиссии о том, что апробация новой модели церемонии чествования победителей конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» прошла успешно.
В течение 8 лет (с перерывом в один год) студенты и преподаватели кафедры СКД КемГУКИ, выполняя социальный заказ ГУО г. Кемерово, проводили церемонию чествования победителей конкурса «Сердце отдаю детям». В структуре этой сложной комплексной программы появились новые номинации, увеличилось количество участников, и перед постановочной группой возникали новые задачи, которые требовали обновления сценарно-постановочных технологий по их решению. Вместо театрализованного ведения программ ведущие стали работать от «своего лица» с референтными группами «журналистов»: телекомментаторов и репортеров. В этих случаях документальный и художественный материал соединялся преимущественно творческим методом иллюстрирования.
Метод иллюстрирования предполагает особую организацию содержания с помощью различных жанров искусства - художественный монтаж. Внесение в документальный материал элементов художественности выполняет роль его эмоционального усилителя. А творческий монтаж выступает как синтез «фактов жизни» и «фактов искусства», как форма организации зрительского восприятия, как форма изменения сценического времени и т. д.
Так, например, представляя учителя курса «Мировой художественной литературы», журналист ведет репортаж с его урока по изобразительному искусству, а на сцену выходит театр моды с коллекцией «Ожившие картины». В другом эпизоде ведущая комментирует работу педагога дополнительного образования на уроке хореографического коллектива и т. д. Моделирование программ с реальными героями в проекте «Сердце отдаю детям», разработка «визитных карточек» педагогов дополнительного образования для городских и областных профессиональных конкурсов позволили нам выявить главную
особенность их сценарно-режиссерских технологий. В большинстве случаев реальные герои выходили на уровень сотрудничества в общении со студентами. Даже те герои, которые хотели, чтобы «о них рассказывали без них», посещая репетиции эпизодов, открывали для нас новые «факты жизни» и тем самым подсказывали студентам интересные сценарные и режиссерские ходы. Разумеется, многое в установлении таких доверительных личностных и творческих контактов зависит от степени развития у студентов гностических и социально-коммуникативных способностей, от умений интервьюера, ведущего беседу, и организатора процесса общения.
В особом ряду стоят культурно-досуговые программы с реальными героями, которые можно было бы объединить названием «Чтобы помнили» или «Сквозь время»: День Победы, День защитника Отечества, а также программы, посвященные людям, которые внесли значительный вклад в развитие науки, культуры, искусства и т. д. Специфику подготовки и проведения таких программ мы изучали со студентами специализации «Постановка и продюсирование культурнодосуговых программ» Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Художественно-публицистическая программа «Нам этот мир завещано беречь!» посвящалась 65-летию Великой Победы. Премьера состоялась в концертном зале КемГУКИ.
Поиск, изучение и отбор документального материала корректировались преподавателями отечественной истории КемГУКИ, сверхзадачей программы в целом. Для нас принципиально важно формирование сверхзадачи на стадии первоначального сценарнорежиссерского замысла.
Мы разделяем мнение театрального режиссера и педагога З. Я. Коргодского о том, что сверхзадача является исходным «горючим» и что очень многое в творческом про-
цессе зависит от того, что художник хочет «бросить» в зал, что хочет сказать зрителю.
«Сверхзадача, - писал Корогодский, -это чувство творца, его духовные, гражданские, эстетические принципы, заряженные страстью. .Сверхзадача - боль и радость, создающие стимулы в работе» [5, с. 358].
Работая над портретами реальных героев Великой Отечественной войны (в том числе и героев кузбасовцев), разрабатывая тексты ведущих, отдельные блоки и эпизоды программы, студенты ориентировались на молодежную аудиторию. В своем первом выходе ведущие программы озвучили сверхзадачу творческого коллектива.
Слово (устная речь) в этой программе о Войне стало самым главным выразительным средством. В различных блоках и эпизодах оно, живое, действенное слово, монтировалось с музыкой, фрагментами из документальных и художественных фильмов (на экране и плазмах). В процессе работы над программой студенты осваивали публицистический стиль речи, который в отличие от информационно-документального обладает большей силой эмоционально-образного воздействия на зрительскую аудиторию. Публицистическую речь «подхватывали» и продолжали концертные номера - художественное слово, пластические композиции.
Движимые сверхзадачей, участники проекта (ведущие, артисты, реальные герои) прокладывали через всю программу ее основную тематическую линию, обращаясь к неоспоримым документам и фактам о великом подвиге нашего народа на фронте и в тылу во имя Победы над фашизмом, создавая обобщенный образ реального героя - народа-победителя в этой страшной и Великой Войне. Эпилог программы посвящался присутствующим в зале ветеранам Великой Отечественной войны - фронта и тыла.
Отзывы ветеранов после программы, наблюдения за эмоциональными реакциями
зрителей, мнения экспертов, прозвучавшие но-публицистических программ» (ДС 03).
на обсуждении премьеры, позволили нам В учебном процессе по этим программам
сделать вывод о том, что сверхзадача, сфор- развиваются и осваиваются студентами тех-
мированная студентами на стадии первона- нологии работы по данному направлению.
чального сценарно-режиссерского замысла, В дискуссиях о национальной идее про-
пройдя через всю программу, достигла цели. блема реального героя могла бы, на наш
Изложенный опыт работы с реальным взгляд, занять одно из приоритетных мест,
героем в КДП позволил автору разрабо- На телевизионных экранах и в культурно-
тать для студентов специальности 071401 досуговых учреждениях нужны встречи
«социально-культурная деятельность» спе- с реальными героями нашего Отечества,
циализации «Постановка и продюсирование способствующие формированию истинных
культурно-досуговых программ» учебные духовных ценностей, пробуждению луч-
программы по предметам «Технология про- ших морально-нравственных чувств. Для
ектирования художественно-публицистиче- эффективного развития этого направления
ских программ» (ДС 01), «Режиссура ху- потребуются новые творческие проекты,
дожественно-публицистических программ» как традиционные, так и инновационные
(ДС 02), «Технология ведения художествен- сценарно-режиссерские технологии.
Литература
1. Организация и методика художественно-массовой работы: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д. М. Генкин, А. А. Конович, Б. Н. Петров и др.; под ред. Д. М. Генкина. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
2. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы: сб. науч. тр. / под ред. Д. М. Генкина. - Л.: ЛГИК, 1983. - 140 с.
3. Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство, 1980. - 134 с.
4. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов культуры и искусств. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2004. - 408 с.
5. Корогодский З. Я. Начало. - СПб.: СПбГУП, К66, 1996. - 434 с.
Literatura
1. Organizacija i metodika hudozhestvenno-massovoj raboty: ucheb. posobie dlja studentov in-tov kul’tury / D. M. Genkin, A. A. Konovich, B. N. Petrov i dr.; pod red. D. M. Genkina. - M.: Prosvewenie, 1987. - 192 s.
2. Teatralizacija kak tvorcheskij metod kul’turno-prosvetitel’noj raboty: sb. nauch. tr. / pod red. D. M. Genkina. - L.: LGIK, 1983. - 140 s.
3. Ratner Ja. V Jesteticheskie problemy zreliwnyh iskusstv. - M.: Iskusstvo, 1980. - 134 s.
4. Markov O. I. Scenarnaja kul’tura rezhisserov teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov: ucheb. posobie dlja prepodavatelej, aspirantov i studentov kul’tury i iskusstv. - Krasnodar: Izd-vo KGUKI, 2004. - 408 s.
5. Korogodskij Z. Ja. Nachalo. - SPb.: SPbGUP, K66, 1996. - 434 s.