УДК 792.077
П.Ю. Ежов
Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом
В статье раскрывается особенность художественно-педагогического метода театрализации в работе с детским коллективом.
Ключевые слова: театрализованное действие, детский коллектив, событие, композиция,
игра.
P.Y. Yezhov
Pedagogical potential of theatrical performance in working with children’s groups
The article is dedicated to the specific features of artistic teaching of theatrical method in the work with children's group.
Keywords: Theatrical performance, children's group, event, composition, game.
Театрализованное действие как яркая зрелищная, активная форма работы с детьми широко используется в педагогической практике. Ее популярность обусловлена близким природе ребенка игровым началом. По своей сути, театрализованное действие является сложноорганизованной игрой, в которой играющий получает наслаждение от самого процесса, тем самым удовлетворяя свои личностные интересы и потребности. Так, в детском саду мы встречаем театрализованное действие в ролевых играх детей, перчаточном кукольном спектакле, праздничных постановках, приуроченных к тому или иному значимому для детского коллектива событию. В начальной школе ученики охотно принимают участие в игровых театрализованных программах, обучаются основам жизненно-необходимых навыков, приобретают ценностные ориентиры. Школьники с удовольствием участвуют в традиционных празднично-обрядовых мероприятиях, торжественных линейках, ток-шоу, КВНах, конкурсных и театрализованных концертах. Театрализованная экскурсия привлекает детей в музеи и библиотеки, а на детское торжество приглашаются игровики-аниматоры. В каникулярное время в детском оздоровительном или трудовом лагере воспитанников организует режиссер игровых программ (старший воспитатель, педагог-организатор, досуговед). И, конечно же, элементы театрализации в той или иной степени встречаются в каждом крупномасштабном детском празднике, шоу, презентации, акции.
Однако при всем широчайшем использовании театрализованного действия зачастую можно наблюдать его неумелое применение, безыдейность мероприятия, несоответствие конкретной детской аудитории (возрасту, полу, количеству детей, уровню развития, физическим и интеллектуальным особенностям, интересам). Порой в ходе таких программ
предъявляются образцы девиантного поведения и антикультуры. Часто выбранные организатором игры травмоопасны, негигиеничны или неэтичны. Актеры-игровики не всегда способны на импровизацию, а культура их речи оставляет желать лучшего. Не учитываются местные условия, временные рамки мероприятия. Игровое содержание минимально, из-за чего программа становится скучной. Так же иногда непонятна логика выбора персонажей, содержания, построения действия.
Эти и другие проблемы особенно остро стоят в провинциальных городах и населенных пунктах, где организаторами театрализованных программ выступают люди без специального (даже порой без педагогического) образования. К сожалению, этот вид педагогической деятельности пока является, с одной стороны, низкооплачиваемым, с другой - требует колоссальных творческих, физических, душевных и временных затрат. Так, в поселке Новая Ляля (300 километров севернее Екатеринбурга) на курсах повышения квалификации работников культурно-досуговых центров в группе обучающихся из 30 человек был лишь 1 специалист, много лет тому назад закончивший училище культуры. Организаторы с педагогическим образованием (которых тоже очень мало в данной сфере) часто переносят исторически сложившуюся в педагогике авторитарную модель построения урока в игру, которая, кстати, является свободной внутренне мотивированной деятельностью. Как показывает опыт проведения курсов повышения квалификации, педагоги-организаторы сами зачастую пассивны, много записывают теории, но не вступают в диалог, участвуют в тренингах лишь формально.
Суть кадровой проблемы видится в отсутствии в стране целостной системы подготовки режиссеров - детских педагогов (и, возможно, пока еще низком престиже профессии). При этом нисколько не умаляется опыт факультативной подготовки студентов педагогических колледжей и университетов для подготовки их к практике в каникулярное время, работа игровых школ для организаторов досуга, мастер-классы, конкурсы и фестивали ведущих игровых программ. Но они носят фрагментарный, несистемный и кратковременный характер. Система подготовки специалиста, по нашему мнению, должна давать фундаментальные знания и умения.
Отмечается и дефицит специальной литературы. Сегодня в избытке выпускаются брошюры из серии «Чем развлечь гостей», в которых публикуются сомнительные игры, и большая часть описания игры посвящается тому, насколько эта игра интересна. В литературных источниках и сети интернет организаторы пытаются найти «готовые рецепты» театрализованных мероприятий, при этом забывая, что конкретная театрализованная программа ситуативна, уникальна и нуждается в тщательной режиссерской разработке. Учебной литературы по данному направлению крайне мало, порой ее содержание оторвано от практики или специалисту
без специального образования ее трудно понять. А тщательно разработанная в советское время теория театрализации требует педагогического переосмысления в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Анализ педагогической литературы показал, что «театрализация» трактуется как метод обучения детей средствами театра (комплексная система использования всех выразительных средств театра) или воспитания в процессе театральной деятельности, воспитательному воздействию театрального коллектива на личность; как игра в театр, как синоним драматизации; как родовое понятие по отношению к драматизации [4]. Если при таком рассмотрении театрализованного действия условно разделить участников на исполнителей и зрителей, то напрашивается два вывода. Во-первых, если не предполагается присутствие зрителя, т.е. действие построено в форме сценарной игры, в игре задействованы все дети, то творческая активность самих участников весьма ограничена сценарием игры, теряется непредсказуемость, неочевидность ее исхода, что в игре является одним из побудителей активности. Во-вторых, если в театрализованном действии участвует зритель, то ему отводится лишь та доля активности, которая присуща зрителю театрального спектакля как только созерцающего, сопереживающего, сопричастного к действию. В этом варианте зритель не является полноправным участником действия, а выступает больше в качестве объекта воздействия ис-полнителями-актерами. В таком представлении явно не запрограммирована зрительская активность. Зритель в полной мере не становится «со-творцом» происходящего.
Целью данной статьи является анализ художественно-педагогической концепции «театрализованного действия» и раскрытие особенностей театрализованной деятельности в современной педагогической практике.
Словосочетание «театрализованное действие» состоит из существительного «действие» и определяющего его прилагательного «театрализованное». В педагогическом словаре «действия» понимаются как «относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу» [5, с. 65]. Действие может рассматриваться как процесс и как результат этого процесса. Поскольку оно является относительно законченным целенаправленным элементом деятельности, то предполагает его программирование. Действовать - значит «... совершать действия, быть в действии..., оказывать воздействие, влиять» [7, с. 160]. Т.е. действие предполагает действующего, условия действия, сам процесс действия (воздействия), объект воздействия и результат этого воздействия (с заданными критериями).
Термин «театрализовать» понимается в словаре С. И. Ожегова в значении «приспособить или переделать для представления в театре» [7, с. 788]. Однако в педагогической практике театрализация используется не только как «приспособление для сцены», но и является действен-
ным социальным художественно-педагогическим методом, чаще «несценического» характера.
Наиболее целостная, по нашему мнению, художественно-педагогическая концепция театрализованного действия была разработана и обоснована Д.М. Генкиным [3] и А. А. Коновичем [6]. Согласно этой концепции, театрализованное действие рассматривается как организованное массовое действие, в рамках которого организуются аудитория (коллектив, общность), документальный и художественный материал, и эта организация осуществляется по законам драматургии. Театрализованное действие возможно только на основе конкретного события, которое порождает психологическую потребность коллектива (общности) в реализации событийной ситуации. Театрализованное действие также учитывает и конкретные ситуативные условия реализации [6, с. 151].
Проанализируем эту концепцию с позиции сегодняшнего дня как действенный метод педагогической деятельности в детским коллективом. При этом в статье термины «мероприятие» и «действо» будем употреблять в значении театрализованного спектакля, зрелища, то есть в качестве обозначения одной из форм театрализованного действия, если иное не будет следовать из контекста. В настоящее время педагогическая практика насчитывает десятки форм театрализованного действия. И число их постоянно увеличивается. Так, среди детей популярны фестивали искусств и игровые представления, школьные балы и театрализованные линейки. В педагогической практике используются программы - экспромты и конкурсы, требующие длительной основательной подготовки.
Импульс к зарождению замысла театрализованного действия, а затем и его осуществления задает, с одной стороны, конкретная событийность, с другой - психологическая потребность конкретного коллектива в ее реализации. Таким образом, событие, лежащее в основе театрализованного действия, должно быть значимым для данного коллектива. Д. М. Генкин в учебном пособии «Массовые праздники» указывал, что в основу праздника могут лечь только знаковые, переломные моменты в природе и обществе. Такие значимые моменты имеют огромную значимость как для общества в целом, так и для общности людей в масштабах страны, региона, населенного пункта, района, конкретного трудового коллектива (и, конечно же, для детского коллектива). Значимость события увеличивает потребность человека реализовать его в праздничной ситуации, широком праздничном общении, почувствовать свою сопричастность с ним, воссоединиться в праздничном общении с празднующей массой людей [3, с. 53].
Д.М. Генкин акцентирует внимание на «крупномасштабных» событиях, и понятие «человек» выступает в смысле «человечество». События общечеловеческого, всероссийского, регионального, городского и т. д. масштаба могут дать мощный толчок к замыслу и осуществлению дейст-
вия. Если же посмотреть на событие с точки зрения психологии конкретной личности, то для него (если он не окончательный альтруист) его личное событие может иметь большее значение, чем социально-значимое событие вообще. Таким событием, например, является его день рождения. Может ли такое событие лежать в основе действия или праздника? Значимость конкретного человека для данного коллектива переносится на значимость события. И, даже если ребенок еще не адаптировался в данном коллективе, то праздничное мероприятие может помочь ему «влиться» в коллектив. «Выпадающий» из коллектива ребенок, как показывает практика, после праздничного мероприятия (педагогически-грамотно организованного его дня рождения), начинает больше общаться с другими детьми, приобретая новых друзей.
Значимые события создаются искусственно. Огромное число таких примеров мы встречаем в школьной и внешкольной педагогической практике (конкурсные программы, тематические дни, встречи с интересными людьми). На создание событий ориентируются, в том числе, и еуеШ-технологии. Событие, как ментальное, субъективное, формируется в процессе идеологического, педагогического и других воздействий на личность, но принимается в процессе внутреннего осмысления. Из вышеприведенных рассуждений мы делаем выводы: во-первых, импульс для театрализованного действия задает значимое для данного детского коллектива событие (значимость которого можно целенаправленно сформировать и «укрупнить»), во-вторых, такое значимое событие может вызвать психологическую потребность у данного коллектива к ее реализации. Событие нужно создать.
Другим стимулятором активности участников театрализованного действия выступают неповторимость, уникальность программы. Это связано с тем, что мероприятие проектируется для конкретного детского коллектива, для конкретной событийности, для удовлетворения конкретной потребности данного коллектива, конкретной ситуации и «проигрывается» лишь один раз. Исключения составляют лишь программы, рассчитанные на многократное исполнение (прокат). В какой-то мере такая уникальность присуща и театральному искусству, когда хорошие актеры играют спектакль каждый раз как первый. Но цель постановки спектакля - выпуск его в широкий (насколько это возможно) прокат. И поэтому он рассчитан вообще на детей такого-то возраста (а не на конкретный коллектив с его ценностями, менталитетом), и на спектакль можно прийти и в другой день. Театральную постановку можно совершенствовать от одного спектакля к другому. Театрализованное действие же максимально приближено к реальной ситуации, создается для конкретной общности людей, совершается «здесь и сейчас», поэтому постановщик уже не имеет возможности что-либо исправить. За редким исключением театрализованная постановка становится «единичным экземпляром». Яркой иллю-
страцией данного положения может служить постановка новогодних массовых театрализованных программ, которые проходят в центрах культуры и досуга в дни новогодних каникул. Число представлений колеблется от 30 до 40. И наибольшей яркости, слаженности, динамичности представление достигает приблизительно к восьмой программе. Затем опять может наблюдаться естественный спад (в силу усталости, непро-фессиональности детей-актеров). Поэтому подготовка к единичному театрализованному мероприятию должна проводиться самым тщательным образом.
Действие становится театрализованным только в том случае, если оно принимает форму диалога, и не только диалога исполнителей между собой, но и диалога исполнителей со зрителями (в данном случае слово «зритель» употребляется исключительно для понятности изложения, поскольку в театрализованном действии зритель, как уже отмечалось выше, становится полноценным участником, со-творцом действия). Зрительская аудитория уже рассматривается не как группа отдельных людей, а как качественно новое образование, коллективная общность. В коллективной общности объединяются отдельные люди или их различные группы на основе совместной психической деятельности, и их объединение может носить постоянный или временный характер [3, с. 69]. Очевидно, что такое мероприятие может осуществляться для какого-либо конкретного коллектива (школьного класса, детского отряда), но так же зрелищная действенная ситуация может и организовывать такое временное объединения (как это бывает, например, на открытых дворовых и площадных праздниках). Зрители поощряются за бурное выражение своих эмоций. Эмоциональный отклик на происходящее каждого из участников действия многократно усиливается эмоциональными реакциями остальных участников. Одновременная совокупность таких откликов, коллективное эмоциональное реагирование, заражение друг друга эмоцией вызывает «эмоциональный резонанс» [3, 6], порождая своеобразный (восторженный или другой) психологический климат и способствуя осознанию каждым отдельным участником своей причастности к общему торжеству.
При подготовке мероприятия организатор программирует побуждение и развитие эмоциональной активности участников, направление ее в нужное русло, спады и подъемы, ее пик в кульминации действия. Находясь в составе празднующей массы, человек частично утрачивает критическое отношение к происходящему, подвергается групповой внушаемости. Коллективная эмоция заражает участника смехом или возмущением, восторгом или скорбью. В свою очередь, коллективная реакция возникает как переданная от одного человека к другому, увеличиваясь и порождая коллективную эмоцию [3, с. 76]. Особое настроение радости, торжества, праздника, оптимизма многократно усиливается в массовом действии.
Как уже отмечалось ранее, при проектировании мероприятия необходимо составить точный «портрет» детского коллектива (возраст, пол, особенности, интересы и т. д.). Особые трудности вызывает смешанный коллектив детей. И тогда представляется правильным ориентироваться на более старшую или более активную группу. Превращаясь в «сообщников» исполнителей-актеров, старшие могут увлечь за собой младших. Так, при проектировании одного из уличных праздников для детей дошкольного и младшего школьного возраста было принято решение создать совместные команды из детей и родителей. Задания командам давались такие, с которыми дети бы сами не справились. В свою очередь, родители без участия детей тоже не стали бы выполнять их. Но в данной ситуации, «играя роль» добросовестных родителей, папы и мамы, совместно участвуя в выполнении заданий, увлекли детей, отчего все участники получили огромное удовольствие (а организаторы отметили положительный педагогический эффект).
В общем смысле театрализованное действие допускает постоянное изменение зрительской аудитории, особенно если мероприятие открытое. В частности, на начало уличного праздника собирается не всегда много зрителей. Затем «подтягиваются» остальные. Напротив, те, кто пришел вначале, могут уйти через какое-то время. Изменяемость зрительской аудитории характерна для многоплощадных праздников. Поэтому театрализованное действие, как правило, предполагает несложный, но яркий, «плакатный» сюжет. Для наибольшего привлечения участников действа организаторы перед началом мероприятия планируют проведение игрового блока.
Одной из основных, специфических черт театрализованного действия является вовлечение участников в активную деятельность, в процессе которой «размываются» четкие границы между актером и зрителем. Из зрителей-слушателей, зрителей-наблюдателей участники превращается в «актеров». Они выполняют несложные сценические задачи, заложенные замыслом организатора; становятся исполнителями песен, танцев, участвуют в индивидуальном и массовом действии. Из пассивного наблюдателя зритель превращается сначала в заинтересованное лицо, испытывая потребность в участие. А затем он становится полноценным участником [6, с. 138].
На начальном этапе активизация происходит при формировании значимости события (его «укрупнения»). Причем, значимым событие должно стать для всех, кто так или иначе связан с мероприятием. Задолго до мероприятия начинается работа с родителями по анонсированию события, объяснение их задач, побуждение их к подготовке. Родители, осознав свою сопричастность, тоже могут выдвигать инициативы. Кроме того, воспитание - процесс совместный, в который должны быть включены не только «школа», но и «семья». Осознание своей сопричастности необ-
ходимо еще и потому, что на родительские плечи, в определенной мере, ложится также и мотивирование детей, и подготовка костюмов, заданий, и обеспечение участия детей в репетиционном процессе, личное присутствие родителей. При личной значимости такого мероприятия, родители, как правило, находят возможность присутствия на нем, планируют время, одежду или наряд, способ поведения.
Значимость события побуждает задействованных в мероприятии педагогов как к личному активному участию в подготовке и проведении, так и к мотивированию детей. На значимое для руководителей учреждения мероприятие изыскиваются необходимые ресурсы, увеличиваются возможности учреждения. Более охотно откликаются спонсоры и партнеры. Средства массовой информации могут использовать такое событие для создания интересных сюжетов. Информация и рекламная компания формируют определенное общественное мнение и социальнонравственную атмосферу вокруг события. Освещение события также является мощным средством активизации. Крупное событие является полем взаимовыгодного сотрудничества с известными и влиятельными людьми.
Особой формой активизации детей выступает их активное привлечение к сотворчеству в создании замысла мероприятия и его подготовке. Активное участие мотивирует их к интересным и продуктивным репетициям, осознанному выбору костюмов, музыкального материала и оформлению места действия. Рождается самодеятельность в самом широком смысле. У детей формируется предвосхищение, активное ожидание события и, соответственно, мероприятия. Будущие участники готовят конкурсные задания, поделки, выступления, участвуют в лотерее. Некоторые мероприятия приурочены к окончанию определенного значимого этапа деятельности и развития ребенка, достижению определенных результатов. В этом смысле ожидание, предвосхищение события также стимулирует учебную и иную деятельность. Поэтому при проектировании мероприятия необходимо целостно использовать огромный педагогический потенциал его кануна.
После окончания мероприятия активность участников не заканчивается. Во-первых, она проявляется в последующей будничной жизни. Заложенный праздничным мероприятием заряд эмоций, духовных и физических сил способствует дальнейшей продуктивной социальной, бытовой, учебной, игровой и другой деятельности ребенка. Педагогическое воздействие театрализованного действа выражается еще и в готовности ребенка к более активному участию в следующем празднике, в роли еще более активного участника, а не зрителя. Во-вторых, переходя на внутренний, более глубокий психический уровень, она может продолжаться всю жизнь в качестве воспоминания и переживания личностно-значимого события вновь и вновь. Такие праздничные события формируют богатый эмоциональный опыт личности, что лежит в области педагогических за-
дач. Поэтому большое значение нужно уделить тем предметам, которые вбирают в себя образ мероприятия: фотографиям, видео-версии события, памятным сувенирам, благодарственным письмам. Выражение благодарности участникам и организаторам действа стимулирует их интерес к дальнейшему сотрудничеству-сотворчеству.
В технологической фазе театрализованного действа педагогически программируются вербальная активизация, физическая активизация, художественная активизация [6, с. 140-141]. В этом смысле активизация возможна только в том случае, если принимает форму игры. И не столько игры актеров-исполнителей, сколько игры всех участников действа. Игра, по сути, всегда является действием. Она выступает как универсальный механизм превращения зрителя массового действа в участника. Театрализованная игра, как резонатор, усиливает переживания личности и преобразует их в эмоциональный праздничный настрой. Г.Н. Волков в учебном пособии «Этнопедагогика» называет празднично-игровую культуру «педагогикой в действии», «самой эффективной практической педагогикой», «материализованной сказкой». В игре все средства используются в гармоничной системе, в слаженном единстве. В ней все элементы взаимосвязаны: и песни, и танцы, и загадки, и сказки [2, с. 54]. Игра дает возможность зрителю почувствовать себя в различных ролях, сыграть положительного супергероя, от активности которого многое зависит [6, с. 33]. В театрализованном действе практическое и игровое действие сливаются воедино, поскольку оно по природе своей условно, символично и образно. Оно является переводом значимых событий на язык игровых действий (символов, ритуалов и обрядов) [3, с. 45].
Как и в игре, участникам действа предлагается особый тип поведения. В соответствии с правилами игры, условное действие участников воспринимается всерьез. Такое поведение обеспечивает многозначность праздничного общения, снимает возможность утилитарного подхода к празднику.
Игровое действие тщательным образом продумывается и программируется. Его масштабы должны быть четко определены и использованы в «необходимом и достаточном» количестве. Спецификой игрового взаимодействия игроков является наличие импровизированного действия. Как правило, импровизации становятся самыми яркими и эмоционально запоминающимися. Они делают действо «живым». Чтобы стать удачной, импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена. И тогда импровизационная художественно-творческая театрализованная игра способна превратить зрителя массового действа в участника. Роль партнера в этой игре берет на себя группа исполнителей, либо отдельный импровизатор в образе возможного праздничного персонажа. Инициативная группа или отдельный импровизатор вступают в личное взаимодействие с участниками праздника, втягивая их в своеобразный игровой экспромт,
театрализованную «схватку», соревнование, образуют вокруг себя очаг действия. Только такое театрализованное действо можно назвать театрализованной игрой, в котором персонажи взаимодействуют не только между собой, но и со зрителями [3, с. 100].
Замысел создания педагогического театрализованного действа начинается с мысли автора, которую он стремится донести до участников мероприятия, ради чего он создает данное произведение. Идея лежит в круге тех жизненных проблем, которые волнуют будущих участников программы. Идея должна также соответствовать педагогическим задачам мероприятия, быть близкой мировоззренческим позициям автора. Идея является основой замысла, основной мыслью автора и его авторской оценкой лежащего в основе данного мероприятия события [3, с. 102].
О чем будет рассказано в театрализованной программе, что будет положено в ее основу, формулируется в теме. Тема освещает круг значимых для автора мероприятия вопросов [3, с. 102]. Часто тема представлена в названии программы. Тема также должна быть близкой не только автору программы, но и определяться кругом вопросов, волнующих аудиторию, то есть быть личностно и социально значимой. Определяя идейнотематическую основу, автор формулирует, ради чего он взялся за постановку (идея), и о чем он расскажет будущему зрителю (тема) [9, с. 111].
Рассматривая театрализованное действие как педагогическое явление, нужно обратить особое внимание на игру и на практический игровой материал программы. Это, прежде всего, набор тех самых развлечений: игр, конкурсов, лотерей, песен, танцев и т.д., которые наполняют ее игровое содержание, выбор действующих лиц (в том числе и реальных героев), написание игровых диалогов. Все эти составляющие подчиняются, прежде всего, цели, задачам, идейно-тематической основе, особенностям игровой аудитории, характеристикам места проведения, порождающему событию мероприятия. Динамика игр программы выбирается по принципу нарастания степени эмоциональной и физической активности ее участников. Важно жанровое многообразие игр: кричалки, подвижные игры, песни, танцы, фокусы, загадки инсценировки и т. п.
При отборе игрового материала должны быть учтены конкретные характеристики места действия, такие как размеры, естественная и искусственная ограниченность, способ размещения публики, степень закрытости помещения, наличие или отсутствие сцены, построение одного или нескольких очагов действия, время года и время суток, естественный интерьер или рельеф, необходимость оформления. Также важны технические характеристики: возможности использования звуковой и световой аппаратуры, наличие или возможность применения зрелищных технических средств.
Активизацию зрительской аудиторию создает театральная природа театрализованного действия, которая предполагает образно-смысловой
ход, композиционное построение, законы возникновения и развития игрового конфликта, наличие ярких образов. С помощью образносмыслового обыгрывания сценария выстраивается конкретная выразительно-пластическая линия идеи мероприятия [9, с. 111].
Движущей силой любого действия выступает конфликт. Но, с другой стороны, праздничная ситуации в принципе противоположна конфликтной. Как отмечает Д.Н. Аль, темы некоторых сценариев вообще исключают конфликтную основу, или такой конфликт весьма условен. Например, в народные праздничные обычаи встраиваются шуточные, мнимые конфликты. Они пародируют несогласие в будничной жизни, порождая шуточную конфликтную ситуацию [1, с. 55]. В театрализованном действе побудителем действенности выступает игровой конфликт: ведущего и одного или группы игроков, конфликт равных по численности сторон, ловушки, споры, игровые диалоги, шуточные споры персонифицированных ведущих. Решением конфликта в программе может быть преодоление препятствий, противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Как отмечает Д.Н. Аль, большинство сценариев театрализованных мероприятий построено не на драматургическом конфликте, а на тех или иных режиссерских и постановочных приемах: театрализованном конферансе ведущих, выступающих от имени выбранных образов или от своего имени, сквозных элементах художественного оформления, внешней символике праздника [1, с. 57]. В современных театрализованных программах часто применяется тематическая канва, например театрализованный конкурс «Книга рекордов» или шоколадная вечеринка «Все в шоколаде».
Сюжет театрализованного действа понимается как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. Как отмечает А. Д. Чечетин, сюжет состоит из набора ситуаций, в которых участники получают возможность проявить свое остроумие, смекалку, литературные и музыкальные способности, показать эрудицию. Поскольку функция сюжета в театрализованном действии сильно ослабляется, то главным организатором художественного, фактического и игрового материала выступает композиция. Композиция становится в сценарии определяющей [8, с. 109].
Композиционно театрализованное мероприятие выстраивается из эпизодов. С одной стороны, каждый эпизод как единица действия имеет свою композиционную и смысловую завершенность. Он может рассматриваться как отдельное законченное произведение. С другой стороны, эпизод - это часть единого действия. Соединяясь, они несут художественную, эмоциональную и смысловую нагрузку [1, с. 52]. Эпизоды выстраиваются в соответствии с нарастанием эмоционального воздействия на участников.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что природа художественно-педагогического метода театрализации действенна. Как сложноорганизованная игра, она должна увлечь, захватить, а затем активизировать
всех участников действа. Без активного действенного включения всех участников мероприятия в игровое действие, оно превращается в зрелище. Зритель в массовом зрелище пассивен. Он может только наблюдать за происходящим, возможно, переживать или оставаться холодным. Но сам повлиять на ситуацию он не может.
Примечания
1. Аль Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие для студентов ин-та культуры. Ленинград, 1988. 65 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1975. 140 с.
4. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: пос. для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». М., 1997. 27 с.
5. Коджаспиров Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д: Март, 2005. 448 с.
6. Конович А.А. Театрализованнме праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 7000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус.яз., 1990. 921с.
8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
9. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 288 с.