Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ОСНОВ ПОСТАНОВКИ СПОРТИВНО-БАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ И ПРОГРАММ'

ОСОБЕННОСТИ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ОСНОВ ПОСТАНОВКИ СПОРТИВНО-БАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ И ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

316
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТЬ / ТАНЕЦ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / СПОРТИВНО-БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / КОНКУРС / СПОРТИВНО-БАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ПРОГРАММА / СПОРТИВНО-БАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЕ ОСНОВЫ / ДРАМАТУРГИЯ / ПОСТАНОВКА / SINGULARITY / DANCE / BALLROOM DANCING / COMPETITION / BALLROOM COMPETITION / PROGRAM / BALLROOM PROGRAM / SCENIC AND DIRECTORIAL BASES / DRAMATURGY / STAGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Евгений Геннадьевич

В статье определяется раскрытие и характеристика понятий «особенность», «сценарно-режиссерские основы», «культурно-досуговая программы», «спортивно-бальные танцы». Выявляются особенности сценарно-режиссерских основ каждого вида спортивно-бальных конкурсов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ОСНОВ ПОСТАНОВКИ СПОРТИВНО-БАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ И ПРОГРАММ»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ■ ■ ■

ОСОБЕННОСТИ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ ОСНОВ ПОСТАНОВКИ СПОРТИВНО-

БАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ И ПРОГРАММ

Смирнов Евгений Геннадьевич

магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета

город Москва

Аннотация. В статье определяется раскрытие и характеристика понятий «особенность», «сценарно-режиссерские основы», «культурно-досуговая программы», «спортивно-бальные танцы». Выявляются особенности сценарно-режиссерских основ каждого вида спортивно-бальных конкурсов и программ.

Abstract. The article defines the disclosure and characterization of the concepts of "feature", "scenic and directorial basics", "cultural and leisure programs", "ballroom dancing". The features of the scenic and directorial foundations of each type of ballroom competition and programs are revealed.

Ключевые слова: особенность, танец, бальные танцы, спортивно-бальные танцы, конкурс, спортивно-бальный конкурс, программа, спортивно-бальная программа, сценарно-режиссерские основы, драматургия, постановка.

Keywords: singularity, dance, ballroom dancing, ballroom dancing, competition, ballroom competition, program, ballroom program, scenic and directorial bases, dramaturgy, staging.

Особенности сценарно-режиссерских основ постановки спортивно-бальных конкурсов и программ выявляются в раскрытии понятий: «особенность», «сценарно-режиссерские основы постановки спортивно-бальных конкурсов и программ».

Особенность - характерное, отличительное свойство кого- или чего-нибудь.

Сценарно-режиссерские основы постановки культурно-досуговых программ равнозначны сценарно-режиссерским основам постановки спортивно-бальных конкурсов и программ, так как спортивно-бальные конкурсы и программы являются формами культурно-досуговых программ. Сценарно-режиссерские основы постановки культурно-досуговых программ включают в себя понятия: «культурно-досуговая программа», «сценарно-режиссерские основы постановки».

Культурно-досуговая программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию [5, с. 339]. Культурно-досуговая программа - это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования. Культурно-досуговая программа имеет определенную структуру, все элементы которой подчиняются общему ее назначению: цель, средства достижения цели, объект и субъект воздействия, кадровое и материально-техническое обеспечение и конечные результаты.

Сценарно-режиссерские основы постановки подразумевают в себе сочетание двух понятий -драматургии и режиссуры.

Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и так далее. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы [5, с. 342].

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ:

• исходным материалом культурно-досуговой программы являются реальные факты и события;

• концепция культурно-досуговой программы ограничивается значимыми событиями;

• в культурно-досуговых программах творчество драматурга носит коллективный характер;

• драматургия культурно-досуговых программ методична и может носить документальный характер;

• в культурно-досуговых программах используются различные драматургические средства;

• в культурно-досуговых программах герои — реальные конкретные люди в образе;

• в культурно-досуговых программах цель драматурга показать идеальную ситуацию, которая будет не только на сцене, но и в реальной жизни.

Культурно-досуговая программа строится на отлично драматургически продуманном сценарии.

В сценарии - подробной литературной разработке его содержания - указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и так далее [5, с. 344]

Сценарий культурно-досуговой программы как драматическое произведение получает свою окончательную форму завершения в процессе режиссуры, который подразумевает сценическую постановку культурно-досуговой программы.

Режиссерско-постановочная деятельность состоит из двух периодов практической работы:

• аналитический;

• организационно-постановочный.

Главная задача аналитического этапа работы состоит в переводе драматического произведения с языка литературного на язык сценического действия, и конечной целью которого является создание режиссерского замысла - режиссерского решения целостного сценического воплощения данного драматического произведения. В этой связи аналитический этап работы включает технологические операции: изучение предлагаемых обстоятельств, заложенных в драматическом произведении - его фабулы, факты, события, эпоху, время и место действия, условия жизни; определение главной идеи и перевод ее в сценическую сверхзадачу, определение событийных кусков и эпизодов их основного содержания и смысла, сквозного действия, бытовую и социальную сущность драматического конфликта, выявление ассоциативных связей текста и подтекста, мотивации поступков действующих персонажей и другое [6, с. 125].

Следующие виды технологических операций включает в себя практический этап режиссерско-постановочной деятельности:

• мизансценирование;

• сценографическое оформление;

• музыкальное обеспечение;

• светотехническое решение.

Под бальными танцами понимается группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях застеленных, как правило, паркетом, в специальной танцевальной обуви. Спортивно-бальными танцы начали называться тогда, когда по ним стали проводиться конкурсы, турниры, соревнования. Появились первые положения и требования к исполнению танцев и к их судейству. Постепенно сформировались критерии оценки постановки композиции, исполнения отдельных элементов и танцевальных фигур, требования к музыкальности и эмоциональности танцоров [2, с. 39].

Спортивно-бальные программы можно классифицировать по двум видам на:

• постановочные спортивно-бальные программы;

• постановочные спортивно-бальные программы [3, с.107].

Постановочные спортивно-бальные программы подразделяются на:

• конкурсные;

• шоу-программы;

• художественно-досуговые.

В учебных спортивно-бальных программах сценарно-режиссерские основы постановки частично используются только в программах для детей 4-6 лет, так как дети в этом возрасте воспринимают информацию образно и ассоциативно. Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки учебных спортивно-бальных программ является применение игрового метода. Постановщик данных программ предлагает детям участвовать в различных танцевальных играх, которые направлены на развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления детей, на развитие моторики и интеллекта. Например, постановщик предлагает детям танцевать, подражая движениям различных птиц и животных.

Особенность сценарно-режиссерских основ постановки спортивно-бальных конкурсов заключается в том, что драматургия используется только при составлении сценарного плана, расписания конкурса. На турнирах существует деление на утренние, дневные и вечерние отделения. Каждое отделение открывается приветственной речью ведущих турнира и парадом участников данного отделения. На межклубных и российских турнирах в каждом отделении любая возрастная группа начинает свои соревнования, а на международных турнирах, на Чемпионатах России, Чемпионатах регионов России, города Москвы и Санкт-Петербурга танцоры начинают соревнования в утреннем или дневном отделении, а в вечернем отделении проходят финальные туры соревнований. Вечернее отделение часто открывается показательными выступлениями: танцевальным шоу-номером или организаторы турнира приглашают известных певцов. Для интереса зрителей и зрелищности турнира составители расписания стараются чередовать соревнования по европейской программе и латиноамериканской программе. Драматургия используется на тематических детских спортивно-бальных конкурсах, на которых проходят различные игры и конкурсы с детьми по мотивам детских фильмов или мультфильмов.

Общей особенностью сценарно-режиссерских основ постановки спортивно-бальных шоу и художественно-досуговых программ является то, что существуют большие и малые формы данных программ, и их сценарно-режиссерские основы постановки значительно различаются.

К большим формам спортивно-бальных шоу и художественно-досуговых программ относятся:

• массовые спортивно-бальные номера;

• спектакли с использованием спортивно-бальных танцев;

• концерты и корпоративные праздники с использованием спортивно-бальных танцев;

• тематические спортивно-бальные программы в танцевально-спортивных клубах, в системе социального танца, в дополнительном образовании.

К малым формам спортивно-бальных шоу и художественно досуговых программ относятся:

• эпизодические номера культурно-досуговой программы с использованием спортивно-бальных танцев;

• шоу-номера, исполняемые на конкурсах по спортивно-бальному шоу (секвею);

• спортивно-бальный шоу-номер в танцевально-спортивном клубе, в системе Рго-Ат, в системе социального танца, в дополнительном образовании.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки массовых спортивно-бальных номеров являются то, что данные номера ставятся на больших площадках, например, в парках, на площадях и стадионах, с участием большого количества исполнителей (приблизительно от 50 до 300 человек). Данные номера создаются для театрализованных представлений, посвященных различным государственным праздникам, для церемоний открытия и закрытия спортивных соревнований различного уровня, культурных проектов и так далее. Например, в театрализованном представлении «Дороги Великой Победы», посвящённом 70-й годовщине Великой Победы, были использованы фрагменты таких танцев, как танго и медленный фокстрот. В церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских Игр 2014 в городе Сочи в сцене первого бала Наташи Ростовой танцоры исполняли номер, построенный на фигурах венского вальса.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки спектаклей с использованием спортивно-бальных танцев является то, что драматургия спектакля раскрывается посредством различных пластических движений, основанных на спортивно-бальной хореографии. В данных спектаклях соединяются такие различные жанры искусства, как танец, актерское мастерство, поэзия и музыка. Примером такого спектакля является постановка американского хореографа-постановщика Талята Тарсинова «Танец Любви». Данный спектакль - это желание показать, что спортивно-бальный танец может быть не только видом спорта, не только выразительным танцевальным жанром, но и театральным.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки концертов и корпоративных праздников с использованием спортивно-бального танцев является то, что в данных программах отсутствует целостная драматургия, концерты и корпоративные праздники с использованием спортивно-бального танцев обычно состоят из спортивно-бальных шоу-номеров, выстроенных в определенную логически продуманную последовательность. Данные программы проводятся со средним количеством исполнителей (примерно от 5 до 30), на площадках среднего и малого размера: небольшие сцены, рестораны, конференц-залы и так далее.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки тематических спортивно-бальных программ в танцевально-спортивных клубах является то, что драматургия этих программ носит развлекательный характер. Эти программы посвящаются различным событиям, например, окончанию соревновательного сезона, когда после проведения программы танцоры уходят отдыхать на каникулы, или празднованию Нового года. Тематические спортивно-бальные программы состоят из конкурса по спортивно-бальным танцам, различных увеселительных конкурсов и показательных выступлений.

Сценарно-режиссерские основы постановки тематических спортивно-бальных программ в системе социального танца и дополнительного образования схожи со сценарно-режиссерскими основами постановки тематических спортивно-бальных программ в танцевально-спортивных клубах, так как спортивно-бальные программы в системе социального танца и дополнительного образования также посвящаются определенным событиям. Например, в системе социального танца тематическая спортивно-бальная программа может быть посвящена юбилею танцевальной школы или студии танца, а в системе дополнительного образования - окончанию учебного года.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки эпизодических номеров культурно-досуговой программы с использованием спортивно-бальных танцев является то, что драматургия эпизода должна соответствовать общему замыслу всей культурно-досуговой программы, при этом она выражается различными пластическими движениями, основанными на спортивно-бальном танце.

Особенностью сценарно-режиссерских основ постановки спортивно-бальных шоу-номеров в танцевально-спортивном клубе, в системе Рго-Ат, в системе социального танца, в дополнительном образовании является то, что танцевальные номера создаются на любую тему, постановщик сам выбирает, о чем хочет поставить номер и придумывает драматургию номера. Драматургия номера может полностью быть авторской, либо номер можно поставить по мотивам какого-либо фильма или литературного произведения. Постановка номера не имеет никаких ограничений в драматургическом и постановочных планах.

Сценарно-режиссерские основы постановки шоу-номеров, исполняемых на конкурсах по спортивно-бальному шоу (секвею) отличаются от сценарно-режиссерских основ постановки спортивно-бальных шоу-номеров в танцевально-спортивном клубе, в системе Рго-Ат, в системе социального танца, в дополнительном образовании тем, что шоу-номера, исполняемые на конкурсах по спортивно-бальному шоу (секвею) ставятся по определенным правилам, которые прописаны различными танцевальными организациями. Например, шоу-номер, исполняемый на конкурсе по спортивно-бальному шоу (секвею):

• должен включать в себя элементы 3-5 танцев из европейской или латиноамериканской программы в зависимости по какой программе проходит конкурс;

• может включать в себя 25% движений из других жанров хореографии;

• должен иметь продолжительность с выходом и уходом танцоров с паркета 3,5 - 4 минуты.

Если исполнители нарушают одно из правил, то главный судья конкурса дисквалифицирует пару. Для предотвращения данной ситуации за день до конкурса главный судья смотрит номера пар, которые будут участвовать в конкурсе, чтобы не было нарушений правил конкурса.

Список литературы

1. Дольгирева, Е.В., Портников, В.И. Техника сценарно - режиссёрской работы. Учебно-методическое пособие. Часть 2. - М.: МГПУ, 2014.

2. Ершова, О.В. История, становление и развитие спортивно-бальных танцев: курс лекций для студентов - М.: МГУКИ, 2011.

3. Ершова, О.В. Понятийно-категориальный аппарат спортивно-бальных танцев и программ: Монография. - М.: МГУКИ, 2011.

4. Ершова, О.В. Современные пластико-хореографические программы: сущность и типология, Педагогика искусства, 2015, №4, С. 163-169.

5. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007.

6. Тихоновская, Г.С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.