Научная статья на тему 'История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике'

История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / INTERNATIONAL AND DOMESTIC DANCE PRACTICE / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / BALLROOM DANCING / СПОРТИЗАЦИЯ / SPORTIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Передельский А.А., Крухмалева К.

В статье отражена авторская оценка и интерпретация основных тенденций современной эволюции бальных танцев. Авторы утверждают, что европейская и латиноамериканская стандартизованные танцевальные программы бальных, а затем и спортивных танцев практически без исключений прошли сквозь горнило американской массовой культуры. Тем не менее их становление происходило в Великобритании. Бальные танцы несколько позже, чем традиционные виды спорта, встали на путь спортизации, который и привел к созданию современных спортивных танцев. Мировая традиция танцевальной практики была крайне избирательно просеяна, доведена до стандарта, культуризована в фокусе образцов, эталонов западного мира и запущена в массовое производство в промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что многолетнее противостояние западной и отечественной танцевальных культур завершилось в сфере спорта полной, но, возможно, в дальней перспективе не совсем окончательной победой Запада. По крайней мере на это хотелось бы надеяться, видя успехи наших спортсменов в ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International and domestic history of dance sport

The article reflects the author's assessment and interpretation of the main trends in the evolution of modern ballroom dances. The authors argue that the European and Latin American standardized ballroom dance programs, and then sport dances, almost without exception have gone through the crucible of American popular culture. Nevertheless, they originated in the United Kingdom. Ballroom dancing took the path of sportization a bit later than the traditional sports, and it caused the creation of modern dance sport. The world dance tradition was very thoroughly screened, brought up to standard, cultivated in the focus of samples, standards of the Western world and put into mass production in the interval between the First and Second World Wars. In the study the authors conclude that longterm confrontation between the Western and domestic dance cultures was finished in the field of sports with complete, but perhaps in the long term not quite final victory of the West. At least, it is to be hoped, seeing the success of our athletes in the twentyfirst century.

Текст научной работы на тему «История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике»

история развития спортивных танцев в мировои и отечественной практике

УДК/UDC 796(091)

Поступила в редакцию 10.09.2015 г.

Доктор педагогических наук, кандидат философских наук

А.А. Передельский1

Аспирантка К. Крухмалева1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

iNTERNATiONAL AND DOMESTIC HiSTORY OF DANCE SPORT

Dr.Hab., Ph.D. A.A. Peredel'skiy1

Postgraduate K. Krukhmaleva1

1 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK), Moscow

Информация для связи с автором: alisa.gorba4eva@yandex.ru

Аннотация

В статье отражена авторская оценка и интерпретация основных тенденций современной эволюции бальных танцев.

Авторы утверждают, что европейская и латиноамериканская стандартизованные танцевальные программы бальных, а затем и спортивных танцев практически без исключений прошли сквозь горнило американской массовой культуры. Тем не менее их становление происходило в Великобритании. Бальные танцы несколько позже, чем традиционные виды спорта, встали на путь спортизации, который и привел к созданию современных спортивных танцев.

Мировая традиция танцевальной практики была крайне избирательно просеяна, доведена до стандарта, культуризована в фокусе образцов, эталонов западного мира и запущена в массовое производство в промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами.

В ходе исследования авторы приходят к выводу, что многолетнее противостояние западной и отечественной танцевальных культур завершилось в сфере спорта полной, но, возможно, в дальней перспективе не совсем окончательной победой Запада. По крайней мере на это хотелось бы надеяться, видя успехи наших спортсменов в ХХ! в.

Ключевые слова: мировая и отечественная танцевальная практика, бальные танцы, спортизация.

Annotation

The article reflects the author's assessment and interpretation of the main trends in the evolution of modern ballroom dances.

The authors argue that the European and Latin American standardized ballroom dance programs, and then sport dances, almost without exception have gone through the crucible of American popular culture. Nevertheless, they originated in the United Kingdom. Ballroom dancing took the path of sportization a bit later than the traditional sports, and it caused the creation of modern dance sport. The world dance tradition was very thoroughly screened, brought up to standard, cultivated in the focus of samples, standards of the Western world and put into mass production in the interval between the First and Second World Wars. In the study the authors conclude that longterm confrontation between the Western and domestic dance cultures was finished in the field of sports with complete, but perhaps in the long term not quite final victory of the West. At least, it is to be hoped, seeing the success of our athletes in the twentyfirst century.

Keywords: international and domestic dance practice, ballroom dancing, sportization.

Введение. Танец, танцевальная практика, без всякого сомнения, выступают глобальным явлением, сопровождающим общество с самых древних ступеней его развития и по сегодняшний день. Глобальность феномена танцевальной практики при этом выражается и в пространственной протяженности, и во временной длительности социального движения, иными словами, танец был везде и всегда. Поэтому порой бессмысленно искать его корни в древней святилищно-хра-мовой религиозно-ритуальной деятельности, хотя в ней танцевальная практика также была представлена, причем представлена повсеместно.

Истоки танца имеют гораздо более древнюю историю: они восходят к древнейшим магическим, тотемистическим и иным ранее религиозным обрядам и ритуалам, в которых танец выполнял не больше-не меньше как наиглавнейшую функцию - играл роль механизма накопления, сохранения и передачи социально значимой информации, то есть являлся информационно-коммуникативным методом и средством. Проще говоря, танец был древнейшей языковой формой, древнейшим языком тела и жеста. В этом смысле танец несоизмеримо более древен, чем любая письменность, как-то веревочно-узелковая или

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

рисунчатая. В этом смысле танец роднит нас с природой, из которой мы вышли, демонстрирует и доказывает наше родство не только с животными и птицами (с их брачными танцами), но даже с насекомыми (вспомним о танце пчел, в котором они передают информацию о направлении и дальности перелета роя).

Цель исследования - исторический анализ развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике.

Результаты исследования и их обсуждение. Танец -это один из самых древних механизмов создания культуры, так как культура рождается, развивается посредством языка, невербальной и вербальной коммуникации. «Язык тела создает тело культуры» - это идея, при всей ее кажущейся эстетической иносказательности, верна и по существу, ибо в танце издревле раскрывается, осуществляется ритуал, ритуалы формализуют обычай, обычаи фиксируют и сохраняют традиции, а традиции, передающиеся из поколения в поколение, и есть «тело культуры».

В танце скрыт глубинный смысл, способный помочь нам разобраться в проблеме или парадоксе его общественной природы, относящемся и к миру искусства и к сфере спорта. Дело в том, что спорт как одна из древних форм состязательности происходит из греко-римских религиозно-ритуальных комплексов. Причем именно мусическое (художественное) начало, если верить древнегреческой мифологии, принцип спортивной состязательности передает гимнастическим играм-агонам, а не наоборот. Однако главное не в том, кто или что кому (чему) что-то передает, а в том, что в древней протокультуре спорт и искусство были если не слиты воедино, то уж точно представлены в общей ритуальной практике, то есть имели общую или даже единую деятельностную основу. Последнее обстоятельство, в свою очередь, означает принципиальную возможность синтеза в будущем того, что уже было слито воедино в прошлом. Поэтому рождение такого синтеза спорта и искусства в лице спортивных танцев было лишь вопросом времени и благоприятной социальной ситуации, назревшей во второй половине ХХ в. нашей эры.

Однако то, что мы показали, касается больше логики, чем фактологии исторического процесса рождения танцев и спортивных танцев как социального феномена. А историческая фактология в данном случае выглядит следующим образом.

Время, период, географический регион зарождения танцев пока не установлены. Вполне ожидаемо, что и впредь это сделать будет невозможно. Зато четко установлены тип и сфера общественной деятельности, изначально активно использующей практикующей танцы. Это религия. В более точном выражении - храмовая религия. Изображения танцующих обнаружены археологами на различных древних предметах, священной и бытовой утвари в Египте, Индии, на Крите, в других регионах. Древнейшие из находок датируются М-Ш тыс. до нашей эры.

Присутствие танцев в древнегреческой агональной практике также неоспоримо: Олимпийские игры в храме Зевса открывались танцем дев уже с VIII в. до нашей эры.

Содержание древних танцев было посвящено религиозной тематике, передающей суть религиозной интерпретации космогонии и космологии (истории божественного происхождения и устройства мироздания). Смысл, эмоциональная и чувственная направленность, телесно-жестовое наполнение позами и движениями зависело от сущности и роли божества, служению которому те или иные танцы предназначались.

Существовали не только женские, но и мужские танцы. Первые в большой степени олицетворяли любовь, вторые -

воинственность, но и те и другие воплощали в себе «служение».

Таким образом, ранняя история танцев имеет четко выраженный религиозно-культовый характер (военные танцы здесь исключением не являются), то есть танцевальная практика в древности ориентирована на ту или иную религию, культ, божество. Эротические, разгульные, развратные танцы также были адресованы божествам, другой вопрос - каким. Поэтому противопоставлять танцы Диониса другим церемониальным танцам, как это иногда делается (С. В. Акуленок, 2003), мы полагаем нецелесообразным и некорректным.

Танцы, которые сегодня являются украшением спортивных танцевальных программ, пришли неодновременно и из разных мест. Медленный (английский) вальс стал преемником завезенного в 1874 г. из США вальса-бостон и вышел на пик моды только к 1922 г., претерпев значительные изменения в 1926-1927 гг. Танец - предшественник танго, эмигрировал из Южной Америки (Аргентины). В Буэнос-Айресе он дважды изменялся, в Париже, адаптируясь к более спокойному европейскому темпераменту, добирая популярность, танец подвергался нападкам со стороны французского епископата, прессы, общественности, медицины.

Происхождение имеющего множество вариаций исполнения и возникшего гораздо раньше вальса медленного фокстрота также имеет американские корни, претерпевшие существенные изменения в 1918, 1919, 1920, 1922 и прочих годах. Венский вальс или его ближайший предшественник родился, как ни странно, не в Вене, а скорее всего в Баварии в период позднего средневековья, а то и во Франции (в тот же период истории). Широкую популярность венский вальс приобрел в конце XVII в., а в первой четверти XVIII в. уже был гоним общественностью за «слишком распутный характер».

Квикстеп стал своеобразным синтетическим ремиксом, быстрой версией медленного фокстрота и чарльстона.

Латиноамериканские танцы, исполняемые в Европе с начала XX в., имеют испано-португальские, индийские и африканские корни, перемешанные в Америке (пасодобль -из Испании и Мексики, джайв - из Северной Америки, самба - из Африки и Бразилии, ча-ча-ча - выходец из американских танцевальных площадок, румба - афро-кубинский танец).

Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного? Вывод вообще-то один, но даже для нас несколько неожиданный. При определенном обобщении получается, что и европейская и латиноамериканская стандартизованная танцевальная программа бальных, а затем и спортивных танцев практически без исключений прошли сквозь горнило американской массовой культуры. И уже не суть важно, что основная стандартизация происходила в Великобритании. Что нам это дает? Пока не знаем. Хотя кое-какие идеи начинают появляться, например, о том, что бальные танцы несколько позже, чем традиционные виды спорта, но по тому же соревновательно-состязательному принципу и в тех же самых странах встали на путь спортизации, который и привел к созданию современных спортивных танцев.

Отсюда следует, что мировая традиция танцевальной практики была крайне избирательно просеяна, доведена до стандарта (пора уже точно и определенно говорить о спортивном стандарте, пусть еще и не до конца отшлифованном в плане регламента), культуризована в фокусе образцов, эталонов западного мира и запущена в массовое производство в промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами. А в свете вышеизложенного становится ясно, что ставить знак равенства между европейскими бальными танцами и современными спортивными танцами было бы не со-

50

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2015 Декабрь | December

всем верно, как было бы не совсем верно и видеть во вторых естественных преемников и продолжателей первых.

Итак, уже в 30-е гг. ХХ в. бальные танцы так далеко ушли по пути спортизации, что по ним стали проводиться регулярные открытые чемпионаты в Великобритании и в других странах, чемпионаты Европы и мира.

В 50-х гг. ХХ в. в соревнованиях уже было задействовано десять бальных танцев, на базе которых в конце концов сформировались современная «европейская» и современная «латиноамериканская» конкурсные программы.

Лидером конкурсного бального танца, по совершенно нам теперь уже понятным причинам, становится Англия. Стандарт задает, соответственно, английская школа бальной хореографии, в которой формулируется первый международный соревновательный регламент и закладываются системные технические основы танцевального исполнения. Однако все это до поры-до времени подается под эгидой искусства. Таким образом, конкурсная форма бальных танцев постепенно, но (из-за их последовательной спортизаций) неуклонно приходит в противоречие с их же уже спортизированными содержанием и сущностью. Дело остается за малым - привести старую форму в соответствие с новым содержанием, что и было проделано в 1990 г. переименованием Международного союза танцоров любителей в Международную федерацию танцевального спорта (с 2011 г. - Всемирная федерация танцевального спорта). Сам термин «танцевальный спорт» был введен в употребление уже в начале 80-х гг., четко и точно отражая истинное содержание обновленной танцевальной практики. Понятно, что и признание Международным олимпийским комитетом было «не за горами». Однако этот главный вопрос нашего исследования требует детальной и конкретной проработки.

В отечественную (вначале советскую, а затем российскую) практику бальные и спортивные танцы входили с некоторым опозданием (по отношению к мировой традиции), но вообще-то по сходному сценарию. У нас бальные танцы, в большей степени ориентированные на перипетии евро-американской моды, начинали так же не как спортивные и так же за несколько десятилетий прошли путь окончательной спортизации. При этом они пережили и идеологические гонения, и сложности завоевания авторитета на международном, конкурсном и спортивном поприще. В процессе этого им после долгой борьбы наконец удалось не только полностью порвать связь со сферой культуры, перейдя в сферу спорта, но и вытравить из спортивной подготовки танцоров даже упоминание о национальных танцевальных традициях, полностью перебазировавшись на позиции международных танцевальных программ, со временем став в них лидерами если еще не первого, то уж точно второго плана. По сути дела, один и тот же проект, блестяще реализованный Запа-

дом, был по определенным объективным и субъективным причинам с треском провален в России.

Впервые в состав Единого спортивного классификатора в СССР бальные танцы под именем «спортивных» попадают только с 1977 г Дальнейшие события наполнены участием советских спортивных танцоров в соответствующих любительских и профессиональных турнирах и чемпионатах во всем мире. В 1988 г учреждены Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца и Ассоциация бального танца СССР, которая в 1990-е гг. преобразована в Русский танцевальный союз и Федерацию танцевального спорта России.

3-4 октября 1988 г, по выражению автора книги «Кто есть кто?», - это «особые дни» в истории отечественных бальных танцев: проводится первый Всесоюзный конкурс (организатор - Станислав Попов). Впервые на конкурсе такого уровня была исключена советская программа. Танцоры соревновались в исполнении только европейских и латиноамериканских танцев. Соревнование еще не называлось чемпионатом, но его первых победителей все же, наверное, можно назвать первыми чемпионами страны среди профессионалов» [1].

Далее были Первый и Второй Московские международные турниры профессионалов (1988, 1990), бурное развитие детского и юниорского подразделений российского бального танца, окончательно переходящего в спортивное русло.

Вывод. Многолетнее противостояние западной и отечественной танцевальных культур завершилось в сфере спорта полной, но, возможно, в дальней перспективе не совсем окончательной победой Запада. По крайней мере на это хотелось бы надеяться, видя успехи наших спортсменов в XXI в.

Использованная литература

1. Акуленок С.В. Кто есть кто? / С.В. Акуленок // Международный объединенный биографический центр. - М., 2003. - Вып. S, Т. 2.

2. Передельский А.А. История становления традиций единоборче-ских искусств / А.А. Передельский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. S4-S6.

3. Передельский А.А. Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социологического анализа / А.А. Передельский, А.Г. Алексеев, Ю.А. Цегельный // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 94-96.

References

1. Akulenok, P.V. Kto est' kto? (Who is who?) / P.V. Akulenok // Mezhdunarodny ob'edinenny biograficheskiy tsentr. - Moscow, 2003. - Iss. S, Т. 2.

2. Peredel'skiy, A.A. Istoriya stanovleniya traditsiy edinoborcheskikh iskusstv (History of formation of combat sports traditions) / A.A. Peredel'skiy // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2008. - № 4. - P. S4-S6.

3. Peredelskiy, A.A. Fenomen sportivnoy kul'tury v aspekte filosofskogo i sotsiologicheskogo analiza (Sports culture phenomenon in terms of philosophical and sociological analysis) / A.A. Peredelskiy, A.G. Alekseev, Yu.A. Tsegelny // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2014. - № 8. - P. 94-96.

НОВЫЕ КНИГИ

Состояние н социокультурные тенденции инновационного развития физической культуры и спорта России: межвузовский сборник научных трудов / под обш. ред. С.И. Филимоновой, А.В. Лотоненко, А.И. Бугакова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. - 272 с.

ISBN 978-5-00044-287-6

В научно-методическом сборнике опубликованы материалы ученых, преподавателей, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, аспирантов, соискателей.

Раскрываются теоретические аспекты пространства физической культуры и спорта, инновационные методики внедрения эффективных средств, методов и форм формирования потребности молодежи в физкультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.