Научная статья на тему 'Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера'

Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЛАСТИКА / ПАНТОМИМА / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / STAGE MOVEMENT / ACTING / PLASTIC / MIME / MOVEMENT EXPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижельской В.А.

В статье рассматривается реализация системы пластического воспитания актеров в процессе обучения в вузе как отражение актером внутреннего мира персонажа, его переживаний, чувств, мыслей, характерности через внешнюю выразительность, поведение на сцене, через движения, позы и действия. Направленное развитие физических способностей в сочетании с формированием пластических качеств повысит успешность обучения выразительным движениям. На основе выявленной интеграции двигательных умений и пластических качеств автором разработана технология обучения выразительным движениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSIVE MOVEMENT AS THE RELATIONSHIP OF MOTOR ABILITIES AND PLASTIC QUALITIES OF AN ACTOR

The article discusses the implementation of a system of plastic education of actors in the learning process at the university as a reflection of the inner world of a character by an actor, his emotions, feelings, thoughts, specificity via an external expression, behavior on stage, through the movements, postures and actions. The directed development of physical abilities, coupled with the formation of the plastic qualities of the training will enhance the success of expressive movements. On the basis of the detected motor integration skills and plastic qualities the author has developed a technology of education of expressive movements.

Текст научной работы на тему «Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера»

УДК 792.028.3

В.А.Нижельской

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПЛАСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА

В статье рассматривается реализация системы пластического воспитания актеров в процессе обучения в вузе как отражение актером внутреннего мира персонажа, его переживаний, чувств, мыслей, характерности через внешнюю выразительность, поведение на сцене, через движения, позы и действия. Направленное развитие физических способностей в сочетании с формированием пластических качеств повысит успешность обучения выразительным движениям. На основе выявленной интеграции двигательных умений и пластических качеств автором разработана технология обучения выразительным движениям.

Ключевые слова: сценическое движение, актерское мастерство, пластика, пантомима, выразительность движения.

V.A.Nizhelskoy EXPRESSIVE MOVEMENT AS THE RELATIONSHIP OF MOTOR ABILITIES AND PLASTIC QUALITIES OF AN ACTOR

The article discusses the implementation of a system of plastic education of actors in the learning process at the university as a reflection of the inner world of a character by an actor, his emotions, feelings, thoughts, specificity via an external expression, behavior on stage, through the movements, postures and actions. The directed development of physical abilities, coupled with the formation of the plastic qualities of the training will enhance the success of expressive movements. On the basis of the detected motor integration skills and plastic qualities the author has developed a technology of education of expressive movements.

Keywords: stage movement, acting, plastic, mime, movement expression.

В России существует уникальная система подготовки актера драматического театра и кино, музыкального театра. Эта система отражает специфику русского театра, где во главу угла ставится переживание актером чувств персонажа и реалистическое существование на сцене. Однако, если посмотреть шире, то все театральные традиции преследуют своей целью отражение внутреннего мира персонажа, его переживаний, чувств, мыслей, характерности через внешнюю выразительность актера, его поведение на сцене, т.е. через видимые движения, позы и действия.

Уникальность именно российской подготовки актера в том, что учебный план построен исключительно на основе задач, выдвигаемых актерской профессией. А так как подготовка внешних средств выразительности не менее важна, чем развитие психотехники актера, повышение его теоретических знаний в области театра, то одними из самых важных предметов в обучении актера являются «Основы сценической речи» и «Основы сценического движения».

Сценическая речь развивает голосовой аппарат актера, воспитывает культуру речи, чувство «живого» слова и художественную выразительность речи на сцене. Предмет «Сценическое движение» готовит тело будущих актеров, рассматривая его как аппарат внешней выразительности. Т.е. цель предмета «Сценическое движение» - это подготовка физического аппарата актера к сценической деятельности. Здесь изучаются многие важные для творчества актера темы. Например, тренинг психофизических качеств, способы разминки, основы акробатики. Но и они все только предваряющий этап к освоению самих по себе навыков, необходимых актеру для сценической деятельности. Это умения выразительно и ярко расположить себя в сценическом пространстве и передвигаться в нем, это искусство жеста, пантомима, а также техника сценических падений, техника сценического боя и сценического фехтования.

На освоение предмета «Сценическое движение» (не включая раздел сценическое фехтование) стандартом актерского образования предусмотрено 4 семестра. Это полных 2 учебных года. Занятия проходят 2 раза в неделю по 90 мин. Учебный план по темам распределен следующим образом: 1-й семестр посвящен развитию базы физических качеств, особый акцент при этом делается на гибкость и кореекцию осанки, фигуры, походки; далее следует освоение элементов индивидуальной акробатики: это стойки на голове, на руках, на плече, кувырок вперед и назад и т.д. Второй семестр посвящен тренингу с партнером, в основе которого лежит техника парной акробатики, парные балансы, поддержки, переброски.

Практика показывает, что наиболее успешны студенты, имеющие хороший двигательный

опыт, те, кто раньше активно занимался физической культурой, танцами, акробатикой, выразительными видами спорта, например, художественной гимнастикой. Учащиеся, имеющие среднюю физическую подготовку, в целом справляются с основной частью учебного плана, а вот учащиеся с совсем низкими физическими показателями осваивают самые простые элементы.

Но нами отмечена одна особенность. Оказывается, владея многими акробатическими элементами, умея соединять их в двигательные схемы, распределять движения в пространстве и времени (т.е. быть ритмичным), учащийся не всегда может перейти от физического исполнения к так называемому актерскому. Т.е. тело все равно остается скованным, работает механически, отчего складывается впечатление, что исполнитель находится где-то внутри движения, и вместо проявления таких категорий, как эмоция, чувство, действие, воплощение персонажа, он полностью поглощен только акробатическим элементом. Но главное, отмечено, что в эту ловушку попадают не только учащиеся со средними двигательными способностями, но и те, у кого они хорошо развиты. А часто бывает и так, что учащийся с низкими показателями физических качеств в результате выразительнее, чем учащийся с высокими показателями. Это наблюдение вовсе не отрицает важность развития физических качеств и двигательных способностей у будущих актеров, но говорит о том, что их развитие еще не гарантирует умения выразительно двигаться, т.е. органично и художественно существовать в пластической форме. Мы пришли к выводу, что на данный момент в воспитании актера нарушена иерархия педагогических задач.

Посмотрим с этой точки зрения на систему пластического воспитания актеров. Основоположник системы актерского воспитания К.С. Станиславский и последующие поколения педагогов искали пути гармоничного воспитания актеров. Такой подход подразумевает построение учебного процесса на взаимосвязи всех изучаемых предметов. Но практика показывает, что для существования такого подхода необходима четко отработанная система интеграций элементов педагогического процесса.

На макроуровне при создании общего учебного плана применяется интегральный подход, потому что основные профилирующие предметы, такие, как мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, танец, ритмика очень связаны между собой. Условное их сочетание показано на рисунке 1. Связь между предметами крепка на начальном этапе, пока осваиваются основы. Можно увидеть, что предметы направлены на улучшение качества мастерства актера. Например, часто первый основной раздел предметов «Актерское мастерство» и «Сценическое движение» называется «психофизический тренинг». В рамках этого тренинга развивают психофизические качества: внимание, память, фантазию, скорость реакции. Нередко на предмете «Сценическая речь» пользуются акробатическими элементами, пройденными на «Сценическом движении». В итоге на «Актерском мастерстве» могут появиться учебные спектакли с использованием элементов танца, техники сценического боя или акробатики.

Рис.1

При несомненных плюсах такой системы образования, можно отметить и минусы. Прежде всего, профилирующие предметы не являются самоценными, а становятся придатками основного предмета - «Актерского мастерства». На деле основная задача каждого предмета сводится к тому, чтобы научить учащихся делать как можно больше сценических элементов, которые могут пригодиться в мастерстве актера или спектаклях. При таком подходе сложно говорить о

проработке четких взаимосвязей внутри самого предмета, которые ведут к достижению непосредственно задачи предмета. Касательно предмета «Основы сценического движения», такой задачей является овладение пластической выразительностью как таковой. В результате должны появиться пластические спектакли. Но предметы цикла пластического воспитания являются вспомогательными, и количество выпускаемых ученических спектаклей пластической направленности не так велико. Причин тому, помимо нехватки времени на постановку, может быть только две:

- не произошло качественной перемены учащихся в процессе освоения двигательного материала,

- материал освоен, но объем его велик, разрознен, и учащийся не может им пользоваться в творческих целях.

Педагоги не видят ни возможности к такой постановке, ни необходимости в ней. Учащиеся не испытывают желания к этой работе. Это говорит о том, что пластическая выразительность, как средство актерской работы и воплощения образа не будет использоваться такими учениками в дальнейшей деятельности. Пластическая выразительность как важный компонент актерской игры осталась не усвоена, учащиеся не чувствуют универсальность и самодостаточность пластики как выразительного средства и не пользуются им.

Необходимо выстроить методику преподавания так, чтобы тот материал, который включает программа сценического движения, осваивался в полной мере, как того требует учебный план и сложившаяся профессиограмма актера. В то же время важно придать предмету универсальность, самодостаточность. Для этого желательно ускорить период освоения материала, тем самым освободив время для творчества. Это нелегкая задача, которую можно решить, либо увеличив период обучения, что мало вероятно в связи с устоявшимися традициями обучения актеров, либо переформировав материал и изменив подход к его освоению.

Делая постоянный акцент на развитие физических и двигательных качеств, зачастую просто не рассмариваются более специфические вещи, такие как пластика, пантомима, выразительность позы, жесты. Хотя, кажется очевидно, что в воспитании актера весь физический тренинг должен быть определен задачами, которые ставит специфика сценической выразительности.

Мы предполагаем, что направленное развитие физических способностей в сочетании с формированием пластических качеств повысит успешность обучения выразительным движениям.

Учитывая это положение, представляется целесообразным для совершенствования методики обучения телесной выразительности проследить подробнее эти взаимосвязи. Этому посвящена экспериментальная часть нашего исследования, в рамках которого были проведены тестирование двигательных способностей учащихся, педагогический эксперимент. Мы сравнивали классическую методику обучения и метод интегрального воздействия, видеоанализ движений, который показал разницу двигательных составляющих (скорость, амплитуда, узнаваемость), ту разницу между выразительными и невыразительными движениями, которую можно посчитать и выявить закономерности.

Также на основе выявленной интеграции двигательных умений и пластических качеств разработана технология обучения выразительным движениям. В результате применения этой технологии процесс физического воспитания, направленный на решение эстетических задач физической культуры, а также процесс обучения выразительным движениям в театральном искусстве и танце становится значительно эффективнее.

Эстетика - это учение о красоте и художественной сущности объекта. Поэтому, как только тело человека или движения рассматриваются с позиций эстетики, на первый план выходит то, как эта красота или художественность выражаются. Сами по себе ни красота, ни художественные смыслы не проявятся, должна быть произведена некоторая специфическая работа-деятельность для их проявления. Это и есть выразительность. Например, сам по себе камень не является эстетическим объектом и не имеет художественной ценности, только после того как скульптор окажет на него воздействие и придаст какую-нибудь форму, сделает скульптуру, тогда камень станет выразительным. То же самое и в работе с телом, как материалом, на который направлена творческая воля.

Поэтому мы утверждаем, что такое качество как телесная выразительность или выразительность движений - это особый класс двигательной деятельности. Поэтому

выразительность есть двигательная деятельность, включающая в себя биомеханические и эстетические параметры движения, протекающая во времени и пространстве. Под эстетическими параметрами мы подразумеваем видимое воздействие на смотрящего через его визуальное восприятие. Тогда пластический фактор становится важной, основной характеристикой выразительной двигательной деятельности.

Однако, как определить, вычленить именно пластический фактор из общей канвы движений? Пластический фактор заключает в себе наличие формы движения или позы, целесообразность которой больше практической необходимости. Например, «упор - присев» нельзя назвать выразительной позой. Однако, если его выполнение протянуть во времени дольше, чем требует подготовка кувырка, то он потенциально станет выразителем состояния, соответствующего ситуации. Т.е. в данном случае это может быть «страх», «нерешительность».

Основываясь на литературном анализе и театрального искусства, и физической культуры, мы пришли к выводу, что выразительность не рассматривается как отдельный класс двигательной деятельности, а больше представляет собой описательную сторону движений, показанных на публике. Например, выразительным движениям приписывают такие характеристики, как: артистичность, пластичность, эстетичность, красота, эмоциональность, наполненность, осмысленность. Эти характеристики даются как данность, но научно обоснованных путей достижения этих характеристик нет. Между тем выразительность существует не сама по себе, только в зрительском восприятии, и, прежде всего, реализуется в движении, в двигательной деятельности. Значит, выразительность, как объект исследования, не чужда области физической культуры и спорта, а исследование ее специфики и способов развития являются важными задачами.

Литература

1. Волконский С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. - М.: Изд-во «Академия», 2004.

3. Кох И.Э. Основы сценического движения. - СПб.: Изд-во «Планета музыки», 2010.

4. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. - М.: Изд-во «ГИТИС», 1999.

5. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: учеб. пособие. - М.: Изд-во «ГИТИС», 2013.

6. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности. - М.: Изд-во «Академия», 2013.

7. Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. - М.: «Искусство», 1955.

1. ^¡копяку S.M. Vyrazitel'nyj Ле^ек: Scenicheskoe vospitanie zhesta (ро Del'sartu) - М.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012.

2. Zheleznjak Ju.D., Portnov Ju.M. Sportivnye igry: tehnika, taktika, metodika оЬиЛепуа. - М.: М-то «Акайетуа», 2004.

3. Koh Ые. Osnovy scenicheskogo dvizhenija. - SPb.: Izd-vo «Planeta muzyki», 2010.

4. Morozova G.V. Plasticheskaja kul'tura aktera: Tolkovyj slovar' terminov. - М.: Izd-vo «ЮГГШ», 1999.

5. Nemerovskij А.В. Plasticheskaja vyrazitel'nost' aktera: ucheb. posobie. - М.: Izd-vo «GITIS», 2013.

6. Popov G.I. Biomehanika dvigatel'noj dejatel'nosti. -М.: Izd-vo «Akademija», 2013.

7. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij V vos'mi tomah. - М.: «Iskusstvo», 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.