Научная статья на тему 'Педагогические пути формирования физической культуры будущих актеров'

Педагогические пути формирования физической культуры будущих актеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PLASTIC EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / PSYCHO-PHYSICAL QUALITY / EXPRESSIVE MOVEMENT / GENERAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижельской Виктор Александрович

Рассмотрена пластическая культура актера как часть общей физической культуры. В связи с этим выявлены возможные пути формирования пластической культуры средствами физического воспитания. Рассмотрены проблемы обучения навыкам выразительного движения и предложена методика, при использовании которой эффективность обучения актеров драмы может быть повышена по качественным и временным показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WAYS FORMATION OF PHYSICAL TRAINING OF THE FUTURE ACTORS

We consider the plastic culture of the actor as part of the physical training. In this regard, it identifies possible ways of forming plastic culture by means of physical education. The problems of learning skills of expressive movement and the technique, using which the effectiveness of teaching drama actors can be improved in terms of quality and time parameters.

Текст научной работы на тему «Педагогические пути формирования физической культуры будущих актеров»

EFFICIENT USE OF FUNDS CYCLE-AEROBICS IN THE HEALTH OF WOMEN

OF 20-25 YEARS

D.L. Mironov, V.N. Egorov, V.S. Savin

Experimentally proved healing system of physical exercises with the predominant use of funds cycle-aerobics. A brief description of the methodological training in the experimental and control groups. The dynamics of physical development, functional and physical fitness of women 20-25 years old.

Key words: resources of cycle-aerobics, women 20-25 years old, recreation, physical development, functional and physical fitness.

Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironov a mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director of institute, Egorov W a mai/. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Savin Victor Sergeyevich, student, dl_mironov@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ АКТЕРОВ

В.А. Нижельской

Рассмотрена пластическая культура актера как часть общей физической культуры. В связи с этим выявлены возможные пути формирования пластической культуры средствами физического воспитания. Рассмотрены проблемы обучения навыкам выразительного движения и предложена методика, при использовании которой эффективность обучения актеров драмы может быть повышена по качественным и временным показателям.

Ключевые слова: пластическое воспитание, физическая культура, психофизические качества, выразительное движение, общая физическая подготовка.

В основе пластической культуры актера лежат такие качества движения, которые характеризуют его с внешней стороны. Прежде всего, это оценка движения, как красивого или некрасивого, эмоционального, яркого, артистичного или вялого, незаметного. Такая шкала оценок подразумевает третье лицо, которое не только смотрит за тем, как организуются движения, а воспринимает их чувственно.

Чувственное восприятие движения говорит, что такое движение переходит из категории механического, физического двигательного акта в категорию эстетического [2, 6, 9, 11, 12].

В теории физического воспитания педагогические задачи разделены по этапам обучения двигательным действиям. Верхние ступени этой

иерархической лестницы видные физиологи и преподавателя физической культуры отводят задачам, которые формируют эстетический компонент движения [3, 6, 12].

Можно предположить, что движения, в которых проявляются и физические способности, и пластические качества, это движения технически сформированные, эстетичные. Значит человек, который их производит, не только обладает моторной одаренностью или развитыми двигательными способностями, но также имеет высокий уровень пластической культуры. Все это составляет высокий уровень его физической культуры в целом [6].

Пластическая культура - это специфическая часть общей физической культуры, в которой на первый план выходит взаимосвязь внешней структуры движения с внутренними (смысловыми, чувственными, эмоциональными) предпосылками этого движения [4, 7]. Следовательно, такое качество, как выразительность движений, оказывается наиболее важным, при оценке эстетического компонента движений.

Любое движение протекает во времени и пространстве, тело подвержено влиянию физических сил. Значит, нельзя не обращать внимания на физические качества, степень сформированности двигательных умений. Тем более что физический компонент пластической культуры не только предшествует эстетическому, а является необходимым фундаментом для его организации и проявления. Поэтому мы рассматриваем процесс формирования выразительного движения, как актуальную проблему физической культуры.

Исследование психофизических законов выразительного движения может способствовать совершенствованию методики преподавания пластических дисциплин в профильных вузах (театральных, балетных, эстрадных, цирковых училищах, институтах, академиях).

На сегодняшний день в таких вузах есть предметы блока пластического воспитания [8]. Но театральный мир не стоит на месте, стремительно развивается и чтобы успеть за ним необходимо совершенствование методики обучения базовым элементам на начальном этапе. Это позволит в дальнейшем больше времени посвятить не физическому совершенствованию будущих актеров, а формированию их пластической культуры, исходя из задач, которые принадлежат к эстетической категории.

Не вызывает сомнений, что физически подготовленным считается тот участник спектакля, физические качества которого наиболее развиты. Однако будет ли он при этом пластически выразителен?

В драматическом театре под пластикой принято понимать зримую сторону сценического действия, которое реализуется в формах (телесного) движения актера. Естественно, что движение не возникает само по себе, его планирует, выполняет и контролирует актер. Для успешного выражения замысла движение должно четко соответствовать задачам, которые на него

возлагает исполнитель.

Во-первых, оно должно быть произведено вовремя, безопасно, с нужной амплитудой, скоростью.

Во-вторых, должно передавать определенный смысл, действенность, которые вкладывает в него исполнитель.

Следует отметить следующую цепочку взаимосвязи. Замысел определяет форму (способ выражения), а форма определяет карту тела (телесные движения), то есть заставляет использовать те психофизические качества, которые необходимы для выполнения задачи. Например, если исполнителю не хватает гибкости, чтобы выполнить «мостик», тогда не появится этой формы, а, следовательно, не будет выражено содержание.

Рассмотрим процесс формирования выразительного движения детальнее. Дело в том, что само по себе движение «мостик» или любое другое движение: сальто, мах ногой или рукой, еще не являются выразительным движением, не имеют ни художественной, ни эстетической ценности. Такие движения могут быть средством развития физических качеств, но при этом они остаются просто движениями, изменением положений звеньев тела в пространстве относительно друг друга. К художественному замыслу или содержанию никакого отношения не имеют. Например, если человек выполнил «мостик» или потенциально может это сделать, это показывает уровень развития его физических качеств и диапазон двигательных возможностей. Этим пользуются хореографы, режиссеры-постановщики, когда ставят трюковые сцены, во многом цирковое искусство использует сверхразвитые возможности тела человека.

Но мы, говоря про выразительное движение, имеем в виду, что движение должно передавать не само себя, а информацию о внутреннем состоянии человека, об эмоциях, чувствах, намерениях. Только при условии, что такая информация изначально заложена в движении, оно приобретает качество «выразительное движение».

Это качество редко проявляется на начальных этапах обучения, что подтверждают наблюдения педагогов по танцам, пантомиме и по сценическому движению в театральных вузах.

Мы также это экспериментально установили. Студентам, только что поступившим на актерский факультет, было дано задание придумать этюд на тему «Я ловлю бабочку». То есть требовалось рассказать движениями историю о ловле бабочки.

Среди тех, кто не справился, были люди, занимавшиеся акробатикой, гимнастикой, паркуром. Несмотря на богатый двигательный опыт, они не смогли использовать его для создания движения так, чтобы в нем гармонично сочетались конструкция движений и их смысл.

Выразительность движений появляется при наличии такой специфической конструкции движений и двигательного акта. Это говорит о том, что выразительное движение - это особый вид двигательной деятельности, которому надо обучаться, который имеет свои

закономерности построения движений, управления движениями и особые принципы использования тела.

Обширный арсенал двигательных умений и навыков, высокий уровень развития психофизических качеств еще не гарантирует высокий уровень выразительности. Так мы видим, что в выразительных действиях физические движения и художественные задачи могут быть напрямую не связаны, как при механическом действии. Например, удар по мячу. Действие формируется из множества движений, координаций, ловкости. Даже то, как ударить по мячу, определяется целью этого действия. А вот в выразительном действии основной критерий формирующий движение не конечная цель действия, а его информативность. Получается, что действие и движения, его составляющие, становятся не только двигательным актом, но еще жестом, знаком, формой. Если этого не происходит, то двигательный акт нельзя назвать выразительным. Между замыслом и его исполнением (физическим действием) есть форма, и именно она является определяющим свойством выразительного движения.

В связи с этим из психофизических качеств хочется выделить качество пластичность [6]. Это качество, позволяющее телу принимать разные формы и удерживать их. Поэтому среди прочих психофизических качеств оно основное и напрямую взаимосвязано с выразительной деятельностью. В процессе формирования навыков выразительного движения, именно пластические качества будут развивать двигательные возможности.

Дальше предстоит выявить каким образом пластические качества коррелируют с психофизическими: силой, гибкостью, скоростно-силовыми качествами, ловкостью. На основе законов корреляции необходимо развивать двигательные возможности тела в направлении наиболее выгодном для дальнейшего освоения навыков выразительного движения.

Для этого нами был проведен педагогический эксперимент на базе актерских факультетов ведущих театральных вузов Москвы. Состав: две группы «экспериментальная» и «контрольная» по 13 человек. Мужчин и женщин поровну. Возраст участников 20 лет.

Мы протестировали координационные способности, гибкость, скоростно-силовые качества, выносливость и пластические качества учащихся в начале учебного года, середине и в конце. Результаты эксперимента и внедрения особой методики обучения двигательным действиям показали, что развивая пластические и психофизические качества интегрально, мы добиваемся улучшения именно тех психофизических качеств, которые коррелируют и имеют взаимосвязь с пластическими качествами. За счет использования этих взаимосвязей, их целенаправленного развития и укрепления путем специальных упражнений, мы наблюдали высокую динамику приобретения навыков выразительного движения учащимися, и неуклонное повышение уровня их общей физической подготовки. Также был отмечен прогресс в освоении

специальных элементов актерской профессии на смежных дисциплинах: сценическом танце, ритмике; отмечены положительные тенденции в рече-двигательной координации, улучшение творческой фантазии и воображения.

Для оценки результатов эксперимента мы использовали метод экспертных оценок, метод математической статистики, видеосъемку, анкетирование. В конце срока экспериментального обучения был поставлен перформанс, который требовал высокой хореографической, психофизической и пластической подготовки. С этой задачей, по мнению экспертов, экспериментальная группа успешно справилась.

На основании исследований созданы программы мастер-классов, которые проводились в России, Японии, Мексике. Участниками были люди разных возрастов и профессий, но к концу мастер-класса (средняя продолжительность 2-3 недели) наблюдались серьезные улучшения не только пластических качеств и выразительности, но и значительное повышение уровня общей физической подготовки у большинства участников.

Список литературы

1. Виннер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. М.: Человек, 2014. 124 с.

2. Волконский С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 135 с.

3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. М.: «Академия», 2004. 378 с.

4. Кох И.Э. Основы сценического движения. СПб.: Планета музыки, 2010. 590 с.

5. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. М.: ГИТИС, 1999. 254 с.

6. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. М.: Теория и методика физической культуры, 2004. 430 с.

7. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М.: ГИТИС, 2013. 183 с.

8. Рыбаков В.Ю. Пластическое воспитание. Сценическое движение: учеб.-метод. пособие. М.: Райкин-плаза, 2015. 52 с.

9. Савостьянов А.И. Методика пластических тренингов на занятиях в театральных коллективах Дома культуры // Дом культуры. 2013. № 5. С.78-84.

10. Савостьянов А.И. Использование пластических тренингов в подготовке студентов музыкальных факультетов педагогических вузов // Методология и методы музыкального образования. М.: МГПУ, 2016. С.154-164.

11. Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Искусство, 1955.

12. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Советский спорт, 2011. 202 с.

Нижельской Виктор Александрович, старший преподаватель, vrntor-nij@,mail.ru, Россия, Москва, Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина)

PEDAGOGICAL WAYS FORMATION OF PHYSICAL TRAINING OF THE FUTURE

ACTORS

V.A. Nizhelskoy

We consider the plastic culture of the actor as part of the physical training. In this regard, it identifies possible ways of forming plastic culture by means of physical education. The problems of learning skills of expressive movement and the technique, using which the effectiveness of teaching drama actors can be improved in terms of quality and time parameters.

Key words: plastic education, physical training, psycho-physical quality, expressive movement, general physical training.

Nizhelskoy Victor Alexandrovich, senior teacher, viktor-nij a mail.ru, Russia, Moscow, Higher School of theatrics (Drama School of Konstantin Raikin)

УДК 796.332.6

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

МИНИ-ФУТБОЛОМ

И.В. Полякова, В.Ю. Трусиков

В рамках разработки модели формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом проведен анализ литературных источников по теме исследования, на основании которого определены компоненты здоровьесберегающей деятельности, этапы формирования навыков здоровьесбережения и критерии оценки результативности.

Ключевые слова: навыки здоровьесбереженения, младшие школьники, мини-

футбол.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.