Научная статья на тему 'Объективизация оценок в преподавании специального курса физической культуры актерам'

Объективизация оценок в преподавании специального курса физической культуры актерам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗМЕТКА ИГРОВОГО ПОЛЯ / STAGE MOVEMENT / BODY EXPRESSION / ACTING / MOVEMENT POSSIBILITES / MARKERS ON STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижельской Виктор Александрович, Кубряк Олег Витальевич

Ключевой особенностью физического воспитания профессиональных актеров является развитие «пластической выразительности» движений. При этом вопросы объективизации оценок, их стандартизации мало разработаны, что затрудняет развитие методологии преподавания физической культуры актерам. Цель: разработка способа оценки физической подготовки актеров по их «пластической выразительности» до и после 6-дневного курса занятий гимнастическими упражнениями и элементами акробатики (авторский тренинг). Метод: трехкомпонентная система оценивания, включающая: 1) самооценку 20 здоровых актеров-добровольцев; 2) мнение экспертов; 3) оригинальную объективизированную систему оценок, основанную на видеорегистрации, обусловленную инструкцией целенаправленного поведения актера на предварительно размеченной сцене и последующем анализе схем движения. Результаты: разработан способ объективизации «пластической выразительности»; в группе из 20 актеров-добровольцев наблюдался примерно двукратный рост объективных показателей, связываемых с их «пластической выразительностью». Выводы: сравнение нового варианта объективизированной оценки «пластической выразительности» с другими оценками, демонстрирует правомерность использования этого качества как показателя уровня профессиональной физической подготовки, а динамика показателей -возможность повышения «пластической выразительности» после краткосрочного курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectivisation in the teaching of specialized physical culture course in actors

A key feature of the physical education of professional actors is the development of the “plastic expressiveness” of movements. At the same time, the issues of objectivization of assessments, their standardization, are poorly developed, which makes it difficult to develop a methodology for teaching physical culture to actors. Purpose: to develop a method for assessing the physical preparation of the actors by their “plastic expressiveness” before and after the 6-day course of gymnastic exercises and acrobatics elements (author’s training). Method: a three-component evaluation system, which includes: 1) self-evaluation of 20 healthy volunteer actors; 2) the opinion of experts; 3) the original objectified system of assessments, based on the video recording of the instructor’s goal-directed behavior on the previously marked stage and the subsequent analysis of the traffic patterns. Results: a method of objectifying “plastic expressiveness” was developed; In a group of 20 volunteer actors, there was an approximately 2-fold increase in objective indicators associated with their “plastic expressiveness”. Conclusions: a comparison of the new version of the objectified evaluation of “plastic expressiveness” with other assessments demonstrates the legitimacy of using this quality as an indicator of the level of professional physical training, and the dynamics of indicators the possibility of increasing “plastic expressiveness” after a short-term training course.

Текст научной работы на тему «Объективизация оценок в преподавании специального курса физической культуры актерам»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ОЦЕНОК В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРАМ

Аннотация

Ключевой особенностью физического воспитания профессиональных актеров является развитие «пластической выразительности» движений. При этом вопросы объективизации оценок, их стандартизации мало разработаны, что затрудняет развитие методологии преподавания физической культуры актерам. Цель: разработка способа оценки физической подготовки актеров по их «пластической выразительности» до и после 6-дневного курса занятий гимнастическими упражнениями и элементами акробатики (авторский тренинг). Метод: трехкомпонентная система оценивания, включающая: 1) самооценку 20 здоровых актеров-добровольцев; 2) мнение экспертов; 3) оригинальную объективизированную систему оценок, основанную на видеорегистрации, обусловленную инструкцией целенаправленного поведения актера на предварительно размеченной сцене и последующем анализе схем движения. Результаты: разработан способ объективизации «пластической выразительности»; в группе из 20 актеров-добровольцев наблюдался примерно двукратный рост объективных показателей, связываемых с их «пластической выразительностью». Выводы: сравнение нового варианта объективизированной оценки «пластической выразительности» с другими оценками, демонстрирует правомерность использования этого качества как показателя уровня профессиональной физической подготовки, а динамика показателей -возможность повышения «пластической выразительности» после краткосрочного

курса обучения.

Ключевые слова: профессиональная физическая подготовка, сценическое движение, пластическая выразительность, актерское мастерство, двигательные способности, разметка игрового поля.

В.А. НИЖЕЛЬСКОЙ, О.В. КУБРЯК, НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина

Abstract

A key feature of the physical education of professional actors is the development of the "plastic expressiveness" of movements. At the same time, the issues of objectivization of assessments, their standardization, are poorly developed, which makes it difficult to develop a methodology for teaching physical culture to actors. Purpose: to develop a method for assessing the physical preparation of the actors by their "plastic expressiveness" before and after the 6-day course of gymnastic exercises and acrobatics elements (author's training). Method: a three-component evaluation system, which includes: 1) self-evaluation of 20 healthy volunteer actors; 2) the opinion of experts; 3) the original objectified system of assessments, based on the video recording of the instructor's goal-directed behavior on the previously marked stage and the subsequent analysis of the traffic patterns. Results: a method of objectifying "plastic expressiveness" was developed; In a group of 20 volunteer actors, there was an approximately 2-fold increase in objective indicators associated with their "plastic expressiveness". Conclusions: a comparison of the new version of the objectified evaluation of "plastic expressiveness" with other assessments demonstrates the legitimacy of using this quality as an indicator of the level of professional physical training, and the dynamics of indicators - the possibility of increasing "plastic expressiveness" after a short-term training course.

Keywords: stage movement, body expression, acting, movement possibilites, markers on stage.

Введение

Большое место в подготовке актеров уделяется физической подготовке, что признается и администраторами спорта - например, признание спортивной дисциплиной арт-фехтования (Приказ Росспорта № 40 от 01.02.2008). Однако вопросы физической подготовки актеров, не ограничиваемые только одной дисциплиной, остаются во многом открытыми и, на наш взгляд, недостаточно изученными. Одним из ключевых аспектов «результата» в физической подготовке актера является «пластическая выразительность», в том или ином виде также оцениваемая в традиционных видах спорта, как, например, художественная гимнастика, синхронное плавание, спортивные танцы или фигурное катание.

Выразительность движений тела можно отнести к эстетическому компоненту физического воспитания [1]. В художественной гимнастике выразительность движений рассматривается как артистический компонент исполнения наряду с идеей и целостностью композиции, ритмом и музыкальностью, композиционным разнообразием [2]. В соответствующих регламентах (правилах Международной федерации гимнастики) можно найти требования, касающиеся мимики, которая должна соответствовать настроению и замыслу исполняемой композиции [3]. В других видах, например, в фигурном катании, также предъявляются требования к эстетической стороне исполнения [4]. Наличие выразительности и артистизма при выполнении движений свидетельствует о высоком уровне технического мастерства спортсмена [5].

Профессиональная физическая подготовка актера базируется на принципах теории и методики физического воспитания, использует такие инструменты физической культуры и спортивной тренировки, как гимнастика, акробатика, элементы игровых видов спорта, бокс, базовые элементы различных видов единоборств.

Пластическая выразительность актера - важный компонент его профессионального мастерства [6], в который обычно включают комплекс физических и психических качеств, интерпретируемый, например, как сочетание «мышечной свободы», ловкости с художественным содержанием и художественностью формы [7, 8]. Существует подход к определению уровня «пластической выразительности» - определять, исходя из уровня только физической подготовки [9]. По нашему мнению, данный подход значим, но недостаточен, т.к. не отражает всю специфику двигательной деятельности актера. В отличие, например, от требований к военным [10], где физическая форма напрямую связана с выполнением профессиональных задач, физическая подготовка актеров способствует проявлению эстетического и художественного компонентов движения. То есть способы оценки «пластической выразительности» актера в процессе прохождения соответствующей подготовки остаются пока несовершенными и никак не стандартизованными, что требует внимания.

В данном наблюдении «пластическая выразительность» рассматривалась как особая характеристика,

качество, определяющее уровень физической подготовки актера. Вне связи с правилами какого-либо вида спорта, то есть в отсутствии возможности опираться на оценку техники, мастерства, трудно объективно оценить движение на предмет его «пластической выразительности». Основная трудность оценки различных компонентов, которые можно связать с «пластической выразительностью», связаны с субъективизмом. С подобной проблемой сталкиваются не только в театре, но и в художественной гимнастике [10]. На наш взгляд, это актуализирует поиск и обоснование объективизированных подходов. Цель наблюдения - проанализировать изменения «пластической выразительности» движения в результате специального физического тренинга с профессиональными актерами. Для реализации данной цели также требовалось разработать систему объективизированной оценки и сопоставить с экспертными мнениями.

Методика наблюдения

Участники

В наблюдении принимали участие 20 добровольцев -слушателей краткого курса (тренинга) «Основы прикладной физической культуры для профессиональных актеров» в Токио (Япония). Из них мужчин - 11, женщин - 9. Средний возраст - 25 ± 5 лет, здоровые актеры, имеющие значительный опыт сценической деятельности, профессионально владеющие навыками вокала, хореографии и драматического искусства. Соблюдались современные этические принципы.

Тренинг

Тренинг проводился в формате ежедневных занятий по 90 мин в течение 6 дней. Авторский тренинг (Нижель-ской В.А.) был направлен на развитие двигательных способностей методами физической культуры в сочетании с принципами выразительного движения в сценических условиях [12]. Особое внимание уделялось развитию координационных способностей, чувства баланса, координации дыхания и движения. Вместе с этим происходило обучение технике сценических движений, имитирующих конкретные действия: падения, бросание различных предметов, удары, перемещения в пространстве.

Процедура, оборудование

Процедура включала постановку задачи (инструкцию) актеру и объективизированный контроль выполнения этой задачи до и после курса обучения с предварительным общим инструктажем. При этом результаты оценивания актеров до окончания курса им не сообщались. Инструкция - краткое стандартизованное обращение руководителя курса с формулировкой задачи, по которой актеру требовалось сразу после команды выйти на сцену и показать тематическую двигательную схему, например, «Я ловлю бабочку», ориентируясь только на собственное понимание задачи и способов ее выполнения. На самостоятельную подготовку к выполнению инструкции отводилось 5 мин. Актеру указывалось, что композиция должна быть длительностью до 30 с. Выход участника-

исполнителя на сценическую площадку в произвольном месте и полная остановка с принятием начальной позы сообразно своей идее, означали готовность к выполнению задачи, подавалась команда «начали». Завершенной схема считалась после полной остановки телодвижений -с этим подавался сигнал «завершили». Возможность выхода за лимит в 30 с (до 10 с) не считалась нарушением и не оценивалась. Все демонстрации двигательных схем фиксировались на видео. Запись видео проводилась с помощью цифровой камеры Sony HDR-CX625. Точка установки видеокамеры считалась точкой отсчета глубины сцены - представлено на рис. 1. Камера была удалена от переднего края выделенного сценического пространства на 4,5 м, высота объектива составила 0,55 м. В данных условиях это позволяло осуществлять панорамную съемку без перемещения камеры, приближения или удаления от снимаемого объекта.

Разметка сцены

Сценическая площадка представляла собой выделенное пространство 4,5 м в «глубину» (от точки съемки) и 5,4 м в ширину с нанесенной разметкой. Различные варианты использования разметки и схем передвижений человека хорошо известны в спорте (например, на футбольном поле) и театральном искусстве (например, «режиссёрские рисунки»). Существуют также разные способы «записи» движения объектов на сцене - например, запатентованный способ графического отображения объектов, движущихся в сценическом пространстве (RU 2284576), где для анализа «осуществляется проекция пронумерованных объектов на плоскость, при этом проекция отображается в виде графика с траекториями движения пронумерованных объектов к каждой мизансцене». Нами применялся оригинальный, отличный от цитированных способ нанесения разметки и анализа движения актера. Разметка представляла собой видимые на дисплее камеры круглые красные маркеры. При этом 6 маркеров обозначали глубину сцены и 7 маркеров ширину сообразно выделенным прямоугольникам («элементарным площадям») - на схеме в рис. 1. Линия A1-A6 указывает отдаленный от камеры и зрителя край сцены, а линия E1-E6 - ближайший к зрительному залу край сцены, где находилась видеокамера.

Анализ данных

Для оценки «формулы» движения были предложены следующие критерии: 1) число задействованных «элементарных площадей» - 5эл; 2) число «непрерывных фрагментов движения» - завершенных элементов композиции, где указанием на завершение являлась кардинальная смена направления движения (пример на рис. 1 - непрерывные фрагменты движения отмечены стрелками); 3) время выполнения каждого фрагмента движения; 4) число смен позиций тела по высоте, где указанием на такую смену является переход из положения «стоя» в положение «присед», «сидя», «лежа», выход на «полупальцы» или прыжок. Подготовка таблиц и статистический анализ - в стандартных программах

А1 A2 [ ^АЗ А4 A5 А6

B1 B2 B3 B4 B5 B6

C22 C3 „„С4 C5 faH С6 Л

IJ

D1 D2 £ D5 D6

£1 £2 £3 и £4 £5 £6

Рис. 1. Система координат сценической площадки. Латинскими буквами и цифрами обозначены

«элементарные площади». Стрелками - перемещения участника KEI (пример). Пояснения в тексте

MS Excel 2010 и SPSS 13. Использовались непараметрические методы: характеристика выборки - медиана, квартили; оценка различий - критерий Вилкоксона при уровне значимости а = 0,01.

Субъективная оценка экспертами

Оценки формировались экспертами по итогам не лимитированного по времени просмотра видеозаписи тремя независимыми экспертами, обладающими большим опытом и высокой квалификацией: 1) народный артист РФ; 2) профессор кафедры актерского мастерства; 3) заведующий кафедрой хореографии и пластического воспитания. При этом эксперты оценивали не отдельные составляющие двигательных схем, а «пластическую выразительность» в целом. Оценки выставлялись по 5-балльной шкале: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - плохо, 1 - задание не выполнено.

Субъективная оценка актерами

После мастер-класса проводилось анкетирование, вопросы представлены в табл. 1. Оценивались абсолютная и относительная самооценки уровня мастерства актера по условной 5-балльной шкале, где «относительная» -это самооценка при сравнении опрашиваемым своего мастерства с общим уровнем группы.

Результаты

Самооценка

На наш взгляд, самооценка участников по результатам анкетирования, представленным в табл. 1, указывает на самокритичность, требовательность слушателей к уровню

своего мастерства - медиана и квартили «абсолютных» оценок: Ме = 3 (3; 4). Несколько более низкие «относительные» оценки, хотя и близкие к «абсолютным», на наш взгляд, демонстрировали отсутствие у участников в целом неадекватных самооценок и наличие мотивации к росту мастерства: Ме = 3 (2; 3).

Объективизированная оценка

Для каждого слушателя рассчитывались его показатели - индивидуальный пример представлен в таблице 2.

В целом объективизированные оценки указывают на расширение использования сценического пространства -групповой показатель 5эл увеличился: от Ме = 4,5 (4; 7) до Ме = 12 (8; 13,3). Отмечалось также значительное увеличение использования объема сцены - повышение в группе числа смен позиций тела по высоте: от Ме = 2 (1; 3) до Ме = 11 (9; 13). Число «фрагментов движений», фрагментов композиции также увеличилось, хотя

Экспертная оценка

Оценка экспертами (табл. 1) «пластической выразительности» в группе после прохождения курса обучения повысилась примерно в 2 раза - от Ме = 2 (1,3; 2,3) до Ме = 4 (3,1; 4,1). Статистическая значимость различий р = 0,0004.

Таблица 1

в этих оценках, вероятно, в большей степени выражены детерминированные компоненты, так как наблюдались статистически значимые различия у женщин и их отсутствие у мужчин. Следует отметить, что мнение экспертов коррелировало с числом «фрагментов» и «смен» перед началом курса, но никак не было связано с этими и иными описанными показателями после окончания курса. Полагаем, это может отражать улучшение впечатления от выполняемого «пластического этюда» за счет всего комплекса изменений в выполнении инструкции (целенаправленного поведения) и подтверждать работоспособность объективизированного метода.

Субъективные оценки «пластической выразительности» актеров

(баллы)

№ Код участника Самооценка Экспертная оценка

абсолютная относительная до после

1 IKE 4 3 3,3 4,3

2 AKE 3 3 1,6 2,6

3 MRK 4 4 1 4,3

4 MCI 4 4 2 4

5 RNA 4 3 2,3 3,3

6 YKK 4 3 3,6 2,6

7 YKO 3 2 1,6 3,6

8 MKO 3 3 3 5

9 RXO 4 3 1 4

10 JSD 3 3 2 4,3

11 KDY 3 2 1 3,6

12 KEI 3 2 2 4

13 KET 3 4 2,3 3,6

14 SIG 3 2 2,3 5

15 SOO 3 3 1,6 1,3

16 TSK 4 3 2,4 4

17 DGT 4 2 3 4

18 SBA 4 2 1 4

19 RDZ 3 2 2 2

20 FKM 2 1 1 2,6

Статистика Квартиль 0,25 3 2 1,6 3,6

Медиана 4 3 2 4

Квартиль 0,75 4 3 2,4 4,2

Таблица 2

Индивидуальные показатели «пластической выразительности» добровольца KEI

(пояснения в тексте)

Объективизированные показатели

№ «фрагмента движения» 5Эл /секунды Использование объема сцены

1 A3-D3 / 7 2-4-5-1

2 D3-D4-C5 / 4 2

3 C5-C1 / 3 2

4 C1-C4 / 2 2

5 C4-E4 / 11 2-1-3-4-5

6 E4-D4 / 1 4-5-4

7 D4-D3 / 2 4-1

Итого: 11 SM / 30 13

Наиболее часто используемые Sэл D3, D4, E3, E4

Оценки экспертов 4, 5, 4

Обсуждение

Понимая ограниченность данного наблюдения и связанные с этим возможные недостатки в применении описываемого подхода, тем не менее полагаем, что объективизация параметров «пластической выразительности» позволяет более полно и беспристрастно оценить физическую подготовку актера с учетом эстетической стороны вопроса. Возможность объективизированного контроля подготовки по направлению «пластическая выразительность» позволяет при необходимости оценивать и корректировать учебные программы по прикладной физической культуре в системе профессионального образования в сфере пластических видов искусств. Кроме того, данный подход обеспечивает повышение комфортности и качества педагогического процесса за счет повышения доверительности (по объективности) учащихся к принимаемым педагогом решениям. На наш взгляд, с помощью предлагаемого способа можно, например: наглядно и лаконично представить пространственно-временную структуру танца, физические действия на сцене, на арене цирка; определить физический уровень готовности актера, исполнителя к работе в заданной пространственно-временной структуре (танце, спектакле); проанализировать пространственные и временные показатели комплекса движений и сопоставить их характери-

стики; использовать установленные критерии движений как оценочные, что позволит при необходимости оценить выразительные, физические и пластические качества двигательной композиции.

Особо следует отметить, что паттерн «пластической выразительности» актера может меняться после краткого курса обучения. На наш взгляд, это указывает на роль педагогических усилий, в чем-то родственных, например, «тактической» подготовке в спорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

В рамках развития методологии преподавания физической культуры актерам предложен новый вариант объективизированной оценки «пластической выразительности», основанный на видеорегистрации обусловленного инструкцией целенаправленного поведения актера на предварительно размеченной сцене и последующем анализе схем движения. Паттерн «пластической выразительности» актеров, представленный в числовых характеристиках, в данном наблюдении соответствовал экспертной оценке.

Показана возможность повышения показателей «пластической выразительности» после краткосрочного курса физической тренировки (авторский тренинг В.А. Нижельского).

Литература

1. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений. - Москва: Теория и практика физ. культуры, 2004. -247 с.

2. Правила 2013-2016 по художественной гимнастике. Исполнительный комитет ФИЖ, 2015.

3. Правила 2017-2020 по художественной гимнастике. Исполнительный комитет ФИЖ, 2017.

4. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках // учебник для институтов. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -271 с.

5. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте. -М.: «Советский спорт», 2011. - 202 с.

6. Станиславский, К.С. Собрание сочинений в восьми томах. - М.: «Искусство», 1955.

7. Кох, И.Э. Основы сценического движения // СПб.: «Планета музыки», 2010. - 590 с.

8. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актера. М.: Российский университет театрального искусства. - ГИТИС, 2013. - 256 с.

9. Круглова, А.Г. Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Круглова А.Г.; Российский гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма. - Москва, 2006. - 118 с.

10. Поципун, А.А. Уровень физической подготовленности кандидатов, поступающих в военно-учебные заведе-

ния [Текст] / Поципун, А.А. Балтрунас М.И.// Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 59-63.

11. Медведева, Е.Н. Объективизация технической ценности поворотов на основе конкретизации биомеханических факторов их сложности в художественной гимнастике [Текст] / Медведева Е.Н. // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4. - С. 19-21.

12. Нижельской, В.А. Педагогические пути формирования физической культуры будущих актеров [текст] / В.А. Нижельской // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. -№ 2. - С. 33-38.

References

1. Nazarenko, L.D. Esthetics of physical training. -Moscow: Teoriya i praktika phys. kul'turi, 2004. - 247 p. (in Russ).

2. Rules 2013-2016 for Rhythmic gymnastics. The FIG Executive Committee, 2015 (in Russ).

3. Rules 2017-2020 for Rhythmic gymnastics. The FIG Executive Committee, 2017 (in Russ).

4. Mishin, A.N. Figure skating // textbook for university. -M.: Physkultura i sport, 1985. - 271 p. (in Russ).

5. Farfell', V.S. Control of movement in sport. - M.: Sovetskiy sport, 2011. - 202 p. (in Russ).

6. Stanislavskiy K.S. Collected works in 8 vols. Moscow, Iskusstvo, 1955 (in Russ).

7. Koh, I.E. Basics of stage movement. Saint-Petersburg, Planeta Iskusstv, 2010. - 590 p. (in Russ).

8. Nemerovskiy, A.B. Actor's body expression. Moscow, GITIS, 2013. - 256 p. (in Russ).

9. Kruglova, A.G. The stage movement in system of professional physical education of actor, [Text]: dis. na soisk.

uchen. step. kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kruglova, A.G.; Rossiyski gos. un-t physicheskoy kul'turi, sporta i turis-ma. - Moscow, 2006. - 118 p. (in Russ).

10. Pocipun, A.A. The level of physical preparedness of candidates entering military educational institutions [Text] / A.A. Pocipun, M.I. Baltrunas // Vestnik sportivnoy nauki. - 2015. - No. 4. - Pp. 59-63 (in Russ).

11. Medvedeva, E.N. Objectivization of the technical value of rotations on the basis of the concretization of the biomechanical factors of their complexity in rhythmic gymnastics [Text] / E.N. Medvedeva // Vestnik sportivnoy nauki. -2016. - No. 4. - Pp. 19-21 (in Russ).

12. Nizhelskoy, V.A. Pedagogical ways of formation of physical culture of actors [text] / V.A. Nizhelskoy // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Physi-cheskaya kul'tura. Sport. - 2016. - No. 2. - Pp. 33-38 (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.