В.А. Нижельской
НОЧУВО «Высшая школа сценических искусств» («Театральная школа Константина Райкина»),
Москва, Россия
О ФИЗИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ АСПЕКТАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация:
Автор рассматривает тело и телесность в художественном аспекте и выявляет выразительные возможности тела. Рассматривается проявление выразительных возможностей тела во взаимосвязи двигательных способностей актера и пластических качеств движения.
Ключевые слова: пластика, выразительность, сценическое движение, физическая культура.
V. Nizhelskoy
K.Raykin Higher School of Theatre Arts Moscow, Russia
ABOUT PHYSICAL AND ETHICAL ASPECTS OF EXPRESSION MOVEMENT
Abstract:
The author explores the aesthetic and the expressive potential of a human body revealing the artistic properties of its physicality. For example, the act of acting is perceived as a manifestation of the expressive powers of the body viewed upon as a relationship between the actor's abilities to move and the plasticity of his gestures.
Key words: plasticity, expressiveness, stage movement, physical culture.
Почти каждая область научного знания затрагивает вопросы, связанные с телом. Медицина, психология, философия, эстетика, педагогика рассматривают телесность человека как объект исследований: тело человека является связующим звеном между двумя сторонами человеческого существования: идеальной и материальной. Например, к материальной стороне можно отнести медицину, физическую культуру и спорт. Очевидно, что специфика
заключается в изучении способов и методов воздействия на тело для улучшения его функционирования, физического состояния. Тело представляется как механизм, который можно починить или усовершенствовать, увеличить длительность его эксплуатации.
Однако давно было замечено, что физическое состояние взаимосвязано с другими сторонами жизнедеятельности — психической и духовной. «В здоровом теле, здоровый дух» — эта формула идеального человека, известная еще в Древней Греции, наглядно иллюстрирует это. Если обратиться к традиционным восточным практикам, то мы увидим, что тело является чуть ли не духовной субстанцией в материальном мире. Через него происходит единение с природой, достижение гармонии. Такие практики, как йога, цигун, тайцзи, используют работу с телом не только для усовершенствования его возможностей или в оздоровительно-профилактических целях, но и для духовного роста и совершенствования. Эти практики называются духовными при том, что работа с телом стоит на первом месте. В нашей и западноевропейской культуре есть немало исследований, подтверждающих: через управление физической активностью можно воздействовать на психическую сторону жизнедеятельности, например, активизировать или успокоить эмоциональный фон, расширить границы сознания, введя человека в транс.
Есть области научного знания, которые рассматривают нематериальные свойства тела. Сюда можно отнести философию, искусствоведение. Они не решают задач здоровья и физической активности, но рассматривают тело как эстетический объект. Этот взгляд на тело важен, потому что проявления тела как эстетического объекта влияют на восприятие окружающего мира, взаимодействие с ним через невербальное общение, использование поз, жестов, условных телесных сигналов, установленных социумом. В антропологии благодаря находкам артефактов той или иной исторической эпохи с изображением тела уточняются детали культуры и быта.
Оба подхода к телу отличаются по научным задачам, но имеют связь друг с другом. Например, в изобразительном искусстве досконально изучается техника изображения тела, есть учебники по художественной анатомии, в которых представлена анатомическая структура тела, разработанная для художников. Но в свое
время и художники оказались полезны медицине, ведь первые анатомические атласы были нарисованы. Среди самых известных таких сборников — рисунки выдающихся творцов эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи.
Таких примеров можно привести немало. Может быть, дело в том, что деление тела на две стороны: материальную и идеальную — весьма условно, определяется спецификой задач научной области, а не двойственностью самого тела. Вероятно, тело — это единая субстанция, именно поэтому все знания о теле переплетены между собой. Основа единства заключается в том, что вся жизнедеятельность отражается в телесных ощущениях, а в результате складывается поведение, сознание, чувство, действие, движение. Через тело осуществляется информативная и действенная взаимосвязь человека и окружающего мира.
Одним из важных средств этой взаимосвязи является выразительность. Выразительность подразумевает чувственное восприятие, и это предполагает рассмотрение выразительных проявлений тела как проявлений эстетического характера. Приведем определение эстетики, данное в толковом словаре Ожегова: «Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания». Эстетика — это учение о красоте и художественной сущности объекта. Для рассмотрения выразительности тела в русле эстетики нужно выявить телесные проявления прекрасного, красоты. Этому посвящены художественные искания деятелей искусства разных стран, культур и исторических эпох. Но, по сути, они пытаются найти не красоту саму по себе, а способы ее выражения путем функционирования тела в рамках художественной деятельности. В изобразительном искусстве исследуются законы изображения тела и сила выразительности этих изображений. Позы, жесты персонажей картин или скульптур, их расположение в пространстве, все направлено на достижение живописной гармонии и красоты. Театральное и танцевальное искусство обладает большим багажом опыта и знаний о красоте движений. Говоря о театральном искусстве, балете, пантомиме, мы приближаемся к телесной выразительности как таковой. На сцене нам предстает не образ, созданный художником из неживого материала — красок или
мрамора, а человек чувствующий и двигающийся. Движения происходят по сценическим канонам, которые призваны внести в сценическое действо красоту. Её созерцание вызывает в зрителе чувство прекрасного. Именно на то, чтобы вызвать у зрителя это чувство, направлены технические приемы, в этом основная цель мастерства актера или танцовщика. Ошибочно полагать, что мастерство актера — это умение выразить содержание пьесы, показать персонажа или его чувства; а мастерство танцовщика заключается всего лишь в том, чтобы телодвижения соответствовали структуре и характеру музыки.
Понятия красоты и чувство прекрасного очень индивидуальны, изменчивы. Поэтому мы ограничимся рассмотрением эстетики как области знаний о чувственном познании человеком окружающего мира. В таком случае телесная выразительность предстанет перед нами не только как средство поиска красоты и прекрасного, а как инструмент и способ познания человеком окружающего мира, как деятельность самопредставления и самоопределения в этом мире.
Это уже вопросы не только эстетики и искусства, а культуры в целом, и прежде всего физической культуры, поскольку любому проявлению человека сопутствует двигательная активность. То, как и в какие моменты проявляется качество выразительности в двигательной деятельности, наталкивает нас на мысль, что это качество касается не только области искусства или эстетики, но должно быть рассмотрено шире.
С проблемой выразительного движения наиболее часто приходится сталкиваться актерам. Будь то спектакль, иное сценическое выступление, находясь перед зрителями, актер должен использовать свое умение быть выразительным. Его выразительность обеспечивает связь со зрителем, их взаимопонимание. Все телесное существование актера на сцене подчинено именно этому. Актерам необходимо развивать эту сторону своего человеческого существования, превратив выразительность не в стихийные проявления, а в проверенные навыки, посредством которых будут достигаться определенные профессиональные цели.
Итак, мы подошли к положению, что выразительность — это не только качество, которое характеризует двигательную деятельность с эстетической стороны, но также некоторые специ-
фические движения: движения пантомимы, танца, сценические трюки. Возникает потребность разобраться, в чем же заключается специфика и за счет чего она проявляется.
Многое заключено уже в самом термине «выразительное движение». Для того, чтобы оно стало таковым, необходимо выполнение трех условий.
Первое условие — это наличие содержания: что должно быть выражено. Что должно быть понятно из деятельности того, кто выражает, то есть субъекта выразительности. Это может быть социальный жест, демонстрация эмоционального состояния, обозначение порядка действий, движение по какому-то эстетическому канону, выполнение которого является выражением красоты движения, например, танец или пантомима. Отсутствие такого признака, как содержание в движении субъекта выразительности, говорит о том, что движение не является выразительным по определению.
Вторым условием для оформления выразительного движения является наличие объекта восприятия выразительности, реципиента для сценической деятельности. Это тот объект, которому направлено выразительное движение, который должен принять, почувствовать, понять его содержание. Важно, что только реципиент может оценить качество и интенсивность выразительности движения.
Третье условие — возможность двигательной активности со стороны субъекта выразительности. То есть возможность выполнить эти самые содержательные движения, направив их на объект восприятия. Например, чтобы совершить жест приветствия пожатием руки, нужно как минимум иметь возможность двигать рукой; задумав выразить какое-либо содержание в танце, нужно уметь выполнять некоторые танцевальные движения; для того, чтобы привлечь к себе внимание людей, нужно правильно расположить себя в пространстве и т.д. Очевидно, что этот третий фактор и есть реализация выразительного движения как двигательного акта.
Такой двигательный акт имеет такие характеристики, как пластичность, изящность, слитность, а также артистичность, эмоциональная наполненность, осмысленность, непринужденность. Здесь мы сталкиваемся с эстетическими характеристиками движения. Поэтому если мы выявим происхождение этих
характеристик движения, то станет понятно, как целенаправленно воспитывать актера и добиваться выразительности тела через физические упражнения.
Из приведенных характеристик выразительности двигательного акта остановимся на «пластичности». Остальные характеристики — продукт эстетического восприятия движения, то есть результат движения и эффект, который оно производит на смотрящего. А вот «пластичность», нам кажется, заложена как качество в самом движении.
В отличие от артистизма (и от прочих характеристик), пластичность — это именно физическая суть выразительного движения, необходимая часть его структуры. Наличие ее в структуре движения проявляет и психофизические качества, которыми обуславливается уровень двигательных умений. Это дает нам возможность рассматривать пластичность как двигательно-координационное качество. При этом интересно, что факторы пластичности будут во многом повторять характеристики, определяющие выразительность, приведенные нами выше.
Например, признаки пластичности:
— степень внутреннего ощущения характера двигательного действия;
— наличие эмоционального подъема, вдохновения;
— достижение полного слияния движения с музыкой;
— свобода движений;
— способность передать художественный образ через музыку и движение;
— наличие контакта со зрителем.
Такое количество совпадений подтверждает однородность пластичности и выразительности. И все-таки выделим пластичность в отдельное качество. Но, важный момент, выразительность — необходимое свойство пластичности движений, а вот пластичное движение необязательно будет выразительным.
Для пояснения приведем в пример рассуждения о пластике великого русского режиссера, актера и педагога К.С. Станиславского. В своих глубоких исследованиях актерского творчества он касается темы телесной выразительности и делит пластические движения так: «У одних движения могут обладать изяществом, слитностью, многогранностью, но при отсутствии иной задачи у этих движений, кроме как показ внешней красивости, движения
превращаются просто в замысловатые линии, начерченные в воздухе. Может быть, такие жесты пластичны, но при этом пусты и бессмысленны» [8, т.3, с. 41]. А для подлинно выразительного движения К.С. Станиславский призывает искать и развивать в себе чувство движения, «энергию, согретую чувством, начиненную волей, направленную умом» [там же, с. 42]. Потому что «такая энергия выявляется в сознательном, прочувствованном, содержательном, продуктивном действии, которое не может совершаться как-нибудь механически, а должно выполняться в соответствии с душевными побуждениями» [там же]. Такое движение, по мнению Станиславского, необходимо подлинным артистам и прочим представителям сценических и пластических искусств. Великий режиссер призывает нас обратить внимание не только на внешние, телесные качества актера, на его двигательные возможности и узоры движений, а больше на сочетание внешних параметров движения с внутренними ощущениями движения. Очевидно, что в таком случае движение происходит не само по себе, а определяет содержание, то есть является формой, в которой заключено содержание.
Итак, пластичность — это качество, позволяющее наглядно проявить внутреннее содержание через внешнюю форму. Без этого качества движение нельзя отнести к выразительной деятельности. Даже при наличии содержания, информации, эмоциональности, плавности, внешней согласованности движений, хороших психофизических качеств у исполнителя, артистизма, вдохновения и т.д. отсутствие внешней формы внесет разрозненность в восприятие такой двигательной деятельности, непонятность ее целей, и в результате она станет бессмысленной с точки зрения эстетического восприятия. Представляются крайне неполными распространенные толкования пластики и пластичности, где под этим термином подразумеваются общая гармония, согласованность движений и жестов. Пластичность — это свойство вещества, материала изменять и удерживать форму. Чем легче принимаются изменения, чем дольше и постоянее они удерживаются и сохраняются, тем уровень пластичности выше.
Обозначим пластику (понятие физической культуры, театральных, сценических и прочих визуально-выразительных искусств) как оформление исходного телесного материала,
владение и управление внешней формой. Касательно конкретно двигательной деятельности, для повышения уровня пластичности движений важно:
— освоить принципы пластической формы;
— развить те физические качества, которые будут способствовать наиболее эффективному проявлению этих принципов в двигательной деятельности;
— обогатить двигательный опыт такими умениями, которые будут способствовать наиболее эффективному проявлению свойств выразительности в двигательной деятельности.
Список литературы References
1. Волконский С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). М., 2012.
Volkonsky S. The expressive man: schooling in scenic gesture (sensu Del-sart). Moscow, 2012.
Volkonskij S.M. Vyrazitel'nyj chelovek: Scenicheskoe vospitanie zhesta (po Del'sartu). M., 2012.
2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. М., 2004.
Zheleznyak Yu., Portnov Yu. Sports games: techniques, tactics, methods of teaching. Moscow, 2004.
Zheleznjak Ju.D., Portnov Ju.M. Sportivnye igry: tehnika, taktika, metodika obuchenija. M., 2004.
3. КохИ.Э. Основы сценического движения. СПб., 2010.
Koch I. The basics of stage movement. Saint Petersburg, 2010.
Koh I.Je. Osnovy scenicheskogo dvizhenija. SPb., 2010.
4. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. М., 1999.
Morozova G. Actor's plastic culture: A dictionary of terms. Moscow, 1999.
Morozova G.V. Plasticheskaja kul'tura aktera: Tolkovyj slovar' terminov. M., 1999.
5. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М., 2013.
Nemerovsky A. Plastic expression of an actor. Moscow, 2013.
NemerovskijA.B. Plasticheskaja vyrazitel'nost' aktera. M., 2013.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
Ozhegov S. Dictionary of the Russian language.Moscow, 1996.
Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M., 1996.
7. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности. М., 2013.
Popov G. The biomechanics of motor activity. Moscow, 2013.
Popov G.I. Biomehanika dvigatel'noj dejatel'nosti. M., 2013.
8. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955.
Stanislavsky K. Collected works in 8 vols. Moscow, 1955.
StanislavskijK.S. Sobr. soch.: V 8 t. M., 1955.
Данные об авторе:
Нижельской Виктор Александрович — старший преподаватель кафедры актерского мастерства НОЧУ ВО «Высшая школа сценических искусств» («Театральная школа Константина Райкина»). E-mail: [email protected]
Data about the author:
Nizhelskoy Victor — Senior. Instructor, Body Expression Department, K. Raykin Higher School of Theatre Arts, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]