ti.Ru. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=409688&cid=400 (date of address 17.09.2015).
11. Posadskov A.L. Izdatel'skaya deyatel'nost' literaturnyh organizacij Sibiri i Dal'nego Vostoka v konce HKH - nachale XXI v. // Gumanitarnye nauki v Sibiri. - 2017. - № 3. - S. 83-88.
12. Usol'skij samizdat «Bez tormozov». Informacionnyj ukazatel' literatury. URL: http://usoliecbs.ru/index.php?menu=kray&id=226 (data obrashcheniya 15.05.2013).
13. «Vdohnovenie», tvorcheskij klub samodeyatel'nyh avtorov //Literaturnaya karta Novosibir-ska i No-vosibirskoj oblasti. URL: http://infomania.ru/map/?p=13033 (data obrashcheniya 15.11.2017).
14. Sozdatel' Tyumehna rasskazal v Tomske, kak zhivetsya nezavisimym hudozhnikam-komiksistam v Sibiri. URL: https://obzor.westsib.ru/article/556630---sozdatel-tjumena-rasskazal-v-tomske-kak-zhivetsja-nezavisimym-hudozhnikam-komiksistam-v-sibiri (date of address 15.12.2017).
15. Komiks-bum // Gorodskoj portal. URL: http://gorodskoyportal.ru/novosibirsk/news/news/15954065/ (date of address 10.09.2015).
16. Savenko E.N. Sovremennyj knizhnyj samizdat // Desyatye Makushinskie chteniya: materialy nauchnoj konferencii - Novosibirsk: GPNTB SO RAN, 2015. - C. 229-235.
17. 5 rossijskih mini-izdatel'stv, za kotorymi stoit sledit'. URL: https://daily.afisha.ru/brain/6948-5-rossiyskih-mini-izdatelstv-za-kotorymi-stoit-sledit/ (date of address 10.10.2017).
18. Samizdat: kto otvetit za kachestvo. URL: http://libinform.ru/read/articles/Samizdat-kto-otvetit-za-kachestvo/ (date of address 10.09.2018).
19. Zhdanov A. Andrej Shchetnikov: Naprasnyj trud mozhet stat' ne naprasnym / / Novaya Sibir'. - 17 fevr. - 2018.
20. Nezavisimoe knigoizdanie v Sibiri. URL: https://syg.ma/@rechport/niezavisimoie-knighoizdaniie-v-sibiri (date of address 16.02.2018).
21 .«iZZdat», neformal'noe izdatel'skoe ob"edinenie. URL: vk.com/izzdat (date of address 16.11.2017).
22. Lizunova I.V., Metel'kov A.S. Nezavisimoe knigoizdanie: realii sovremennosti, prognozy na budushchee // Bibliosfera. - 2017. - №1. - S. 79-88.
23. Novikov O. Rossijskij knizhnyj rynok: najti svoj put' k chitatelyu. URL: https://bookunion.ru/upload/iblock/77a/77abb3d5b345d3b2d410fff142011454.pdf (date of address: 20.07.2018).
24. Savenko E. N. Elektronnyj samizdat - novoe yavlenie onlajnovoj ehpohi // Bibliosfera. - 2011. - №3. -S. 88-89.
25. Samizdatel'skij dom. Pochemu samostoyatel'nye avtory v Rossii vse ravno nadeyutsya na kon-trakt s izdatel'stvom. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3423467 (date of address 20.06.2018).
26. Aleksandr Kas'yanenko, osnovatel' Ridero o tom, kak poyavlenie tekhnologii self-pablishinga izmenilo za tri goda knizhnuyu industriyu v Rossii i chem Ridero mozhet byt' polezen molodym avtoram. URL: http://lit-ra.info/intervyu/aleksandr-kasyanenko-osnovatel-ridero-o-tom-kak-poyavlenie-tekhnologii-self-pablishinga-izmenilo-za-/ (date of address: 20.07.2018).
27. Knizhnyj kraudfanding: recepty uspekha. URL: http://libinform.ru/read/articles/Knizhnyj-kraudfanding-retcepty-uspeha (date of address 20.06.2016).
28. Chto takoe kraudfajnding i s chem ego edyat. URL: https://www.avtoram.com/crowdfunding-publikatziya-za-schet-chitatelya (date of address 16.10.2018).
29. Hlopunova O.V., Budnikov A.D. Rynok ehlektronnyh knig Rossii: sovremennoe sostoyanie, pro-blemy i perspek-tivy razvitiya // Voprosy ehkonomiki i upravleniya. - 2017. - №1 (8). - S. 60-63.
30. Novye grani izdatel'skogo kraudfandinga. URL: http://pro-books.ru/node/14350. (date of address 11.02.2014).
УДК 37.022
В.А.Нижельской
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ В СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ
В статье-докладе рассматривается понятие пластической культуры. Пластическая культура должна быть сформирована у исполнителя, для плодотворного сценического творчества. Формирование пластической культуры основывается на методике создания навыков выразительного движения. Она основывается на взаимопроникающем воздействии средств физического воспитания и специальных пластических упражнений.
Ключевые слова: культура, сценическое искусство, выразительное движение, форма, содержание, физические качества.
Victor A.Nizhelskoy BODY EXPRESSION AS A FACTOR OF PLASTIC CULTURE OF PERFORMER IN THE PERFORMING ARTS. This article is about conception the formation plastic culture of body expression. It shows two components, physical and plastics, that to form the basis of plastic culture. Methods of body education for performer must be based on interpenetration this components.
Keywords: culture, stage art, expression movement, form, content, physical properties.
Понятие «культура» подразумевает целенаправленное воздействие на самобытные объекты и процессы окружающего мира с тем, чтобы их упорядочить, устранить стихийность, случайность, т.е. придать рамки, оформить. Такое внедрение воли человека не обусловлено потребностями жизнеобеспечения этого живого процесса, но ни в коем случае не должно его нарушать. Это важное условие зарождения культуры. Культура не останавливает жизнь и даже не уничтожает хаос внутри нее. Скорее культура представляет собой русло, которым определяется «течение реки». Содержание и форма находятся в отношениях определяющих друг друга, вследствие этого природа внутри культуры не перестает быть собой, а приобретает новую структуру. Структура эта является воплощением желаний, стремлений, потребностей человека, которые изначально побудили его к волевому воздействию на реальность природы.
Культура - это не только преобразование природы, а преобразование со знаком «+», потому что культура, сохраняя реальность природы, посредством придания ей формы, создает ценность для человека. В связи с этим следует отметить две фундаментальные идеи культуры: ценностность и гуманность. Разумеется, сами критерии ценности и гуманности не везде одинаковы и то, что для одного социума является благом, для другого будет злом. Но рассмотрение этой проблемы не входит в рамки данного исследования. Нам важно отметить возникновение культуры, как результата воздействия человека на природу.
Необходимость культурных преобразований исходного природного материала возникает во всех сферах деятельности человека. Особенно явно это выражено в искусстве, как высшей точке проявления культурной деятельности, или в спорте, как в сфере наиболее активного проявления волевых способностей человека.
Духовная жизнь человека, воля, природа - вот исходные данные для культурной деятельности.
Для слияния содержания и формы необходимо воздействие, технические приемы, инструментарий, умения, навыки для организации культурного преобразования.
Результат этого - возникновение культурных человеческих ценностей.
Для нас особый интерес представляет возникновение культурных ценностей в сценических искусствах, в творчестве артиста. Очевидно, что артист- это человек, уже имеющий специальную подготовку к определённому роду сценической деятельности. А значит предпосылки для культурного преобразования его природы закладываются в процессе его обучения.
На данный момент, обучение артиста- это целая образовательная система. Существуют театральные институты, академии балета и танца, театральные и танцевальные училища, школы и кружки. Везде неотъемлемой частью обучения является формирование особой культуры тела и движений тела, т.е. пластической культуры, ориентированной на тот или иной вид сценического искусства.
Что же такое пластическая культура и какова ее роль в сценических искусствах?
«В драматическом театре под пластикой принято понимать зримую сторону сценического действия, которое реализуется в формах (телесного) движения актера» [1, с. 52] Это определение пластики дано видным театральным педагогом Г. В. Морозовой касательно драматического театра. Но его можно отнести и ко всем сценическим искусствам, где основным творцом выступает человек: актер, танцор. Его тело и телодвижения становятся основным выразительным средством. Но если быть точными, то тело и движения тела сами по себе не наделены культурной ценностью. Для этого необходимы специально развитые двигательные возможности тела, умения и навыки создавать зримую сторону сценического действия. Только в этом случае пластика тела на сцене будет иметь ценность.
Пластическая культура - это специальная организация движений тела, продиктованная художественными особенностями конкретного сценического искусства. Можно считать, что изначально тело, являясь видимым объектом, обладает пластической выразительностью, но не имеет пластической культуры. Без этой пластической культуры, движения тела на сцене не будут обладать культурной ценностью. Хотя еще раз отметим, что в спектакле они могут представлять ценность иного рода, нести смысловую нагрузку, создавать образ, мизансцену, могут быть даже составной частью общей эстетики спектакля и как следствие обладать эстетической ценностью, но только в контексте спектакля. Например, в спектакль режиссер может взять человека с улицы. Но тут происходит любопытная вещь, этот человек не актер, не танцор. Он как раз становится той частью реальности, которая является содержанием культуры. В данном
случае, объектом культуры выступает спектакль. Но вне его «человек с улицы» перестает быть содержанием культуры.
Иначе дело обстоит с носителями пластической культуры: актеры, танцоры и т.д. Что же их отличает от «человека с улицы», по воле режиссера, попавшего на подмостки?
Очевидно, что для того, чтобы обладать пластической культурой, нужно ее сформировать. Именно здесь и кроется ответ. Пластическая выразительность человека тогда приобретает культурную ценность, когда она прошла путь этого формирования. Тогда частью природы, которая становится содержанием культурной структуры, будет не сам по себе человек, а его тело.
Изначально тело представляет собой живую структуру, которая подчиняется воздействиям окружающего мира, естественным потребностям обеспечения жизнедеятельности. А пластическая культура подразумевает использование этой живой структуры в иной (в нашем случае, сценической) форме. А сценическая форма, вид сценического искусства, выдвигает требования к тому какими движения должны быть на сцене. В театральной практике тело еще принято называть «физический аппарат воплощения» [2, с.7]. Т.е. тело становится живой системой, запрограммированной для функционирования в определенных сценических условиях.
Именно подготовка физического аппарата человека к выполнению сценических движений, обучение технике их выполнения, являются основными направлениями педагогического воздействия на тело человека, а цель - сформировать навыки выразительного движения, чтобы при их использовании в сценической деятельности, проявлялась пластическая культура.
Тот или иной вид сценического искусства выдвигает свои требования к набору этих навыков и к физической подготовке, которая должна обеспечить возможность выполнения движений. Но если говорить про педагогические пути формирования этих навыков, то важно обратить внимание не на то, что для балета требуются одни движения, для драматического театра другие, для современного танца третьи, а важно разработать общую технологию формирования навыков выразительного движения.
Дело в том, что выразительное движение можно отнести к особому роду двигательной деятельности, и физическое движение, как таковое - ее составляющая часть.
Во-первых, выразительное движение, чтобы стать таковым должно что-то выражать. Сама идея о содержания и смысле должна предшествовать движению. Физическое движение ничего не выражает, оно как бы равно себе, а вот выразительное движение несет содержание, которое должно выражаться в физической структуре движения.
Во-вторых, выразительное движение, как элемент пластической культуры, не может возникать стихийно. Физическую структуру движения, как мы пояснили выше, с одной стороны определяет содержание и смысл, и в не меньшей мере эстетические параметры конкретного сценического искусства. Если, например, это балет, то движения должны формироваться, исходя их тех требований, которые искусство балета предъявляет к форме движений.
Итак, телесная выразительность - это двигательная деятельность, включающая в себя биомеханические и эстетические параметры движения. Главенствующей формой эстетического воздействия на зрителя, которым обладают сценические искусства, является представление зрителю тела исполнителя как видимого объекта, значит воздействие происходит через визуальное восприятие зрителя на его чувственно-эмоциональную сферу. Тело исполнителя является физическим объектом, поскольку располагается в пространстве и движения происходят во времени. Но при этом, чтобы физические движения стали выразительными, необходимо наличие формы движения или позы, целесообразность которой больше практической необходимости. Приведем в пример спортивную позу «упор присев». Упор присев нельзя назвать выразительной позой, однако, если его выполнение продлить во времени дольше, чем нужно для подготовки выполнения движения «кувырок вперед», то «упор присев» потенциально станет выразителем внутреннего, психологического состояния, соответствующего ситуации. Т.е. в данном случае это может быть «страх», «нерешительность».
Мы выявили два компонента выразительного движения - это эстетический и физический компонент. Их значимость и взаимовлияние необходимо учитывать при выборе методики обучения.
Можно выделить две методики формирования навыков выразительного движения.
Первое - это методика, основанная на средствах физической тренировки. Задачами такой тренировки является развитие физических качеств, совершенствование двигательных способ-
ностей, освоение техники. В основном это ОФП (общая физическая подготовка), развитие физических качеств, элементы акробатики, освоение сценических трюков. Но одной только физической тренировки недостаточно для формирования выразительности движений. Поэтому, второе условие - это пластический тренинг. Пластический тренинг направлен на изучение не конкретных движений, и даже не на физическое развитие, а на то, чтобы изучить принципы построения выразительной формы и научиться ими пользоваться. Сюда можно отнести чувство темпа и ритма движения, скульптурность позы и ракурс, движение от импульса и т.д. Как раз все то, что составляет пластический фактор, который позволяет придавать движениям целесообразность больше практической необходимости.
На данный момент методика классического танца сформирована так, что происходит полное проникновение физического и пластического компонентов. Происходит это потому, что искусство классического танца основано на четких формах пластической выразительности, а физическая подготовка будущих артистов балета призвана формировать физическую основу для успешного овладения этими формами [3]. Однако, в методике обучения актеров драматического театра взаимопроникновение физического и пластического компонентов не всегда явно прослеживается. Существуют предметы классический танец, народный танец, сценическое движение [2,4,5], иногда обучают видам современного танца, но несмотря на то, что они направлены к одной цели- воспитание пластической культуры будущих актеров, как методики они существуют достаточно автономно. Неполное взаимопроникновение физического и пластического компонентов может стать причиной следующих проблем. При доминировании физического компонента на высоком уровне технического мастерства движение будет физически совершенным, но мало выразительным в духовном, чувственно-эмоциональном плане. С другой стороны, доминирование пластического компонента, может привести к тому, что техническое мастерство будет использоваться в меньшей мере и подменяться псевдовыразительностью. Такие проблемы снижают качество пластической культуры актера, а значит и эффективность обучения.
Конечно, с опытом артиста эти недостатки устраняются, но с точки зрения эффективности педагогического воздействия стоит выстраивать процесс обучения, исходя из взаимодействия двух компонентов: эстетического (пластического) и физического. Схема взаимопроникновения этих компонентов представлена на рисунке 1.
На основе такой взаимосвязи нами была разработана педагогическая технология. Педагогический эксперимент, опирающийся на теорию профессора Ю.Д. Железняка об интеграции двигательного навыка и двигательных способностей [6], подготовленный совместно с кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, и проведенный в Московском институте телевидения и радио «Останкино» и в Высшей школе сценических искусств под руководством К. Райкина [7] показал, что не только развитые двигательные способности и не только знание способов придания пластических качеств движению, а их взаимовлияние составляют навык выразительного движения.
Можно сделать несколько выводов.
Пластическая культура является одним из главных факторов, который обуславливает культурную ценность творчества исполнителя.
Формирование пластической культуры неотъемлемая часть обучения артистов.
В зависимости от вида сценического искусства составляющие пластической подготовки могут отличаться, но в основе методики лежит взаимопроникновение пластического и физического компонента.
Исходя из того, что основная задача обучения состоит в формировании пластической культуры, то наиболее эффективной будет такая физическая подготовка, которая обеспечивает овладение навыками пластической выразительности.
Это необходимо учитывать при планировании учебного процесса, подготовке материала занятий и подбирать такие задания и физические упражнения, в которых взаимопроникновение физического и пластического компонентов происходит особенно ярко.
Наиболее эффективным педагогическим путем формирования пластической культуры исполнителя в сценических искусствах, является создание навыков выразительного движения, основанного на взаимодействии пластических качеств движения и двигательных способностей.
Литература
1. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. - М.: изд-во «ГИТИС», 2001. - 340 с.
2. Дрозднин А.Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. - 160с.
3. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. - М.: «Терра-спорт», 2001. - 96 с.
4. Кох И.Э. Основы сценического движения. - СПб.: «Планета музыки», 2010. - 512 с.
5. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: учеб. пособие. - М.: изд-во «ГИТИС», 2010. - 256 с.
6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортичные игры: техника, тактика, методика обучения. - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
7. Нижельской В.А. Технология интеграции двигательных способностей и пластических качеств в процессе формирования навыков выразительного движения у драматических актеров/ В.А. Нижель-ской// Материалы научно-практической конференции аспирантов и преподавателей факультета физической культуры МГОУ. - 2015. - С.103-108.
References
1. Morozova G.V. Plasticheskaya kul'tura aktera: Tolkovyj slovar' terminov. - M.: izd-vo «GITIS», 2001. -
340 s.
2. Drozdnin A.B. Fizicheskij trening po metodike A. Droznina. - M.: VCKHT («Ya vhozhu v mir is-kusstv»), 2004. - 160s.
3. Levin M.V. Gimnastika v horeograficheskoj shkole. - M.: «Terra-sport», 2001. - 96 s.
4. Koh I.EH. Osnovy scenicheskogo dvizheniya. - SPb.: «Planeta muzyki», 2010. - 512 s.
5. Nemerovskij A.B. Plasticheskaya vyrazitel'nost' aktera: ucheb. posobie. - M.: izd-vo «GITIS», 2010. - 256
s.
6. Zheleznyak Yu. D., Portnov YU.M. Sportichnye igry: tekhnika, taktika, metodika obucheniya. - M.: iz-datel'skij centr «Akademiya», 2004. - 520 s.
7. Nizhel'skoj V.A. Tekhnologiya integracii dvigatel'nyh sposobnostej i plasticheskih kachestv v processe formirovaniya navykov vyrazitel'nogo dvizheniya u dramaticheskih akterov/ V.A. Nizhel'-skoj// Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov i prepodavatelej fakul'teta fizi-cheskoj kul'tury MGOU. - 2015. -S.103-108.
УДК 745/749: 008 (091)
К.А.Руденко
ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ)
В статье исследуются вопросы происхождения традиционных ремесел, существовавших на территории Татарстана. Автор прослеживает развитие многих ремесел с неолита и эпохи бронзы. Он отмечает художественные и стилистические особенности предметов декоративно-прикладного искусства каждого хронологического этапа. Исследуется связь местного искусства и глобальных художественных стилей, например, «звериного стиля» Евразии. Особое внимание уделено специфике художественных предметов эпохи Волжской Булгарии, а также развитию новых приемов декорирования артефактов в Булгарском улусе Золотой Орды. Подчеркивается, что некоторые современные мастера используют в своем творчестве образцы древнего искусства.
Ключевые слова: искусство, Татарстан, археология, Волжская Булгария, декоративно-прикладное искусство, ранний железный век, керамика, искусство исламских стран.
Konstantin A.Rudenko GENESIS OF THE CULTURE OF THE PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA AREA (ON THE EXAMPLE OF TRADITIONAL CRAFTS). The article explores the origin of traditional crafts that existed on the territory of the Republic of Tatarstan. The author traces the development of many crafts from the Neolithic and Bronze Age. He notes the artistic and stylistic features of objects of decorative and applied art of each chronological stage. The connection between local art and global art styles, for example, the "animal style" of Eurasia, is studied. Particular attention is paid to the specifics of the art objects of the Volga Bulgaria era, as well as the development of new techniques for decorating artifacts in the Bulgarian ulus of the Golden Horde. It is emphasized that some modern masters use in their creative work samples of ancient art.
Keywords: art, Tatarstan, archeology, Volga Bulgaria, arts and crafts, early iron age, ceramics, art of Islamic countries.