УДК 792 В.Н. ТОРГАШОВ
доцент кафедры театрального творчества и экранных искусств Орловского государственного института искусств и культуры E-mail: [email protected]
UDC 792 V.N. TORGASHOV
associate professor of theatrical creativity and screen arts of the Oryol state institute of arts and culture E-mail: [email protected]
ДЕФИЦИТ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО
АКТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE DEFICITS OF PLASTIC CULTURE AS ONE OF THE PROBLEMS OF MODERN ACTOR'S EDUCATION
В условиях современной программы и нового стандарта усложняется задача формирования достаточной внешней техники сценического исполнителя. Внешняя техника характеризует степень подготовленности актерского аппарата воплощения по отношению к сценическому творчеству; последняя приобретается в опыте практической работы, начиная с театральной школы, где закладываются ее основы; первостепенную роль в этом процессе играют дисциплины пластического цикла. Отсутствие на театральной сцене пластически выразительного актера является результатом современного кризиса в системе актерского образования в высших учебных заведениях культуры и искусства.
Ключевые слова: пластическая культура актера, сценический исполнитель, дисциплины движенческого цикла, система психофизического воспитания, двигательные навыки, перевоплощение, основы сценического движения, физические и психические качества, диапазон двигательных возможностей, качества аппарата воплощения, внешняя техника исполнителя.
In today's programs and standards of education the task of creating sufficient external technics of stage performing is reflected. The external factors characterize the degree of acting apparatus embodiment in its opposition to the stage creativity. This is a main factor of embodiment of the practical experience beginning from the theatre school, where the bases are laid and the primary role in this process is played by the disciplines of the plastic cycle. The deficit on the stage of the plastically expressive actor is the result of the modern crisis in the system of the higher education of Arts.
Keywords: plastic culture of actor, stage performer, discipline of movement cycle, system ofpsychophysical training, motoric skills, transformation, basic stage movement, physical and mental quality, scale of motoric abilities, quality of embodiment, external performing technics.
На рубеже XIX и XX веков стало известно, что в России больше всего талантливых артистов и гениальных теоретиков театра. Все эти таланты выращивались Великими: Станиславским, Мейерхольдом, Таировым, Немировичем-Данченко, Вахтанговым или их учениками.
Сегодня актёрский талант будущему артисту формируют преподаватели мастерства актёра, для этого им нужен молодой человек с начальными актёрскими задатками, а вот превратить этого будущего актёра в выразительного и пластичного сценического исполнителя можно с помощью специальных комплексов упражнений, тренирующих необходимые двигательные навыки, т.е. «системы психофизического воспитания артиста». Эта «система» зарождалась в театральных студиях и театрах Москвы в начале XX века. Все, кто занимались её становлением в русской театральной школе, утверждали, что её секрет заключается в одном - в регулярности практических занятий. И по мнению физиологов, только эта регулярность сможет улучшить качества двигательных навыков, необходимых артисту для нужд театра. Вот именно этот момент и является основным
в существующей сегодня проблеме психофизического воспитания будущих актёров в провинциальных институтах искусств и культуры.
Проблемы психофизического воспитания будущих актёров не существовало и не существует теперь только в столичных театральных институтах благодаря традиционным формам преподавания дисциплин движенческого цикла в стабильных и достаточных объёмах учебных часов. Вероятно, по этой же причине в столичных театрах очень много замечательных актёров, а в провинциальных больше «средненьких». Так вот большинство этих самых среднего уровня профессиональной подготовки актёров и выпускают провинциальные учебные заведения культуры и искусств.
В большинстве провинциальных театров России уже не один десяток лет наблюдается отсутствие зрелища в полном объёме, того, что всякий театр обязан обеспечивать для зрителей. Глубоко убеждён, что один только вокал не совсем отвечает требованиям зрелищ-ности театрально-сценического представления, а ведь зачастую только песнями и насыщаются зрители. Из репертуара театров совершенно пропали спектакли, в
© В.Н. Торгашов © V.N. Torgashov
которых могут быть пластические и танцевальные сцены, или, например, сценические бои и фехтование. И эта тенденция отказа от пластических, танцевальных и батальных сцен, в общем, понятна - актёры не совсем готовы к такой работе. Мне кажется, что актёры не способны хорошо себя чувствовать в сценах с «движенческими излишествами», только потому, что они ранее не достаточно были этому обучены и сейчас недостаточно натренированы на исполнения какого бы то ни было движенческого материала. Слабая профессиональная подготовка актёра случается, вероятнее всего, не по причине халатности обучающих его специалистов, а по «решению» министерских чиновников, предполагающих, что одного раза в неделю практических занятий по дисциплинам пластического цикла 72 часа за год, будет вполне достаточно для приобретения профессиональных навыков будущего артиста.
В свои студенческие годы, обучаясь хореографии в ОФМГИК, мне довелось, например, на лекциях по философии познать законы развития материального мира, правда, на практике, кажется, применять их не пришлось, а вот способы приобретения и сохранения собственных двигательных навыков приходилось постигать совершенно самостоятельно. Во-первых, освоение и удержание практического навыка - вещь совершенно индивидуальная, а во-вторых, у нас не было такого предмета, который бы раскрывал теоретические секреты биомеханики человека. Зато было много других дисциплин, которые к профессиональной деятельности хореографа имеют очень далёкое отношение. Даже французский язык, который очень хотелось бы выучить, не поддался за один раз в неделю. Иностранный язык пришлось постигать позже и самостоятельно, ибо после победы демократии в нашей стране появилась возможность встречаться с европейскими коллегами.
Почему в институтах культуры много, на мой взгляд, ненужных предметов, а тех, которые очень необходимы, преподают в малых дозах? «Надо честно признаться, что многие забывают благородные законы ремесла-профессии, которые так высоко ценил Станиславский: владение жестом и телом»1.
А вот, например, в ВТУ им. Щукина, куда в 1987 году мне посчастливилось поступить в очную ассистентуру-стажировку на кафедру пластической выразительности артиста, совершенно не было этого хаотичного набора ненужных предметов, были и есть только специальные. Сегодня в ВТИ им. Щукина «Дисциплины пластического цикла» для студентов, будущих актёров и режиссёров, происходят каждый день.
Пластическая культура актера - понятие достаточно новое в театральном лексиконе. Этим термином с некоторых пор определяется один из признаков профессионального мастерства, необходимого актеру для успешной работы над созданием полноценного сценического образа. Актёр, прежде чем приступить к перевоплощению в образ, должен сначала найти те душевные и телесные качества, которые характеризу-
1 Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актёра. М., 1986, С.18.
ют создаваемый образ, а ещё раньше, в учебном заведении, он должен научиться погружению в этот самый процесс формирования «человеческого духа» и «человеческого тела» роли. Когда в учебном заведении не хватает времени для формирования духа и тела, о какой успешности творческого процесса актёра можно говорить! Степень профессионального мастерства артиста находится в зависимости не только от его «природной» творческой одарённости, но и от его умения пользоваться оптимальным рабочим методом, который и обеспечивает успешность его творческого процесса. Основными компонентами в процессе формирования пластической культуры артиста являются дисциплины пластического цикла и «арсенал индивидуальных пластических средств артиста».
К.С. Станиславский в поисках путей повышения пластической культуры актера пробовал воспользоваться всеми известными ему методами физического совершенствования. Изначально в «систему психофизического воспитания артиста» были включены: гимнастика, фехтование, атлетика, акробатика, жонглерство, выправление индивидуальных физических недостатков, танец, ритмика, походка, пластика, элементы анатомии и физиологии (дыхание), класс манер, сценическое движение, под которым подразумевался ряд приемов сценической техники, требующих особой тренировки (драка, борьба, перебежки, падения и т.д.)
Практика педагогической и режиссерской работы К. С. Станиславского выявила ограниченность возможностей каждой из этих дисциплин. Известны отдельные критические высказывания К.С. Станиславского о танце, жонглировании, боксе, атлетике, гимнастике с точки зрения их пригодности в деле воспитания актера. Каждая из этих дисциплин развивает лишь отдельные необходимые актеру качества: акробатика - отвагу, решимость, мобилизованность; танец - музыкальность, определенность и законченность движений, осанку; гимнастика - скульптурность тела, гибкость и т.д. Ощущалась нехватка такой движенческой дисциплины, которая бы вобрала в себя самое ценное из всех смежных, учитывая специфику театра. С той же проблемой столкнулись и другие режиссеры 20-30-х годов XX века, занимающиеся не только постановочной работой, но и воспитанием актера: В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров, А.С. Курбас, Сандро Ахметели, А.Д. Попов и др.
В конце 30-х годов XX века педагоги И.С. Иванов и Е.С. Шишмарев, исходя из опыта работы с режиссерами самых различных направлений, разработали на базе физической культуры и различных систем движения учебный предмет «Воспитание движения актера».
В 1938 году в Ленинградском театральном институте появился предмет «Основы сценического движения», который постепенно был введен в учебные планы многих театральных школ. В учебнике, разработанном профессором И.Э. Кохом, задача нового предмета была сформулирована столь же четко, как и у И. С. Иванова: «Он в первую очередь готовит базу, т. е. психофизи-
ческую основу сценических действий»2. В это время предмет «Основы сценического движения» коллективными усилиями многих педагогов обогатился новыми идеями, новыми разделами, новыми упражнениями. Всё стало направлено на решение одной задачи - актер должен уметь выразить содержание через позу, жест, движение, поворот головы, и это станет возможным в том случае, когда актёр научится управлять своим телом. Для реализации этих целей необходимо решить ряд задач. Некоторые из них очевидны и общеприняты.
Первой из таких задач является всестороннее развитие тела путем разнообразной тренировки.
В процессе обучения будущих актёров на занятиях по дисциплинам пластического цикла решение этой задачи предполагает:
• устранение индивидуальных физических и психофизических недостатков студента;
• совершенствование физических и психофизических качеств;
• расширение диапазона двигательных возможностей;
• повышение общего тонуса, развитие легкости движения, ловкости и подвижности.
Следующей задачей является приобретение опыта интеграции всех психофизических качеств при решении двигательных задач на сцене и в состоянии образа. Понимание необходимости образной пластики является фундаментом творческой работы над любым произведением. Угловатые, неловкие движения, безразличная походка, вялые руки, случайность и нечеткость жеста - беда большинства актеров. Часто режиссер стесняется сделать замечание актеру о невыразительности его тела, об элементарном неумении двигаться.
Режиссер может понять задачу по пластическому решению формально: в историческом спектакле нужно найти стиль поведения. Истинное понимание пластического решения спектакля гораздо обширнее и глубже. Оно прежде всего в психологической пластике актера, общем стиле спектакля, в образном мизансценическом выражении сверхзадачи спектакля.
Основная задача преподавателей мастерства актёра и дисциплин движенческого цикла, а также театральных режиссёров пластики - воспитать в актере, в коллективе умение искать пластическую выразительность не только в мюзиклах и пантомимах, но и в спектаклях реалистического жанра. Тело актера нужно ставить так же, как ставят голос певцам.
В пользу преимущественного внимания к совершенствованию психофизических качеств склоняет все более печальное, сегодня уже почти трагическое, состояние телесных качеств молодых людей, поступающих в театральную школу. Все чаще перед педагогами встает задача не столько совершенствования психофизических качеств, развития их в сторону пригодности для сценической деятельности, сколько задача восстановления хотя бы нормального с бытовой точки зрения состояния телесного аппарата будущего актера.
И, наконец, опыт постановочной и консультационной работы в театре убеждает в следующем: если от-
2 Кох И.Э. Основы сценического движения. Л., 1970, С. 5.
сутствие конкретного двигательного навыка у актера с высоким уровнем развития двигательных качеств может быть преодолено даже одноразовой консультацией специалиста, то преодоление низкого уровня развития двигательных качеств нельзя осуществить кратковременным усилием. Изменение физических качеств сформировавшегося человека требует гораздо больших расходов времени и энергии, чем предполагают многие педагоги по сценическому движению. Слишком часто они вынуждены выделять на эту работу всего 15-20 минут урока, что категорически недостаточно для того, чтобы добиться качественных изменений в состоянии телесного аппарата будущего актера. Особенно если учесть, что уроки по сценическому движению обычно проводятся всего один раз в неделю и в этом случае, на практических занятиях по дисциплинам пластического цикла некоторые студенты институтов искусств и культуры смогут лишь слегка улучшить свою пластическую выразительность.
В заключение хочется сказать, что, прежде всего, именно высокий уровень развития психофизических качеств, а не владение некоторым количеством частных навыков повышает выразительные возможности актера, гарантирует ему мышечную свободу и богатство пластических форм, словом, превращает его телесный аппарат в «телесный аппарат воплощения».
В условиях современной программы и нового стандарта становится практически невозможным формирование достаточной внешней техники сценического исполнителя. Внешняя техника характеризует степень подготовленности актерского аппарата воплощения к сценическому творчеству; она приобретается в опыте практической работы, начиная с театральной школы, где закладываются ее основы; первостепенную роль в этом процессе играют дисциплины пластического цикла.
Отсутствие на театральной сцене пластически выразительного актера является следствием современного кризиса в системе актерского образования в высших учебных заведениях культуры и искусства.
Сегодня дисциплины пластического цикла для студентов института искусств и культуры превращаются всего лишь в систему физических упражнений, направленных только на общее развитие и оздоровление организма. Напрашивается единственный способ решения проблемы воспитания психофизических качеств внешнего аппарата воплощения в институте искусств и культуры - это превратить практические дисциплины движенческого цикла в факультатив «для жаждущих и одарённых», может быть, в этом случае на театральной сцене появится небольшая группа актёров способных исполнять всё, что имеется в «арсенале» театральных пластических средств. А можно превратить дисциплины пластического цикла в теоретический, лекционный курс, как уже много раз пытались сделать в Европе.
Библиографический список
1. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. М., 1986.
2. Захава Б.Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1973.
3. ИвановИ.С., ШишмаревЕ.С. Воспитание движения актера. М., 1937.
4. КнебельМ.И. Поэзия педагогики. М., 1976.
5. Комиссаржевский Ф.Ф. Костюм и нагота. «Маски», 1912.
6. КохИ.Э. Основы сценического движения. Л., 1970.
7. Мейерхольд Вс.Э. Хрестоматия актерского мастерства. М., 1937.
8. Островский Д.Н. О театре. М.-Л., 1947.
9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9 тт. М., 1989.
10. Таиров А.Я. Записки режиссера. М., 2000.
References
1. Golubovsky B.G. The Plastics in the Art of the Actor. M., 1986.
2. Zahava B.B. The Skills of the Actor and Director. M., 1973.
3. Ivanov I.S., Shishmarev E.S. The Education of Actors Movement. M., 1937.
4. Knebel M.I. The Pedagogy of Poetry. M., 1976.
5. KomissarzhevskyF.F. The Costume and Nudity. "Maski", 1912.
6. Koch I.E. The Fundamentals of Stage Movement. L., 1970.
7. Meyerhold Vs.E. Anthology Of Acting. M., 1937.
8. Ostrovsky D.N. On the Theater. Leningrad, 1947.
9. Stanislavski K.S. Collected Works. in 9 Vol. M., 1989.
10. Tairov AJa. Notes of a Director. M., 2000.
УДК 378.147.88 Н.Г. ХМЫЗОВА
ассистент кафедры профессионального обучения и бизнеса Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
UDC 378.147.88 N. G. HMYZOVA
assistant to chair of vocational training and business Oryol
state university E-mail: [email protected]
НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ SCIENTIFIC TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM
Рассматривается вопрос научной подготовки бакалавров профессионального обучения по отраслям, с внедрением в процесс обучения спецкурсов для эффективной подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научная подготовка, профессиональное обучение, научно-исследовательская культура, инновационные технологии, информационное пространство.
The question of scientific training of bachelors of vocational training on branches, with introduction in process of training of special courses for effective training of the future teachers for research activity is considered.
Keywords: scientific training, vocational training, scientific-research culture, innovative technologies, information field.
Социально-экономические преобразования в России определяют перспективы преобразования профессиональной подготовки специалистов. Вместе с тем всплывают проблемы в новых формах образовательных программ, в реализации этих разработок, не менее важная из которых - профессиональная научно-исследовательская компетентность будущих бакалавров. Возникает вопрос качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения в образовательном пространстве с использованием инновационных
© Н.Г. Хмызова © N. О. Ишу70Уа
технологий в сочетании с накопленными лучшими традициями в области профессионально-педагогического образования.
Согласно образовательному стандарту третьего поколения студент по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» с квалификацией «бакалавр профессионального обучения» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, образовательно-проектировочная,