Научная статья на тему 'Анализ состояния сценической пластики в современном драматическом спектакле (на материале исторического этикета и стилевого поведения)'

Анализ состояния сценической пластики в современном драматическом спектакле (на материале исторического этикета и стилевого поведения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА / ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АКТЕРА / СЦЕНИЧЕСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / ИСТО- РИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ / СТИЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНЫ ДВИЖЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА / ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ / ДИАПАЗОН ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ / КА- ЧЕСТВА АППАРАТА ВОПЛОЩЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА ИСПОЛНИТЕЛЯ / PLASTIC CULTURE OF THE ACTOR / STAGE PERFORMER / HISTORICAL ETIQUETTE / STYLISTIC BEHAVIOR / DISCIPLINES OF THE MOVEMENT CYCLE / FUNDAMENTALS OF STAGE MOVEMENT / EXPRESSIVE MEANS OF SCENIC PLASTICS / THE RANGE OF MOTOR ABILITIES / REINCARNATION / QUALITY OF THE EMBODIMENT / EXTERNAL PERFORMING TECHNIQUE / SCENIC PLASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгашов В. Н.

В пластическую культуру актера и режиссера входит знание этикета и быта исторических эпох, а так- же умение пользоваться историческим костюмом, отдельными его частями (плащ, платье, цилиндр и др.), и предметами обихода - тростью, шпагой, веером и др. Всё это заложено в дисциплинах движенческого цик- ла «Фехтование» и «Этикет и стилевое поведение», призванных совершенствовать природные свойства ак- тёра, улучшать качества аппарата воплощения сценического исполнителя: изящество пластики, жеста и осанки. Изящество и привлекательность артиста - помощники на пути к сценическому успеху. С этой точки зрения актёрская пластичность и выразительность представляются условиями не менее важными, чем та- лант и образование, ибо они имеют большое влияние на зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTICS ANALYSIS IN THE MODERN DRAMATIC PERFORMANCE (BASED ON THE HISTORICAL ETIQUETTE AND STYLISTIC BEHAVIOR)

The plastic culture of an actor or director includes the competence of etiquette and knowledge of way of life, as well as the ability of wearing of historical suit and its individual parts (cape, dress, hat etc.), as well as the everyday handling with household things (cane, sword, fan etc.) All this is inherent into the teaching course of moving cycle «Fencing» and «Etiquette and Style Behavior aimed to improve the common properties of the actor and his embodiment and scenic qualities: plastics fi nesse, gesture or posture. Elegance and attractiveness of the actor are the guarantee on his way to stage success. From this perspective the actors plasticity and expressiveness are seemed to be an important condition than talent and education itself, because they impress much the spectators.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния сценической пластики в современном драматическом спектакле (на материале исторического этикета и стилевого поведения)»

проблем, тем в преподавании различных дисциплин, а с другой - расширение и углубление этих вопросов, проблем, тем с точки зрения специфики их использования в процессе обучения школьников родному языку; формирование у студентов педагогического мышления, выработка умения подходить к изучению учебного процесса с научной точки зрения, рассматривать их во взаимосвязи, устанавливать причины явлений и их следствия; анализ педагогических фактов и явлений с точки зрения психологии, педагогики, дидактики, лингвистики и методики преподавания русского языка.

Необходимость интенсификации учебного процесса по методике русского языка, т. е. достижения более

эффективного решения задач занятий за сравнительно небольшое количество времени, потребовало установления педагогически целесообразного соотношения различных форм учебных занятий, чтобы было устранено ненужное дублирование учебного материала, преодолен формализм в преподавании методики.

В заключение мы хотим обратить внимание на перспективность данной темы исследования, поскольку задача формирования профессионально-педагогических навыков стоит перед вузовскими преподавателями, которые готовят школьных учителей по разным дисциплинам.

УДК 792 В.Н. ТОРГАШОВ

доцент кафедры театрального творчества и экранных искусств Орловского государственного института искусств и культуры E-mail: [email protected]

UDC 792 V. N. TORGASHOV

аssistant professor of the Chair Theater and Cinema Arts of the Orel State Institute of Arts and Culture E-Mail: [email protected]

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТИКЕТА И СТИЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ)

PLASTICS ANALYSIS IN THE MODERN DRAMATIC PERFORMANCE (BASED ON THE HISTORICAL ETIQUETTE AND STYLISTIC BEHAVIOR)

В пластическую культуру актера и режиссера входит знание этикета и быта исторических эпох, а также умение пользоваться историческим костюмом, отдельными его частями (плащ, платье, цилиндр и др.), и предметами обихода - тростью, шпагой, веером и др. Всё это заложено в дисциплинах движенческого цикла «Фехтование» и «Этикет и стилевое поведение», призванных совершенствовать природные свойства актёра, улучшать качества аппарата воплощения сценического исполнителя: изящество пластики, жеста и осанки.

Изящество и привлекательность артиста - помощники на пути к сценическому успеху. С этой точки зрения актёрская пластичность и выразительность представляются условиями не менее важными, чем талант и образование, ибо они имеют большое влияние на зрителя.

Ключевые слова: сценическая пластика, пластическая культура актера, сценический исполнитель, исторический этикет, стилевое поведение, дисциплины движенческого цикла, основы сценического движения, выразительные средства сценической пластики, диапазон двигательных возможностей, перевоплощение, качества аппарата воплощения, внешняя техника исполнителя.

The plastic culture of an actor or director includes the competence of etiquette and knowledge of way of life, as well as the ability of wearing of historical suit and its individual parts (cape, dress, hat etc.), as well as the everyday handling with household things (cane, sword, fan etc.) All this is inherent into the teaching course of moving cycle «Fencing» and «Etiquette and Style Behavior" aimed to improve the common properties of the actor and his embodiment and scenic qualities: plastics finesse, gesture or posture.

Elegance and attractiveness of the actor are the guarantee on his way to stage success. From this perspective the actor's plasticity and expressiveness are seemed to be an important condition than talent and education itself, because they impress much the spectators.

Keywords: scenic plastics, plastic culture of the actor, stage performer, historical etiquette, stylistic behavior, disciplines of the movement cycle, fundamentals of stage movement, expressive means of scenic plastics, the range of motor abilities, reincarnation, quality of the embodiment, external performing technique.

© В.Н. Торгашов © V. N. Torgashov

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014

Стилевое поведение в драматическом спектакле. Термин введен в обращение И.Э. Кохом, профессором Ленинградского театрального института, для определения сценической пластики, воспроизводящей внешние формы поведения, свойственные людям той или иной исторической эпохи. Историческая конкретность изображения объекта искусства - одно из требований реализма как художественного метода; стилевое поведение, по сути, есть историческая конкретность пластики в реалистическом театре; при этом термин содержит оттенок соотнесенности не только с реалиями исторического быта, но и с художественным стилем изображаемой эпохи. Стилевое поведение есть качественный признак сценической пластики артиста. Часто видят потребность стилевой пластической выразительности преимущественно в спектакле историческом - спектакле плаща и шпаги, что крайне неверно и ограничено.

В сценической практике стилевое поведение и этикетные действия являются средствами создания пластической характеристики образа. Правилами этикета диктуются манеры, то есть способы поведения, соответствующие этикету. Поэтому манеры есть не что иное, как внешние формы проявления определенного образа жизни, свойственного представителям конкретного общественного слоя в конкретный исторический момент.

В случае, когда актёру необходимо воплощаться в исторический образ, то техникой своего персонажа он обязан владеть предельно свободно, выполняя приёмы так же легко, как это сделал бы его герой. Однако непосредственно в основной творческой деятельности актера - в работе над ролью - все происходит более сложно, чем кажется на первый взгляд. Каждая роль - это не только постижение содержания всего драматургического произведения, но и детальный поиск характерных особенностей изображаемого персонажа, новых пластических форм исполнения. У каждого сценического образа свой неповторимый человеческий характер и своя особая манера: ходить, говорить, жестикулировать. Каждый образ - в то же время и носитель человеческих черт, и типичный представитель определенной общественной среды.

Для овладения мастерством актера возникает потребность изучать и тренировать всевозможные сценические навыки, способствующие творческому воспроизведению на сцене жизни создаваемого образа. Актерам необходим тренинг с охватом материала по широкой программе независимо от текущего репертуара. Тренинг актёра должен носить систематический характер. Доведенное в свое время до уровня навыка исполнение приема, при отсутствии повторений, тренажа качественно снижается. А в тех случаях, когда актер по какой-либо причине ранее не занимался этим, совершенно необходимо постепенно осваивать весь этот материал и постоянно тренироваться. Двигательная активность живого организма является основой его взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется посредством движения, произвольных реакций, которые по механизму возникновения явля-

ются рефлекторными. Связь, вернее, зависимость движений от центральной нервной системы убедительно показана И.М. Сеченовым: «...Все многообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». В процессе ряда последовательных повторений, при выполнении определенных действий вследствие импульса, исходящего из центральной нервной системы, движения становятся привычными, вырабатывается автоматизм исполнения. Руководство движениями тогда переходит к более низким отделам нервной системы, сфера сознания разгружается. Происходит очень важное явление -образование двигательного навыка.

Сценическая пластика на материале стилевого поведения - это характерные движения, использование костюма и предметов обихода. Даже один удачно найденный актером штрих физического поведения - всё это создаёт тонкое ощущение времени. Здесь многое решает полноценная подготовка актера. Органика физического поведения возникает непроизвольно, когда актер действует, черпая из своей памяти ранее изученные и тренированные специальные сценические навыки и умения. Правдивое физическое поведение может оказать опосредствованное воздействие на внутреннюю жизнь актера.

Таким образом, работа по оснащению актера необходимой техникой, являясь составной частью всего тренировочного процесса, оказывает воздействие и на улучшение функции нервной системы - одно от другого неотделимо. Специальные сценические навыки, так же как и жизненные, очень важны в деятельности актера. Активный запас их обогащает пластику актера, способствует расширению круга исполняемых ролей. Да вот только начинать работу над совершенствованием технической подготовки - то ли по элементам стилевого поведения, сценического боя или другим сценическим приемам - в период, когда идут репетиции, уже очень поздно. Вот здесь и открывается одна общая проблема современного российского театра - он не имеет постоянного преподавателя пластики. Краткосрочная работа временного режиссёра по пластике не в состоянии восстановить пластический потенциал труппы по причине того, что срок его деятельности в театре ограничивается временем работы над спектаклем, в котором он занимается постановкой пластических сцен и тренировкой техники исполнения индивидуальной пластики. Ведь техническая мотивация всякого персонажа создается актером средствами пластики, и «жизнь» тела образа на сцене протекает как последовательность действий, реализованных в пластической форме. Качество этой формы, ее художественная ценность для зрительского восприятия и есть показатель пластической культуры актера, или уровня его мастерства в области сценической пластики. Очевидно, что уровень этот зависит от сознательной и целенаправленной деятельности по развитию и совершенствованию природных свойств человеческого тела актера в процессе профессионального обучения, а значит воспитание пластической культуры будущих артистов - одна из важнейших задач театральной школы.

В театральной школе «Стилевое поведение» -спецкурс или раздел в одном из предметов движенческого цикла (чаще всего, в предметах «Сценическое движение» или «Танец»). Материал этого спецкурса состоит из упражнений, разработанных на основе исторических и этнографических данных об образе жизни, вкусах, ритуалах и нормах поведения в разные эпохи, разных странах и разных слоях общества. Спецкурс «Стилевое поведение» предлагается учащимся, прошедшим «Основы сценического движения» и «Танец», потому что, большей частью, весь практический материал этого спецкурса требует от студентов развитой памяти физических действий и хорошей двигательной координации.

Освоению элементов стилевого поведения и исторической этикетной пластики способствуют трена-жи (тренинги), и эта часть обучения является самой важной. Ведь именно в тренажах происходит процесс освоения сложной двигательной координации, где все внимание сосредоточивается на овладении ею как устойчивой динамической формой. В этот период ведущим становится уровень (канал) центральной нерв-

ной системы, которому ближе всего данный характер деятельности. Таким образом, совершенно естественно, что именно в процессе многократного повторения, а это возможно делать именно в тренаже (тренингах), новая координация становится привычной и образуется двигательный навык. Если работа ведется на специальном материале, а это обычно так и бывает, то образуется также полезный сценический навык. При использовании для тренажа специально подбираемого материала у актера со временем накапливается активный запас сценических навыков, которым он всегда может воспользоваться, доводя исполнение до интуитивного действия. Тренаж в этот период, главной целью которого является освоение новой формы сложной координации, требует уже включения работы воображения и передачи руководства всем действием другому, более высокому уровню нервной системы. И этот уровень (канал) становится ведущим в вопросе практического применения в спектакле технически сложной и зачастую обязанной быть виртуозной исторической пластики и стилевого поведения.

Библиографический список

1. Астахова Н. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007.

2. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л.: Искусство, 1970.

3. Меркина И. Этикет. Современная энциклопедия. М.: Астрель, 2007.

4. Морозова Г.В. Пластическое воспитание актёра. М.: ТЕРРА, 1998.

5. Морозова Г.В. Пластическая культура актера. М.: ГИТИС, 1999.

6. Немировский А.Б. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство, 1988.

7. Ошеверова Л. Этикет и стиль. Большая энциклопедия. М.: Эксмо, 2011.

8. Таиров А.Я. Записки режиссера. М., 2000.

9. Швингхаммер Г. Правила хорошего тона. М.: Астрель, 2009.

References

1. Astakhov N. Rules of politeness and social etiquette. M.: Bely Gorod, 2007.

2. Koch I.E. Fundamentals of stage movement. L.: Iskusstvo, 1970.

3. Merkin I. Etiquette. Modern Encyclopedia. M.: Astrel, 2007.

4. Morozov G.V. Plastic upbringing of the actor. M.: Terra, 1998.

5. Morozov G.V Plastic culture of the actor. M.: GITIS, 1999.

6. NemirovskyA.B. Plastic expressive actor. M.: Iskusstvo, 1988.

7. Osheverova L. Etiquette and Style. Bolshaja Encyclopedia. M.: Eksmo, 2011

8. TairovA.Ya. Notes of a Director. M., 2000.

9. Schwinghammer G. Rules of an Etiquette. M.: Astrel, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.