Научная статья на тему 'Внутреняя активность студента - базис пластической культуры'

Внутреняя активность студента - базис пластической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / ARTISTIC-PEDAGOGICAL UPBRINGING / FORMATION OF INTERNAL ACTIVISM / PLASTIC CULTURE / SCENIC ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодка А.Н.

На основе многолетнего опыта преподавания сценических дисциплин, рассматривается проблема снижения внутренней активности студентов, препятствующая их плодотворной творческой работе в процессе воспитания пластической культуры. Главной предпосылкой к стимулированию энергетического потенциала служат возрастающие требования, предъявляемые к современному актёру и режиссёру, улавливающему и решающему психологические и физические задачи в стремительно ускоряющемся жизненном ритме. Именно в силу этого, главной функцией внутренней активности студента-режиссёра в освоении различных форм пластической культуры является мгновенное включение в учебный процесс. В статье раскрывается суть проблемы и описывается вариант её решения в рамках освоения конкретного профессионального пласта навыков и умений пластической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягодка А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL ACTIVISM OF THE STUDENT-BASIS OF PLASTIC CULTURE

The article considers the problem of reducing the internal activity of students, which prevents their fruitful creative work in the process of education of plastic culture on the basis of scenic disciplines long-term teaching experience. The main prerequisite for stimulating the energetic potential is the growing demand for the modern actor and director, which should capture and solve psychological and physical issues in a rapidly accelerating living pace. The author claims it is the main factor due to which the primary function of the student's internal activity lays in mastering various forms of plastic culture through instant implementation into the learning process. The article reveals the essence of the problem and describes the variant of its solution within the framework of mastering a specific professional layer of skills plastic culture.

Текст научной работы на тему «Внутреняя активность студента - базис пластической культуры»

5. «Стратегия развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1051455.doc

References

1. Leonova E.I. Formation of social activity of students in the process of cultural and recreational activities: thesis ... Candidate of Sciences.-Kazan, 2011.- p. 186

2. Malyanov E.A. Socio-cultural innovation: methodology, theory and practice: thesis ... doc. of ped sc. - Tambov, 2011. - p. 443

3. Order on the contest "Fifty best innovative ideas for the Republic of Tatarstan / / Investment and Venture Fund of the Republic of Tatarstan - official portal [Electronic resource] http://ivf.tatarstan.ru/ eng/50ideas.htm

4. Order of the Ministry of the Republic of Tatarstan from July 24, 2017 № 602 "On the approval of the strategy for the development of the cultural sector of the Republic of Tatarstan 2016-2021 for the period up to 2030 "- Electronic Fund" Consortium Code "[Electronic resource]. http://docs.cntd.ru/document /446492545

5. «Development strategy of the state youth policy, physical culture and sports in the Republic of Tatarstan for 2016-2021 and for the period until 2030" [Electronic resource]. http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_1051455.doc

УДК 023

А.Н. Ягодка

ВНУТРЕНЯЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА - БАЗИС ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На основе многолетнего опыта преподавания сценических дисциплин, рассматривается проблема снижения внутренней активности студентов, препятствующая их плодотворной творческой работе в процессе воспитания пластической культуры. Главной предпосылкой к стимулированию энергетического потенциала служат возрастающие требования, предъявляемые к современному актёру и режиссёру, улавливающему и решающему психологические и физические задачи в стремительно ускоряющемся жизненном ритме.

Именно в силу этого, главной функцией внутренней активности студента-режиссёра в освоении различных форм пластической культуры является мгновенное включение в учебный процесс.

В статье раскрывается суть проблемы и описывается вариант её решения в рамках освоения конкретного профессионального пласта навыков и умений - пластической культуры.

Ключевые слова: художественно-педагогическое воспитание, формирование внутренней активности, пластическая культура, сценическое действие

A.N. Yagodka, INTERNAL ACTIVISM OF THE STUDENT-BASIS OF PLASTIC CULTURE

The article considers the problem of reducing the internal activity of students, which prevents their fruitful creative work in the process of education of plastic culture on the basis of scenic disciplines long-term teaching experience. The main prerequisite for stimulating the energetic potential is the growing demand for the modern actor and director, which should capture and solve psychological and physical issues in a rapidly accelerating living pace.

The author claims it is the main factor due to which the primary function of the student's internal activity lays in mastering various forms of plastic culture through instant implementation into the learning process.

The article reveals the essence of the problem and describes the variant of its solution within the framework of mastering a specific professional layer of skills - plastic culture.

Keywords: artistic-pedagogical upbringing, formation of internal activism, plastic culture, scenic action.

Во многих книгах и статьях по театральной педагогике описан процесс формирования телесного аппарата студента. Каждое из этих учебных пособий ставит своей целью, подготовить телок правильному сценическому существованию таким образом, чтобы студент в полной мере, преодолевая все препятствия, мог руководствоваться высказыванием К.С. Станиславского: «Трудное надо сделать привычным, привычное лёгким, а лёгкое - прекрасным». Трудное превратить в прекрасное в процессе обучения студента в области пластического движения возможно с помощью каждодневной физической тренировки, которая способствует совершенствованию навыков и умений, раскрытию богатого творческого воображения и обогащению накапливаемого опыта.

Однако существует проблема, которую автор данной статьи хотел бы осветить в своей работе, - невидимый барьер, препятствующий плодотворной творческой работе студента в процессе воспитания пластической культуры. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, особенно для студентов старших курсов, так как изменяющийся мотивационный ракурс (появление некоторого опыта, ведущее к ничем не обоснованному ощущению своей творческой значимости, желанию поскорее начать работать в профессии), способствует понижению уровня внутренней активности на занятиях, в том числе, и по сценическому движению. Это оказывает негативноевлияние на учебный процесс. Многолетний опыт работы показывает, что очень часто даже талантливые одаренные студентыв определенныйпериод обучения проходят этап ощущения себя «мастерами в профессии», проявляют леность, выполняютупражнения в пол силы, а то и вовсе пропускают занятия, что совершенно недопустимо, при изучении таких дисциплин сценического движения, как ак-

робатика, фехтование, жонглирование, где необходим регулярный сценический тренаж, обусловленный сложностью исполнения элементов и техникой безопасности.

Цель данной статьи - выработать методические рекомендации, позволяющие в сжатые сроки привести психофизический аппарат студента в состояние готовности, откликающейся на требования преподавателя в процессе обучения пластической культуры.

Автор ставит перед собой следующие задачи: сформироватьпонятие и факторывнутренней активности студентови с их помощью, выявить способы её стимулирования для более результативной творческой работы.

В контексте данной темы в первую очередь являетсяцелесообразнымопределить терминологию, которой автор пользуется в данной статье.

Начать следует с понятия «Внутренняя активность». Это -готовность организма (как физическая, так и психологическая) к целенаправленному взаимодействию со средой. Мы выделяем два уровня внутренней активности - низкий и высокий. Низкий уровень внутренней активности характеризуется плохой концентрацией, раздражительностью, повышенной утомляемостью, леностью, отсутствием мотивации, отвлеченностью. Высокому уровнюприсущи позитивный настрой, наличие сил, жажда деятельности, конструктивный образ мышления. Высокий уровень внутренней активности определяется совокупностью факторов - личностные качествастудента, базирующиеся на его потребностях и интересах, характеризующиеся стремлением и желанием действовать. Мы выделяем восемь факторов внутренней активности: стремление и мотивация, осознанность и эмоциональность, инициативность и настойчивость, энергичность и сосредоточенность.

Таким образом, подразумевается, что высокий уровень внутренней активности пробуждает интерес к процессу воспитания пластической культуры и находит пути решения поставленных педагогом задач. Внутренняя активность - показатель состоянияготовности студента, поэтому мы вводим как обязательное это понятие в нашу работу.

Очень важным является понятие «Готовность», подразумевающее «активно-действенноесостояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности»[3, с. 122].Так же говоря о «готовности» мы подразумеваемвзаимосвязь трех компонентов - психофизическая включенность в учебный процесс, сосредоточенное внимание и понимание происходящегово время занятия. Для готовности к выполнению сценического действия нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершать эти действия.

В рамках нашей работы, мы также будем руководствоваться ниже приведеннымипонятиями. А именно:

«Разогрев» (действие по знач. глаг.: разогревать) нагревая, делать теплым, горячим. «Нагревая, готовить к действию. Возбуждать, усиливать ощущение тепла в теле. Заставлять острее, живее что-либо чувствовать; побуждать к чему-либо. Усиливать, обострять какое-либо чувство, желание» [2, с. 447]. В нашем конкретном контексте речь идёт о комплексе физических упражнений, направленных на приведениеорганизма студента в состояние готовности.

«Энергия» (отнем. Energie, греч. Energeia - деятельность). «Решительность, активность и настойчивость» [4, с. 831] .«Сила духовных качеств человека, сила желаний, побуждающая к деятельности. Способность производить работу или преодолевать сопротивление» [6, с. 451]. Под энергией в данном случае, мы понимаем кинетическую энергию, когда тело находится в движении и проявляет действующую силу.

«Импульс» (отнем. Impuls <лат. impulsus<impellere приводить в движение, толкать). «Внутреннее побуждение, толчок, вызывающий совершение какого-нибудь действия» [4,с. 269].

И, наконец, «Инициативность» (от латлпШа1е - начинать). «Внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем» [1, с. 335].

На основе собранных и проанализированных нами дефиниций, относящихся к исследуемому явлению, мы выдвинули гипотезу: «Если студент внутренне активен, он готов к действию». Возможным это утверждение становится тогда, когда в начале каждого занятиябудет создаваться энергетическая база, повышающая внутреннюю активность студентов. Как же этого добиться?

Ссылаясь на обоснование термина «разогрев», мы можем сделать вывод, что педагогу приходится иметь дело не только с физическим аппаратом студента, но ис его внутренней активностью. Подтверждением наших доводов может являться труд «Пластическая выразительность актёра» одного из ведущих в стране педагогов в области сценического боя и движения профессора

АБ.Немировского, который утверждает: «В том случае, когда не достаточно внутренней активности, действие лишается мысли и чувства, игра превращается в демонстрацию отточенной, но ничего не выражающей техники»[5, с. 8]. Именно в силу сказанного мы подчёркиваем важность процесса акцентирования внимания на внутренней составляющей физического аппарата студента, «жизни его человеческого духа» [7, с. 230]во время репетиционной работы, и особенно, при показе творческих этюдов по сценическому движению.

К сожалению, следует констатировать, что сценическое действиезачастую ошибочно понимается лишь как внешнее проявление движения. Мы привыкли к тому, что представление считается увлекательным с точки зрения визуального восприятия, когда оно наполнено пластическими, хореографическими или акробатическими номерами. Однако, это утверждение ложно, так как сценическое действие - это не только движение тела, а еще и внутренняя активность - стремление, осознанность, эмоциональность, энергичность и пр. «Внешнее действие на сцене, не одухотворенное, не оправданное, не вызванное внутренним действием, только занимательно для глаз и уха, но оно не проникает в душу, не имеет значения для жизни человеческого духа»[7, с. 114]. Чтобы активизировать внутренний потенциал студента - жизнь его «человеческого духа» и получить внутреннюю энергию, такую важную для творческого процесса, необходима работа его внешнего - физического аппарата - жизни его «человеческого тела». Как известно, жизнь духа отзывается в жизни тела. Так же как и жизнь тела может отзываться в жизни духа. Оба этих явления - внешняя сторона и внутреннее содержание, обязаны дополнять друг друга и абсолютно необходимы на занятиях по сценическому движению, «...обе линии - внешняя и внутренняя должны совпадать и вместе стремиться к одной общей творческой цели» [7, с. 225].

Исходя из заявленного выше посыла, для стимулирования внутренней активности студентов на занятиях по сценическому движению мы применили два рычага воздействия:

1. Психологический. Преподаватель объяснял студентам в процессе каждого занятия суть их будущей профессии, «взывал к совести».

Мы считаем, что каждый урок преподаватель дисциплины «Сценическое движение» должен объяснять студентам для чего они получают конкретные знания, навыки и умения. Чтобы каждый из них относился к предмету с уважением, серьезностью, мотивацией. Будущий режиссёр обязан знать технику исполнения трюка, особенности этикета той эпохи, в которой ставится спектакль, а так же суметь объяснить это актёрам, если они владеют предметом в недостаточном объёме. Будущий режиссёр должен быть «подкован» в любом вопросе техники исполнительского мастерства.

2. Физический. Преподаватель при помощи комплекса упражнений, выполняемых в процессе разминки, стимулировал в студентах внутреннюю активность, пробуждая их тела и побуждая их волю к занятиям по сценическому действию.

Основой физического рычага воздействия, является комплекс «Разогрев», направленный на приведение организма студента в состояние готовности. При выполнении упражнений комплекса, базисом должно являться невидимое внутреннее движение энергии. Её-то и нужно активизировать для плодотворной насыщенной творческой работы в рамках занятий со студентами-режиссёрами.

Цель разогрева - подготовить телесный аппарат студента к более сложным упражнениям сценического тренажа.

Задачей разогрева является стимулирование внутренней активности студентов для выработки необходимого количества энергии, позволяющей выполнять более сложные упражнения.

Комплекс «Разогрев» - это рычаг, приводящий двигатель в движение. В данном случае, «двигатель» - это тело студента. Во время активизации «жизни его человеческого тела» физический аппарат становится подвижнее, гибче, выразительнее, отзывчивее, чувствительнее. При помощи «двигателя» - тела студента, происходит раскрутка духовного «колеса» - внутренней активности студента. В рамках этого процесса и формируется сценическое желание, стремление, тренируется творческое воображение. Совершенных рецептов такого процесса нет. Их нужно искать.

Комплекс «Разогрев» состоит из ряда коллективных, но в то же время личностных упражнений. В комплексе представлена схема действий, следуя по которой вы непременно достигните результата, то есть разбудите энергетический потенциал и активизируете внутреннюю энергию. Комплекс построен на основе тренингов величайшего польского режиссёра новатора ХХ века Ежи Гро-товского. Главное условие, выдвигаемое им - это вера в подлинность своего энергичного физического действия.

Вот один из примеров. Педагог предлагает студентам встать в линию, заняв одну из сторон периметра аудитории в исходной позиции (ноги на ширине плеч, тело подтянуто, руки вдоль тела, ма-

кушка головы тянется к потолку, плечи опущены вниз). Затем преподаватель подает импульс - сигнал к началу действия. Это первое упражнение комплекса. Задача студентов двигаться с одной стороны хаотично, а с другой, постоянно находиться в полной концентрации и готовности к конкретной команде. Педагог и студенты, как два полюса магнита. Ученики полностью повторяют действия своего наставника и в том же темпо-ритмическом рисунке, однако если педагог - «ведущий импульс» перемещается в одну сторону, ученики находятся в этот момент в другой части аудитории. Они как бы биполярны. Если же «ведущий импульс» находится в центре, остальные участники тренинга окружают его. В процессе происходит смена ритма и темпа. Ведущий может ускоряться и замедляться, ритмично двигаться на месте, перемещаться по аудитории в рапиде и т.п. Первое упражнение продолжается до тех пор, когда ведущий не начнет излучать импульс от какой-либо части тела. Таким образом, не прерываясь, постепенно все участники переходят ко второму упражнению комплекса.

Второе упражнение ориентировано на выплеск различных импульсов (руками, головой, спиной, животом, локтем, плечом, ногами). Тем самым в нём повышается уровень энергии каждого участника за счет вырабатываемого тепла. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь, условно разделить всю группу на две части. Первая часть группы по прежнему выполнят предыдущее упражнение за негласно выбранным лидером. Другая - вторит педагогу. Однако есть важное условие. Каждый участник находит свой оригинальный импульс, который по возможности не должен повторяться, участвующими в упражнении студентами. Затем группы меняются по сигналу педагога, который первый меняет своё движение в пространстве. Смена группами происходит четыре раза. Каждый студент демонстрирует четыре различных импульса. Учащиеся должны выполнять действия энергично, динамично и непрерывно, не забывая о правильном размеренном дыхании.

По окончании четвертого круга второго упражнения все участники переходят к третьему упражнению - ассоциации. «Это что-то, что исходит не только из головы, но из всего тела. Это возвращение к точной памяти. Не анализируйте её головой. Воспоминания - это всегда осязаемые реакции. Это наша кожа, которая не забыла, наши глаза, которые помнят. Выполняйте действие конкретно, сверяя их с памятью. Если вы доверяете тому, что делаете, не анализируйте память в деталях; просто работайте конкретно, и этого вполне достаточно» [6, с. 247]. Это означает, не просто трястись от того, что холодно. А холодно от того, что хоть и лето, но уже вечер, а вы забыли взять с собой свитер. Это и есть ассоциация. Не забывайте менять темпо-ритм и в этом упражнении. Всегда старайтесь делать в упражнениях то, что наиболее близко связано с вашим опытом, как принято говорить используйте на сцене пережитое и наблюденное.

Завершающим упражнением является работа над балансом и координацией движения в замедленном действии - рапиде. Все движения должны быть плавными, размеренными и очень медленными. Никаких резких движений. Необходимо ставить свое тело в такие условия, в которых двигаться будет достаточно трудно, но это будет стимулом, чтобы устоять. В этом упражнении, как и во втором, задействованы все виды плоскостей - вертикальная, горизонтальная, диагональная. Заканчивается этот этап полным расслаблением всего телесного аппарата студента. После небольшого отдыха можно приступать к сценическому тренажу.

При этом необходимо помнить несколько правил, по которым работает предложенная нами методика.

1.Данные упражнения предусмотрены для поддержания телесного аппарата студента в активной физической форме и предназначены для систематических ежедневных тренировок.

2.Неотъемлемой частью комплекса является правильно поставленное дыхание. Оно наполняет тело кислородом, поддерживает его в рабочем состоянии, поднимает общий тонус.

3. В каждом упражнении должна быть логика. Действия ради самого действия не должно быть, даже в рамках репетиционного процесса.

4. Главное условие выполнения упражнений - непрерывность во всем процессе: одно действие вытекает из другого; следующее упражнение строится на основе предыдущего. Важно чтобы вырабатываемая энергия разогревалась в процессе тренинга, двигалась беспрерывно, формируя внутреннюю активность студента.

5. Темпо-ритм неотъемлемый компонент в выполнении упражнений. Динамичный или замедленный (погруженный), он обязательно направлен на разогрев нашего физического аппарата и внутреннего духа, заставляя прислушиваться к состоянию своего тела. Поэтому даже размеренное действие должно наполнять студентов точным ощущением темпо-ритма. И временная передышка обязана быть частью упражнения, цель которой - процесс поиска.

6. Важным маневром в пробуждении внутренней активности и воображения служит творческая задача. Во всех поставленных задачах студенту надлежит искать малую или большую правду. Едва студенты смогут её почувствовать, зародится вера в подлинность выполняемых физических действий.

7. В процессе занятия необходимо обязательно следовать первому импульсу, так как думать нет времени. Прокатываясь по сети нервной и мышечной системы и раздражая внутренние двигательные центры, импульс вызывает внешнее действие. Преподаватель обязан следить, чтобы студенты не копировали движения друг друга, а шли от своего импульса. Чем больше, посредством импульсов, мы заставляем работать наш физический аппарат, тем быстрее энергия нашего тела переходит в иное состояние.

8.Каждое внешнее действие должно напоминать характерное действие из жизни (бытовое). Это не танец с его плавными движениями рук и ритмичными прыжками ног. Каждое движение - это звено характерное для жизни, обоснованное, правдивое и логически простроенное в цепочке действий, подкрепленных определенной физической и элементарной психологической задачей. Только такие движения пригодны для нашего комплекса.

9. Во время исполнения тренинга, необходима доверительная атмосфера. Каждый студент должен чувствовать, что его понимают и принимают, чтобы он ни сделал.

10.В аудитории должна присутствовать рабочая атмосфера. Тренинг начинается с элементов концентрации на предмете занятия.

11. Важно отметить, что тренинг имеет тенденцию внутреннего развития. Так, например, роль «ведущего импульса» со временем может начать выполнять не педагог, а студент, которому доверяет вся группа.

12.Весь предлагаемый комплекс длится от 15 до 25 минут, но каждая его доля секунды, секунда, минута - это игра. Игра в правду, вера в то, что делаешь, доверие, проявляемое к педагогу и участникам процесса.

После апробации выше приведенного комплекса-тренинга упражненийкаждый из участников группы чувствовал подъем сил, заряд энергии, свободу действий. Студенты становились более внимательными, сконцентрированными и внутренне активными, их тела были податливы и легки. Многие отмечали, что испытывали ощущения на грани между фантазией и реальностью, глубоко погрузившись в свои воспоминания. Нескольким участникам в первый раз было сложно выполнять данный комплекс без отдыха. Однако на второй, третий раз становилось легче, а впоследствии все упражнения выполнялись свободно, что обеспечивало дальнейшую плодотворную осмысленную работу. Выполняя разогрев перед занятием, студенты включались в процесс обучения мгновенно и с увлечением.

Подводя итог, можем с сожалением констатировать, что в научной литературе проблемавнут-ренней активности и её стимулирования у студентов, осваивающих творческие специальности, поднималась последние годы в недостаточном объёме и весьма фрагментарно. В нашей статье раскрывается суть проблемы и описывается вариант еёрешения в рамках освоения конкретного профессионального пласта навыков и умений - пластической культуры. При этом основной предпосылкой к стимулированиюэнергетического потенциала, на наш взгляд, служат возрастающие требования, предъявляемые к современному актёру и режиссёру, улавливающему и решающему психологические и физические задачи в стремительно ускоряющемся жизненном ритме. Отражением этого становится инновационный подход к процессу освоения творческих решений. Именно в силу этого главной функцией внутренней активности студента-режиссёрав освоении различных форм пластической культуры является мгновенное включение в учебный процесс, опорой которого является сценическое действие.

Литература

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Рус. яз., 2000. - Т. 2: П - Я. - 1088 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

5. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. Учеб. пособие длятеатр. вузов., - М., «Искусство», 1976. - 128 с.

6. Попов М. Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / Сост. По лучшим источникам М. Попов. - М.: тип т-ва И.Д. Сытина, 1911. - 458 с.

7. Станиславский К.С. Соб. соч. в 8 томах. Т. 4. Работа актера над ролью, - М., «Искусство», 1957. - 551 с.

References

1. Bezrukova V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury: ehnciklopedicheskij slovar' pedagoga. - Ekaterinburg, 2000. - 937 s.

2. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. - M.: Rus. yaz., 2000. - T. 2: P - YA.

- 1088 s.

3. Zeer EH.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: Teoriya i praktika: Ucheb.posobie dlya vysshej shkoly. - M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2004. - 192 s.

4. Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inoyazychnyh slov. - M.: Rus. yaz., 1998. - 848 s.

5. Nemerovskij A.B. Plasticheskaya vyrazitel'nost' aktera. Ucheb. posobie dlyateatr. vuzov., - M., «Iskusstvo», 1976.

- 128 s.

6. Popov M. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v upotreblenie v russkom yazyke / Sost Po luchshim istochni-kam M. Popov. - M.: tip t-va I.D. Sytina, 1911. - 458 s.

7. Stanislavskij K.S. Sob. soch. v 8 tomah. T. 4. Rabota aktera nad rol'yu, - M., «Iskusstvo», 1957. - 551 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.