Научная статья на тему 'Сайкл-аэробика как средство оздоровления женщин 20-25 лет'

Сайкл-аэробика как средство оздоровления женщин 20-25 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
387
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА САЙКЛ-АЭРОБИКИ / ЖЕНЩИНЫ 20-25 ЛЕТ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / RESOURCES OF CYCLE-AEROBICS / WOMEN 20-25 YEARS OLD / RECREATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич, Савин Виктор Сергеевич

Экспериментально обоснована оздоровительная система физических упражнений с преимущественным использованием средств сайкл-аэробики. Дано краткое методическое описание занятий в экспериментальной и контрольной группах. Проанализирована динамика показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности у женщин 20-25 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич, Савин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT USE OF FUNDS CYCLE-AEROBICS IN THE HEALTH OF WOMEN OF 20-25 YEARS

Experimentally proved healing system of physical exercises with the predominant use of funds cycle-aerobics. A brief description of the methodological training in the experimental and control groups. The dynamics of physical development, functional and physical fitness of women 20-25 years old.

Текст научной работы на тему «Сайкл-аэробика как средство оздоровления женщин 20-25 лет»

УДК 796.4

САЙКЛ-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ЖЕНЩИН 20-25 ЛЕТ

Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров, В.С. Савин

Экспериментально обоснована оздоровительная система физических упражнений с преимущественным использованием средств сайкл-аэробики. Дано краткое методическое описание занятий в экспериментальной и контрольной группах. Проанализирована динамика показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности у женщин 20-25 лет.

Ключевые слова: средства сайкл-аэробики, женщины 20-25 лет, оздоровление, физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность.

На сегодняшний день одной из актуальных потребностей государственной политики является разработка программно-методического сопровождения по оздоровлению населения, привлечению людей различного возраста к занятиям физической культурой [5, 7]. В связи с этим перед специалистами стоит задача поиска новых, эффективных и привлекательных форм занятий физическими упражнениями, доступных для широких масс населения [1].

Одной из таких форм занятий является аэробика, занятия которой вполне могут быть и оздоровительными, что обусловлено ее простотой и доступностью, возможностью эффективно «сжигать» жир, способностью эффективно восстанавливать общую работоспособность [2-4].

Существует множество видов аэробики, одним из которых является сайкл-аэробика. Этот вид аэробики представляет собой тренировку на специальном велотренажере под названием сайкл [6].

Была поставлена цель - экспериментально обосновать оздоровительную эффективность занятий сайкл-аэробики. Достижение этой цели было связано с педагогическим экспериментом, продолжительностью 6 недель. В эксперименте принимали участие женщины в возрасте 20-25 лет. Никто из них практически не имел предварительного опыта занятий каким-либо видом спорта или системой физических упражнений. По состоянию здоровья все женщины, принимавшие участие в эксперименте, были отнесены к основной медицинской группе. Педагогический эксперимент проводился на базе фитнес-клуба.

Основным критерием отбора участников эксперимента были показатели физического развития (рост, вес, жизненная емкость легких, динамометрия), а также функциональные показатели, полученные на основе пробы Мартине.

Контрольная группа формировалась из числа занимающихся классической аэробикой в фитнес-клубе. На предварительном этапе было обследовано 17 чел., из которых 10 чел. приняли участие в педагогическом эксперименте. Экспериментальная группа формировалась из числа занимающихся сайкл-аэробикой в том же клубе. На предварительном этапе было обследовано 15 чел., из которых 10 чел. приняли участие в эксперименте. Достоверных межгрупповых различий по вышеназванным критериям между испытуемыми контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента выявлено не было.

Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) в течение шести месяцев. Продолжительность каждого занятия в КГ составляла 55-60 мин, в ЭГ - 40-45 мин.

В экспериментальной группе занятия начинались со спокойной езды на сайкле в течение 10-12 мин. Эта езда могла сочетаться с упражнениями для мышц рук и плечевого пояса.

В основной части занятий использовались на сайкле повышенные передачи. Педалирование осуществлялось, как в положении сидя, так и стоя. Продолжительность этой части составляла 23-25 мин.

В заключительной части занятий, продолжительность которой составляла 10-12 мин, занимающиеся переходили на спокойный темп езды на пониженных передачах. Также в этой части занятий активно использовались упражнения на растягивание, которые выполнялись на поролоновых ковриках.

Испытуемые контрольной группы в качестве средств подготовки использовали элементы классической танцевальной аэробики, представляющие собой комплекс общеразвивающих и гимнастических упражнений с различными видами бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 155-175 уд/ мин. Упражнения выполнялись поточным или серийно-поточным методом.

Структура занятий в контрольной группе несколько отличалась от той, что была в экспериментальной группе. Занятие здесь четко делилось на три части: разминка - относительно низкоритмичные движения под музыку, после которых следовал комплекс упражнений на гибкость (10-15 мин), основная часть - высокоритмичные танцевальные движения под музыку (30-35 мин) и заключительная часть - комплекс силовых упражнений и упражнений на гибкость (10-15 мин). Силовые упражнения, как правило, выполнялись на гимнастическом коврике (из положений: лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках) с акцентом на развитие силовой выносливости.

Как показал педагогический эксперимент (табл. 1-3), и в контрольной, и в экспериментальной группах наблюдался достоверный прирост по большинству исследуемых показателей.

В контрольной группе наиболее высокая динамика была характерна для таких показателей, как подъем туловища из положения лежа, динамометрия и наклон (рис. 1). В тоже время существенных различий в динамике вышеуказанных показателей в обеих группах мы не наблюдали. Максимальная разница была зафиксирована по такому показателю, как наклон, она составила 9,4 %. По показателю прыжок в длину с места в экспериментальной группе наблюдался более высокий прирост, чем в контрольной группе (разница составила 3,4 %). Таким образом, мы можем констатировать, что экспериментальная программа, основанная на средствах сайкл-аэробики, уступает программе, основанной на традиционных средствах аэробики лишь в динамике показателя гибкости. В то же время, у тех, кто занимался сайкл-аэробикой, просматривались более высокие темпы роста взрывной силы, в этом компоненте экспериментальная программа принесла заметно более высокий результат.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности женщин в процессе педагогического эксперимента

№ п/п Тест Экспериментальная группа (п=10) t Контрольная группа (п=10) t

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

М о М о М о М о

1 Динамометрия, кг 24,1 6,17 30,5 6,49 2,26 24,3 6,17 31,1 6,17 2,46

2 Прыжок в длину с места, см 162,9 6,49 176,2 6,82 3,31 170,5 8,12 178,6 6,49 2,46

3 Наклон из и.п. сидя, см 20,8 3.57 22,9 3,90 1,46 20,5 3,25 24,5 3,9 2,49

4 Подъем туловища, кол-во раз 72 6,49 78,6 6,82 2,22 72,2 4,87 80,6 4,87 3,86

Как показывает анализ динамики показателей физического развития (табл. 2), ни в одной из групп не было какого-либо достоверного изменения показателей массы тела и индекса массы тела (ИМТ). С одной стороны данный факт говорит о том, что уменьшение массы фактически не произошло (что может расцениваться как негативный момент), а с другой стороны мы видим, что изначально ИМТ остался в тех же нормальных пределах, то есть не произошло его негативного отклонения ни в ту, ни в другую сторону. Таким образом, можно констатировать, что обе методики относительно физического развития не привели к негативным последствиям.

Таблица 2

Показатели физического развития женщин в процессе педагогического эксперимента

№ п/п Тест Экспериментальная группа (п=10) t Контрольная группа (п=10) t

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

М о М о М о М о

1 Масса тела, кг 57,9 5,84 56,0 4,55 0,81 64,4 5,19 62,0 4,87 1,15

2 Индекс массы тела 20,6 1,62 19,8 1,30 1,21 23,4 1,62 22,3 1,62 1,51

В отличие от показателей физического развития, все исследуемые нами функциональные параметры (ЧСС, СД, ДД, ЖЕЛ) в ходе эксперимента достоверно улучшились, как в контрольной, так и в экспериментальной группе (табл. 3). При этом темпы прироста таких показателей, как ЧСС, СД, ДД в обеих группах были примерно одинаковые. Несколько более высокие темпы прироста в контрольной группе мы имеем по такому показателю как ЖЕЛ (межгрупповая разница в темпах прироста составляет 2 %). В то же время на фоне достаточно высокого и достоверного прироста данного показателя в каждой из групп, мы не можем данную разницу назвать существенной.

Таблица 3

Показатели функциональной подготовленности женщин в процессе педагогического эксперимента

№ п/п Тест Экспериментальная группа (п=10) t Контрольная группа (п=10) t

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

М о М о М о М о

1 ЧСС в покое, уд/мин 81,2 6,82 73,5 7,79 2,35 79,0 6,82 72,0 6,49 2,35

2 СД, мм рт.ст. 116.5 97,4 106,0 9,74 2,41 119,0 11,36 108,0 9,74 2,32

3 ДД, мм рт.ст. 77,5 8,12 69,0 6,49 2,58 79,0 8,12 71,0 6,49 2,43

4 ЖЕЛ, л 2,52 0,23 2,79 0,29 2,31 2,41 0,13 2,75 0,16 5,17

Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку (проба Мартине), проводимые до и после эксперимента, говорят о том, что в обеих группах произошли заметные улучшения типа реакции на нагрузку. Так, в контрольной группе до эксперимента было три человека с нормотоническим типом реакции, четыре человека с гипертоническим типом и три с гипотоническим. После эксперимента только у одного человека был зафиксирован отклоняющийся от нормы тип реакции (гипертонический). Примерно такую же картину мы имели в экспериментальной группе. Здесь до эксперимента два человека с нормотоническим типом реакции, два человека с гипотоническим типом и 6

человек с гипертоническим. По окончанию эксперимента в этой группе только у одного человека наблюдался гипертонический тип реакции на нагрузку.

Таким образом, сравнительный анализ двух методик, направленных на оздоровление женщин 20-25 лет, показал отсутствие каких-либо серьезных различий в динамике исследуемых показателей по всем трем направлениям: физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность. Оздоровительная эффективность авторской методики во многом идентична традиционно практикуемой методике оздоровления на основе средств и методов классической танцевальной аэробики. На наш взгляд, сайкл-аэробика может рассматриваться как достойная альтернатива и другим оздоровительным системам физических упражнений.

Список литературы

1. Егоров В.Н. Концептуально-методологические подходы к исследованию и оценке здоровья человека // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула, 2013. С. 41-49.

2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: ФиС, 1987.

191 с.

3. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учебник. М.: ФиС, 2009. 429 с.

4. Митрохина В.В. Аэробика. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие. URL: http://www.iprbookshop.ru/11442 (дата обращения: 10.05.2016).

5. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 -р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http:// www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт» (дата обращения: 10.05.2016).

6. Сайкл-аэробика - описание / Библиотека международной спортивной информации. URL: http://bmsi.ru/doc/13368132-dc17-42ee-9794-97da151d7cb7 (дата обращения: 10.05.2016).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 10.05.2016).

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., dl mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., директор института, Egorov W@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Савин Виктор Сергеевич, студент, dl_mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EFFICIENT USE OF FUNDS CYCLE-AEROBICS IN THE HEALTH OF WOMEN

OF 20-25 YEARS

D.L. Mironov, V.N. Egorov, V.S. Savin

Experimentally proved healing system of physical exercises with the predominant use of funds cycle-aerobics. A brief description of the methodological training in the experimental and control groups. The dynamics of physical development, functional and physical fitness of women 20-25 years old.

Key words: resources of cycle-aerobics, women 20-25 years old, recreation, physical development, functional and physical fitness.

Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironov a mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director of institute, Egorov W a mai/. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Savin Victor Sergeyevich, student, dl_mironov@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ АКТЕРОВ

В.А. Нижельской

Рассмотрена пластическая культура актера как часть общей физической культуры. В связи с этим выявлены возможные пути формирования пластической культуры средствами физического воспитания. Рассмотрены проблемы обучения навыкам выразительного движения и предложена методика, при использовании которой эффективность обучения актеров драмы может быть повышена по качественным и временным показателям.

Ключевые слова: пластическое воспитание, физическая культура, психофизические качества, выразительное движение, общая физическая подготовка.

В основе пластической культуры актера лежат такие качества движения, которые характеризуют его с внешней стороны. Прежде всего, это оценка движения, как красивого или некрасивого, эмоционального, яркого, артистичного или вялого, незаметного. Такая шкала оценок подразумевает третье лицо, которое не только смотрит за тем, как организуются движения, а воспринимает их чувственно.

Чувственное восприятие движения говорит, что такое движение переходит из категории механического, физического двигательного акта в категорию эстетического [2, 6, 9, 11, 12].

В теории физического воспитания педагогические задачи разделены по этапам обучения двигательным действиям. Верхние ступени этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.