нантными эмоциональными состояниями для них являются беспомощность и подчиненность (Мы-тип) или демонстрация самодостаточности и агрессивное, дерзкое заносчивое поведение (Я-тип границ).
Представляется, что многомерность границ Я, образующих психологическое пространство личности, их сохранность и протяженность универсально возникают и естественно раз-
виваются в онтогенезе. Но развитие личности как субъекта непосредственно определяется процессом интеграции двух измерений - «Я» и «Мы», что в целом отражает способ организации психологического пространства личности в широких пределах психической нормы, продуцируя динамику развития границ Я, их тип и специфическую форму существования.
Библиографический список
1. Тарт, Г. Механизмы защиты / Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом Бахрах-М, 2000.
2. Кохут, X. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Х. Когут. - М: Когито-центр, 2003. Millon, T. DSM Narcissistic Personality Disorder. Historical Reflections and Future Directions / T. Millon // Disorders of Narcissism: Diagnostic, Clinical, and Empirical Implications. - Washington, DC: American Psychiatric Press, 1997.
3. Diagnostic criteria from DSM-IV-TR АРА / Published by the American Psychiatric Association. - Washington, DC: American Psychiatric Press, 2000.
4. DSM-IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition /American Psychiatric Association. - Washington, DC: American Psychiatric Press, 1994.
5. Deneke, F.W. Das «Narzissmusinventar» (1989 -1994): Handbuch / F-W. Deneke, B. Hilgenstock, R. Muller. - Bern: Huber, 1994.
6. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / под. ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003.
7. Brown, N.W. The Destructive narcissistic pattern / N.W. Brown. - Westport, Connecticut. - London, 1998.
8. Morf, C.C. Die Paradoxa des Narzissmus - ein dynamisches selbstregulatorisches Prozessmodell / C.C. Morf, F.Rhodewalt // Narzissmus Grundlagen -Storungsbilder - Therapie. - Stuttgar. - N.Y.: Schattauer, 2009.
9. Narzissmus Grundlagen - Storungsbilder - Therapie / herausgegeben von O.F. Kernberg, H.-P. Hartmann. - Stuttgart. - N.Y.: Schattauer, 2009.
10. Ronningstam, E. Identifying and Understanding the Narcissistic Personality. - Oxford: Oxford University Press, 2005.
11. Соколова, Е.Т. Психология нарциссизма / Е.Т. Соколова, Е.П. Чечельницкая. - М.: Психологии, 2001.
12. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства / О.Ф. Кернберг. - М.: Класс, 2000.
13. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008.
14. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
15. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.
16. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб.: Речь, 2003.
17. Шамшикова, О. А. Психологическое пространство человека: субъектно-динамический подход // Материалы региональной научно-практ. конференции «Я и социальная среда». - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.
18. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003.
19. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 5.
20. Hartmann, E. Boundaries in the Mind: A New Psychology of Personality. - N.Y.: Basic Books, 1991a.
21. Bradshaw, J. On The Family. A New Way of Creating Soild Self-Esteem. - United States, Ed.: 2, 1996.
Статья поступила в редакцию 11.12.09
УДК 159.923
С.Б. Нестерова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected] ВЫРАЖЕННОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ХАРАКТЕРЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
В статье представлены результаты исследования выраженности темпераментальной составляющей характера личности подростков на материале российской выборки. Выявлена неоднозначная выраженность эмоциональной возбудимости, коммуникативной эмоциональности и интеллектуальной скорости в характере личности подростка.
Ключевые слова: характер личности подростка, черты характера, темперамент, свойства темперамента.
Разработка общих и частных вопросов, связанных с анализом и описанием устойчивых специфических проявлений индивидуальности, сосредотачивает на себе внимание многих исследователей. Проблема характера как никогда актуальна ввиду постоянного интереса к ней психологов, так как понятие «характер» - одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии [1; 2]. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема измерения характера личности подростка представляется острой и современной [3; 4].
Характер личности подростка - это сложная психическая структура, неразрывно связанная, прежде всего, с содержательной стороной его поведения, однако, характер не является чисто содержательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу [5].
Актуальной проблемой, связанной с изучением характера, является проблема его сопряженности с другой интраин-дивидуальной подструктурой, темпераментом, так как изучение личности, этой сложной и многомерной системы, целесообразно начинать с ее психофизиологической основы, над которой, по мере становления человека, надстраиваются более
поздние социально детерминированные структуры. В качестве такой основы и выступает темперамент [6 ; 7].
Под темпераментом мы понимаем совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант [8].
Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: отождествление темперамента и характера, противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, признание темперамента элементом характера, признание темперамента основной природой характера.
Выразителем первого рода мнений можно назвать Э. Кречмера [5]. Э.Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествлял его с характером личности. Высокие социальные качества он отбрасывает совсем и характер, личность сводит к элементарным конституциональным биологическим особенностям.
Точка зрения второго рода выражена психологом П. Викторовым [10, с. 220], который пишет, что «темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, в то время как характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции». К этой позиции отчасти приближается Н.Д. Левитов, который считает, что темперамент находится в антагонистических отношениях с темпераментом, и что развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» [11].
Выразители третьего рода теорий (М. М. Рубинштейн и др.) рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера как изменяющейся категории [12].
Наконец, сторонники четвертого взгляда на взаимоотношения темперамента и характера (Л.С. Выготский, Е. П. Ересь, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности [13; 14; 11; 12].
Мы придерживаемся мнения В. М. Русалова, который считал целесообразным четко разделять понятия «темперамент», «характер», а не отождествлять их между собой. Он полагает целесообразным включать темперамент наряду с характером в качестве особых самостоятельных единиц в структуру личности как целостного образования, а не считать их «надструктурными», как это делает, например К. К. Платонов [8].
Таким образом, изолированно рассматривать темперамент, и тем более возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой. Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. Черты характера и свойства темперамента органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
В данной статье мы приведем фрагмент экспериментального исследования выраженности темпераментальной составляющей характера личности подростков на материале российской выборки. Экспериментальную выборку составили 100 человек в возрасте от 15 до 17 лет.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика определения психологической характеристики темперамента Д.Я. Райгородского [15].
2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова [16].
3. Многофакторная личностная методика Р.Б. Кеттелла (форма С) [12].
4. Опросник черт характера взрослого человека В.М.Русалова, О.Н.Маноловой [17].
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерной программы БРББ-13.0. Экспериментальная работа строилась на результатах корреляционного анализа Спирмена и сводилась к выявлению достоверных связей между шкалами опросника формальнодинамических свойств индивидуальности человека и характера личности. Анализ корреляционной плеяды обнаружил следующее: плотность связей 31 на 1% уровне значимости и 36 связей на 5% уровне значимости, в корреляционной структуре зафиксирована 21 положительная связь (прямо пропорциональная зависимость) и 10 отрицательных связей (обратно пропорциональная зависимость), что свидетельствует о высокой выраженности темперамента в характере личности подростка. В данной работе мы описываем только связи на 1% уровне значимости. На рис. 1 представлена структура, отражающая совокупность результатов исследования двух циклов экспериментальной работы.
Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между параметрами «эргичность интеллектуальная» -
«эмотивность» (г = 0,597 при р = 0,1). Можно предположить, что при среднем уровне интеллектуальных возможностей, испытуемые не выражают к людям особых чувств, относятся к людям сострадательно только в случае необходимости. Плачут испытуемые редко.
Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между параметрами «активность» - «демонстративность» (г = 0,597 при р = 0,1). Можно предположить, что при средней энергичности в преодолении препятствий на пути к поставленным целям, у испытуемых наблюдается средняя общительность. Они избегают выставлять себя, но и не прячутся от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией.
При нормальной потребности в общении, средневыра-женном стремлении к установлению новых знакомств, у испытуемых все же присутствует некоторая робость и неуверенность в своих силах. Средняя степень общительности выражается в том, что испытуемые большому обществу предпочитают одного - двух друзей. У них присутствует дисциплинированность, при внутренней конфликтности представлений о себе. Испытуемые не обеспокоены выполнением социальных требований, что подтверждается взаимосвязью между параметрами «эргичность коммуникативная» - «робость» (г = 0,646 при р = 0,1), «низкий самоконтроль» (г = -0,602 при р = 0,1).
Отрицательные взаимосвязи между параметрами «ригидность» - «возбудимость» (г = -0,556 при р = 0,1), «застревание» (г = -0,551 при р = 0,1) показывают, что при инертности, косности поведения, испытуемые стараются держаться хладнокровно, но иногда выходят из себя, однако способны адекватно контролировать сильные желания, обиды помнят недолго, месть быстро проходит, оскорбления быстро забываются. Испытуемым свойственно адекватное честолюбие, они правильно реагируют на критические замечания. Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между параметрами «пластичность коммуникативная» - «робость» (г = -0,688 при р = 0,1), «застревание» (г = 0,669 при р = 0,1), «возбудимость» (г = 0,563 при р = 0,1), «низкий самоконтроль» (г = -0,569 при р = 0,1). Можно предположить, что при нормальной готовности к общению, испытуемые все же застенчивы и предпочитают находиться в тени. Благодаря стремлению к новым социальным контактам, испытуемые недолго помнят обиды, быстро забывают оскорбления. Несмотря на то, что испытуемые стараются держаться хладнокровно, иногда они выходят из себя, и тогда они не способны выполнять социальные требования. Взаимосвязь между параметрами «скорость психомоторная» - «робость» (г = 0,518 при р = 0,1) указывает на то, что при средней скорости моторно-двигательных операций испытуемым свойственна сдержанность, а также повышенная чувствительность к угрозе.
Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между «эмоциональной возбудимостью» - «доверчивостью» (г = 0,766 при р = 0,1), «жесткостью» (г = 0,730 при р = 0,1), «расслабленностью» (г = 0,726 при р = 0,1), «уверенностью в себе» (г = 0,665 при р = 0,1), «подверженность чувствам» (г = 0,634 при р = 0,1), «дистимностью» (г = 0,598 при р = 0,1), «прямолинейностью» (г = 0,525 при р = 0,1), «конформизмом» (г = 0,514 при р = 0,1) и «педантичностью» (г = -0,556 при р = 0,1). Можно предположить, что при наименьшей интенсивности воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, испытуемые доверчивы, благожелательны по отношению к другим людям, откровенны, а вместе с этим практичны и реалистичны в суждениях. Им свойственна расслабленность, вялость, безмятежность и хладнокровие. В то же время испытуемые имеют склонность к непостоянству, подвержены влиянию случая и обстоятельств, в меру разговорчивы. Необходимо отметить, что у испытуемых растет реорганизованность, безответственность, которую можно объяснить за счет наивности испытуемых, непосредственности их поведения, а также за счет их зависимости от группы, следования за общественным мнением. При увеличении скорости эмоциональной реакции, испытуемым сложнее поддерживать порядок и выполнять работу, требующую особой тща-
тельности. При увеличении скорости интеллектуальной деятельности, можно говорить о снижении терпимости и доверчивости испытуемых к другим людям; снижается уверенность в себе, растет беспокойство, из поведения уходит естественность и непосредственность, о чем свидетельствует взаимосвязь между «интеллектуальной скоростью» - «доверчивостью» (г = -0,667 при р = 0,1), «уверенностью в себе» (г = -0,660 при р = 0,1), «прямолинейностью» (г = -0,611 при р = 0,1), «расслабленностью» (г = -0,574 при р = 0,1). Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между средним уровнем «коммуникативной скорости» - средним уровнем «дистимности» (г = 0,515 при р = 0,1), это свидетельствует о том, что испытуемые в меру разговорчивы, обладают ровным настроением, при обычной скорости речевой активности и вербализации. Взаимосвязь «эмоциональность интеллектуальная» - «доверчивость» (г = 0,638 при р = 0,1) может говорить о том, что при средней выраженности эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения, испытуемые легко ладят с людьми и хорошо работают в коллективе. Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между «эмоциональностью коммуникативной» - «интеллектом» (г = 0,576 при р = 0,1), «жесткостью» (г = 0,561 при р = 0,1), «доверчивостью» (г = 0,561 при р = 0,1), «дистимностью» (г = 0,528 при р = 0,1). Можно говорить о том, что испытуемые испытывают радость и уве-
Библиографический список
ренность в себе в процессе социального взаимодействия. Несмотря на то, что им свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, самоуверенность, испытуемые легко ладят с людьми, отличаются разумным пессимизмом.
Корреляционный анализ переменных показал взаимосвязь между параметрами «психомоторная эмоцональность» -«сдержанность» (г = -0,516 при р = 0,1). Можно предположить, что при повышении чувствительности к возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия, у испытуемых снижается осторожность и рассудительность. При повышении интенсивности эмоционального переживания в случае неудач в физической работе, нарастает беспокойство о будущем, наблюдается некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности.
Таким образом, полученные связи свидетельствуют о неоднозначной выраженности эмоциональной возбудимости, коммуникативной эмоциональности и интеллектуальной скорости в характере личности подростка. Так, например, при эмоциональной возбудимости и коммуникативной эмоциональности подросток может проявлять себя как прямолинейная, уверенная в себе, жесткая личность, при этом быть доверчивым, конформным и расслабленным, в меру разговорчивым, разумным пессимистом при снижении интеллектуальной скорости.
1. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995.
2. Теплов, Б.М. Психология. Учебник для средней школы. - М., 1951.
3. Драгунова, Т.В. Некоторые психологические особенности личности подростка / Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин. - М.: Советская педагогика,
1975.
4. Клее, М. А. Психология подростка. - М.: «Академия», 1991.
5. Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1986. -Т.7. - № 4.
6. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976.
7. Сергиенко, Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения / Е.А.Сергиенко, Г.А.Виленская // Психологический журнал. - 2001. - №
3. - Т.22.
8. Русалов, В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., Питер, 2000.
9. Кречмер, Э. Строение тела и характер; переводе с немецкого Г.Я. Тартаковского. - М.: Речь, 2000.
10. Филатов, Ф.Р. Психология. - Ростов н/Д: Фникс, 2004.
11. Левитов, Н.Д. Психология характера. - М.: Владос, 1997.
12. Рубинштейн, С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии. - СПб.: Питер, 1979.
13. Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., Питер, 2000.
14. Выготский, Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
15. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «Бахрах-М», 2003.
16. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): методическое пособие. - М.:Наука, 1997.
17. Русалов, В.М. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В): методическое пособие / В.М.Русалов, О.Н.Манолова. - М:, 2003.
Статья поступила в редакцию 11.12.09
УДК 378
О. В. Козина, канд. пед. наук, доц. ААЭП; А.А. Майер, канд. пед. наук, доц. ААЭП, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФАСИЛИТИРУЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ
В работе описаны современные направления подготовки будущего специалиста в рамках компетентностного подхода, обозначен потенциал дисциплины «Иностранный язык», намечены ориентиры развития иноязычной коммуникативной компетентности, выделены принципы, характеристики фасилитирующего общения, как условия успешной активизации иноязычной коммуникативной компетентности студентов и имеющийся опыт по организации учебного процесса на занятиях по иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: компетентностный подход, иностранный язык, коммуникативная компетенция, развитие коммуникативной компетенции, фасилитативное общение, активизация коммуникативной компетенции студентов, образовательный процесс.
Задача модернизации образования в контексте общеевропейской глобализации и вхождение в международное образовательное пространство делает актуальной подготовку компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистов, способных к полноценному общению в условиях многоязычной социальной и академической среды.
В этой связи перед системой отечественного высшего образования возрастает необходимость подготовки специали-
стов, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества иноязычной коммуникативной компетентности, готовых вступать в профессионально-деловое общение с представителями других культур.
Сегодня все чаще в научно-педагогических кругах поднимается вопрос о том, что подготовка специалистов в любой области должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода.