Полученные результаты вполне подтверждают предложение о том, что клиент-руководитель, склонный объяснять проблемы преимущественно одной, а не несколькими причинами, оказывается в меньшей степени готовым к принятию изменений. Вероятно, у каждого руководителя с течением времени постепенно складывается собственная система привычных представлений о том, «как следует» и «как не следует» действовать в качестве руководителя, что является допустимым, а что нет в управленческой практике. Руководитель, склонный к более простым объяснительным схемам (у одной проблемы есть одна причина), по-видимому, обладает более жёсткой и менее восприимчивой к версиям консультанта системой представлений. Подобное допущение, позволят объяснить, почему клиенты, демонстрирующие более упрощенные представления о своих проблемах, в большинстве случаев не продолжают успешного взаимодействия с консультантом.
Таким образом, консультант, начинающий работать с руководителем как клиентом, может, используя «акме»-фактор, прогнозировать успешность дальнейшего развития консультативного процесса.
Конечно, в данном исследовании не учитывался целый ряд побочных переменных, способных оказать влияние на полученный результат. Так, не проверялось, насколько выявленная закономерность зависит от личности консультанта. Интересно было бы также сопоставить личностные особенности различных групп руководителей, преимущественно используемые ими стили управления и готовность к взаимодействию с консультантом. Кроме того, одним из направлений дальнейших исследований непременно должна стать разработка способов оказания клиенту-руководителю психологической помощи, открывающей возможности наращивать сложность и многозначность системы его субъективных представлений о причинах проблем, возникающих в деятельности управляемого им объекта.
Литература
[1]. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей М.: Прогресс, 1983.
[2]. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. - М.: Статут, 2007.
[3]. Липпит Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007.
[4]. Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании. М., Когито-центр, 2009.
[5]. Марасанов Г.И. Управленческое консультирование в системе государственной службы// Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер. Науч-но-практ. ,конф. М.: Изд-во РАГС, 1998. С.132-313.
[6]. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Минск, 1997.
[7]. Питер Л. Дж. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. М.: Прогресс, 1990.
[8]. де Хаан. Э. Бесстрашный консалтинг. Искушения, риски и ограничения профессии. -СПб.: Питер, 2008.
[9]. Kubr, M. ed. Management consulting - a guide to the profession (3rd revised edition). International Labour Office, Geneva, 1996.
Лифшиц М.В.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
Традиционное описание любого явления в дискурсе современной психологической науки следует начинать с его сущностной характеристики, места и значения в структуре индивидуальности. Данная статья посвящена вопросу о соотношении темпераментных и характерологических особенностей, а также проблеме типологии характера. Изучение характера, как фундаментальной основы индивидуальности человека, является актуальной темой в отечественных и зарубежных исследованиях, при этом особую проблему составляет выделение типов характера на основе комбинации его отдельных черт и возможность их классификации.
Современные исследователи отмечают, что понятие «характер» на сегодняшний день одно из самых востребованных и противоречивых в психологии. Оно используется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: жизненного уклада, по-
вторяющихся привычек, пристрастий, побуждений, а также для обозначения конституциональных и других внешних отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения.
Характер (от греч. скагаШг - отпечаток, чеканка) определяется как макрохарактеристика личности и отражает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в определённых поведенческих паттернах. Справедливо было бы говорить о том, что, с одной стороны, формирование характера тесно связано с биологическими особенностями человека и фактически основано на темпераменте. С другой стороны, характер формируется в процессе вхождения индивида в социо-культурную среду и связан непосредственно со сферой отношений и деятельностью человека.
Проблема соотношения характера и темперамента интересовала многих исследователей. А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев отмечали, что к вопросу о соотношении темперамента и характера существует четыре основных подхода: 1) отождествление темперамента и характера (Э.Кречмер, Р.Кеттелл, Г.Айзенк, А.Ф.Лазурский), 2) противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений (П.П.Викторов, Н.Д.Левитов, Д.В.Ермолович), 3) признание темперамента элементом характера (И.П.Павлов и его последователи), 4) признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.М.Русалов) [1].
Приверженец первого подхода, предполагающего отождествление темперамента и характера, - основоположник отечественной теории характера А.Ф.Лазурский определял характер как «совокупность свойственных данному лицу наклонностей, преимущественно основных; каждую из этих наклонностей следует брать в наибольшей интенсивности, какая только возможна для данного человека» [2, с.40]. Под наклонностями понимаются повторяющиеся особенности протекания тех или иных душевных процессов [2, с. 28]. Понятие «темперамент» автор считал «фактически отмирающим», и утверждал, что «проблема темперамента включается в понятие характер» и является его составной частью.
Сторонники второй точки зрения, согласно которой характер противопоставляется темпераменту, отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. При этом между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм, и вторая тормозит первую. При этом отдельные свойства характера и темперамента противопоставляются друг другу и могут вступать в конфликт [1].
Третья точка зрения на соотношение темперамента и характера отражена в трудах И.П.Павлова и его последователей, и согласно ей тип темперамента представляет собой врожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под воздействием окружающей среды, на условия которой человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая является сочетанием черт темперамента и результатом научения.
Четвертый подход к пониманию темперамента и характера предполагает, что темперамент рассматривается как врожденная, динамичная сторона характера и личности в целом. С.Л.Рубинштейн отмечает: «говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и прежде всего к другим людям» [6, с.620]. Согласно представлениям В.М.Русалова, формирование характера обусловлено биологически заданной структурой индивидуально-уникального темперамента, своеобразным балансом функциональных систем, активности и эмоциональности конкретного человека. Характер как совокупность динамико-содержательных свойств индивидуальности выступает как «продолжение» темперамента в социуме, получая дальнейшее развитие в содержательной деятельности индивида. Характер оформляется и закрепляется в качестве устойчивых моделей поведения - черт характера.
Черты характера - это свойства, которые регулярно и достаточно интенсивно проявляются, закрепляются и становятся существенными. Черта характера является устойчивым свойством человеческого поведения, которое реализуется с целью достижения максимально эффективного распределения энергоресурсов в процессе социального взаимодействия. Согласно традиционным научным взглядам любая характерологическая особенность (черта) формируется на базе формально-динамических свойств индивида, но может трансформироваться или изменяться в определённом диапазоне в процессе инкультурации, адаптации и т.д. Попытки выделения типов характера на основании сочетания отдельных черт, предпринимались исследователями с самого зарождения научного знания, и в основу каждой классификации было положено различное основание. Выделение определённых типов необходимо для решения научно-исследовательских задач, получения знаний об основных различиях между людьми, упрощения и объективизации психологических знаний.
В работе К.Леонгарда описана теория представленности темпераментных свойств в чертах характера. По мнению автора «характер» выступает в качестве непосредственной производной формально-динамических аспектов темперамента или «темперамента второго порядка» [3]. Степень выраженности отдельных аспектов формально-динамических свойств, являясь биологически обусловленной, устойчивой энергетической характеристикой индивида, оказывает влияние на формирование преимущественно тех или иных черт индивидуального характера.
В зависимости от подхода к пониманию соотношения темперамента и характера можно говорить и о различных возможностях классификации типов характера (а в некоторых вариантах - типов личности). Тип характера можно представить как устойчивую совокупность отдельных черт, характеризующих интерперсональное поведение субъекта. Черты характера могут сочетаться различным образом. При выделении определённого типа имеет значение как высокая выраженность отдельных черт, так и, напротив, низкая выраженность (деакцентуация) других.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, являющегося попыткой выделения определенных типов характера на основании рассмотрения сочетаний отдельных его черт. Исследование проводилось на выборке студентов, в возрасте от 19 до 23 лет, в количестве 178 человек. Для изучения особенностей характера применялась методика «Опросник черт характера» (ОЧХ), разработанная О.Н.Маноловой, на основании теории формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова и концепции типов акцентуации личности К.Леонгарда.
Факторный анализ, проведённый по результатам тестирования, позволил выделить три фактора.
Первый фактор составили следующие показатели: циклотимность (0,79), экзальтированность (0,75), эмоциональность коммуникативная (0,64), эмоциональность психомоторная (0,58), тревожность (0,53), а также низкая интеллектуальная пластичность (-0,47) и эр-гичность (-0,45)
Второй фактор включил в себя гипертимность (0,83), низкую дистимность (-0,68), высокую скорость интеллектуальная (0,58), демонстративность (0,52), педантичность (0,49) и низкую возбудимость (-0,47).
Третий фактор составили показатели: эргичность коммуникативная (0,69), эмоциональность интеллектуальная (0,65), низкая эргичность психомоторная (-0,63), низкая пластичность психомоторная (-0,62), низкая скорость психомоторная (-0,49), пластичность коммуникативная (0,49) и эмотивность (0,43).
Основываясь на точке зрения, согласно которой темперамент и характер тождественны, скорее правомерно говорить о типах личности как о некой совокупности данных категорий. В этом случае можно выделить три типа личности: «реактивный тип», «активный тип» и «аффективный тип».
Реактивный тип личности характеризуется высокой возбудимостью в ответ на внешние события, быстрой сменой настроения, повышенной тревожностью, особенно в отношении межличностного общения, а также интеллектуальной ригидностью и отсутствием стремления к решению сложных интеллектуальных задач.
Проактивный тип личности отличается подвижностью, инициативностью, стремлением к интеллектуальной деятельности и высокой скоростью протекания интеллектуальных процессов, хорошей способностью адаптироваться к новым условиям, высокой степенью самоконтроля и саморегуляции. Слово «проактивный» было впервые введено В.Франклом для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, и не склонной искать причины происходящего в окружающих людях и обстоятельствах. В отличии от первого типа (реактивного) - проактивный тип личности отличается способностью принимать на себя ответственность и развитыми волевыми качествами.
Аффективный тип личности отличатся высокой эмоциональностью, чувствительностью, склонностью к беспокойству, развитым «этическим комплексом», способностью к рефлексии, при этом можно отметить склонность избегать физического напряжения, низкую вовлеченность в процессе деятельности, общую заторможенность психомоторики. А.Ф.Лазурский предлагал рассматривать «аффективный» тип личности, отличительной особенностью которого является преобладание аффективных процессов [2].
Обобщив вышесказанное, можно отметить, что реактивный тип личности ориентирован на действия и скорее подвержен зависимости от окружения и окружающей среды; про-активный тип личности основан на преобладании волевых процессов; аффективный тип личности отличается повышенной чувствительностью, с тенденцией большей обращённости внутрь себя.
Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, «типология - это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является
пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения» [5]. Именно поэтому достаточно затруднительно говорить о возможности выстроить какую-либо «универсальную» типологию личности.
Типологизация характера представляется важной научной проблемой, связанной с задачей возможного выделения того или иного типа, определяющегося набором отдельных признаков (черт), наблюдаемых или получаемых через различные варианты самоотчёта участников исследования. Сложность состоит и в том, что наблюдаемые (или описываемые) особенности поведения не всегда четко соответствует определяемым внутренним причинам. Единственная возможность реализации типологического подхода относительно характера - это анализ и синтез теоретических моделей, и их соотнесение с получаемыми данными эмпирических исследований.
Литература
[1]. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
[2]. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характера. - М.: Наука, 1995.
[3]. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону. 1997.
[4]. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: Автореф. дис....канд. пси-хол. наук / О.Н. Манолова. М., 2005.
[5]. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М.: Флинта, 2012.
[6]. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
[7]. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука., 1979.
Прокудин И.А.
СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ
В юношеском возрасте развитие самосознания и смысложизненных ориентаций идет в соответствии с пониманием собственной ценности, ценности окружающего мира, важности других людей и формированием мировоззрения. Многие юноши и девушки внимательны к проявлению у сверстников и у себя тех или иных черт характера, к оцениванию поступков людей и стремлению понять их мотивы поведения. Наиболее активные занимаются самовоспитанием и самосовершенствованием, понимая важность эмоциональной устойчивости для собственного психического благополучия и построения конструктивных отношений с окружающими. Юношеский период сензитивен ко всем факторам, имеющим отношение к выработке линии собственного жизненного пути.
Таким образом, юношеский возраст является одним из важных периодов активного физиологического и психологического развития, формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, освоение и присвоение жизненных ценностей, становления самосознания. Именно в этот период идет интенсивное развитие рефлексии, в том числе социальной, что позволяет юношам и девушкам осознавать негативное влияние различных зависимостей и развивать социальные потребности в здоровом образе жизни. Все это способствует формированию динамической смысловой системы, в которой порождаются и связываются ценности, смысложизненные ориентации [2; б].
В связи с этим важнейшей задачей воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений, согласно ФГОС СПО, является формирование общих и профессиональных компетенций не только в учебно-профессиональной деятельности, но и во внеаудиторной работе. В частности, речь может идти о формировании готовности и способности вести здоровый образ жизни, что непосредственно связано со снижением склонности к зависимому поведению и развитием смысложизненных ориентаций учащихся средних профессиональных образовательных учреждений.
Смысложизненные ориентации (СЖО) каждого человека представляют собой набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования [3].