Научная статья на тему 'ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ОБУЧЕНИЕ) / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПАТРИОТИЗМ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович, Воскобоев Александр Иванович

В статье рассматривается тема значения педагога системы высшего и профессионального образования в воспитательном процессе в образовательных организациях министерства внутренних дел России. Реформы ведомства, начатые в 2011 году и продолжающиеся до сих пор, были призваны повысить эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих оперативно-служебных обязанностей. Не отрицая факт того, что преобразования дали должный эффект, необходимо сделать уклон на воспитательную часть образовательного процесса, не отделяя ее от учебной. В свете событий последних двух лет конъюнктура в стране и геополитическом пространстве подверглась существенному воздействию, и именно педагог в рамках в том числе учебных занятий должен обратить внимание на правильное толкование поступающего потока информации во избежание деформации мировоззренческих устоев обучаемого. Необходима консолидация деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений по воспитательной работе по формированию у слушателей помимо необходимого багажа теоретических знаний, практических навыков и умений, также системы ценностных установок ориентированных на патриотизм, нетерпимость к противоправным деяниям, законность, гуманность и доблесть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович, Воскобоев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC VALUES AS ONE OF THE MAIN DIRECTIONS IN THE EDUCATIONAL WORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the topic of the importance of a teacher of higher and professional education in the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The reforms of the department, which began in 2011 and are still ongoing, were designed to increase the effectiveness of training of employees of the internal affairs bodies to perform their operational duties. Without denying the fact that the transformations have had the proper effect, it is necessary to make a bias towards the educational part of the educational process, without separating it from the educational one. In the light of the events of the last two years, the conjuncture in the country and the geopolitical space has been significantly affected, and it is the teacher, including training sessions, who should pay attention to the correct interpretation of the incoming flow of information in order to avoid deformation of the ideological foundations of the student. It is necessary to consolidate the activities of the teaching staff and employees of educational work units to form students, in addition to the necessary baggage of theoretical knowledge, practical skills and abilities, as well as a system of values focused on patriotism, intolerance to illegal acts, legality, humanity and valor.

Текст научной работы на тему «ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Литература:

1. Adomßent, M. The concept of competencies in the context of Education for Sustainable Development (ESD). Concept Paper / M. Adomßent, T. Hoffmann. - 2013. - URL: https://esd-expert.net/files/ESD-Expert/pdf/Concept-Paper-Adom%C3%9Fent-Hoffmann.pdf

2. Leisen, J. Die Kompetenzorientierung im Unterricht / J. Leisen // Unterricht Physik. - 2011. - № 123-124. - S. 100-106. -URL: http://www.josefleisen.de/downloads/kompetenzorientierung/01%20Kompetenzorientiert%20unterrichten%20-%20NiU%202011 .pdf

3. The Definition and Selection of Key Competencies. - OECD, 2005. - URL: https://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf

4. Верховцева, М.С. Дифференциация по видам, структуре и содержанию личностных компетенций младших школьников / М.С. Верховцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. -№ 47. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-po-vidam-strukture-i-soderzhaniyu-lichnostnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov

5. Родина, Л.В. Формирование личностных компетенций младших школьников / Л.В. Родина // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnostnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Министерство образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Министерство образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/

8. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

9. Юсупова, Т.Г. Формирование социально-личностной компетенции учащихся в педагогическом процессе школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 3 (2). - С. 13-21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-lichnostnoy-kompetentsii-uchaschihsya-v-pedagogicheskom-protsesse-shkoly

Педагогика

УДК 378.046.4, 351.74

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Шамаев Артур Мурадинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников

МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного

учреждения высшего образования «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик);

доцент кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат

педагогических наук Воскобоев Александр Иванович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования «Ростовский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону)

ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается тема значения педагога системы высшего и профессионального образования в воспитательном процессе в образовательных организациях министерства внутренних дел России. Реформы ведомства, начатые в 2011 году и продолжающиеся до сих пор, были призваны повысить эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих оперативно-служебных обязанностей. Не отрицая факт того, что преобразования дали должный эффект, необходимо сделать уклон на воспитательную часть образовательного процесса, не отделяя ее от учебной. В свете событий последних двух лет конъюнктура в стране и геополитическом пространстве подверглась существенному воздействию, и именно педагог в рамках в том числе учебных занятий должен обратить внимание на правильное толкование поступающего потока информации во избежание деформации мировоззренческих устоев обучаемого. Необходима консолидация деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений по воспитательной работе по формированию у слушателей помимо необходимого багажа теоретических знаний, практических навыков и умений, также системы ценностных установок ориентированных на патриотизм, нетерпимость к противоправным деяниям, законность, гуманность и доблесть.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка (обучение), учебно-воспитательный процесс, ценностные установки, патриотизм, органы внутренних дел, преподаватель, образовательная система.

Annotation. The article discusses the topic of the importance of a teacher of higher and professional education in the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The reforms of the department, which began in 2011 and are still ongoing, were designed to increase the effectiveness of training of employees of the internal affairs bodies to perform their operational duties. Without denying the fact that the transformations have had the proper effect, it is necessary to make a bias towards the educational part of the educational process, without separating it from the educational one. In the light of the events of the last two years, the conjuncture in the country and the geopolitical space has been significantly affected, and it is the teacher, including training sessions, who should pay attention to the correct interpretation of the incoming flow of information in order to avoid deformation of the ideological foundations of the student. It is necessary to consolidate the activities of the teaching staff and employees of educational work units to form students, in addition to the necessary baggage of theoretical knowledge, practical skills and abilities, as well as a system of values focused on patriotism, intolerance to illegal acts, legality, humanity and valor.

Key words: higher education, professional training (training), educational process, values, patriotism, internal affairs bodies, teacher, educational system.

Введение. Реформы, проведенные в министерстве внутренних дел Российской Федерации в 2011 году, существенно затронули, в том числе и систему образовательных организаций ведомства. При обозначенном курсе на укрупнение

ведомственных образовательных организаций были поставлены цели по увеличению уровня их многофункциональности, когда они могли бы выполнять обучение слушателей по большему ряду специальностей, в том числе в рамках профессиональной подготовки (обучения), переподготовки и повышения квалификации. За счет принятия новых и внесения изменений в имеющиеся нормативные правовые акты ведомства были осуществлены меры по увеличению практической направленности процесса обучения и выработке у обучающихся навыков и умений, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач по должности, в том числе по новым видам и способам совершения противоправных деяний [3]. В общем, цель указанных реформ была ясна и в рамках обучения в образовательных организациях высшего и дополнительного образования, в том числе в рамках профессиональной подготовки (обучения) решаются задачи по формированию у слушателей необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей сотрудником органов внутренних дел с первого дня прохождения службы. То есть слушатель, закончивший обучение, должен иметь необходимый набор познаний, позволяющий ему без дополнительного, зачастую самостоятельного образовательного процесса, выполнять должностные обязанности в необходимой мере.

Изложение основного материала статьи. В свете событий последних лет перед органами внутренних дел постоянно появляются новые вызовы, которые требуют соответствующего реагирования, что требует быстрой адаптации к имеющейся конъюнктуре. Участившиеся факты преступлений террористической и экстремистской направленности, рост числа преступлений, совершенных с использованием глобальной сети интернет, новые виды мошенничества, законодательно закрепленные деяния, относящиеся к юридически наказуемым в санитарно-эпидемиологической сфере, в области распространения заведомо ложной информации, касаемо деятельности Вооруженных сил МВД России, других силовых ведомств и органов власти, предопределили внесение изменений и формирование новых рабочих учебных программ для обучения слушателей в образовательных организациях ведомства [4]. Следует признать, что этот процесс длящийся, который с учетом новых вызовов путем должного мониторинга и тесного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами, должен своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру в стране и геополитическом пространстве. Значительная роль вследствие реформ была отведена дополнительному образованию, когда в рамках повышения квалификации и переподготовки отошли от формального подхода в процессе обучения, осуществляя подготовку обучаемых по наиболее актуальным и узкоспециальным направлениям учитывая тенденции современного мира [2].

Широкий блок реформ затронул и воспитательное направление образовательного процесса. Следует признать, что этому тоже было уделено достаточное внимание, когда в том числе за счет увеличения штата подразделений по воспитательной работе были приняты эффективные меры по искоренению формального (отписного) характера их деятельности. Обозначилась необходимость повышения эффективности деятельности подразделений по воспитательной работе, активизация работы в рамках института кураторства, с целью формирования у слушателей системы ценностных патриотических установок с нетерпимостью к противоправным деяниям, в том числе с использованием служебного положения и коррупционной направленности. В настоящее время следует признать, что во внеурочное время в рамках досуговых мероприятий со слушателями проводятся занятия патриотической направленности: демонстрация видеофильмов, мультимедиа материалов, встреча с ветеранами войны и практической деятельности, освещение героических поступков сотрудников органов внутренних дел при исполнение служебных обязанностей, посещение место воинской славы, тематические занятия по государственным и профессиональным праздникам. В основном такие мероприятия проводятся в рамках кураторского часа либо сотрудниками подразделений по воспитательной работе. Комплекс воспитательных мероприятий проводится не спонтанно, а согласно заранее утвержденного графика деятельности в указанном направлении.

Также как положительная тенденция, следует отметить факт того, что структурные подразделения министерства и образовательные организации, в том числе в настоящее время вышли в киберпространство, на основные интернет паблики и в социальные сети. Созданы официальные ресурсы, на которых достаточно быстро, презентабельно и эффективно освещается деятельность учебных заведений, в особенности учебная, научная и воспитательная работа. Нельзя недооценивать работу в указанном направлении, поскольку нужно идти в ногу со временем и учитывать тот факт, что значительная часть населения, в особенности молодое поколение в настоящее время предпочитают черпать информацию именно с таких ресурсов. Немаловажную роль такая работа имеет и в своевременном опровержении различной заведомо ложной информации касаемо деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, образовательных организаций ведомства, путем разъяснения спорных ситуаций и правильной интерпретаций происходящего. Можно отметить, что принятые меры были необходимы и по прошествии времени следует признать, что они оказались своевременными и позволили на современном этапе на должном уровне исполнять основную функцию системы министерства внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности в современных реалиях. Однако, эффективность работы в данном направление необходимо повышать.

В исследовании же хотелось бы затронуть значение еще одного аспекта, который также имеет немаловажное значение. Как указано выше, в ходе имевших место преобразований, подразделения, занимающиеся учебным процессом и структурные ведомства, в обязанности которых входит воспитательный процесс, в целом повысили эффективность своей деятельности. Однако хочется заметить, что в рамках образовательного процесса в организациях ведомства следует отойти от разделения по направлениям указанных учебной и воспитательной работы. По нашему мнению эти процессы должны идти вкупе как учебно-воспитательная работа. При этом необходимо обозначить, что в рамках учебных занятий преподаватель помимо выполнения образовательного процесса какую-то часть занятия должен отводить на воспитательную работу. Не принижая деятельность сотрудников подразделений по воспитательной работе, следует признать, что в ходе учебного процесса именно преподаватель зарабатывает наивысший авторитет в глазах обучаемых. Путем предоставления новых знаний, выработки практических навыков и способов действий преподаватель в какой-то мере становится ориентиром для обучаемого, поскольку является профессионалом в сфере, с которой слушатель связал свою последующую взрослую жизнь [7]. Лица, проходящие обучение в учреждениях высшего и профессионального образования зачастую недавно достигли совершенного возраста. В свете последних событий даже взрослый состоявшийся человек сталкивается с трудностями интерпретации по постоянно поступающему потоку информации, которая требует должной фильтрации и анализу. В разы сложнее это осуществить молодому человеку, которого намного легче подвергнуть влиянию извне, зачастую негативного, в своих преступных или корыстных целях. Именно в процессе обучения существенное воздействие оказывается на мировоззрение молодого сотрудника органов внутренних дел, когда заканчивается процесс формирования его ценностных установок. В образовательном процессе, преподаватель при сохранении дистанции с обучаемыми, должен добиться от слушателей доверительного отношения к нему, когда они к педагогу будут относиться как старшему коллеге, имеющему больший уровень знаний, как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Необходимо обратить должное внимание на этот аспект с целью выработки у слушателей положительной системы ценностей во всех сферах жизни.

Неоднозначная геополитическая обстановка, значительно осложнившаяся в свете сначала пандемийной обстановки, а затем вследствие военной специальной операции на территории Донецкой и Луганской народных республик обозначила

новые вопросы в умах населения, требующих конструктивных и объективных ответов. В ранних работах автора указывалось, что в особенности пандемийная конъюнктура в частности за счет введения на определенный период времени некоторых ограничительных и запретительных мер форсировала процесс ухода значительной части социальной сферы в особенности в плане общения в киберпространство, когда человек солидную долю процедуры получения и обмена информации перевел в виртуальную плоскость [5]. К сожалению этим процессом не преминули воспользоваться негативные элементы, которые, преследуя свои противоправные цели, стали распространять заведомо ложную информацию о деятельности органов государственной власти, санитарно-эпидемиологической обстановке и т.п. Путем искажения обстоятельств происходящего, посредством выдергивания некоторых фактов из контекста, либо искажением некоторых данных с последующим их профессиональным красочным оформлением в короткие видеоролики либо фоторяды предпринимается попытка по формированию в обществе негативного фона по отношению к деятельности органов государственной власти [1]. Такие факты уже имели место, когда злоумышленники от распространения «фэйковой» информации пытаются перейти к конкретных действиям, склоняя население к несанкционированным массовым мероприятиям, с последующим перерастанием их в массовые беспорядки. Ни для кого не секрет, что данная деятельность финансируется и организовывается странами Западной Европы и США с целью дестабилизации обстановки в нашей стране в угоду удержания гегемонии в мировом сообществе и сохранения однополярного мира. Подразделения противодействия преступлениям данной направленности в настоящее время выработали достаточно эффективную систему противодействия. Однако следует признать, что процесс этот непрекращающийся и с каждым днем требующий большего задействования сил и средств. И по этой причине необходимо сделать больший уклон на превентивные меры, в том числе за счет профилактических мероприятий, направленных на пресечение противоправных деяний на стадии их зарождения, затруднение распространению негативной информации в обществе. Эту деятельность необходимо начинать с образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях, с целью подготовки молодых сотрудников полиции с правильной системой ценностных установок.

Слушатели, обучающиеся в образовательных организациях министерства внутренних дел, не находятся в вакууме. Общаясь со сверстниками, родственниками, другими гражданами они также обсуждают вышеуказанные вопросы. Именно поэтому в нашем исследовании делается уклон на необходимость активизации учебно-воспитательной работы в обучающем процессе. Именно преподаватель, как лицо, имеющее авторитет перед слушателями и вызывающее у них уважение, должно предоставить им объективное толкование поступающей информации, ее фильтрацию и анализ, профессиональную сознательную интерпретацию обстоятельств происходящего, отгородить его от негативного влияния сторонних лиц. При отсутствии необходимых сведений в должном объеме с доступным их истолкованием любое лицо, в том числе и слушатель, будет искать источник, который удовлетворит его потребности.

Выводы. В связи с этим в рамках учебного процесса одной из задач преподавателя должно быть формирование патриотического воспитания у слушателя, позиции нетерпимости к любым противоправным деяниям, в том числе угрожающим национальной безопасности Российской Федерации за счет уделения некоторого объема времени воспитательному процессу с использованием примеров из практической деятельности сотрудников органов внутренних дел [6]. Нельзя принижать реформы и их последствия в ведомстве. Благодаря им был достигнут существенный скачок в эффективности деятельности основных подразделений образовательных организаций, не зацикливаясь только на учебном процессе. При этом, необходимо консолидировать деятельность профессорско-преподавательского состава и подразделений по воспитательной работе в указанной сфере, уделить большее внимание институту кураторства для достижения цели по формированию у слушателей правильной системы ценностных установок основанной на патриотизме, законности, чести и доблести.

Литература:

1. Аккаева Х.А. Безопасность образовательной среды - основа противодействия терроризму / Аккаева Х.А. // В сборнике: ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2021. сборник статей ХЫУ Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. - 2021. - С. 139-140.

2. Гедугошев Р.Р. Огневая подготовка в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел / Гедугошев Р.Р., Шамаев А.М. // В сборнике: Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы / сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 14-16.

3. Жуков А.З. Педагогическая техника в организации учебного процесса образовательных организаций МВД России / Жуков А.З. // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 2 (117). - С. 278-279.

4. Люев Т.Х. Значение тактико-специальной подготовки в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Люев Т.Х., Шамаев А.М. // В сборнике: Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы / сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 36-38.

5. Тарчоков Б.А. Об актуальных вопросах обеспечения информационной безопасности на современном этапе / Тарчоков Б.А., Шогенов Т.М., Бураева Л.А. // В сборнике: Лучшая научная статья 2020. Сборник статей XXXVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, - 2020. - С. 42-44.

6. Сафронов Д.М. Пандемия СОУГО-19 как возможная причина возникновения массовых беспорядков / Сафронов Д.М., Шамаев А.М. // Евразийский юридический журнал. - 2020. - №4(143). - С. 393-394.

7. Ярычев Н.У., Нагоева М.А. Совершенствование методов образования в высших учебных заведениях / Ярычев Н.У., Нагоева М.А. // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 30.

Педагогика

УДК 378.046.4, 351.74

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Шамаев Артур Мурадинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик);

преподаватель кафедры специально-технической подготовки Канокова Ляна Юрьевна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КРАЯ

В ПЕРИОД С Х ПО ХК ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена исследованию появления и трансформации традиционного исламского образования в Северо-Кавказском регионе в процессе распространения ислама на данной территории. Ислам как религия в целом поощрял образование и знания. Распространению ислама на территории Северокавказского края в значительной мере поспособствовала просветительская деятельность, которая в первую очередь преследовала цель по обучению основным религиозным канонам и арабской грамматике. В исследование рассматривается структура образовательных учреждений, сформировавшаяся в регионе в процессе его исламизации. Имея трехступенчатую систему, каждое звено традиционного исламского образования имело свои цели. Несмотря на практическое отсутствие воспитательно-образовательных программ, просвещенческая работа преследовала цель по искоренению безграмотности среди населения, как в религиозном направлении, так и в познаниях светских наук. Значительное значение в этом процессе имела также этнопедагогика, которая преследовала цель по сохранению сформировавшихся в народе национальных традиций и обычаев.

Ключевые слова: традиционный ислам, образование, просветительская деятельность, воспитательно-образовательный процесс, педагог.

Annotation. The article is devoted to the study of the emergence and transformation of traditional Islamic education in the North Caucasus region in the process of spreading Islam in this territory. Islam as a religion generally encouraged education and knowledge. The spread of Islam in the territory of the North Caucasus Region was greatly facilitated by educational activities, which primarily pursued the goal of teaching basic religious canons and Arabic grammar. The study examines the structure of educational institutions formed in the region in the process of its Islamization. Having a three-stage system, each link of traditional Islamic education had its own goals. Despite the practical absence of educational programs, educational work pursued the goal of eradicating illiteracy among the population, both in the religious direction and in the knowledge of secular sciences. Ethnopedagogy was also of considerable importance in this process, which pursued the goal of preserving the national traditions and customs formed among the people.

Key words: traditional Islam, education, educational activity, educational process, teacher.

Введение. Итогом появления ислама на Северном Кавказе стало проникновение восточной (арабской) культуры среди его народов. Одним из основных компонентов её стало образование, так как ислам всячески поощрял знание и образованность. В Коране концепты «верить» (амана) и «знать» ('алама) синонимичны.

Но знание просто так не доставалось. Оно могло приобретаться только посредством обучения в школах. Следует поставить под сомнение выводы кавказских историографов о поголовной безграмотности мусульманского населения вплоть до ХХ века. Некоторые исторические факты подтверждают, что начинаю уже с Х века на Северном Кавказе начала формироваться своеобразная система образования.

Изложение основного материала статьи. Структурно в ней можно выделить три звена: коранической школой (ассоциируемой многими исследователями с мектебе), школой среднего порядка (мектебе) и высшего звена (медресе). Поэтому мы взяли на себя смелость представить именно трехзвенную структуру образования.

Самым низшим звеном мусульманской системы образования была кораническая (коранская) школа, названная элементарной. Название идет от основной ее функции заключающейся в обучение молитвам на арабском языке и умению читать Корана. Согласно кораническому учению, долгом каждого верующего считалось умение читать Священную книгу. При этом особое внимание уделялось педагогам. Сначала эту функцию выполняли специальные учителя - «куссас» («рассказчики»), которые во всеуслышание читали стихи Корана и затем их сами и толковали, затем элементарное научение было перенесено в домашние условия.

Обучение начиналось с раннего детства. При этом сроки его никак не были регламентированы. Также на начальном этапе не были оборудованы так называемые классы и школы. Обучение могло проходить в любом удобном месте. Занятия могли проходить где угодно.

Хотя профессия учителя считалась не особенно престижной из-за низкой оплаты и полного рабочего дня, педагога выбирали очень тщательно. Претендент на это ремесло должен был знать психологию и физиологию ребенка, иметь почтенный возраст, быть женатым и воспитанным, и, конечно же, набожным. По сравнению с педагогами из мектебе и медресе учителя коранической школы были в лучшем положении, однако и они находились под контролем своего работодателя (наставника), присоветовавшего его на эту должность. Руководитель имел право проверять знания воспитанников и увольнение учителя.

Для обучения девочек тоже было принято нанимать частных учителей, так как девочкам запрещалось уходить далеко от дома. Девочек не обучали так усердно Корану как мальчиков. Приветствовалось, если девочку обучали 24 суре Корана -«Ан-нур» [1], посвященной нравственным основам поведения мусульман и наказанию за прелюбодеяние. Как видим, что, несмотря на свою специфичность, женское образование также имело место в то время.

Следует отметить, что кораническая школа была начальной ступенью образовательного процесса и носила в основном, «домашний характер».

Следующей ступенью мусульманского образования были мектебе - мечетские школы. Они являлись самыми распространенными типами школьного обучения. Такие духовные учреждения функционировали во многих мусульманских районах Северокавказского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.