Научная статья на тему 'Комплексная целевая программа профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России'

Комплексная целевая программа профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL WORK / INCREASE IN EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL TRAINING / PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING OF STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железкин Николай Владимирович, Витольник Галина Адамовна

В статье описывается взаимосвязь учебного, воспитательного и образовательного процессов с целью определения направлений деятельности образовательных организаций в рамках повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В проводимом исследовании значительная роль отведена описанию значимости профессионального воспитания молодых специалистов. Определены общие компетенции, которыми должен обладать выпускник, успешно освоивший программу обучения. В качестве практических рекомендаций для образовательных организаций Министерства внутренних дел выносятся предложения по повышению эффективности подготовки сотрудников к самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Железкин Николай Владимирович, Витольник Галина Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX TARGET PROGRAM OF PROFESSIONAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article describes the relationship of academical, educative and educational processes in order to determine the directions of activity of educational organizations in the framework of improving the effectiveness of professional training of internal affairs officers. In the study, a significant role is given to the description of the importance of the professional education of young professionals. The general competencies that a graduate who has successfully mastered the training program must have are defined. As practical recommendations for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, proposals are made to improve the effectiveness of training employees for independent professional activities.

Текст научной работы на тему «Комплексная целевая программа профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России»

12. Wierzbicka A. Cross-cultural Pragmatics. The Semantics of Human Interaction, Berlin, Mouton, 1991. 502 p.

Педагогика

УДК 378.1

заместитель начальника отдела кадров управления по работе с личным составом - начальник отделения комплектования начальствующим составом Железкин Николай Владимирович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье описывается взаимосвязь учебного, воспитательного и образовательного процессов с целью определения направлений деятельности образовательных организаций в рамках повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В проводимом исследовании значительная роль отведена описанию значимости профессионального воспитания молодых специалистов. Определены общие компетенции, которыми должен обладать выпускник, успешно освоивший программу обучения. В качестве практических рекомендаций для образовательных организаций Министерства внутренних дел выносятся предложения по повышению эффективности подготовки сотрудников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитательная работа, повышение эффективности профессиональной подготовки, подготовка к профессиональной деятельности, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел, образовательные организации МВД.

An^tatton. The article describes the relationship of academical, educative and educational processes in order to determine the directions of activity of educational organizations in the framework of improving the effectiveness of professional training of internal affairs officers. In the study, a significant role is given to the description of the importance of the professional education of young professionals. The general competencies that a graduate who has successfully mastered the training program must have are defined. As practical recommendations for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, proposals are made to improve the effectiveness of training employees for independent professional activities.

Keywords: vocational training, educational work, increase in effectiveness of vocational training, preparation for professional activity, vocational training of staff of bodies of internal affairs, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Обеспокоенность проблемой улучшения профессиональной подготовки сотрудников ОВД (органов внутренних дел) вызывается многими объективно существующими противоречиями, например:

- изменения, происходящие в экономических, социальных и культурных сферах деятельности общества в недостаточной степени принимаются во внимание в ходе профессиональной подготовки сотрудников;

- установленные строгие требования к профессиональной готовности сотрудников и отсутствие единой системы понимания о процессе формирования качеств слушателей, необходимых им в профессиональной деятельности;

- несоответствие возможностей образовательных технологий, доступных на современном этапе реальным условиям применения профессионально-подготовленных сотрудников.

Указанные противоречия обусловили необходимость разработки комплексно-целевой программы профессиональной подготовки будущих полицейских.

Изложение основного материала статьи. Высококачественное обучение сотрудников, принятых на службу, становится возможным при создании учебно-воспитательного процесса в форме полноценной программы, нацеленной на развитие профессиональных качеств профессионального полицейского.

Главные идеи программы:

• Исследование специфических особенностей профессиональной деятельности сотрудников в целях ориентации содержания профессиональной подготовки слушателей на требования будущей практической работы;

• Определение главных педагогических условий и принципов организации управления кадрами с использованием межпредметных связей на основе структурных логических схем;

• Комбинация процессов обучения и воспитания в формировании у сотрудников знаний, навыков, способностей и профессионально важных качеств.

• Обратная связь (отзывы) от практических организаций о качестве обучения специалистов в целях проведения корректировки профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Педагогический процесс в высшем учебном заведении - сочетание условий, средств и методов, направленных к решению одной глобальной задачи. Отдельные задачи педагогического процесса взаимосвязаны и реализуются на фоне других проблем личного развития и воспитания.

Обучение в образовательной организации высшего образования МВД обеспечивается одновременной реализацией трех взаимосвязанных процессов, каждый из которых обеспечивает выполнение определенных задач и целей:

Учебный процесс (организация, содержание, формы, методы) - целостная структура осуществления образования, предназначенная для познания курсантами окружающей их действительности.

Воспитательный процесс (организация, содержание, формы, методы) - постоянный процесс направленного взаимодействия педагогических и курсантских коллективов, сущностью которого является создание условий для самореализации этого процесса.

Образовательный процесс (организация, ориентация, содержание, структура, стадии, предметы, методы) является саморазвитием личности в культуре в ходе его свободного и ответственного взаимодействия с преподавателем системы образования и культурой с их помощью и посредничеством.

Остановимся подробно на каждом из перечисленных процессов.

Главные задачи учебного процесса:

1. Обеспечение правоохранительных органов научно-педагогическими кадрами и компетентными специалистами с высшим образованием.

2. Обеспечение интеллектуального, культурного и морального развития личности, получение высшего образования, специальности и квалификации.

3. Повышение уровня культуры и образованности сотрудников, распространение специализированных юридических, гуманитарных и технических знаний среди личного состава.

Воспитательный процесс выполняется в пяти направлениях:

1. Организационно-воспитательная и методическая работа.

2. Идеологическое образование.

3. Воспитание правовой культуры и нетерпимости к противоправным деяниям.

4. Гражданское формирование, духовное и моральное и патриотическое воспитание молодежи.

5. Культурно-массовая работа.

Система воспитания курсантов и слушателей должна быть сфокусирована на развитии потребностей личности для достижения успеха, реализации целей и самоутверждения, для формирования культурной, разносторонне развитой, социально активной в условиях изменяющейся социальной среды личности. Воспитание в высшем учебном заведении определяется личными и общественными проблемами, значительными для курсанта, опыт решения которых он получает в процессе профессионального образования.

Главные задачи воспитательной работы:

- достижение высокого уровня воспитанности курсантов, позволяющего соответствовать предъявляемым требованиям;

- удовлетворение потребностей в профессиональном, юридическом, гуманитарном, моральном, культурном и другом цивилизованном улучшении преимуществ, необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;

- повышение уровня гражданского сознания, патриотизма, интернационализма, социополитических и моральных взглядов и верований; потребности посвятить себя борьбе за законность и правопорядок; дисциплины, уважения власти закона, справедливости; честности, благопристойности, моральной твердости, преданности Присяге и профессиональному долгу; культуры поведения, стремления к ведению здорового образа жизни;

- в интересах сотрудников и с целью выполнения задач, поставленных перед правоохранительными органами максимально использовать возможности доступные в правоохранительных органах для улучшения социальных качеств, потребности в самореализации и самоутверждении сотрудников;

- формирование сплоченного и дружного коллектива, создание и поддержание в нем здорового морально-психологического климата;

- разграничение проводимой воспитательной работы по различным категориям должностей;

- педагогическая диагностика изменений, происходящих в личности;

- предотвращение профессиональной деформации личности, проявления в коллективе противоправных, неуставных и безнравственных взаимоотношений;

- идентификация, изучение и внедрение опыта эффективной воспитательной работы и действенных воспитательных технологий, разработанных наукой.

Воспитательное воздействие на слушателей оказывается по множеству направлений и носит, главным образом опосредованный характер. Деятельность высшего учебного заведения Министерства Внутренних дел Российской Федерации состоит не только в участии в образовательном процессе, но также и участии в обеспечении безопасности граждан при проведении мероприятий по защите общественного порядка и выполнении других задач, возложенных на правоохранительные органы.

С точки зрения формирования профессионально-нравственной зрелости слушателя в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел следует учитывать специфические особенности воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки сотрудников. Ключевыми направлениями профессионального воспитания во время обучения в образовательной организации МВД можно назвать формирование у курсантов устойчивых моральных, педагогических и психологических качеств, обеспечивающих сохранение качественного профессионального состава правоохранительных органов.

В учебно-воспитательном процессе образовательной организации МВД субъектами воспитания являются все сотрудники, тем не менее особая роль определена деятельности преподавателя-наставника. Наставничество в образовательном процессе в высших учебных заведениях Министерства Внутренних дел Российской Федерации - это педагогическое взаимодействие связки "наставник - курсант", нацеленное на обеспечение благоприятных психологических условий, обеспечивающее преодоление возникающих кризисных ситуаций и формирование профессиональных способностей, навыков, умений, а также нравственности и активности в трудовой деятельности.

Преподаватель-наставник назначается из числа профессорско-преподавательского состава и прикрепляется к определенной учебной группе или подразделению. Преподаватель-наставник обращает внимание курсанта на его правах и обязанностях, оказывает необходимую поддержку в духовном и физическом самосовершенствовании, корректировке в построении доверительных отношений в коллективе; знакомит курсанта с организацией воспитательного и образовательного процессов высшего учебного заведения и документами, регламентирующими его деятельность (распорядок дня, приказы, распоряжения, учебный план и т.д.); помогает руководителям подразделений в контроле посещаемости занятий, текущей и семестровой успевемости курсантов и также анализа причин неуспеваемости отдельных из них; способствует принятию мер к идентификации и разрешению конфликтов, чрезвычайных ситуаций, применяя индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Формирование всесторонне развитого, профессионально подготовленного, в нравственном и психологическом отношении устойчивого сотрудника является главной целью воспитательной работы.

Продолжает оставаться актуальной задачей изучение этой проблемы в целом, а также ее взаимных связей с другими категориями права и педагогики, а многосторонность предмета изучения вызывает потребность проведения дальнейшего научного исследования в этой области.

В период смены образовательной парадигмы, происходящей в настоящее время, перехода от единообразного образования к изменяемому, от справочного к активному, от субъект-объектного подхода в обучении к личностно-ориентированному, от всего преподавательского состава требуется не только глубокое знание предмета и умение излагать его, но и способность проектировать педагогический процесс, предсказывать эффективность обучения, владеть современными педагогическими технологиями, правильно подбирать и рационально сочетать различные формы и методы обучения, реагировать на динамично изменяющиеся условия, требования отрасли и интересы обучаемых.

При выборе форм и методов в ходе организации процесса обучения необходимо также принимать во внимание региональные особенности: постоянно прибывающие мигранты различных национальностей, различной религии, социального положения, невысокий уровень жизни населения, коррумпированность, криминогенная обстановка, и т.д.

Проведенный анализ и практический опыт определяют одну общую задачу, это - профессиональная подготовка компетентного кадрового состава для правоохранительных органов должна быть соотносима требованиям, предъявляемым к правоохранительной деятельности. Регулярно, при подведении итогов практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел отмечается недостаточный профессионализм полицейских, не всегда компетентные и правомерные действия которых могут привести к возникновению негативных последствий, приобретающих широкий общественный резонанс. В ходе профессиональной подготовки сотрудника правоохранительной системы, организации их деятельности и профессионального взаимодействия требуется строгая координация всех составляющих образовательного процесса на достижение их конечной цели и необходимого результата, который также является и основным критерием эффективности обучения в образовательных организациях Министерства внутренних дел.

Для функционирования системы профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, являются необходимыми: внедрение новых форм и методов обучения слушателей на основе интенсивных педагогических технологий; создание практической основы для быстрой реализации дифференцированной, качественной профессиональной подготовки кадров, призванных работать в новых условиях становления и развития правового государства - это то, чем обусловлен успех профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

В образовательном процессе преподаватель помогает обучаемым в усвоении материала, выстраивании индивидуальной образовательной траектории. Слушателям предоставляется возможность активного приобретения и закрепления новых для них знаний, вместо пассивного ознакомления с готовым материалом. Это - эффективная методика обучения, позволяющая добиться более осмысленного и глубокого понимания изученного материала, а также более длительного его удержания. При этом важно, чтобы преподаватель умел предугадывать и выявлять вероятные проблемы, с которыми могут столкнуться слушатели, и мог своевременно дать необходимые пояснения.

В данной ситуации преподаватель переходит от обучения, основанного на беспрекословном подчинении в пользу поисково-творческого. Основными преимуществами данной методики можно назвать: высокую степень самостоятельности, независимости, инициативности; развитие социальных навыков, формирование способности самостоятельного получения знаний, развитие творческих способностей. Приобретаемое восприятие свободы в выборе делает обучение более сознательным, продуктивным и результативным.

Эффективность введения активных форм образования во многих отношениях зависит от грамотного использования в образовательной деятельности технических средств обучения, что касается показа схем, таблиц, рисунков, графиков, фотографий, записей преподавателей как во время проведения занятий, так и для осуществления контроля знаний, позволяя быстро оценивать уровень ассимиляции слушателями учебных материалов, увеличивает эффективное управление их познавательной деятельностью. Использование технических обучающих программ позволяет моделировать разнообразные образовательные ситуации в игровой форме, качественнее усваивать слушателям пройденный материал.

Совокупное влияние профессиональной и моральной ролей педагогического потенциала обучения и образовательного процесса образовательной организации МВД в формировании профессионально-нравственной позиции слушателя приводит в соответствие ожидаемым его интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие, профессиональные, моральные качества, способствует эффективной интеграции в профессиональное сообщество.

Слушатель, справившийся с программой, будет обладать следующими общими компетенциями:

◦ Понимать смысл и социальную важность будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

◦ Уметь организовывать свою профессиональную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, выбирать способы выполнения профессиональных задач, исходя из определенных руководителем целей и задач, принимать решения, в том числе в ситуациях связанных с повышенным риском, осуществлять оценку и проводить корректировку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

◦ Проявлять психологическую стабильность в трудных и чрезвычайных ситуациях, предупреждать и положительно разрешать конфликтные ситуации в ходе профессиональной деятельности, пользоваться приемами саморегуляции, выстраивать доверительные отношения как с коллегами, так и с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и вероисповеданий.

◦ Выполнять профессиональные задачи согласно моральным нормам, требованиям субординации и профессиональной этики.

◦ Уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления противоправных действий.

◦ Проявлять нетерпимость к проявлению коррупционного поведения, неукоснительно следовать букве закона, соблюдать служебную дисциплину.

◦ Поддерживать высокий уровень физической подготовленности, необходимый для осуществления профессиональной деятельности, вести здоровый образ жизни.

Выводы. На основе материалов проводимого исследования и сделанных теоретических заключений, возможно вынести следующие практические предложения.

В целях повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов в процессе обучения руководству вузов, руководителям учебных подразделений, преподавателям целесообразно:

1. Проводить мероприятия по повышению качества воспитательной работы в образовательных организациях в соответствии с единым комплексным планом, в котором необходимо отражать воспитательные мероприятия не только по линии организационно-воспитательной работы, но и учебного процесса как основного источника продвижения профессионального воспитания курсантов с указанием учебных предметов, изучаемых на каждом курсе, основных путей их использования в интересах воспитания.

2. Кафедрам образовательных организаций провести анализ содержания каждого учебного предмета на предмет выявления воспитательных возможностей каждого из них, выделить главные идеи, несущие основную воспитательную нагрузку, определить их оптимальный объем в различных темах курса.

3. Формулировать в учебно-методических документах образовательных организаций МВД России как образовательные, так и воспитательные задачи каждого учебного предмета. Подготовить учебные пособия, раскрывающие вопросы содержания и методики воспитания курсантов и слушателей в процессе преподавания различных учебных дисциплин, с учетом вида и профиля образовательной организации.

4. Внедрить в различные формы учебной работы методику профессионального воздействия на курсантов и слушателей, предусматривающую постановку на каждое учебное занятие воспитательных целей, изложение основных воспитательных идей и положений, применение наиболее значимых методов и средств учебной работы для решения задач воспитания, внедрение показателей эффективности конкретных видов занятий с внесением поправок в систему последующих воспитательных воздействий.

5. Для развития профессионально значимых и важных качеств курсантов и слушателей в образовательной и практической работе:

а) включать творческие задачи исследовательской направленности в программные документы образовательных организаций;

б) в ходе учебных занятий предусмотреть отработку курсантами действий и ситуаций, максимально приближенных к реально существующим в практической деятельности органов внутренних дел;

в) увеличить период профессиональной практики будущих сотрудников, усовершенствовать ее организацию, обеспечить контроль ее проведения и оценку полученного конечного результата.

6. В целях повышения качества подготовки преподавателей образовательных организаций к решению воспитательных задач в процессе обучения предусмотреть: создание в крупнейших образовательных организациях Министерства педагогических факультетов (курсов), осуществляющих подготовку слушателей (офицеров) к преподаванию основных предметов по профилю профессиональной подготовки и предусматривающих более глубокое изучение вопросов педагогики и психологии высшей школы; образование при каждой образовательной организации школ педагогического мастерства для преподавательского состава.

7. Осуществлять постоянный мониторинг и изучение передового опыта подготовки правоохранительных органов зарубежных стран. Проводить сравнительный анализ отечественной и зарубежной практик решения задач профессионального воспитания сотрудников в процессе их обучения.

Литература:

1. Киевский A.B. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских подразделений ВВ МВД РФ. Автореферат. Диссертация кандидата педагогических наук, СПб, 2002

2. Профессиональная подготовка полицейских. Альбом структурных схем: учебное наглядное пособие в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. — Москва: ДГСК МВД России, 2016.

3. Лаптев Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России. Автореферат диссертация кандидата педагогических наук. - СПб, 1996, 20 с.

4. Мусин Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов вузов ВВ МВД России как воспитателей. Автореферат кандидата педагогических наук, СПб, 1997, 20 с.

5. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 156 с.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979, 131 с.

7. Хальзов В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореферат, диссертация доктора педагогических наук. - СПб., 1991, 32 с.

8. Шаранов Ю. А. Основные противоречия развития ведомственного образования. Психопедагогика в правоохранительных органах № 1(64) 2016, с. 76-83

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Александра Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье дается оценка развитию сети среднего профессионального образования западной зоны Республики Саха(Якутия) на основе анализа результатов экспедиции 2017 года, и выявления особенностей региона.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сеть, экономическая зона, оценка. Annotation. The article assesses the development of secondary vocational education of Western region of Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of the analysis of the results of the expedition of the year 2017, and identifying characteristics of the region.

Keywords: secondary vocational education, networking, economic zone, score.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.