Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД С Х ПО ХIХ ВЕКА'

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД С Х ПО ХIХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович, Канокова Ляна Юрьевна

Статья посвящена исследованию появления и трансформации традиционного исламского образования в Северо-Кавказском регионе в процессе распространения ислама на данной территории. Ислам как религия в целом поощрял образование и знания. Распространению ислама на территории Северокавказского края в значительной мере поспособствовала просветительская деятельность, которая в первую очередь преследовала цель по обучению основным религиозным канонам и арабской грамматике. В исследование рассматривается структура образовательных учреждений, сформировавшаяся в регионе в процессе его исламизации. Имея трехступенчатую систему, каждое звено традиционного исламского образования имело свои цели. Несмотря на практическое отсутствие воспитательно-образовательных программ, просвещенческая работа преследовала цель по искоренению безграмотности среди населения, как в религиозном направлении, так и в познаниях светских наук. Значительное значение в этом процессе имела также этнопедагогика, которая преследовала цель по сохранению сформировавшихся в народе национальных традиций и обычаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE TRADITIONAL ISLAMIC EDUCATION OF THE HIGHLANDERS OF THE NORTH CAUCASUS REGION IN THE PERIOD FROM THE X TO THE XIX CENTURY.

The article is devoted to the study of the emergence and transformation of traditional Islamic education in the North Caucasus region in the process of spreading Islam in this territory. Islam as a religion generally encouraged education and knowledge. The spread of Islam in the territory of the North Caucasus Region was greatly facilitated by educational activities, which primarily pursued the goal of teaching basic religious canons and Arabic grammar. The study examines the structure of educational institutions formed in the region in the process of its Islamization. Having a three-stage system, each link of traditional Islamic education had its own goals. Despite the practical absence of educational programs, educational work pursued the goal of eradicating illiteracy among the population, both in the religious direction and in the knowledge of secular sciences. Ethnopedagogy was also of considerable importance in this process, which pursued the goal of preserving the national traditions and customs formed among the people.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД С Х ПО ХIХ ВЕКА»

Педагогика

УДК 378.046.4, 351.74

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Шамаев Артур Мурадинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик);

преподаватель кафедры специально-технической подготовки Канокова Ляна Юрьевна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КРАЯ

В ПЕРИОД С Х ПО ХК ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена исследованию появления и трансформации традиционного исламского образования в Северо-Кавказском регионе в процессе распространения ислама на данной территории. Ислам как религия в целом поощрял образование и знания. Распространению ислама на территории Северокавказского края в значительной мере поспособствовала просветительская деятельность, которая в первую очередь преследовала цель по обучению основным религиозным канонам и арабской грамматике. В исследование рассматривается структура образовательных учреждений, сформировавшаяся в регионе в процессе его исламизации. Имея трехступенчатую систему, каждое звено традиционного исламского образования имело свои цели. Несмотря на практическое отсутствие воспитательно-образовательных программ, просвещенческая работа преследовала цель по искоренению безграмотности среди населения, как в религиозном направлении, так и в познаниях светских наук. Значительное значение в этом процессе имела также этнопедагогика, которая преследовала цель по сохранению сформировавшихся в народе национальных традиций и обычаев.

Ключевые слова: традиционный ислам, образование, просветительская деятельность, воспитательно-образовательный процесс, педагог.

Annotation. The article is devoted to the study of the emergence and transformation of traditional Islamic education in the North Caucasus region in the process of spreading Islam in this territory. Islam as a religion generally encouraged education and knowledge. The spread of Islam in the territory of the North Caucasus Region was greatly facilitated by educational activities, which primarily pursued the goal of teaching basic religious canons and Arabic grammar. The study examines the structure of educational institutions formed in the region in the process of its Islamization. Having a three-stage system, each link of traditional Islamic education had its own goals. Despite the practical absence of educational programs, educational work pursued the goal of eradicating illiteracy among the population, both in the religious direction and in the knowledge of secular sciences. Ethnopedagogy was also of considerable importance in this process, which pursued the goal of preserving the national traditions and customs formed among the people.

Key words: traditional Islam, education, educational activity, educational process, teacher.

Введение. Итогом появления ислама на Северном Кавказе стало проникновение восточной (арабской) культуры среди его народов. Одним из основных компонентов её стало образование, так как ислам всячески поощрял знание и образованность. В Коране концепты «верить» (амана) и «знать» ('алама) синонимичны.

Но знание просто так не доставалось. Оно могло приобретаться только посредством обучения в школах. Следует поставить под сомнение выводы кавказских историографов о поголовной безграмотности мусульманского населения вплоть до ХХ века. Некоторые исторические факты подтверждают, что начинаю уже с Х века на Северном Кавказе начала формироваться своеобразная система образования.

Изложение основного материала статьи. Структурно в ней можно выделить три звена: коранической школой (ассоциируемой многими исследователями с мектебе), школой среднего порядка (мектебе) и высшего звена (медресе). Поэтому мы взяли на себя смелость представить именно трехзвенную структуру образования.

Самым низшим звеном мусульманской системы образования была кораническая (коранская) школа, названная элементарной. Название идет от основной ее функции заключающейся в обучение молитвам на арабском языке и умению читать Корана. Согласно кораническому учению, долгом каждого верующего считалось умение читать Священную книгу. При этом особое внимание уделялось педагогам. Сначала эту функцию выполняли специальные учителя - «куссас» («рассказчики»), которые во всеуслышание читали стихи Корана и затем их сами и толковали, затем элементарное научение было перенесено в домашние условия.

Обучение начиналось с раннего детства. При этом сроки его никак не были регламентированы. Также на начальном этапе не были оборудованы так называемые классы и школы. Обучение могло проходить в любом удобном месте. Занятия могли проходить где угодно.

Хотя профессия учителя считалась не особенно престижной из-за низкой оплаты и полного рабочего дня, педагога выбирали очень тщательно. Претендент на это ремесло должен был знать психологию и физиологию ребенка, иметь почтенный возраст, быть женатым и воспитанным, и, конечно же, набожным. По сравнению с педагогами из мектебе и медресе учителя коранической школы были в лучшем положении, однако и они находились под контролем своего работодателя (наставника), присоветовавшего его на эту должность. Руководитель имел право проверять знания воспитанников и увольнение учителя.

Для обучения девочек тоже было принято нанимать частных учителей, так как девочкам запрещалось уходить далеко от дома. Девочек не обучали так усердно Корану как мальчиков. Приветствовалось, если девочку обучали 24 суре Корана -«Ан-нур» [1], посвященной нравственным основам поведения мусульман и наказанию за прелюбодеяние. Как видим, что, несмотря на свою специфичность, женское образование также имело место в то время.

Следует отметить, что кораническая школа была начальной ступенью образовательного процесса и носила в основном, «домашний характер».

Следующей ступенью мусульманского образования были мектебе - мечетские школы. Они являлись самыми распространенными типами школьного обучения. Такие духовные учреждения функционировали во многих мусульманских районах Северокавказского края.

По своему содержанию мектеб был школой среднего уровня, где наряду с духовными предметами давались навыки элементарного чтения, письма и счета. В него поступали наиболее способные мальчики, окончившие кораническую школу.

С самого своего возникновения мектебу была свойственна некая эволюционность. Воспитательно-образовательный процесс в мектебе оставлял желать лучшего. Основной целью этой школы было обучению духовных дисциплин Срок обучения также определен не был и длился обычно от 3 до 6 лет (в некоторых случаях и долее).

В мусульманских школах преподавателя именовали по-разному в зависимости от типа учебного заведения: мугаллим/муталлим (учитель, обучающий), мулла (господин, священник), мударрис (учитель, читающий лекции), причем это звание было много почетнее, чем просто мугаллим. Если должность муллы была связана с учительской деятельностью, то он осуществлял её до самой своей смерти, так как старость или даже дряхлость в кавказском обществе не считались уважительной причиной для отставки.

Эфенди давали первоначальные знания и детям, которые хотели бы стать шариатскими судьями. Обучение для желающих стать муллой длилось 3 года, иногда дольше.

Следом за мактабе в Северокавказском крае стали появляться и учебные учреждения повышенной степени обучения -мадраса (медресе). Самым первым медресе в Северокавказском крае стало Дербентское. Оно открылось в конце XI века. Сей удивительный факт свидетельствует о первородности данного учебного заведения прежде известных в Мекке медресе (1183 г.) и в Тунисе (1253 г.). Далее образовательные учреждения такого порядка стали открываться в сел. Химейди, Арджил, Курах и др., что положительно влияло на развитие их не только в культурном отношении, но и социальном [2].

Уже в XVI в. эти мусульманские учебные заведения все шире отвоёвывают позиции в духовной жизни верующих. Становится разнообразным и спектр изучаемых в медресе дисциплин. Здесь помимо цикла религиозной направленности изучаются и светские предметы история, поэзия, этика, логика, математика, медицина. Что говорит о кругозоре его выпускников.

К началу ХГХ столетия цикл изучаемых дисциплин значительно был расширен. Нам известно, что в большинстве северокавказских медресе преподавали 12 наук: морфологию, синтаксис, метрику, логику, теорию диспута, законоведение, жизнеописание (пророка), толкование Корана, маан, суфизм, байан, бади, включающий в себя риторику, стилистику, поэтику. За исключением перечисленных наук, здесь преподавали астрономию, географию, а иногда философию и физику, а также персидский и тюркский языки.

В мадрасе поступала лишь 5% от общего числа окончивших мектеб. В основном это были отпрыски из богатых семей и мусульманского духовенства. Следует отметить, что и в этих образовательных учреждениях отсутствовали какие-либо образовательные программы. Также можно поставить под сомнение общий уровень получаемых знаний, поскольку занятия проводил в основном один преподаватель. Сложно представить, что он мог владеть достаточным объемом знаний по всем изучаемым дисциплинам.

Следует также отметить, что исламизация Северо-Кавказского региона происходила на продолжительном участке времени, в том числе в силу его многонациональности. В силу этнических отличий традиционное исламское образование также имело отличия, когда в разной мере в образовательный процесс была включена его этнопедагогическая составляющая, с целью сохранения сформировавшегося культурного наследия, не противоречащего основным канонам ислама [3].

Несмотря на негативные моменты в работе мусульманских школ, обучение в них все же приносило свои плоды. Имеется немало сведений очевидцев, сообщавших о позитивном влиянии конструкции магометанского образования на души и умы горцев. Так, известно, о некоторых ученых людях села Лакза (Дагестан), прекрасно обучавших детей и взрослых не только своих односельчан, но и несших свет познания соседним народам. Данный случай был неединичным.

При этом хотелось бы отметить, что процесс исламизации Северокавказского края был длительным, и вхождение религии в некоторые проживающие в регионе этносы происходил нескоротечно, в силу различных причин. Необходимо отметить, что в момент появления мусульманских просветителей в Х веке, он получил достаточно быстрое и обширное распространение на территории нынешнего Дагестана. Однако к моменту его появления на территории Кабарды, Черкессии и ряда других этносов у них была сформирована достаточно четкая традиционная система ценностей, которая создавалась веками и чутко передавалась молодому поколению с целью сохранения этнической идентификации. В целом у большего числа этносов Северного Кавказа была сформирована четкая система традиции, обычаев и фольклора. Следует отметить, что населявшие регион народы очень кропотливо относились к сохранению данного наследия и достаточно настороженно относились к различным веяниям извне. Была выработана четкая система традиций по воспитанию молодого поколения, отношению к труду и учебе, положительных канонов поведения мужчин и женщин, правила ведения боевых действий и защиты своей семьи, рода. При проникновении ислама возникла ситуация, когда некоторые религиозные постулаты противоречили либо не совсем соответствовали сложившейся в этносе системе ценностных культурных и нравственных установок. На тот момент уже была сформирована система народной педагогики, которая обеспечивала сохранение и передачу основных обычаев и традиций, сложившихся в этносе. По причине отказа основного населения ставить под сомнение устоявшиеся в народе устои, процесс распространения ислама в некоторых этносах затянулся. Народная педагогика преследовала цель по приобщению молодого поколения к таким общечеловеческим ценностям, как добро, мужество, доблесть, уважение к старшим и женщинам. В целом же следует признать, что народная педагогика не представляла собой какую-то систему образовательного процесса. Процесс передачи знаний от старшего поколения молодому протекал в процессе повседневного общения, когда взрослые люди путем рассказа сказаний, притч, на примере пословиц и поговорок передавали необходимость соблюдения сформировавшихся обычаев и традиций. Также молодому поколению передавались и некоторые светские знания, необходимые в повседневной жизни. Они обучались арифметике, географии, истории. Нередко приходилось обращаться к старейшинам рода, с целью верного толкования различных ситуаций в силу деформации знаний в некоторых вопросах. Была сформирована целая система народной педагогики, позволявшая формированию у молодого поколения положительных качеств. Следствием этого процесса стала постепенная трансформация культурного наследия, что позволило исламской религии достаточно органично влиться в традиционную систему ценностных установок горцев Северокавказского края.

Однако здесь обратим внимание на то, что специфика мусульманского образования кавказских народов являла собой некую особенность. Дело заключалось в том, что Северокавказский регион принадлежал к задворкам исламского мира, причем с неарабским населением, и потому здесь стала возникать своя эксклюзивная система письма, построенная на местной языковой основе. Она включала особые надстрочные и подстрочные значки, облегчавшие понимание легких и сложных синтаксических построений. Это являлось существенным подспорьем в грамматических конструкциях арабского текста, что привело в конечном итоге ко все большему применению арабистики в Северокавказских областях: к XIX столетию она становится весьма востребованной. На ней горские народы отмечают уровень не только грамотности, но и образованности: на арабском отправляют богослужение, ведут делопроизводство, пишут литературные статьи, сочиняют научные трактаты, производят переписку.

Выводы. Впоследствии вплоть до середины XIX столетия арабский язык продолжал всецело использоваться мусульманами всего Северокавказского края, также получил дальнейшее совершенствование и весь конгломерат обучения. Однако наиболее традиционным и насыщенным образование стало в Дагестане, другие северокавказские народы в этом ракурсе значительно отставали. Причиной этому являлась их поздняя исламизация и несоответствие обучающих программ реалиям времени, которые также изменялись под воздействием исторических условий. При этом следует заметить, что немаловажную роль в образовательном процессе занимала этнопедагогика, которая в силу многонациональности региона преследовала цель по сохранению самоидентификации различных этносов, путем передачи новому поколению культурного наследия, национальных традиций и обычаев [4]. В целом же следует признать, что в отличие от бытующего мнения о безграмотности горского населения Северокавказского края в рассматриваемый в нашем исследование период времени, с Х века постепенно формировалась структура образовательных учреждений. Этому факту в значительной мере способствовало распространение исламской религии в регионе, которая по своим канонам предполагала наличие минимальных знаний по арабской грамматике, что провозглашалось как обязанность каждого праведного мусульманина, в связи с необходимостью осуществления молитвенного ритуала и изучения Корана на языке первоисточника, с целью его правильного толкования.

Литература:

1. Коран. Сура 24

2. Намитлоков Ю.К. Адыгская народная педагогика о воспитании детей: Сб. статей по педагогике и психологии Адыгейского пединститута. - Майкоп, 1957. - Вып. 1. - С. 20.

3. ЦГА РСО-А. Ф. 291. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.

4. Шамаев А.М. Этнопедегогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века / Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 297-300.

5. Шамаев А.М. Этнопедегогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века / Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 297-300.

6. Shamaev A.M. THE PILGRIMAGE OF THE MOSLEMS OF THE NORTH CAUCASUS IN LIGHT OF THE RUSSIAN POLICY IN THE SECOND-HALF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES / Shamaev A.M. // Journal of International Network Center for Fundamental and Applied Research. - 2015. - № 3 (5). - С. 147-151.

Педагогика

УДК 372.4

кандидат педагогических наук, доцент Шарычева Мария Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Современный федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (далее -ФГОС НОО) предполагает внедрение интерактивных образовательных технологий в процесс обучения младших школьников. По этой причине их внедрение и применение является актуальной задачей в практической деятельности любого учителя. Организация процесса обучения на диалогической основе субъект-субъектного характера, при которой младшие школьники являются активными участниками учебной деятельности, демонстрирует высокую эффективность в достижении планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) в курсе начального общего образования. Использование интерактивных образовательных технологий предполагает подбор наиболее оптимальных условий и средств организации образовательного процесса, использование активных форм и методов обучения. Наиболее важным и широко используемым методом являются интерактивные упражнения. Автор статьи рассматривает интерактивное обучение как специальную форма организации познавательной деятельности, способ познания, реализуемый в форме совместной деятельности обучающихся. Кроме того, автором был выделен ряд основных интерактивного обучения (обучение самостоятельному поиску, анализу сведений и выработке правильного решения проблемы; формирование собственной точки зрения и её аргументирование; развитие умения выражать свою позицию по отношению к событиям и объектам действительности; обучение командному взаимодействию). В статье аргументирован образовательный потенциал интерактивных методов и форм обучения, доказана рациональность их использования на уроках в начальной школе, объяснена сущность понятия «интерактивное обучение» и определены его основные принципы, а также представлены преимущества использования интерактивных технологий при работе с младшими школьниками. Целью использования методов интерактивного обучения является реализация социального заказа общества - подготовка обучающегося, который будет способен к самостоятельному принятию решений, выражению и аргументации своей собственной точки зрения.

Ключевые слова: интерактивное обучение, младший школьный возраст, интерактивные технологии, формы и методы интерактивного обучения, начальное общее образование.

Annotation. The modern federal state educational standard of primary education involves the introduction of interactive educational technologies in the process of teaching younger students. For this reason, their implementation and application is an urgent task in the practical activities of any teacher. The organization of the learning process on a dialogic basis of a subject-subject nature, in which younger students are active participants in educational activities, demonstrates high efficiency in achieving the planned results (subject, meta-subject and personal) in the course of primary general education. The use of interactive research technologies involves the selection of the most optimal conditions and means of organizing the educational process, the use of active forms and teaching methods. The most important and widely used method is interactive exercises. The author of the article considers interactive learning as a special form of organization of cognitive activity, a way of cognition, realized in the form of joint activity of students. In addition, the author identified a number of basic interactive learning (learning to independently search, analyze information and develop the right solution to a problem; form one's own point of view and argue it; develop the ability to express one's position in relation to events and objects of reality; learning team interaction). The article argues the educational potential of interactive methods and forms of teaching, proves the rationality of their use in primary school lessons, explains the essence of the concept of "interactive learning" and defines its basic principles, as well as presents the advantages of using interactive technologies when working with younger students. The purpose of using interactive learning techniques is the implementation of the social order of society - the preparation of a student who will be able to independently make decisions, express and argue his own point of view.

Key words: interactive learning, primary school age, interactive technologies, forms and methods of interactive learning, primary general education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.