Научная статья на тему 'СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XI - НАЧАЛЕ XX ВВ'

СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XI - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРИМЕЧЕТСКИЕ ШКОЛЫ / ДАГЕСТАН / МАКТАБ / МЕДРЕСЕ / ИСЛАМСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маламагомедов Джамалудин Муртазалиевич

В статье рассмотрена проблема становления и развития конфессионального (исламского) образовательного кластера в Республике Дагестан в обозначенный период. Традиции и инновации религиозного образования и воспитания всегда были актуальными и востребованными в научно-педагогическом сообществе, особенную остроту приобретает данный вопрос в настоящее время, когда повсеместно отмечается возрождение института ислама и исламских учебных заведений, а также необходимость создания отечественной богословской школы. Цель исследования - выявление системы разноуровневого исламского образования в дагестанском обществе, осмысление факторов мотивации интереса к религиозным знаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ISLAMIC EDUCATION IN DAGESTAN XI-BEGINNING.XX CENTURY.

The article considers the problem of the formation and development of the confessional (Islamic) educational cluster in the Republic of Dagestan in the designated period. The traditions and innovations of religious education and upbringing have always been relevant and in demand in the scientific and pedagogical community, this issue is becoming especially acute at the present time, when the revival of the institute of Islam and Islamic educational institutions is everywhere, as well as the need to create a national theological school. The purpose of the study is to identify the system of multi-level Islamic education in the Dagestan society, to comprehend the factors motivating interest in religious knowledge.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XI - НАЧАЛЕ XX ВВ»

воспитательной системы образовательной организации. Внеурочная познавательная деятельность дает возможность обучающимся развивать свои способности, работать в режиме поиска. Познавательная деятельность - процесс отражения человеком окружающей деятельности, который строится не на приобретении знаний и умений, а на личном отношении к результатам своей деятельности. Успешность познавательной деятельности зависит от самостоятельности и заинтересованности обучающихся.

Выводы. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Познавательная деятельность направлена на формирование научного мышления, активизацию познавательного интереса, развитие творческого потенциала, расширение кругозора обучающихся, углубление знаний по предметам, развитие интеллекта с учетом интересов и способностей ребенка.

При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов. Внеурочная познавательная деятельность - это база для активизации процесса познания, развития интересов и склонностей. Внеурочная познавательная деятельность дает возможность обучающимся развивать свои способности, работать в режиме поиска.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Москва: Изд- во Империя, 1988. - 477 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Изд- во Академия, 2000. - 88 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - Москва: Изд- во Смысл, 2005. - 548 с.

4. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - №6. - С. 36-64.

5. Цветкова, Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности / Г.В. Цветкова. - Волгоград: Изд- во Учитель, 2020. - 138 с.

Педагогика

УДК 37.014.521:297

научный сотрудник Маламагомедов Джамалудин Муртазалиевич

Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН (г. Махачкала)

СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XI - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема становления и развития конфессионального (исламского) образовательного кластера в Республике Дагестан в обозначенный период. Традиции и инновации религиозного образования и воспитания всегда были актуальными и востребованными в научно-педагогическом сообществе, особенную остроту приобретает данный вопрос в настоящее время, когда повсеместно отмечается возрождение института ислама и исламских учебных заведений, а также необходимость создания отечественной богословской школы. Цель исследования - выявление системы разноуровневого исламского образования в дагестанском обществе, осмысление факторов мотивации интереса к религиозным знаниям.

Ключевые слова: исламское образование, религиозные знания, примечетские школы, Дагестан, мактаб, медресе, исламские институты.

Annotation. The article considers the problem of the formation and development of the confessional (Islamic) educational cluster in the Republic of Dagestan in the designated period. The traditions and innovations of religious education and upbringing have always been relevant and in demand in the scientific and pedagogical community, this issue is becoming especially acute at the present time, when the revival of the institute of Islam and Islamic educational institutions is everywhere, as well as the need to create a national theological school. The purpose of the study is to identify the system of multi-level Islamic education in the Dagestan society, to comprehend the factors motivating interest in religious knowledge.

Key words: Islamic education, religious knowledge, schools of note, Dagestan, maktab, madrasah, Islamic institutes.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 21-011-44245 «Исламский дискурс: теологическая мысль и коммуникация в русскоязычной оболочке»

Введение. Бесспорно, исследование вопросов религиозно-конфессиональной педагогики позволит выявить её место в структуре педагогической науки. Кроме того, оно может быть эффективным инструментом мониторинга с целью последующего регулирования соответствующего сегмента отечественной системы образования.

Сказанное в полной мере относится к такому полиэтничному и поликонфессиональному региону, как Республика Дагестан. Педагогами-исследователями на её территории неоднократно фиксировался факт взаимовлияния мусульманской и светской систем образования в ходе их поступательного развития [3; 5; 7; 13; 15].

Говоря о территории Дагестана, представляется возможным по имеющимся в нашем распоряжении источникам [10; 12; 14] проследить процесс развития системы мусульманского образования. На протяжении большей части своей истории последняя включала три уровня (табл. 1).

Таблица 1

Уровни традиционной системы мусульманского образования на территории РД

Уровень образования Типы образовательных организаций

Начальное Меткаб (примечетские школы)

Среднее профессиональное Медресе

Высшее Университет, институт, академия

Начавшийся с VII в. хиджры, процесс исламизации Дагестана, как отмечают ученые, завершился в XV веке. Вместе с исламом арабы привнесли в Дагестан арабскую культуру и письменность. В таких средневековых хрониках, как «История

Дербента и Ширвана», «Дербент намэ» или «Тарих Дагестан», нередко встречаются упоминания об осуществлявшемся в этот период переселении в Дербент арабов из различных регионов Халифата и последующей постройке здесь мечетей [1].

В силу охарактеризованных выше процессов, начиная с XI в., в крупных, а затем и в мелких населенных пунктах начали возникать центры по обучению исламу и арабской грамоте. Главной их задачей была подготовка представителей нового для региона сословия - мусульманского духовенства или «алимов». Позднее эта дефиниция стала обозначать членов мусульманского общества, владеющих развитой системой определённых знаний ('илм). В неё входило, прежде всего, уверенное знание истин Корана. Кроме того, эта система включала также познания из области коранических наук. К таковым относились: догматика; сира; фикх; сунна.

Обучение вышеперечисленному предполагало системный подход. Соответственно, не должно вызывать удивления формирование охарактеризованных выше уровней системы мусульманского образования.

При этом в смысле охвата аудитории наибольшего внимания заслуживают примечетские коранические школы (мактабы). В их образовательном пространстве обучающиеся, прежде всего, усваивали систему умений и навыков, связанных с механическим чтением (тилават) и выучиванием (хифз) текста Корана. Процесс этот мог быть организован в любом более или мене подходящем месте: доме учителя - мударриса, площади перед мечетью, на рынке. При этом главным центром получения знаний являлась мечеть. Здесь в специально предназначенной комнате, называвшейся худжра (араб. -«комната», «клетка») организовывались занятия по чтению Корана и изучению основ письменности. Закономерным в русле описанной тенденции выглядет вывод, сделанный известным российским исследователем Л.И. Лавровым. Последний утверждал, что большинство пятничных мечетей, возведённых в периоды Средних веков и Нового времени на территории Дагестана, являлись не только религиозными, но и образовательными центрами [5, С. 262].

Как и в других мусульманских регионах, учителями в образовательных центрах Дагестана первоначально являлись упоминавшиеся ранее арабы. Их основной задачей являлось обучение Корану. Так, в XI в. в пятничной мечети Баб аль-Абваба (Дербента - авт.) преподавали ашаритские богословы имам Абу аль-Хасан аль-Басри и имам Абу Абдаллах ал-Кудаиби [2, С. 263].

Изложение основного материала статьи. Система исламского образования базировалась на двух фигурах: учителя-мударриса и ученика-мутаалима.

В пространстве рассматриваемой системы к учителям предъявлялись определённые квалификационные требования. Главным из них являлся совершенный махрадж и таджвид, т.е. правильное чтение текста Корана нараспев.

Со своей стороны ученик мутаалим должен был направить основную активность на усвоение навыков и умений, связанных с чтением и заучиванием текста Корана наизусть, не обязательно при этом понимая его смысл. Другим важным требованием к представителям данной категории было беспрекословное подчинение и выполнение требований мударриса.

На ранних этапах развития системы мусульманского образования в регионе в относящихся к ней организациях не имела распространения практика фиксации факта присутствия или отсутствия обучающихся. С другой стороны, если отсутствие мутааллима носило регулярный характер, то такого учащегося мударрис мог исключить их числа своих учеников и отправить домой к родителям.

Отсутствовали в этот период развития мусульманского образования и некоторые формы контроля: зачёты, тесты. Неизвестны были и табели успеваемости. Экзамены проводились в форме дискуссии (бахс). Проходила она следующим образом: по завершении изучавшейся главы или книги мударрис совместно с другими коллегами организовывали для учеников испытание по пройденному материалу. Отметим, что подобная форма контроля действует также в современных исламских учебных заведениях.

Первоначально в системе исламского образования отсутствовало и такое понятие, как «учебный год».

Продолжительность обучения также не подвергалась жёсткой регламентации. Чаще всего она составляла три или четыре года. С другой стороны, неспособные могли учиться и свыше восьми лет. Для последнего, впрочем, были объективные основания. Одно из них - возрастной состав обучающихся. Обычно в школы принимались дети семи-восьми лет. В исключительных случаях могли принимать и с пяти. Нередки были и случаи, когда наряду с детьми азы исламской науки постигали и взрослые учащиеся.

Обычно учебные занятия проходили шесть дней в неделю, кроме пятницы. Объявление дополнительных выходных зависело от личного усмотрения мударриса. Обучение, как правило, начиналось поздней осенью или зимой. Это объяснимо, если учесть, что именно в данное время года члены семей, ведущих традиционный образ жизни, в основном свободны от сельскохозяйственных работ. Занятия начинались рано утром. Продолжались они около полутора часов.

Самые способные ученики могли продолжить обучение. Это было возможным в случае успешного завершения первого этапа и сдачи экзамена. Кроме того, для перехода на очередную ступень требовалась рекомендация мударриса.

К XIX в. стремление к овладению азами исламской учёности, по всей видимости, имело достаточно широкое распространение на территории Дагестана. Так, известный исследователь кавказских языков XIX в. П.К. Услар (1816-1875), отмечал обязательное присутствие даже в небольших населённых пунктах «одного-двух человек, которые учат детей читать и писать из-за куска хлеба», т.е. профессиональных учителей. При этом, по его данным, школы были «при каждой мечети» [12, С. 3]. Этот исследователь также отмечал, что дагестанцы нередко «учатся от 8-летнего возраста до достижения 30 и более лет, переходя из одного училища в другое» [12, С. 4].

В общих чертах известно, как мог происходить такой переход. Как правило мударрис сам предлагал наиболее способного из своих мутааллимов другому преподавателю. Такое продвижение учеников по ступеням образования являлось негласным признанием их способностей и готовности продолжить обучение. Постижение исламской науки в образовательных организациях более высоких порядков, чем примечетские школы, тем более могло служить подтверждением достаточных способностей и рвения учеников, если учесть, что, например, в медресе практиковалось исключение неспособных мутааллимов ещё на начальных этапах подготовки.

Продолжая разговор об истории системы мусульманского образования на территории республики Дагестан, отметим также что небезынтересной особенностью школ средней и особенно начальной ступени было непостоянство. Последнее, в свою очередь, было связано с рядом других организационных особенностей последних. Исключительное право на организацию и ликвидацию такого рода образовательных организаций принадлежало мударрисам. Соответственно, медрессе или мактаб появлялись там, где появлялся мударрис, и исчезали после того, как он умирал или покидал тот или иной населённый пункт.

На наш взгляд, и это уже отмечалось ранее, ключевым положительным моментом школ при мечетях как формы организации образовательного процесса была широта охвата аудитории. Они были доступны вне зависимости от социального статуса и положения учеников в обществе. Учились в этих образовательных центрах в основном мальчики. Обучение девочек первоначально не приветствовалось. Однако на рубеже XIX-XX вв. в Дагестане были открыты первые отдельные школы для девочек. Они разделялись на мусульманские, христианские и иудейские [6, С. 148-158]. Это вполне

соответствовало исламскому традиционному праву, ведь шариат не запрещает женщине-мусульманке получать образование и работать.

Представители состоятельных семей, как правило, обучались с персональным наставником - му'аддибом. Но и их в большинстве случаев учили преимущественно религиозным наукам. Такая форма обучения была обычной практикой не только для территории Дагестана, но и в целом для традиционного исламского общества. Давая такого рода частные уроки зарабатывал на жизнь, например, знаток классической арабской литературы XI-XII вв., учитель известного Дербентского учёного Абу Бакра аль-Дарбанди, Муса ибн аль-Фараджи аль-Муаддиб ал-Лаббад (1058-1145) [2, С. 277]. Применительно к территории РД подобные примеры частной педагогической практики зафиксированы архивными документами конца XIX в. [6, С. 148-158]. Занятия с му'аддибом могли проводиться не только в доме ученика, но и в гостиницах [15, С. 24].

Не только при занятиях с частными учителями, но также и в образовательных учреждениях практиковалась индивидуальная работа с каждым учеником. Мударрис подходил персонально к каждому мутаалиму, который рассказывал ему домашнее задание, а после, в случае если рассказ мутаалима был хорош, мударрис зачитывал ему новый урок. Дагестанский этнограф и просветитель второй половины XIX в. Абдулла Омаров, преподававший в школе при мечети, оставил описание практиковавшейся там методики обучения. Сначала каждый ученик вызывался индивидуально и должен был «прочесть вчерашний урок». Далее наставник читал новый урок, под конец заставляя ученика «прочесть то же самое». Этот материал служил также «уроком для следующего дня». Оставшуюся же часть учебного времени «ученики занимались сами» [10, С. 23]. В школах при мечети обучение начиналось с тренировки правильного произношения букв арабского алфавита. Следующая ступень - чтение сур Корана. Каждую суру или главу Корана перечитывали несколько раз, пока учащийся не начинал читать её совершенно свободно, хотя при этом мог, как уже говорилось, и не понимать содержания.

Теперь перейдём к разговору о высшей ступени исламского образования на территории Дагестана. В XI в. в селе Цахур было основано одно из первых отделений высшей мусульманской школы «ан-Низамийа». В своем труде «Асар аль-билад ва ахбар аль-'ибад» («Памятники стран и известия людей») арабский историк XIII в. Закария аль-Казвини (1203-1283) сообщает об этом примечательном факте [4, С. 39.]. Также, не указывая на время их основания, ал-Казвини сообщает о существовании еще нескольких образовательных организаций в средневековом Дербенте: «В городе... много башен, в каждой из которых есть мадраса для тех, кто живёт поблизости и хочет заниматься религиозными науками» [4, С. 42]. Как видим, в начале второго тысячелетия в крупных городах Дагестана уже существовали организации высшего и среднего специального исламского образования.

Со временем немаловажной с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи особенностью примечетских школ и медресе Дагестана стало появление элементов преподавания на родном языке. В рукописи сочинения персидского богослова XI-XII вв. Абу Хамида ал-Газали (1058-1111), обнаруженной в середине ХХ в. в селе Муги, на полях М.С. Саидов обнаружил записи переписчика, сделанные на даргинском языке. Анализ этих, достаточно объёмных, записей, а также других, сделанных на лакском языке, показал, что они являются переводами и комментариями к отдельным словам или предложениям основного текста рукописи [11, С. 135-147.]. Подобные примеры встречаются повсеместно. Возникновение таких помет было связано с попытками облегчить понимание изучавшихся текстов. Таким образом, начиная с XV-XVI вв., в примечетских школах Дагестана при изучении коранических и других текстов иногда использовались комментарии на местных языках. Именно для этого впоследствии была разработана система письма, в дальнейшем признанная как «аджам».

Отметим, что при этом на протяжении большей части своей истории школы при мечетях, а также медресе, были зачастую недостаточно хорошо оборудованы. Лишь в нескольких крупных населенных пунктах, таких, как Акуша, Кумух, Хунзах или Урада, фиксируется наличие медресе с хорошими помещениями, в той или иной степени оснащенных необходимым учебным инвентарем.

К неудовлетворительной материальной базе большинства организаций среднего, и особенно начального образования, со временем явно переставшей удовлетворять растущие потребности населения в постижении азов исламской учёности, к концу XIX в. добавился ещё один существенный фактор. Им стала острая нужда Российской империи в квалифицированных специалистах, необходимых интенсивно развивавшейся в этот период промышленности [5-6; 9]. Соответственно, не должен вызывать удивления тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. в системе мусульманского образования России, в т.ч. применительно к рассматриваемому региону, фиксируется появление некоторых новых направлений. Их возникновение говорит нам об интенсификации поиска путей дальнейшего её совершенствования. Делались, например, попытки введения в учебный процесс изучения общеобразовательных дисциплин, звукового метода обучения грамоте и классно-урочной системы. В этот период в учебных заведениях региона также начали более широко использовать школьное оборудование и новые для тех лет учебники.

Одним из первых организаторов т.н. «новометодной» формы обучения в интересующем нас регионе был известный дагестанский просветитель Абусуфьян Акаев (1872-1932). Последний полагал, что для дальнейшего эффективного развития образования в культурном пространстве данной территории необходимо внести дополнительно в перечень изучаемых дисциплин такие светские предметы, как история или математика. Показательным примером таких школ могут служить две открытых в г. Темир-Хан-Шуры. Одна из них, новометодная школа «Общества Просвещения туземцев мусульман Дагестанской области» начала работу 10 октября 1905 г. с разрешения наместника Кавказа графа И.И. Воронцова-Дашкова (1837-1917). Вместе с функционировавшим при нём общежитием данное учебное заведение содержалось на ежегодные взносы членов общества. Другими источниками финансирования были: частная благотворительность; плата приходящих учеников за обучение [3].

Ряд предметов в образовательном пространстве данной организации преподавались на русском языке, другие, - на родном (табл. 2).

Таблица 2

Предметы, преподававшиеся на русском и родном языках в школе «Общества Просвещения туземцев

мусульман Дагестанской области»

Язык Предметы

Русский Арифметика

Геометрия

История

География

Законоведение

Русский язык

Родной Арабский язык

Родной язык

Мусульманское вероучение

Начало распространения новометодных школ и их популярность свидетельствовали, с одной стороны, о достаточно высоких образовательных потребностях населения региона, с другой - о необходимости подготовки квалифицированных кадров для растущей промышленности РИ. Появление таких школ наглядно продемонстрировало существующие резервы внутренней перестройки традиционной арабо-мусульманской школы [3; 4; 7].

Вместе с тем увеличение числа новометодных школ не было показателем наличие неких коренных качественных изменений, произошедших в религиозном образовании. Большинство нововведений привносилось в образовательную практику не новыми подготовленными кадрами, а прежними представителями духовенства, занимавшимися религиозным обучением.

Таким образом, новометодные школы рассматриваемого периода представляли собой образовательные организации переходного типа от религиозного обучения к светскому. Часть школ при этом оставались чисто религиозными [5; 13]. В мае 1918 г. на территории республики была установлена Советская власть [3, С. 65]. Вскоре после этого во всех областях жизни, в т.ч., в культуре и образовании, началась политика секуляризации. На фоне сопротивления ей первоначально фиксируется определённое усиление авторитета и влияния лиц, занятых в системе мусульманского образования [5-6]. Это, в свою очередь, привело к соответствующей реакции со стороны новых властей. К 1930-м гг. система конфессионального образования в регионе была в основном свёрнута.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что по мере распространением ислама на территории современной Республики Дагестан и тесно связанного с этим процессом распространения культурного наследия начинает своё развитие система исламского образования.

При этом уже на ранних этапах её существования фиксируется существование преемственности религиозного образования.

В дальнейшем данная система была весьма востребована в регионе.

На рубеже XIX-XX вв. в неё также вошли элементы светского образования, в т.ч. на русском и родных языках народов региона.

В настоящий момент особенности развития общества и, в частности, образовательной системы, требует от нас пристального внимания к соответствующему опыту из истории республики в целях эффективной модернизации как светской, так и религиозной систем образования региона и всей страны.

Литература:

1. Абдуллаев, И.Х. Дербенд-наме на языках народов Дагестана (тексты и комментарии) / А.А. Исаев, Д.М. Маламагомедов, Г.М.-Р. Оразаев. - Махачкала: МавраевЪ, 2012. - 407 с.

2. Аликберов, А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.) / А.К. Аликберов. - Москва: Восточная литература РАН, 2003. - 847 с.

3. Аюбова, Ш.И. Роль новометодных школ в модернизации образования дагестана / Ш.И. Аюбова / Статья в открытом архиве Дагестанский государственный педагогический университет. - № 3. - 01.02.2013

4. Каймаразов, Г.Ш. Об установлении Советской власти в Дагестане и образовании Дагестанской АССР / Г.Ш. Каймаразов, Л.Г. Каймаразова // История, археологии и этнография Кавказа. - Т. 14. - № 4. - 2018. - С. 63-77.

5. Маламагомедов, Д.М. Система традиционного образования в примечетской школе Дагестана: история и современное состояние / Д.М. Маламагомедов, Р.О. Рамазанов // Caucasian Science Bridge. - 2021. - Т.4. - № 3(13). -С. 28-42.

6. Маламагомедов, Д.М. Конфессиональные школы конца XIX - начала XX в. в городах Дагестанской области / Д.М. Маламагомедов // Вопросы истории. - 2018. - №7. - С. 148-158.

7. Муртузалиев, С.И. Конфессиональное образование в Дагестане в общероссийском образовательном контексте: история и современность / С. И. Муртузалиев, П.Ф. Рагимова. - 2-е изд., доп., ил. - СПб.: Алетейя. - 2020. - С. 295

8. Муцалханов, М.С. Проблемы подготовки подрастающего поколения Дагестана к труду и самостоятельной жизни в творческом наследии Абусупияна Акаева / М.С. Муцалханов // История и география Дагестана: Труды преподавателей ДГПУ. - Махачкала: Лотос, 2002. - Вып. 4. - С. 49-57.

9. Назир, ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / ад-Дургели Назир. - Москва: Издательский дом Марджани, 2012. - 440 с.

10. Омаров, А. Воспоминания мутаалима / А. Омаров // Сборник сведений о кавказских горцах. - Вып. I. - Тифлис, 1868. - С. 1-9.

11. Саидов, М.-С. Дж. Из истории возникновения письменности у народов Дагестана / М.-С. Дж. Саидов // Языки Дагестана. - Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1976. - Вып. 3. - С. 121-133

12. Услар, П.К. Этнография Кавказа. Абхазский язык / П.К. Услар. - Тифлис: 1887. - 194 с.

13. Хабибуллина, Г.Ю. Педагогическая система образования в исламе / Г.Ю. Хабибулина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 3(43). - С. 31-35

14. Ал-Гимрави, Хасанилав. Аварская хроника времен Кавказской войны, 1827-1831 гг. / Хасанилав Ал-Гимрави. - М.: Паблит, 2020. - 465 с.

15. Makdisi, G. The rise of colleges: Institute ons or learning in Islam and the West / G. Makdisi. - Edinburgh: Edinburgh University Press,1981. - 378 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.