Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АФРИКЕ'

ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7698
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / ИСЛАМ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОРАНИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / AFRICA / ISLAM / PHILOSOPHY OF EDUCATION / THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION / HISTORICAL CONDITIONS / QURANIC SCHOOLS / METHODS OF EDUCATION / RELIGION EDUCATION / TRADITIONAL AFRICAN EDUCATION / INSTITUTIONALIZATION OF EDUCATION / CULTURAL CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохин Алексей Константинович

Предметом исследования в данной статье является эволюция образования в африканских странах в период их исламизации. Цель статьи направлена на выделение особенностей исламского образования, его методов и целей в сравнении с традиционным африканским образованием. История свидетельствуют о том, что проникновение ислама в Северную Африку, привело к полной исламизации и арабизации образования. Дальнейшее продвижение ислама в центральные и прибрежные регионы Юго-Восточной и Западной Африки способствовало слиянию традиционного африканского образования и исламской системы образования. Исламские учебные центры стали центрами притяжения для людей их разных регионов не только Африки, но и Азии и Европы. Методология исследования строится на обзоре работ арабо-африканских философов, демонстрирующих, как происходило распространение исламского образования. Использован историко-логический метод, а также методы сравнительного анализа и обобщения. В ходе исследования выявлено, что, во-первых, исламское образование консолидировало африканские общины с разными этническими, языковыми и религиозными традициями. Во-вторых, исламское образование сыграло определенную роль в протестном движении против колониализма. Научная новизна исследования состоит в раскрытии специфики взаимодействия исламского и традиционного африканского образования. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов специалистами для дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ISLAM TOWARD THE FORMATION OF EDUCATION AT AFRICA

The article discusses the process of creating school and university education in African countries during period of their Islamization. The purpose of the article is to highlight the main features of Islamic education, its methods and goals in comparison with traditional African education. History discovers that the penetration of Islam into North Africa led to the complete Islamization and Arabization of education. Further advancement of Islam toward the central and coastal regions of Southeast and West Africa contributed to the merger of traditional African education and the Islamic education system. Islamic research centers have become centers of attraction for people from different regions of not only Africa, but also Asia and Europe. The research methodology using by the author is based on review of the of Arab-African philosophers studies, demonstrating how the Islamic education was extension. The historical-logical method is used, as well as the methods of comparative analysis and generalization. The study revealed that, firstly, Islamic education consolidated African communities having very different ethnic, linguistic and religious traditions. Secondly, Islamic education played specific role in the protest movement against colonialism. The scientific novelty of this study consists in revealing of the Islamic and traditional African education interaction. The practical significance of the study lies in the possibility for the experts to use the results of this issue for further studies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АФРИКЕ»

УДК 37.012.1

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0008

ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АФРИКЕ

© 2020

Author ID 3195576, SPIN 1465-3623,

ORCID 0000-0001-6420-3040

Ерохин Алексей Константинович, кандидат философских наук, доцент, кафедра экономики, управления и информационных технологий Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артеме (692760, Россия, Артем, ул. Кооперативная, д. 6, e-mail: alker@list.ru)

Аннотация. Предметом исследования в данной статье является эволюция образования в африканских странах в период их исламизации. Цель статьи направлена на выделение особенностей исламского образования, его методов и целей в сравнении с традиционным африканским образованием. История свидетельствуют о том, что проникновение ислама в Северную Африку, привело к полной исламизации и арабизации образования. Дальнейшее продвижение ислама в центральные и прибрежные регионы Юго-Восточной и Западной Африки способствовало слиянию традиционного африканского образования и исламской системы образования. Исламские учебные центры стали центрами притяжения для людей их разных регионов не только Африки, но и Азии и Европы. Методология исследования строится на обзоре работ арабо-африканских философов, демонстрирующих, как происходило распространение исламского образования. Использован историко-логический метод, а также методы сравнительного анализа и обобщения. В ходе исследования выявлено, что, во-первых, исламское образование консолидировало африканские общины с разными этническими, языковыми и религиозными традициями. Во-вторых, исламское образование сыграло определенную роль в протестном движении против колониализма. Научная новизна исследования состоит в раскрытии специфики взаимодействия исламского и традиционного африканского образования. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов специалистами для дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: Африка, ислам, философия образования, теория и практика образования, исторические условия, коранические школы, религиозное образование, традиционное африканское образование, методы образования, институциализация образования, культурные противоречия.

INFLUENCE OF ISLAM TOWARD THE FORMATION OF EDUCATION AT AFRICA

© 2020

Erokhin Alexey Konstantinovich, PhD in Philosophy, Associate Professor Department of Economics, Management and Information Technology Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Artyom (692760, Russia, Artyom, Kooperativnaya St., 6, e-mail: alker@list.ru)

Abstract. The article discusses the process of creating school and university education in African countries during period of their Islamization. The purpose of the article is to highlight the main features of Islamic education, its methods and goals in comparison with traditional African education. History discovers that the penetration of Islam into North Africa led to the complete Islamization and Arabization of education. Further advancement of Islam toward the central and coastal regions of Southeast and West Africa contributed to the merger of traditional African education and the Islamic education system. Islamic research centers have become centers of attraction for people from different regions of not only Africa, but also Asia and Europe. The research methodology using by the author is based on review of the of Arab-African philosophers studies, demonstrating how the Islamic education was extension. The historical-logical method is used, as well as the methods of comparative analysis and generalization. The study revealed that, firstly, Islamic education consolidated African communities having very different ethnic, linguistic and religious traditions. Secondly, Islamic education played specific role in the protest movement against colonialism. The scientific novelty of this study consists in revealing of the Islamic and traditional African education interaction. The practical significance of the study lies in the possibility for the experts to use the results of this issue for further studies.

Keywords: Africa, Islam, philosophy of education, theory and practice of education, historical conditions, Quranic schools, methods of education, religion education, traditional African education, institutionalization of education, cultural contradictions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. История африканского образования, в отличие от истории европейского или ближневосточного образования, стала объектом постоянного внимания исследователей только во второй половине ХХ века. Широкое национально-освободительное движение африканских стран вызвало к жизни и внимание к системам образования, которые служили бы интересам новых самостоятельных государств.

На протяжении многих веков европейцы поддерживали связи с государствами северной Африки, такими как Египет, Тунис, Эфиопия, где уровень образования и науки был равен, а в эпоху Средневековья и выше европейского. Южная часть Африки, отделенная от Севера пустынями, длительное время была недоступна европейцам и, поэтому, как отмечают исследователи «развивалась изолированно и совершенно иным путем, чем север континента» [1, с. 155]. Первые торговцы, мореходы оставляли отрывочные и порою недостоверные сведения о жизни племен, населявших районы Южной Африки. а редкие путешественники и исследователи аф-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

риканского континента, проникшие в регион в XVII, на основе антропологических и этнографических наблюдений и записей устных преданий, сделали вывод об отсутствии письменности, а, следовательно, и образования у народов, населявших территорию суб-Сахары.

Скудные сведения о жизни и культуре отделенных регионов Африки дали основание многим европейским мыслителям заявлять об «отсталости» африканцев, чья история не соответствовала истории технического прогресса и рационализированного образования, построенного на абстрактно-логических схемах. В частности, замечает российский историк А.Б. Давидсон, западные просветители были уверены в том, что европейским миссионерам и колонизаторам принадлежит заслуга приобщения африканцев к единому ходу мировой истории через создание европейской системы образования на подконтрольных территориях [2, с. 12-13].

С этой точкой зрения категорически не согласны сами африканцы, которое усматривают в подобных оценках истории Африки политическую и экономическую подоплеку. Особенно резко по этому поводу высказываются

Erokhin Alexey Konstantinovich INFLUENCE OF ISLAM TOWARD ..

сторонники движения «африканский Ренессанс». В речи на конференции «Африканский ренессанс» (Йоханнесбург, 1998) южноафриканский политический лидер Табо М. Мбеки провозгласил: «Обновление Африки требует, чтобы ее интеллигенция погрузилась в титаническую и всестороннюю борьбу за искоренение нищеты, невежества, болезней и отсталости, вдохновленная тем фактом, что африканцы Египта в некоторых случаях опережали европейцев на две тысячи лет в освоении таких предметов, как геометрия, тригонометрия, алгебра и химия. Чтобы увековечить свое имперское господство над народами Африки, колонизаторы стремились поработить африканский разум и уничтожить африканскую душу. Они стремились заставить нас признать, что как африканцы мы не внесли никакого вклада в человечество... В конце концов, они хотели, чтобы мы презирали себя, убедить

в том, что, мы.....неспособны к оригинальной мысли.

Начало нашего возрождения как континента должно быть нашим собственным повторным открытием нашей души, доступной в великих произведениях творчества, представленных пирамидами и сфинксами Египта, каменными зданиями Аксума и руинами Карфагена в Зимбабве, наскальными рисунками Сан, бенинской бронзой и африканскими масками, резными фигурками Маконде и каменными скульптурами Шона.» [3].

Поиск ответа на вопрос является ли африканское образование самостоятельным продуктом исторического опыта африканцев, или же оно было привнесено на африканский континент, стал одной из ключевых проблем в теории и практике стратегического развития стран Южной Африки и предметом научных дискуссий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы. Мусульманские страны имеют богатую историю интеллектуальных традиций и образовательных учреждений, которые развивались на протяжении 1400 лет. Академические и аналитические исторические исследования мусульманских традиций и институтов образования обращены как к поиску их природы, так и к истории распространения ислама и его воздействия на традиции образования в странах, попавших в зоны его влияния. Авторы из США, Европы и Африки оценивают классическое исламское образование в Африке от колониальных времен до наших дней. Одна из последних работ, посвященных возникновению, развитию, а также регрессии и упадку образовательных традиций и институтов в мусульманских и исламизированных странах принадлежит Я. Байза. Он доказывает, что как и любая интеллектуальная традиция, образование в исламе подвержено изменениям. Он рассматривает историю мусульманских традиций и формирование институтов образования в классический период, их развитие на протяжении истории и состояние в настоящее время [4].

Помимо истории и природы знания исследователи обсуждают также и такие вопросы как изменения в педагогических методах - от игр как неформального обучения до жесткой дисциплины в классе, от простого обучения грамоте до приобретения профессиональных навыков и умения проводить научный анализ [6-9]. Изучаются различия между миссионерскими школами и кораническими школами; изменения в классической исламской учебной программе; модернизация педагогических стилей и инструментов; гибридные формы религиозного и светского образования; допуск женщин в коранические школы; меняющееся представление о том, что значит быть образованным человеком в Африке [6; 10; 11; 12; 13; 14].

Но пожалуй самый важный вопрос для исследований - цели мусульманского образования, которые, исходя из классической трактовки Корана, четко сформулировал Саджад Саед: это «образование, которое воспитывает восприимчивость людей таким образом, чтобы их отношение к жизни, их действия, решения и подход ко всем видам знаний руководствовались духовными и глубоко

ощущаемыми этическими ценностями ислама» [15, р. 1].

Однако в африканском научном и политическом сообществе далеко не все согласны с такой трактовкой целей ислама и мусульманского образования. Нельзя забывать, что как и европейские колонизаторы, арабские завоеватели и торговцы пришли в Африку далеко не с мирными целями и ислам был прикрытием для политических и экономических интересов пришельцев. Именно в этом поле ведутся дискуссии африканских философов, политиков, преподавателей, стремящихся определить степень влияния мусульманского образования особенно его политики в условиях противоречий в современной Африке, которые и будут представлен в данной статье.

Методология исследования. Цель настоящего исследования - представить эволюцию африканского образования под влиянием ислама и выявить образовательный потенциал сложившейся модели образования. Для понимания влияния ислама на африканское традиционное образование необходимо определить его философ-ско-теологические фундаментальные основы трактовки знания и понять, почему исламская модель образования приобретает популярность в африканском обществе. Методология исследования включает текстологический анализ некоторых сур Корана и комментарии к нему современных африканских авторов. Методология поддерживается методами историко-логического и сравнительного анализа, систематизации и обобщения.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов.

Нигерийские исследователи С. Казим и К. Балогун отмечают, что мусульманское образование в Африке столь же старо, как и появление религии ислама на континенте [16]. Учитывая, что исторически ислам был привнесен первоначально в Северную и Северо-Восточную Африку между УП-Х вв. арабскими завоевателями, можно согласиться с суждением авторов. Согласно арабской устной традиции, ислам впервые пришел в Африку с беженцами-мусульманами, спасающимися от преследований на арабском полуострове. За этим последовало военное вторжение, примерно через семь лет после смерти пророка Мухаммеда в 639 году под командованием мусульманского арабского генерала Амр ибн аль-Аси. Новая религия быстро распространилась на запад от Александрии в Северную Африку (Магриб), захватив ведущие позиции в образовании в Египте, Нубии и Эфиопии. Одним из результатов арабского вторжения стало создание разветвленной системы мусульманского образования. Это была первая система образования, созданная на территории африканских стран некоренными народами на основе сочетания образования с религиозной практикой. Более того, некоторые авторы рассматривают образовательный аспект ислама как форму религиозного культа, которая делает практику религии завершенной [17]. Как отмечает М. Бидмос, «...образование человека основывается на цели творения, оно поддерживает назначение, которое Бог определил для человека ... и если главное назначение человека - служить Богу, то его подготовка, то есть образование, должно учитывать как службу, так и служение человека Богу» [18, р. 22]. Воспитание праведного человека с хорошим характером, который поклоняется Аллаху-творцу и действует в соответствии с требованиями шариата, осуществляется одновременно с воспитанием исламских учителей, которые обязаны распространять религию и ее ценности [18, р. 166-167].

Важно подчеркнуть, что мусульманское образование существенно отличается от других типов образовательной теории и практики, в значительной степени из-за всеобъемлющего влияния Корана, появление которого в VII в. можно назвать настоящей культурной революцией в арабском мире. Он служит как для личности, так и для общества основным источником знаний во всех сферах жизнедеятельности. Арабское общество имело богатую устную традицию, но Коран считался словом Божьим, и

32

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

с ним нужно было органически взаимодействовать посредством чтения и повторения его слов. Следовательно, чтение и письмо с целью получения полного благословения Аллаха, было стремлением для большинства мусульман. Можно сказать, что образование в исламе однозначно происходит от симбиотических отношений с религиозным обучением, которое велось через сеть учебных заведений, состоявших из начальных школ (куттабы), средних (медресе) и высших (мусульманские университеты).

Любовь к знаниям, без которых немыслимо развитие интеллекта, мыслится в исламе как одно из лучших человеческих качеств. Исследователи ислама насчитывает в Коране более 800 ссылок, указывающих на избранность тех, кто обладает знаниями ('Им) [5, р. 119]. Например, «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, степенями» (58:11), «Господь, приумножь мои знания» (20:114), «Бойтесь Аллаха - Аллах обучает вас» (2:282).

К середине IX в. знания были разделены на три категории: исламские науки, философские и естественные науки (греческие знания) и литературное искусство. Исламские науки, в которых особое внимание уделялось изучению Корана (исламского священного писания) и хадисов (изречений и традиций Пророка Мухаммеда) и их интерпретации ведущими учеными и богословами, были оценены наиболее высоко, но греческая ученость считалась одинаково важной, хотя и менее добродетельной.

Наставляя и призывая двигаться по пути к знаниям, Коран, одновременно, не только посылает последователям ислама мощный импульс к интеллектуальному развитию. В Коране большое значение придается образованию как важному каналу, через который можно создать универсальный и сплоченный социальный порядок.

Но данное суждение о целях образования в исламских учебных заведениях слишком узко. Образование не ограничивалось только толкованием Корана. Многие североафриканские города эпохи Средневековья были известны как культурные центры с библиотеками, университетами, где процветали естественные науки, медицина, право. К таковым, например, относились университет в Кайруане, располагавшийся на территории современного Туниса, университет Каруин в Фесе (Марокко), университет аль-Азхар в Каире, Школа Священного Писания (Эфиопия). Эти школы стали культурными и академическими центрами, куда стекались путешественники со всего мира для получения знаний и обучения. В коранических школах, как следует из исторических источников, последовательно, по мере взрослении учеников, изучали арифметику, арабский язык, Коран, поэзию, логику, риторику, алгебру, теологию и т. д. [19; 20; 21]. Задолго до контакта с внешними культурами африканцы разработали инструменты понимания и образования.

Создание подобных научных центров способствовало появлению первых трудов арабских ученых по педагогике. Широкую известность получила «Книга образования учителей» имама Мухаммеда ибн Сахнуна, жившего в Тунисе в IX в. Этот трактат - гимн педагогике, учителям и ценности образования. Первых арабских педагогов интересовала также организация школьного обучения, о чем свидетельствует труд Ибн аль-Кабиси, созданный им на рубеже Х-Х1 вв. Частично отражение исламского образования в Африке встречается в книгах арабского ученого и педагога XIV в. Ибн Хальдуна, некоторое время проживавшего в Египте.

Общий философский пафос древних арабских трактатов по педагогике и организации образования, пишет Е.С. Кананыкина, заключается в идее общественной обусловленности и предназначении воспитания. «Высшая цель образования и воспитания определяется в трактатах в соответствии с учением ислама: счастье в этом мире благодаря праведной жизни и как вознаграждение

за нее вечное блаженство в следующем» [22]. Но при этом педагоги указывают на вполне осознанный путь к достижению цели - индивидуальные старания ученика и тренировка ума. Для этого предлагались правильные методы обучения: развитие способности мыслить, постепенный переход в преподавании от простых тем к сложным, погружение в процесс образования через познание законов мироздания. «Прочное знание и овладение той или иной наукой, - писал Ибн Хальдун, - достигается только с приобретением способности охватить начала и законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с началами. Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли» [21, с. 516].

По мере укрепления ислама, его влияние распространяется через арабских торговцев на юг Африки и к XV-XVI вв. достигло Тропической Африки. Наряду с кораническими школами в данном регионе создавались и высшие учебные заведения, такие как университеты Томбукту и Дженне на территории современного Мали. Как и на севере Африки, университеты были центрами науки и образования. В них, наряду с арабской теологией студентов обучали музыке, истории, географии, литературе, математике, астрономии, математике, юриспруденции. В библиотеке университета Томбукту было собрано большое количество арабских рукописей.

Распространение ислама шло, в основном, мирно и везде, где имелись торговые связи с более широким мусульманским миром южного Средиземноморья, Персидского залива и Аравийского моря. Нельзя сказать, что новую религию везде принимали с энтузиазмом, но, тем не менее, она прочно укоренялась в африканской среде. Ее успех многие исследователи относят за счет близости семейных и религиозно-правовых норм ислама традиционному быту африканских народов и потому эти нормы легко усваивались. Как отмечает С. Сайед, ислам не поддерживал чистоту своего происхождения и очень часто легко сосуществовал наряду с традиционными методами и ритуалами африканского общества. В духе африканских традиций образование в исламе сопрягалось с формированием восприятия мира людьми таким образом, «чтобы в их отношении к жизни, их действиях, решениях и подходах ко всем видам знаний они руководствовались духовными и глубоко ощущаемыми этическими ценностями...» [15, р.1]. Как и традиционное африканское образование, исламский тип образования готовит человека к целостной жизни без разделения на земную временную жизнь, которая заканчивается смертью, и вечную жизнь, которая начинается после смерти. Это средство тренировки тела, ума и души посредством передачи знания всех видов. Образование в исламе - это не просто приобретение интеллектуальных знаний, это средство формировать природу и характер человека, чтобы они могли коллективно представлять исламские ценности. Другими словами, образование -это «процесс, посредством которого люди обучались и коллективно подготавливались к исполнению приказов своего Создателя в этой жизни (дунья) и к вознаграждению в жизни после смерти (ахират)» [23, р. 9]. Данная иерархия вполне соответствовала представлениям африканцев об устройстве мира и позволяла им, как пишет Н.И. Кирей, сочетать «веру в единого бога с поклонением местным божествам и духам, которые включались в разряд подчиненных Аллаху» [24, с. 41].

Но была и еще одна причина укоренения ислама на африканском континенте. На нее указывает Н.И.Кирей: «христианство для многих африканцев ассоциировалось с белыми захватчиками, с угнетением и рабством. Ислам же давал определенный выход чувствам протеста, призывая к богоугодной войне с неверными, под которыми стали подразумевать колонизаторов. Все это способствовало широкому распространению ислама на Африканском континенте» [25, с. 41-42].

Ислам принес и другие идеи, особенно те, что каса-

Erokhin Alexey Konstantinovich pedagogical

INFLUENCE OF ISLAM TOWARD ... sciences

лись управления, права, архитектуры и многих других аспектов повседневной жизни. Учитывая вышесказанное, становится понятно, почему так много африканских правителей и элит были готовы принять иностранную религию, когда она принесла определенные преимущества в управлении и накоплении богатства.

К югу от Сахары арабо-исламское образование появилось в XI веке одновременно с распространением ислама. Оно было инициировано арабско-берберскими купцами в Западной Африке и впоследствии распространялось религиозными братствами. Дальнейшее продвижение ислама в центральные и прибрежные регионы Юго-Восточной и Западной Африки способствовало слиянию традиционного африканского образования и исламской системы образования, в результате чего возник новый синтез персоарабского языка и языков банту.

К середине XVII в. исламизация образования на юге Африки усилилась, в связи с переселением в южные регионы политических ссыльных и рабов из Ост-Индии, где ислам был очень силен. Длительное время особого влияния в южной Африке ислам не имел. По некоторым оценкам к концу ХХ в. только 4% населения Южной Африки составляли мусульмане, тогда как в Северной Африке 94% населения являлись мусульманами [25, с. 30-31]. Однако, начиная с 90-х гг. ХХ в. мусульманская община в южных, западных и восточных регионах Африки переживает бурный рост за счет притока эмигрантов из Центральной и Западной Африки, которые привнесли с собой «африканизированный ислам». С увеличением численности чернокожих мусульман связано расширение сети учебных заведений (начальных и средних школ, колледжей и институтов), образование в которых ведется в соответствии с мусульманской моделью. В Восточной Африке можно найти несколько более совершенных или развитых учреждений исламского образования; в качестве примеров можно привести дира-сы в Танзании, коранические школы в Уганде, Кении, Сомали и т.д. Практические не найти ни одной страны в Африке, где не было бы мусульманских учреждений образования. Современное исламское образование, существующее в государственных школах, сохраняет набор коранических дисциплин; в частных школах большое внимание уделяется естественным и гуманитарным наукам: медицине, технике, математике, юриспруденции, т. д. По окончании школы способные выпускники имеют возможность поступить в теологические университеты.

В то же время растет число детей, не посещающих официальные школы, а получающих неформальное мусульманское образование. Приобщение к исламской системе образования происходит через коранические школы, которые считаются и поныне учреждениями неформального дополнительного или пролонгированного образования. Обследования домашних хозяйств некоторых странах дают представление о проценте детей младшего школьного возраста, которые посещают такие школы: он низкий в Кот-д'Ивуаре (1,5%) и Нигерии (3,5%), но выше в Чаде (6,8%), Коморские Острова (15,4%), Мавритания (23,1%) и Сомали (33,5%). Небольшая доля детей получает официальное арабо-исламское образование: 0,4% в Мавритании, 0,46% в Нигерии, 1,7% в Кот-д'Ивуаре, 1,8% в Буркина-Фасо, 3,4% в Сенегале (франко-арабские школы), но около 10,9% в Гамбии. Таким образом, учащиеся неформального арабо-исламского образования составляют более половины детей, которые считаются «не посещающими школу» в таких странах, как Мавритания, Коморские Острова и Сомали [26]. Эти учреждения поддерживаются, продолжают функционировать и расширяться благодаря помощи сообщества и родителей.

Как считает А. Воеводский, «одним из главных стимулов к росту мусульманских школ является стремление родителей оградить своих детей от таких проблем, как употребление наркотиков, падение морали среди молодежи, эпидемия ВИЧ и СПИД, рост преступности, 34

и т.д. По представлению мусульман только обособление их детей в рамках мусульманских школ может обеспечить сохранение и поддержание в будущем исламских традиций и норм общественной и семейной жизни» [27, с. 144]. В целом вывод соответствует сложившимся целям мусульманского образования. Но многие исследователи в ЮАР, Нигерии, Камеруне убеждены, что усиление поддержки исламского образования вызвано стремлением родителей остаться в стороне от участия в модернизационных процессах в этих странах, включая и африканизацию образования [28; 29].

Со своей стороны правительства многих государств понимают, что коранические школы играют позитивную роль на этапе обучения детей младшего возраста, но тормозят модернизацию стран. Чтобы конкурировать с кораническими школами и привлекать мусульманских студентов к светскому образованию, необходимому для создания местной технической и политической элиты, колониальные администрации создали официальные медресе для обучения компетентных арабоязычных государственных служащих. С 1940-х годов постепенно образовался арабо-исламский образовательный рынок, на котором предприниматели и плныне поддерживают финансирование образование в Магрибе и на Ближнем Востоке.

Возникает противостояние государственной политики и образования, связанного с исламом. Сторонники коранического образования отрицательно настроены к такой политической стратегии. «Национальная политика в области образования, допускает изучение ислама в качестве основного предмета на начальном и младшем уровне среднего образования; однако разрешает его как факультатив в старшей школе и высших уровнях образования. Учителя не видят себя в потоке образования, это влияет на их моральное состояние, а также на их отношение к работе. Ученики, с другой стороны, считают, что предмет не имеет отношения к их образованию; многие из них отбрасывают его, когда попадают в старшие классы средней школы. Правительству следует пересмотреть эту позицию, чтобы сделать изучение ислама основным предметом в старших классах средней школы и обязательным условием для всех мусульманских студентов на всех уровнях высшего образования» [6, р.50].

Приведенные выше соображения делают необходимым подчеркнуть, что влияние мусульманского образования в Африке - явление многофакторное. Объяснить его только одной причиной - значит оставить без внимания духовную близость местных африканских традиций и ислама. Во-первых, мусульманское образование, имеющее в свое основе знание ислама, оказалось лояльным и очень гибким в принятии местных африканских традиций. Как для ислама, так и для местных религий, переплетенных с практикой повседневной жизни, приобретение знаний является не целью, а средством стимулирования более высокого морального и духовного сознания, ведущего к моральному поведению. Близость мировоззренческих позиций способствовала практически безболезненному укоренению и адаптации мусульманского образования на африканской почве. Во-вторых, путем создания коранических школ часть населения приобщалась к образованию, что в условиях изолированности африканцев от внешнего мира служило связующим звеном с другими цивилизациями. В-третьих, мусульманское образование с помощью ислама сохраняет традиции, подчеркивает представление о жизни, в которой настоящее находится в постоянном и активном взаимодействии с прошлым с целью построения будущего.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ислам имеет давние и богатые интеллектуальные традиции, к числу которых относится и образование. Но стоит отметить, что распространение ислама в разных уголках мира было гораздо большим, чем распространение и принятие религиозных идей. Как резюмирует Общая история Африки Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

ЮНЕСКО, в отличие от многих других конфессий: «Ислам - это не только религия: это всеобъемлющий образ жизни, который обслуживает все сферы человеческого существования. Ислам обеспечивает руководство для всех аспектов жизни - индивидуального и социального, материального и морального, экономического и политического, правового и культурного, национального и международного» [30, р.20]. С этой точки зрения можно рассматривать мусульманское образование в Западной, Южной и Восточной Африке как результат совместного взаимодействия африканского и арабского населения требующее дальнейшего поиска древних моделей совершенства, которые могут иметь актуальное значение для соврменности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иракозе О., Ниенгабо Ж.-Ж. Синдайигайя К. Лапшина О.Г. Братство народов Африки //Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2018. № 1. С. 154-159.

2. Давидсон А.Б., Балезин А. В., Воеводский А. С. Проблемы изучения африканской исторической науки //Африка: история и историки. А. Б. Давидсон (отв. ред.) и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С.5-45.

3. Mbeki Thabo. The African Renaissance Statement of Deputy President. SABC, Gallagher Estate, 13 August 1998. http://www.anc.org. za/ancdocs/history/mbeki/1998/tm0813.htm

4. Baiza Yahia. Islamic Education and Development of Educational Traditions and Institutions. In: Handbook of Islamic Education, Publisher: Springer, 2018. pp.77-97.

5. Javed Sarah, Javed Salma, Khan Arfa. Effect of Education on Quality of Life and Well-Being. In: The International Journal of Indian Psychology. 2016. Vol. 3, Issue 4, No. 58, p. 119-128.

6. Taofiki Ajani Salako, Abu Bakar Bhasah & Mohd Sidek Harison. An Assessment Of The Concept, Content And Methodologies For Teaching Islamic Studies In Ogun State, Nigeria Between (1995 — 2013). In: International Journal of Humanities and Social Science Invention. Volume 2 Issue 4 I April. 2013, p.45-52.

7. Khalid S. Karatun Allo. The Islamic System of Elementary Education in Hausaland, Gamji 22 January 2016 http://gamji.com/ article6000/news6032.htm

8. Mohamed Y. Islamization of Knowledge: A critique. In: American Journal of Islamic Social Sciences. 1994, No. 11 (2), p. 282-294.

9. Islamic Education in Africa: Writing Boards and Blackboard. Ed. by Robert Launay. Indiana University Press, 2016. 336 p.

10. Adeyemi Kamil Adeleke. The Trend of Arabic and Islamic Education in Nigeria: Progress and Prospects. In: Open Journal of Modern Linguistics January 2016, No 06(03), p.197-201.

11. Moore Leslie C. Learning by Heart in Qur'anic and Public Schools in Northern Cameroon. In: Social Analysis: The International Journal of Anthropology. Vol. 50, No. 3 (Winter 2006), pp. 109-126.

12. Waghid Y. Conceptions of Islamic Education: Pedagogical Framings. New York: Peter Lang, 2011.

13. Waghid Y. Islamic Education and Educational Technology: the Quest for Democratic Engagement. In: Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Publisher: Springer, Editors: M.A. Peters,2017, p.1175-1181.

14. Islamic Education in Africa: Writing Boards and Blackboards Paperback. by Robert Launay (Editor). Indiana University Press, 2016. 326р.

15. Syed Sajjad, Crisis in Muslim Education. Jeddah: King Abdul Aziz University, 1979. 113 p.

16. Kazeem S.A. & Balogun, K Y. Problems Facing Islamic Education: Evidence from Nigeria. In: Journal of Educational and Social Research, 2013, Nov, Vol. 3, No. 9, p. 165-174.

17. Moumouni Abdou. Education in Africa. New York : F.A. Praeger,1968. 319 p.

18. Bidmos M.A. Islamic Education in Nigeria — Its Philosophy and Research Methods. Lagos: Panaf Publishing, 2004. 187 p.

19. Parker J. & Rathbone R.African History: a Very Short Introduction. New York: Oxford University Press, 2007. 144 p.

20. Nichodemus Yongho N. The Nature of an African Philosophy of Education. Philosophy Pathways. Issue 212 — 31st May 2017, pp. 1-13. http://www.philosophypathways.com/newsletter/

21. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. 576 с.

22. Кананыкина Е.С. Политико-идеологические тенденции в развитии института образования // Современное образование. 2012. № 2. С. 10-71. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=447

23. Syed Ali Ashraf. First World Conference on Muslim Education: A Review. Slough, Berks: Muslim Institute for Research and Planning, 1977, р. 9.

24. Кирей Н.И. Территориальное распространение ислама в Азии и Африке //Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №. 2. С. 41-45.

25. Кирей Н.И., Смертин Ю.Г. Ислам в странах Азии и Африки: политика, экономика, культура. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007. 264 с.

26. d'Aiglepierre Rohen, Hugo Clothilde, Dia Hamidou. Arab-Islamic Education in Sub-Saharan Africa: going Beyond Clichés to Build

the Future https://theconversation.com/arab-islamic-education-in-sub-sa-haran-africa-going-beyond-cliches-to-build-the-future-93442

27. Воеводский А. Ислам в жизни ЮАР (1994-2007) // Азия и Африка сегодня». 2009. № 3. С. 138-146.

28. Vuyisile Msila. Africanisation of Education and the Search for Relevance and Context. In: Educational Research and Review, June 2009. Vol. 4 (6), pp. 310-315.

29. Van Heerden E. Cultural Diversity and Schooling / E.M. Lemmer & D.C. Badenhorst. (Eds). Introduction to Education for South African Teachers. Kenwyn: Juta. 1997, p. 187-215.

30. UNESCO General History of Africa, Vol. III, Abridged Edition: Africa from the Seventh to the Eleventh Century. University of California Press, 1992. 416p.

Статья поступила в редакцию 16.06.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.