Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧИ / НЕУСПЕШНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Гульсум Рафаэловна

Компетентные люди способны решать сложные задачи в изменяющихся условиях. Они обладают компетенциями и компетентностями: имеют знания и способности, используют их для выполнения определенных задач. Успешность в решении поставленных задач зависит от владения ключевыми компетенциями. Для школьников учебная неуспешность связана с недостаточным уровнем владения ключевыми компетенциями. Цель исследования - раскрытие особенностей формирования ключевых компетенций, необходимых для преодоления учебной неуспешности школьников. К данным компетенциям отнесены предметные, метапредметные и личностные. В процессе изучения учебного предмета школьники достигают определенные результаты, называемые предметными компетенциями. Уровень достижения данных результатов проверяется в ходе выполнения всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Метапредметные результаты обучения привязаны к разным учебным предметам. Метапредметные компетенции реализуются учащимися в учебной и внеучебной деятельности, применяются на практике. Личностные компетенции представляют собой свойство личности, обеспечивающее успешное решение задач личностного развития. Развитие личностной компетенции школьника происходит в двух направлениях: социализация и индивидуализация. Работа над личностной компетенцией позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал школьников. Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций школьников как ключевых свидетельствует о достижении ими результатов, которые позволяют им преуспевать в учебной и внеучебной деятельности. Педагогическому составу школы необходимо организовать образовательный процесс с учетом воспитания всесторонне развитой личности. Педагогам следует усилить работу по формированию личностных компетенций школьников, которые позволят повысить уровень их учебной успешности, влияя тем самым на предметные и метапредметные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Гульсум Рафаэловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCES TO OVERCOME EDUCATIONAL FAILURE OF SCHOOLCHILDREN

Competent people are able to address challenges in changing conditions. They possess competences and competencies: they have knowledge and abilities, use them to perform specific tasks. Success in performing these tasks depends on possessing key competences. School students’ academic failure is connected to a low level of key competences. The research aims to reveal peculiarities of developing key competences that allow school students to overcome academic failure. The key competences are subject, metasubject, and personal ones. School students attain learning outcomes when doing a subject; they are called subject competences. The level of the outcomes is assessed during national final tests, the basic state examination, and universal state examination. Metasubject learning outcomes are characteristic of different subjects. School students use metasubject competences in class and extracurricular activities, and in the real world. Personal competences are characterized as a person’s identity that contributes to the success at performing tasks of personal development. There are two ways of developing a school student’s personal competence: social engagement and individualization. Mastering a personal competence reveals a school student’s intellectual potential. Development of school students’ subject, metasubject, and personal competences as key ones results in attaining learning outcomes to succeed in class and extracurricular activities. The school staff should organize a learning process to raise a many-sided person. The staff should strengthen their efforts to develop personal competences in school students, which raise the level of their academic success and subsequently influence subject and metasubject learning outcomes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

40%

20%

0%

Как видно из диаграммы, 50% подростков интернет - зависимые. 40% среди испытуемых обычные пользователи и 10% оппонентов, чрезмерно злоупотребляют пользование Интернетом.

Подростки указали, что практически 70% времени уделяют компьютеру, некоторые из них - смартфонам. На компьютере играют в онлайн игры, смартфоны предназначены для общения в соцсетях, опубликование всех своих действий, в целях получения оценки («лайки»), что оказывается главным критерием, на сегодняшний день, указывающим на успешность подростка среди сверстников.

При этом на учебу, здоровый сон, выполнение домашней работы, хобби и еду они оставляют всего 30% своего времени, к тому же, все эти действия выполняются с указания взрослых (напоминания), в противном случае и 30% оставшегося времени могут посвятить гаджетам.

Выводы. Подводя итог всему вышесказанному, следует, что зависимое поведение в общем для всех возрастов это серьёзная социальная проблема, которая может привести к таким негативным последствиям, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. К тому же, результаты зависимости так или иначе затрагивают любую семью.

Чтобы предупредить зависимость ребенка, в первую очередь необходимо стать для него примером, ведь только своим поведением мы можем научить детей отличать плохое от хорошего, дать отказ в некоторых случаях, а самое главное не держать все в себе, не бояться поделиться своими страхами с близким человеком.

Литература:

1. Ахрямкина,Т.А. Психологические причины увлеченности детей и подростков компьютером / Т.А. Ахрямкина, Т.П. Жарикова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Самар. науч. центр РАН / под общ. ред. В.П. Шорина - Самара: 2018. - Спец. вып. - С. 5-13.

2. Бубнова, А.Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся / А.Н. Бубнова // Воспитание школьников. - 2019. - № 8. - С. 14-20

3. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №4. - С.242-243

4. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: Моск. психол.-соц. инт ., 2020. - 238 с.

5. Корнилова, А.В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук : материалы Всерос.науч.-практ. конф. / под общ.ред. Е.С. Романовой. - М., 2019. - С. 295-299

6. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология) / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, 2019. - 320 с.

7. Матусевич, М.С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования / М.С. Матусевич, А.П. Новожилова // Молодой ученый. - 2020. - № 8. - С. 360-364.

8. Профилактика зависимого поведения обучающихся / Горбатюк В., Емельяненко Ю., Козырева С., Луцкович В.И [и др.]; под ред. В.А. Горбатюк. - Минск: РИПО, 2018. - 180 с.

Педагогика

УДК 373.1

аспирант Шакирова Гульсум Рафаэловна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Компетентные люди способны решать сложные задачи в изменяющихся условиях. Они обладают компетенциями и компетентностями: имеют знания и способности, используют их для выполнения определенных задач. Успешность в решении поставленных задач зависит от владения ключевыми компетенциями. Для школьников учебная неуспешность связана с недостаточным уровнем владения ключевыми компетенциями. Цель исследования - раскрытие особенностей формирования ключевых компетенций, необходимых для преодоления учебной неуспешности школьников. К данным компетенциям отнесены предметные, метапредметные и личностные. В процессе изучения учебного предмета школьники достигают определенные результаты, называемые предметными компетенциями. Уровень достижения данных результатов проверяется в ходе выполнения всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Метапредметные результаты обучения привязаны к разным учебным предметам. Метапредметные компетенции реализуются учащимися в учебной и внеучебной деятельности, применяются на практике. Личностные компетенции представляют собой свойство личности, обеспечивающее успешное решение задач личностного

интрнет некоторые обычные

зависимые проблемы пользователи

:ü] иисимости

развития. Развитие личностной компетенции школьника происходит в двух направлениях: социализация и индивидуализация. Работа над личностной компетенцией позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал школьников. Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций школьников как ключевых свидетельствует о достижении ими результатов, которые позволяют им преуспевать в учебной и внеучебной деятельности. Педагогическому составу школы необходимо организовать образовательный процесс с учетом воспитания всесторонне развитой личности. Педагогам следует усилить работу по формированию личностных компетенций школьников, которые позволят повысить уровень их учебной успешности, влияя тем самым на предметные и метапредметные результаты.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, учебная деятельность, внеучебная деятельность, задачи, неуспешность, школьники.

Annotation. Competent people are able to address challenges in changing conditions. They possess competences and competencies: they have knowledge and abilities, use them to perform specific tasks. Success in performing these tasks depends on possessing key competences. School students' academic failure is connected to a low level of key competences. The research aims to reveal peculiarities of developing key competences that allow school students to overcome academic failure. The key competences are subject, metasubject, and personal ones. School students attain learning outcomes when doing a subject; they are called subject competences. The level of the outcomes is assessed during national final tests, the basic state examination, and universal state examination. Metasubject learning outcomes are characteristic of different subjects. School students use metasubject competences in class and extracurricular activities, and in the real world. Personal competences are characterized as a person's identity that contributes to the success at performing tasks of personal development. There are two ways of developing a school student's personal competence: social engagement and individualization. Mastering a personal competence reveals a school student's intellectual potential. Development of school students' subject, metasubject, and personal competences as key ones results in attaining learning outcomes to succeed in class and extracurricular activities. The school staff should organize a learning process to raise a many-sided person. The staff should strengthen their efforts to develop personal competences in school students, which raise the level of their academic success and subsequently influence subject and metasubject learning outcomes.

Key words: competence, competency, key competences, class activities, extracurricular activities, tasks, failure, school students.

Введение. Процессы глобализации в разных сферах деятельности требуют от человека умений и навыков хорошо в них функционировать, соответственно владение способностями обработки и анализа большого объема информации, а также умениями реализовывать соответствующие технологии выходит на первый план. При этом люди сталкиваются с различными социальными проблемами, которые вынуждают их обеспечивать баланс между развитием экономики и стабильностью экологической ситуации, а также экономическим процветанием и социальной справедливостью [3]. В этой связи необходимы компетентные люди, которые готовы решать сложные задачи в изменяющихся условиях.

Компетентного человека отличают те знания и способности, которые позволяют ему эффективно действовать в определенной области знаний, что свидетельствует о наличии у него определенных компетенций и компетентностей. Эти два понятия отличает наличие данных знаний и способностей (компетенция) и их использование для выполнения определенных задач (компетентность). Владение ключевыми компетенциями подразумевает успешность в решении поставленных задач.

В понятие компетенции (от латинского слова competentia) включен «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом» [8, С. 108]. Что касается понятия компетентности, Джозеф Лейзен, физик-педагог, в 2009 году объяснил его в типично научной манере, используя символический язык науки, а именно: «компетентность = знания + навыки + установки» => действие [2, С. 101]. Компетентность предполагает теоретическую конструкцию, которая показательна для объяснения непосредственно наблюдаемого поведения с учетом умелого применения знаний и ценностей в своей деятельности [1].

Согласно данному описанию, успешное решение учащимися школы определенных задач характеризует проявление компетентности; совершенствование выполнения данных задач является целенаправленным процессом по достижению экспертного уровня в их решении. В свою очередь неуспешность в решении задач связана с недостаточным уровнем формирования компетенций; соответственно учебная неуспешность школьников в большей степени связана с низким уровнем формирования ключевых компетенций. Целью исследования выступает раскрытие особенностей формирования ключевых компетенций, необходимых для преодоления учебной неуспешности школьников.

Изложение основного материала статьи. Ключевыми компетенциями, формирование которых необходимо для учебной успешности школьников, являются предметные, метапредметные и личностные. Недостаточный уровень их формирования свидетельствует о том, что школьник испытывает сложности в учебной деятельности, которые необходимо преодолеть с привлечением педагогического состава школы.

В процессе изучения учебного предмета школьники достигают определенные результаты, называемые предметными компетенциями. Учителя уделяют им особое внимание, поскольку именно уровень достижения данных результатов, или успеваемость, проверяется различными формами контроля: в ходе выполнения всероссийских проверочных работ (в 4-8, 10-11 классах), основного государственного экзамена (в 9 классе) и единого государственного экзамена (в 11 классе).

Если предметные результаты обучения привязаны к определенному учебному предмету, то метапредметные - к разным учебным предметам. Метапредметные компетенции реализуются учащимися школ не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, а также применяются на практике. При этом школьники демонстрируют следующие умения:

- самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и учебно-познавательные задачи;

- самостоятельно планировать пути достижения новых целей в обучении и учебно-познавательных задач, осознанно выбирать наиболее эффективные способы достижения поставленных целей и задач;

- соотносить свои действия с планируемыми образовательными результатами и контролировать свою деятельность в процессе их достижения, определять способы действий с учетом предложенных условий и требований и корректировать свои действия согласно изменяющейся ситуации;

- оценивать правильность выполнения учебно-познавательных задач и анализировать собственные возможности достижения поставленных целей и задач;

- владеть навыками достижения поставленных целей и задач, самоконтроля и самооценки в учебно-познавательной деятельности [7];

- «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- ... создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- ... организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- . осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью» [7];

- формировать и развивать компетентности, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеучебной деятельности, на практике.

Важнейшей ключевой компетенцией школьников мы считаем личностную, которая представляет собой «свойство личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного развития» [4]. Это связано с тем, что в будущем школьник должен в первую очередь осознавать себя личностью, понимать свою значимость, здраво оценивать свои возможности, что является основой для его самоопределения и самореализации. При этом важно уметь применять свои знания не только в учебной и внеучебной деятельности, но и на практике; значимая роль отводится оценке своей деятельности, постановке целей и задач, построению планов по достижению намеченных целей и задач, нахождению выхода из трудных ситуаций [5]. Социализация и индивидуализация описывают два основных направления развития личностной компетенции школьника. С одной стороны, происходит присвоение общественного опыта; с другой стороны, развивается самостоятельность в принятии решений и в организации своей деятельности, в том числе учебной и внеучебной.

Учащимся школ необходимо работать над личностной компетенцией, поскольку она раскрывает их интеллектуальный потенциал, который напрямую связан с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Со школьной скамьи учащихся необходимо обучать эффективной коммуникации в обществе, тем самым развивая самостоятельность их мышления, активизируя творческую деятельность и вовлекая в управление своим эмоциональным состоянием. Данное обучение предполагает владение такими умениями, как:

- внимательно и заинтересованно слушать собеседника, вдумываясь в содержание и смысл его высказываний и задавая уточняющие вопросы;

- проявлять уважение к собеседнику, не перебивая его; убедительно и последовательно излагать свое собственное мнение, анализируя и оценивая его суждения;

- ориентироваться в ситуации общения;

- планировать совместные действия и обсуждать достигнутые результаты;

- завершать общение, используя формулы речевого этикета [9, С. 14].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, результатами формирования личностной компетенции являются следующие:

- основы российской гражданской идентичности, чувство патриотизма, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- гуманистические и демократические ценностные ориентации многонационального российского общества;

- целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительное отношение к мнению других людей, истории и культуре других народов;

- базовые навыки адаптации к социальной среде в изменяющихся условиях;

- принятие и освоение социальной роли школьника, развитая мотивация к учебно-познавательной деятельности и осознанность ее смысла;

- самостоятельность в действиях, личная ответственность за свои поступки, которая основывается на представлениях о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, доброжелательное отношение ко взрослым м сверстникам, эмпатия;

- навыки социального сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения анализировать спорные ситуации и преодолевать конфликтные ситуации;

- установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческой деятельности, работа на достижение результата, бережное отношение к духовным и материальным ценностям [6].

Для успешного формирования личностных компетенций учащихся необходимо перейти от изолированных усилий педагогического состава школы к руководству общесистемным видением образовательного процесса, опирающегося на широкий спектр формального и неформального опыта обучения.

Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций школьников как ключевых свидетельствует о достижении ими результатов, которые позволяют преуспевать в учебной и внеучебной деятельности. В связи с этим педагогическому составу школы необходимо организовать образовательный процесс с учетом воспитания всесторонне развитой личности, способной выдерживать информационные нагрузки, а также соответствовать требованиям общества к уровню его знаний и развития способностей решать сложные задачи в изменяющихся условиях. Среди основных задач построения данного образовательного процесса выделяются следующие:

- учет возрастных возможностей школьников с опорой на их интересы;

- решение образовательных и воспитательных задач в их единстве;

- учет ведущей деятельности школьников, осуществление смены видов деятельности в едином образовательном процессе;

- реализация взаимодействия педагогического состава школы с учащимися при руководящей роли взрослого;

- создание естественной обстановки в образовательной среде;

- стимулирование деятельности педагогов и учащихся в едином образовательном процессе, направленность на взаимное уважение и развитие [9].

Выводы. Недостаточный уровень формирования ключевых компетенций (предметных, метапредметных и личностных) приводит к учебной неуспешности школьников. Это связано с тем, что имеется небольшой объем знаний и низкий или средний уровень развития способностей по решению определенных задач, встречаемых как в учебной, так и внеучебной деятельности. Уделение особого внимания формированию личностных компетенций школьников свидетельствует о раскрытии их интеллектуального потенциала, требуемого для совершенствования выполнения данных задач в изменяющихся условиях. Отводится большая роль педагогическому составу школы по усилению работы по первоочередному формированию личностных компетенций в составе ключевых, которые позволят повысить уровень успешности учебной деятельности школьников, влияя тем самым на предметные и метапредметные результаты.

Литература:

1. Adomßent, M. The concept of competencies in the context of Education for Sustainable Development (ESD). Concept Paper / M. Adomßent, T. Hoffmann. - 2013. - URL: https://esd-expert.net/files/ESD-Expert/pdf/Concept-Paper-Adom%C3%9Fent-Hoffmann.pdf

2. Leisen, J. Die Kompetenzorientierung im Unterricht / J. Leisen // Unterricht Physik. - 2011. - № 123-124. - S. 100-106. -URL: http://www.josefleisen.de/downloads/kompetenzorientierung/01%20Kompetenzorientiert%20unterrichten%20-%20NiU%202011 .pdf

3. The Definition and Selection of Key Competencies. - OECD, 2005. - URL: https://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf

4. Верховцева, М.С. Дифференциация по видам, структуре и содержанию личностных компетенций младших школьников / М.С. Верховцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. -№ 47. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-po-vidam-strukture-i-soderzhaniyu-lichnostnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov

5. Родина, Л.В. Формирование личностных компетенций младших школьников / Л.В. Родина // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnostnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Министерство образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Министерство образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/

8. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

9. Юсупова, Т.Г. Формирование социально-личностной компетенции учащихся в педагогическом процессе школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 3 (2). - С. 13-21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-lichnostnoy-kompetentsii-uchaschihsya-v-pedagogicheskom-protsesse-shkoly

Педагогика

УДК 378.046.4, 351.74

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Шамаев Артур Мурадинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников

МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного

учреждения высшего образования «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик);

доцент кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат

педагогических наук Воскобоев Александр Иванович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону)

ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается тема значения педагога системы высшего и профессионального образования в воспитательном процессе в образовательных организациях министерства внутренних дел России. Реформы ведомства, начатые в 2011 году и продолжающиеся до сих пор, были призваны повысить эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих оперативно-служебных обязанностей. Не отрицая факт того, что преобразования дали должный эффект, необходимо сделать уклон на воспитательную часть образовательного процесса, не отделяя ее от учебной. В свете событий последних двух лет конъюнктура в стране и геополитическом пространстве подверглась существенному воздействию, и именно педагог в рамках в том числе учебных занятий должен обратить внимание на правильное толкование поступающего потока информации во избежание деформации мировоззренческих устоев обучаемого. Необходима консолидация деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений по воспитательной работе по формированию у слушателей помимо необходимого багажа теоретических знаний, практических навыков и умений, также системы ценностных установок ориентированных на патриотизм, нетерпимость к противоправным деяниям, законность, гуманность и доблесть.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка (обучение), учебно-воспитательный процесс, ценностные установки, патриотизм, органы внутренних дел, преподаватель, образовательная система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article discusses the topic of the importance of a teacher of higher and professional education in the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The reforms of the department, which began in 2011 and are still ongoing, were designed to increase the effectiveness of training of employees of the internal affairs bodies to perform their operational duties. Without denying the fact that the transformations have had the proper effect, it is necessary to make a bias towards the educational part of the educational process, without separating it from the educational one. In the light of the events of the last two years, the conjuncture in the country and the geopolitical space has been significantly affected, and it is the teacher, including training sessions, who should pay attention to the correct interpretation of the incoming flow of information in order to avoid deformation of the ideological foundations of the student. It is necessary to consolidate the activities of the teaching staff and employees of educational work units to form students, in addition to the necessary baggage of theoretical knowledge, practical skills and abilities, as well as a system of values focused on patriotism, intolerance to illegal acts, legality, humanity and valor.

Key words: higher education, professional training (training), educational process, values, patriotism, internal affairs bodies, teacher, educational system.

Введение. Реформы, проведенные в министерстве внутренних дел Российской Федерации в 2011 году, существенно затронули, в том числе и систему образовательных организаций ведомства. При обозначенном курсе на укрупнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.