Научная статья на тему 'Разработка критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников'

Разработка критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНАЯ ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ И КРИТЕРИИ (ХАРАКТЕРИСТИКИ) ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY EDUCATION / METASUBJECT RESULTS / EDUCATIONAL ACTIVITY / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / EDUCATIONAL EVENT / EVENT ASSESSMENT OF METASUBJECT COMPETENCIES / LEVELS AND CRITERIA (CHARACTERISTICS) FOR ASSESSING METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черниговская Эржена Солбоновна, Бакшиханова Сэсэг Сыреновна

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников, понимаемых как универсальные способы деятельности, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Анализ образовательной практики оценки метапредметных компетенций учащихся начальных классов свидетельствует о том, что учителя в основном используют традиционные формы и способы: итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, наблюдение, самооценку ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов и разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников оформленные в портфолио. Метапредметные результаты учебной деятельности требуют применения более широкого репертуара деятельностных форм оценивания. Так некоторые виды универсальных учебных действий трудно или невозможно оценить в ходе проверочных работ. Отмечается недостаточное использование событийного формата оценки метапредметных компетенций младших школьников. Образовательные события, реализованные в процессе проведения республиканской олимпиады «Байкальчонок» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия), соответствовали следующим требованиям: мероприятия посвящались знаковому событию; деятельность участников олимпиады носила творческий и преобразовательный характер, требовала от учащихся не только актуализации фонда действенных знаний, но и их адекватного применения в практике; образовательное событие становилось пространством роста для каждого участника олимпиады. Реализация образовательных событий позволила выделить уровни и критерии (характеристики) оценки метапредметных результатов учебной деятельности, которые учитывают особенности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черниговская Эржена Солбоновна, Бакшиханова Сэсэг Сыреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of criteria for the event-assessment of the metasubject results of the younger schoolchildren educational activities

The article presents the results of a study aimed at developing criteria for the eventassessment of the metasubject results of educational activities of the younger schoolchildren, understood as the universal methods of activity that can be used both in the educational process and in the real life situations. Analysis of the educational practice for evaluating metasubject competencies of the primary school pupils attests that the teachers mainly use traditional forms and methods: final testing works, comprehensive works on the intersubject basis, observation, pupil self-assessment, results of educational design, achievements in the extracurricular activities, results of out-of-school activities and portfolio. The metasubject educational outcome require the use of a wider repertoire of the activity forms of assessment. So, some types of universal learning activities are difficult or impossible to evaluate in the course of various testing works. There is a lack of the event format use for assessing the metasubject competences of younger schoolchildren. The educational events implemented during the Republican Olympiad "Baikalchonok" (Ulan-Ude, Republic of Buryatia) met the following requirements: measures were devoted to the marquee event of the Republic of Buryatia or Russia; the activities of the participants of the Olympiad were creative and transformative and demanded from younger schoolchildren not only the actualization of a fund of effective knowledge, but also their adequate application in social practice, i.e. was of socially significant nature. The educational event became a growth space for each participant of the Olympiad, to which included both younger schoolchildren and their leaders teachers, jurors, school educators task developers and students volunteers. The implementation of educational events made it possible to identify the levels and criteria (characteristics) for assessing metasubject results of educational activities of younger schoolchildren, which take into account the characteristic properties of cognitive, communicative, regulatory and universal educational activities.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 28.12.2018; опубликована 26.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Черниговская Э.С., Бакшиханова С.С. Разработка критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chernigovskaya E.S., Bakshikhanova S.S. (2019). Development of criteria for the event-assessment of the metasubject results of the younger schoolchildren educational activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 373.3 ГРНТИ 14.25.07

Черниговская Эржена Солбоновна

ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», Улан-Удэ, Россия

Преподаватель математики Заведующий кафедрой «Допрофессиональной подготовки»

E-mail: ergena74@mail.ru

Бакшиханова Сэсэг Сыреновна

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Улан-Удэ, Россия

Заведующий кафедрой «Психологии детства» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: bakshi0611@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=662650

Разработка критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности

младших школьников

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников, понимаемых как универсальные способы деятельности, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Анализ образовательной практики оценки метапредметных компетенций учащихся начальных классов свидетельствует о том, что учителя в основном используют традиционные формы и способы: итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, наблюдение, самооценку ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов и разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников оформленные в портфолио. Метапредметные результаты учебной деятельности требуют применения более широкого репертуара деятельностных форм оценивания. Так некоторые виды универсальных учебных действий трудно или невозможно оценить в ходе проверочных работ. Отмечается недостаточное использование событийного формата оценки метапредметных компетенций младших школьников. Образовательные события, реализованные в процессе проведения республиканской олимпиады «Байкальчонок» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия), соответствовали следующим требованиям: мероприятия посвящались знаковому событию;

деятельность участников олимпиады носила творческий и преобразовательный характер, требовала от учащихся не только актуализации фонда действенных знаний, но и их адекватного применения в практике; образовательное событие становилось пространством роста для каждого участника олимпиады. Реализация образовательных событий позволила выделить уровни и критерии (характеристики) оценки метапредметных результатов учебной деятельности, которые учитывают особенности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального образования; метапредметные результаты; учебная деятельность; универсальные учебные действия; образовательное событие; событийная оценка метапредметных компетенций; уровни и критерии (характеристики) оценки метапредметных результатов

Актуальность

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) достижение учащимися метапредметных результатов является одним из основных требований. Метапредметные результаты учебной деятельности младших школьников - это универсальные способы деятельности, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. В связи с чем образовательная практика столкнулась с необходимостью не только формирования, но и оценки метапредметных результатов учебной деятельности учащихся.

В настоящий момент констатируется недостаточная разработанность средств, процедур, диагностического инструментария, различных форм оценки, а также деятельностных образовательных технологий, обеспечивающих не только контроль и оценку, но и формирование и развитие метапредметных компетенций (результатов учебной деятельности) учащихся (Л.Н. Масленникова [1]; В.А. Гуружапов [2; 3]; А.А. Фомин [4]; А.З. Зак, И.М. Улановская [5]; А.А. Вихман, А.Ю. Попов [6]; Л.И. Уколова, Л.Л. Долгопольский [7]; Улановская И.М. [8]). Это обусловливает поиск, апробацию психолого-педагогических технологий, позволяющих не только оценить, но и формировать метапредметные компетенции учащихся. Одной из таких форм является образовательное событие (ОС). И одним из насущных вопросов является проблема разработки критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников.

В современной педагогике и психологии образования разработано достаточно много определений понятия «образовательное событие» (ОС). Рассмотрим некоторые из них.

Так В.В. Лобанов отмечает, что событие в педагогике - явление нетипичное, не обусловленное ситуацией, но возможное в ней. Автор указывает, что для современной педагогики главным является образовательный процесс, но реализация ОС, предполагающее «со-причастность человека к происходящему», изменяет образовательный процесс [9]. В.В. Лобанов рассматривает образовательное событие как «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» [9, с. 40].

Г.А. Игнатьева и О.Е. Фефелова указывают, что интерес к образовательному событию обусловлен «...его результативностью в деле развития личности обучающегося в противовес, закрепившемуся со времен советской педагогики понятию «мероприятие»» [10, с. 15]. Они рассматривают ОС как основной компонент событийных деятельностных образовательных технологий и как совместную (обучающегося и обучающего) личностно-ориентированную, личностно-значимую образовательную деятельность.

https://mir-nauki.com

Педагоги школы «Эврика - Развитие» понимают образовательное событие как способ инициирования образовательной активности учащихся, способ организации специальных условий для деятельностного включения детей в разные формы образовательной коммуникации, возможности проявить себя, применив базовые знания и открытия новые знания в активной деятельности [11, с. 5]. Каждый участник образовательного события проявляет все свои сформированные метапредметные и предметные знания и умения в деятельности, тем самым, как на ладони виден всем участникам образовательного события, организаторам, экспертам, «событийцам» [11, с. 5]. Указанные особенности образовательного события могут быть использованы при оценке метапредметных компетенций младших школьников. Но для этого необходимо разработать критерии их оценки в процессе реализации образовательных событий.

Таким образом, все вышеуказанное определяет актуальность темы исследования.

Организация и методы исследования

В 2017-2018 году нами было проведено исследование, направленное на разработку критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Анализ практики оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников в Республике Бурятия. Для реализации данной задачи было проведено анкетирование учителей начальных классов Республики Бурятия, в ходе которого выявлялись наиболее часто используемые педагогами формы и процедуры оценки метапредметных компетенций младших школьников.

2. Проведение психолого-педагогического квазиэксперимента, целью которого является разработка критериев оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников в процессе образовательного события. Для этого в течение двух лет (2017-2018 годы) проводилась командная олимпиада младших школьников «Байкальчонок». Каждый год олимпиада посвящалась юбилейным и знаковым событиям, происходившим в Бурятии или в России. Особое внимание уделялось сохранению экологии Байкала, территориального развития районов республики Бурятии или ее столицы города Улан-Удэ.

Олимпиада была организована на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бурятский республиканский педагогический колледж». В ней принимали участие разновозрастные команды младших школьников, состоящие из учеников второго, третьего и четвёртого классов (всего 3 человека в каждой команде). В 2017 году приняли участие 22 команды, в 2018 г. - 19 команд.

В рамках нашего исследования в феврале 2017 г. и 2018 г. было проведено анкетирование учителей начальных классов. В опросе участвовали 40 педагогов из десяти школ Республики Бурятия. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что педагоги в своей педагогической деятельности в основном используют апробированные и рекомендованные проверочные работы, направленные на оценку сформированности универсальных учебных действий (УУД), метапредметных результатов начальной школы. Педагоги начальных классов указывают, что привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими формами контроля и оценки результатов, как итоговые проверочные или межпредметные комплексные работы, наблюдение за учебными действиями учащихся начальных классов,

Результаты исследования и их обсуждение

https://mir-nauki.com

самооценка и саморефлексия ученика, результаты учебного проектирования, достижения во внеучебной деятельности, результаты внешкольных работ, портфолио. Следует констатировать, что данные формы и средства оценки в настоящее время стали традиционными.

В 2015 году в Российской Федерации для учащихся четвертого класса были введены всероссийские проверочные работы (ВПР) по трем предметам - математика, русский язык и окружающий мир. Всероссийские проверочные работы призваны наладить регулярную и независимую проверку результатов учебной деятельности младших школьников на предмет их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам. Рассмотрим результаты всероссийских проверочных работ (ВПР), выполненных учащимися начальных классов г. Улан-Удэ в 2017 год. Данные представлены Центром мониторинга и развития образования города Улан-Удэ.

Всероссийские проверочные работы по математике, выполненные учащимися четвертых классов в 2017 году, отражает уровень сформированности общеучебных универсальных учебных действий, логических, знаково-символьных, пространственных действий, моделирования при решении текстовых задач. У четвероклассников наибольшие трудности возникают при интерпретации информации, полученной по результатам проведения несложных исследований (ученики затрудняются объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы), а также при решении задач в три и четыре действия и выполнении действий над величинами.

ВПР по русскому языку оценивают предметные результаты: большинство заданий направлено на изучение умений учащихся оперировать знаниями грамматического, лингвистического характера, проводить морфемный, лексический, орфографический, фонетический анализ слов. На наш взгляд, в содержание выпускных проверочных работ по русскому языку не включена оценка коммуникативных универсальных учебных действий, уровень сформированности которых влияет на метапредметные результаты учебной деятельности младших школьников. Результаты ВПР по русскому языку позволяют констатировать достаточное овладение учащимися предметными компетенция в области русского языка.

Выпускные проверочные работы по курсу «Окружающий мир» в 2017 году изучали предметные, метапредметные и личностные результаты учебной деятельности учащихся четвертых классов. Большинство заданий рассчитаны на оценку общеучебных знаково-символических, познавательных универсальных учебных действий: умения и навыки работы с информацией, умение анализировать текст, таблицы, схемы. ВПР также изучают коммуникативные и личностные универсальные учебные действия: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; сформированность основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России. Анализ результатов ВПР по курсу «Окружающий мир» позволяет сделать вывод о том, что процент выполнения младшими школьниками г. Улан-Удэ заданий, изучающих овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, вычленять содержащиеся в тексте основные события, аргументировать собственную точку зрению, немного ниже общероссийского.

Таким образом, выпускные проверочные работы в целом нацелены на оценку планируемых результатов ФГОС НОО, дают, прежде всего, представление об уровне сформированности предметных знаний обучающихся, отдельных познавательных универсальных учебных действий. Анализ результатов опроса учителей начальных классов показывает, что они используют различные метапредметные диагностические проверочные работы, составленные из компетентностных заданий, а также целенаправленное наблюдение (фиксацию проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценку и саморефлексию учащихся, результаты учебного и внеучебного проектирования и проектов, портфолио. Данные формы и процедуры оценки стали традиционными. Метапредметные результаты учебной деятельности требуют применения более широкого репертуара деятельностных форм оценивания. Так некоторые виды универсальных учебных действий трудно или невозможно оценить в ходе проверочных работ.

С 2012 года в Бурятском республиканском педагогическом колледже проводится республиканская олимпиада «Байкальчонок», которая в настоящее время имеет статус «100 лучших товаров Бурятии». Идейным вдохновителем олимпиады была Цыбикова Светлана Жигжитовна, много лет проработавшая в колледже заместителем директора по инновационной деятельности. Олимпиада «Байкальчонок» реализуется как образовательное событие, является разновозрастной и в 2017-2018 году соответствии с целью нашего исследования использовалась для разработки критериев оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников.

Организация олимпиады «Байкальчонок» предусматривала необходимость осуществления большого объема методической и организационной работы:

• определение темы олимпиады, сроков ее проведения, тем проектов, разработку заданий;

• рассылку информационных писем, положений, сбор заявок, определение состава оргкомитета и жюри, подбор волонтеров;

• проведение олимпиады и подведение ее итогов.

Олимпиада «Байкальчонок» проходила в три тура.

В процессе первого (индивидуального) тура ученики четвертого класса выполняли интегрированную проверочную работу, текст которой в 2017 году был посвящен столетию Баргузинского заповедника («История маленького соболенка»), в 2018 году -трехсотпяднадцатилетию исторического похода хори-бурят к российскому царю Петру I. В содержание интегрированной проверочной работы входили задания по математике, русскому языку и окружающему миру.

Во втором туре учащиеся вторых и третьих классов на основе использования обучающей мультимедиа-программы «ПервоЛого 3.0», работая в паре, в 2017 году разрабатывали экологическую тропу, в 2018 году - виртуальную энциклопедию Бурятии. Интерактивная компьютерная программа «ПервоЛого 3.0» входит в перечень программ для автоматизированного рабочего места учителя начальных классах, оборудованного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. В ней максимально упрощён процесс программирования. Информация представляется в красочном виде. В «ПервоЛого 3.0» с помощью простого меню, картинок -пиктограмм, подсказок, используя последовательность различных команд, представленных в дружественном интерфейсе, можно создавать различные проекты. Имеется возможность публикации результатов программирования в Интернете. Конечный результат работы в программе «ПервоЛого 3.0» представляет «компьютерный альбом», который сопровождается текстом и звуком. На страницах компьютерного альбома основными объектами являются

https://mir-nauki.com

черепашки, которые могут передвигаться в среде, менять формы и играть роль своеобразного экскурсовода. Таким образом, с помощью данной программы возможна организация обучающей среды, способствующей развитию у детей младшего школьного возраста логического и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей, а также умению работать в коллективе. Именно поэтому универсальная учебная компьютерная среда «ПервоЛого 3.0» была выбрана для парной работы учащихся во втором туре олимпиады «Байкальчонок».

В процессе второго тура младшие школьники, работая в паре, должны были написать программу (создать фон картинки, выбрать формы, запрограммировать динамические фигуры) и в дальнейшем защитить проект. Общее время работы составляло двадцать минут. В положении олимпиады была указана примерная тема проекта. Тем самым младшие школьники могли при подготовке к олимпиаде наработать различные алгоритмы программирования, а на олимпиаде продемонстрировать либо эвристический, либо творческий путь решения проблемной ситуации, которая носила неопределенный характер. Использование компьютерного проектирования вызывает у участников большой интерес. Они увлеченно разрабатывали экологическую тропу, виртуальную энциклопедию Бурятии. Участники в проектах рассказали об основных достопримечательностях того района Республики Бурятия, откуда они прибыли. Дети представили свои школы, предприятия, сакральные места и достопримечательности. Для этого необходимо было взаимодействовать, эффективно строить межличностные коммуникации, договариваться, осуществлять проблемно-поисковую и творческую деятельность.

В содержание третьего (командного) тура входило социально-значимое проектирование с помощь детского конструктора. Так, в 2017 году (в год экологии) было предложено проектирование и защита природоохранной зоны районного масштаба. В 2018 году (в годовщину образования Республики Бурятия) необходимо было создать модель инфраструктурного объекта социально - экономического значения для района или республики Бурятия. Каждая команда имела в своем распоряжении набор деталей конструктора и должна была в течение 20 минут создать мини - проект и представить результаты проектирования жюри. Работа была довольно сложная как в плане разработки идеи, так и ее реализации. Поэтому участникам разрешалось использование и привнесение дополнительных деталей, которые могли внести изюминку в проект с помощью. Руководитель группы школьников имел возможность оказания организационной помощи участникам, направленной на определение идеи проекта или актуальной социальной проблемы, характерной для административного района Республики Бурятия, распределение ролей и функций в группе. Младшие школьники на олимпиаде должны были с помощью конструктора реализовать социально-значимую идею. Руководители команд имели возможность наблюдать за работой подопечных.

Члены жюри особо выделили проект социальной отары, разработанный командой «Халюта». Участники команды «Земляне» представили очень интересный проект оздоровительного центра, в качестве основного метода оздоровления дети предложили иппотерапию. Ряд проектов были посвящены высокотехнологичным объектам инфраструктуры, развитию в районе туризма, а также здоровьесберегающим проектам: мобильный комплекс «Маяк», велопарк, площадка для выгула собак, мусороперерабатывающий завод. По итогам командного этапа работам учащихся были присвоены номинации: фантастический проект, оригинальный проект, аргументированный проект. С точки зрения экспертов командный этап был наиболее эффективен для оценки метапредметных результатов, поскольку групповая работа учеников позволяла увидеть и оценить основные этапы реализации творческой деятельности и включенность каждого члена команды в общую работу.

Таким образом, олимпиада «Байкальчонок» стала истинным образовательным событием и ее проведение стало основанием для разработки критериев событийной оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников:

• Основная тема мероприятия посвящалась знаковому событию Республики Бурятия или России.

• Деятельность участников олимпиады носила творческий и преобразовательный характер, требовала от учащихся не только актуализации фонда действенных знаний, но и их адекватного применения в практике с целью решению важных социально-экономических задач того или иного района Республики Бурятия. Тем самым усиливалось значение деятельности детей.

• Образовательное событие стало пространством роста для всех участников олимпиады «Байкальчонок»: младших школьников, руководителей команд, членов жюри, наблюдателей, студентов - волонтеров, экспертов. Младшие школьники проявили свои возможности в творческой ситуации и деятельности. Члены жюри, эксперты и наблюдатели пополнили личный профессиональный опыт и участвовали в разработке критериев оценки метапредметных компетенций. За каждой командой наблюдали волонтеры - студенты вторых и третьих курсов факультета начального образования Бурятского республиканского педагогического колледжа. Они совершили первые профессиональные пробы, направленные на оценку метапредметных результатов учебной деятельности учащихся, смогли ознакомиться с особенностями организации командной работы детей.

Выводы

Для оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников были выделены уровни и их критерии (характеристики), учитывающие познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия:

• Высокий уровень: осознает цель и способ решения практической задачи и регулирует процесс ее реализации, при достижении цели проявляет творчество, а также способен к эвристическому способу деятельности, способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию: умеет при незначительной поддержке педагога делать выводы по результатам работы; способен к аргументации и доказательству, продуктивно взаимодействует, умеет договариваться, способен к организации деятельности членов команды; слушает и понимает смысл высказываний других членов команды и выражает свою точку зрения.

• Средний уровень: условия задания осознаются и принимаются, возникает познавательный интерес, решение познавательной задачи осуществляет путем подбора адекватных действий, деятельность носит репродуктивный характер, умеет самостоятельно и с помощью товарищей по команде находить нужную информацию и формулировать выводы, продуктивно взаимодействует, умеет договариваться; понимает смысл высказываний других членов команды, но испытывает трудности при выражении обратной связи.

• Низкий: ученик, включаясь в работу, быстро отвлекается, деятельность хаотичная, нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя, отмечаются трудности понимания задачи, планирования и реализации деятельности, нахождения необходимой информации, а также работы в команде (не умеет поддерживать диалог, не слушает других членов команды).

Разработанные уровни и критерии оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников, на наш взгляд, универсальные и могут использоваться при организации любого образовательного события, будь то олимпиада, организационно -

деятельностная игра или событие в виде викторины. Командная работа детей должна оцениваться с учетом активности, взаимодействия, планирования, включенности каждого участника в общую работу, умения распределять обязанности в группе и реализации действий взаимоконтроля, а также с учетом поисковой и исследовательской активности учащихся. Дальнейшие перспективы нашего исследования связаны с экспериментальной валидизацией уровней и критериев оценки метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метпаредметных компетенций младших школьников / Л.Н. Масленникова // Психологическая наука и образование. - 2011. № 5. - С. 14-18.

2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] / В.А. Гуружапов // Психолого-педагогические исследования. - 2012. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/ 2771.phtml (дата обращения: 07.09.2018).

3. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] / В.А. Гуружапов // Психолого-педагогические исследования. 2012. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/ 2771.phtml (дата обращения: 07.09.2018).

4. Фомин А.А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на основе работы с текстами) / А.А. Фомин // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. - С. 119-128.

5. Зак А.З. Оценка сформированности метапредметных компетенций у младших подростков / А.З. Зак, И.М. Улановская // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. - С. 201-208.

6. Вихман А.А. Два тестовых подхода к диагностике метапредметных результатов обучения в начальной школе / А.А. Вихман, А.Ю. Попов // Пермский педагогический журнал. - 2016. - №8. - С. 50-53

7. Уколова Л.И. Оценка сформированности метапредметных компетенций в результате музицирования школьников / Л.И. Уколова, Л.Л. Долгопольский // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 32-34.

8. Улановская И.М. Подход к диагностике метапредметных резульатов начального общего образования / И.М. Улановская // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

- Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016.

- С. 170-177.

9. Игнатьева Г.А. Образовательное событие как основной компонент событийных деятельностных образовательных технологий в условиях введения ФГОС общего образования / Г.А. Игнатьева, О.Е. Фефелова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее, сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. С. 13-17.

10. Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория / В.В. Лобанов // Образование и наука. - 2015. - №1 (120). - С. 33-42.

11. Черниговская Э.С. Оценка метапредметных результатов учебной деятельности младших школьников в процессе образовательного события: дис. ... магистра психолого-педагогического образования. Бурятск. гос. университет, Улан-Удэ, 2018. - 77 с.

Chernigovskaya Erzhena Solbonovna

Buryat republic pedagogical college, Ulan-Ude, Russia

E-mail: ergena74@mail.ru

Bakshikhanova Seseg Syrenovna

Buryat state university, Ulan-Ude, Russia E-mail: bakshi0611@mail.ru

Development of criteria for the event-assessment of the metasubject results of the younger schoolchildren educational activities

Abstract. The article presents the results of a study aimed at developing criteria for the event-assessment of the metasubject results of educational activities of the younger schoolchildren, understood as the universal methods of activity that can be used both in the educational process and in the real life situations. Analysis of the educational practice for evaluating metasubject competencies of the primary school pupils attests that the teachers mainly use traditional forms and methods: final testing works, comprehensive works on the intersubject basis, observation, pupil self-assessment, results of educational design, achievements in the extracurricular activities, results of out-of-school activities and portfolio. The metasubject educational outcome require the use of a wider repertoire of the activity forms of assessment. So, some types of universal learning activities are difficult or impossible to evaluate in the course of various testing works. There is a lack of the event format use for assessing the metasubject competences of younger schoolchildren. The educational events implemented during the Republican Olympiad "Baikalchonok" (Ulan-Ude, Republic of Buryatia) met the following requirements: measures were devoted to the marquee event of the Republic of Buryatia or Russia; the activities of the participants of the Olympiad were creative and transformative and demanded from younger schoolchildren not only the actualization of a fund of effective knowledge, but also their adequate application in social practice, i.e. was of socially significant nature. The educational event became a growth space for each participant of the Olympiad, to which included both younger schoolchildren and their leaders - teachers, jurors, school educators - task developers and students - volunteers. The implementation of educational events made it possible to identify the levels and criteria (characteristics) for assessing metasubject results of educational activities of younger schoolchildren, which take into account the characteristic properties of cognitive, communicative, regulatory and universal educational activities.

Keywords: federal state educational standard of primary education; metasubject results; educational activity; universal learning activities; educational event; event assessment of metasubject competencies; levels and criteria (characteristics) for assessing metasubject results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.