Научная статья на тему 'ВЫПУСКНИКИ АКАДЕМИИ УБЕЖДЕНЫ В ВАЖНОСТИ СЛУЖБЫ ДЛЯ ОТЧИЗНЫ'

ВЫПУСКНИКИ АКАДЕМИИ УБЕЖДЕНЫ В ВАЖНОСТИ СЛУЖБЫ ДЛЯ ОТЧИЗНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНИКИ АКАДЕМИИ УБЕЖДЕНЫ В ВАЖНОСТИ СЛУЖБЫ ДЛЯ ОТЧИЗНЫ»

ВЫПУСКНИКИ АКАДЕМИИ УБЕЖДЕНЫ В ВАЖНОСТИ СЛУЖБЫ ДЛЯ ОТЧИЗНЫ

БАКАНЕЕВ Сергей Анатольевич

родился в 1960 г. на хуторе Батальщиковский Верхнедонского района Ростовской области .

В 1982 г. с отличием окончил Одесское высшее артиллерийское командное училище.

В 1982-1987 гг. проходил службу в Группе советских войск в Германии на должностях командира взвода, батареи

В 1987-1990 гг. проходил службу в Забайкальском военном округе, последняя должность - командир дивизиона .

В 1993 г. по окончании Военной артиллерийской академии продолжил службу в Приволжском военном округе в должностях начальника штаба полка, командира самоходно-артилле-рийского полка, командира артиллерийской бригады .

В 2001-2003 гг. - слушатель Академии Генерального штаба .

В 2003-2013 гг. проходил службу в Дальневосточном, Восточном военных округах в должностях заместителя, начальника штаба - первого заместителя начальника РВиА ДВО, командира отдельной мотострелковой бригады, начальника РВиА Восточного военного округа.

С 2013 г. - начальник Михайловской военной артиллерийской академии.

Михайловская военная артиллерийская академия за двухвековую историю выпустила свыше 100 тысяч артиллеристов и ракетчиков. Среди них - 257 георгиевских кавалеров, 95 Героев Советского Союза, 8 Героев Российской Федерации, маршалы Советского Союза и артиллерии, генералы, а также деятели науки и культуры, достигшие мировой известности в областях, не связанных с Вооружёнными Силами. Учёба в академии привлекательна не только наличием высококвалифицированных преподавателей, из которых 70% имеют богатый войсковой опыт, учёные степени и звания, но и современной учебно-материальной базы, обеспечивающей полный цикл подготовки специалиста, от классов и тренажёров до полигона, а также созданными условиями для всестороннего развития личности обучающегося. О перспективах развития академии наши корреспонденты побеседовали с её начальником генерал-лейтенантом С.А. БАКАНЕЕВЫМ, кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги», Заслуженным военным специалистом Российской Федерации.

училище (1993 г.), Центральные артиллерийские офицерские курсы (1996 г.), Саратовское ракетное училище (2001 г.). В 2010 г. в академию была передана подготовка артиллеристов-десантников и морских пехотинцев из последовательно расформированных Коломенского и Тульского училищ. В 2011 г. академия приняла курсантов Екатеринбургского и Казанского артиллерийских училищ.

Если говорить о сегодняшних задачах академии, то они следующие:

- подготовка для Вооружённых Сил Российской Федерации квалифицированных военных кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием;

- подготовка научных и научно-педагогических кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе вер-

- Сергей Анатольевич, в настоящее время Михайловская военная артиллерийская академия - единственная в России военная образовательная организация высшего образования, осуществляющая подготовку кадровых офицеров для ракетных войск и артиллерии. Это наверняка накладывает определённые дополнительные обязательства?

- После распада Советского Союза в состав академии последовательно включались ликвидируемые Ленинградское артиллерийское

ности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооружённым Силам Российской Федерации;

- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения соответствующего уровня образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодёжи и подготовке её к поступлению в академию.

Структурно академия включает управление, основные подразделения и подразделения обеспечения.

Основные структурные подразделения академии подразделяются на:

• учебные - это учебный курс (командный) слушателей для подготовки офицеров с высшим образованием уровня «магистратура»; факультеты курсантов для подготовки офицеров с высшим образованием уровня «специали-тет»; адъюнктура и докторантура для подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; учебное отделение (средней профессиональной подготовки) для подготовки прапорщиков со средним профессиональным образованием и квалификацией «техник»; факультет переподготовки и повышения квалификации для обучения офицеров по дополнительным профессиональным программам; специальный факультет для подготовки иностранных военнослужащих;

• учебно-научные - это кафедры с профессорско-преподавательским составом, непосредственно занимающимся реализацией профессиональных образовательных программ и обучением адъюнктов, слушателей и курсантов;

• научное - это научно-исследовательский центр ракетных войск и артиллерии, осуществляющий фундаментальные и прикладные научные исследования.

К подразделениям обеспечения относятся база обеспечения учебного процесса, а также библиотеки, типография, склады и другие подразделения.

- Какие образовательные программы реализует военно-учебное заведение?

- Обучение слушателей и курсантов в академии осуществляется по основным профессиональным образовательным программам, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов и дополнений к ним -квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников.

В настоящее время академия реализует 64 образовательные программы высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования.

Образовательные программы всех уровней образования по установленным специальностям реализуются на основе бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Рособрнадзором в 2016 году. Свидетельство о государственной аккредитации всех образовательных программ действует до мая 2027 года.

Обучающиеся замещают должности курсантов и находятся на полном государственном обеспечении.

Продолжительность обучения по программам высшего профессионального образования составляет 5 лет (среднего профессионального образования - 2 года 10 месяцев).

Для ведения образовательной деятельности академия располагает шестью военными городками. В г. Санкт-Петербурге - 4 военных городка для теоретической подготовки обучающихся и привития первичных навыков в работе на ракетно-артиллерийском вооружении и в управлении подразделениями.

Имеющиеся в базе обеспечения учебного процесса вооружение и оборудованные на полигоне артиллерийские директрисы, рубежи командно-наблюдательных пунктов и районы огневых (стартовых) позиций позволяют проводить занятия, командно-штабные и тактические учения с боевой стрельбой артиллерии, РСЗО и пусками ракет из всех, стоящих на снабжении Вооружённых Сил образцов ракетно-артилле-рийского вооружения.

С 2010 года академия принимает участие в проведении всеармейских, а с 2014 года международных олимпиад курсантов образовательных организаций высшего образования и при этом постоянно занимает лидирующие позиции и призовые места.

Академия в своей деятельности тесно взаимодействует с войсками

и научно-исследовательскими организациями ВПК, систематически корректирует содержание реализуемых образовательных программ и обеспечивает требуемое качество подготовки офицеров для РВиА.

- Не могли бы Вы составить коллективный портрет выпускника академии?

- Академия готовит разносторонних специалистов, обладающих качествами военного и учёного. Мы стараемся учить так, чтобы наши выпускники в будущем могли не только достойно исполнять свой воинский долг, но и заниматься наукой, быть высококвалифицированными специалистами в своей профессиональной, инженерной деятельности. Вооружённым Силам нужны современные, высококвалифицированные офицеры, видящие перспективу и способные принимать правильные и ответственные решения.

Считаю, что выпускник академии с абсолютно любой специальностью может построить отличную военную карьеру. Прежде всего потому, что мы готовим универсальных инженеров. Любой выпускник академии, будь то инженер-электромеханик или радиотехник, имея отличные знания и навыки по своему направлению деятельности, сможет развивать и совершенствовать то дело, которому служит.

- В войсках ждут именно такого офицера-выпускника или хо-

тят видеть ещё более совершенного специалиста?

- Статус «академия», данный нашему учреждению в Русской Армии, сохранился и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, и в Советской Армии, а ныне и в Российской. За годы существования академии неоднократно сменялось её наименование, но в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации было возвращено историческое наименование - «Михайловская», данное ещё в 1855 году.

Наши выпускники проходят службу в воинских частях практически всех видов и родов войск Вооружённых Сил, других силовых министерств и ведомств. Трудоустроены в общем понимании этого слова или по-военному - получили назначения на воинские должности все выпускники. Государственный заказ на подготовку специалистов в 2021 г. выполнен в полном объёме и с высоким качеством. С этой точки зрения всё просто. Востребованность выпускников академии в войсках составляет 100%.

Но для коллектива академии востребованность наших выпускников - это не столько количественная (количество назначенных на воинские должности выпускников), сколько качественная характеристика их деятельности, которую получает академия от командиров соединений, частей и подразделений, где они проходят воинскую

службу, в форме служебных отзывов. То есть, иначе говоря, отзыв потребителя о подготовленности наших выпускников.

По результатам анализа служебных отзывов на выпускников 2020 года (выпущено более 550 офицеров и прапорщиков) - 99% выпускников полностью соответствуют занимаемым должностям, 10% выпускников достойны выдвижения на вышестоящие должности, 14% выпускников имеют поощрения и награды за успехи в воинской службе.

Выпускники идут в войска с глубоким убеждением в необходимости своей службы Родине, с чувством собственного достоинства и очень многие из них сохраняют эту уверенность на протяжении всей своей службы.

- Как часто приходится корректировать образовательные программы, чтобы успеть за требованием войск?

- Поступление в академию новых учебно-тренировочных средств позволяет значительно повысить уровень и качество подготовки обучающихся без увеличения финансовых затрат.

Образовательные программы подготовки специалистов ежегодно обновляются. Систематически внедряется опыт применения ракетных войск и артиллерии в вооружённых конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации. Корректируется содержание подготовки слушателей и курсантов с учётом отзывов, поступающих на выпускников академии из войск, а также рекомендаций государственных экзаменационных комиссий.

Также ежегодно мы усиливаем практическую составляющую подготовки наших слушателей и курсантов. Чем занимаются наши обучающиеся, можно увидеть на комплексном тактическом занятии с боевой стрельбой артиллерии, реактивными снарядами и пуском ракеты, которое проводится ежегодно на 33 общевойсковом полигоне За-

падного военного округа в г. Луга Ленинградской области накануне дня ракетных войск и артиллерии, который мы празднуем 19 ноября.

- Насколько привлекательны образовательные программы вашего военно-учебного заведения для абитуриентов? Что именно в них привлекает?

- История артиллерии насчитывает уже более 6-ти столетий и на протяжении всей своей истории она развивалась, совершенствовалась, шла в ногу со временем с точки зрения как совершенствования способов боевого применения рода войск, так и развития современных технологий.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития ракетных войск и артиллерии является автоматизация процессов управления ими при выполнении задач по предназначению. С этой целью созданы и совершенствуются новые комплексы средств управления на основе современных компьютерных технологий, позволяющие в несколько раз сократить цикл управления ракетными и артиллерийскими формированиями. Огневые средства также совершенствуются с точки зрения их компьютеризации - они оснащаются автоматизированными системами управления наведением и огнём, применение которых позволяет сократить время работы расчёта при подготовке орудия к бою и выполнения задач при ведении стрельбы.

Переход рода войск на цифровые технологии обусловливает и иной подход в подготовке специалистов, и наличие современной учебно-материальной базы в академии. Ракетные комплексы и артиллерийские системы, а также средства разведки и управления, стоящие на снабжении войск и имеющиеся для изучения в академии, компьютеризируются.

В академии реализуется принцип опережающей подготовки офицеров на вооружении и учеб-

но-тренировочных средствах, которые ещё не поступили в войска.

Обучение слушателей и курсантов проводится на компьютерных артиллерийских полигонах и тренажёрах, ими изучается порядок работы на современных комплексах управления. Активно развивается информационно-образовательная среда, используется электронная библиотека с разработанными преподавательским составом электронными учебниками и учебными пособиями, есть доступ к электронным библиотекам Санкт-Петербурга и страны.

В войска продолжают поступать современные модернизированные самоходные гаубицы 2С19М2 «МСТА-СМ», полностью интегрированные в единую систему управления тактического звена, и модернизированные реактивные системы залпового огня среднего калибра «Торнадо-Г», обладающие возможностью автоматизированного наведения боевой машины на цель.

С этого года началось плановое перевооружение реактивных артиллерийских бригад с РСЗО крупного калибра «Смерч» на модернизированную РСЗО «Торнадо-С» с увеличенными характеристиками по дальности и точности стрельбы. В целях обеспечения опережающей подготовки специалистов ракетных войск и артиллерии в Михайловскую военную артиллерийскую академию и учебные центры рода

войск в первоочередном порядке поступают все современные образцы ракетно-артиллерийского вооружения. В учебном процессе успешно используются перечисленные выше образцы вооружения, а также комплексы артиллерийской разведки «Зоопарк-1М» и «Аистёнок». Курсанты успешно отрабатывают учебные задачи и на тренажёрной базе. Так, в учебном процессе задействованы тренажёр «Ярость» для подготовки расчётов пусковых установок ракетного комплекса «Искан-дер-М» и компьютерный полигон «Артерра-ВТ^» для подготовки артиллеристов.

Недостатка желающих обучаться в Михайловской военной артиллерийской академии мы не испытываем. В этом году конкурс на отдельные специальности высшего образования составил 5-6 человек на место. Вырос средний балл результатов сдачи трёх ЕГЭ абитуриентов, поступающих в академию. В 2020 году у нас не было кандидатов, сдавших испытание по физической подготовке на «удовлетворительно». Но, в то же время, хочется отбирать лучших из лучших, поэтому мы ежегодно наращиваем показатели конкурса как по количеству кандидатов, так и по качеству их общеобразовательной и физической подготовки.

Чтобы поступить в Михайловскую военную артиллерийскую академию, школьник прежде всего должен быть патриотом своей

Родины и иметь твёрдое желание стать офицером Вооружённых Сил Российской Федерации.

- Академия не первый раз принимает участие в Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ». Что бы Вы отметили в числе наиболее важных достижений за год, прошедший после предыдущего форума?

- Начиная с 2015 года Михайловская военная артиллерийская академия регулярно принимает участие в международных военно-технических форумах. На площадках конгрессно-выставочного центра «Патриот» мы представляем выставку инновационных технологий и технических достижений кафедр и научных подразделений академии, а также являемся организатором круглых столов, где рассматриваются актуальные вопросы строительства ракетных войск и артиллерии Вооружённых

Сил Российской Федерации и совершенствования ракетно-артил-лерийского вооружения.

К наиболее важным достижениям за прошедший год в области инновационной деятельности следует отметить, что по итогам Всеармейского смотра на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации приказом Министра обороны от 30.11.2020 года № 651 академия отмечена как достигшая лучших результатов в Вооружённых Силах Российской Федерации. Также необходимо отметить, что по результатам участия академия награждена дипломом «За лучшую экспозицию среди военно-образовательных организаций Сухопутных войск» в 2020 г.

Новаторы академии принимали активное участие в конгресс-

но-выставочных мероприятиях Министерства обороны Российской Федерации с представлением инновационных достижений академии:

• на XXIV Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Ар-химед-2021». По результатам участия - серебряная медаль и диплом в марте 2021 г.;

• на тематической выставке «День инноваций Михайловской военной артиллерийской академии» 3 апреля 2021 г. По результатам проведения отобраны экспонаты для участия в специализированной выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», проводимой в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2021»;

• на выставке инновационных разработок в ходе проведения 55-й Межведомственной военно-исторической конференции академии

На основании лицензии на право ведения образовательной деятельности Михайловской военной артиллерийской академией проводится приём для обучения по специальностям:

высшего профессионального образования

№ п/п Военная (обеспечивает получение уровня полной военно-специальной подготовки) Гражданская (обеспечивает получение высшего профессионального образования)

1 Применение и эксплуатация средств автоматизации ракетных войск и артиллерии Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения

2 Применение подразделений артиллерийской разведки Специальные радиотехнические системы

3 Применение и эксплуатация комплексов тактических, оперативно-тактических ракет, реактивных систем залпового огня и специальных изделий Специальные электромеханические системы

4 Применение подразделений артиллерии

5 Применение подразделений артиллерии воздушно-десантных войск

6 Применение подразделений артиллерии морской пехоты

и среднего профессионального образования

1 Применение и эксплуатация аппаратуры и оборудования автоматизированных систем управления и связи пунктов управления Информационные системы

2 Применение подразделений и эксплуатация ракетных комплексов Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

3 Техническая эксплуатация вооружения и военной техники артиллерийских подразделений

Форма обучения - очная, на бюджетной основе

«Михайловская военная артиллерийская академия - центр Российской артиллерийской мысли: история и современность» 5 декабря

2020 г.;

• в ходе проведения оперативно-специального сбора с руководящим составом ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил Российской Федерации 19 мая

2021 г.;

• в ходе посещения академии представителями дипломатического корпуса иностранных государств 20 мая 2021 г.

В этом году мы представили на форуме информационный портал академии, экспонат «Тренажёр технической подготовки экипажа к боевому применению 2С19М2 «ДИЛЕММА-3Д», компьютерный полигон «Артера-ВТ^». На выставочной экспозиции были представлены информация об академии, а также современные образовательные ресурсы, которые используются для подготовки специалистов ракетных войск и артиллерии.

На выставочной экспозиции ГУБП ВС РФ в сфере изобретательской и рационализаторской деятельности ИРД в рамках проведения Армейских международных игр «АрМИ-2021» (п. Алабино) были представлены «Новотехнологичные объекты полевой мобильной учебно-материальной базы физической подготовки», которые предназначены для организации занятий, спортивно-массовой работы по ком-плексированному базовому тактико-специальному предмету во время нахождения военнослужащих на полигонах, местах боевых действий, при переводе воинских частей, военно-учебных заведений в различные степени боевой готовности с целью повышения полевой выучки военнослужащих.

Также было представлено унифицированное программное обеспечение «Канонир-ПН», предназначенное для обучения специалистов основам выполнения огневых задач прямой наводкой из орудий. Оно обеспечивает ви-

зуализацию условий выполнения огневой задачи в зависимости от правильности действий обучаемого.

Большую роль играет созданный в октябре 2012 г. Центр поддержки технологий и инноваций академии (ЦПТИ), который до декабря 2019 г. был единственным в Министерстве обороны Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности ЦПТИ на базе академии по предоставлению инструментов патентной аналитики для обеспечения научной и образовательной деятельности используются научно-педагогическим составом и научными работниками, слушателями и курсантами для поиска патентной и научно-технической информации при выполнении НИР, разработке диссертаций, дипломных и курсовых проектов и работ.

Распространение и обмен опытом по организации изобретательской и рационализаторской деятельности осуществляются под руководством Военно-научного комитета Сухопутных войск в ходе ежегодной работы комиссии (на базе академии) по отбору наиболее значимых результатов изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности вузов Сухопутных войск.

В целом вопросам инновационной деятельности в академии уделяется особое внимание, что по-

зволяет осуществлять наращивание инновационного потенциала академии в образовательной и научной деятельности.

- Как сегодня оценивается научный потенциал академии?

- Научная деятельность относится к одному из важнейших видов деятельности академии и призвана решать научно-практические задачи в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.

Основными направлениями научных исследований являются строительство, боевое применение ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил Российской Федерации, развитие артиллерийского и ракетного вооружения, а также совершенствование образовательного процесса. В текущем году планом научной работы предусмотрено выполнение более 50 научно-исследовательских работ.

На сегодняшний день научную основу всех порученных нам исследований составляют 10 сформированных военно-научных школ, в составе которых трудятся учёные академии.

Достаточно сказать, что среди них - 16 действительных членов, 21 член-корреспондент различных академий, 3 человека имеют звание «Заслуженный деятель науки (науки и техники) РФ», 9 учёных -почётные профессоры академии, 7 учёных имеют звание «Заслу-

женный работник высшей школы» и двое - звание «Заслуженный военный специалист». Всего в академии в настоящее время трудятся 43 доктора наук и 291 кандидат наук, из них 45 профессоров и 124 доцента.

Руководство академии ведёт постоянную работу по дальнейшему укреплению научно-педагогического потенциала. В академии осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации в адъюнктуре и докторантуре, а также путём прикрепления преподавательского состава для подготовки кандидатских диссертаций без освоения образовательных программ в адъюнктуре. Ведётся база данных об офицерах-выпускниках, проявивших склонность к научной деятельности при обучении в академии.

Научные изыскания научно-педагогических работников ведутся в рамках следующих отраслей науки: военные, технические, педагогические, экономические, исторические и социологические. Актуальность научных исследований в данных отраслях науки определяется интересами ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил Российской Федерации при их строительстве, развитии, а также интересами совершенствования образовательного процесса академии и выполнения исследований по военно-научному сопро-

вождению работ государственного оборонного заказа. Научные исследования проводятся во взаимодействии с органами военного управления, исполнительной власти, научно-исследовательскими организациями, предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Ряд исследований направлен на совершенствование образовательной деятельности. Среди них:

• создание модели системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов РВиА в академии;

• повышение педагогического мастерства и качества подготовки военных специалистов по специальному и техническому обеспечению РВиА;

• разработка методики формирования профессиональных

компетенций при преподавании оперативно-тактических (тактических) и военно-технических (военно-специальных) дисциплин, оценивания уровня сформирован-ности профессиональных компетенций у обучающихся.

Инициативные работы подразделений академии являются логическим продолжением, развитием и поиском новых направлений повышения эффективности боевого применения РВиА, разрабатываемых в рамках комплексных научно-исследовательских работ.

В настоящее время РВиА являются одним из наиболее наукоёмких родов войск и без тесного взаимодействия между разработчиками, производителями и потребителями вооружения и военной техники невозможно дальнейшее эффективное развитие.

Руководство академии уделяет значительное внимание укреплению всестороннего взаимодействия и связи между заказчиком вооружения и производителями. На сегодняшний день все участники данного процесса и их общение обеспечивают непрерывное сопровождение образцов вооружения рода войск на всех этапах жизненного цикла.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.