Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОЕННО-НАУЧНЫХ ШКОЛАХ МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ)'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОЕННО-НАУЧНЫХ ШКОЛАХ МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ / АРТИЛЛЕРИЯ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СЛУШАТЕЛИ / СПЕЦИАЛИСТ / УЧЕНЫЙ / ВОЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА / ACADEMY / ARTILLERY / CADETS / EDUCATION PROCESS / TRAINEE / TEACHER / SYSTEM OF LEARNING / STUDENTS / SPECIALIST / SCHOLAR / MILITARY SCIENCE SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буг Сергей Васильевич

Представлены роль и значение научной деятельности ученых, получивших образование в Михайловском военном артиллерийском училище и Михайловской военной артиллерийской академии, для развития артиллерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буг Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN MILITARY SCIENCE SCHOOLS OF THE GRAND DUKE MICHAEL MILITARY ACADEMY OF ARTILLERY (ON THE 200TH ANNIVERSARY)

The paper covers the role and significance of research work by scholars educated at the Grand Duke Michael Artillery School and the Grand Duke Michael Military Academy of Artillery for progress in artillery.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОЕННО-НАУЧНЫХ ШКОЛАХ МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ)»

Уважаемые товарищи! Поздравляю вас со знаменательным событием — 200-летием со дня образования Михайловской военной артиллерийской академии!

Успешно пройдя путь от первого артиллерийского учебного заведения до единственного крупнейшего центра ракетно-артиллерийского образования и науки, Михайловская военная артиллерийская академия заслужила высокий авторитет как в России, так и за рубежом.

За два века в стенах академии подготовлены многие поколения офицеров, беззаветно преданных Отечеству, заслуги и подвиги которых навсегда вписаны в ратную историю России и ее Вооруженных Сил. В числе выпускников академии — кавалеры ордена Святого Георгия, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, выдающиеся военачальники, государственные деятели и видные ученые.

Сегодня Михайловская военная артиллерийская академия по праву является лучшей образовательной организацией высшего образования Сухопутных войск. Научно-педагогический потенциал академии востребован во многих странах мира. Она является базовой образовательной организацией подготовки кадров ракетных войск и артиллерии для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Нынешнее поколение «михайловцев», опираясь на опыт своих предшественников и приумножая их славные традиции, вносит весомый вклад в защиту национальных интересов России.

Уважаемые товарищи! Поздравляю всех с праздником!

Желаю крепкого здоровья, счастья, новых успехов в службе и труде на благо Отечества! Г

Генерал армии

О. САЛЮКОВ

Преемственность в военно-научных школах Михайловской военной артиллерийской академии (к 200-летию со дня образования)

Полковник запаса С.В. БУГ, доктор педагогических наук, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Представлены роль и значение науч- The paper covers the role and signifi-

ной деятельности ученых, получивших cance of research work by scholars educated

образование в Михайловском военном at the Grand Duke Michael Artillery School

артиллерийском училище и Михайлов- and the Grand Duke Michael Military Acad-

ской военной артиллерийской академии, emy of Artillery for progress in artillery. для развития артиллерии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Академия, артиллерия, курсанты, об- Academy, artillery, cadets, education

разовательный процесс, обучающийся, process, trainee, teacher, system of learning, преподаватель, система обучения, слуша- students, specialist, scholar, military science тели, специалист, ученый, военно-науч- school. ная школа.

ИСТОРИЯ Михайловской военной артиллерийской академии — важнейшая и неразрывная часть истории развития отечественной артиллерии и артиллерийской науки. С открытием 7 декабря 1820 года Артиллерийского училища, именуемого после смерти Великого князя Михаила Павловича (1849) «Михайловским», в России впервые начали готовить офицеров-артиллеристов с высшем военным образованием. В середине XIX века отечественное артиллерийское образование начало новый этап развития, обусловленный в основном поражением России в Крымской войне (1853—1856). Такой исход войны объяснялся рядом причин, но доминирующей являлось военно-техническое отставание Российской империи от ведущих европейских стран. Проблема отставания не миновала и артиллерию — важнейшего в огневом отношении рода войск, этим и была вызвана необходимость перестройки системы высшего военного образования. Указом императора Александра II от 30 августа 1855 года на базе офицерских классов Артиллерийского училища утверждается Михайловская артиллерийская академия, сохранявшая связь с училищем1.

В академии сформировалась величайшая масса интеллекта, позволяющая решать важнейшие научные и педагогические проблемы артиллерии. Училище и академия успешно выполняли роль научно-методического центра, источника кадров педагогов и ученых для артиллерийских и других учебных заведений. Его главными задачами являлись: подготовка военных кадров, проведение научных исследований в интересах перевооружения армии, освоение нового оружия в войсках, осуществление связи военно-технических исследований с войсковой практикой. Академия становится классической высшей школой подготовки высококвалифицированных артиллерийских кадров и крупным центром артиллерийской науки. С 1862 года в академии два отдела: строевой и технический. В программу подготовки входят такие учебные дисциплины, как высшая математика, теоретическая и практическая механика, химия, физика, начертательная геометрия, технология, фортификация, баллистика, материальная часть артиллерии, организация и боевое применение артиллерии, история артиллерии, администрация артиллерийских заведений.

Наличие в академии большого количества талантливых ученых способствовало появлению военных научных школ, зарождение которых следует относить к 1824 году.

Основу школ составили ученые с мировыми именами. Курс физики в училище в 1848—1861 годах читал профессор физики и физической географии Петербургского университета и главный наблюдатель за преподаванием в военно-учебных заведениях Э.Х. Ленц, известный в России и за рубежом достижениями в исследованиях электромагнитной индукции.

Курс химии в академии поставлен профессором Императорского Санкт-Петербургского университета,

Э.Х. Ленц (1804—1865)

член-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, тайным советником Д.И. Менделеевым. Он проводил в ее стенах заседания физико-химического общества России, что способствовало обогащению содержания программ обучения.

Д.И. Менделеев (1834—1907)

Двадцать лет преподавал в училище, а затем и в академии курс математики и теоретической механики академик Санкт-Петербургской академии наук, признанный в середине XIX века лидер математиков Российской империи М.В. Остроградский.

О его вкладе в математическую физику, теоретическую механику напоминают вошедшие навсегда в учебники всего мира принцип Остроградско-го—Гамильтона и уравнение Остро-градского—Якоби. Научные труды этого выдающегося ученого в области математики и механики высоко оценены зарубежными научными центрами. Он избран членом Американской (1834), Туринской (1841), Римской (1853) академий наук, член-корреспондентом Парижской академии наук (1856)2.

М.В. Остроградский (1801—1861)

Длительное время плодотворно трудился в академии заслуженный профессор математики Петербургского университета Н.С. Будаев.

Математике в академии отводилось значительное время. Ее курс читали в объеме Санкт-Петербургского университета. Глубокие знания по математике принципиально важны, поэтому она заняла доминирующее место среди преподаваемых дисциплин, а ее прикладное значение для артиллерии возросло на порядок и окончательно определило специфику профессиональных знаний артиллеристов. Документальные источники свидетельствуют о том, что высокий уровень

математических знаний, бесспорно, способствовал участию выпускников академии в приумножении традиций как технического, так и в целом военного творчества.

Высокий уровень преподавания отразился на качестве подготовки юнкеров и слушателей. Мировую известность приобрели выпускники академии Н.В. Маиевский, Н.А. За-будский, А.В. Гадолин, С.И. Мо-син, С.В. Панпушко, Р.А. Дурляхов, Н.Ф. Дроздов и другие ученые-артиллеристы, которые в начале XX века внесли большой вклад в теорию и практику развития артиллерии. Преемственность поколений ученых и педагогов, основанная на связях «учитель—ученик», дала свои плоды.

Вот пример из истории военно-научной школы, родоначальником которой является крупнейший специалист артиллерии второй половины XIX века, заслуженный профессор академии генерал от артиллерии Н.В. Маиевский, принявший активное участие в вооружении русской армии нарезным оружием. Его труды «О влиянии вращательного движения на полет продолговатых снарядов в воздухе», «О влиянии вращательного движения продолговатых снарядов на углубление их в твердые среды» произвели переворот в области артиллерийской науки. На основании полигонных исследований Н.В. Маи-евский вывел закон сопротивления воздуха, известный в дальнейшем как «Закон Маиевского». В 1870 году издан его фундаментальный труд «Курс внешней баллистики», по полноте и глубине исследования вопросов внешней баллистики оставивший далеко позади все имевшиеся по этому предмету работы зарубежных и отечественных ученых.

Научные работы Н.В. Маиевского опередили время и позволили во второй половине XIX века российской артиллерии выйти вперед, особенно

Н.В. Маиевский (1823—1892)

в создании орудий полевой и крепостной артиллерии. Сконструированные им орудия (1867—1877) были нарезными, отличались высокой надежностью, заряжались с казны и считались первыми дальнобойными системами. Есть основания полагать, что знаменитый Крупп скопировал одно из его орудий — утяжеленную 4-фунтовую (85-мм) пушку, обладавшую высокой начальной скоростью полета снаряда.

В рамках сложившейся военно-научной школы, развивавшей материальную часть артиллерии, значительных успехов добились многие ученики Н.В. Маиевского.

Один из них — виднейший русский баллистик генерал-лейтенант Н.А. Забудский, заслуженный профессор и почетный член конференции Михайловской артиллерийской академии, постоянный член Артиллерийского комитета, член-корреспондент Парижской академии наук. Он учился в Михайловском артиллерийском училище, в 1872 году выпущен подпоручиком в Кронштадтскую крепостную артиллерию. Прослужив там два года, поступил в Михайловскую артиллерийскую академию и в 1877 году,

по ее окончании, оставлен репетитором (аспирантом академии).

Для повышения уровня личной математической подготовки Н.А. За-будский состоял вольнослушателем в Петербургском университете, а затем, во время заграничной научной командировки, слушателем Берлинского университета, посещал лекции в Сорбонском университете в Париже. В 1880 году он защитил диссертацию «О канонических уравнениях движения и дифференциальных уравнениях движения продолговатого снаряда, принимая воздух, как возмущающую причину» и утвержден штатным преподавателем (доцентом), а затем, в 1890-м — профессором по баллистике в Михайловской артиллерийской академии. С 1900 года состоял заслуженным профессором, а с 1908-го — почетным членом конференции академии. В 1911 году Парижская академия наук избрала Н.А. Забудского член-корреспондентом по секции механики. В конце 1870-х годов он принимал активное участие в практической работе, связанной с принятием на вооружение русской армии новой материальной части полевой артиллерии — ору-

Н.А. Забудский (1853—1917)

дий образца 1877 года. С 1879 года Н.А. Забудский начинает работать в Артиллерийском комитете и в 1892-м назначается на должность постоянного члена комитета. Основа его деятельности — разработка баллистических вопросов, проведение экспериментов, проектирование новых артиллерийских орудий и снарядов.

Важнейшее значение для развития артиллерии и науки в России имели научные труды замечательного русского ученого артиллериста А.В. Га-долина. Его исследования, особенно в области проектирования и технологии производства артиллерийских орудий, а также в ряде других областей артиллерийского дела, имели огромное значение для дальнейшего развития артиллерии. Первоначальное образование А.В. Гадолин получил в Кадетском корпусе, а в 1849 году успешно окончил офицерские классы Михайловского артиллерийского училища. По завершении обучения А.В. Гадолин работал в училище — сначала репетитором по физике, а затем преподавателем физики и физической географии.

В 1867 году А.В. Гадолин назначен профессором технологии академии, впоследствии за плодотворную педагогическую деятельность ему присвоили почетное звание заслуженного профессора академии (1878) и избрали ее почетным членом. Наряду с преподавательской работой в академии А.В. Гадолин руководил деятельностью русских арсеналов и работал в Артиллерийском комитете. Для развития артиллерийской науки и техники важнейшее значение имели его работы в области проектирования и технологии производства артиллерийских стволов. В своей работе «Теории орудий, скрепленных обручами» (1861) Аксель Вильгель-мович первым предложил способ изготовления стволов, скрепленных одним или несколькими слоями колец.

А.В. Гадолин (1828—1892)

Применение скрепленных стволов вполне разрешило проблему их прочности, позволило значительно увеличить дальность стрельбы орудий, не увеличивая их общую массу.

Исследования А.В. Гадолина способствовали тому, что русская артиллерия получила первоклассные дальнобойные и надежные артиллерийские системы образца 1867 и 1877 годов, ставшие первыми в мире орудиями со стальными стволами3. Эти орудия не без успеха применялись в Первой мировой (1914—1918) и Гражданской (1917—1920) войнах.

С принятием на вооружение стальных нарезных орудий возникла необходимость уменьшить разрушительное действие орудия на лафет при выстреле, повысить его живучесть. Исходя из требований боевой практики генералом А.П. Энгель-гардтом (1836—1907) — выпускником академии, талантливым ученым и конструктором, был разработан и спроектирован железный лафет новой конструкции. Он первым в мире поставил на колесный ход спроектированные им же 152-мм полевые мортиры. До этого нигде в мире орудия крупного калибра

в полевых условиях не применялись. В 1895 году принимается на вооружение его новый упругий лафет для легких полевых пушек, обеспечивающий повышение скорострельности в 2 раза: с двух-трех до пяти-шести выстрелов в минуту.

Выпускник и педагог Михайловской артиллерийской академии Р.А. Дурляхов впервые в мире в конце XIX века разработал дульный тормоз к полевой пушке. Его изобретение получило долгую жизнь, сегодня дульным тормозом оснащены стволы современных буксируемых и самоходных орудий. Сконструированные им устройства обладали высокой эффективностью, обеспечивали значительное продление срока службы орудий. Р.А. Дурляхов совместно с профессором Н.Ф. Дроздовым и выпускником академии М.Ф. Розенбергом участвовал в 1915 году в разработке 305-мм орудий особой мощности, которые служили и во время Великой Отечественной войны (1941 —1945).

Р.А. Дурляхов (1856—1937)

В ходе военных реформ второй половины XIX века плодотворные исследования в области ракетного оружия, начатые родоначальником ракетного дела А.Д. Засядко, продолжил талантливый артиллерист, уче-

ный и изобретатель К.И. Константинов. Сконструированные им новые образцы ракет (1862) отличались высокой точностью пуска, эффективностью действия у цели. Ученый справедливо указывал, что ракетам принадлежит будущее, ибо только «ракеты могут быть приспособлены к «дальнему метанию» на расстояния, не досягаемые обыкновенной артиллерией». В 1868 году К.И. Константинов создал новый ракетный станок и новые пусковые устройства, благодаря которым увеличилась скорострельность ракет. Ученый совет академии присвоил в 1870 году К.И. Константинову большую Михайловскую премию, присуждавшуюся за выдающиеся научные работы в области артиллерии.

К.И. Константинов (1818—1871)

В конце 80-х годов XIX века в академии начал преподавать Д.К. Чернов — величайший русский металлург, основоположник металловедения и теории термической обработки стали. Он трудился в академии с 1889 по 1914 год. На созданной им кафедре металловедения открыли механизм процесса разрушения (разгара) зарядной каморы ствола под воздействием пороховых газов. Д.К. Чер-

нов заложил основы металлографии, и по справедливости он считается «отцом» этой науки.

Д.К. Чернов (1839—1921)

Профессор академии Л.Н. Шишков известен как высочайший организатор химического образования в академии. Это едва ли не первый воспитанник Михайловского артиллерийского училища, обративший на себя внимание французской академии наук. Интерес французских ученых вызвал труд Шишкова, посвященный исследованию состава и свойств гремучей ртути и продуктов горения пороха. По их мнению, Шишков своими опытами обнаружил глубокие знания до мельчайших подробностей как предмета, избранного для исследования, так и законов науки. В 1859 году он стал лауреатом Михайловской премии.

Революционным событием, определившим развитие артиллерии во второй половине XIX века, явилось открытие бездымного (пироксилинового) пороха. Его создание, по существу, завершило переворот в артиллерии, начатый с появлением нарезных стволов, обеспечив условия для реального повышения скорострельности орудий. Опыты по изготовлению

новых взрывчатых веществ начались в 1887 году на Охтинском пороховом заводе под руководством профессора академии Н.П. Федорова и репетитора академии С.В. Панпушко.

Поступавшая в войска новая техника демонстрировала высокие тактико-технические возможности отечественной артиллерии, такие как дальнобойность, скорострельность, могущество действия снарядов у цели и другие. Увеличение дальности стрельбы, невозможность точного определения расстояния до цели и трудности учета рассеивания снарядов требовали предварительной пристрелки. Необходимость этого вскоре была осознана широкими массами артиллеристов и в русской артиллерии началась разработка способов пристрелки. Инициатором и основоположником решения этих проблем стал профессор академии полковник В.Н. Шкларевич. Свои идеи он изложил в таких трудах, как «Об устройстве и боевом употреблении крепостной артиллерии», а также в «Кратком руководстве артиллерийской службы с полевыми орудиями образца 1877 года». В общем виде сущность правил пристрелки, предложенных В.Н. Шкларевичем, за-

В.Н. Шкларевич (1835—1915)

ключалась в том, чтобы, добившись захвата цели в вилку, перейти к ее последовательному «половинению». Способы пристрелки, предложенные В.Н. Шкларевичем, были апробированы на полигонах и в строевых частях.

В истории артиллерийской науки навсегда останутся имена основоположников способа стрельбы артиллерии с закрытых огневых позиций: воспитанника, а затем преподавателя академии Н.Л. Чебышева, ученика В.Н. Шкларевича — академика К.Г. Гука. Благодаря деятельности этих ученых-артиллеристов зародилась и получила развитие новая составная часть артиллерии — артиллерийская разведка, ставшая важнейшим видом боевого обеспечения артиллерии.

С момента появления нового способа стрельбы объективно начался процесс преодоления традиционных представлений о применении гладкоствольной артиллерии. Пионерами его стали командиры учебных батарей Михайловского артиллерийского училища, проводившие опытные стрельбы с закрытых огневых позиций, имея целью выработку способов подготовки исходных данных для открытия огня по невидимой от орудия цели. Впервые в боевой обстановке стрельбу с закрытой огневой позиции с применением угломера применил при обороне Порт-Артура в начале мая 1904 года воспитанник академии командир батареи капитан Л.Н. Гобято. Решительный переход к этому виду стрельбы был осуществлен воспитанниками академии командиром дивизиона полковником В.А. Слюсаренко и командиром батареи подполковником А.Г. Пащенко в июле 1904 года в боях под Дашичао. Русские батареи надежно подавили японскую артиллерию, завоевав огневое превосходство на поле боя. С именем Л.Н. Гобято связано и еще одно важное событие. Под его руководством в боях за Порт-Артур было

Революционным событием, определившим развитие артиллерии во второй половине XIX века, явилось

открытие бездымного (пироксилинового) пороха. Его создание, по существу, завершило переворот в артиллерии, начатый с появлением нарезных стволов, обеспечив условия для реального повышения скорострельности орудий.

создано 47-мм орудие для стрельбы шестовыми минами. Это был первый случай применения прототипов минометов, получивших впоследствии широкое распространение4.

Развитие новых методов стрельбы с закрытых огневых позиций было бы невозможно без изобретения таких артиллерийских приборов, как панорама, буссоль, новых прицельных приспособлений. Воспитанник академии В.Н. Михайловский совместно с В.Д. Туровым разработал угломер-трансформатор (командирский угломер), на базе которого создали командирскую буссоль — один из основных приборов управления огнем полевой артиллерии. Буссоль совместно с орудийной панорамой позволяла выполнять задачи при стрельбе с закрытой огневой позиции.

Одновременно с решением проблем в области артиллерии в академии развивалась школа стрелкового оружия. У истоков этой деятельности стоял В.Л. Чебышев — талантливый ученый и конструктор, профессор академии. Под его руководством началось формирование научной школы русских оружейников. В.Л. Чебышев сам сконструировал три казнозарядные винтовки (1867). Предвзятость военно-бюрократической верхушки и преклонение пе-

ред зарубежными образами стали преградой к принятию созданных им образцов на вооружение. Более удачливым оказался воспитанник академии, ученик В.Л. Чебышева — С.И. Мосин. Созданная им трехлинейная (7,62-мм) магазинная винтовка была принята на вооружение в 1891 году и более полувека находилась на службе Отечеству.

Воспитанники академии причаст-ны и к разработке отечественного автоматического оружия. Важным этапом на этом пути явился выход в 1907 году книги «Автоматическое оружие», написанной воспитанником академии В.Г. Федоровым. Его имя вскоре стало известно далеко за пределами России. Под руководством В.Г. Федорова в 1906 году начал работу известный конструктор-оружейник В.А. Дегтярев, автоматическое оружие которого являлось одним из самых массовых в годы Великой Отечественной войны.

В.Г. Федоров (1874—1966)

Весомую роль в укреплении обороноспособности страны сыграл профессор академии генерал-майор В.И. Ипатьев. В ноябре 1914 года он возглавил комиссию по иссле-

дованию возможностей производства сырья для взрывчатых веществ в России в целях снятия зависимости страны от поставок из-за рубежа. Комиссия Ипатьева, преобразованная в 1916 году в химический комитет при Главном артиллерийском управлении, в короткий срок организовала производство значительных объемов азотной кислоты, бензола и других веществ, в которых нуждались предприятия промышленности, производившие боеприпасы.

Превосходным лектором, замечательным ученым-химиком был выпускник Михайловского училища и академии профессор А.В. Сапожников, читавший в академии курс физической химии и теории взрывчатых веществ. Этот педагог и ученый, обладая блестящей математической подготовкой, стоял у истоков развития в России такой науки, как физическая химия. В 1896 году еще будучи репетитором он издал монографию «Ржавчина и предохранительная смазка для пушек и ручного оружия». Затем последовали подготовка и издание новых монографий, научных статей и пособия, посвященных взрывчатым веществам.

С марта 1918 года академия перешла в состав Красной Армии. В советское время становление и развитие военно-научных школ академии обеспечило профессиональный рост следующему поколению деятелей науки и техники. Благодаря трудам С.И. Мосина, В.Г. Грабина, В.Г. Федорова, В.И. Рдул-товского, В.М. Трофимова и других было организовано производство российского и советского артиллерийского вооружения, развита система полигонных испытаний, проведены глубокие теоретические и экспериментальные исследования в области внешней и внутренней баллистики, теории проектирования орудий и теорий стрельбы.

В анналах истории артиллерии и особенно в истории академии навсегда сохранится имя профессора генерал-полковника артиллерии Н.Ф. Дроздова — автора трудов по проектированию артиллерийских систем и создателя советской научной школы внутренней баллистики, основателя экспериментальной баллистики и создателя баллистической лаборатории. Высокой оценки заслуживает профессор И.П. Граве, подготовивший целую плеяду талантливых ученых. Вместе с ними в академии трудились и другие известные в России и за ее пределами ученые. Среди них П.А. Гельвих. Его научные труды «Курс теории вероятностей», «Теория ошибок» и «Стрельба» во многом способствовали разработке правил стрельбы, повышению уровня образования не только слушателей, но и преподавателей.

До конца 20-х годов ХХ столетия в академии служил преподавателем, а затем полностью переключился на конструкторскую работу профессор В.И. Рдултовский. Это он в период модернизации артиллерии (1923—1930) организовал пер-

В.И. Рдултовский (1876—1939)

вое в СССР конструкторское бюро по боеприпасам. Некоторые типы взрывателей, например, РГМ, являлись в то время непревзойденными образцами и широко применялись в артиллерии как во время Великой Отечественной войны, так и многие годы после нее.

О вкладе ученых академии в развитие отечественной артиллерии свидетельствует следующий, далеко не полный перечень работ:

• создание пироксилино-троти-лового пороха и разработка порохов наиболее выгодной формы (прогрессивных) — О.Г. Филиппов, С.А. Серебряков, Г.А. Забудский, И.П. Граве, В.С. Тихонович, И.В. Тишунин, К.К. Снитко;

• проектирование артиллерийских систем — И.И. Иванов, А.А. Слобод-чиков, Э.К. Ларман, С.А. Приходько;

• баллистическое проектирование — Н.Ф. Дроздов;

• исследование по проектированию самоходных артиллерийских установок — Ф.Л. Хлыстов, А.И. Ляховский;

• проектирование артиллерийских приборов — Н.И. Пчельников, Н.Я. Головин;

• создание курса фотограмметрии и артиллерии — В.Н. Верховой;

• создание курса артиллерийской метрологии — А.А. Наумов;

• расчеты по живучести каналов стволов орудий и пулеметов — А.Ф. Головин.

В разработке и внедрении в учебный процесс тематики боевого применения артиллерии в бою заметную роль играл доктор военных наук, профессор В.А. Микеладзе. Разработанный им в соавторстве с С.Г. Михайловым и Н.А. Морозовым труд «Тактика артиллерии» долгие годы служил основным учебным пособием для слушателей, преподавателей и артиллерийских командиров в войсках. Глубокие и разносторонние знания в сочетании с богатым опытом позво-

лили комдиву В.А. Микеладзе написать более 130 работ, заметно обогатив артиллерийскую науку.

Талантливыми учениками П.А. Гель-виха были предприняты успешные усилия в дальнейшем развитии теории стрельбы наземной и зенитной артиллерии. В этой области заметный след оставил профессор И.Ф. Сакриер, а также его последователи — полковники П.М. Прохоров и Г.И. Блинов. «Правила стрельбы» 1934 года, а затем и 1939-го в основном разработаны преподавателями кафедры стрельбы.

С началом Великой Отечественной войны научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа в академии подчинена требованием военного времени. Непосредственное руководство научными исследованиями осуществлял генерал-лейтенант артиллерии А.А. Благонравов, избранный в 1943 году действительным членом АН СССР. Почти все научные исследования в области боевого применения артиллерии в операции и бою с началом войны подчинены выработке практических рекомендаций для войск. Особенно это касалось тактики и стрельбы как наземной, так и зенитной артиллерии.

А.А. Благонравов (1894—1975)

Выдающийся вклад в развитие теории стрельбы наземной и зенитной артиллерии внесли такие известные в артиллерийской науке ученые, как В.А. Алексеев, Г.И. Блинов, П.А. Гельвих, В.Г. Дьяконов, П.М. Прохоров. Их труды легли в основу разработки учебников, учебных пособий и лекций, использовавшихся при проведении занятий не только на факультетах, но и на курсах по подготовке должностных лиц артиллерийских подразделений, частей и соединений.

Среди артиллеристов действующей армии большой популярностью пользовалось учебное пособие, разработанное в 1943 году на кафедре стрельбы наземной артиллерии В.Г. Дьяковым, Д.А. Мышецким и П.А. Щетининым. Пособие называлось «Управление огнем дивизиона». Оно стало отправной точкой в решении насущной в то время проблемы управления сосредоточенным и массированным огнем артиллерийских формирований. Авторы пособия впервые разработали теоретические основы подготовки и ведения сосредоточенного огня наземной артиллерией, разработали методику оценки его эффективности. Изданное на этой основе наставление по управлению огнем сыграло положительную роль в последующих боевых действиях артиллерии.

Многие исследования, проведенные учеными кафедры стрельбы наземной артиллерии, использовались в 1942 году при создании Правил стрельбы наземной артиллерии (ПС-42). В них дополнительно вводился новый способ подготовки сосредоточенного и массированного огня с использованием пристрелочных орудий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели кафедры тактики наземной, зенитной артиллерии, кафедры артиллерийской инструментальной разведки многие свои исследования строили таким образом, чтобы

Научно-исследовательская работа в Самарканде

при их завершении на выходе были получены учебные пособия и справочники, необходимые артиллеристам на фронте. Так, в 1943 году изданы массовым тиражом труды Н.Н. Никифорова: «Боевое применение минометов», «Работа артиллерийских штабов» и др. В учебных пособиях и справочниках, многие из которых без промедления направлялись в действующую армию, обобщался опыт боевых действий артиллерии в основных видах боя. С учетом этого опыта давались практические рекомендации артиллерийским командирам и офицерам штабов артиллерии различных общевойсковых формирований.

Ученые академии, анализируя и обобщая опыт боевых действий артиллерии, разрабатывали новые вопросы тактики и стрельбы артиллерии, способы применения артиллерии в наступлении и в обороне, с учетом различных условий обстановки. Решение этих и ряд других проблем применения артиллерии, базировавшихся на опыте войны, нашли свое отражение в военно-научных исследованиях А.Г. Абакумова, В.Ф. Головчанского, Н.И. Ждано-

ва, М.С. Коноплева, Н.Ф. Саличко, А.М. Уманского и других.

В 1950-е годы разработаны основополагающие военно-теоретические труды по вопросам артиллерии. Первое такое фундаментальное исследование — «Проблемы боевого применения артиллерии в операциях», изданное академией, подготовлено под руководством начальника академии Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова. В состав автор-

I

Н.Н. Воронов (1899—1968)

В 1943 году изданы массовым тиражом труды Н.Н. Никифорова: «Боевое применение минометов», «Работа артиллерийских штабов» и др. В учебных пособиях и справочниках обобщался опыт боевых действий артиллерии в основных

видах боя. С учетом этого опыта давались практические рекомендации артиллерийским командирам и офицерам штабов артиллерии различных общевойсковых формирований.

ского коллектива входили ученые — участники войны: Я.С. Гершкович, Ю.А. Гордон, П.И. Дубок, В.П. Иванов, В.В. Казин, А.О. Очков, В.С. Пересада, И.Е. Рахмаил, А.В. Хоренков, И.А. Шолохов, А.В. Яковлев.

Перед учеными академии ставилась важная государственная задача по подготовке офицеров широкого профиля, способных успешно применять ракетные войска и артиллерию в бою и операции. В учебный процесс ввели большой круг дисциплин общеобразовательного и военно-специального циклов. Как и раньше, особое внимание уделялось изучению математики, физики и других общенаучных и общеинженерных дисциплин. Среди дисциплин военно-специального цикла преобладающее место занимали тактика, стрельба и управление огнем, основания устройства материальной части артиллерии и боеприпасов, устройство и эксплуатация ракетной техники.

Во второй половине XX века ведущими учеными академии В.Г. Аниси-мовым, В.П. Видуто, А.Ф. Ивановым, Н.Н. Ильинским, В.А. Кежаевым,

В.А. Кондратьевым, В.В. Коритчуком,

A.С. Круковским, Е.К. Малаховским, Л.А. Мартыщенко, А.И. Матвеевым,

B.Г. Старосельцем, Г.Н. Ульяновым, Ю.В. Чудаковым и другими внесен значительный вклад в развитие рода войск.

Обеспечение соответствия теории и практики артиллерии достигнутому уровню современной науки и техники никогда не теряло своей актуальности.

В настоящее время структура научных исследований, проводимых военно-научными школами академии в интересах развития РВиА, включает:

• обоснование перспектив строительства и дальнейшего развития РВиА как рода войск, развития и совершенствования образцов вооружения, военной и специальной техники;

• исследование проблем и совершенствование способов боевого применения подразделений и частей РВиА, совершенствование их боевой подготовки;

• развитие форм и способов огневого поражения противника в операции (бою);

• развитие теории и практики стрельбы и пусков, управления огнем и ударами РВиА, оценки эффективности поражения группировок и объектов противника;

• исследование вопросов управления, боевого, специального и технического обеспечения РВиА;

• военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа в интересах РВиА;

• подготовка специалистов и научно-педагогических кадров для РВиА, разработка и исследование вопросов совершенствования их подготовки, внедрение интерактивных и информационных систем в образовательный процесс.

Эффективному решению задач в интересах РВиА способствуют существующие в академии одиннадцать военно-научных школ, которые активно готовят научно-педагогические кадры артиллеристов и ракетчиков, успешно выполняют задачи научной работы Сухопутных войск и Вооруженных Сил РФ.

Сегодня научные школы академии представляют собой сложившиеся творческие коллективы исследователей различных возрастов и научной квалификации, связанные проведением работ по общему научному направлению и объединенные совместной научной деятельностью под руководством известных своими научными достижениями ученых —

B.В. Лукьянова, А.Г. Мусина, В.А. Ке-жаева, Г.Н. Ульянова, В.С. Мильбаха,

C.В. Буга и других. Научные школы характеризуются устойчивостью традиций и преемственностью поколений в своем развитии. Вот лишь некоторые значимые результаты деятельности военно-научных школ академии.

Под руководством доктора военных наук, профессора В.В. Лукьянова

разработаны предложения по подготовке и изданию «Наставления по применению разноведомственных группировок войск (сил) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации», создана методика расчета боевой мощи соединений ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, подготовлены методические рекомендации по созданию и применению разведывательно-огневого (ударного) комплекса в операции (бою), выработан комплекс методик по обоснованию норм ожидаемых безвозвратных потерь, выхода в ремонт вооружения и военной техники, расхода других материальных средств.

Доктором военных наук, профессором В.П. Видуто и его школой обоснованы способы боевых действий артиллерии мотострелкового соединения в бою, разработаны методические подходы к обоснованию целесообразных способов ведения боевых действий ракетными соединениями, вооруженными перспективными многозарядными ракетными комплексами в бою общевойскового соединения.

Пуск крылатой ракеты

Учеными военно-научной школы, возглавляемой доктором военных наук, профессором А.Г. Мусиным, подготовлены предложения по совершенствованию комплексов, систем и носителей оружия в интересах эффективного поражения объектов (целей) и группировок противника комплексами и системами ракетных войск и артиллерии; методология построения военно-образовательного процесса и оценки эффективности его функционирования на базе лич-ностно ориентированного обучения, а также методология разработки и внедрения компьютерной технологии профессиональной подготовки офицера-артиллериста.

Область научных интересов военно-научной школы доктора технических наук, профессора В.А. Кежа-ева — исследование теоретических и методических проблем, моделирование боевых действий; построение и функционирование автоматизированной системы управления, процессов управления формированиями ракетных войск и артиллерии; применение компьютерных технологий в интересах рода войск; проблема разработки, развития и применения методов и программных средств сбора, хранения, обработки и передачи информации, а также применения идей искусственного интеллекта и робо-тотехнических систем в условиях пе-

рехода ракетных войск и артиллерии в разведывательно-огневую систему.

Под руководством доктора технических наук, профессора Г.Н. Ульянова разработана теория вторичной обработки радиолокационной и радионавигационной информации (более 20 методов и способов).

В военно-научной школе, руководимой кандидатом военных наук, доцентом В.Ф. Островским, учеными обоснованы структура и состав системы разведки разведывательно-огневой системы РВиА объединения, разработаны методика и модель расчета потребного наряда сил и средств разведки для разведывательного обеспечения разведывательно-огневых средств в современных операциях.

Доктор технических наук, профессор В.С. Малиновский организовал и успешно проводит научные исследования, направленные на разработку ракетно-артиллерийского вооружения, его дальнейшего совершенствования, повышение надежности, а также совершенствование системы создания вооружения и военной техники. Дальнейшим развитием научной школы стали исследования, направленные на совершенствование систем управления ракет, защищенности ракетно-артиллерий-ского вооружения, оптимизации системы испытания, а также разработки учебно-тренировочных средств.

Сегодня научные школы академии представляют собой сложившиеся творческие коллективы исследователей различных возрастов и научной квалификации, связанные проведением работ по общему научному направлению и объединенные совместной научной деятельностью под руководством известных своими научными достижениями

ученых — В.В. Лукьянова, А.Г. Мусина, В.А. Кежаева, Г.Н. Ульянова, В.С. Мильбаха, С.В. Буга и других. Научные школы характеризуются устойчивостью традиций и преемственностью поколений в своем развитии.

Марш на огневую позицию САО 2С19

Под руководством доктора технических наук, профессора Д.П. Гасюка выработаны рекомендации органам военного управления по порядку применения сил и средств специального обеспечения, предложения по перспективной организационной структуре подразделений технического обеспечения соединений, частей и подразделений РВиА.

Доктором исторических наук, профессором В.С. Мильбахом и его школой исследуются проблемные вопросы строительства Армии времен Российской Империи, Вооруженных Сил Советского Союза и современной России; организовано историческое сопровождение научных исследований, проводимых другими военно-научными школами. Ученые школы принимают активное участие в организации и проведении международных научных конференций (круглых столов) по проблемным вопросам Великой Отечественной войны, юбилейным датам отечественной военной истории.

Под руководством докторов наук, профессоров В.В. Коритчука и С.В. Буга

разработаны методические рекомендации по организации боевой подготовки в ракетных и артиллерийских соединениях (воинских частях, подразделениях) Сухопутных войск для обеспечения подготовки войск к ведению разведывательно-ударных действий артиллерийских формирований, программа боевой подготовки ракетных подразделений, предложения в Концепцию комплексной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В рамках проведения научно-исследовательских работ и военно-научного сопровождения опытно-конструкторских работ академия взаимодействует со многими научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, плодотворно сотрудничает в области образования и науки с ведущими образовательными организациями. Осуществляется научно-техническое сотрудничество со многими предприятиями оборонно-промышленного комплекса с целью создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, трена-

В рамках проведения научно-исследовательских работ и военно-научного сопровождения опытно-конструкторских работ академия взаимодействует со многими научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, плодотворно сотрудничает в области образования и науки с ведущими образовательными организациями. Осуществляется научно-техническое сотрудничество со многими предприятиями оборонно-промышленного комплекса с целью создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, тренажеров для подготовки специалистов и формирований.

жеров для подготовки специалистов и формирований.

В своей деятельности военно-научные школы академии уделяют особое внимание подготовке научных кадров, повышению их научной квалификации, обеспечению преемственности поколений, развитию научного потенциала и распространению передового опыта. Это составляет основу деятельности военно-научных школ академии в интересах дальнейшего строительства рода войск.

Академия решает и ряд других важных задач. С 2015 года ей придан статус базовой учебно-методической организации по подготовке кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по специальностям ракетных войск и артиллерии.

Основная задача академии — подготовка кадров для ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, морской пехоты, Федеральной службы

безопасности России. Кроме того, академия в рамках международного военно-технического сотрудничества готовит специалистов для армий иностранных государств. Сегодня в академии обучаются офицеры и курсанты более чем из 40 стран мира. Результаты решения основной задачи значительны. Академия шесть лет подряд признается лучшей образовательной организаций Сухопутных войск. Команды курсантов академии являются победителями Всеармейских олимпиад по военной истории, информатике, иностранному языку. Дважды, в 2018 и в 2019 годах, академия представляла Российскую Федерацию на Международных состязаниях: по военной истории — в Белоруссии и по иностранному языку — в Армении. Оба раза команды академии становились победителями.

Достигнутые результаты являются итогом работы всего коллектива, но наиболее значительный вклад внесен военно-научными школами академии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища. СПб., 1870. С. 5.

2 Михайловская военная артиллерийская академия (1820—2005 гг.). Исторический очерк / под ред. В.А. Константинова. СПб., 2005. С. 29—30.

3 Хоренков А.В. Михайловцы на службе отечеству (1820—2011). Биографический словарь. СПб., 2012. С. 116.

4 Отечественная артиллерия. 600 лет / под ред. Г.Е. Передельского. М.: Воениз-дат, 1986. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.