Научная статья на тему '«ДАТЬ... ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛУЖБЫ». 100 ЛЕТ СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЛОТСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРУЖИЯ'

«ДАТЬ... ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛУЖБЫ». 100 ЛЕТ СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЛОТСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЕВСКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ / ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА» / КАФЕДРА БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ ВМФ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ФЛОТСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ / EMPEROR NICHOLAS NAVAL ACADEMY / NAVY MESC «NAVAL ACADEMY NAMED AFTER ADMIRAL OF THE NAVY OF THE SOVIET UNION N.G. KUZNETSOV» / DEPARTMENT OF COMBAT USE AND EXPLOITATION OF NAVY SURFACE-TO-AIR MISSILES / SYSTEM OF TRAINING NAVAL EXPERTS IN COMBAT USE OF SURFACE-TO-AIR MISSILES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисицкий Дмитрий Александрович

В статье представлены результаты анализа формирования и развития российской академической системы подготовки флотских специалистов боевого применения артиллерийского, с середины XX века - ракетно-артиллерийского оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GIVE... THE KIND OF TRAINING UP TO THE CURRENT STANDARDS OF THE NAVAL SERVICE». THE CENTENARY OF THE SYSTEM OF ACADEMIC TRAINING OF NAVAL WEAPON EXPERTS

The paper presents the results of a look into the formation and development of the Russian academic system of training naval experts in artillery combat employment, and since the mid-1900s also that of surface-to-air missiles.

Текст научной работы на тему ««ДАТЬ... ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛУЖБЫ». 100 ЛЕТ СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЛОТСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРУЖИЯ»

Д.А. ЛИСИЦКИЙ

D.A. LISITSKIY

«ДАТЬ... ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛУЖБЫ»

100 лет системе академической подготовки флотских специалистов оружия

«GIVE. THE KIND OF TRAINING UP TO THE CURRENT STANDARDS OF THE NAVAL SERVICE»

The centenary of the system of academic training of naval weapon experts

со дня создания си стемы подготовки специалистов оружия в старейшем военно-морском образовательном учреждении России — Военном учебно-научном центре Военно-морского флота (ВУНЦ ВМФ) «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

Опыт локальных войн и вооружённых конфликтов последних десятилетий свидетельствует о существенном возрастании роли ракетных и артиллерийских комплексов в вооружённой борьбе на море. Это предъявляет повышенные требования к качеству обучения специалистов вопросам организации боевого применения ракетно-артилле-рийского вооружения офицеров ВМФ, в т.ч. с высшей военной оперативно-тактической (ака-

демической) подготовкой, получаемой в стенах ВУНЦ ВМФ. В поиске путей совершенствования этих аспектов образовательного процесса преподаватели нашей кафедры обращаются к накопленному в академии столетнему опыту.

В дореволюционный период обучение офицерских кадров Российского флота с высшим военным инженерным образованием применению корабельного оружия (артиллерийского и торпедного) не носило системного характера.

В конце XIX века офицеров-артиллеристов готовил офицерский Артиллерийский класс при Учебном отряде Балтийского флота, который не обеспечивал им достаточной квалификации. Выпускники не обладали необходимыми знаниями тактики, технических и математических наук, поэтому не могли

предъявлять обоснованные тактико-технические требования к создававшимся образцам оружия, а также полноценно разрабатывать теоретические аспекты применения корабельной артиллерии.

Не в полной мере отражал требования того времени к подготовке специалистов корабельного оружия и учебный процесс в Николаевской морской академии, предназначение которой в соответствии с утверждённым в 1910 году императором Николаем II положением о ней заключалось в том, чтобы «дать обучающимся в ней офицерам высшее военно-морское образование и высшее специальное техническое образование, соответствующее современным требованиям военно-морской службы»1.

В конце XIX века в академии готовили специалистов с выс-

I

I ■

шим образованием по трём направлениям: гидрографическое, кораблестроительное и механическое.

Единственную возможность подготовки в России флотских артиллеристов с высшим военно-инженерным образованием в то время предоставляла Михайловская артиллерийская академия. Квота на обучение в ней составляла до 6—7 морских офицеров в год. Однако направленность этой подготовки была хотя и военно-инженерной, но сугубо «сухопутной».

Такая подготовка в связи со стремительным развитием корабельной артиллерии не отвечала потребностям быстро росшего и развивавшего Российского флота. С каждым годом необходимость расширения и совершенствования подготовки флотских артиллеристов с высшим инженерным образованием становилась всё более очевидной. Этого настоятельно требовала практика применения броненосцев — основной ударной силы на море в конце XIX — начале XX века. Было несомненно, что организоватьтакую подготовку могла только Николаевская морская академия. В ней требовалось создать специализированное отделение (отдел) военно-морского оружия, для этого внести изменения в организационно-штатную структуру вуза и содержание обучения2.

Создание академической системы обучения флотских офицеров организации боевого применения оружия началось в январе 1896 года. По ходатайству начальника Николаевской морской академии вице-адмирала Д.С. Арсеньева в ней впервые открылась специализированная подготовка командного состава — курс военно-морских наук на правах военно-морского отделения (срок обучения — 3 месяца, в последующем — 6 месяцев). По существу, военно-морское отделение было прообразом современного факультета дополнительного профессионального образования (более точно — командного факультета).

В новом отделении для офицеров командного состава

Здание Николаевской морской академии

Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1907 г.

флота предусматривалось изучение следующих дисциплин: военно-морская статистика, военно-морская география, морская стратегия, военно-морская история, морское международное право, а также морская тактика. В последнюю дисциплину наряду с разделом «Прикладная тактика» входили «Элементарная морская тактика» и «Тактическая часть артиллерии». Их в 1906—1912 гг. преподавал офицер Морского генерального штаба, автор ряда пособий по тактике, стратегии и боевым средствам флота, участник Русско-японской и в последующем Первой мировой войн, будущий капитан 1 ранга В.Н. Черкасов3. Появление военно-морского отделения ещё не предусматривало полноценной подготовки специалистов оружия.

После Русско-японской войны Морской генеральный штаб начал укреплять флот по всем направлениям, особенно интенсивно — морскую артиллерию. Проводились изыскания, нацеленные на создание новых образцов орудий и совершенствование тактики морской артиллерии, прежде всего, выработку правил стрельбы4. Эти

изменения отражались на содержании академического образовательного процесса.

В 1910 году с учётом опыта Русско-японской войны и представленных предложений император Николай II утвердил новое «Положение о Морской академии», в соответствии с которым существовавшие ранее отделения были преобразованы в отделы (гидрографический, механический, кораблестроительный и новый военно-морской). Обучение в военно-морском отделе предусматривало продолжительность 2 года 7 месяцев (из них 2 года — основной курс обучения, 7 месяцев — дополнительный для наиболее подготовленных офицеров).

Военно-морской отдел давал соответствующие знания флотским офицерам, которых впоследствии должны были назначать командирами кораблей 1 и 2 рангов или направлять для прохождения службы в Морском генеральном штабе5.

Одной из новых учебных дисциплин для этого отдела была артиллерийская тактика. Её цель — подготовка офицерских кадров к боевому применению артиллерийского вооружения кораблей различных классов,

Л.Г. Гончаров

изучение правил обращения с ним и ухода за материальной частью артиллерии на кораблях. Ведущим преподавателем артиллерийской тактики стал будущий капитан 1 ранга Н.И. Игнатьев6.

Введение специализированной учебной дисциплины не означало организации полноценной системы подготовки офицеров — специалистов корабельного оружия. Отсутствовал основной элемент такой системы — специализированная кафедра. Создать её помешала Первая мировая война, с началом которой Николаевская морская академия произвела ускоренный выпуск офицеров и прекратила образовательный процесс.

В 1916 году значительная убыль флотских офицеров в ходе войны потребовала возобновить их подготовку в академии. Затем коррективы в организацию подготовки кадров для флота внесли Октябрьская революция и Гражданская война.

Летом 1918 года деятельность академии была снова прекращена. Но в связи с острой потребностью в высококвалифицированных флотских кадрах в декабре того же 1918 года по решению Реввоенсовета Республики был рассмотрен вопрос о возобновлении учёбы. На конференции академии командующий Морскими силами Республики

В.М. Альтфатер заявил: «Обстановка требует, чтобы в непродолжительное время академия приступила к началу учебных занятий, чтобы дать флоту лиц с оперативной и достаточной математической подготовкой, которые смогли бы разбираться в вопросах техники»7.

1 апреля 1919 года в реорганизованной Морской академии началась учёба. К ней приступили 16 слушателей, рекомендованных реввоенсоветами флотов, из бывших офицеров, перешедших на службу в Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ). На этом этапе специализированной подготовки специалистов оружия не предусматривалось.

В том же 1919 году решением народного комиссара по военным и морским делам была создана комиссия под председательством выдающегося учёного и кораблестроителя академика А.Н. Крылова8 для разработки учебного плана академии и основных положений учебных дисциплин, в т.ч. по артиллерийской специальности. Результатом её работы стал приказ командующего Морскими силами и управляющего Морским комитетом от 17 мая 1920 года № 228 об открытии при Морской академии технических отделов (предшественников факультетов) — гидрографического, механического, кораблестроительного и военно-морского оружия. В том же мае был введён новый временный штат академии. Организация в ней нового отдела — военно-морского оружия — стала очень важным шагом в организации обучения специалистов корабельной артиллерии. Предстояло создать систему их академической подготовки.

Большую работу по организации отдела военно-морского оружия проделали его основатель и первый начальник, профессор, будущий вице-адмирал Л.Г. Гончаров9 и доцент, будущий инженер-контр-адмирал Б.Д. Яшнов. Они определили основные принципы подготовки специалистов данного профиля, разработали первый учебный план и учебно-методические

материалы, провели организационную работу, подобрали педагогический состав.

13 ноября 1920 года начальник академии Б.Б. Жерве подписал приказ № 334 о распределении учебного персонала академии по кафедрам и предметам преподавания. Этот день принято считать началом подготовки в академии специалистов оружия и рождения современной профильной кафедры ВУНЦ ВМФ.

Новый отдел военно-морского оружия (с августа 1923 г. — факультет) включал артиллерийские кафедральные коллективы, которые возглавили видные специалисты. Кафедру проектирования орудий и снарядов — один из крупнейших учёных в области проектирования ствольных артиллерийских систем и внутренней баллистики, будущий член президиума Академии артиллерийских наук генерал-полковник артиллерии Н.Ф. Дроздов10. Кафедру проектирования станков и башенных орудий — специалист в области морской артиллерии, будущий академик Академии артиллерийских наук инженер-контрадмирал Е.Л. Бравин11. Кафедру внешней баллистики — специалист теоретической механики и баллистики, будущий лауреат Сталинской премии, профессор генерал-майор В.В. Мечников. Кафедру артиллерийской стрельбы — сначала В.В. Мечников, затем — авторитетный специалист боевого применения корабельной артиллерии, капитан 2 ранга дореволюционного флота, позже председатель Научной артиллерийской комиссии при Главном управлении кораблестроения РККФ Г.Н. Пелль12. В 1922 году в отделе военно-морского оружия появилась кафедра проектирования приборов управления огнём и дальномеров.

Кадровое обеспечение новых учебно-методических подразделений было крайне сложной задачей. Её решение затрудняло отсутствие в прежний период системы подготовки морских офицеров-артиллеристов с высшим военно-инженерным образованием и

I

I ■

соответственно подготовленных флотских кадров. Поэтому активное участие в создании и становлении системы академической подготовки морских офицеров оружия приняли видные учёные-артиллеристы и педагоги Михайловской артиллерийской академии, в 1919 году переименованной в Артиллерийскую академию РККА13. Н.Ф. Дроздов был её штатным преподавателем, В.В. Мечников — профессором и руководителем дипломного проектирования по внешней баллистике Артиллерийской академии. Значительный вклад во внедрение её опыта в практику обучения слушателей Морской академии общенаучным и специальным инженерным дисциплинам внёс один из создателей отдела военно-морского оружия, выпускник Михайловской артиллерийской академии Б.Д. Яшнов.

1 октября 1920 года состоялся первый полноценный набор в Морскую академию. 12 из 72 зачисленных приступили к учёбе в отделе оружия14. Но в марте 1921 года в связи с событиями Кронштадтского мятежа занятия в академии были прекращены, слушатели распущены (направлены на фильтрацию), проведена реорганизация вуза. О ней в выпущенном в 1923 году сборнике о Военно-морской академии РККФ сказано: «Встал во всей своей остроте вопрос об учёбе, о реорганизации всего учебного

дела во флоте и постановке его на должную высоту, — всё это... заставило пролетарскую метлу пройтись по Николаевской морской академии и создать из неё Военно-морскую академию Красного флота. жёстко и определённо проделать ряд коренных изменений, которые бы и составили революцию в Николаевской академии»15. Было выдвинуто требование — «создать хороших командиров и специалистов-практиков не только политически грамотных, но и абсолютно политически надёжных», которое «определило метод развивающейся революции в академии; в неё было влито больше сотни моряков-коммунистов и беспартийных; активных участников Гражданской войны»16.

Набор в январе—марте 1922 года резко увеличил в реорганизованной академии число учебных групп (с 6 до 23) и обучаемых (с 68 до 213)17. Она получила задачу организовать подготовку военных моряков с различными уровнями профессионального образования и служебного положения на флоте. Новые «задачи момента потребовали необычного для академии расширения курсов и программ... От научно-исследовательской работы в высших областях в.м. (военно-морского. — Прим. авт.) знания до общеобразовательных наук и начальных элементов специальных курсов. центр тяжести

переместился в сторону подготовительных курсов»18. Принятые «в академию без достаточной подготовки» должны были «выйти из неё с уровнем знаний» выпускников «дореформенного времени»19.

В соответствии с разными уровнями подготовки обучаемых нового набора их в отделе оружия направили на подготовительное отделение из трёх групп. Старшая (14 человек, из них 9 артиллеристов и 5 минёров) приступила к освоению основной программы 1 сентября 1922 года, средняя (8 артиллеристов) — 1 сентября 1924 года. Сведений о младшей группе нет. Продолжительность академического курса обучения в отделе оружия была определена в 4 года.

Несмотря на все сложности переломного времени преобразования старой, дореволюционной флотской академической школы в новую, советскую, именно в тот период в ней была создана система подготовки морских артиллеристов — специализированные кафедры и учебные курсы, подобраны педагогические кадры и подготовлены выпуски специалистов оружия. В 1926 году состоялся первый из них, в 1928 году — второй. С тех пор Военно-морская академия произвела десятки выпусков офицеров флота, подготовила сотни высококвалифицированных специалистов артиллерийского и ракетного

Н.Ф. Дроздов

Е.Л. Бравин

В.А. Унковский

оружия. Это результат труда её педагогического состава, в который входили выдающиеся военные учёные.

В соответствии с развитием вооружения флота и его кадровыми потребностями изменялись академические кафедры артиллерийского профиля. В 1930-е годы их было 5: тактических свойств оружия (начальник — профессор Л.Г. Гончаров); артиллерийского оружия (профессор Е.Л. Бравин), баллистики и артиллерийских снарядов (доцент, будущий профессор инженер-капитан 1 ранга П.П. Соколов), приборов управления стрельбой (основоположник создания отечественных морских систем управления артиллерийской стрельбой, профессор инженер-капитан 1 ранга С.А. Изенбек), а также артиллерийской стрельбы20. Её в 1935—1954 гг. возглавлял основоположник теории стрельбы корабельной артиллерии и создатель соответствующей научной школы, профессор, академик Академии артиллерийских наук вице-адмирал В.А. Унков-ский21. Последующие поколения педагогов-артиллеристов были его учениками или учились по трудам этого выдающегося учёного.

В конце 1940 — начале 1950-х годов в связи с интенсивными разработками реактивного оружия для флота академия начала подготовку специалистов по его применению и эксплуатации. Были созданы кафедры, обеспечивавшие подготовку специалистов по конструкции ракет, газовой динамике, двигательным установкам и системам управления реактивным оружием, а также кафедра стрельбы и боевого использования реактивного оружия22. Её основателем и начальником в 1950—1970-х годах стал капитан 2 ранга, в последующем контр-адмирал П.А. Павлов — выпускник академии, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, под руководством которого в 1950-е годы были разработаны основы теории стрельбы и эффективности боевого применения ра-

кетно-артиллерийского оружия, вошедшие во многие документы ВМФ23.

Кафедра в короткие сроки научно обосновала и разработала новые учебные курсы. Так как ни теории стрельбы и боевого применения реактивного (ракетного) оружия, ни флотских специалистов в этой области не было, как вспоминал П.А. Павлов, использовалась научно-теоретическая база применения корабельной артиллерии «при значительной степени фантазии по ракетному оружию»24. Первыми педагогами-ракетчиками в академии наряду с Павловым стали видные учёные-артиллеристы с большим опытом и научным авторитетом — А.А. Свешников25, И.Я. Динер26 и др.

В дальнейшем в ходе многочисленных реорганизаций военно-морских вузов и структуры академии, смен названий и количества ракетных и артиллерийских факультетов и кафедр, изменений организации учебного процесса до 2009 года академические кафедры артиллерийского и ракетного профилей развивались по трём основным направлениям: боевое применение артиллерийского и ракетного оружия; его материальная часть; системы управления этим оружием.

Рамки журнальной статьи не позволяют перечислить многих военных учёных и педагогов, артиллеристов и ракетчиков,которые в стенах академии вносили вклад в подготовку флотских специалистов оружия. Упомяну лишь некоторых из них. На кафедре 21 (стрельбы и боевого использования корабельного оружия) трудились М.П. Ганин, К.Б. Старобин, А.А. Шакун, Ю.С. Антонов, Е.Г. Алексеев, Д.И. Синицын, Ю.Б. Фёдоров, Г.Н. Антонов, В.В. Осипов, Н.А. Королёв, В.И. Исаев, С.И. Ворник, А.Г. Горев, В.А. Цу-варев, А.П. Кравченко. На кафедре 22(морских управляемых ракет и пусковых установок) — Е.Н. Мнёв, Г.С. Щенников, О.И. Беспалов, Н.Н. Елгазин, В.В. Тушев, В.В. Шкварцов, В.Т. Чемодуров, Г.С. Максимов, Б.И. Марченко, В.Д. Волков. На кафедре 23 (систем управ-

ления ракетами и торпедами) — В.Ф. Тур, Б.М. Вулконский, С.С. Ривкин, В.В. Жучков, В.А. Петров, В.П. Тарасов, Ю.В. Кротков, Ф.С. Чаусов и др.

В 2009 году в связи с созданием Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» из кафедральных коллективов ракетно-ар-тиллерийского профиля была образована единая кафедра боевого применения и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. Ныне она — единственное в ВМФ учебно-научное подразделение, готовящее офицеров-специалистов с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по программе высшего образования (магистратура), по специальности «Управление эксплуатацией и организация боевого применения морского ракетно-артиллерийского вооружения». В её рамках слушатели изучают организацию и управление развитием ракетно-артиллерий-ского вооружения; организацию ракетно-артиллерийского технического обеспечения соединений и объединений флота; управление ракетно-артилле-рийской службой и ракетно-ар-тиллерийской подготовкой объединений флота; организацию боевого применения всех видов ракетно-артиллерийского оружия, в т.ч. баллистических ракет подводных лодок, противокорабельных крылатых ракет, а также корабельных зенитных ракетных и артиллерийских комплексов.

Уникальная особенность образовательной деятельности кафедры — подготовка специалистов по программам, включающим обучение по вопросам планирования и применения морских стратегических ядерных сил, морского высокоточного оружия большой дальности по наземным объектам,организации огневого и ядерного поражения противника, а также создания и развития межвидовых автоматизированных разведывательно-ударных систем Вооружённых сил Российской Федерации в части, касающейся ВМФ.

Таким образом, столетняя история ракетных и артиллерийских кафедр старейшего военно-морского образовательного учреждения России неразрывно связана с развитием Военно-морского флота и в целом наших Вооружённых сил. Появление новых образцов корабельного оружия вело к созданию в академии новых учебных коллективов, научных школ и кафедр. Их число и состав, специальности и направления подготовки изменялись в соответствии с кадровыми потребностями флота в ходе немалого числа реорганизаций системы военного образования.

Созданная в 2009 году кафедра боевого применения и эксплуатации ракетно-артилле-рийского вооружения ВМФ продолжает традиции, заложенные в далёком 1920 году первыми артиллерийскими кафедрами Морской академии и развитые их последователями на протяжении всей вековой истории академической подготовки флотских специалистов оружия. Кафедральные научно-педагогические коллективы артиллеристов и ракетчиков, объединённые в составе нашей кафедры, были сосредоточением передовой военно-научной мысли, методического, педагогического мастерства и вносили достойный вклад в подготовку высококвалифицированных кадров ВМФ. Наш кафедральный коллектив стремится сохранять и развивать эти традиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: История // Сайт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»: https://vma.mil.ru.

2 «...Быть... мореходных хитростно наук учению» / Под общ. ред. А.А. Римашев-ского. СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2011. С. 30.

3 Черкасов Василий Нилович (17 апреля 1878 — ?) — капитан 1 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн. Артиллерийским офицером эскадренного броненосца «Пересвет» (1901—1903 гг.) с М.М. Римским-Корсаковым составил «Наставление командирам батарей, групп и плутонгов» своего корабля, высоко оценённое специалистами. В 1917 г. стал начальником Главного управления

кораблестроения. С июля того же года занимал другие должности. В 1920—1923 гг. руководил морскими путями сообщений на Белом море и в Северном Ледовитом океане. В августе 1920 г. арестован, вскоре освобождён. В апреле 1922 г. как «контрреволюционный» элемент уволен в бессрочный отпуск. В 1923 г. стал помощником начальника Центрального управления морским транспортом, в 1925 г. — начальником планового отдела Центрального бюро по морскому судостроению. В 1929 г. переехал в Ленинград. Дальнейшая судьба неизвестна. См.: Введение // Черкасов

B.Н. Записки артиллерийского офицера броненосца «Пересвет». СПб.: Бахкра, 2000. С. 9—12. Интернет-ресурс: http:// militera.lib.ru.

4 ГончаровЛ.Г. Воспоминания о Военно-морской академии. Самарканд, 1944. С. 5.

5 Там же. С. 4.

6 Игнатьев Николай Иванович (1 мая

1880 — 24 августа 1938) — капитан 1 ранга, участник Русско-японской войны, преподаватель Морской академии. Автор «Таблиц стрельбы артиллерии». В 1917 г. — начальник артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. В феврале 1920 г. уволен в отставку. С апреля 1921 г. — вновь преподаватель Морской академии. В 1931 г. арестован. Осуждён на 10 лет. Освобождён в 1934 г. Работал помощником начальника отдела «А» НИИ имени А.Н. Крылова. В ноябре 1937 г. вновь арестован. В августе 1938 г. расстрелян. Подробнее см.: Николай Иванович Игнатьев / Интернет-ресурс: http://www.navy.su; Близниченко С.С., Лазарев

C.Е. Выдающийся флотский учёный Николай Иванович Игнатьев (1880—1938) // Новые исторические перспективы. 2016. № 3(4). С. 5—10. Интернет-ресурс: https:// cyberleninka.ru.

7 «.Быть. мореходных хитростно наук учению». С. 134.

8 См.: Выдающийся учёный и кораблестроитель А.Н. Крылов // Интернет-ресурс: https://flot.com.

9 Гончаров Леонид Георгиевич (1885 — 1948) — вице-адмирал, доктор военно-морских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, видный учёный в области стрельбы и боевого применения корабельного оружия. Неоднократно подвергался арестам. Погиб на допросе в 1948 г. через 17 дней после ареста. См.: Близниченко С.С., Лазарев С.Е. Политические репрессии профессорско-преподавательского состава Военно-морской академии в 1920-х годах // Вестник ТОГУ, 2013. № 2(29). С. 293—302. Интернет-ресурс: http://pnu.edu.ru.

10 Подробнее см.: Дроздов Николай Фёдорович // Сайт Военной академии РВСН имени Петра Великого: https:// varvsn.mil.ru.

11 Бравин Евгений Леонидович // Интернет-ресурс: http://www.fnperm.ru.

12 Пелль Георгий Николаевич (23 января 1885 — 24 апреля 1930) — капитан 2 ранга, участник Русско-японской войны, Цусимского сражения. Преподавал в Артиллерийском офицерском классе Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. С 1918 г. — начальник артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. С 1919 г.

— преподаватель Морской академии. С 1924 г. — председатель артиллерийской секции Научно-технического комитета Морских сил РККА. Автор ряда изобретений, пользовался большим авторитетом как специалист морской артиллерии. Не раз подвергался арестам. 24 апреля 1930 г. умер в тюрьме. См.: Пелль Георгий Николаевич // Интернет-ресурс: 1Ш^://агЛ2. Ме.сеПег; Российский государственный архив ВМФ. Ф. 873. Оп. 30. Ед. хр. 264. Интернет-ресурс: https://rgavmf.ru.

13 История академии // Интернет-ресурс: https://mvaa.mil.ru.

14 «.Быть, мореходных хитростно наук учению». С. 135.

15 Военно-морская академия Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Петроград: Тип. Морского комиссариата, 1923. С. 5, 6.

16 Там же. С. 6.

17 Там же. С. 32.

18 Там же.

19 Там же.

20 Подробнее см.: Факультет вооружения // Доценко В.Д., Щербаков В.Н. Профессора Военно-морской академии / Под ред. Н.Д. Закорина. СПб., 2004. Интернет-ресурс: https://flot.com.

21 См.: Унковский Всеволод Андреевич // Там же.

22 Кафедра стрельбы и боевого применения корабельного ракетно-артилле-рийского оружия Военно-морского флота (исторические заметки о создании, становлении и развитии) 1950—2000 гг. СПб.: Военно-морская академия, 2000. С. 6.

23 См.: Доценко В.Д., Щербаков В.Н. Указ. соч.; Павлов Павел Александрович // Интернет-ресурс: https://museum.itmo.ru.

24 Из рукописных воспоминаний контрадмирала П.А. Павлова, хранящихся на кафедре боевого применения и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

25 Свешников Арам Арутюнович (1911— 1979) — инженер-полковник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Один из крупнейших специалистов в области теории и боевого применения корабельного ракетно-артиллерийского оружия, теории вероятностей, математической статистики, теории случайных функций, создатель научной школы по боевому применению корабельного оружия и количественным методам оценки его эффективности. Автор трудов «Теория стрельбы реактивными снарядами», «Прикладные методы теории случайных функций». См.: Кафедра стрельбы и боевого применения корабельного оружия // Доценко В.Д., Щербаков В.Н. Указ. соч.

26 Динер Исай Яковлевич (1910—1977)

— инженер-полковник (1953), доктор технических наук, профессор, педагог и видный учёный в области математического обеспечения исследования операций. Созданная им научная школа по использованию математических методов в ВМФ способствовала внедрению автоматизированных систем управления в практику флотов. См.: 100 лет со дня рождения Исая Яковлевича Динера // Интернет-ресурс: https://flot.com. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.