Научная статья на тему 'СВОЕВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ'

СВОЕВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВОЕВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ»



ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

СВОЕВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ

БАКАНЕЕВ Сергей Анатольевич

родился в 1960 г. на хуторе Ба-талыциковский Верхнедонского района Ростовской области.

В1982 г. с отличием окончил Одесское высшее артиллерийское командное училище.

В 1982-1987 гг. проходил службу в Группе советских войск в Германии в должностях командира взвода, батареи.

В 1987-1990 годах проходил службу в Забайкальском военном округе, последняя должность - командир дивизиона.

В 1993 г. по окончании Военной артиллерийской академии продолжил службу в Приволжском военном округе в должностях начальника штаба полка, командира самоход-но-артиллерийского полка, командира артиллерийской бригады.

В 2001-2003 гг. - слушатель Академии Генерального штаба.

В 2003-2013 гг. проходил службу в Дальневосточном, Восточном военных округах в должностях заместителя, начальника штаба - первого заместителя начальника РВиА ДВО, командира отдельной мотострелковой бригады, начальника РВиА Восточного военного округа.

С 2013 г. - начальник Михайловской военной артиллерийской академии.

Награжден Грамотой Президента РФ «За заслуги в укреплении обороноспособности страны».

Начальник Михайловской военной артиллерийской академии, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист, генерал-лейтенант С.А. Баканеев, кавалер орденов «За военные заслуги», Почета и медали «За боевые заслуги», ответил на вопросы нашего журнала.

подготовки командных кадров оперативно-тактического звена. Анализ войсковой практики тех лет, особенно времен Первой мировой войны, заставил также говорить о неподготовленности офицеров к работе с личным составом в условиях информационно-психологического противоборства и социальных потрясений. Вот, пожалуй, наиболее серьезные ошибки в работе академии за время ее существования.

Мы внимательно изучаем опыт истории, но войти в одну и ту же реку дважды невозможно. Мир изменился, как и военная сфера. Темпы изменений таковы, что система образования обречена на деградацию, если застынет в своем развитии.

Обновление системы подготовки кадров для РВиА ускорилось в процессе обретения армией нового облика. В ходе этого процесса род войск сохранил значительную роль в современном бою. На его части и подразделения возлагается до 70% объема огневых задач в оперативно-тактической глубине. Однако за этим показателем стоят принципиально новые возможности рода войск и особенности его боевого применения.

Современный бой характеризуется скоротечностью, огневой и тактической самостоятельностью, высокой маневренностью противоборствующих сторон, использованием высокоэффективного оружия ближнего боя. Успеха в бою достигает сторона, обладающая оружием, которое возможно применять автономно и в режиме реального времени, измеряемого даже не минутами, а секундами.

- Сергей Анатольевич, мы живем в эпоху глобальных перемен. О них рассуждают и военные специалисты, прогнозируя очередную революцию в военном деле. Однако, по оценке Президента России В.В. Путина, прозвучавшей на недавнем съезде Российского союза ректоров, не все вузы готовы к обновлению в этой ситуации. Для Михайловской военной артиллерийской академии тема обновления актуальна?

- В истории академии, насчитывающей без малого 200 лет, много примеров, когда коллектив учебного заведения с успехом отвечал на вызовы очередного этапа развития военного дела. Он оказывался на высоте требований боевых действий различной интенсивности и масштаба. Есть и обратные примеры. Наиболее поучительные из них связаны со временем рубежа Х1Х-ХХ веков. В то переломное для военной теории и практики время в академии не сумели своевременно оценить значимость тактической

Заметно обострилась проблема живучести вооружения. В этих условиях ключевой тенденцией, меняющей облик РВиА, является автоматизация управления огнем артиллерии и ударами ракетных войск. В ближней и дальней перспективе - использование оружия, основанного на новых физических принципах в опоре на искусственный интеллект.

Автоматизация боевой работы не умаляет роли человеческого фактора. Командиру сегодня по ряду причин труднее работать с личным составом, чем даже в недавнем прошлом. Против России уже в мирное время ведется информационно-психологическая война. Михайловская академия также стала ее объектом. Так, на сайтах Интернета появляются фейки, из которых, например, можно узнать, что, якобы, наши курсанты проходят стажировку, принимая участие в боевых действиях на Донбассе. В подтверждение даже демонстрируется фотография михайловцев, сделанная по завершении «Гонки героев».

Все эти обстоятельства учтены в Концепции, Плане развития академии, текущей работе. Акцент сделан на качество подготовки выпускников. Эта задача решается в ходе деятельности учебного заведения как единого инновационного учебного, методического и научного комплекса непрерывного ракет-но-артиллерийского образования.

- Что считается наиболее важным в достижении целей, определенных Концепцией и Планом развития академии?

- Возможно отвечу не оригинально - формирование педагога нового типа. Из теории управления известен принцип ключевого звена, взявшись за которое можно вытащить всю цепь. Таким звеном, безусловно, является оптимальная кадровая политика. Формируя педагогический коллектив, мало добиться единого понимания целей и задач образовательного процесса. В условиях обновления

системы образования для военного педагога уже недостаточно даже глубокого знания военного дела и уровня научной квалификации, опыта войсковой практики в объеме задач академии. Прошлый опыт быстро устаревает. Поэтому важны желание и потребность постоянно работать над собой. Сегодня это ведущее требование к постоянному составу академии.

По уровню научной квалификации научно-педагогический коллектив академии находится в числе лидеров в Вооруженных силах. Среди преподавателей - 37 докторов наук, 234 кандидата, 40 имеют звание профессора, 99 - доцента. По всем этим показателям мы превышаем критерии, установленные нормативными актами.

Для педагогов, работающих в военно-учебном заведении, уважаемым и полезным нравственным и профессиональным капиталом является опыт боевых действий. Почти 70% офицеров академии обрели его в различных военных конфликтах, в том числе в роли военных советников в Сирии. Среди командированных в эту страну около 70% находились там более месяца, каждый десятый побывал в 2-3 командировках. Михайловцы зарекомендовали себя достойными военными профессионалами. 82% офицеров награждены либо представлены к наградам за отличия, отвагу в ходе боевых действий,

Г ™ з >- - и 1

* ; 1 ■ с Г 1 ! 1

11' и/1 1Ш1 Ни

самоотверженный труд и большой личный вклад в выполнение задач военной операции в САР, а также иные заслуги. 45% из них отмечены дважды и трижды.

Таких компетентных и ответственных специалистов, увлеченных работой, не надо подстегивать и заставлять трудиться из-под палки. У них другая мотивация - чувство воинского долга и чести, увлеченность работой. Они едва ли не априори обладают стремлением к новизне, готовы и способны проявлять инициативу. Важно ее не подавить, создать условия для проявления.

Таким условием является доверие между начальниками и подчиненными, педагогами и обучающимися. В Михайловской военной артиллерийской академии времен Российской империи такое доверие считали ведущей традицией учебного заведения. Мы стремимся ее поддерживать и поэтому не допускаем мелочную опеку педагогов чрезмерной регламентацией труда. Но каждый понимает, что нет строже наказания, чем утрата доверия.

Творчество трудно регламентировать подобно другим видам служебной деятельности. Отношения в научном и педагогическом мире построены на нормах нравственной и профессиональной культуры. В инновационном вузе в основе их - этос науки. Как известно, он

а ■

(¿и т |' ь 1 1 1 п1 1 + 1 рг а.

1 :\]ЛJi ■1 'Ш %

содержит технические и моральные предписания. Они являются ориентирами для педагога-исследователя, творческой личности. Какие-то из этих норм закреплены в кодексе чести михайловца. О них, как минимум, размышляют в ходе учебных занятий с адъюнктами и педагогами, повышающими квалификацию. Эти нормы обязательны для усвоения офицерами из войск, осваивающими азы профессии преподавателя уровня академии.

- Как влияет на образовательный процесс опыт учений и боевых действий в ходе проведения спецопераций? Что нового дает этот опыт?

- Учения и боевые действия наиболее объективно выявляют реальную компетентность военного специалиста. Речь идет об умении офицера использовать внутренние и внешние ресурсы для эффективного решения наиболее сложных учебно-боевых и боевых задач. Новизна опыта учений и боевых действий многогранна. Она может быть доступна с первого взгляда, но часто сразу не осознается. Увидеть ее - это тоже искусство. Оно дается не всем, особенно под давлением боевой обстановки. Однако педагог просто обязан видеть новое. Новизна опыта может иметь индивидуальную значимость. От этого ее ценность не снижается.

Офицеры академии регулярно привлекаются на учения различного масштаба. Педагоги в звании

не ниже полковника в зависимости от войскового опыта и занимаемой до академии должности выполняют задачи посредников в артиллерийских полках и бригадах. Работая в академии, они теоретически обогатились, получили возможность осмыслить пройденный служебный путь. Это облегчает им на новом уровне воспринимать ситуацию в войсках, делать выводы о жизненности методик и рекомендаций, разработанных в учебном заведении. Информация из войск становится в последующем предметом обсуждения в профильных предметных комиссиях и на кафедрах.

Особенно хотелось бы остановиться на участии слушателей академии под руководством преподавателей в КШУ военно-учебных заведений Министерства обороны. В ходе них слушатели академии обретают весьма ценный опыт совместной работы «вживую» с общевойсковыми командирами на различных уровнях управления войсками. У них появляется возможность критически оценить широту собственного военного кругозора. Немаловажно обретение опыта адаптации к работе во вновь формируемых штабах и органах управления, да еще в непривычной обстановке.

Для преподавателей эти учения стали удобной площадкой для экспертной апробации руководящих документов. Примечательно, что, по мнению педагогов, «кулуарное»

общение на таких учениях оказалось даже более продуктивным, чем по официальным каналам. В неформальном общении офицеры психологически раскрепощены. У них появляется больше возможностей для аргументации своих позиций, осознания просчетов, признания оптимальности решений оппонентов.

КШУ со слушателями для нас важны и возможностью объективнее оценить уровень подготовки ми-хайловцев, прежде всего, от коллег по образовательной деятельности. Наши оценки обучающихся не расходятся с полученными на учениях. Мы этим удовлетворены, как и добрыми словами в адрес отличившихся михайловцев. Впрочем, это не повод для успокоенности достигнутыми результатами обучения.

Традиционно в образовательном процессе в академии значительную роль играет опыт боевых действий. Например, участие наших офицеров-советников в специальных операциях в Сирии расширило наши представления о психологии поведения военнослужащих в условиях применения новых средств вооруженной борьбы: тех же самых дронов, оснащенных боеприпасами, «джихад-мобилей» боевиков. Близкое общение с сирийскими военнослужащими в боевой обстановке и в быту оказалось полезным для понимания боевой психологии народов арабского мира. Нам становится легче работать с иностранными военнослужащими, обучающимися в России. Заслуживает внимания оригинальный опыт формирования в сирийской армии группировки артиллерии в условиях горно-пустынной местности и высокой мобильности отрядов боевиков. Все это и многое другое представляет ценность для войсковой практики, оперативно учитывается в учебно-методических комплексах.

- Актуальный для современной образовательной практики тезис о готовности к обновлению высшей школы ассоциируется с научны-

ми исследованиями. Насколько успешно реализуется в Михайловской военной артиллерийской академии идея интеграции образования, науки и практики?

- Трудно представить взгляд на систему образования будущего без опоры на принцип опережающего обучения. Опережать - значит глубоко понимать закономерности текущих процессов, видеть ближайшую и далекую перспективу развития рода войск и формировать ее контуры. Это - задача военной науки.

Ежегодно специалисты академии выполняют около 90 НИР различной проблематики и степени сложности. Они заданы органами военного управления либо проводятся в инициативном порядке. В учебном заведении сложились 10 научных школ, определяющих научное лицо РВиА. Специалистам научных школ удалось организовать тесное взаимодействие со слушателями и курсантами, занимающимися в секциях Военно-научного общества. Немало примеров, когда в атмосфере научного творчества обучающиеся начинают видеть в науке свое будущее. Согласно опросам, наиболее предрасположены к научной деятельности курсанты, обучающиеся по специальности «Применение и эксплуатация средств автоматизации РВиА». У них высокий средний балл школьных аттестатов. Это еще раз доказывает, насколько будущее военной науки зависит от качества обучения в средней школе, как надо бороться за достойных абитуриентов.

В академии плодотворно работают три диссертационных совета, адъюнктура и докторантура. На съезде Российского союза ректоров прозвучала цифра, что в гражданских вузах только 14% аспирантов выходят на защиту диссертаций своевременно. У нас этот показатель составляет 75-80%. Качество выполненных работ и перспективность тем научных исследований адъюнктов, а с недавних пор и ма-

гистров подтверждены отзывами из войск, предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В академии дорожат плодотворными деловыми научными связями не только с войсками, но и ОПК. Они формируют важные условия для реализации идей опережающего обучения. Как известно, этот принцип предполагает освоение обучающимися и нового вооружения до его массового поступления в войска. Уже в Русской армии осознавали, что это необходимо. С1912 года последовали приказы по военному министерству, потребовавшие обеспечивать военно-учебные заведения новыми образцами оружия, первоначально применительно к артиллерии. Так была заложена важная традиция, актуальная и в наше время. В недавнем прошлом в среднем в ввузах России было не менее 66% современных образцов вооружения и техники. Наша академия тогда находилась в числе лидеров по этому показателю и продолжает удерживать эти позиции.

Обучать боевой работе на новом вооружении педагогам академии помогает сотрудничество учебного заведения с ОПК. Ведущей формой такого взаимодействия является участие офицеров академии в разработке и обосновании оперативно-тактических и тактико-технических требований к вооружению, в проведении испытаний вооружения. Между академией

и предприятиями ОПК идет постоянный обмен информацией и литературой. Эффективной формой взаимодействия зарекомендовали себя научные и научно-практические конференции, в повестке которых актуальные проблемы боевого применения вооружения, направления развития рода войск в России и за рубежом. Офицеры повышают квалификацию, стажируются в должности научных сотрудников на предприятиях ОПК, осваивают новые образцы вооружения до его поставки в войска и военно-учебные заведения. Сотрудничество специалистов РВиА и ОПК проходит также в диссертационных советах в форме рецензирования, оппонирования диссертаций, выполнения функций ведущей организации, координации тематики диссертационных исследований. Расширяется практика рецензирования специалистами ОПК научных трудов адъюнктов по технической тематике.

- Современная система образования нацелена на поиск, поддержку и развитие талантливых молодых людей. Как в академии решается эта задача?

- Поиск талантов, безусловно, необходим как на стадии вступительных экзаменов, так и в процессе обучения. В будущем одаренные курсанты и слушатели могут войти в неформальный союз интеллектуальной и управленческой элиты РВиА. Однако важнее раскрыть

Г i i- - и

W |' i ■ i Г 1 1 Ii

\ :iiri j.' ■i JlLLJj %

способности обучающихся. Нередко до учебы в ввузе они жили, работали, проходили службу в условиях, не позволявших проявить свой неординарный потенциал.

Очевидно, единых рецептов, как им помочь, нет. Помимо индивидуальных различий существует проблема дифференциации требований к личности выпускника ввуза, исходя из должностного предназначения. У офицера, который пойдет по стезе специалиста военного управления, свой путь к успеху, у будущего ученого иная дорога, хотя их объединяет много общего. В первую очередь нетривиальность мышления. Но для его выявления и развития необходим акцент на методиках проблемного обучения. Важно не злоупотреблять объемом учебного материала. Эта методическая аксиома является ведущей для нашего вуза. Актуально обучение самостоятельной работе в высшем учебном заведении. Например, курсанты первого курса, бывает, жалуются, что им трудно запомнить все, что от них требуют в ходе учебных занятий. Но дело не в памяти, а в необходимости смены методики самостоятельной работы: перехода от школьной зубрежки с механическим запоминанием к логической памяти, правильной организации своего времени.

Определяют успех индивидуальный подход, уважение личности

обучающегося. Большинство педагогов и работают в таком ключе.

Польза от индивидуального подхода к каждому обучающемуся несомненна. Об этом отчасти свидетельствуют результаты участия курсантов-михайловцев в Олимпиадах среди вузов Сухопутных войск, Вооруженных Сил и международных состязаниях. Начиная с 2014 года, команды наших курсантов, как минимум, в десятке лучших. Они неоднократно занимали призовые места по отдельным дисциплинам. Михайловцы выходили в лидеры и в общем зачете, например, в 2018 году. Особенно отличились курсанты, соревновавшиеся в знаниях военной истории. В последние годы у нас очень хорошие результаты показывают команды по информатике, иностранному языку.

- В 2019 году на базе академии будет проводиться Олимпиада по иностранному языку. Что вы ожидаете от этого состязания?

- Дальнейшего возрастания интереса к изучению иностранных языков, углубления методического сотрудничества между педагогами, наконец, налаживания дружеских контактов между курсантами различных учебных заведений. Надо сказать, что в становлении артиллерийского образования и рода войск в целом знание офицерами иностранных языков сыграло, не боюсь этого слова, выдающуюся

роль. Большая часть литературы по артиллерии в XVIII- XIX веках издавалась на иностранных языках или была переводной. Из 69 авторитетных публикаций 30 были известны на иностранных языках, 22 переведены на русский.

Знание иностранного языка было маркером военной культуры. Многие знаменитые артиллеристы владели несколькими языками. Петровский генерал-фельдцейх-мейстер Я.В. Брюс был, например, полиглотом. Его знания языков способствовали становлению артиллерийского образования в России. Заниматься наукой без знания языка тогда было непросто, учиться в Михайловской артиллерийской академии тоже. Такой крупный специалист, как A.B. Гадолин, читал лекции на немецком языке, Н.В. Маиевский - на французском. Михайловцев часто направляли в заграничные командировки. Там тоже требовалось знание языка.

В советское время традиция массового владения военными кадрами иностранными языками была, по сути, утрачена. Сегодня ее надо возрождать. В этом есть необходимость ввиду расширения международных контактов, решения других задач. Нам очень приятно, что михайловцы одержали в 2018 году яркие победы в ходе Олимпиады Сухопутных войск и Всеармейской олимпиады по иностранным языкам. Будем работать

и дальше над восстановлением одной из близкой к утраченным традиций артиллеристов.

- Мир вступил в эпоху информационного общества и цифрового уклада экономики. Без информационных технологий невозможно представить и военное дело. Эти технологии органично связаны с математикой, со знанием которой принято ассоциировать артиллеристов. Ассоциация по-прежнему актуальна?

- Действительно, артиллерию связывает с математикой многое: и разработка материальной части рода войск, и возвышение до современных высот искусства стрельбы. Даже в появлении неформального звания артиллерии, как ученого рода оружия, тоже есть след математики. Менее известно влияние изучения математики на стиль поведения и мышления артиллеристов. В литературе, да и по жизни, можно встретить такие описания математического мышления, как: доминирование логики в рассуждениях, лаконизм, безупречная аргументация, скрупулезная точность.

Изучение математики стало нормой подготовки артиллеристов Русской императорской армии. Падение уровня знаний артиллеристами математики в 1920-1930 годах стало настоящей бедой. Артиллерия Красной армии отстала от западных конкурентов в овладении искусством стрельбы с полной подготовкой данных. На эту ситуацию наложился переход на «цифру» штабной работы. Пришлось принимать едва ли не чрезвычайные меры, чтобы организовать изучение математики и в войсках.

Автоматизация расчетов, стрельбы и управления огнем даже у некоторых артиллеристов влечет сомнения в необходимости знаний математики. Действительно, зачем корпеть над расчетами, если есть таблицы стрельбы. Современная аппаратура управления позволяет не более, чем за 40 секунд рассчитать установки для стрельбы по неплановой цели и передать их

командиру миномета или орудия. Но вот интересный факт. По авторитетным оценкам, с 1992 по 2012 годы скорость компьютеров увеличилась в 8 тысяч раз. За это же время, независимо от компьютеров, скорость расчета увеличилась в 400 тысяч раз благодаря развитию математических идей. Эффект от развития математики в 50 раз превысил эффект развития компьютерных технологий. Это информация, прежде всего, для ученых. Войсковым практикам надо быть готовым, что в борьбе на поле боя с технологичным противником аппаратура работать не будет.

Математическая культура артиллеристов по-прежнему актуальна. На этом строится обучение в академии. Однако важно идти по пути оптимизации объема знаний математики, исходя из должностного предназначения выпускника академии, индивидуальной склонности к научной работе. Злободневным может быть даже тот или иной раздел математики.

На страницах научных журналов, можно, например, встретить размышления о востребованности в XXI веке вероятностно-статистического стиля мышления. Он формируется под влиянием изучения математики. Считается, что этот тип мышления эффективен для оценки и принятия решений в ситуациях быстрой смены обстановки. Речь идет о прогнозировании развития ситуации, когда она представляется непредсказуемой.

- Конкурентоспособность вузов сегодня как никогда определяется способностью создать комфортную среду для учебы и повседневного быта, досуга. В академии интересно, комфортно учиться, служить?

- Смотря о каком комфорте идет речь. Суворов как-то в ответ на жалобу австрийского военачальника на плохую погоду на марше заявил: «Только женщины, неженки и лентяи нуждаются в хорошей погоде».

Большинство наших курсантов, по данным одного из опросов, морально-психологический ком-

* ; 1 1 С 1 1 ! IV *

¿Ш1

форт учебы в академии связывают с возможностями овладения специальностью. Они хотят работать на новой технике и современной материальной базе, чаще выполнять огневые задачи из стрелкового оружия и штатным снарядом. Им хочется заниматься спортом в свое удовольствие, работать на компьютерах. Особо значимо для курсантов и слушателей отношение педагогов к своему труду. Обучающиеся испытывают чувство глубокого разочарования, если преподаватели не оправдывают их надежд. Разумеется, курсанты и слушатели не безразличны к бытовым условиям, отношениям в учебных коллективах, организации досуга. Все это в конечном итоге влияет на желание курсантов и слушателей учиться. Так или иначе, проблемы психологического дискомфорта, если они возникают, решаются или будут решены на современном уровне.

В академии создана современная материальная база. В учебных классах много тренажеров, в том числе уникальных. В их создании приняли участие и наши специалисты. Посредством тренажеров по стрельбе и управлению огнем обучающиеся могут вести «артиллерийские дуэли». Занятия в таком формате намного интереснее, чем традиционные. Они максимально приближены к боевой обстановке. В прошлом ряд учебных задач отрабатывали на примитивных по современным меркам малых артиллерийских полигонах. На макете местности удочками для грузиков обозначали разрывы снарядов. Сегодня на смену МАПам пришли тренажеры, имитирующие местность в объемном трехмерном изображении. Тренажеры выполнены на современной информационно-обучающей базе с «умными программами». Они позволяют проводить как коллективное обучение, так и по индивидуальной траектории для каждого слушателя или курсанта.

Возрождается после запустения трудных 1990-х годов Лужский

Г i i- - У

Ж |' i ■ i Г 1 1 (1

\ :iiri J.' ■i ,'Ш 1L

полигон. Сегодня на его территории можно проводить учения, отрабатывать взаимодействие всех родов войск Сухопутных войск. Для обучающихся построены современные типовые общежития, оборудованные необходимыми бытовыми удобствами для длительного проживания. На полигоне проводятся ежегодные учения с боевым пуском тактических ракет. В разы увеличилось количество боеприпасов, выделяемых для выполнения учебно-боевых задач.

В академии созданы и необходимые условия для занятий спортом. По уровню развития спортивно-массовой работы учебное заведение уже четыре года стабильно занимает призовые места на Спартакиаде Сухопутных войск. Михайловцы добились впечатляющих успехов в индивидуальном и командном первенствах по различным видам спорта.

На кафедре физкультуры и спорта работают не только хорошие спортсмены, организаторы, но и думающие педагоги. Они стремятся максимально увязать проводимые занятия с особенностями служебной деятельности артиллеристов и ракетчиков.

В спортивных секциях академии занимаются около 2000 человек. Лучшие из них попадают в сборные команды. На базе массового спорта удалось выйти на своего рода спортивно-педагогический рекорд: в 2018 году среди выпускников вуза были 19 мастеров спорта, в т.ч. и мастер спорта международного класса. Все они подготовлены в стенах академии. Среди курсантов есть и чемпион мира - по гиревому спорту -курсант И. Марков. В академии служит наш выпускник мировой рекордсмен по подъему переворотом по версии Книги рекордов Гиннеса майор Д. Залозний. Его результат - 1400 раз непрерывно выполненного упражнения.

- Мировой тенденцией является формирование единого образовательного пространства. В

какой степени академия может вписаться в этот процесс?

- Она уже вписалась и достаточно давно не только в российское, но и мировое образовательное пространство, разумеется, с учетом специфики военно-учебного заведения с ее ограничениями.

Михайловская военная артиллерийская академия является признанным и авторитетным в военном мире центром ракет-но-артиллерийского образования и науки. В академии обучаются специалисты для РВиА Сухопутных войск, ВДВ, ВМФ, Российской гвардии. Учебное заведение в этом учебном году готовит также специалистов для армий более 30 иностранных государств. В академии осуществляется подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для армии России, стран ближнего и дальнего зарубежья, налажены профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, дополнительная подготовка личного состава на новые и перспективные образцы вооружения. У нас проходят обучение специалисты из стран, закупающих в России новые образцы вооружения.

В июне 2015 года Совет министров обороны ОДКБ принял решение придать академии статус базовой учебно-методической организации по подготовке специалистов РВиА для ОДКБ.

У военно-учебного заведения широкий круг связей и взаимоотношений с различными государственными и общественными организациями и движениями, высшими учебными заведениями и школами. Тем самым решается задача расширить представление общества о Михайловской военной артиллерийской академии. Одновременно мы создаем оптимальные условия для социализации курсантов и слушателей в современном обществе России. Они учатся сотрудничать с различными общественными структурами и теми, кто в них состоит. Однозначно, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в координатах этого пространства обогащается и профессиональная культура педагогов.

Так, успехом пользуется организация на базе академии праздника Дня ракетных войск и артиллерии на Лужском полигоне. Тысячи жителей Луги и Санкт-Петербурга, губернаторы областей Северо-Западного региона с интересом наблюдают за боевой работой артиллеристов и ракетчиков, знакомятся с вооружением. На площадке Лужского полигона представлены военно-патриотические клубы. Они помогают нам в реконструкции военно-исторических событий. Расчеты орудий из курсантов учебного заведения привлекаются для проведения праздничных салютов и фейерверков в Петербурге по случаю государственных праздников. Недавно академия стала сотрудничать с молодежно-подростковым клубом юнармейского движения «Мужество» в организации досуга. Полезен опыт участия курсантов в научных форумах, проводимых в Петербурге, в частности Всероссийском конкурсе научных работ «Молодые таланты России».

Научно-образовательная модель, сложившаяся в академии, представляется надежным фундаментом для укрепления ее авторитета в мировом образовательном пространстве. Мы делимся наработками, полезными для повышения качества подготовки военных кадров в странах ОДКБ и других дружественных России государствах. У нас есть основания утверждать, что они оценены по достоинству. Коллектив академии открыт для сотрудничества со всеми, кто разделяет политику России сделать мир, в котором мы живем, безопаснее, надежно защитить рубежи Российской Федерации и ее союзников.

Беседу вели Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ и Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.