АНАЛИЗ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ В МИХАЙЛОВСКОЙ
ВОЕННУЮ АРТИЛЛЕРИЙСКУЮ АКАДЕМИЮ
Дьяков Сергей Иванович,
кандидат педагогических наук, начальник УК (К) Тарасов Андрей Викторович
Слушатель академии, Михайловская военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург
За ракетными войсками и артиллерией издавна утвердилась репутация интеллектуального рода войск. Мастерами военного дела артиллеристы и ракетчики становились благодаря постоянной боевой учебе, формы которой непрерывно совершенствовались, а также знаниям, умениям и навыкам, которые они приобретали в стенах старейшего военного учебного заведения.
Более полутора столетий для обучения высшему артиллерийскому мастерству отбирались самые подготовленные и способные к артиллерийским наукам офицеры. Для оценки уровня подготовленности, поступающих в академию существовала система критериев, позволяющая выявить реальный уровень необходимых знаний и компетенций.
В данной статье проводится анализ правил поступления в академию полтора века назад.
Приведенные ниже требования к поступлению в Михайловскую военную артиллерийскую академию, как ни странно, начинают свое существование с момента учреждения академии. Если их проанализировать и сравнить с современностью, то они практически соответствуют современному этапу развития ракетных войск и артиллерий. Этот факт показывает, что высокие требования к офицеру-артиллеристу сохраняются, преумножаются и совершенствуются на протяжении всей истории развития рода войск [1, с.4].
Проведем сравнительный анализ правил поступления в академию современного этапа развития РВиА и правил, утвержденных документами в середине 19-го века (См.табл.1).
Сравнительный анализ правил приема в академию полтора века назад и современного этапа развития РВиА
_Таблица 1
№ п/п Середина 19-го века Современный этап
1 Приём офицеров разрешался лишь на первый и второй курсы обоих отделов академии [2, с.11]. Прием на обучение производится на первый курс [3, с.5]. Офицеров рассматривают и определяют их годность при поступлении по следующим критериям: по возрасту, по уровню образования (подготовки), по штатно-должностной категории, по состоянию здоровья, по уровню физической подготовленности, по уровню профессионально-должностной подготовленности, по результатам служебной деятельности. В качестве кандидатов рассматриваются офицеры, имеющие полную военно-специальную подготовку, проходящую службу не менее 7 лет после окончания учебного заведения срок определяется на 1 сентября года поступления в академию, званием не менее «капитана», проходящих службу не менее года на воинских должностях, для которых предусмотрено звание «майор». При условии соблюдения остальных требований в качестве кандидатов могут рассматриваться офицеры, проходящие военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «капитан», если они были назначены на эти должности с воинских должностей, для которых штатом предусмотрено воинское звание «майор», ему равные и выше, по организационно-штатным мероприятиям. Также могут рассматриваться офицеры, состоящие в распоряжении командиров (начальников) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, до зачисления в распоряжение проходившие военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «майор», ему равные и выше. Зачислению в академию слушателями предшествуют предварительный и профессиональный отбор.
2 Для поступления на первый курс обоих отделов Академии, все офицеры, без исключения, вне зависимости от их образования, сдавали вступительные экзамены по следующим предметам: алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и начало Для поступления в академию кандидаты в слушатели сдают вступительные испытания [3, с.7]. Вступительные испытания проводятся в форме выполнения кандидатами КТСЗ, включающего следующие виды: 1. «Общая тактика и боевое применение РВиА» и «Управление повседневной деятельностью подразделений в мирное время».
№ п/п Середина 19-го века Современный этап
интегрального исчислений, артиллерия, тактика, фортификация, физика и химия. 2. «Стрельба и управление огнем (управление ракетными ударами)» и «Боевые возможности основного вооружения и техники». На каждое испытание выделяется 2 дня (по 6 часов): в первый день кандидаты письменно выполняют КТСЗ; во второй день кандидаты осуществляют защиту выполненного КТСЗ. Особенностью испытания по разделу «Стрельба и управления огнем» является выполнение огневых задач на имитационных средствах во второй день. В ходе защиты КТСЗ комиссия определяет глубину знаний и навыков, показанных кандидатами на испытаниях. Проверка уровня физической подготовленности кандидатов для поступления проводится в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 2009 г. № 200, путем сдачи экзамена по физической подготовке в соответствии с возрастными группами по 3 упражнениям: - подтягивание на перекладине; - бег на 100 м; - бег на 3 км (для 1-3-х возрастных групп); - бег на 1 км (для 4-й и старших возрастных групп). Для выполнения каждого физического упражнения дается одна попытка. В отдельных случаях (при срыве, падении и т.п.) проверяющий может разрешить кандидату выполнить его повторно. Выполнение физических упражнений с целью улучшения полученной оценки не допускается. В ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на быстроту, силовые упражнения, упражнения на выносливость. Все назначенные на проверку физические упражнения выполняются, как правило, в течение одного дня. В отдельных случаях, порядок выполнения физических упражнений может быть изменен. Проверка физической подготовленности военнослужащих проводится в спортивной форме одежды. Кандидат, не выполнивший назначенное упражнение по минимальному пороговому уровню и не набравший минимально допустимого количества баллов в сумме трех упражнений, оценивается «неудовлетворительно». Кандидат, не прибывший без уважительной причины или отказавшийся от выполнения любого из упражнений, оценивается «неудовлетворительно». Для определения уровня физической подготовленности кандидатов используется стобальная шкала. Перевод суммы, набранных баллов по физической подготовке в стобалльную шкалу осуществляется в соответствии с таблицей. Пример: Первая возрастная группа - набрано за ФП 155 баллов (оценка ФП «удовлетворительно») вычисления: 155-140 (минимальный балл по ФП на оценку «удовлетворительно») умножить на 0,8 (кратный коэффициент) + 15 (минимальный балл по стобалльной шкале) = 27 баллов по стобалльной шкале. Вторая возрастная группа -набрано за ФП 195 баллов (оценка ФП «отлично») вычисления: 195-190 (минимальный балл по ФП на оценку «отлично») умножить на 1 (кратный коэффициент) + 75 (минимальный балл по стобалльной шкале) = 80 баллов по стобалльной шкале.
3 Для поступления на второй курс одного из отделов Академии, офицеры кроме вступительного экзамена сдавали те же экзамены, преподающихся на первом курсе Академии, что и офицеры, переходящие с первого курса на второй. На второй курс набор не производится.
№ п/п Середина 19-го века Современный этап
4 Поступающие в Академию, должны были показать достаточные знания по части строевой артиллерийской службы, что должно было подтверждаться рекомендацией с предыдущего места службы. Офицеры, поступающие из других родов войск, опрашивались по знанию артиллерийского устава в Академии, по особой программе и допускались к экзаменам только при удовлетворительных знаниях [2, с. 13]. При поступлении офицер обязан предоставить служебные карточки и учебные дела, в которых содержатся: рапорт офицера, служебную характеристика, автобиография, выписка из заседания военного совета округа, карта медицинского освидетельствования, копия документа об образовании, справка о штатной категории занимаемой воинской должности по воинскому званию с указанием номера штата, военно-учетной специальности и тарифного разряда, выписку из оценочных ведомостей результатов служебной деятельности, карточка учета результатов физической подготовки, справка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Прием офицеров другого рода войск не производится. [3, с.5].
5 В технический отдел Академии, сдавали также экзамен по иностранному языку (французский, немецкий или английский по выбору самих офицеров). Прием на технические специальности не производится. Иностранные языки на вступительных экзаменах не сдаются. [3, с.6].
6 Рапорта с просьбой разрешить сдавать вступительные экзамены подавались не позже 1 мая (поступающие из других родов войск до 1 апреля), а начальнику Академии сведения о поступающих должны были быть предоставлены до 1 июня [2, с.16]. Рапорта по команде подаются до первого января года поступления. После прохождения аттестационной комиссии воинской части, армии, военного округа формируются списки кандидатов, которые до 15 апреля предоставляются в Главное управление кадров и приемную комиссию ВУЗа [3, с.6].
7 Поступление разрешалось офицером чином от прапорщика и выше в возрасте до 30 лет. Поступление разрешается офицерам, с которыми может быть заключен контракт на время обучения и пять лет после окончания учебного заведения [4, с.6]. Для категории до подполковника включительно предельный возраст составляет 50 лет, соответственно поступление в академию возможно до 43 лет [5, с.2].
8 Кандидаты для поступления в академию с 1 июля, за месяц до экзамена, прикомандировывались к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии, если они проходили службу в воинских частях в Санкт-Петербурге, то они оставались при своих частях. С 1 июля и по 15 сентября офицеры освобождались от исполнения служебных обязанностей [2, с.18]. Профессиональный отбор кандидатов проводится с 15 по 30 мая. Все кандидаты прибывают в командировку в академию и на время сдачи экзаменов освобождаются от исполнения служебных обязанностей [3, с.6].
9 После окончания экзаменов начальник академии представлял в Главное артиллерийское управление списки поступивших офицеров, и списки не сдавших экзамены, которые сразу после утверждения результатов испытаний возвращались на места предыдущей службы. Денежное и другие виды довольствия офицеры получали от крепостной артиллерии или от своих частей до выхода приказа о приёме офицеров в академию. Кандидаты из числа офицеров, прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки. На кандидатов из числа офицеров, не допущенных приемной комиссией к профессиональному отбору, оформляется список кандидатов из числа офицеров, не допущенных к профессиональному отбору. Кандидаты из числа офицеров, не прошедшие профессиональный отбор, в конкурсные списки не заносятся. На них оформляются списки кандидатов из числа офицеров, которым отказано в приеме в академию. Первыми в конкурсные списки заносятся кандидаты из числа офицеров, зачисляемые в академию вне конкурса, остальные кандидаты из числа офицеров располагаются в зависимости от суммы баллов, определяющей уровень профессиональной подготовленности и уровень физической подготовленности. Оценка за каждый раздел вступительных испытаний определяется как средний балл по вопросам раздела с округлением до одной сотой. Оценка уровня физической подготовленности - в соответствии с НФП-2009 по стобалльной шкале. Оценка за раздел испытания через коэффициент переводится в баллы по каждой из дисциплин: «Общая тактика и боевое применение РВиА», «Стрельба и управление огнем управление ракетными ударами)» (максимальная оценка (баллов)- 5, коэффици-ент-7, максимальное количество баллов- 35); «Управление повседневной деятельностью подразделений в мирное время», «Боевые возможности основного вооружения и техники» (макси-
№ п/п Середина 19-го века Современный этап
мальная оценка (баллов)- 5, коэффициент-3, максимальное количество баллов- 15); «Физическая подготовка» (максимальная оценка (баллов)- 5, коэффициент-20, максимальное количество баллов- 100). По окончанию экзаменов начальник академии представляет списки успешно сдавших экзамены на аттестационную комиссию ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск и после утверждения этих списков издается приказ Министра обороны о зачислении офицеров слушателями [3, с.9].
10 Офицеры других родов войск подавали рапорта по команде с просьбой допустить к вступительным экзамена, не позже 1 -го апреля. Командование желающих предоставляло начальнику академии не позже 1-го июня письменные сведения об офицерах, на основании которых определялось, может ли офицер быть допущен к экзамену или нет. Далее начальник академии уведомлял руководство этих офицеров, о т, что они должны прибыть на экзамен не ранее 15 июля и не позже 1 августа. [2, с.24]. Могут рассматриваться в качестве кандидатов, военно-учетные специальности которых по занимаемым ими воинским должностям не соответствуют военным специальностям обучения в академии, если они были назначены на эти воинские должности в связи с организационно-штатными мероприятиями с воинских должностей, по которым военно-учетные специальности соответствуют военным специальностям обучения в академии, и проходят военную службу на них не более года [3, с.4].
11 При поступлении в Михайловскую артиллерийскую академию все офицеры делились на два разряда: одним предоставлялось право свободного выбора отдела для дальнейшего обучения, другим, показавшим худшие знания в математических и гуманитарных предметах, предоставлялась возможность поступить лишь в строевой отдел академии (для строевой службы в войсках) [2, с.25]. Разделение по категориям не производится. Все слушатели проходят обучение на равных условиях [3, с.10].
Анализируя данный материал можно сделать следующие выводы:
1. Требования, предъявляемые к офицерам-артиллеристам, поступающим в академию, были всегда достаточно высоки они требовали и требуют соответствия их знаний развитию артиллерийской науки в прошлом и настоящем.
2. Проанализировав, можно сказать о том, что положения, которые представлены в таблице 1 по порядку и условиям поступления практически схожи, но есть ряд отличий, а именно:
- поступление сейчас разрешено только на первый курс;
- раньше вступительные экзамены в основном были по предметам гражданской направленности за исключением артиллерии, тактики и фортификации;
- количество дисциплин, которые сдавали при поступлении, было 11, сейчас 5;
- испытание по иностранному языку сейчас вообще не проводится;
- физическая подготовка сейчас ставиться при вступительных испытаниях на первое место исходя из коэффициента дисциплины представленному в та-лице.
Список использованных источников
1. Исторический очерк о Михайловской артиллерийской академии, 2005 года.
2. Исторический очерк о Михайловской артиллерийской академии, 1882 года.
3. Методические рекомендации о порядке и условиях приема в 2014 году кандидатов из числа офицеров, поступающих в военные образовательные организации высшего образования МО РФ для обучения слушателями.
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года № 53-ФЗ.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» от 2014 года № 64-ФЗ.
SZKOLNICTWO WYZSZE A ZMIANY DEMOGRAFICZNE. PRZYKLAD HOSSY I BESSY NA
RYNKU SZKOL WYZSZYCH
Филип Наласковски
Кандидат гуманитарных наук, Факультет педагогических наук, Университет Николая Коперника,
Польша, Торунь