Научная статья на тему 'О правилах обучения и выпуска офицеров Михайловской артиллерийской академии (Исторический аспект)'

О правилах обучения и выпуска офицеров Михайловской артиллерийской академии (Исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правилах обучения и выпуска офицеров Михайловской артиллерийской академии (Исторический аспект)»

вание его во времени и одновременно как сосуществование в пространстве множества культурных миров;

- образ мира есть способ адаптации к окружающему миру и стремление к созданию своего собственного мира.

Идеи А.Н. Леонтьева продолжили свое развитие в научных исследованиях С.Д. Смирнова, Ф.Е. Василюка, В.В. Петухова и др. Изложено следующее, о первичности образа мира по отношению к отдельным чувственным восприятиям (С.Д. Смирнов); в «восприятии целое предшествует своей части» и «не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека» [4, с. 23]. Автор, соглашаясь с А.Н. Леонтьевым, связывает понятия «образ мира» и «картина мира», рассматривая образ мира как системообразующий элемент картины мира.

Интересна для нас позиция Ф.Е. Василюка. Для него образ мира базировался на эмоциональной компоненте, а конкретнее, учитывались особенности переживания субъектом обстоятельств реальности и себя, своего места и роли в этих обстоятельствах. Причем, ученый наделяет принципиальным свойством образа непосредственно субъективность: в своем поведении индивид исходит не столько из «объективных» особенностей реальной ситуации, сколько из собственного восприятия последней. Так эмоционально-ценностный компонент образа мира приобретает особую значимость как фактора, детерминирующего поведение субъекта в зависимости от способов восприятия им мира, с которым он строит свое взаимодействие [1, с. 117]. Следовательно, в основе мировосприятия субъектом образа мира лежит эмоциональная сфера и ценностные смыслы.

Очевидно, что в созидании подростка как субъекта становится важным общезначимость, всеобщность деятельных актов, осуществляемых при развитии особых систем отношений взаимодействия индивидов, реализующих в них свою субъектную позицию и выступающих в них в качестве реальных субъектов как носителей мышления, воображения, самой проективной и созидаемой деятельности. И в этой деятельности, созидающей новый мир и развертывающиеся в ней отношения, наделяются смыслами. Так мир, создается человеком, его деятельностью как субъекта действия, а мир, в свою очередь, предъявляет

требования и одновременно перспективы субъектной реализации.

Продолжая мысль, отметим:

- образ мира имеет субъективную природу;

- образ мира содержит в себе глубинные слои психики, которые несут информацию, накопленную предшествующими поколениями (архетип по К. Юнгу);

- образ мира - это единство внутреннего и внешнего пространств - мира и человека (по В.Н. Топорову). Подросток, выступая как активно действующий

субъект, и в своем индивидном становлении и развитии он не только реализует свои возможности, способности, но и сохраняет, воспроизводит культурно-исторические приобретения, достижения, особенности, которые он как бы присваивает в своем осуществлении. Таким образом, именно возникновение определенных закономерностей функционирования деятельности и психики, деятельности и сознания, их развития во взаимосвязи и взаимообусловленности и т.д. и их взаимодействие обусловливают ценностное восприятие образа мира.

Исследуемая проблема показала широту научных воззрений при ее подробном изучении. И следует отметить, ценностное восприятие образа мира зависит от субъ-ектности растущего человека, что позволяет ему проектировать свою будущую деятельность, предвидеть возможные события с учетом ценностно-смысловых ориентиров и их значений.

Список литературы

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. М.: Педагогика, 1983.

4. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1981. № 2.

5. Таньчева И.В. Самоопределение подростка в процессе творчества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №3 (25). - С. 145-147.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996. - 197 с.

О ПРАВИЛАХ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПУСКА ОФИЦЕРОВ МИХАЙЛОВСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Тарасов Андрей Викторович

Слушатель академии Дьяков Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, начальник УК (К) Добряк Сергей Юрьевич

Канд. псих наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург

Михайловская военная артиллерийская академия всегда являлась кузницей артиллерийских кадров и готовила специалистов своего дела на высочайшем уровне. Требования, предъявляемые к артиллеристам всегда были высокими, так как артиллерия играла одну из главных ролей в любых войнах и сражениях с самого ее зарождения, как рода войск.

Более полутора столетий для обучения высшему артиллерийскому мастерству отбирались самые подготовленные и способные к артиллерийским наукам офицеры. Для оценки уровня подготовленности, обучающихся в академии существовала система критериев, позволяющая выявить реальный уровень необходимых знаний и компетенций.

В данной статье проводится анализ правил обучения в академии полтора века назад.

В приказе по военному ведомству, были указаны направления деятельности и поставлена задача готовить «старших офицеров артиллерии теоретическим и практическим путем к самостоятельному выполнению обязанностей, лежащих на батарейном командире», развивать искусство стрельбы и распространять в ней «правильный взгляд на употребление огня в бою и на однообразие обучения стрельбе». [1, с.31].

С этой целью обучение проводилось по различным программам в двух отделах: строевом, готовившим командиров в строевые артиллерийские части и техническом, выпускавшем специалистов в научной, педагогической деятельности.

Все офицеры, обучавшиеся в техническом отделе на 1 курсе, по окончании курса интегрального исчисления, в середине ноября, сдавали экзамен по этому предмету и оставались в этом отделе лишь при получении 8 баллов за экзамен. Эта оценка показывала, что офицер с успехом может усвоить последующие курсы теоретической и практической механики. Офицерам, сдавшим с худшей оценкой, или не сдававшим экзамен, предоставлялось право перейти в строевой отдел, иначе они должны были быть отчислены из Академии. Зачисленные по критерию без права выбора отдела, переходить из одного отдела в другой не разрешалось. Офицерам, избравшим обучение в

строевом отделе, предоставлялось право переходить в технический, но с условием, чтобы они сдали экзамен по интегральному исчислению не позднее 1-го января первого года обучения, при чем они должны были получить по этому предмету не менее 8 баллов.

По состоянию на первое января составлялись окончательные списки офицеров обоих отделов и после этого переход из одного отдела в другой больше не проводился [2, с.11].

Проведем анализ обучения в техническом и строевом отделах.

В январе первого года обучения в каждом отделе назначался экзамен по профилирующему предмету, каждый год назначались так называемые конференции (аттестационные комиссии). Офицеры, не получившие на этом экзамене в среднем 8 баллов, или получившие менее 6 баллов по какому-нибудь другому предмету, отчислялись. На годовом экзамене пройденная и бывшая на январском экзамене тема больше не повторялась. Офицерам, получившим по экзамену за первое полугодие право продолжать курс обучения в Академии, разрешалось повысить свой балл по ранее пройденной теме и отвечать по ней на годовом экзамене.

Правила для перевода офицеров первого или теоретического курса обоих отделов Академии на второй курс.

_Таблица 2

Строевой Технический

Офицеры обоих отделов Академии разделялись по результатам годового экзамена на два разряда.

К первому разряду в строевом отделе относились офицеры, получившие по сравнительной артиллерии, баллистике и теоретической части механики не менее 8 баллов, по истории артиллерии, фортификации, истории военного искусства, практической части механики, теоретической части химии и практических занятий по химии не менее 6 баллов, при чем они не должны были иметь 6 баллов более чем по двум предметам и общий средний балл не менее восьми. К первому разряду в техническом отделе относились офицеры получившие не менее 8-ми баллов по сравнительной артиллерии, по интегральному исчислению и по теоретической механике и не менее 6 баллов по истории артиллерии, практической механике, физике, теоретической части химии и по практическим знаниям по химии, при чем они не должны были иметь 6 баллов больше чем по одному предмету и общий средний балл не менее восьми.

При определении общего среднего балла, баллы за каждый предмет умножались на соответствующие каждому предмету коэффициенты и сумма произведения делилась на сумму коэффициентов. Коэффициенты определялись ежегодно на конференции Академии и утверждались Главным начальником военно-учебных заведений.

Ко второму разряду относились офицеры, не соответствующие условиям, принятым для 1 -го разряда.

Офицеры 1-го разряда обоих отделов переводились на второй курс, при чем те прапорщики полевой артиллерии, которые имели средний балл 9 баллов представлялись к производству в подпоручики.

Офицеры второго разряда и те, которые по какой либо причине не сдали свои экзамены до решения Конференции, отчислялись из Академии, если причины были уважительные, то экзамен переносился на 15 сентября.

Прапорщики полевой артиллерии, поступавшие на второй курс по приёмному экзамену и имеющие средний балл переводного экзамена не менее 9, представлялись к производству в подпоручики.

Пересдача экзаменов допускалась Конференцией только по особо уважительным причинам.

Оставление на 2-й год на первом курсе допускалось лишь по уважительным причинам и только с особого разрешения Главного начальника военно-учебных заведений, по ходатайств Конференции Академии [3, с.29].

Качественный анализ результатов обучения офицеров строевого и технического отделов после двух лет обучения.

Прапорщики артиллерии, производимые в подпоручики при выпуске из строевого и технического отделов, становились выше статусом офицеров, производимых в подпоручики при переводе из первого курса во второй.

Все офицеры первого и второго разряда имели право на 4 месячный отпуск с сохранением получаемого содержания.

Оставление на 2-й год на 2-м курсе строевого отдела не допускалось, в случае же тяжелой болезни офицера, или по другим уважительным причинам, экзамен откладывался на некоторое время, но не позже как до 15 сентября, время отсрочки экзамена вычиталось из 4 месячного отпуска. Отсрочка экзамена допускалась лишь по особому представлению конференции и с разрешения Главного начальника военно-учебных заведений.

Таблица 3

Строевой Технический

Офицеры второго или практического курса строевого отдела разделялись на основании годового экзамена на 3 разряда. Офицеры второго курса технического отдела разделялись по результатам годового экзамена на три разряда.

К первому разряду принадлежали офицеры имевшие средний балл не менее 10 баллов, ни по одному предмету не менее 6 баллов, при чем 6 баллов не более чем в двух предметах. Предметы и практические занятия второго курса, подлежащие оценке отдельным баллом: теоретический курс артиллерии, тактический курс артиллерии, сочинение по артиллерии, тактическая задача, практическая механика, баллистика, задачи по баллистике, артиллерийская технология. К первому разряду принадлежали те офицеры, у которых средний балл был не менее 10 баллов, не менее 8 баллов в баллистике, артиллерийской технологии и в практической механике, не менее 6 баллов по любому предмету, при этом 6 баллов только по одному предмету. Предметы, оцениваемые отдельными баллами на втором курсе технического отдела: артиллерия, баллистика, теория перевозок, практическая механика, химия, практические работы по химии, артиллерийской технологии и практических занятий.

Ко второму разряду принадлежали офицеры, имевшие средний балл не менее 8 баллов и все те офицеры, которые, имея 10 средних баллов, не удовлетворяют условиям наименьших баллов. Ко второму разряду относились офицеры, имевшие средний балл не менее 8 баллов, не менее 6 баллов в любом предмете и 6 баллов не более, чем в трех предметах. К этому же разряду относились офицеры, которые, получив в средний балл, соответствующий 1му разряду, не удовлетворяют по предельным баллам условиям первого разряда.

К третьему разряду принадлежали офицеры, имевшие средний балл менее 8 баллов. К третьему разряду относились офицеры, не удовлетворяющие условиям для второго разряда.

Все офицеры первого и второго разряда имели право на 4 месячный отпуск с сохранением получаемого содержания. Офицеры первого разряда переводились на практический курс технического отдела, при чем подпоручики артиллерии представлялись к производству в поручики, прапорщики же в подпоручики артиллерии.

Все офицеры строевого отдела выпускались на действительную службу в строевые части гвардейской, полевой и крепостной артиллерии, при чем только офицеры первого и второго разрядов получали право носить аксельбант и считались окончившими Академические курсы. Офицеры второго и третьего разряда выпускались на действительную службу в строй, причем прапорщики артиллерии имеющие 8 баллов в среднем выводе награждались чином подпоручика. Если офицеры первого разряда не желали переходить на практический курс, то отчислялись и становились в строй своей части, сохраняя право на награждение чином. [3, с.35].

Офицеры первых двух разрядов считались окончившими Академический курс и получали право носить аксельбант. Офицеры третьего разряда не имели такого права и не считались окончившими академического курса.

Офицеры практического курса технического отдела разделялись по результатам годового экзамена на 4 разряда.

К первому разряду принадлежали офицеры, которые имели средний балл не менее 11 балов и не менее 7 баллов по каждому предмету.

Предметы курса, которые оценивались отдельными баллами: практическая механика, задачи по механике, задачи по баллистике, артиллерийская администрация, артиллерийская технология, практические занятия по технологии, практические химические работы, артиллерийское черчение, занятия на заводах.

Ко второму разряду принадлежали офицеры, имевшие средний балл не менее 10 баллов и не менее 7 баллов по каждому предмету, а также офицеры имевшие средний балл 11 баллов, но получившие хотя бы за один предмет менее 7 баллов.

К третьему разряду относились офицеры, имевшие средний балл менее 10.

К четвертому разряду относились офицеры, имевшие средний балл менее 9 баллов [3, с.29].

Офицеры 1 -го разряда имели право на поступление в технические заведения сверх вакансий. Офицеры второго и третьего разрядов поступали в технические заведения лишь на имеющиеся вакансии, причем право поступления определялось средним баллом.

Офицеры первых трех разрядов имели право на поступление в военно-учебные заведения для службы по учебной части и в части по внутреннему артиллерийскому управлению. Все офицеры, не поступившие в технические заведения, в части внутреннего управления артиллерии, или в военно-учебные заведения, возвращались на службу в свои батареи.

Если в гвардейской артиллерии, после выпуска из строевого отдела, остаются вакансии, то на эти вакансии могли быть назначены, по их желанию, офицеры выпускаемые 1 -м и 2-м разрядами из технического отдела, с назначением их в строевые части гвардейской артиллерии.

Выслуга в звании считалась с того дня, в который Конференция определяла распределение офицеров по выпуску.

Офицеры, переводимые в гвардейскую артиллерию размещались по старшинству между собою и офицерами,

выпущенными в гвардию из строевого отдела предыдущего выпуска, с 2 годами старшинства по величине среднего балла, полученного ими при выпуске.

Подпоручики производимые в поручики размещались между собою по старшинству среднего балла, но ставились выше подпоручиков производимых в поручики, выпускаемых в этом же году из строевого отдела и получающих этот чин при переводе со второго курса технического отдела на курс практический.

Если офицеры по окончании курса технического отдела изъявляли желание служить в строевых частях или поступить на службу, в части кроме технических и военно-учебных заведений, по внутреннему управлению артиллерии, то сохраняли права, полученные при выпуске,

относительно награды чинами, а офицеры первых 2-х разрядов и относительно награды переводом в гвардию.

Офицеры, которые выпускались из технического отдела имели право на 4-х месячный отпуск с сохранением содержания.

Пересдача допускалась по особо уважительным причинам только с разрешения Конференции. Оставление на 2-й год в практическом курсе технического отдела не допускалось. Отсрочка экзамена допускалась лишь по особому представлению конференции и с разрешения Главного начальника военно-учебных заведений [4, с.24].

Сравнительная характеристика правил при выпуске офицеров из строевого и технического отделов

Таблица 2

Строевой - срок обучения 2 года Технический - срок обучения- 3 года

а) Штабс-капитаны, капитаны полевой артиллерии и офицеры гвардейской артиллерии всех разрядов возвращались в свои части с теми же чинами. а) Капитаны и штабс-капитаны полевой артиллерии, равно как и офицеры крепостной артиллерии чинов не получали.

б) Поручики полевой артиллерии первого разряда, по их желанию, переводились в гвардейскую артиллерию прапорщиками со старшинством 2 лет, или возвращались в свои батареи с теми же чинами. б) Поручики и подпоручики полевой артиллерии первого разряда переводились в гвардейскую артиллерию прапорщиками с тремя годами старшинства, или если не желали, то поручики поступали на службу теми же чинами, подпоручики производились в поручики артиллерии. Офицеры могли поступить в строевые части гвардейской артиллерии только на существующие вакансии, а в технические заведения и сверх имеющихся вакансий.

в) Поручики полевой артиллерии второго и третьего разрядов возвращались в свои батареи с теми же чинами. в) Поручики и подпоручики полевой артиллерии второго разряда переводились в гвардию прапорщиками с 3-мя годами старшинства в том лишь случае, если они поступали на службу в военно-учебные заведения, в части по внутреннему управлению артиллерии, в технические заведения на имеющиеся вакансии, или в строевые части гвардейской артиллерии. Подпоручики имели право на производство в поручики полевой артиллерии. г) Поручики и подпоручики третьего и четвертого разрядов чинами и переводом в гвардию не награждались [4, с.27].

г) Подпоручики полевой артиллерии первого разряда, по их желанию, переводились в гвардейскую артиллерию прапорщиками со старшинством двух лет в чине или производились в поручики полевой артиллерии и возвращались в свои батареи.

д) Прапорщики полевой артиллерии первого разряда или переводились в гвардейскую артиллерию с тем же чином, или производились в подпоручики артиллерии и возвращаются в свои батареи.

е) Прапорщики полевой артиллерии второго разряда, получившие в среднем баллов не менее 9, производились в подпоручики полевой артиллерии и возвращались в свои батареи.

ж) Подпоручики полевой артиллерии второго и третьего разряда возвращались в свои батареи с теми же чинами.

з) Прапорщики полевой артиллерии второго разряда имеющих в среднем менее 9 баллов, и прапорщики третьего разряда возвращались в свои батареи с теми же чинами.

Все офицеры, имеющие право на выпуск в гвардейскую артиллерию, поступали в неё на имеющиеся вакантные должности, право на поступление в гвардейскую артиллерию даже в том случае, если в ней не имелось вакансий, имели лишь офицеры, имевшие средний балл не менее 11. Решающее значение при поступлении в гвардейскую артиллерии на имеющиеся вакансии играл не чин офицера, а его средний балл по результатам обучения [2, с.29].

Анализируя данный материал можно сделать следующие выводы:

1. Разделение курса обучения на строевой и технический отделы (распределение по отделам было по результатам обучения в первом семестре, что поз-

воляло отобрать наиболее качественно технических специалистов для рода войск, в то время это было немало важно) позволили готовить специалистов, как командного звена, так и научной деятельности, что позволяло в полной мере реализовывать и увязывать в одном замысле теорию и практику, а

также акцентировать обучение именно по тем направлениям, к которому офицеры были способны.

2. Правила перевода из отдела в отдел сравнительно отличались, исключение только составлял переход с 1 на 2 курс.

3. Качественный анализ после 2-х лет обучения и правила распределения после обучения академии показали, что эти позиции уже были более специфичны и соответствовали тем специальностям, на которых офицеры проходили свою дальнейшую службу.

Список использованных источников

1. Информационно-публицистический журнал «Бомбардир» №19.

2. Приказ Главного начальника военно-учебных заведений 1862 г. № 2948.

3. Исторический очерк о Михайловской артиллерийской академии, 1882 года.

4. Исторический очерк о Михайловской артиллерийской академии, 2005 года.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Тарасова Светлана Ивановна

Докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольского государственного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аграрного университета, г. Ставрополь Таранова Евгения Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии, Ставропольского государственного

аграрного университета, г. Ставрополь

Современный этап развития системы образования России характеризуется изменением отношения к личности учащегося, которая теперь выступает в качестве начала системообразующего в образовательном процессе и, в формате социальных качеств, теперь становятся востребованными субъектные свойства, обуславливающие ее независимость, самостоятельность, способность к рефлексии и логике [2], [4].

В условиях лавинообразного роста объема информации в процессе обучения учащиеся должны освоить навыки анализа и переработки информации для оптимального выбора решений, оперативного поиска, научиться обозначать наиболее важные признаки предметов, находить аналогии, осуществлять анализ, искать закономерности, обобщать, самостоятельно ставить и решать задачу, находить оптимальные методы решения. [8], [5] Следовательно, на первый план выступает проблема формирования у них логического мышления.

Особенно возрастает роль логического мышления в связи с изучением информатики, где сегодня строят математические модели решаемых задач, определяют последовательность действий в вычислениях, находят и убирают ошибки логики в алгоритмах.

Психолого-педагогические исследования в сфере информатики демонстрируют многоаспектность проблемы подготовки молодого поколения к функционированию в современном обществе, насыщенном информацией. Например, актуализация содержания математики и логики определяется тем, что их основные виды подводят учащихся к пониманию характера информатики и информационных технологий. Освоение главных законов логики приводит к формированию логических операций мышления личности, а понимание этих законов и навык использовать их в практической деятельности - более качественной образовательной подготовке, в том числе и информационной.

Плеяда ученых, занятых разработкой методической основы информационных предметов, считает, что к числу главных предпосылок и стабильных факторов развития

информатики относится логика, а, следовательно и логическое мышление (А.Д. Гетманова, А.В.Горячев, В.В. Дубинина, С.К.Ландо, А.Л. Семенов и др.). Так, для урока информатики характерны все основные причинно-следственные связи, которые имеют возможность быть в педагогическом целостном процессе. Традиционная методика обучения информатике направлена на фундаментальное изучение теории с использованием системного прослеживания динамики развития научного представления у учащихся.

При этом следует выделить особенности, знание которых позволит оптимальнее построить процесс учебы и предвидеть ее потенциал. Уроку информатики свойственны внутренние противоречия:

• между способом освоения знаний и практических умений и отсутствием практического опыта работы с реальными техническими устройствами;

• между способами алгоритмической переработки данных для автоматизированных систем и неалгоритмическими способами мыслительной деятельности обучаемых, что способствует возникновению психологических барьеров на первых ступенях обучения информатике. Ликвидация этого противоречия включает определенную перестройку мыслительных операций у обучаемых при рассмотрении хода обработки информации на базе усиления теоретической части содержания обучения и постепенного обучения с усложнением изучаемых процессов и элементов. [9]

С точки зрения методики обучения информатики, урок должен быть направляющей формой учебы, выполняющей функцию ориентационной основы действий. По отношению к ведущей задачи, решающейся на данном этапе учебного процесса, выбирают подходящий метод или совокупность методов. Следовательно, преподаватель дает направление процессу обучения, определяя его мировоззренческую и научную основу, раскрывая логику учебной дисциплины, ее практическую значимость и, формируя интерес к профессиональной деятельности, усиливая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.