Научная статья на тему 'Комплектование Офицерской артиллерийской школы переменным и постоянным составом слушателей'

Комплектование Офицерской артиллерийской школы переменным и постоянным составом слушателей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГОН / АРТИЛЛЕРИЯ / ШТАБ / ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилявец Г.А., Соловьёв Д.Н.

В статье говорится о порядке комплектования Офицерской артиллерийской школы слушателями в период с 1887 по 1904 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплектование Офицерской артиллерийской школы переменным и постоянным составом слушателей»

УДК 93/94

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОФИЦЕРСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ШКОЛЫ ПЕРЕМЕННЫМ И ПОСТОЯННЫМ СОСТАВОМ СЛУШАТЕЛЕЙ

© 2019 Г. А. Пилявец1, Д. Н. Соловьёв2

'начальник факультета переподготовки и повышения квалификации e-mail: 79141914460@mail.ru 2докт. ист. наук

Михайловская военная артиллерийская академия

В статье говорится о порядке комплектования Офицерской артиллерийской школы слушателями в период с 1887 по 1904 год.

Ключевые слова: полигон, артиллерия, штаб, подготовка, обучение.

Деятельность любого учебного заведения можно оценить по двум основным показателям: по общей численности специалистов-выпускников, подготовленных за конкретный период и по уровню подготовленных специалистов. Это относительный показатель, так как он должен исходить от требований самой специальности для выпускников. Именно выпускники учебного заведения и являются «эталоном» уровня подготовки, то есть работы преподавателей. По уровню их подготовленности можно судить о качественном составе профессорского состава учебного заведения (в нашем случае это офицерская школа). Вопрос о переменном составе в школах и курсах, то есть обучающих офицеров, иногда нижних чинов, требует отдельного исследования. Но, тем не менее, опыт, уровни занимаемых должностей и практический опыт службы показал, что важную роль работы вуза играет их укомплектованность переменным составом.

Согласно существовавшим условиям офицерская артиллерийская школа (ОАТТТ) была отнесена к первой группе учебных заведений [1].

В ОАШ происходило направление офицеров вне зависимости от их желания на обучение, в связи с этим не проводились и вступительные экзамены. Такой отчаянный шаг со стороны командования был вызван острой потребностью со стороны вооруженных сил в подготовленных кадрах для командования батареями и дивизионами. Лишь здоровье кандидатов, соответствующее требованиям вуза, играло роль при зачислении на учебу.

В Переменный состав офицерской школы входили:

а) капитаны из частей полевой и гвардейской артиллерии, есаулы из числа казачьей артиллерии, стоящие на должности командиров батарей, будучи старшими по списку;

б) получившие чин капитана из частей полевой и гвардейской артиллерии, также есаулы казачьей артиллерии в должности командиров батарей;

в) штаб-офицеры из частей регулярной полевой, гвардейской и казачьей артиллерии на должностях командиров батарей, со сроком службы в должности не менее трёх лет с рекомендацией на должность командиров дивизионов [2]. Капитаны полевой артиллерии перед назначением на должность командира батареи направлялись в ОАШ Что касается слушателей школы, то это были офицеры со сроком службы не менее 25 лет, средний возраст которых составлял 45 лет; большая часть из них была выпускниками военных училищ; практически все были семейными, до 80% из них имели дворянское происхождение. Позже, в 1911-1914 гг., возрастная категория

слушателей помолодела, направлялись офицеры с 19-20-летним сроком службы в возрасте 38-40 лет.

Что касается сословного происхождения, то начиная с 1859 г. не существовало никаких ограничений при поступлении в артиллерийские училища, тем не менее большинство поступающих были выпускниками военных гимназий, кадетских корпусов, то есть преобладал аристократический социальный статус.

1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения выпустило циркуляр «О сокращении гимназического образования». Документ предназначался для служебного, внутреннего пользования. Он нёс рекомендательный характер. Статусом закона или указа он не обладал. Но этой бумаге придаётся огромное значение.

Возмущение общества вызывал один фрагмент: «Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» [3].

Документ «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», являлся нормативный актом при проведении контрреформ Александра III, подписанный 18 (30) июня 1887 г. российским министром просвещения Иваном Давидовичем Деляновым.

Положением ОАШ устанавливалась ежегодная подготовка 35 командиров батарей для полевой артиллерии, срок обучения 7 месяцев. С 1890 г. школа начала вести подготовку специалистов для командования крепостной артиллерией [4].

Первоначально численный состав слушателей артиллерийской школы не превышал 35 человек в год. В данное образовательное учреждение командировались офицеры пешей и конной артиллерии (капитаны), также направлялись войсковые старшины и есаулы казачьей артиллерии, в случае если они являлись кандидатами на должность командира батареи [5].

Открывшийся в 1895 г. крепостной отдел готовил ежегодно 10 офицеров, подлежащих назначению на должность командира крепостного батальона [6].

Позже, в 1896 г., произошло увеличение обучающихся в школе офицеров: число обер-офицеров возросло до 20, штаб-офицеров до 5, а также добавились руководители, 2 штаб-офицеров. Создан постоянный личный состав среди офицеров и нижних чинов

[7].

В связи с постепенным ростом численности полевой артиллерии происходил ежегодный рост вакантных должностей командиров батарей. В 1897 г. переменный состав Артиллерийской школы увеличился на 10 человек. В итоге полевой отдел насчитывал 45 мест [8]. С каждым годом требовалось все больше подготовленных офицеров. Это приводило к увеличению количества слушателей. В марте 1900 г. в школу прибыло 49 офицеров полевой артиллерии, в том числе один гвардии полковник пешей артиллерии, восемь подполковников пешей полевой артиллерии, четыре гвардии капитана пешей артиллерии, два капитана конной полевой артиллерии и два есаула казачьей артиллерии. Два капитана в связи с болезнью были отчислены

[9].

Полевой отдел переменного состава ежегодно набирал слушателей с 20 февраля по 10 сентября из частей полевой артиллерии. Среди них: 108 обер-офицеров (претендентов на должность командира батареи) и 36 штаб-офицеров (претендентов на должность командира дивизиона или командира артиллерийской бригады). Крепостной

Пилявец Г. А., Соловьёв Д. Н. Комплектование Офицерской артиллерийской школы

переменным и постоянным составом слушателей

отдел с 1 февраля ежегодно укомплектовывался офицерами со сроком обучения 7,5 месяцев, пятью штаб-офицерами и двадцатью капитанами крепостной и тяжёлой (осадной)артиллерии.

Позднее, в 1901 г., произошло увеличение полевого отдела еще на 10 человек [10]. То есть в течение практически 20 лет с момента образования школы произошло постепенное увеличение направляемых на обучение офицеров свыше чем на 30 человек. Однако и это количество было недостаточным для растущей армии. Ещё в 1896 г. выяснилась потребность в переустройстве школы с таким расчетом обучения до 90 офицеров [11].

В 1904 г. прибыли в школу для прохождения курса 11 штаб-офицеров, 52 капитана и 2 есаула, из них в полевой отдел 55 офицеров, в том числе 9 командиров батарей и один штаб-офицер артиллерийского училища, в крепостной отдел 1 штаб-офицер и 9 капитанов.

Из этого числа с началом военных действий были откомандированы к месту штатной службы, в части, расположенные на Дальнем Востоке, из полевого отдела 2 капитана; из крепостного отдела 1 капитан. Из полевого отдела были выпущены и отправлены 2 капитана на должности командиров батарей, которые формировались из запасных Восточно-Сибирских батарей [12].

Для пополнения штата переменного состава по распоряжению Главного артиллерийского управления прибыли в начале курса в полевой отдел 4 капитана и вкрепостной отдел 1 капитан.

Прибывшими к началу курса составили отдельную группу с особым, ускоренным, курсом теории и практической стрельбы из скорострельных орудий. Эта партия окончила свои занятия к 20 мая и была отправлена на пополнение одной из резервных артиллерийских бригад. С середины июня и по начало июля 1904 г. были выпущены из школы еще 6 капитанов, трое - командирами батарей, с производством в подполковники, и трое - командующими батареями. С этими офицерами был пройден ускоренно курс практической стрельбы, курс же теории пройден ими полностью.

За месяц до окончания курса был прикомандирован к полевому отделу один штаб-офицер для практического ознакомления с материальной частью и стрельбой из скорострельных орудий ввиду отправки на Дальний Восток. Не мог из-за болезни окончить курс школы 1 капитан полевого отдела; кроме того, в середине курса умер один командир батареи [13]. Остальные офицеры успешно окончили курс школы.

Этот период продолжался: в полевом отделе с 1 февраля в течение 7 месяцев (по 2 сентября), в крепостном отделе с 1-го февраля (в течение 7,5 месяцев) по 15 сентября.

Таким образом, комплектование Офицерской артиллерийской школы переменным и постоянным составом слушателей осуществлялось с учётом плановых потребностей войск, а также соблюдения принципов оптимизации, плановости и рационализма. Эффективность всех проводимых мероприятий сказалась на качестве системы обучения. Проходил качественный отбор слушателей. Выпускники ОАШ зарекомендовали себя наиболее грамотными командирами, что отражалось и в наградных листах её выпускников.

1. Стрелецкий И.Я. Подготовка специалистов для Русской армии в системе офицерских школ и курсов во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... докт. ист. наук. М. 2004.

2. АВИМАИВиВСв. Ф. 6. Оп. 2/4. Д. 1846. С. 233-246.

3. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. СПб., 1902.

4. Лужский артиллерийский полигон 1906-2006. СПб, 2006. С. 3.

5. Свод военных постановлений. Кн. 15. С. 371.

6. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 48507. Л. 150-151.

7. Артиллерийский журнал. 1897. № 2. С. 652.

8. История ЦАОК. Л., 1958. С. 8-9.

9. Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.): в 4 т.. М.: Воениздат МВС СССР, 1948-1949. С.66.

10. РГВИА, Ф. 1353, Оп.1, Д. 17, л. 24.

11. Список переменного состава школы в 1912 г. // Вестник Офицерской артиллерийской школы. 1912. № 1. СИЗ.

12. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 76469. Л. 86.

13. АВИМАИВиВСв. Ф. 6. Оп. 2/5. Д. 2466.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.