Шакирзянов Э.М.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УНТЕР-ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ РУССКОЙ АРМИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
В военной истории младшие командиры во все времена, начиная с римских центурионов, считались костяком армии. Унтер-офицеры1 хотя и относились к нижним чинам армии, тем не менее являлись главным звеном между офицерами и солдатами, которое связывало эти две категории и способствовало успешному решению стоящих перед армией задач. В системе обучения и воспитания солдата унтер-офицеры осуществляли непосредственную подготовку рядовых к действиям в бою и к выполнению служебных обязанностей.
В русской армии исследуемого периода был накоплен важнейший опыт по организации системы подготовки и распределения унтер-офицерских кадров как в мирное время, так и в боевой обстановке.
К началу XIX в. потребность регулярных войск в подготовленных унтер-офицерских кадрах возросла. Это обусловливалось и тем, что численность русской армии постоянно увеличивалась, изменялась тактика боевых действий, усовершенствовалось вооружение, и в этих условиях унтер-офицерам поручалась важная задача по обучению новобранцев и поддержанию внутреннего порядка в частях и подразделениях.
В условиях количественных и качественных изменений в структуре вооруженных сил командование приняло важное решение о необходимости создания отдельных учебных команд, комплектуемых кантонистами, в целях организации специальной подготовки нижних чинов для замещения унтер-офицерских должностей в пехотных частях.
Для соответствия уровню развития военного дела в 1808 г. в составе русской армии был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон [1, л. 5]. Основная задача этого батальона состояла в обеспечении армейских полков подготовленным унтер-офицерским кадром. Организационно батальон состоял из четырех гренадерских и двух неранжированных рот, последние предназначались
1 Унтер-офицер (от нем. и^егоГГшег; ип1ег - под, низший; оГГшег - офицер) - военнослужащий младшего командного состава в русской армии до 1917 г. - Э.Ш.
для обучения полковых музыкантов и барабанщиков. Каждый год для комплектования частей регулярной армии из батальона выпускалось до 450 строевых унтер-офицеров.
В 1809 г. командование армии, оценив перспективность и необходимость специальной подготовки унтер-офицеров, приняло решение о сформировании второго учебного гренадерского батальона для обеспечения его выпускниками армейских полков. А в 1811 г. был учрежден и третий учебный батальон, задача которого состояла в подготовке унтер-офицеров для комплектования ими штатов губернских батальонов пехоты [2, л. 1].
Анализ архивных источников показал, что за период с 1811 по 1816 г. в составе трех учебных гренадерских батальонов было подготовлено и направлено для комплектования ими армейских полков 3 939 унтер-офицеров, из которых 3 178 человек были предназначены для нужд пехоты, 492 фейерверкера - для артиллерии и 269 унтер-офицеров - для кавалерии [3, л. 1].
В исследуемый период кроме учебных гренадерских батальонов при каждом гвардейском полку армии были сформированы свои отдельные школы для подготовки унтер-офицеров, фейерверкеров и вахмистров. Источником комплектования этих школ стали кантонисты1. Учебные школы находились при штабах гвардейских пехотных полков (всего 12 школ численностью до 800 чел. в каждой) и в составе 9 кавалерийских дивизий (около 300 чел. в каждой). В основном штате частей гвардейской артиллерии и инженерных войск были также созданы специальные школы для подготовки будущих унтер-офицеров по 100 чел. в каждой [4, с. 98].
Важное место в деятельности органов государственного и военного управления занимали вопросы совершенствования всей системы подготовки унтер-офицерских кадров армии. Так, в 1816 г. в целях установления единых подходов к процессу подготовки унтер-офицеров армии был сформирован отдельный учебный карабинерный полк на основе трех учебных гренадерских батальонов [5, с. 557]. Организационно учебный карабинерный полк состоял из трех строевых батальонов по 1000 кантонистов в каждом и из двух нестроевых рот, где бы-
1 Кантонисты (от фр. Canton - округ) - солдатские дети, с рождения причисленные к военному ведомству. С 1805 г. в связи с реорганизацией военно-сиротских отделений солдатские дети и сыновья военных поселенцев, находившихся на попечении государства, стали называться кантонистами. - Э.Ш.
ла организована подготовка 250 музыкантов и 250 барабанщиков [5, с. 558].
Необходимо отметить, что положительными чертами системы подготовки унтер-офицеров в данном учебном карабинерном полку стали: строгий контроль командования за организацией и проведением всего комплекса учебных занятий полка, профессионализм преподавательского состава, высокий уровень специальной подготовки воспитанников и точное соответствие внутреннего распорядка части требованиям устава.
В 1826 г. командование армии в целях увеличения общего числа унтер-офицеров, подготовленных в специальных учебных частях, сформировало второй учебный карабинерный полк [6, с. 286].
Учебные карабинерные полки, как правило, комплектовались воспитанниками военно-сиротских отделений, где начальная военная подготовка кантонистов начиналась уже в 15-летнем возрасте. Воспитанники, подготовленные для направления в карабинерные полки, после поступления в течение трех лет обучались и служили во вторых батальонах. После достижения этими кантонистами 18-летнего возраста их переводили в первые батальоны для завершения подготовки по специальной программе унтер-офицерских кадров. Кантонисты, успешно сдавшие теоретические экзамены, а затем выдержавшие все практические испытания, направлялись в армейские полки на должности фельдфебелей и унтер-офицеров [6, с. 287]. А выпускники полков, не сумевшие успешно сдать итоговые экзамены, направлялись также в армейские полки, но рядовыми, при этом в специальную карточку выпускника заносилась запись о прохождении курса подготовки в учебном полку, что впоследствии позволяло им при добросовестной службе и старании по ходатайству командира роты быть представленными к получению унтер-офицерского звания.
Оценив опыт подготовки унтер-офицеров в специальных учебных частях положительно, командование русской армии в 1834 г. приняло решение о создании на основе Нижегородских батальонов кантонистов третьего учебного карабинерного полка [6, с. 286].
В 1835 г. в г. Ярославле в целях дальнейшего повышения уровня укомплектованности войск унтер-офицерским кадром был сформирован и четвертый учебный карабинерный полк [6, с. 287].
Во всех учебных карабинерных полках была организована подготовка вы-
сококвалифицированных унтер-офицеров для последующего комплектования ими всех регулярных частей армии. В отчетах военного ведомства об инспекторских смотрах учебных полков отмечалось, что «одиночная выправка воспитанников учебного карабинерного полка совершенно правильна, искусство цельной стрельбы в хорошей степени, школа рекрутская, ротное, батальонное и полковое ученья хорошие, и правил, противных установленным, нет» [8, л. 4, 8, 9, 10, 13, 54, 58, 124 ].
Выпускники учебных полков направлялись в войска для комплектования унтер-офицерских должностей в следующем порядке: из 1-го учебного карабинерного полка - в Гренадерский и 1-й пехотный корпуса; из 2-го учебного карабинерного полка - во 2-й и 3-й пехотные корпуса; из 3-го учебного карабинерного полка в - 4-й и 5-й пехотные корпуса; а из 4-го учебного карабинерного полка - в части 6-го пехотного корпуса и в резервные дивизии пехотных корпусов. Отличительной чертой системы распределения выпускников этих полков стало то обстоятельство, что в случае некомплекта младших командиров в одном из соединений туда назначались унтер-офицерами выпускники других учебных карабинерных полков [7, л. 9].
За весь период функционирования с 1836 по 1856 г. в учебных карабинерных полках было подготовлено и направлено на службу в войска на должности младших командиров 13 275 унтер-офицеров. Кроме того, в этих полках для нужд армии был подготовлен 6 771 музыкант [9, с. 174].
Таким образом, в первой половине XIX в. учебные гренадерские батальоны и учебные карабинерные полки являлись основным источником комплектования частей пехоты регулярной армии унтер-офицерским кадром.
В русской армии исследуемого периода кавалерия после частей пехоты являлась самым многочисленным родом войск, поэтому командование армии уделяло большое внимание вопросу комплектования кавалерийских частей качественным унтер-офицерским составом.
В начале XIX в. в регулярных частях русской армии были созданы специальные учебные команды в целях организации подготовки нижних чинов кавалерии для последующего замещения ими унтер-офицерских должностей.
В 1809 г. решением военного министра для организации специальной подготовки унтер-офицеров был учрежден учебный кавалерийский эскадрон [10, л.
2]. В учебный эскадрон для получения базового военного образования в основном направлялись «... солдатские дети и поступающие на военную службу граждане из других сословий, но обязательно знающие грамоту» [10, л. 4].
В целях повышения качества переменного состава в 1828 г. учебный эскадрон стал комплектоваться «... способными к кавалерийской службе кантонистами 18-летнего возраста, призванными из батальонов учебных бригад» [11, л. 69 об.]. Впоследствии для комплектования эскадрона личным составом направлялись и «. нижние чины из четырех учебных карабинерных полков, кантонисты высокого роста и крепкого телосложения по 12 человек от каждого полка» [12, л. 1].
Важно отметить, что в учебном кавалерийском эскадроне подготовка будущих унтер-офицеров осуществлялась с учетом конкретных особенностей будущей службы. Учебная программа подготовки унтер-офицеров в эскадроне включала следующие предметы обучения: обучение верховой езде; подгонку обмундирования, амуниции и снаряжения; приемы рубки саблями; организацию сторожевой и караульной служб; обучение нижних чинов подаче сигналов.
Основное время учебной программы эскадрона было выделено для детального изучения обязанностей всех нижних чинов эскадрона и освоения специальных функций младшего командира как в мирное время, так и в боевой обстановке.
Дальнейшее организационное укрупнение учебных команд по подготовке унтер-офицеров для частей кавалерии стало отличительным этапом в их развитии.
В 1834 г. в целях совершенствования общей системы подготовки унтер-офицеров кавалерии существовавший учебный эскадрон организационно был включен в состав Образцового кавалерийского полка. Данный полк был сформирован для реализации во всех частях армейской кавалерии единых программ и правил войсковой подготовки нижних чинов, а также для формирования корпуса учителей младшего командного звена по всем предметам кавалерийского образования [13, с. 29].
Для решения вопроса комплектования Образцового полка контингентом обучающихся приказом командования войск из состава 15 кавалерийских дивизий в часть были прикомандированы на один год взвод кирасир, драгун, конно-егерей, гусар и улан. После успешного выполнения учебного плана на выпускни-
ков полка возлагалась ответственная задача по организации обучения и воспитания нижних чинов в своих армейских полках, откуда они направлялись на переподготовку.
Образцовый кавалерийский полк до середины XIX в. стал основным звеном в деле подготовки унтер-офицерских кадров для всех частей кавалерии регулярной армии.
Необходимость организации подготовки унтер-офицеров для частей инженерных войск в специальных учебных командах появилась также в начале XIX в. В 1812 г. был сформирован учебный батальон, основной целью которого стала подготовка высококвалифицированных кадров унтер-офицеров (кондукторов)1 ротного звена, которые в последующем должны были характеризоваться «особым старанием к обучению и воспитанию солдат и иметь все нужные профессиональные качества пионерного унтер-офицера, чтобы он в полной мере соответствовал своему назначению» [14, с. 159].
Анализ деятельности учебного батальона позволяет отметить, что основное время учебного процесса батальона было выделено для теоретического и практического обучения воспитанников, постройки полевых укреплений, полевых и осадных батарей, производства саперных и минерных работ, постройки военных мостов. Полный курс подготовки нижних чинов в учебном саперном батальоне устанавливался двухгодичным, срок обучения завершался летом после окончания лагерного сбора.
Важным этапом в развитии системы подготовки унтер-офицерских кадров для инженерных войск стало утверждение в начале 1822 г. нового Положения об учебном саперном батальоне. Изменения были внесены как в структуру батальона, так и в содержание учебных планов нижних чинов. В соответствии с положением учебный батальон организационно состоял из трех рот. Для комплектования этих рот были направлены лучшие рекруты 1-го и 2-го линейных саперных батальонов; солдатские дети, состоявшие в тех же батальонах; выпускники инженерных школ.
В сложившихся условиях основной задачей учебного саперного батальона стала подготовка кондукторов для комплектования частей Инженерного корпуса, а также саперных и пионерных батальонов регулярной армии. Одновременно в батальоне получали специальную подготовку барабанщики, сигналисты и писари инженерных
1 Кондуктор - специальное воинское звание младшего командира в инженерных частях. -Прим. авт.
войск. Учебный батальон достаточно успешно функционировал до середины 50х гг. XIX в.
В русской армии исследуемого периода наиболее эффективно функционировала система подготовки унтер-офицеров в артиллерийских соединениях. Основой этой системы были артиллерийские школы, которые создавались при штабе каждой артиллерийской дивизии. Дивизионные артиллерийские школы, как правило, комплектовались молодыми солдатами, призванными по рекрутским наборам. Решением командиров от каждой линейной батареи и артиллерийского парка в учебную школу направлялись по 6 рядовых, способных к обучению в этой школе [15, с. 6].
Для организации учебного процесса школы начальник дивизии лично подбирал одного обер-офицера на должность начальника школы. При этом офицер должен был быть хорошо известным начальнику дивизии «.по особому усердию в службе, строгой нравственности и способным к обучению нижних чинов» [15, с. 7]. Помощниками начальника школы в обучении и воспитании нижних чинов были фейерверкеры. Для этих целей от каждой артиллерийской части направлялись по 2 фейерверкера, «испытанных в добросовестной нравственности, знающих твердо фронтовую службу и способных не только иметь за учениками присмотр, но и преподавать им некоторые учебные дисциплины» [15, с. 10] .
В учебную программу артиллерийских школ было включено изучение общих и специальных предметов, таких как: Закон Божий, русский язык и военное делопроизводство, арифметика, геометрическая съемка, артиллерийские записки, общие сведения по полевой и долговременной фортификации, уставы строевой, гарнизонной и лагерной служб. Курс обучения в школе имел строгий организационный порядок и временные сроки и продолжался в период с 15 августа до 15 мая ежегодно[15, с. 10].
Для повышения эффективности деятельности учебных школ воспитанники подразделялись по возрасту и уровню знаний на 3 класса: младший, средний и старший. При этом весь учебный процесс был направлен на достижение главной цели, подготовку квалифицированного фейерверкера. Ежегодно в ноябре и феврале руководитель школы в присутствии начальника дивизии лично в каждом классе принимал отдельный экзамен по проверке профессиональных знаний и умений воспитанников. Итоговый экзамен за год проводился в мае в присутствии начальника артиллерии дивизии, а затем личный состав школы прикомандиро-
вывался к одной из артиллерийских частей для прохождения лагерного сбора. Выпускники школ после успешного завершения полного курса обучения приказом начальника дивизии производились в фейерверкеры и назначались для прохождения дальнейшей службы в ту же воинскую часть, откуда их направляли.
Кроме того, в начале XIX в. командованию артиллерийских частей разрешалось в виде исключения производить в фейерверкеры и рядовых, которые демонстрировали отличное знание службы, безукоризненное поведение и имели командные навыки. При этом количество фейерверкеров, не имевших специальной подготовки, должно было быть не более одной трети от штатного состава всех младших командиров артиллерийской батареи.
В условиях постоянного некомплекта в штате младших командиров руководство военного ведомства России приняло решение о создании дополнительных учебных команд для подготовки унтер-офицеров. Так, в 1806 г. при лейб-гвардии артиллерийском батальоне была сформирована резервная рота со штатом, состоявшим из 20 юнкеров и фейерверкеров и 210 нижних чинов. На эту роту возлагалась задача по подготовке нижних чинов для последующего замещения ими должностей фейерверкеров в частях полевой артиллерии [16, л. 1]. В 1811 г. штат резервной роты был дополнен опытными офицерами и юнкерами, а команда получила название учебной.
В начале 1812 г. командование армии приняло важное решение о формировании второй учебной роты, которая предназначалась в первую очередь для специальной подготовки фейерверкеров артиллерийских частей. Анализ архивных источников показывает, что к 1820 г. в составе учебных рот для частей артиллерии было подготовлено 907 фейерверкеров. Но потребность войск в последних была во много раз больше [17, с. 198].
В начале 1820 г. было принято решение о создании специальной учебной бригады для подготовки фейерверкеров [17, с. 199]. Организационно учебная бригада состояла из трех рот. В состав первой батарейной роты вошли все воспитанники из числа двух ранее сформированных учебных рот, во вторую батарейную роту для обучения были направлены 182 кантониста из военно-сиротских отделений, а в третью роту вошли 188 кантонистов из состава учебных батальонов военных поселений [17, с. 200].
В последующие годы количество нижних чинов, направляемых на обучение в бригаду, только увеличивалось. Так, с 1830 г. численность учебной артил-
лерийской бригады была дополнительно увеличена на 235 человек переменного состава, что позволяло повысить ежегодное число выпускников из бригады до 150 фейерверкеров [4, с. 107].
Выбор нижних чинов для комплектования учебной бригады был возложен на одного из офицеров артиллерийского ведомства. При отборе кандидатов особое внимание командиров обращалось на нравственность и умственные способности нижних чинов [18, л. 4, 8]. В ходе обучения от будущих фейерверкеров требовалось отличное поведение и хорошее знание материальной части вооружения. Воспитанники также учились слаженному действию при орудиях. На летний период обучения бригада прикомандировывалась к отдельному гвардейскому корпусу армии и принимала активное участие в полевых учениях войск и проведении боевых стрельб [19, л. 1 об.].
Организация учебного процесса бригады имела свои характерные особенности, такие как: четко регламентированный учебный процесс; высокие требования к качеству профессиональных знаний и умений фейерверкера; насыщенная программа обучения, которая завершалась итоговым теоретическим и практическим экзаменом; организация полевого выхода для проведения практических стрельб. Нижним чинам, успешно сдавшим итоговые экзамены, присваивались унтер-офицерские звания, а затем они направлялись в части регулярной армии для замещения должностей фейерверкеров.
За достаточно короткий срок учебная артиллерийская бригада стала основным источником для комплектования артиллерийских частей фейерверкерами.
Таким образом, в первой половине XIX в. сложилась стройная система подготовки унтер-офицерских кадров для родов войск русской армии. Подготовка унтер-офицеров в учебных гренадерских батальонах, батареях, эскадронах и полках велась на достаточно высоком уровне. Командиры частей, куда для прохождения службы прибывали выпускники учебных подразделений, высоко оценивали степень их подготовленности, отмечая их хорошие знания и умения, и старались заполнить некомплект в унтер-офицерских должностях армии именно такими унтер-офицерами.
В условиях придания нового облика Вооруженным Силам России необходимо не растерять и не забыть опыт подготовки младших командиров, накопленный командованием русской армии, и найти ему достойное место в процессе обучения и воспитания сержантов и старшин.
1. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1638.
2. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2355.
3. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 700.
4. Изонов В.В. Подготовка военных кадров в России (XIX - XX вв.): монография. СПб., 1998.
5. ПСЗ (Полное собрание законов). 2-е собр. Т. 33. № 26198.
6. ПСЗ. 2-е собр. Т. 10. № 8009.
7. РГВИА. Ф. 405. Оп. 5. Д. 5196.
8. РГВИА. Ф. 405. Оп. 5. Д. 16383.
9. Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 г. СПб., 1850.
10. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2062.
11. РГВИА. Ф. 25. Оп. 2/161а. Д. 532.
12. РГВИА. Ф. 405. Оп. 5. Д. 2643.
13. Дистерло Н.А. Офицерская кавалерийская школа: исторический очерк. 1803-1903. СПб., 1909.
14. ПСЗ. 1-е собр. Т. 38. № 29009.
15. Положение о дивизионных артиллерийских школах. СПб., 1838.
16. РГВИА. Ф. 310. Оп. 1. Д. 4703.
17. ПСЗ. 1-е собр. Т. 37. № 28268.
18. РГВИА. Ф.1018. Оп. 11. Д. 152.
19. РГВИА. Ф. 1018. Оп. 9. Д. 150.