Научная статья на тему '«УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ»'

«УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буг Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ»»

«УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ»

Полковник БУГ Сергей Васильевич - заместитель начальника Михайловской военной артиллерийской академии по учебной и научной работе

В 2020 году Михайловская военная артиллерийская академия отмечает 200-летие со дня основания. За эти годы учебное заведение внесло существенный вклад в повышение боевого потенциала армии России в мирное и военное время. Подавляющее большинство из ее более чем 100 тысяч выпускников зарекомендовали себя военными профессионалами высокого уровня. Вручая академии орден Жукова 21 июня 2016 г., Министр обороны генерал армии С.К. Шойгу отметил, что «195 лет в этих стенах готовились лучшие специалисты в области артиллерии, а теперь уже и Ракетных войск. ... Все эти годы выпускники академии показывали наилучшие результаты на полях сражений и в повседневной службе».

Востребованность результатов труда педагогического коллектива Михайловской военной артиллерийской академии во многом

объясняется существованием традиции органичной связи образовательного процесса с войсковой практикой. Эта традиция важна как для профессионального становления обучающихся, так и для совершенствования педагогической культуры и мастерства педагогов. Тесная связь с войсками позволяет сокращать сроки адаптации обучающихся к профессиональной деятельности согласно должностному предназначению. Она способствует их социализации через идентификацию с так называемой эмпирической моделью военного специалиста: типичного, реально существующего «среднего» профессионала путем накопления и обобщения сведений о личности офицеров, работающих по профилю осваиваемой профессии. Для педагогов учебного заведения связь с войсками является также важным источником информации для повышения качества образовательного процесса, поддержания профессионального тонуса и мастерства на уровне требований войск. Глубокое знание и понимание педагогами проблем и опыта войсковой практики может являться базой для эффективных научных исследований в интересах рода войск. В конечном итоге все это фокусируется на реализации в образовательном процессе ключевого принципа военной педагогики - «учить тому, что необходимо на войне».

Путь от зарождения до развития этой традиции в Михайловской военной артиллерийской академии был связан с глубоким осознанием ее коллективом предназначения учебного заведения, стремления быть на острие задач, выдвигаемых военным делом, умения видеть перспективы его развития.

В истории учебного заведения не всегда связь с войсковой практикой

оказывалась на высоте требований времени. Так, в воспоминаниях генерала А. Ф. Редигера, являвшегося военным министром в начале ХХ века, утверждается, что Артиллерийская академия давала людей наиболее далеких от войск и строя. Признавая право этой оценки на объективность, вряд ли с ней можно безоговорочно согласиться. Действительно, какое-то время образовательный процесс в учебном заведении ориентировался, главным образом, на подготовку кадров для технических заведений армии и военной промышленности. Некоторые из выпускников психологически настолько «огражданивались», что без сожалений увольнялись со службы, с легкостью находя работу за пределами военного ведомства. Однако эти издержки деятельности учебного заведения с лихвой перекрывались той пользой, которую принесли выпускники академии в распространение технической культуры в войсках, такой актуальной для Русской армии на рубеже Х1Х-ХХ веков.

В ХХ веке, начиная с советского периода истории артиллерийской академии, она стала главным центром обобщения передового войскового опыта, решения актуальных задач войсковой практики, разумеется, сверяя свою деятельность с жизнью войск.

В этой деятельности периодически вставал вопрос о миссии высшего военно-учебного заведения академического уровня: нацеленности образовательного процесса на фундаментальность образования, которая отнюдь не противопоставлялась войсковой практике. Суть компетентного подхода, утвердившегося в современном высшем военном образовании, не меняет этого основополагающего подхода к обу-

чению и развитию обучающихся. Эту истину осознавали все военачальники рода войск,определявшие направления развития военно-учебных заведений. Так, маршал артиллерии В.М. Ми-халкин, как-то выступая перед педагогами академии, рассказал о примечательном диалоге между Главным маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым и слушателями академии в бытность Н. Н. Воронова начальником главного учебного заведения рода войск. На пожелание одного из слушателей увеличить количество огневых задач, отрабатываемых в ходе учебного процесса, прославленный военачальник среди прочего с тонким юмором ответил: «Вам надо было учиться за речкой», намекая на Центральные артиллерийские офицерские курсы, дислоцированные на другом берегу Невы, на Литейном проспекте - полевой академии артиллеристов.

Связь с войсками, прежде всего, обеспечивалась кадровой политикой комплектования постоянного состава военно-учебного заведения. Все начальники военно-учебного заведения имели успешный опыт работы в войсках и органах военного управления. Практически все из них обладали боевым опытом. Вот факты биографии только некоторых начальников академии на рубеже ХХ-ХХ1 столетий. Генерал-полковник А.И. Матвеев - последний из начальников академии - фронтовиков времен Великой Отечественной войны. До назначения начальником академии в 1987 году он возглавлял 37-й НИИ РВиА. Генерал-полковник Б. А. Плышев-ский, находясь в должности командующего РВиА Юго-западного стратегического направления, в 1986 году возглавил оперативную группу Министерства обороны СССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Генерал-лейтенант В.С. Сухорученко в 1994-1996 годах участвовал в контртеррори-

стической операции на Северном Кавказе в должности начальника РВиА группировки войск, представителя командующего Временными Объединенными Силами, начальника объединенного штаба Федеральных Сил РФ, командующего Временными Объединенными Силами РФ в Чеченской Республике. Генерал-лейтенант В.А. Константинов был начальником РВиА, членом Военного совета Дальневосточного военного округа. За его плечами - две служебные командировки на Северный Кавказ в ходе контртеррористической операции в этом регионе. Аналогичные вехи биографии у генерал-лейтенанта В. В. Дятлова.

Богатый послужной список прохождения службы в войсках имели и заместители начальника военно-учебного заведения, начальники ведущих кафедр и преподаватели. Примером может служить биография заместителя начальника академии по учебной и научной работе в 1992-1996 гг. генерал-лейтенанта В. А. Денисенко. Он служил в Афганистане в должности начальника штаба РВиА 40-й армии, руководил военным училищем, НИИ РВиА.

Традиционно среди педагогов академии было много офицеров, имеющих боевой опыт. Сегодня среди них, только получивших бое-

вую практику за пределами России, свыше 70%.

На одной из ведущих кафедр академии - стрельбы и управления огнем артиллерии и ракетными ударами 85% офицеров имеют боевой опыт, разумеется, включая начальника кафедры. На кафедре до сих пор преподает участник Великой Отечественной войны А.К. Епихин, творческим долголетием которого и открытостью для нового в военном деле можно только удивляться.

После того, как по окончании Великой Отечественной войны подготовка командных кадров оперативно-тактического звена для артиллерии была возвращена в Ленинград и велась на исторической материальной базе академии, в «артиллерийском уголке» Петербурга-Ленинграда, в 1960 годах заметно возрос интерес к работе в ввузе со стороны офицеров и генералов оперативно-тактического звена в связи с повышением штатных категорий преподавателей. Эту взаимосвязь иллюстрирует пример кафедры оперативного искусства, сформированной в середине 1960 годов. Изначально ее комплектовали офицерами и генералами - опытными военными специалистами высокого класса. Многие из них имели боевой опыт и все прошли службу на высоких

должностях в управлениях и отделах РВиА. Поэтому кафедре оказалось вполне по силам выполнять сложные задачи оперативного и оперативно-стратегического масштаба в обучении слушателей и в научной работе.

Сегодня, как и в прошлом, при проведении в академии работы по подбору кандидатов на должности постоянного состава особое внимание обращается на наличие у них войскового опыта, прохождение службы на основных командных должностях - не ниже командира дивизиона, а также прохождение службы в штабах соединений и объединений, военных округов. Отбирая офицеров, склонных к научно-педагогической деятельности, особое внимание обращается и на успешность их войсковой службы.

Педагогический коллектив академии в последние годы пополняется также офицерами, уволенными в запас, в том числе не проживавших ранее в Петербурге. Благодаря обращению к этому источнику кадров педагогов, появилась возможность заместить, например, вакантные должности остродефицитных специалистов. Их возраст и знание войсковой практики позволяет наметить для них перспективы личностного роста в новой - педагогической сфере

профессиональной деятельности после обучения в академии в системе профессиональной переподготовки.

Трудно представить эффективную связь с войсками без оперативного поступления оперативной информации о повседневной деятельности войск, о возникающих в ходе нее проблемах. Учебные аудитории и полевая учебно-материальная база главного вуза рода войск уже давно стали площадкой для регулярных плодотворных встреч практиков из войск, преподавателей и ученых академии.

Так, в годы Великой Отечественной войны сразу после возвращения академии в Москву 19 сентября 1944 года было проведено расширенное научно-методическое совещание всех оперативно-тактических кафедр, а также кафедр стрельбы наземной артиллерии и зенитной артиллерии с участием слушателей командных факультетов. Заглавным в этом совещании стал доклад начальника штаба артиллерии Красной Армии генерал-лейтенанта Ф.А. Самсонова «Новое в организации боевого применения артиллерии». Обсуждение началось в 19 часов, а завершилось ровно в полночь.

Подобная форма связи академии с войсками в послевоенные годы

только упрочилась. Сегодня нормой являются выступления начальника РВиА перед офицерами академии в начале учебного года и не только в это время. Стремится поддерживать связь с учебным заведением командование родов войск, Российской национальной гвардии,для которых в академии готовят кадры артиллеристов. Так, в бытность командующего ВДВ академию регулярно посещал генерал-полковник В.А. Шаманов.

Важной точкой сверки ориентиров войсковых командиров и начальников и педагогического коллектива академии явились военно-научные и научно-технические конференции, оперативно-стратегические сборы руководящего состава РВиА, проводимые на базе академии. Эти мероприятия содействовали взаимному профессиональному обогащению их участников. Они не теряют своей актуальности.

С 2016 года на базе академии под руководством командующего войсками Западного военного округа ежегодно проводятся комплексные практические занятия с боевой стрельбой артиллерии, РСЗО и пусками ОТР.

В последние годы заметно повысилась интенсивность боевой учебы в войсках, в частности регулярными стали стратегические учения. Нормой является привлечение офицеров академии для участия в их организации и проведении на различных уровнях в качестве посредников и офицеров руководящего аппарата учений. Ежегодно около 20% ведущих кафедр академии принимают участие в таких учениях с немалой пользой для образовательного процесса.

В советский период истории учебного заведения ежегодно в академии проводились командно-штабные военные игры под руководством начальника Ракетных войск и артиллерии маршала В.М. Михалкина. В подготовительный период КШВИ офицеры целенаправленно изучали имевшийся опыт войск по его теме. В качестве

посредников в ходе этих учений привлекались и офицеры из войск.

Непосредственно в войсках ведущие преподаватели кафедр проводят методические занятия по наиболее важным темам планов боевой подготовки. В ходе них осуществляется и мониторинг результатов работы нашего учебного заведения.

Формирование в составе академии научно-исследовательского центра (НИЦ) упрочило действующие связи с войсками, систематизировало их и помогло создать новые. Ученые НИЦ проводят различного рода экспериментальные исследования в войсках, участвуют в исследовательских учениях. Их знания и опыт востребованы при проведении НИОКР по разработке новых образцов вооружения. Ученые НИЦ, а также ученые и педагоги ряда кафедр регулярно участвуют по своим направлениям при проведении войсковых испытаний новейших образцов вооружения и военной техники. Это участие мы рассматриваем как одно из условий реализации принципа опережающего обучения в ходе учебных занятий в академии.

Направленность научных исследований на решение наиболее важных, перспективных проблем боеготовности и боеспособности ракетных войск и артиллерии предполагает глубокое знание и понимание того, чем живут войска. Один из аспектов этой связи - оперативная реакция на насущные потребности войск, особенно в годы войн различного масштаба и интенсивности.

Так, в годы Великой Отечественной войны преподаватели академии неоднократно выезжали на фронт в научных целях. Среди них был крупный специалист по стрельбе наземной артиллерии Д. А. Мышецкий. Итогом его фронтовых поездок в 1941 году явилась «Инструкция для стрельбы по танкам», в которой так нуждались подразделения и части противотанковой артиллерии.

Особенно часто выезжали на фронт представители кафедры артиллерийской инструментальной разведки артиллерийской академии во главе с М. А. Ростовцевым и его преемником В. Н. Верховым. Они оказывали помощь артиллерийским штабам в организации разведки и проводили исследования по применению новой аппаратуры и приборов. Видимо, и благодаря их работе пленные немцы высоко оценивали состояние АИР Красной Армии, начиная со времени коренного перелома в этой войне.

Как и в годы Великой Отечественной войны, генералы и офицеры Михайловской военной артиллерийской академии, не понаслышке знавшие, о чем пишут, с началом боевых действий на Северном Кавказе в 1994 году оперативно подготовили и издали материалы, крайне необходимые для боевой работы артиллерии и штабов РВиА в составе Объединенной группировки войск в этом регионе. Некоторые разработки для войск велись по инициативе профессорско-преподавательского состава.

Важную роль в поддержании связей академии с войсками уже в советское время стали играть войсковые стажировки преподавателей. Периодичность войсковых стажировок преподавателей, установленная нормативно-правовыми актами, в мирное время строго соблюдалась. К сожалению, из-за хронического недофинансирования Вооруженных сил в 1990 годы этот порядок перестал быть нормой, но сегодня он возрожден. Ежегодно 30% преподавателей проходят стажировку в воинских частях и органах военного управления.

Начиная с Крымской войны 1853-1856 годов традицией стали войсковые стажировки, командировки в составе исследовательских групп, а то и вынужденное использование преподавателей, слушателей и курсантов на тех или

иных операционных направлениях в ходе боевых действий согласно должностному предназначению и даже в качестве боевых подразделений.

Так, в судьбоносные для страны дни Московской битвы Великой Отечественной войны два батальона, сформированные из слушателей артиллерийской академии, обороняли подступы к Москве на рубеже Подольск - Красная Пахра.

С конца 1944 года впервые в мировых войнах 103 слушателя академии провели войсковую стажировку в действующей армии - на 1-м Белорусском фронте, который вел ожесточенные бои. Слушателей назначали, как правило, дублерами командиров различного уровня вплоть до артиллерийской бригады, но иногда и на вакантные должности.

За период стажировки преподаватели, руководившие стажировкой, объехали почти все части, где воевали слушатели-стажеры: проверяли, помогали, делились опытом. Они также изучали боевой опыт, охотно делились своими знаниями по тактике артиллерии и стрельбе с офицерами-фронтовиками, с которыми установили тесный контакт.

Слушатели и преподаватели выявили много вопросов и проблем, требовавших глубокого анализа и решения.

По итогам стажировки ее руководитель сделал ряд выводов, в частности, он отметил, что слушатели и преподаватели расширили свой оперативно-тактический кругозор и обогатили свои знания в тактике действий всех видов артиллерии в современной войне. Показав высокую теоретическую подготовку и знания по тактике и стрельбе и применив эти знания в боевой обстановке, слушатели, как и преподаватели, принесли артиллерийским частям большую пользу. 38 слушателей и 24 преподавателя были награждены боевыми орденами. К сожалению, не обошлось без потерь: двое

слушателей погибли, двое были ранены.

В ходе локальных войн послевоенного периода и контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1990 годах эта традиция была восстановлена с несомненной пользой для образовательного процесса и войск. В сентябре 2000 года на учебно-методических сборах с представителями Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил России, начальниками органов управления военного образования и другими военными специалистами был высоко оценен опыт Михайловской военной артиллерийской академии (на тот момент университета) по внедрению в образовательный процесс стажировок преподавателей в частях и соединениях, ведущих боевые действия в Чеченской Республике. Ряд офицеров-михайловцев были удостоены по итогам стажировки государственных наград. Стажировку на Северном Кавказе также прошли слушатели командного факультета. Ее итоги были обобщены и использованы в образовательном процессе.

Переход в академии и к обучению курсантов заметно повысил актуальность связи обучения с войсковой практикой, учитывая, что среди них преобладает гражданская молодежь. С этой категорией обучающихся хорошо зарекомендовали себя выступления перед ними слушателей командного факультета и факультета повышения квалификации. Такой опыт оказался наиболее полезным в ходе изучения военной психологии и педагогики, тем более, что по известным причинам среди педагогов гуманитарных дисциплин становится все больше тех, кто не служил в армии.

Главной формой социализации курсантов в войсковой среде стала войсковая стажировка. В ее качественной организации и проведении заинтересованы как учебное заведение, так и войска.

Сегодня особенно высоким качеством проведения и поучительностью отличается стажировка с курсантами, обучающимися по специальности «Применение и эксплуатация средств автоматизации ракетных войск и артиллерии». Она проводится в войсках и центральных органах военного управления. В частности, курсанты, проходившие стажировку в учебно-испытательном центре АСУ войсками и оружием, принимали участие в испытаниях принимаемых и вновь принятых на вооружение комплексов средств АСУ, некоторые из которых какое-то время отсутствовали в академии. Поэтому такая стажировка оказала неоценимую помощь будущим офицерам уже и по выпуску в решении эксплуатационно-технических задач.

Часть курсантов проходила стажировку в Главном вычислительном центре ВС РФ, выполнив большой объем работы по обеспечению деятельности Национального центра управления обороной РФ. Они многое почерпнули для себя, в частности, в области мониторинга систем, оборудования, технических и программных средств НЦУО. Большинство курсантов зарекомендовали себя перспективными специалистами. Как следствие, вот уже три года на выпускников Михайловской во-

енной артиллерийской академии поступают заявки о распределении их в центральные органы военного управления.

Поучительно и эффективно проходят стажировка и эксплуатационная практика курсантов, обучающихся в частях 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации. Стажировка проходит по полной программе допуска будущих специалистов по эксплуатации специального вооружения без каких-либо упрощений и послаблений, в строгом соответствии с существующими инструкциями.

Высокая требовательность одновременно становится и формой психологической подготовки, воспитания качеств личности специалиста, необходимых для дальнейшей работы. Воспитание соседствует с проведением медико-психофизиологического исследования курсантов, цель которого - исключить возможность работы со специальным вооружением лиц с низкими морально-деловыми качествами и психофизиологической устойчивостью, употребляющих наркотические, токсилогиче-ские средства. Часть этих исследований проводится с помощью полиграфа.

К проведению занятий в ходе эксплуатационной практики привлекаются преподаватели, име-

(ГЩр 1 штаг

ющие большой педагогический опыт и практику эксплуатации специального вооружения. Она проводится на современной материальной базе. В ходе обучения курсантов они реально принимают дела и должность с оформлением всех документов.

Перед началом эксплуатационной практики проводится входной контроль по знанию устройства и требований безопасности при эксплуатации специального вооружения. В ходе такого контроля, проведенного в 2020 году, 90% курсантов получили хорошие, 10% - удовлетворительные оценки. Данные выходного контроля выше, чем входного: 30% курсан-

тов получили отличные оценки, а 70% - хорошие.

Результаты стажировки и практики позволяют точечно вносить изменения в образовательный процесс, а также видеть и решать проблемы в организации стажировок. Одна из таких проблем состоит в том, что в некоторых воинских частях командование, опасаясь чрезвычайных происшествий, оберегает курсантов от исполнения должностных обязанностей, связанных с потенциальным риском для жизни. Не всегда курсанты оказываются в состоянии правильно поставить себя в коллективе контрактников, среди которых много специалистов высокого

класса, превосходящих курсантов в знании деталей профессии. Существуют и другие проблемы. Все они становятся предметом анализа и заинтересованного обсуждения, принятия необходимых мер командованием и педагогами.

Михайловская военная артиллерийская академия является базовым образовательным учреждением для ракетных войск и артиллерии армий стран ОДКБ. Это высокое положение учебного заведения завоевано и благодаря тесной связи образовательного процесса с войсковой практикой, следованию принципу «учить тому, что необходимо на войне».

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ!

Поздравляю вас со знаменательным событием военной истории России и ее Вооруженных Сил - 200-летним юбилеем со дня образования Михайловской военной артиллерийской академии!

На пути от учрежденного в 1820 году артиллерийского училища к академии - головного центра ракетно-артиллерийского образования и науки - учебное заведение прошло, завоевав конкретными делами высокий авторитет в Вооруженных Силах России и армиях многих зарубежных стран. Сегодня она является базовой учебно-методической организацией по подготовке специалистов ракетных войск и артиллерии для стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности.

В академии сложилась научно-педагогическая школа, доказавшая высокую эффективность на всех этапах отечественного военного строительства. Из стен академии вышли генералы и офицеры, имена которых золотыми буквами вписаны в историю Сухопутных войск, Вооруженных Сил России. Ученые академии всегда работали на пике требований военно-технического прогресса и практики боевого применения ракетных войск и артиллерии. Они значительно приумножили научные знания в области рода войск, его боевого применения.

Сегодня образовательный процесс в академии осуществляется исходя из требований военного дела XXI века на основе интеграции с наукой, единства с войсковой практикой, а, при необходимости, и с решением боевых задач по защите национальных интересов России. В повседневной деятельности прославленного военно-учебного заведения успешно сочетаются лучшие традиции отечественной высшей военной школы, системы артиллерийского образования с новыми инновационными технологиями.

Коллективу академии под силу решение самых сложных задач, нацеленных на подготовку специалистов для ракетных и артиллерийских соединений и частей, повышение их боеспособности и боеготовности.

От всего сердца желаю михайловцам всех поколений крепкого здоровья, счастья, дальнейших достижений в подготовке офицерских кадров для ракетных войск и артиллерии, развитии военной науки в интересах военной безопасности нашей великой Родины - России.

Начальник Ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант М. МАТВЕЕВСКИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.