Научная статья на тему 'Образовательная деятельность на артиллерийских курсах усовершенствования командного состава и в высшей офицерской артиллериской школе в годы Великой Отечественной войны'

Образовательная деятельность на артиллерийских курсах усовершенствования командного состава и в высшей офицерской артиллериской школе в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУКС / ВОАШ / РАЦИОНАЛИЗАТОРСКАЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RATIONALIZATION AND INVENTIVE WORK / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / AKUKS / VOASH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

В статье рассказывается об образовательной деятельности на АКУКС в начале Великой отечественной войны. О передислокации в город Семенов, о проведении организационно-штатных мероприятий. О смене наименования учебного заведения с АКУКС на ВОАШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the educational activities AKUKS at the beginning of the Great Patriotic War. About relocation to the city of Semenov, to conduct organizational and staff measures. To change the name of the institution with AKUKS on VOASH.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность на артиллерийских курсах усовершенствования командного состава и в высшей офицерской артиллериской школе в годы Великой Отечественной войны»

немцами на полигоне, направлялась целыми эшелонами в Германию. Ее предварительно очищали и разделывали на подвижном электролесопильном заводе, который был установлен на Втором полигоне, куда была подведена ветка железной дороги. Немцы использовали полигон и для учебных целей. Немецкие офицеры обучались артиллерийской стрельбе на направлении г. Командная - машинный дом. Стрельба проводилась из самоходных артиллерийских установок (САУ) по броневым щитам. С этой целью устанавливались вертикально лобовые и боковые стенки разобранных наших танков Т-34 и КВ в направлении от горы Командной к горе Фугасной и далее до машинного дома. Немецкие самоходки, двигаясь по директрисе, стреляли с хода по этим целям, решая две задачи одновременно: испытывали пробиваемость брони наших танков и учились стрельбе с хода по неподвижным броневым целям. Проводились испытания также бетонобойных снарядов по полигонным железобетонным блиндажам. В результате этих испытаний было разрушено большинство блиндажей. Разрушенными оказались и концы подземной связи, выходившие в каждый блиндаж.

Во время войны на полигоне содержались советские военнопленные. Целую казарму, например, занимали солдаты Второй ударной армии. К ним, по воспоминаниям Е.И. Шильевской, работавшей на полигоне по направлению немецкой комендатуры, приезжал их бывший командир, генерал Власов, и обращался к ним с предложением вступить в Русскую Освободительную армию (РОА).

При отступлении немцы взорвали несколько зда-

ний на полигоне, в том числе Дом Красной Армии, который использовали, как свой клуб, а в его подвале жестоко пытали пленных советских бойцов.

С 5 марта 1944 года Лужский полигон вошел в состав Ленинградского фронта с минимальным штатом -17 человек. Начальником полигона Ленинградского фронта был назначен полковник Михеев М.И. Команда полигона несла охрану и проводила частичное восстановление зданий полигона. Территория полигона использовалась как учебное поле для подготовки маршевых рот, отправляющихся на фронт. Несколько позже полигон получил наименование «Лужский окружной артиллерийский полигон».

Список литературы

1. История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958. С. 8-9.

2. Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк.-СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006. С.22-23.

3. Куллама Г.З. Лужский артиллерийский полигон: исторический очерк/Г.З Куллама.- 3-е изд., испр. и доп.- Луга: Изд-во Голубева, 2010.- 140с.: (История Лужского края).

4. Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.С. 1011.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КУРСАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМАНДНОГО СОСТАВА И В ВЫСШЕЙ ОФИЦЕРСКОЙ АРТИЛЛЕРИСКОЙ ШКОЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дьяков Сергей Иванович

Канд. пед наук, начальник факультета (артиллерийского), Михайловская военная артиллерийская академия АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается об образовательной деятельности на АКУКС в начале Великой отечественной войны. О передислокации в город Семенов, о проведении организационно-штатных мероприятий. О смене наименования учебного заведения с АКУКС на ВОАШ. ABSTRACT

The article describes the educational activities AKUKS at the beginning of the Great Patriotic War. About relocation to the city ofSemenov, to conduct organizational and staff measures. To change the name of the institution with AKUKS on VOASH. Ключевые слова: АКУКС; ВОАШ; Рационализаторская и изобретательская работа; Великая отечественная

война.

Keywords: AKUKS; VOASH; Rationalization and inventive work; The Great Patriotic War.

В связи с началом военных действий 187 слушателей АКУКС сбора командиров взводов и орудий 24 июня были направлены в формировавшиеся танковые части. 30 июня 1941 года состоялся выпуск еще 301 слушателя.

С первых дней войны из постоянного состава Курсов был сформирован штаб обороны Лужского района, который принимает участие в организации заградительных отрядов, в формировании воинских частей и в постройке оборонительных сооружений под Лугой и Пушкиным. Из команды артиллерийского полигона Курсов и его железнодорожной роты были созданы подвижной истребительный отряд для борьбы с вражескими авиадесантами и диверсантами и отдельный отряд для участия в обороне города Луги.

В начале июля Курсы получили задачу вернуться па зимние квартиры в г. Пушкин, принять для обучения офицеров запаса и эвакуироваться в Гороховецкий лагерь (Горьковская область).

Все, что могло быть использовано для ведения боевых действий, Курсы передали фронту. С собой было взято только самое необходимое для организации обучения офицеров запаса.

С ненавистью к врагу, с грустью покидал личный состав г. Пушкин, ставший для всех родным. Главная задача, которую должны были решить Курсы это быстрое и высококачественное обучение офицеров запаса.

Большая организованность и здоровое политическое и моральное состояние, как постоянного состава, так и офицеров запаса, явились результатом умелой работы

командования Курсов, оно сумело правильно расставить свои силы и обеспечить выполнение поставленной задачи.

Работа по организации учебного процесса продолжались в эшелоне во время его движения. Это позволило уже 25 июля начать занятия на новом месте.

Нужно было в 2-х месячный срок подготовить 258 командиров батарей и взводов дивизионной артиллерии и командиров батарей звуковой разведки.

Начиная с этого сбора, на протяжении всей Великой Отечественной войны Курсам пришлось решать трудную задачу в короткие сроки готовить артиллерийских офицеров разных специальностей. Нужно было дать такую подготовку которая позволяла бы офицерам сразу же по прибытию их на фронт, как говорится, с ходу самостоятельно правильно применять артиллерию.

Для того, чтобы решать такую задачу, нужно было иметь подготовленный преподавательский состав и учебно-материальную базу. На организацию и проведение учебного процесса были направлены все усилия коллектива Курсов.

О том, как шла эта работа, можно увидеть из доклада генерал-лейтенанта артиллерии А. Каркешкина, бывшего в то время начальником учебного отдела Курсов: «Не все было гладко. На первых порах возникали горячие и острые споры, о том, чему и как учить. Это был очень важный и принципиальный вопрос, правильного решения которого зависел успех всей работы. Некоторая часть преподавателей, привыкнув вести, обучение на теоретическом уровне и продолжительное время, не могла перестроиться и подчинить все требованию: качественно, но в короткие сроки и только тому, что нужно на войне против немецко-фашистских войск».

Командование Курсов сумели правильно и быстро разобраться в этих дискуссиях, отобрать наиболее ценные предложения и внедрить все это в учебный процесс.

Большую помощь и повседневное внимание Курсы получали со стороны Командующего артиллерией Советской Армии Н.В. Воронова, его штаба, начальника ГАУ Н.Д. Яковлева В и его заместителя И. И. Волкотрубенко. Благодаря этой помощи Курсы систематически получали новые образцы материальной части, приборов, боеприпасов и средств связи тяги.

Таким образом, Курсы обучали на той новой технике, которую получали войска, и, прибывая на фронт, офицеры могли эффективно использовать эту технику в борьбе с врагом. Очень важно, что Курсы систематически получали обобщенные данные с фронтов войны и могли на этом богатом материале обучать офицеров.

Вот один из примеров. Уже в августе месяце Курсы получили указания по опыту борьбы с танками противника, о новой организации противотанковой обороны, и противотанковых районах, об артиллерийских резервах. Этот важный материал был немедленно внедрен учебный процесс. Командующий артиллерией и ГДУ нашли возможность посетить Курсы, ознакомимся с учебным процессом, бытом слушателей, поправить в некоторых вопросах.

Очень важно Курсы смогли создать хорошую учебно-методическую базу. Преподаватели Курсов помнили и неуклонно старались воплотить в жизнь такой принцип: чем короче срок обучения, тем нагляднее должен быть он, тем богаче должна быть учебно-материальная база. Широко развернулась изобретательская и рационализаторская работа. К этой работе широко привлекались слушатели с боевым опытом и желанием оказать нам помощь. Созданные экспериментальные ма-

стерские давали возможность претворять в жизнь различные предложения и создавать замечательные учебные пособия, макеты, приборы и.т.п. Особенно широко рационализаторская работа была развернута на цикле стрельбы (начальник цикла полковник Н.Н. Фигнер), (на цикле АИР (начальник цикла полковник А. А. Апарин), на цикле материальной части (начальник цикла инженер- полковник В. Ф. Галкин). Много предложений дали офицеры В. Я. Жидков, С. В. Григорович, В. П. Убиенных П. А. Шенета, Б. Ф. Кравченко, А. Н. Муравы И С. Д. Абезгауз, А. П. Ивачев и другие.

Основной фигурой в учебном процессе был преподаватель, от его подготовленности, его знаний и опыта, его методического мастерства, в конечном итоге, зависел результат обучения. На Курсах была широко развернута методическая работа, работа по изучению и обобщению опыта войны и внедрению этого опыта в учебный процесс. Для приобретения боевого опыта часть преподавателей направлялась в длительные командировки на фронт. Опыт, принятый ими в боях, становился достоянием всего коллектива. Эта форма работы себя оправдала и давала хорошие результаты. Другой формой изучения и обобщения опыта войны было использование боевого опыта офицеров-слушателей, прибывших на учебу с различных фронтов. Проводились конференции по отдельным, наиболее сложным вопросам, практиковалось и издание сборников с примерами боевого применениям действий артиллерии и артиллеристов в различных видах боя. Это был ценнейший материал, который широко использовался в учебном процессе.

В сентябре состоялся выпуск 258 командиров батареи и взводов дивизионной артиллерии и командиров батарей звуковой разведки. Боевые стрельбы обслуживались артиллерийскими частями, которые были расквартированы в это время в лагерях. В городе Семенове приступили к занятиям 14 учебных отделений по подготовке: командиров батарей, начальников штабов и командиров дивизионов, помощников начальников штабов полков, начальников разведки дивизионов и командиров минометных батарей.

В начале 1942 года Курсы перешли на трехмесячный срок обучения слушателей. Для обслуживания стрельбы слушателей формируется артиллерийский дивизион. На курсы была возложена дополнительная задача по подготовке командиров минометных батарей из командно-политического состава артиллерии, и подготовка командиров артиллерийских топографических подразделений из числа курсантов, окончивших военное топографическое училище.

Согласно новым штатам Курсы, начиная с 1942 года, должны были в течение сбора подготовить 100 командиров артиллерийских полков, 400 командиров дивизионов и батареи и 200 командиров резерва Главного управления кадров артиллерии.

При Курсах создается резерв командного состава управления кадров артиллерии Красной Армии. С командирами, состоящими в резерве, достигшем численности 1000 человек, проводились плановые учебные занятия.

За время войны личный состав неоднократно принимал участие в испытании новых снарядов и взрывателей, в испытании артиллерийских систем, в испытании новых приборов управления огнем, средств связи, оптических приборов подразделений артиллерийско-ин-струментальной разведки. Кроме того, в школе была проведена большая рационализаторская изобретательская работа. Было принято 85 предложений, относящихся к

боевому применению артиллерии и 158 предложений - к обеспечению учебного процесса.

В период Великой Отечественной войны программы обучения слушателей школы, непрерывно изменялись и совершенствовались от сбора к сбору в зависимости от задач, поставленных перед школой и в соответствии с нуждами войск и опытом войны. За время Великой Отечественной войны в стенах школы прошли подготовку около 10000 офицеров. Количество профилей подготовки слушателей за время войны достигло 42.

Список литературы 1. История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958. С. 8-9.

2. Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк.-СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006. С.22-23.

3. Куллама Г.З. Лужский артиллерийский полигон: исторический очерк/Г.З Куллама.- 3-е изд., испр. и доп.- Луга: Изд-во Голубева, 2010.- 140с.: (История Лужского края).

4. Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.С. 1011.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Дьяков Сергей Иванович

Канд. пед наук, начальник факультета (артиллерийского), Михайловская военная артиллерийская академия

АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается об артиллерийском образований 1918-1920 годы в системе образованных и переформированных учебных заведений по подготовке специалистов для артиллерии. О системе обучения и воспитания на командных артиллерийских курсах. ABSTRACT

The article describes the artillery formations in the years 1918-1920 educated and reformed educational institutions on training for artillery. On the system of training and education courses in command of artillery.

Ключевые слова: Главным управлением военно-учебных заведений; артиллерийское образование; академия, Высшая артиллерийская школа; командирские артиллерийские курсы.

Keywords: Main Directorate of military schools; Artillery education; Academy Graduate School of Artillery; artillery commander courses.

В результате Октябрьской социалистической революции существовавшая система военного образования, включавшая в себя кадетские корпуса, военные юнкерские училища, военные офицерские школы и академии, была ликвидирована. Кадетские корпуса, готовившие кандидатов в военные училища, были переданы в распоряжение Наркомпроса и преобразованы в гражданские школы обычного типа. Военные юнкерские училища были распущены. Юнкера были отправлены в войсковые части на фронт, офицерский состав училищ переведен в резерв, откуда после проверки частью был отправлен на фронт, а частью использован в тылу, в том числе и по своей специальности - в новые военно-учебные заведения. Здания, материальная часть, оборудование юнкерских училищ были временно переданы воинским частям. Вместо старой системы создавалась новая, система военного образования. По-новому были организованы система комплектования и управления военно-учебными заведениями, учебно -строевые занятия и введена политико-просветительная работа. Важное место в новой системе военного образования занимала сеть артиллерийских военно-учебных заведений.

Руководство работой по созданию новой системы военного образования осуществлялось Главным управлением военно-учебных заведений Республики (ГУВУЗ РСФСР), созданным в начале 1918 г. Первым руководителем ГУВУЗа (главным комиссаром) был стойкий большевик и талантливый организатор И. Л. Дзевялтовский. Система артиллерийского образования, как и военного образования, вообще, была разработана ГУВУЗом в

начале 1918 г. и включала в себя: Артиллерийскую академию, Высшую артиллерийскую школу, командные и технические артиллерийские курсы.

Артиллерийская академия, существовавшая с середины XIX в., была преобразована в 1919 г. в Артиллерийскую академию РККА (Приказом РВСР №2 498 от 15 марта 1919 г.) для обучения строевых офицеров и инженеров было образовано два профильных отдела: технический и строевой, на базе которых готовили офицерские кадры с высшим военным инженерным образованием [1, с.6]. Срок обучения на техническом отделении устанавливался в 2 года 9 месяцев, на строевом - 2 года. Задачей ее было: подготовка командных и инженерно-технических кадров артиллерии с высшим образованием, обобщение боевого опыта, особенно первой мировой и гражданской войн и дальнейшее развитие теории и практики артиллерийского дела.

Высшая артиллерийская школа являлась промежуточной ступенью между Артиллерийской академией и командными курсами. Она предназначалась для переподготовки и повышения квалификации артиллерийских командиров, окончившего артиллерийские курсы или вовсе не имевшего никакого артиллерийского образования. Школа была открыта вначале 1919 г. на базе бывшей Офицерской артиллерийской школы (Детское Село) и продолжала функционировать в течение всей гражданской войны. Следует отметить, что наряду с Высшей артиллерийской школой, имевшей республиканское значение, округами (фронтами) создавались артиллерийские школы окружного (фронтового) значения. Известно, например,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.