Научная статья на тему 'Артиллерийское образование в годы гражданской войны'

Артиллерийское образование в годы гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЯ / ВЫСШАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА / КОМАНДИРСКИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КУРСЫ / MAIN DIRECTORATE OF MILITARY SCHOOLS / ARTILLERY EDUCATION / ACADEMY GRADUATE SCHOOL OF ARTILLERY / ARTILLERY COMMANDER COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

В статье рассказывается об артиллерийском образований 1918-1920 годы в системе образованных и переформированных учебных заведений по подготовке специалистов для артиллерии. О системе обучения и воспитания на командных артиллерийских курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the artillery formations in the years 1918-1920 educated and reformed educational institutions on training for artillery. On the system of training and education courses in command of artillery.

Текст научной работы на тему «Артиллерийское образование в годы гражданской войны»

боевому применению артиллерии и 158 предложений - к обеспечению учебного процесса.

В период Великой Отечественной войны программы обучения слушателей школы, непрерывно изменялись и совершенствовались от сбора к сбору в зависимости от задач, поставленных перед школой и в соответствии с нуждами войск и опытом войны. За время Великой Отечественной войны в стенах школы прошли подготовку около 10000 офицеров. Количество профилей подготовки слушателей за время войны достигло 42.

Список литературы 1. История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958. С. 8-9.

2. Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк.-СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006. С.22-23.

3. Куллама Г.З. Лужский артиллерийский полигон: исторический очерк/Г.З Куллама.- 3-е изд., испр. и доп.- Луга: Изд-во Голубева, 2010.- 140с.: (История Лужского края).

4. Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.С. 1011.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Дьяков Сергей Иванович

Канд. пед наук, начальник факультета (артиллерийского), Михайловская военная артиллерийская академия

АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается об артиллерийском образований 1918-1920 годы в системе образованных и переформированных учебных заведений по подготовке специалистов для артиллерии. О системе обучения и воспитания на командных артиллерийских курсах. ABSTRACT

The article describes the artillery formations in the years 1918-1920 educated and reformed educational institutions on training for artillery. On the system of training and education courses in command of artillery.

Ключевые слова: Главным управлением военно-учебных заведений; артиллерийское образование; академия, Высшая артиллерийская школа; командирские артиллерийские курсы.

Keywords: Main Directorate of military schools; Artillery education; Academy Graduate School of Artillery; artillery commander courses.

В результате Октябрьской социалистической революции существовавшая система военного образования, включавшая в себя кадетские корпуса, военные юнкерские училища, военные офицерские школы и академии, была ликвидирована. Кадетские корпуса, готовившие кандидатов в военные училища, были переданы в распоряжение Наркомпроса и преобразованы в гражданские школы обычного типа. Военные юнкерские училища были распущены. Юнкера были отправлены в войсковые части на фронт, офицерский состав училищ переведен в резерв, откуда после проверки частью был отправлен на фронт, а частью использован в тылу, в том числе и по своей специальности - в новые военно-учебные заведения. Здания, материальная часть, оборудование юнкерских училищ были временно переданы воинским частям. Вместо старой системы создавалась новая, система военного образования. По-новому были организованы система комплектования и управления военно-учебными заведениями, учебно-строевые занятия и введена политико-просветительная работа. Важное место в новой системе военного образования занимала сеть артиллерийских военно-учебных заведений.

Руководство работой по созданию новой системы военного образования осуществлялось Главным управлением военно-учебных заведений Республики (ГУВУЗ РСФСР), созданным в начале 1918 г. Первым руководителем ГУВУЗа (главным комиссаром) был стойкий большевик и талантливый организатор И. Л. Дзевялтовский. Система артиллерийского образования, как и военного образования, вообще, была разработана ГУВУЗом в

начале 1918 г. и включала в себя: Артиллерийскую академию, Высшую артиллерийскую школу, командные и технические артиллерийские курсы.

Артиллерийская академия, существовавшая с середины XIX в., была преобразована в 1919 г. в Артиллерийскую академию РККА (Приказом РВСР №2 498 от 15 марта 1919 г.) для обучения строевых офицеров и инженеров было образовано два профильных отдела: технический и строевой, на базе которых готовили офицерские кадры с высшим военным инженерным образованием [1, с.6]. Срок обучения на техническом отделении устанавливался в 2 года 9 месяцев, на строевом - 2 года. Задачей ее было: подготовка командных и инженерно-технических кадров артиллерии с высшим образованием, обобщение боевого опыта, особенно первой мировой и гражданской войн и дальнейшее развитие теории и практики артиллерийского дела.

Высшая артиллерийская школа являлась промежуточной ступенью между Артиллерийской академией и командными курсами. Она предназначалась для переподготовки и повышения квалификации артиллерийских командиров, окончившего артиллерийские курсы или вовсе не имевшего никакого артиллерийского образования. Школа была открыта вначале 1919 г. на базе бывшей Офицерской артиллерийской школы (Детское Село) и продолжала функционировать в течение всей гражданской войны. Следует отметить, что наряду с Высшей артиллерийской школой, имевшей республиканское значение, округами (фронтами) создавались артиллерийские школы окружного (фронтового) значения. Известно, например,

существование в 1919 г. окружных артиллерийских школ в Москве, Нижнем Новгороде и некоторых других городах. Цели и задачи этих школ были в основном такими же, как и Высшей артиллерийской школы.

Командные артиллерийские курсы предназначались для подготовки командного состава артиллерии взводного звена, технические артиллерийские курсы — для подготовки технического состава артиллерии (артиллерийских и оружейных техников, техников по артиллерийским приборам, по боеприпасам, порохам и т. д.). Срок

обучения на курсах, согласно Положению о курсах, устанавливался в 1 год. В действительности, однако, он был гораздо короче, как правило, в пределах от 4 до 6 месяцев.

Первые командные артиллерийские курсы начали функционировать весной 1918 г. Это были 1-е и 2-е Петроградские и 1-е Московские артиллерийские курсы. Штатная и списочная численность курсантского состава этих курсов видна из табл. 1.[2].

Таблица 1

Наименование курсов Штатная численность курсантов Состояло в 1918 г.

на 1 июня на 15 июля

1-е Петроградские командирские артиллерийские курсы 300 259 229

2-е Петроградские командирские артиллерийские курсы 300 334 315

1-е Московские командирские артиллерийские курсы 200 Данных не найдено

В последующем, по мере роста численности артиллерии, сеть командных артиллерийских курсов неуклонно расширялась. По данным ГУВУЗа в декабре 1918 г. их было 5, в апреле 1919 г.—10, а в середине 1920 г. - 17. [3].

Следует иметь в виду, что здесь речь идет только о командных артиллерийских курсах, подведомственных

ГУВУЗу. Но наряду с ними существовали командные артиллерийские курсы, которые создавались округами, фронтами, армиями и даже дивизиями.

С ростом численности сети командных артиллерийских курсов увеличивалась, естественно, штатная и списочная численность курсантов, обучающихся в ней. Это наглядно можно видеть из табл.2. [3].

Таблица 2

Штатная и списочная численность курсантов, обучающихся на командных артиллерийских курсах

Даты Штатная численность курсантов Было на лицо

На 1 мая 1918г. 1800 546

На 1 декабря 1918г. 3350 936

На 1 июня 1919г. 3850 2370

На 1 декабря 1919г. 2950 2520

На 1 апреля 1920 г. 3450 3485

На 1 октября 1920 г. 5990 4182

В связи с ростом численности артиллерии в войсках большое внимание уделялось созданию технических артиллерийских курсов. В 1918 г. продолжали работать технические артиллерийские курсы в Петрограде (на базе бывшей тех. арт. школы), курсы оружейных техников в Туле (на базе бывшей школы оружейных мастеров) и были открыты вновь военно-технические курсы и курсы орудийных мастеров в Москве и других городах.

Таким образом, вновь созданное государство в годы гражданской войны располагала широкой сетью артиллерийских учебных заведений, которые могли подготовить необходимое количество командного и инженерно-технического состава, как среднего, так и старшего звена.

Система комплектования советских военно-учебных заведений отличалась от существовавшей. Если социальной базой комплектования старых военно-учебных заведений была молодежь имущих классов и сословий, то социальной базой новых военно-учебных заведений стала рабоче-крестьянская молодежь.

Комплектование курсов переменным составом производилось округами, фронтами, армиями по нарядам, составленным ГУВУЗом. Для того, чтобы обеспечить штатную численность артиллерийских военно-учебных заведений, требования к поступающим на курсы в общеобразовательном отношении были самыми минимальными - наличие начального образования. Учитывая недостаточную общеобразовательную подготовку курсантов, артиллерийские курсы имели так называемые подготовительные отделения со сроком обучения, по положению, в 6 месяцев, а в действительности обычно в 2—3 месяца.

При обучении в этих отделениях курсантам давались необходимые сведения по общеобразовательным дисциплинам. После окончания подготовительного отделения курсанты переводились на второе, специальное, отделение. По сохранившимся сведениям, в 1918—1920 гг. почти все советские артиллерийские курсы имели подготовительные отделения [4, с.104].

По мере развития советских артиллерийских курсов, в них выработалась новая система внутреннего управления, которая в первой половине 1918 г. получила официальную санкцию в Положении о командных курсах [5]. Во главе курсов стояли начальник и комиссар. В действительности вся власть (распорядительная и исполнительная) на курсах принадлежала разного рода комитетам и комиссиям - в частности, курсовому комитету, коллективу курсантов, хозяйственной комиссии, педагогическому совету и др. В состав этих организаций входили представители как постоянного, так и переменного состава. Причем переменному составу в силу его большинства на курсах принадлежала решающая роль, исключение составлял только педагогический совет: в него входили заведующий учебной частью курсов и все преподаватели.

Курсовой комитет (председателем его по служебному положению являлся начальник курсов) обсуждал на своих заседаниях и решал все основные вопросы жизни и деятельности курсов. Его решения затем проводились в жизнь через начальника курсов и других должностных лиц, а также через другие курсовые организации. Хозяй-

ственная комиссия ведала вопросами хозяйственно-бытового обеспечения и обозно-вещевого снабжения курсов, педагогический совет занимался вопросами организации учебного процесса на курсах.

Коллектив курсантов проводил воспитательную работу на курсах, и наряду с этим он вникал во все стороны жизни и деятельности курсов - административную, хозяйственную, военно-педагогическую, нередко подменяя начальника курсов и комиссара. На курсах имелся курсовой или товарищеский суд, который пользовался большими правами в отношении курсантов. За проступки он имел право налагать на курсантов разного рода взыскания, денежные штрафы, предупреждать об исключении и даже исключать с курсов. В своих действиях суд был подотчетен курсовому совету и общему собранию курсов.

Комиссар на курсах занимал весьма важное и ответственное положение. В его основные задачи входило руководить воспитательной и культурно-досуговой работой на курсах, наряду с этим он должен был контролировать деятельность всех должностных лиц, всего служебного аппарата. Любое решение, принятое на курсах, вступало в силу только тогда, когда оно было санкционировано комиссаром. Письменное решение (распоряжение и т. п.), не имевшее подписи комиссара, не было действительно. В силу всего этого личность комиссара считалась неприкосновенной и всякое поползновение против нее расценивалось как самое тягчайшее преступление против власти [6].

Комиссар, курсовой совет и другие курсовые организации олицетворяли собой ту коллективную систему управления на курсах, которая просуществовала в течение почти всего 1918 г. Следует отметить, что в условиях 1918 г., когда центральный аппарат был, слаб, централизованная система управления только еще зарождалась и развертывание инициативы и самодеятельности масс имело решающее значение в деле организации военного образования, эта система была вполне закономерной и целиком оправдала себя.

В 1919—1920 гг. развитие коллективной системы управления шло под знаком усиления централизации и перехода к единоначалию. Вся власть на курсах постепенно сосредоточивалась в руках начальника и комиссара курсов. Курсовые советы и хозяйственные комиссии были упразднены; вместо товарищеского суда был введен дисциплинарный комитет. При начальнике и комиссаре курсов оставались педагогический совет и коллектив курсантов, получивший название бюро ячейки РКП (б), которое сделалось организацией строго политической. В то же время проявилась тенденция - и ГУВУЗ всячески старался проводить ее в жизнь — осуществления полного единоначалия на курсах, т. е. совмещения в одном лице функций начальника и комиссара курсов.

Главными в учебном процессе оставались специальные военные предметы: тактика, стрелково-артилле-рийское дело, топография, материальная часть соответствующего рода оружия. Большое место в системе обучения было отведено изучению марксистско-ленинской теории (политграмота) и общеобразовательным дисциплинам (русский язык, математика, геометрия, литература). В методах и формах обучения шли по пути искоренения теории в преподавании, обучение носило практический характер, больше применяли лабораторный (наглядный, показательный) метод занятий, чем лекционный. Под руководством инструкторов (так тогда называли курсовых командиров) курсанты разбирали и собирали те или иные виды оружия (винтовку, пулемет, орудие), производили личные стрельбы, командовали отделениями и взводами в наступлении и обороне и т. д. Такая методика

обучения в совокупности с продуманными соответствующим образом учебными планами и программами обеспечивала достаточную военную подготовку курсантов в короткие сроки.

Культурно-досуговая работа на курсах проводилась как в учебное время (изучение политграмоты), так и во внеучебное время (кружковая работа). На курсах работали кружки самого различного рода: литературные, общеобразовательные, военно-научных знаний, музыкальные, театральные и другие. Руководили кружками опытные специалисты, которые выдвигались из среды курсантов или приглашались со стороны. Кружки охватывали всех или подавляющую часть курсантов. Каждый курсант считал для себя честью участвовать в том или ином кружке и тем более выступать в нем от имени курсового коллектива. Почти каждые курсы имели свой курсовой журнал, печатавшийся на машинке. В журнале обсуждались все коренные вопросы жизни и деятельности курсов, помещались наиболее важные постановления и распоряжения по курсам, а также давалась систематическая информация о положении на фронтах. В журналах курсанты пробовали свои литературные силы, помещая короткие рассказы и стихи.

Система воспитательной работы имела своей целью развивать у курсантов чувство самосознания, расширять их кругозор, прививать любовь и уважение к великой культуре нашей страны, дать толчок и основные направления в их последующей работе над собой и в конечном счете подготовить вполне сознательного, политически грамотного и стойкого командира, который сумел бы сплотить вокруг себя массы красноармейцев и повести их в бой за дело социализма.

Артиллерийские военно-учебные заведения в годы гражданской войны часто выступали как боевые части и подразделения. Они принимали участие в подавлении чехословацкого мятежа, в разгроме Колчака, Деникина, Юденича, в отражении нападения панской Польши, в подавлении контрреволюционных восстаний и т. д. Об активности их участия в вооруженной борьбе можно судить по следующим цифрам. В 1919 г. из 11 командных артиллерийских курсов (наибольшее число) на фронтах действовало 5, в 1920 г. из 17 - 8. В боях в общей сложности от командных артиллерийских курсов участвовало в 1919 г. 202 командира и 1766 курсантов, в 1920 г. - 311 командиров и 2362 курсанта [7].

Несмотря на частые отрывы и другие неблагоприятные условия для учебы, артиллерийские военно-учебные заведения добились, в общем, значительных результатов. В 1918 г. командные артиллерийские курсы дали Красной Армии 553, в 1919 г. - 1126, в 1920 г. - 2163, а всего за три года 3842 подготовленных командира-артиллериста [8]. За то же время Артиллерийская академия подготовила 77 командиров и инженеров артиллерийско-тех-нической службы [9], а Высшая военная артиллерийская школа - 134 командира [8]. Это была для того времени значительная армия артиллерийских командиров, инженеров и техников, которая в тесном содружестве с другими военными работниками создала красную артиллерию как род войск, пронизала ее духом железной дисциплины, революционной политической сознательности и уверенности в победе.

Многие воспитанники артиллерийских военно-учебных заведений периода 1918—1920 гг. прославили Советскую Армию как в годы строительства и укрепления советской артиллерии, так и во время Великой Отече-

ственной войны. К ним в первую очередь относятся Главный Маршал артиллерии Н. Н. Воронов, Маршалы артиллерии В. И. Казаков, Н. Д. Яковлев и другие.

Артиллерийские военно-учебные заведения, созданные в годы гражданской войны, сыграли значительную роль в деле подготовки командных и инженерно-технических кадров для артиллерии и в деле защиты государства.

Список литературы 1. Дьяков С.И., Добряк С.Ю., Кисин К.А., Пилявец Г.А. Этапы подготовки офицеров в Михайловской военной артиллерийской академии для ракетных войск и артиллерии (от строевого отдела до ко-

мандного факультета). Сборник УШ международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития». №8. 2014.

2. РГВИА, ф, 62, оп. 1, л. 333, л. 106; д. 337, лл. 9 - 11.

3. ЦАМО, ф. 54, оп. 270611, д. 1, л. 126.

4. Устинов Е.Ф. Советские артиллерийские военно-учебные заведения в годы гражданской войны. Выпуск II. — Ленинград., 1958.

5. РГВИА, ф. 6.2, оп. 1, д. 358, лл. 57 - 66.

6. РГВИА, ф. 6.2, оп. 1, д. 333, лл. 105—106.

7. ЦАМО, ф. 54. оп. 270611, д. 1, лл. 112 - 113.

8. ЦАМО, ф. 54. оп. 270611, д. 1, л. 123.

9. ЦАМО, ф. 54. оп. 1517, д. 15, л. 104.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СУЛТАНОВ-ПРАВИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕМ

ЖУЗЕ КАЗАХСТАНА

Галимов Ербол Ануарбекович

Докторант 1 курса Института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

В историческом прошлом Казахстана имеется не малое количество судьбоносных решений, принятых Российской империей, которые проложили ход истории. Одним из таких решений является создание института султанов -правителей в Младшем жузе для облегчения управления населением. Он заменил ханскую власть, которая к тому времени уже потеряла влияние среди народа и не могла обеспечивать покорность и спокойствие. Данный институт просуществовал не долго, но показал свою эффективность в управлении и большую роль в казахском обществе XIX века. Относительно слабая изученность определяет значимость исследования этой темы для истории Казахстана.

ABSTRACT

In the historical past of Kazakhstan there are many of crucial decisions taken by the Russian Empire, which paved the course of history. One of this decisions is creating the institution of sultan-rulers in the Little Horde to taking easy ruling of population. He replaced the khan's authority, which had already lost its influence among the people and could not ensure obedience and peacefulness. This institution not existed _ for a long time, but it's shown to be effective in the ruling and his great role in the kazakh society of XIX century. Relatively poorly studied determines the value of researching of this theme for the history of Kazakhstan.

Ключевые слова: султаны-правители, Младший жуз, ханская власть, Российская империя.

Keywords: sultan-rulers, Little Horde, khan's power, Russian empire.

Одним из особенностей управления и подчинения населения Казахстана Российской империей было упразднение ханской власти. В те времена она была уже ослаблена и не могла обеспечивать беспрекословное подчинение населения Казахстана России. В качестве примера можно взять письмо хана Младшего жуза Абулхаира в ответ на требование российского правительства вернуть разграбленные товары каравана, шедшего через их земли. Он пишет, что его приказы здесь не слушают, и они могут вернуть эти товары только с помощью своего войска. [1, с. 20]

Еще одним фактором осложнения ситуации служило то, что многочисленные султаны, происходившие из ханского рода, постоянно боролись за власть. Это создавало определенные трудности в управлении и подчинении казахов. Таким образом, было решено упразднить власть хана и сделать старших султанов руководителями частей жуза, на которые предполагалось разделить территорию. Большой проект по разделению Младшего жуза был разработан Эссеном П.К. В 1823 г. Оренбургский губернатор обратился с проектом реформы Младшего жуза в Азиатский комитет, где он обсуждался до марта 1824 г. Он предлагал разделить территорию Младшего жуза на четыре части: Восточную, Среднюю, Западную и Внутреннюю (Букеевскую). В каждой части предполагалось определить

три ступени власти: управление аулами, управление родами, состоящими из аулов и управление целой частью, состоящей из родов. Носителями власти должны были быть: в ауле - старшина, в роде - частный правитель, а в части - старший султан и хан со своими советниками. Однако при обсуждении проекта серьезные возражения вызвала двойная власть (хан и старший султан). Ввиду того, что из этого непременно возникнут притязания и беспорядки, было решено согласиться только на власть старшего султана, а власть хана во Внутренней орде оставить в прежнем виде. Ее правителем был хан Джангир, который являлся воспитанником Астраханского губернатора и, став ханом, сразу же заслужил доверие правительства. Комитет заявил, что по принятой реформе необходимо определить старшего султана от правительства, а не предоставлять на избрание самими киргизами. Данный проект реформы был представлен царю и одобрен им в марте 1824 г. [2, с. 215]

Таким образом, ханская власть в Младшем жузе была окончательно ликвидирована. Вся территория была разделена на части и управление перешло в руки старших султанов (для отличия от старших султанов Среднего жуза они назывались султанами-правителями). Назначение султанов-правителей трех частей Младшего жуза произошло в августе 1824 г. Они назначались от русского правительства и получали жалованье, именную печать, саблю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.