В. Н. Бенда
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ В КОНЦЕ 50 - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ XVIII ВЕКА
Работа представлена отделом военно-гуманитарной подготовки Учебного военного центра
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
В статье ведется речь о создании и деятельности в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII в. объединенной артиллерийской и инженерной школы, послужившей подготовительным этапом для создания артиллерийского и инженерного кадетского корпуса в 1762 г. Впервые в статье приводятся некоторые архивные источники.
Ключевые слова: артиллерийская и инженерная школа, объединенная школа, штат объединенной школы, денежное и вещевое довольствие школьников.
V. Benda
ON THE ACTIVITY OF THE JOINT ARTILLERY AND ENGINEERING SCHOOL
IN THE LATE 1750S AND EARLY 1760 S
The paper is devoted to the creation and activity of the joint artillery and engineering school in St. Petersburg in the second half of the 18th century. This school was a preparatory stage for the creation of the artillery and engineering military school in 1762. Some archival sources are introduced for the first time in the paper.
Key words: artillery and engineering school, joint school, joint school staff, money allowance and clothing of schoolchildren, P. I. Shuvalov, M. I. Kutuzov.
Во второй половине царствования императрица Елизавета Петровна вспомнила о усилиях своего отца по созданию отечественной системы подготовки специалистов-офи-церов для артиллерии и инженерных войск и повелела Начальнику артиллерии с главным начальствованием над Инженерным корпусом (организационно входившим в штат артиллерии) генерал-фельдцейхмейстеру П. И. Шувалову* провести «...улучшение устройства и преобразование подготовки специалистов» для этих видов войск. Уместно заметить, что преобразование подготовки системы военных специалистов требовались не только в области артиллерии и инженерного дела, но и в целом, что и было обосновано П. И. Шуваловым в своем трактате «О военной науке» [1]. Еще в 1754 г., П. И. Шуваловым была дана следующая характеристика состоянию дел с подготовкой и наличием в русской армии не только артиллерийских и инженерных специалистов для русской армии, но и других подготовленных офицеров, способных овладеть военной
наукой и применять свои знания на поле боя: « .таковых не весьма много, которые бы трактовали сию науку (имеется в виду военная наука. - В. Б.). Следственно теории лишены» [1, л. 5 об]. Необходимость качественной и грамотной подготовки офицерского состава для русской армии П. И. Шувалов объяснил так «...когдаж и сее присовокупиться сколь больше успеха в победоносных действиях ожидать имеем» [1, л. 5 об]. Для разрешения этой проблемы им и был предложен проект учреждения военного училища для военных наук, в котором отмечено «.за весьма нужное в военном деле просвещение подать, чего нам не достает, то есть теории, и для чево учредить училище для военных наук, которому пристойнее в шляхетном кадетском корпусе» [1, л. 5 об].
В 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер П. И. Шувалов представил государыне Елизавете доклад с обоснованием целесообразности объединения Артиллерийской и Инженерной школ в кадетский корпус. В некоторых источ-
никах отмечается, что в подготовке доклада П. И. Шувалову оказывал помощь М. В. Ломоносов. Видимо, это на самом деле так, так как в черновых бумагах Шувалова есть указание: «.о науках писать г. Ломоносову». И действительно, сравнивая то, что в проекте касается собственно программы преподавания с подлинными сочинениями Ломоносова, нельзя не убедиться в полной тождественности не только мыслей, но и отдельных выражений. И по всей видимости, именно под влиянием М. В. Ломоносова в программу курса нового военно-учебного заведения были включены гуманитарные предметы: география, история, немецкий и французский языки [2, с. 29]. Отмечается еще одна интересная деталь, связанная с планом преобразования артиллерийской и инженерной школы в кадетский корпус, заключающаяся в том, что основой для этого плана послужили следующие принципы: 1) учреждение воспитательного учебного заведения «.удалит и охранит молодых людей, готовящихся занять офицерские должности в войсках, от пагубного столкновения и влияния малообразованной и малонравственной для своего времени среды строевых и технических частей»; 2) уделит необходимое время для общего и умственного развития воспитанников. избрав предметами обучения такие науки, которые послужили бы способом к надлежащему изучению точных и прикладных военных наук; 3) дать необходимое время и средства на приобретение молодыми офицерами надлежащего уровня образования во всем его объеме и видах; 4) распространение образованных офицеров в войсках будет способствовать не только совершенствованию военного дела, но и улучшению образованности и нравственности офицерского состава армии» [3, с. 89]. В силу различных обстоятельств создать и организовать деятельность кадетского корпуса на базе артиллерийской и инженерной школы П. И. Шувалову сразу не удалось. Поэтому с целью подготовки школ к преобразованию в Корпус Петр Иванович 22 августа 1758 г. приказал Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации соединить обе школы в одну. Обе школы были им соединены в одну, и все произведенные преобразования в структуре
соединенной школы должны были служить подготовленным этапом к учреждению на ее базе Кадетского корпуса на иных, совершенно отличных от прежнего, началах [3, с. 82]. Учебное заведение получило название «Соединенная Артиллерийская и Инженерная дворянская (с 1761 г. - шляхетская) школа». Располагалась она в помещениях бывшей Инженерной школы. Непосредственным начальником объединенной школы был назначен командир Петербургской инженерной школы капитан М. И. Мордвинов, бывший воспитанник Сухопутного кадетского корпуса [4, с. 36]. В «Историческом обозрении 2-го кадетского корпуса» сказано, что «.по соединении обеих школ в одну, в них в это время, кроме учеников, состоявших на своем коште, комплектных учеников из дворян, находилось 75 - на инженерной и 60 - на артиллерийской сумме» [3, с. 99]. Но, анализируя архивные источники, мы установили, что к моменту объединения состав объединенной артиллерийской и инженерной школы в сентябре 1758 г. выглядел следующим образом [5, л. 22 об.]. Инженерная школа - 106 человек, из них: инженер-капитан - 1, рисовальный мастер - 2, сторож - 1, кондукторов обучающихся - 21, кондукторов сверх штата - 1, учеников в 1-м классе - 25, во 2-м классе - 25, в 3-м классе - 23 и 5 учеников числилось в школе сверх комплекта. Если произвести простые арифметические подсчеты, то увидим, что реально в школе обучалось 100 учеников в различных классах. В артиллерийской школе - 32 человека, из них капитан - 1, подпоручик - 1 и остальные ученики. Как видно, по количеству личного состава инженерная часть объединенной школы превышала артиллерийскую в три раза. Этот факт вряд ли можно объяснить той острой надобностью в подготовленных и квалифицированных инженерах, которую испытывало российское государство в начале второй половины XVIII в. и, по всей видимости, причиной этому были какие-то другие обстоятельства, о которых нам не известно.
Кроме того, при объединенной артиллерийской и инженерной школе на прежних основаниях была оставлена Арифметическая и других наук школа (для солдатских детей)
[3, с. 99], с которой в 1759 г. была соединена переведенная из крепости школа для детей инженерных служителей, с переименованием соединенной школы в «Соединенную солдатскую школу» [3, с. 99]. Впоследствии приказано было присылать в эту школу из всех гарнизонных артиллерийских школ учеников, окончивших арифметику, для дальнейшего обучения геометрии.
Генерал-фельдцейхмейстер П. К. Шувалов взял новую школу под личную свою «особую дирекцию». Покровительство видного государственного деятеля проявилось прежде всего в увеличении финансирования жизни и деятельности школы. Новые возможности позволили значительно улучшить содержание воспитанников. На содержание школы в год отводилось 5132 руб. Помимо этого из особого источника на годовое содержание школы в 1759 г. было добавлено еще 4000 руб. [4, с. 38]. Новые возможности позволили значительно улучшить содержание воспитанников. Все ученики Объединенной артиллерийской и инженерной школы получали жалованье в следующем размере [3, с. 99]: ученики 1-го класса получали по 36 руб., 2-го - по 24 руб. и 3-го - по 18 руб. в год.
Вместе с тем было улучшено и их обмундирование, приказано было отпускать деньги на пошив новых мундиров ежегодно; хотя впоследствии срок носки мундиров увеличен до 1,5 года. Но это было сделано с целью, чтобы остававшуюся сумму, используемую на пошив мундиров, употребить на изготовление обуви и на парадные шляпы с позументом. Почему это было сделано? Ответ на этот вопрос мы находим опять же в архивных документах. В то время школьникам полагалось получать в год по одной паре башмаков «.кои половины положенного срока не выдерживают. то в прочие до опрятности общей терпят крайнюю нужду. От себя по недостатку покупать оныя не в состояии» [6, л. 26-26 об]. Об этой проблеме администрация школы докладывала П. И. Шувалову, который дал предварительное указание по решению этой проблемы, изложенное в его ордере в артиллерийскую и инженерную школу от 9 февраля 1761 г. «На рапорт оной школы предлагаю из оставшихся от построения на учеников мунди-
ров денег 170 рублей 31 копейки 3 четвертей, как те ученики получая в год одну пару башмаков терпят в обуви недостаток, имеет школа зделать еще на каждого по одной паре. Да для часовых на зимнее время три тулупа.» [6, л. 2]. В октябре
1761 г. на основании предложений школы им было принято другое решение, позволившее окончательно разрешить проблему с вещевым довольствием школьников. В своем указании канцелярии Главной артиллерии и фортификации писалось: «Хотя по предложении моему прошлого 1760 году апреля 30 числа построенные на учеников артиллерийской и инженерной школы мундирам срок имеет погодно и деньги по 1450 р. отпускать велено, на основании чего те ученики оными мундирами и пользуются.. А мундиры кои положены погодно, по нужде больше положенного срока содержать смогут, то и учинить вместо трех в три года два мундира. Следовательно, что положенной ежегодной на строение (мундиров) суммы оставаться всегда будет на целое строение 1450 р., в рассуждении чего и представляет оная школа чтобы впредь означенным ученикам мундирные сроки иметь в полтора года, а оставшуюся от построения через три года сумму употреблять на те вещи, кои необходимы и надобны как то: на парадные с позументом шляпы, на обувь и на ленты. Того ради в какие сроки какие вещи быть подлежит» [6, л. 26-26 об]. Из приведенной ниже табл. 1 мы можем узнать, каким вещевым довольствием обеспечивались школьники и стоимость этих вещей.
Наконец, для удобства учеников и для сбережения дорогих парадных мундиров приказано было построить особые вседневные кафтаны.
Произошли разительные изменения в процессе обучения: увеличилось количество и объем изучаемых предметов. Были приглашены опытные, известные в те годы преподаватели. Каждого из учителей П. И. Шувалов лично утверждал в должности, для чего сам присутствовал на экзаменах и на практических занятиях воспитанников [4, с. 38]. Любопытен список преподавательского состава объединенной школы по состоянию на ноябрь 1758 г. и те предметы, которые они преподавали в школе [5, л. 127-127 об], представленный нами в табл. 2.
Таблица 1
Обеспечение учеников мундирами и прочими вещами Объединенной артиллерийской
и инженерной школы [6, л. 27]
Наименование вещей Число вещей По каким ценам каждая вещь За все Итого в полтора года
В один год В полтора года
руб. коп. руб. коп. руб. коп. руб. коп.
Сюртуков красных, камзолов и штанов желтых с обшлагами и воротниками черными каждому по одной паре 135 8 25 1113 75 1113 75
Шляп вседневных с кантами каждому по одой 135 - 80 - - 108 - 108 -
Парадных с позументом золотым и с бантами белыми по одной 135 2 65 375 75 375 75
Башмаков каждому по две пары 270 - 80 216 - - - 324 -
Штиблет черных кожаных по одной паре 135 1 - 135 - - - 202 50
Чулок шерстяных по одной паре 135 - 25 33 75 - - 50 62,5
Лент черных шелковых на косы по одному с половиной аршину каждому 202,5 12 25 1/4 18 37,5
Таблица 2
Преподавательский состав объединенной школы (по состоянию на ноябрь 1758 г.)
Номер п/п Чины и имена Какой предмет преподавал
1 Артиллерии капитан Иван Картмазов Артиллерию
2 Инженер-поручик Федор Матвеев Немецкий язык и географию
3 Артиллерии подпоручик Павел Флоринский Геометрию и арифметику
4 Артиллерии подпоручик Яков Козельский Алгебру и механнику
5 Артиллерии штык-юнкер Яков Мартьянов Арифметику и геометрию в школе для солдатских детей
6 Рисовальный мастер Яков Петрулев Рисование
7 Рисовальный мастер Федор Задубной Находились при лаборатории
8 Живописный подмастерье Федор Яковлев
9 Кондуктор 1-го класса Михаил Можаров Оказывали помощь офицерам при обучении учеников
10 Кондуктор 2-го класса Иоганн Карл фон Фасден
Особое внимание, по требованию П. И. Шувалова, обращалось на знание математических и специальных военных дисциплин, а также изучение родного и иностранного языков. Ме-
нее чем через 2 года в школе произошли значительные перемены по многим направлениям [7, л. 3 об, 6]. Наглядным подтверждением тому служит содержание табл. 3.
Таблица 3
Преподавательский состав и предметы
Номер п/п Чины и имена Какой предмет преподавал
1 Артиллерии капитан Иван Картмазов Артиллерию и геометрию
2 Артиллерии капитан Иван Вельяшев-Волынцев
3 Артиллерии поручик Павел Флоринский Фортификацию и геометрию
4 Артиллерии подпоручик Яков Козельский Алгебру и механнику
5 Артиллерии подпоручик Яков Мартьянов Арифметику, геометрию и фортификацию в школе для солдатских детей
6 Инженер-прапорщик Петр Рожнов Оказывал помощь офицерам при обучении учеников фортификации
7 Инженер-прапорщик Иван Воеков Оказывал помощь офицерам при обучении учеников артиллерии
8 Инженер-прапорщик Максим Северцев Оказывал помощь офицерам при обучении учеников геометрии
9 Рисовальные мастера: Яков Петрулев Эранц Андреян Беринс Федор Яковлев Иван Богданов Рисование
10 Вольный учитель танцевального класса Семен Брюханов Танцы
11 Вольные учителя немецкого класса Филипп Магнус и Иван Христиан Ремодус Немецкий язык
12 Вольный учитель французского класса Гиндис Де Лавье Французский язык
Касаемо личного состава школы, то по состоянию на октябрь 1760 г. по артиллерийскому штату полагалось иметь 127 человек, из них 60 человек в объединенной артиллерийской и инженерной школе и 60 человек в школе для солдатских детей. По инженерному штату в школе полагалось иметь 82 человека, из них 75 учеников различных классов. С учетом сверх комплектных учеников школа насчитывала всего 662 человека [7, л. 3 об]. Сравните: 138 человек в сентябре 1758 г. и 662 человека в октябре
1760 г. Примерно уравнялось и количество обучающихся артиллеристов и инженеров.
Генерал-фельдцейхмейстер Шувалов считал, что назначение офицеров при их выпуске в различные места службы должно определяться не различием обучения, а единственно тем, что всех тех, которые «добрым состоянием и успехами в науках будут достойны, производить в офицеры, хотя бы в артиллерийских и инженерных корпусах не было вакансий, и хотя бы ученики не достигли узаконенных для того производства лет» [3, с. 101]. Учитывая
педагогические и воспитательные принципы П. И. Шувалова, в школе обучение «артиллеристов» и «инженеров» проводилось по одной программе, следствием чего стало правилом с 1760 г. выпускникам школы присваивать звание офицеров. Нами уже отмечалось, что в объединенной артиллерийской и инженерной шляхетной (дворянской) школе преподавали известные в последующем ученые и авторы учебных пособий. Преподаватель Я. П. Козельский, автор учебных записок «Арифметические предложения» и «Механические предложения», стал крупным философом, опубликовавшим труд «Философские предложения». Преподаватель артиллерии И. А. Вель-яшев-Волынцев написал учебное пособие «Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества Артиллерийского и Инженерного Кадетского корпуса», которое было издано в 1767 г. отдельной книгой, став в течение 40 лет единственным руководством для русских артиллеристов. Другой преподаватель - капитан И. Р. Картмазов стал автором
учебного руководства по фортификации. Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов закончил Объединенную артиллерийскую и инженерную школу в Петербурге с присвоением звания инженера-прапорщика в 1761 г. по ее окончании. Вот что говорится в приказе из канцелярии генерал-фельдцейх-мейстера П. И. Шувалова, изданном 5 марта
1761 г. по этому поводу: «В последовавшее от его сиятельства минувшего февраля 28 числа по инженерному корпусу генеральное обер офицерское произвождение, состоящие при оной школе кондукторы первого класса Михаил Голенищев Кутузов (выделено нами. - В. Б.), Афанасий Малыгин, Володимер Войсков и Николай Греков произведены в инженер прапорщики...» [6, л. 3 об.].
Ранее мы отмечали, что в соответствии с планами П. И. Шувалова объединение артиллерийской и инженерной школы в одну должно было служить подготовленным этапом к учреждению на ее базе Кадетского корпуса. Однако планам П. И. Шувалова об учреждении кадетского корпуса для артиллерии и инженеров, несмотря на то что в ноябре 1759 г. поданный Шуваловым проект удостоился одобрения императрицы и был предложен к осуществлению, не суждено было сбыться, так как в 1761 г. императрица Елизавета Петровна скончалась. А 4 января
1762 г. скончался и сам генерал-фельдмаршал, граф П. И. Шувалов.
И только приемник П. И. Шувалова на посту генерал-фельдцейхмейстера - А. Н. Вильбуа** в августе 1762 г. представил только что взошедшей на российский престол императрице Екатерине II Устав нового кадетского корпуса, который был утвержденею в Правительствующем Сенате 25 октября 1762 г. Кадетский корпус стали именовать «Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус» [3, с. 116]. А первым директором корпуса стал М. И. Мордвинов, который им руководил до 1764 г. Функционировать корпус начал только
в 1763 г., так как для организации учебного процесса очень много чего не хватало, в отличие от штата педагогов, который был укомплектован полностью.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что опыт кратковременного периода функционирования Объединенной артиллерийской и инженерной школы не безрезультатен. Именно в объединенной школе прошло становление большей части учителей, на которых было впоследствии возложено пре подавание в созданном Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе. Учителями, приобретшими опыт преподавания в школе и в дальнейшем преподававшие науки в кадетском корпусе, были: И. Картмазов - по фортификации, Я. Козельский - по начальной математике, И. Вельяшев-Волынцев - по математике и артиллерии. Все трое известны впоследствии тем, что ими были изданы специальные учебные пособия и переводы по разным отраслям наук, с различных языков, не исключая латинского [3, с. 102]. При этой же школе получил военное образование и выдающийся русский полководец, директор Сухопутного шляхетно-го кадетского корпуса, герой 1S12 г., Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
Как раз в объединенной артиллерийской и инженерной школе прошла апробацию учебная программа, разработанная П. И. Шуваловым, в соответствии с которой шла подготовка будущих офицеров артиллеристов и инженеров в созданном на базе школы кадетском корпусе.
Что же касаемо имени Петра Ивановича Шувалова, то очевидно, что оно сохранилось в истории России, благодаря не только предложенным и проведенным им реформам новшествам, таким как уничтожение внутренних таможенных пошлин, учреждение первых российских банков, но и благодаря проекту реформирования системы военного образования и подготовки артиллерийских и инженерных кадров в его бытность на посту генерал-фельдцехмейстера.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Шувалов Пётр Иванович (1710-4(15). 1.1762), русский государственный и военный деятель. Принимал активное участие в дворцовом перевороте 25 ноября 1741 г., результатом которого явилось воцарение Елизаветы Петровны. С 1751 г. командовал дивизией, в 1756 г. - корпусом. С 1756 г. - генерал-фельдцейхмейстер, один
из организаторов русской армии в Семилетней войне (1756-1763), усовершенствовал русскую артиллерию, генерал-фельдмаршал (1761).
** Вильбуа (Вильбоа) Александр Вильгельмович (Никитич) (1717-1781) - участник войны со Швецией 1740-1741 гг., Семилетней войны 1756-1763 гг., генерал-фельдцейхмейстер (1761), участник переворота 28 июня 1762 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.20. Оп.1 Д.194.
2. Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа Российского офицерства. М., 1993.
3. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. СПб., 1862. С. 89.
4. Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению от основания в России военных школ до исхода первого 25-летия благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича 1700-1880. СПб., 1880.
5. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп ШГФ. Д. 1220.
6. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1223.
7. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1234.