Научная статья на тему 'Вклад военных деятелей и ученых в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров (вторая половина XVIII В. )'

Вклад военных деятелей и ученых в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров (вторая половина XVIII В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В / РУССКАЯ АРМИЯ / ВОЕННАЯ НАУКА / ВОЕННАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ / ПОДГОТОВКА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / П. И. ШУВАЛОВ / П. А. РУМЯНЦЕВ / И. И. РУСАНОВ / И. А. ВЕЛЬЯШЕВ-ВОЛЫНЦЕВ / Я. П. КОЗЕЛЬСКИЙ / THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY / THE RUSSIAN ARMY / MILITARY SCIENCE / MILITARY EDUCATION / SCIENTIFIC BASIS / TRAINING OF ARTILLERY AND ENGINEERS / THE CADET CORPS / P. I. SHUVALOV / Y. P. KOZELSKY / P. A. RUMYANTSEV / I. I. RUSANOV / I. A. BALASHEV-VOLINTSEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда В. Н.

В своей работе автор анализирует некоторые вопросы, освещающие значение трудов видных военных и государственных деятелей, ученых и педагогов второй половины XVIII столетия, для развития военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров для русской армии. В отечественной историографии присутствует незначительное количество работ ученых и историков, в которых прослеживается взаимосвязь уровня развития военной теории с усовершенствованием системы подготовки военных кадров. На основе архивных и других источников анализируется содержание отдельных трудов, оказавших влияние на развитие военной науки и военной школы в Российском государстве второй половины XVIII в. Автором обращено внимание на тот факт, что вышедшие в свет различного рода описания, «рассуждения», записки и другие научные и учебно-методические материалы по истории войн и военного искусства указывали на важность военной теории и являлись историческим обоснованием мероприятий по усовершенствованию военной системы государства. Во многих работах той поры отчетливо прослеживалась мысль о необходимости повышения качества военного образования офицеров и создания специальной отечественной высшей военной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of military leaders and scientists in the development of military science and scientific-methodical bases of training of officers (second half of XVIII century)

In his work the author analyzes some of the issues, highlighting the importance of the writings of prominent military and public figures, scientists and teachers of the second half of the eighteenth century, for the development of military science and scientifically-methodical bases of training officers for the Russian army. In Russian historiography there is a small number of works of scientists and historians, which traces the relationship of the level of development of military theory and improve the system of military training. On the basis of archival and other sources, analyze the contents of individual works have influenced the development of military science and military school in the Russian state in the second half of the XVIII century, the Author drew attention to the fact that published a different kind of description, "reasoning", notes and other scientific and educational materials on the history of wars and military art pointed out the importance of military theory and was a historical justification of actions for improvement of the military system of the state. In many works of the time clearly traced the idea of the necessity of improving the quality of military education of officers and the creation of a special national higher military school.

Текст научной работы на тему «Вклад военных деятелей и ученых в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров (вторая половина XVIII В. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94 (47).06

В. Н. Бенда

Вклад военных деятелей и ученых в развитие военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров

(вторая половина XVIII в.)

В своей работе автор анализирует некоторые вопросы, освещающие значение трудов видных военных и государственных деятелей, ученых и педагогов второй половины XVIII столетия, для развития военной науки и научно-методических основ подготовки офицерских кадров для русской армии. В отечественной историографии присутствует незначительное количество работ ученых и историков, в которых прослеживается взаимосвязь уровня развития военной теории с усовершенствованием системы подготовки военных кадров. На основе архивных и других источников анализируется содержание отдельных трудов, оказавших влияние на развитие военной науки и военной школы в Российском государстве второй половины XVIII в. Автором обращено внимание на тот факт, что вышедшие в свет различного рода описания, «рассуждения», записки и другие научные и учебно-методические материалы по истории войн и военного искусства указывали на важность военной теории и являлись историческим обоснованием мероприятий по усовершенствованию военной системы государства. Во многих работах той поры отчетливо прослеживалась мысль о необходимости повышения качества военного образования офицеров и создания специальной отечественной высшей военной школы.

In his work the author analyzes some of the issues, highlighting the importance of the writings of prominent military and public figures, scientists and teachers of the second half of the eighteenth century, for the development of military science and scientifically-methodical bases of training officers for the Russian army. In Russian historiography there is a small number of works of scientists and historians, which traces the relationship of the level of development of military theory and improve the system of military training. On the basis of archival and other sources, analyze the contents of individual works have influenced the development of military science and military school in the Russian state in the second half of the XVIII century, the Author drew attention to the fact that published a different kind of description, "reasoning", notes and other scientific and educational materials on the history of wars and military art pointed out the importance of military theory and was a historical justification of actions for improvement of the military system of the state. In many works of the time clearly traced the idea of the necessity of improving the quality of military education of officers and the creation of a special national higher military school.

Ключевые слова: вторая половина XVIII в., русская армия, военная наука, военная школа, научные основы, подготовка артиллерийских и инженерных кадров, кадетский корпус, П. И. Шувалов, П. А. Румянцев, И. И. Русанов, И. А. Вельяшев-Волынцев, Я. П. Козельский.

Keywords: the second half of the XVIII century; the Russian army; military science; military education; scientific basis; training of artillery and engineers; the cadet corps; P. I. Shuvalov; P. A. Rumyantsev, I. I. Rusanov, I. A. Balashev-volintsev; Y. P. Kozelsky.

В 1750-е гг. П. И. Шуваловым было составлено несколько проектов, в которых большое внимание уделялось развитию русской военной науки и поднималась проблема создания в Российском государстве высшей военной школы. Эти вопросы с той или иной степенью детализации нашли свое отражение как в дореволюционной [1], так и в советской историографии.

Значение отдельных трактатов для развития отечественной военной науки, разработанных П. И. Шуваловым, кратко охарактеризовано в некоторых трудах известного советского историка Любомира Григорьевича Бескровного [2]. Вопросы становления и развития русской военной науки, а также отдельные аспекты проектов П. И. Шувалова по созданию в России высшей военной школы кратко освещаются в работе советского и российского историка и краеведа Си-гурда Оттовича Шмидта [3].

© Бенда В. Н., 2017

Военным историкам и исследователям известно несколько проектов, авторство которых принадлежит П. И. Шувалову и в которых речь идет о создании отечественной высшей военной школы. Это, в частности, проекты 1753, 1755 и 1758 гг. Так, например, разработанный в 1753 г. П. И. Шуваловым трактат (в некоторых источниках «записка». - В. Б.] «О военной науке» [4], 24 марта 1754 г. был подан в Правительствующий Сенат и известен как под названием «О учреждении академии военных наук и о бытии оной при шляхетском кадетском корпусе, определяя вместо профессоров искусных и довольно знающих военнослужащих» [5]. Записка П. И. Шувалова «О военной науке» включала историческую часть, в которой излагались взгляды Шувалова на войну, армию и военное дело в их историческом развитии. П. И. Шувалов в своей записке пишет, что Россия, как и другие державы, в состояние великой державы была «приведена победоносным оружием», а посему нужно помнить завет Петра: «надеясь на мир, не надлежит ослабевать в военном деле». Это главное положение военного идеолога середины XVIII в. П. И. Шувалова, сторонника создания сильной регулярной армии, которая постоянно совершенствовалась бы «в эк-зерцициях» [6]. В своей докладной записке «О военной науке» П. И. Шувалов также выдвинул идею организовать «Училище для военных наук». «За весьма нужное в военном деле просвещение подать, чего нам недостает, то есть теории, и для того учредить училище, для военных наук, которому пристойнее в шляхетском кадетском корпусе быть», а вместо профессоров «искуснейших и довольно знающих военное дело военнослужащих определить, которые лекции давать, дезертации делать, екзаменовать и протчее к тому потребное чинить имеют». Военная теория должна поднять военное искусство. «Материи для сего столь богаты, что никто по разным причинам, обстоятельствам и случаям подробно описать не в состоянии...» [7]

Продолжая рассмотрение проектов П. И. Шувалова, отметим, что в 1755 г. был разработан упомянутый выше «Проект об учреждении при шляхетном кадетском корпусе военного департамента для обучения офицеров военному искусству» [8], в основу которого была положена записка 1753 г. В проектах 1753 и 1755 гг. не только мотивирована целесообразность создания высшей военной школы, но и предложена программа обучения и намечен штат преподавателей. Что касается «Проекта об учреждении при шляхетном кадетском корпусе военного департамента для обучения офицеров военному искусству», то, по мнению П. И. Шувалова, задача этого департамента - дать общевойсковым офицерам знания основ военной науки. К военной науке Шувалов относит геодезию, фортификацию, артиллерию и инженерное дело. В соответствии с тем, что «военная наука разделяется на две части: 1] как действует армия и 2] как строить крепости», департамент также нужно разделить на два класса [9]. П. И. Шувалов предложил довольно четкий учебный план, в который вошло: 1] «Всему тому, что до военного дела касается, как то эксерци-цию употребляющуюся в полках, конную и пешую, солдатскую, унтер-офицерскую, гренадерскую, разводить на часы, сменять, различие знать барабанных боев, как солдатам жить в артелях, ефрейторскую, капральскую, унтер-офицерскую должность»; 2] «воинские художества (как офицеру обращаться и повелевать, как стрельбу производить и т. п.]»; 3] «науки военные (как фронт устроить, как маршировать, как лагерем войска расположить]»; 4] военная история («Рассуждать о всех знатных баталиях и акциях и рассуждать те погрешности отчего они потеряны»; 5] инженерное дело и артиллерия («словом все, что до военной науки касается»] [10].

Хотя шуваловские проекты организации военного обучения офицеров не были осуществлены, тем не менее, положения проектов нашли дальнейшее развитие в последующих начинаниях П. И. Шувалова. Это сказалось уже во второй половине 1750-х гг. в изменении программы преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин будущим артиллеристам и инженерам [11].

Большую ценность представляет доклад русского полководца и военного теоретика генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского об организации армии, озаглавленный как «Мысль» [12] и поданный им Екатерине II в мае 1777 г. Проект Румянцева является одним из крупных достижений русской военно-теоретической мысли. Он решительно требовал, чтобы строительство вооруженных сил страны шло на основе национального опыта. «Мы... должны наблюдать, чтобы по мере пользы и выгод наших распространяться и в приличном только иным подражать, и сразмерно способам и доходам своим ополчаться, и весьма уважать их источник, который мы поныне один к содержанию воинских сил имеем: я разумею народ, дающий для войска и людей и деньги...» [13] Значительное место П. А. Румянцев отводил вопросам вооружения и снабжения войск. Он добивался полной типизации вооружения.

Примечательны и вызывают особый интерес «Записки военного советника Русанова», представленные Платону Зубову в 1796 г. под названием «Известие о начале, учреждении и состоянии легулярного войска в России с показанием перемен, какие по временам и обстоятельствам в оном производимы были» [14]. Рукопись Русинова была опубликована в 1875 г. с преди-34

словием А. В. Терещенко, но как анонимная. В предисловии И. И. Русанов дает краткий обзор развития русского войска, начиная с древних времен. Очень обстоятельно, с цифрами и фактами, Русанов описывает формирование регулярной армии при Петре I, Елизавете и Екатерине II. Интересны также авторские «Примечания на устройство войск». В них говорится о необходимости издания военно-теоретических работ, так как «различные военноначальники, прославившиеся в военном училище и оставившие различные и к совершению военной науки приличные сочинения и изъяснения, преподают премногие в том полезные наставления, из которых готовящийся посвятить себя военному ремеслу почерпает столько сведений, сколько желать может. Для совершенного своего просвещения, в них увидит он (по всей видимости имеется ввиду уже командир или начальник того или иного уровня. - В. Б.), на каком местоположении какое прилично сделать расположение войск; как установлять пехоту и конницу, сообразно с выгодой места и расположением неприятельским. Из них научится он, каким образом строить батальон, каре, колонну и другие виды, сходно с настоящею в том надобностью и с надеждою лучших успехов в действиях против неприятеля» [15]. Русанов ратует за развитие военной науки и качество военного образования, и предлагает не выпускать и не производить в офицеры тех, кто к этому готовится, прежде того момента, когда они приобретут знания из области военной науки в т. ч. инженерной и артиллерийской [16].

В этот период были изданы многие научно-методические пособия и наставления как по гражданским дисциплинам, так и по артиллерийскому и инженерному делу.

В первую очередь отметим ряд работ математического цикла, подготовленных преподавателями Сухопутного шляхетного кадетского корпуса.

В самом начале второй половины XVIII в. выпускник Сухопутного шляхетного кадетского корпуса Николай Ерофеевич Муравьев (1724-1770), который после выпуска из корпуса в 1750 г. инженер-поручиком как лучший из выпускников был оставлен в корпусе преподавателем фортификации, в 1752 г. подготовил и опубликовал первую часть своей работы «Начальные основания математики» [17], которая считается одной из первых по времени отечественных работ по математике. Кстати, Н. Е. Муравьев, в предисловии обращаясь к П. И. Шувалову, пишет, что «...зная, что ваше сиятельство великую охоту к науке имеет...» и поэтому он осмелился поднести П. И. Шувалову первую часть начального основания математики. Н. Е. Муравьев не ограничился подготовкой учебных пособий по гражданским дисциплинам, преподаваемых в Сухопутном кадетском корпусе и военно-специальных школах. В 1752 г. им же было подготовлено учебное пособие «Фортификационная книга» [18], предназначенное для изучения инженерного дела. Заметим, что в декабре 1753 г. инженер капитан-поручик Н. Е. Муравьев был назначен генерал-адъютантом к П. И. Шувалову.

Одной из первых оригинальных научно-методических работ по артиллерии можно считать изданное в середине XVIII в. учебное пособие П. И. Шувалова «Практика единорогов» [19], применявшееся в учебном процессе для обучения школьников и кадет артиллерийской науке.

Труд Михаила (Кузьмы) Васильевича Данилова (1722 - после 1790) «Начальное знание теории и практики в артиллерии: С приобщением гидростатических правил с задачами. / Собранное капитаном артиллерии Михайлом Даниловым» [20], изданный в 1762 г., можно считать одним из первых отечественных печатных курсов артиллерии. Краткая характеристика данной работы приведена в труде «История материальной части» [21], изданном в 1904 г. и подготовленном полковником А. А. Нилусом, являвшимся на тот момент помощником инспектора классов Михайловского Артиллерийского училища и штатным военным преподавателем Михайловской Артиллерийской академии.

Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев (1737-1795) руководил до февраля 1759 г. Московской артиллерийской школой, а затем вместе со своими учениками был переведен в Петербург [22] и стал преподавать вместе с Иваном Карамазовым (Картмазовым) курс артиллерии и геометрии в Объединенной артиллерийской и инженерной шляхетной школе [23]. После учреждения в 1762 г. Артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса (АИШКК) капитан артиллерии И. А. Вельяшев-Волынцев стал преподавать в нем курс артиллерии и алгебры [24]. И. А. Вельяшев-Волынцев написал второе учебное пособие «Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества Артиллерийского и Инженерного Кадетского корпуса», которое было издано в 1767 г. отдельной книгой и переиздано в 1777 г. [25], став в течение 40 лет единственным руководством для русских артиллеристов. В отличие от работы М. В. Данилова, труд Вельяшева-Волынцева отличался большей основательностью и содержанием. Работа И. А. Вельяшева-Волынцева предназначалась, в первую очередь, для кадет Артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса, но фактически она использовалась в учебном процессе на протяжении 50 лет (до 1816 г.) почти во всех военно-учебных заведениях, существовав-

35

ших в то время. В основу труда И. А. Вельяшева-Волынцева лег опыт преподавания артиллерии в корпусе. В своем труде И. А. Вельяшев-Волынцев критически относится ко всем тем переводным учебным пособиям, которые были изданы в России с начала XVIII в. Он указывает, что получить необходимые сведения по артиллерии в этих книгах трудно потому, «...что один автор пишет теорию, не показывая ничего практических дел, другой же, напротив того, изобилуя в учении практики, не подтверждает оное теориею» [26].

За все время своей службы, которую он начал в восьмилетнем возрасте 6 апреля 1745 г. [27], Иван Андреевич характеризовался своими старшими начальниками только положительно. Вот, например, характеристика капитану артиллерии Вельяшеву-Волынцеву, данная директором АИШКК М. И. Мордвиновым в марте 1764 г.: «Состояния доброго. Обучает с прилежание» [28]. В характеристике уже на полковника артиллерии (с 10 июля 1773 г.] И. А. Вельяшева-Волынцева сказано, что он «.знает артиллерию и прочие математические науки, географию и историю. владеет французским языком и умеет рисовать. в должности звания своего прилежен, от службы ради ленности больным не рапортован, и во всем себя ведет так как исправным штаб-офицерам надлежит. И как по чинам своим опрятен, так и в никаких от него непорядков не происходит. для чего и вышестоящих чинов достоин» [29]. В 1781 г. И. А. Вельяшеву-Волынцеву был присвоен чин инженер генерал-майора.

Большой интерес представляют также книги известного в последующем русского философа, просветителя, переводчика, писателя и педагога Якова Павловича Козельского (17291794], одного из авторов Нового уложения законов Российской империи. Якову Павловичу принадлежит авторство одного первых трудов по философии на русском языке [30] и многих других работ в области артиллерийской науки, механики и математики, в частности «Арифметическая предложения для употребления обучающегося... благородного юношества» [31], «Механические предложения... » [32] и др.

Вот какую характеристику дал капитану (с 25 мая 1764 г. - В. Б.] Я. П. Козельскому в марте 1766 г. директор АИШКК подполковник М. Бегичев. Яков Павлович поступил на службу 9 апреля 1752 г. «.в академию наук студентом (Академический университет Петербургской академии наук. - В. Б.]. С 16 мая 1757 г. инженер-прапорщик. Грамоте российской читать и писать знает. Арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, алгебру и механику, также немецкий и французский латинский язык, историю и географию знает» [33].

В Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе преподавал еще один образованный и широко известный педагог-математик второй половины XVIII в. Николай Васильевич Верещагин (1744-1807], ученик Я. П. Козельского. Н. В. Верещагин, унтер-офицерский сын, родом из Вологодских мест, в 12лет пришел пешком (!) [34] в Санкт-Петербург и 9 июля 1756 г. поступил в Санкт-Петербургскую артиллерийскую чертежную школу бомбардиром [35]. Уже в Объединенной артиллерийской и инженерной школе Н. В. Верещагину присвоен чин кондуктора, а 16 декабря 1763 г. - чин штык-юнкера артиллерии [36]. Н. В. Верещагин стал преподавать в АИШКК предметы математического цикла. Например, в 1764 г. в АИШКК он преподавал геометрию и, как указано в характеристике директора АИШКК М. И. Мордвинова, «.обучает с прилежанием» [37]. Уже в 1766 г. директор АИШКК подполковник М. Бегичев дает следующую характеристику Н. В. Верещагину: «Грамоте российской читать и писать, также арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию и алгебру знает весьма изрядно (на современный лад «отлично, превосходно». - В. Б.]. В механике до сложных машин, в французском языке переводит нарочито, рисует тушью. Состояния хорошего. Класс свой обучает с прилежанием. К перемене чина достоин» [38].

Этот всестороннее талантливый человек памятен еще и своим бескорыстным служением делу. Николай Васильевич у себя на дому практиковал совершенно бесплатное чтение дополнительных лекций по математике для учащихся АИШКК, проявивших склонность к математическим дисциплинам, и для всех других желающих слушать эти лекции. Благодаря Н. В. Верещагину преподавание математических дисциплин в АИШКК проводилось на довольно высоком уровне. Более того, он оказал существенное влияние на развитие общего математического образования в России во второй половине XVIII столетия.

В 1789 г. была издана специальная работа для унтер-офицеров - «Краткие артиллерийские записки для наставления унтер-офицеров в новоучрежденных артиллерийских батальонах» [39], сочиненные одним из видных военных деятелей времен Екатерины II, директором АИШКК генерал-поручиком Петром Ивановичем Мелиссино (1726-1797].

Подведем итоги вышеизложенному. Появившиеся описания, «рассуждения», записки и другие научные и учебно-методические материалы по истории войн и военного искусства служили чисто практическим целям. Они являлись как бы историческим обоснованием предпола-36

гаемых мероприятий по усовершенствованию военной системы российского государства второй половины XVIII в.

П. И. Шувалов считал, что путем разработки военной теории можно поднять военное дело до степени науки, и он первым в русской военной истории высказал мысль о важности военной теории. Записка П. И. Шувалова «О военной науке» - первая попытка показать эволюцию военного искусства. Он объясняет развитие военного искусства деятельностью великих полководцев, указывает на постоянное изменение отдельных сторон военного дела, ставит вопрос о необходимости создания военной науки. В докладных записках и своих проектах П. И. Шувалов изложил свои взгляды на развитие военной науки и систему подготовки офицерский кадров для русской армии, ясно сформулировал мысль о необходимости повышения военного образования офицеров и создания специальной высшей военной школы.

Примечания

1. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. Т. I. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1912 г. 676 с. + приложение. Приложение. С. 33-43.

2. Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М. : Изд-во АН СССР, 1957. С. 180-183; Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М. : Воен. изд-во Мин-ва обороны Союза СССР, 1958. С. 180; Бескровный Л. Г. Очерки военной историографии России. М. : Изд-во АН СССР, 1962. С. 50-53.

3. Шмидт С. О. Проект П. И. Шувалова о создании в России высшей военной школы (1755 г.) // Вопросы военной истории России XVIII и первой половины XIX века. М., 1969. С. 390-404.

4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.20 (Военные дела). Оп. 1. Д. 194. Л. 1-15об.

5. Русский биографический словарь. Том XXIII. Шебанов - Шютц. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов,1911. 559 с. С. 496.

6. РГАДА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 194. Л. 10.

7. Там же. Л. 11-12.

8. РГАДА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 198. Л. 40-51.

9. Там же. Л. 46об.-47.

10. Там же. Л. 47об.-48об.

11. Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. III. Опыт исследования инженерного искусства после императора Петра I до императрицы Екатерины II. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1865. С. 662.

12. Фельдмаршал Румянцев : сб. документов и материалов / под ред. Н. М. Коробкова. М. : Госполитиздат, 1947. С. 68-83.

13. Там же. С. 68.

14. Известие о начале учреждения и состоянии регулярного войска в России, с показанием перемен, какие по временам и обстоятельствам в оном производимы были / с предисл. А. В. Терещенка ; Изд-во Имп. О-ва истории и древностей Российских при Моск. ун-те. М. : В Унив. тип. «Катков и К», 1875. 61 с.

15. Там же. С. 52-61.

16. Там же. С. 60-61.

17. Муравьев Н. Е. Начальные основания математики. Ч. I. СПб. : При Имп. Акад. наук, 1752. 312 с.

18. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 314. Оп. 1. Т. 1. Д. 2409.

Л. 1-9.

19. Шувалов П. И. Практика единорогов, изобретенных артиллерии генерал-фельдцейхмейстером и кавалером, графом П. И. Шуваловым, и преимущества их перед прежними артиллерийскими орудиями, кратко описанные в вопросах и ответах для употребления при артиллерийских школах. СПб. : При Имп. Акад. наук, 1760. 41 с.

20. Данилов М. В. Начальное знание теории и практики в артиллерии: С приобщением гидростатических правил с задачами / Собранное капитаном артиллерии Михайлом Даниловым. М. : Печ. при Имп. Моск. ун-те, 1762. 104 с. + 2 л. черт.

21. Нилус А. А. История материальной части артиллерии : в 2 т. Т. I. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1904. С. 294-295.

22. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1222. Л. 56.

23. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1234. Л. 6об.

24. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1596. Л. 245.

25. Вельяшев-Волынцев И. А. Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества Артиллерийского и инженерного шляхетного кадетского корпуса. СПб. : Тип. Шляхетного кадетского корпуса, 1777. 248 с.+ 47 с. чертежи.

26. История Отечественной артиллерии. Т. 1. Кн. 2 : Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). М. : Воениздат, 1960. С. 241.

27. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1855. Л. 26об.

28. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1596. Л. 245.

29. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1855. Л. 27.

30. Козельский Я. П. Философические предложения, сочиненные Надворным советником и Правительствующего Сената Секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года его Сиятельству князю Александру Алексеевичу Вяземскому... М. : Директ-Медиа, 2008. 256 с.

31. Козельский Я. П. Арифметические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе благородного юношества. СПб. : Тип. Шляхетного кадетского корпуса, 1764. 285 с.

32. Козельский Я. П. Механическия предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе благороднаго юношества, сочиненныя артиллерии капитаном Яковом Козельским. СПб. : При Имп. Акад. наук, 1764. 344 с.

33. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2 Оп. ШГФ. Д. 1848. Л. 10 об.-11.

34. Смирнов А В. Из истории просвещения Вологодского края в XIV-XVIII вв. // Материалы по истории местного края : [Сб. ст.] / Вологод. гос. пед. ин-т. Вологда : Б. и., 1967; Ученые записки кафедры истории. Т. 35. URL: http://www.booksite.ru/education/main/history/13.htm (дата обращения: 06.11.16).

35. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2 Оп. ШГФ. Д. 1848. Л. 11об.

36. Там же.

37. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1596. Л. 245.

38. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 2 Оп. ШГФ. Д.1848. Л. 12.

39. Мелиссино П. И. Краткие артиллерийские записки для наставления унтер-офицеров в новоучре-жденных артиллерийских батальонах, сочиненные при артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе. СПб. : В Имп. тип., 1789. 73 с.

Notes

1. Rozhdestvenskij S. V. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniya v Rossii v XVIII-XIX vv. [Essays on the history of the systems of the people education in Russia in XVIII-XIX centuries] Vol I. SPb. Typ. of M. A. Aleksandrova. 1912. 676 p. + app. Application. Pp. 33-43.

2. Beskrovnyj L. G. Ocherki po istochnikovedeniyu voennoj istorii Rossii [Essays on source studies of Russian military history]. M. Publ. AS SSSR. 1957. Pp. 180-183; Beskrovnyj L. G. Russkaya armiya i flot v XVIII veke [Russian army and navy in the eighteenth century]. M. Military publishing house of the Ministry of defense of the USSR. 1958. P. 180; Beskrovnyj L. G. Ocherki voennoj istoriografii Rossii [Essays on military historiography]. M. Publ. AS USSR. 1962. Pp. 50-53.

3. SHmidt S. O. Proekt P. I. SHuvalova o sozdanii v Rossii vysshej voennoj shkoly (1755 g.) [Project of P. I. Shuvalov on the establishment in Russia the higher military school (1755)] // Voprosy voennoj istorii Rossii XVIII i pervojpolovinyXIX veka - Military history of Russia XVIII and early XIX century. M. 1969. Pp. 390-404.

4. Russian state archive of ancient acts (RGADA). F. 20 (Military Affairs). Sh. 1. File 194. Sh. 1-15 turn.

5. Russkij biograficheskij slovar'. Tom XXIII. SHebanov - SHyutz - Russian biographical dictionary. Volume XXIII. Shebanov - Schutz. SPb. Typ. of Posessions Main Control. 1911. 559 p. P. 496.

6. RGADA. F. 20. Sh. 1. File 194. Sh. 10.

7. Ibid. Sh. 11-12.

8. RGADA. F. 20. Sh. 1. File 198. Sh. 40-51.

9. Ibid. Sh. 46 turn - 47.

10. Ibid. Sh. 47 turn - 48 turn .

11. Laskovskij F. F. Materialy dlya istorii inzhenernogo iskusstva v Rossii. CH. III. Opyt issledovaniya inzhenernogo iskusstva posle imperatora Petra I do imperatricy Ekateriny II [Materials for the history of engineering in Russia. Part III. The experience of the study of engineering after the Emperor Peter I to Catherine II]. SPb. Typ. of Imp. Acad. of Sciences. 1865. P. 662.

12. Fel'dmarshal Rumyancev : sb. dokumentov i materialov - Field Marshal Rumyantsev : collection of documents and materials / ed. M. Korobkova. M. Gospolitizdat. 1947. Pp. 68-83.

13. Ibid. P. 68.

14. Izvestie o nachale uchrezhdeniya i sostoyanii regulyarnogo vojska v Rossii, s pokazaniem peremen, kakie po vremenam i obstoyatel'stvam v onom proizvodimy byli - The news of the outbreak of the institution and the state regular troops in Russia, with the indication of the change which were hold in it in time and circumstances / with foreword by A. V. Tereshenko; Publ. Imp. Society of history and Russian antiquities under the Moscow University. M. Univ. typ. "Katkov and Co" 1875. 61 p.

15. Ibid. Pp. 52-61.

16. Ibid. Pp. 60-61.

17. Murav'ev N. E. Nachal'nye osnovaniya matematiki [Initial foundation of mathematics]. Part I. Spb. In Emper. Acad. Sciences. 1752. 312 p.

18. Russian state military historical archive (RGVIA). F. 314. Sh. 1. Vol. 1. File 2409. Sh. 1-9.

19. SHuvalov P. I. Praktika edinorogov, izobretennyh artilleriigeneral#fel'dcejhmejsterom i kavalerom, grafom P. I. SHuvalovym, i preimushchestva ih pered prezhnimi artillerijskimi orudiyami, kratko opisannye v voprosah i otvetah dlya upotrebleniya pri artillerijskih shkolah [Practice of unicorns, invented by artillery general Feldzeugmeister and knight, Shuvalov P.I., and the benefits to the former artillery that are outlined in the questions and answers for use in artillery schools]. SPb. In Emper. Acad. Sciences. 1760. 41 p.

20. Danilov M. V. Nachal'noe znanie teorii i praktiki v artillerii: S priobshcheniem gidrostaticheskih pravil s zadachami [Elementary knowledge of the theory and practice of artillery: With the initiation of hydrostatic regula-

tion with task] / Collected by captain of artillery Mikhailov Danilov. M. Publ. in Emper. Mosc. Univ. 1762. 104 p. + 2 sheets with drafts..

21. Nilus A. A. Istoriya material'noj chasti artillerii: v2 t. [History of material part of artillery : in 2 vol]. Vol. I. SPb. Typ. of P.P. Soykin. 1904. Pp. 294-295.

22. Archive of Military-historical Museum of artillery, engineer and signal corps (VYMAIV and VS). F. 2. Sh. mr$. File 1222. Sh. 56.

23. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1234. Sh. 6 turn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1596. Sh. 245.

25. Vel'yashev-Volyncev I. A. Artillerijskie predlozheniya dlya obucheniya blagorodnogo yunoshestva Artillerijskogo i inzhenernogo shlyahetnogo kadetskogo korpusa [Artillery suggestions for teaching the noble youth of the Artillery and engineering gentry cadet corps]. SPb. Typ. Gentry cadet corps. 1777. 248 p.+ 47 p. drawings.

26. Istoriya Otechestvennoj artillerii. T. 1. Kn. 2 : Artilleriya russkoj armii v period ukrepleniya absolyutizma (XVIII v.) - The history of domestic artillery. Vol. 1. Book 2 : artillery of the Russian army in the period of strengthening of absolutism (XVIII). M. Voenizdat. 1960. P. 241.

27. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1855. Sh. 26 turn.

28. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1596. Sh. 245.

29. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1855. Sh. 27.

30. Kozel'skij YA P. Filosoficheskie predlozheniya, sochinennye Nadvornym sovetnikom i Pravitel'stvuyushchego Senata Sekretarem YAkovom Kozel'skim v Sankt-Peterburge 1768 goda ego Siyatel'stvu knyazyu Aleksandru Alekseevichu Vyazemskomu... [Philosophical suggestions by the Court Advisor and the governing Senate Secretary Jacob Kozelsky in St. Petersburg in 1768 to his Excellency Prince Alexander A. Vyazemsky...] M. Direct Media. 2008. 256 p.

31. Kozel'skij YA. P. Arifmeticheskie predlozheniya dlya upotrebleniya obuchayushchegosya pri Artillerijskom i inzhenernom shlyahetnom kadetskom korpuse blagorodnogo yunoshestva [Arithmetic proposals for student use at the Artillery and engineering gentry cadet corps of the noble youth]. SPb. Typ. Gentry cadet corps. 1764. 285 p.

32. Kozel'skij YA. P. Mekhanicheskiya predlozheniya dlya upotrebleniya obuchayushchegosya pri Artillerijskom i inzhenernom shlyahetnom kadetskom korpuse blagorodnagoyunoshestva, sochinennyya artillerii kapitanom YAkovom Kozel'skim [Mechanical proposals for student use at the Artillery and engineering gentry cadet corps of the noble youth, composed by artillery captain Jacob Kozelsky]. SPb. In Emper. Acad. Sciences. 1764. 344 p.

33. Archive VYMAIV and VS. F. 2 Sh. mr$. File 1848. Sh. 10. 11.

34. Smirnov A V. Iz istorii prosveshcheniya Vologodskogo kraya v XIV-XVIII vv [From the history of education of the Vologda region in the XIV-XVIII centuries] // Materialy po istorii mestnogo kraya - Materials on history of local edge: [coll. articles] / Vologod. State Ped. In-t. Vologda: B. I., 1967; Uchenye zapiski kafedry istorii - Scientific of the Department of history. Vol. 35. Available at: http://www.booksite.ru/education/main/history/13.htm (date accessed: 06.11.16).

35. Archive VYMAIV and VS. F. 2 Sh. mr$. File 1848. Sh. 11 turn.

36. Ibid.

37. Archive VYMAIV and VS. F. 2. Sh. mr$. File 1596. Sh. 245.

38. Archive VYMAIV and VS. F. 2 Sh. mr$. File 1848. Sh. 12.

39. Melissino P. I. Kratkie artillerijskie zapiski dlya nastavleniya unter#oficerov v novouchrezhdennyh artillerijskih batal'onah, sochinennye pri artillerijskom i inzhenernom shlyahetnom kadetskom korpuse [Brief artillery note for the instruction of noncommissioned officers in the newly established artillery battalions, composed at the artillery and engineering gentry cadet corps]. SPb. In Emper. typ. 1789. 73 p.

УДК 94 (470.57)

Р. Р. Шилова

Деятельность земства по оказанию помощи нуждающимся в годы Первой мировой войны: на примере Уфимской губернии

С вступлением Российской империи в войну перед земским самоуправлением тыловых регионов страны возникли новые задачи, в том числе и в сфере общественного призрения и благотворительности. Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности земских учреждений Уфимской губернии в годы Первой мировой войны в области организации помощи участникам и «жертвам» войны.

Привлечение неопубликованных ранее источников, периодической печати, современных исследований позволило показать, каким образом была организована помощь со стороны земских учреждений Уфимской губернии в военный период. Изучение опыта организации помощи нуждающимся на примере Уфимской губернии в условиях войны может быть весьма полезным с точки зрения взаимодействия госу-

© Шилова Р. Р., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.