ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ШКОЛЫ (ОАШ) ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КОМАНДИРОВ
Дьяков Сергей Иванович
Канд. пед наук, начальник УК (К) Пилявец Григорий Алексеевич Начальник факультета ППК Поздняков Сергей Владимирович Слушатель академии Тарасов Андрей Викторович Слушатель академии,
Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург
С развитием вооружения и военной техники артиллерийских подразделений, а также форм и способов действий на поле боя, способов корректирования огня артиллерии в XIX веке остро встал вопрос о подготовке кадров для занятия строевых должностей, а именно командиров батареи и дивизионов. До 1882 года подготовку артиллерийских командиров в некоторой степени выполняли две батарее - «полевая пешая» и «полевая конная», получившие в узких артиллерийских кругах название «образцовых». На летний период к этим двум образцовым батареям прикомандировывали группу претендентов для занятия должностей командиров батарей, наблюдая и участвуя в боевой деятельности батарей на стрельбе, учениях и маневрах, они приобретали практические навыки по управлению батареей в бою [1].
3 апреля 1882 года военным руководством Российской империи был подписан приказ по Военному ведомству о формировании одновременно трех офицерских школ - артиллерийской, стрелковой и кавалерийской. Согласно этому приказу офицерская артиллерийская школа (ОАШ) разместилась в трех деревянных бараках, манеже и одном каменном здании была и сформирована из двух «образцовых» артиллерийских батареи [1].
Учебные занятия в ОАШ начались 1 февраля 1883 года. В этот день на официальном открытии руководитель по стрельбе известный артиллерист генерал-майор В.Н. Шкларевич впервые указал на необходимость разработки в школе вопроса стрельбы артиллерии с закрытых огневых позиций. Этот способ имел много противников и был окончательно разработан только в начале XX столетия.
Для ОАШ было разработано положение об офицерской артиллерийской школе, в котором говорилось о ее назначении:
a) подготовка артиллерийских капитанов и штаб-офицеров теоретическим и практическим путем к боевому употреблению батарей и группы батарей;
b) развитие и совершенствование в артиллерии искусства стрельбы в связи с маневрированием, и установление правильных взглядов на целесообразное применение артиллерийского огня в бою;
c) выработка способов ведения подготовительных к стрельбе и маневрированию упражнений и правильных приемов обучения.
Переменный состав школы образовывали:
a) старшие по списку капитаны частей гвардейской и полевой артиллерии и есаулы казачьей артиллерии, из числа удостоенных на должность командиров батарей;
b) только что произведенные капитаны частей гвардейской и полевой артиллерии и есаулы казачьей артиллерии, из числа удостаиваемых на должности командиров батарей;
с) штаб-офицеры частей как регулярной гвардейской и полевой, так и казачьей артиллерии, из числа батарейных командиров, прокомандовавших батареями не менее трехлет и удостоенных должности командиров дивизионов»... [2].
Слушатели школы, прослужили не менее 25 лет, средний возраст- 45 лет; большинство из них были выпускниками военных училищ, почти все имели семьи, 80% из них были выходцами из дворян. Позднее, в 1911 - 1914 гг., возраст слушателей заметно помолодел, это были 3840 летние, прослужившие 19-20 лет офицеры.
Курс обучения в ОАШ делился на два периода: теоретические занятия; практические - учебные стрельбы. Теоретическая подготовка кроме физики, математики, механики и химии включала изучение военных дисциплин: сведения по стрельбе, подготовительные упражнения в стрельбе, тактика артиллерии, общая тактика, материальная часть, фортификация, топография, иппология. Перевооружение полевой артиллерии побудило ОАШ к более широкой разработке тактических занятий и изучению новейших достижений в полевой артиллерии. Кроме классных занятий ежедневно в ОАШ проводились фехтование, гимнастика, пеший строй и стрельба в тире. Практические занятия входили стрельбы на полигоне, причем 20% из них проводить по подвижным мишеням. Большое внимание уделялось верховой езде каждого слушателя. Для обсуждения различных вопросов, связанных с организацией учебного процесса, был учрежден учебный комитет под председательством начальника школы [1].
Ввиду отсутствия в ОАШ печатных учебных пособий по стрельбе артиллерии, лекционный метод проведения занятий почти не применялся. Все учебные занятия носили характер практических упражнений. Боевые стрельбы слушателей до 1907 года проводились на различных полигонах, так как до этого года школа не имела своего полигона. Каждый слушатель за время обучения выполнял 3-4 огневые задачи и расходовал по 35 -40 выстрелов.
С первых лет своего существования в ОАШ стал разрабатываться единый, наиболее рациональный текст команд, подаваемых при ведении артиллерийского огня. В школе в 1886 году был составлен проект первых в русской артиллерии правил стрельбы, который и лег в основу первых официальных «Правил стрельбы для батарейных легких и конных батарей», изданный в 1891 году. На основе опыта проведения боевых стрельб в ОАШ создаются «Сборники указаний по ведению и корректированию стрельбы». В 1884 году ОАШ публикует в «Артиллерийском журнале» отчеты: «Порядок пристреливания по неподвижной цели», «Порядок ведения стрельбы по движущейся цели», «Порядок пристрелки шкалою» (1886 г.). Ежегодно начиная, с 1883 года публикуются отчеты о выполнении курса практической стрельбы ОАШ в полевом и
крепостном отделе. Преподаватели школы активно боролись за переход артиллерии на стрельбу с закрытых огневых позиций, также за необходимость усиления тактической подготовки офицеров-артиллеристов. В 1896 года ОАШ проводила испытания нескольких десятков конструкций орудийных и командирских угломеров, буссолей и других приборов для закрытой наводки орудий на цель. В результате этих испытаний на вооружение артиллерии были приняты командирский угломер «Михайлов-ского-Турова» и батарейная буссоль «Михайловского», изобретенные в школе. Эта буссоль-прибор применялся в артиллерии до 1944 года.
В 1898 году в организации русской артиллерии вводится артиллерийский дивизион. В связи с этим ОАШ получает от Главного Артиллерийского управления задачу по разработке основных положений, относящихся к обязанностям командира дивизиона в бою. В 1899 году школа разрабатывает методику проведения конных поездок. Конные поездки делились на два типа-на тактические полевые поездки и артиллерийские поездки, которые длились продолжительностью от 5-7 часов до 10-12 дней. В этом же году число слушателей и руководителей дисциплин увеличивается почти в два раза.
В 1904 году стрельба артиллерии с закрытых огневых позиций была впервые в мире применена в русско-японской войне бывшими преподавателями школы-ко-мандиром батареи подполковником Пащенко А.Г. в бою под Дашичао 11 июля и командиром дивизиона полковником Слюсаренко В.А. в бою на реке Шахе 29 сентября. По словам В.А. Слюсаренко, он в этот день «одержал две победы: одну над японцами, другую над начальством» (имелись в виду те старшие артиллерийские начальники, которые по своим косным, отсталым взглядам недооценивали значения нового вида стрельбы).
С 1905 года на Двинском полигоне школа показывает показные стрельбы по воздушному шару и по атакующей кавалерии. Впервые в этом же году школа организует и показывает «маневрирование отдельной батареи и группы батарей в поле». С этого года все стрельбы слушателей проводятся в условиях тактического задания с маневрированием артиллерии под руководством штаб-офицера, окончившего Академию генерального штаба
Выпускник ОАШ, позже известный артиллерист, Лауреат Государственной премии, профессор Барсуков Е.З. писал: «По настоянию генерал-инспектора в артиллерии еще с 1904 года было обращено серьезное внимание на преподавание тактики в артиллерийских училищах, в академии и в особенности в ОАШ. С 1906 года на ОАШ возлагается дополнительная задача по подготовке командиров артиллерийских дивизионов. В 1906—1908 годах к ОАШ ежегодно прикомандировывается по несколько старших артиллерийских начальников для ознакомления с последними достижениями в области боевого применения артиллерии, так как школа вносила большой вклад в дело развития тактики артиллерии. В ее стены для прослушивания курса обучения стали идти по своей инициативе многие штаб-офицеры с академическим образованием.
В 1907 году в учебной жизни ОАШ происходит несколько важных событий. Во-первых, вводится по просьбе слушателей система обязательной сдачи слушателями «репетиций» (зачетов) по курсу обучения. Во-вторых, начиная с 1907 года каждый слушатель по окончании учебного сбора стал аттестоваться. В-третьих, в 1907 году школа получила обширный участок земли под Лугой, на котором в течение 1908—1913 годов был оборудован артиллерийский полигон школы, считавшийся лучшим по
тому времени в Европе [1]. Полигон ОАШ имел огромную, ничем не стесняемую площадь. Стреляющие батареи всегда занимали позиции, подсказанные только смыслом решаемой задачи и ее тактической обстановкой, поэтому стрельба велась одновременно не менее чем по шести направлениям.
Приказ № 93 по артиллерии 1908 года предписывал:
«- 1) летние практические занятия переменного состава полевого отдела ОАШ впредь производить, начиная с текущего 1908 г., под городом Луга, на Лужском полигоне;»... [2].
В 1911 году заметно увеличивается число стрельб и учений, проведенных школою, за этот год школа выпускает 35160 выстрелов, к обслуживанию стрельб и учений привлекаются кроме двух штатных батарей, три артиллерийские бригады, два мортирных дивизиона и одна конная батарея. Летом 1911 года ОАШ на полигоне проводит несколько показных стрельб для слушателей академий и других школ. Издаются «Правила стрельбы для батарей, вооруженных 3-дм. скорострельными пушками (легкой, конной и горной артиллерии)» с объяснительной запиской к ним, над проектом которых школа работала в течение 1909 и 1910 годов [3].
Руководство ОАШ по своей инициативе предпринимает разработку «Пособия по стрельбе артиллерии» и издает его в 1911 году. Основными составителями пособия являлись Е. Барсуков, Л. Гобято, М. Краевский, С. Беляев. В 1911-1912 годах, раньше чем в артиллерии иностранных армий, при школе ведутся опыты по применению звукометрических приборов для засечки (определения координат) стреляющих батарей противника.
В 1912 году штаты ОАШ увеличиваются, ежегодно обучаются 144 слушателя полевой артиллерии и 25 слушателей крепостной артиллерии, учреждается штатная должность руководителя по тактике артиллерии, предусматривается прикомандирование к школе учебно-воздухоплавательной и прожекторной рот. В этом же году 20 преподавателей артиллерии военных училищ прошли при школе курс переподготовки и повышения квалификации.
С 1912 года начал выходить ежемесячный школьный журнал «Вестник офицерской артиллерийской школы», основной задачей которого являлось отражение научной и практической деятельности ОАШ в зимний и летний период обучения.
В 1913 году в целях обмена опытом и для ознакомления с организацией боевой подготовки во французской артиллерии из ОАШ командируются во Францию два руководителя стрельбы. В 1914 году к занятиям в школе приступило 152 слушателя по отделу полевой артиллерии и 25 слушателей по отделу крепостной артиллерии. В день начала первой мировой войны (1 августа 1914 года) учебные занятия в школе были прекращены. Вскоре после начала войны весь переменный состав и почти весь постоянный состав, за исключением небольшого административно-хозяйственного аппарата, были откомандированы в действующую армию. Деятельность офицерской артиллерийской школы была прекращена [3].
Искусство стрельбы русской артиллерии непрерывно развивалось и совершенствовалось и этому русские артиллеристы в значительной степени обязаны Офицерской артиллерийской школе, в стенах которой проходили обучение почти все командиры батарей. Численность обучавшихся слушателей в школе непрерывно возрастала и к 1914 году достигла 170. В среднем слушателей одновременно обучалось в школе в период с 1883-1898 годов- 40-
45 человек, с 1899-1912 годов- 125 человек, с 1913- 1914170 человек.
Профессор Барсуков Е. 3. в своей книге «Русская артиллерия в мировую войну» писал: «Старшие артиллерийские командиры получали боевую подготовку в офицерской артиллерийской школе...Через школу проводились в жизнь новые идеи в области артиллерийской тактики, техники и правил стрельбы.» [4].
Вся история обучения в офицерской артиллерийской школе характеризуется сочетанием теории с практикой. В деятельности учебного заведения по подготовке офицеров-артиллеристов было постоянное стремление -донести знания, и опыт в артиллерийские части; поднимать офицеров-артиллеристов до уровня требований, предъявляемых к артиллерии временем; внедрять в артиллерию передовые приемы стрельбы и взгляды на боевое применение огня артиллерии; изучение опыта боевых действий (опыта войн и войсковых учений) и своевременно использовать его при обучении офицеров-артиллеристов и артиллерийских подразделений; не отделять артиллерийскую стрелковую подготовку от тактической подготовки. Все практические вопросы стрельбы и тактики отрабатывались на его полях. Офицерская артиллерийская
школа была проводником передовых идей в тактической, артиллерийско-стрелковой и технической подготовке русской артиллерии. Конечно же, нужно отметить важную роль в отработке вопросов тактики и в совершенствовании искусства стрельбы артиллеристов сыграл Лужский полигон.
Список литературы:
1. История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958.
2. Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк. -СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006.
3. Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.
4. Барсуков, Е.З. Артиллерия русской армии- IV / Военное издательство Министерства ВС СССР. -Москва, 1948.С. 30-31.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ефимкина Анна Ионовна
Зам. директора по УВР МБОУ СОШ№3, г.Бородино Красноярского края
Изучение профессиональных затруднений педагогов позволило сделать вывод о том, что введение ФГОС нового поколения во многом зависит от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога школы включает в себя теоретическую, практическую и мотивационную готовность к реализации стандартов второго поколения [2].
Теоретическая готовность включает следующие умения:
- составление рабочих программ по предмету с учётом формирования универсальных учебных действий;
- разработка программ курсов внеурочной деятельности;
- определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению учебным материалом;
- определение наиболее эффективных деятельност-ных методов ведения урока;
- разработка диагностического инструментария;
- диагностирование и анализ затруднений, определение причин и путей их преодоления;
- проектирование на основе результатов диагностики личности учащихся образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения, развитие исследовательской деятельности обучающихся, усиление творческого начала в деятельности учеников на уроке;
- построение логики преподавания предмета, исходя из потребностей и возможностей учащихся;
- систематическое пополнение своих знаний путём самообразования;
- систематическое расширение своих знаний путём изучения опыта коллег;
- добывание новых знаний из реального педагогического процесса.
Практическая готовность представлена комплексом умений:
- изучение личности учащихся и класса с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания;
- анализ и практическая оценка учебного материала, методических пособий, программ, средств обучения и творческое их использование;
- использование различных видов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе (проектиро-вочно-исследовательская деятельность, индивидуально-групповые формы, социальная практика, профессиональные пробы);
- интерпретация результатов диагностики личности учащихся;
- ведение мониторинга продвижения учащихся по намеченному образовательному маршруту;
- использование в учебном процессе возможностей информационных технологий для открытого образования и стимулирование самостоятельной работы учащихся с различными источниками такого рода;
- обеспечение практической ориентации и инструментальной направленности образования для формирования у учащихся предметных, надпредмет-ных и ключевых компетентностей;
- использование новых форм и методов оценки продвижения учащихся в учебном процессе: рейтинговая, накопительная оценка и т.п.: