Лапина Ю.Е., доцент кафедры художественного кружевоплетения, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186 Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e-mail: [email protected]
Lapina Yu.E., senior lecturer of the department of artistic lacemaking of Higher school of folk arts (academy), 191186 Saint Petertsburg, Griboyedov canal embankment, 2, Lit. A, e-mail: [email protected]
Выпускная квалификационная работа студентов среднего профессионального образования как результат освоения киришского
художественного кружевоплетения Final qualification work of students of secondary vocational education as a result of mastering of Kirishi artistic lace making
Аннотация. Данная статья посвящена этапам выполнения студентами среднего профессионального образования выпускной квалификационной работы. Представлены обязанности научного руководителя, задачи, которые необходимо решать студентам при выполнении выпускной квалификационной работы. Рассмотрена последовательность выполнения студентами подготовительных работ, предшествующих защите. Материал статьи основан на опыте реализации учебных программ профильных дисциплин среднего профессионального образования и высшего образования в Высшей школе народных искусств (академии).
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, выпускная квалификационная работа, профессиональные дисциплины, студенты, обучение, образование.
Abstract. This article is devoted to the stages of completion of the final qualification work by students of secondary vocational education. The article presents the duties of a research supervisor and the tasks that students need to solve when making their final qualifying work. The sequence of students' preparatory work preceding the defense is considered. The article is based on the experience of implementing educational programs of specialized disciplines of secondary vocational education and higher education at the Higher school of folk arts (academy).
Key words: secondary professional education, final qualification work, professional disciplines, professional disciplines, students, training, education.
На протяжении семи лет на кафедре художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) осуществляется подготовка студентов среднего профессионального образования (СПО) по направлению 54.02.02. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (киришское художественное кружевоплетение).
Перед тем, как приступить к выполнению выпускной квалификационной работы студенты осваивают содержание профильных дисциплин: «Технология художественного кружевоплетения»,
62
«Исполнительское мастерство», «Материаловедение», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование».
На профильных дисциплинах студенты изучают технологию киришского кружева, особенности выполнения технического рисунка и составления орнаментальных композиций. Весь образовательный процесс нацелен на формирование общих и профессиональных компетенций, представленных в Федеральном государственном стандарте СПО [3].
Итогом обучения студентов на первой ступени освоения профессиональных навыков в области киришского художественного кружевоплетения является разработка кружевного комплекта (воротника и головного убора) и его материальное воплощение.
Цель выполнения выпускной квалификационной работы состоит в закреплении и расширении полученных знаний, умений и навыков, выявлении уровня художественно-профессиональной подготовки студентов.
При выполнении выпускной квалификационной работы студенты основываются на содержании дисциплин профессионального модуля «Творческая и исполнительская деятельность»: «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование» и профессионального модуля «Производственно-технологическая деятельность»: «Технология
художественного кружевоплетения», «Материаловедение (художественное кружевоплетение)», «Исполнительское мастерство».
Наиболее важными для проектирования и выполнения дипломного изделия в материале являются темы профильных дисциплин, в которых раскрывается информация:
- о графическом изображении вилюшки, заполнений, фоновых решёток, орнаментальных мотивов, киришского кружева численной техники плетения;
- об основных правилах построения ритмичной композиции, состоящей из орнаментальных киришских мотивов;
- о технологии выполнения основных элементов, фактурных полотнянок, вилюшки сцепной техники плетения, фоновых решёток, заполнений, киришского кружева численной техники плетения, способы соединения частей кружевного изделия;
- о свойствах натуральных и искусственных волокон;
- о центры художественного кружевоплетения России.
В обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы входит:
- определение цели, задач и ожидаемого результата;
- помощь в выборе темы; в подборе необходимых иллюстративных материалов и литературных источников;
- разработка индивидуального задания;
- составление на каждого студента плана-графика выполнения работы, в котором излагается задание, сроки и время;
- консультирование по выполнению макета кружевного комплекта, составлению орнаментальной композиции, оформлению художественно-графического проекта и приложения;
- контроль всех стадий выполнения технического рисунка, сколка, кружевного изделия, написания пояснительной записки;
- рекомендации по составлению библиографического списка источников и литературы по теме ВКР;
- контроль над ходом выполнения составляющих компонентов ВКР;
- подготовка письменного отзыва, в котором дается оценка качества выполнения студентом ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями [2].
В процессе выполнения ВКР научный руководитель определяет для студентов ряд задач:
- создать эстетически значимое кружевное произведение;
- сочетать традиционные и современные методы проектирования кружевного изделия;
- систематизировать, расширить и применить полученные знания, умения и навыки, базирующиеся на содержании профильных дисциплин;
- выполнять кружевной комплект в материале в соответствии с художественно-графическим проектом;
- рационально рассчитать время при создании художественно-графического проекта, технического рисунка, сколка и кружевного комплекта в материале;
- соблюдать технологию киришского кружевоплетения (последовательно выполнять технологические приёмы и операции во время исполнения изделий);
- выполнять требования, предъявляемые к качеству изготовления кружева;
- осуществлять самоконтроль при выполнении всех этапов ВКР;
- соблюдать правила техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами в процессе плетения кружева;
- свободно использовать профессиональную терминологию кружевоплетения и проектирования изделий;
- продуктивно собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал для проектирования киришского кружевного комплекта - женского воротника и головного убора, и написания текста пояснительной записки.
Работа студентов колледжа над ВКР включает в себя:
- разработку макета и выкройки воротника и головного убора, выполнение эскизов кружевного комплекта в масштабе, отрисовку орнаментальных композиций в натуральную величину, технических рисунков и сколков;
- выполнение художественно-графического проекта воротника и головного убора в натуральную величину;
- подготовку рабочих сколков, обшивку валика, навивку нитей на коклюшки;
- плетение кружевного комплекта, соблюдая технологию выполнения киришского кружева;
- подбор литературных источников, необходимых для раскрытия темы ВКР в пояснительной записке, которая включает в себя три главы: теоретико-исследовательскую, технологическую и экономическую;
- формирование приложений, в которых представлен ход работы над созданием кружевного комплекта: эскизы форм изделий и вариантами композиционного и колористического решения, схемы элементов кружевоплетения, фотографии последовательности плетения.
Выпускная квалификационная работа, выполненная студентами, представляется на рассмотрение Государственной экзаменационной комиссии, которой оценивается готовность студента к профессиональной художественно-технологической деятельности в области киришского художественного кружевоплетения. Прежде всего, это художественный облик изделия, владение техникой и технологией плетения киришского кружева, а также уровень выполнения художественно-графического проекта, содержание пояснительной записки и приложения.
Примеры успешного освоения содержания учебных программ профильных дисциплин СПО представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Выпускная квалификационная работа (художественно-графический проект и кружевной комплект, состоящий из воротника и головной убора) на тему: «Песни севера» Автор - студентка III курса СПО М. Ширкина, 2016 г.
Выпускные квалификационные работы студентов, выполненные по технологии киришского художественного кружевоплетения, ежегодно участвуют на российских и международных выставках и конференциях.
Ведущий специалист в области художественного кружевоплетения Е.А. Лапшина отмечает: «Организация научно-исследовательской деятельности студентов по возрождению угасших центров кружевоплетения, восстановлению забытых технических приемов исполнения отдельных элементов, включение в учебно-проектную деятельность студентов изделий из старинного ассортимента кружевных изделий способствует формированию и совершенствованию творческой личности и творческого мышления студентов» [1].
Выпускники СПО могут повысить свой художественный уровень и расширить знания технологических приёмов при разработке авторских произведений в области киришского художественного кружевоплетения продолжив обучение на ступени высшего образования.
Рис. 2. Выпускная квалификационная работа (художественно-графический проект и кружевной комплект, состоящий из воротника и головной убора) на тему: «Узоров зимнее
сплетение»
Автор - студентка III курса СПО С. Бозыкова, 2017 г.
Литература
1. Лапшина Е.А. Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении // Педагогика искусства. - 2009. - № 1. - С. 101-105.
2. Обязанности руководителя выпускной квалификационной работы. -URL: https://lektsia.com/7x66f6.html (дата обращения 28.08.2020).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Приказ Министерства образования и науки РФ. Утвержден от 27 октября 2014 г. №1389. - Москва, 2014. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70710726/
References
1. Lapshina E.A. Innovacionnaya pedagogicheskaya model' professional'nogo obrazovaniya v hudozhestvennom kruzhevopletenii // Pedagogika iskusstva. - 2009. - № 1. - S. 101-105.
2. Obyazannosti rukovoditelya vypusknoj kvalifikacionnoj raboty. -URL: https://lektsia.com/7x66f6.html (data obrashcheniya 28.08.2020).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (po vidam). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Utverzhden ot 27 oktyabrya 2014 g. №1389. - Moskva, 2014. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70710726/