Научная статья на тему 'Практика получения первичных профессиональных навыков студентами кафедры художественного кружевоплетения как фактор повышения качества образования'

Практика получения первичных профессиональных навыков студентами кафедры художественного кружевоплетения как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Ю.Е.

В статье освещается важность теоретических знаний, необходимых студентам для выполнения кружевного изделия, в условиях прохождения практики. Содержание статьи направлено на обеспечение качественной практической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика получения первичных профессиональных навыков студентами кафедры художественного кружевоплетения как фактор повышения качества образования»

Профессиональное образование в области традиционных художественных промыслов

Пути совершенствования системы подготовки будущих художников

традиционного прикладного искусства

Лапина Ю.Е., доцент кафедры художественного кружевоплетения, Высшая школа народных искусств (академия), Lye68@yandex.ru

Lapina Yu.E., associate professor of the department of artistic lacemaking, Higher School of Folk Arts (Academy), Lye68@yandex.ru

Практика получения первичных профессиональных навыков студентами кафедры художественного кружевоплетения как фактор

повышения качества образования Practice for obtaining of primary professional skills for students of the department of artistic lacemaking as a factor of improving of the quality of

education

Аннотация. Статья посвящена анализу специфики организации практики по получению первичных профессиональных навыков студентами кафедры художественного кружевоплетения. Автором выявлена и обоснована значимость теоретических знаний, необходимых для выполнения кружевного изделия, как значимый фактор обеспечения качественной практической подготовки, формирования профессионального мастерства.

Ключевые слова: Практика, структура, содержание, особенности, киришское кружевоплетение, художественное кружевоплетение.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the specifics of the organization of practice to obtain primary professional skills of students of the Department of artistic lace. The author reveals and substantiates the importance of theoretical knowledge necessary to perform lace products as an important factor in providing quality practical training, the formation of professional skills.

Keywords: Practice, structure, content, features, Kirishi lace-making, artistic lace-making.

Практика получения первичных профессиональных навыков является неотъемлемой частью учебного процесса и эффективной формой подготовки специалистов в области художественного кружевоплетения. Практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках основных образовательных программ среднего профессионального образования для последующего освоения общих и профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)».

Формируемые общие компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, выполнение результатов работы.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Художник народных художественных промыслов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими производственно-технологической деятельности:

ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.

ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 2.4. Использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства.

ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.

ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности [1].

В соответствии с учебным планом практика получения первичных профессиональных навыков проходит в конце первого и второго семестров первого курса колледжа после изучения специальных дисциплин

«Материаловедение и технология», «Технический рисунок», «Исполнительское мастерство».

Практика осуществляется на базе Высшей школы народных искусств (академии) в аудитории, оснащенной всем необходимым для успешной реализации задания, предложенного для выполнения: достаточным освещением рабочих мест студента, подводом и отводом воды.

Руководитель практики в первый день знакомит студентов с рабочей программой практики, темой задания, с правилами поведения в мастерской, поводит инструктаж по технике безопасности.

Перед началом практики студенты организовывают свое рабочее место: стул, табурет, подставка под валик, валик, обшитый покрывашкой. Руководителем практики предоставляются материалы и оборудование: коклюшки, нити, рабочий сколок, кружевной образец, сопутствующая литература: учебник по технологии выполнения киришского кружева, учебные пособия по техническому рисунку и технологии выполнения дополнительных элементов, а также фотографии и таблицы с элементами киришского кружева.

Целью практики является закрепление полученных знаний и умений, приобретенных на специальных дисциплинах. Для ее достижения студентам предстоит решить следующие задачи:

- применить, закрепить и расширить знания и навыки в области материаловедения, технологии выполнения киришского кружева и исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения киришских кружевных изделий;

- овладеть навыками выполнения работы за определенное время, отведенное на практику, без отвлечения на другие виды деятельности;

- приобрести скоростные навыки плетения кружева;

- научиться владеть приемами анализа качества кружевных изделий в процессе их выполнения;

соблюдать технологию исполнения конкретного вида художественного кружевоплетения;

- приобрести практический опыт выполнения копий исторических и современных образцов киришского кружева на высоком профессиональном уровне.

Выполнение учебного задания начинается с изучения студентами календарно-тематического плана, объема предстоящей работы на все время практики.

На период практики студенту выдается один сколок, утвержденный на заседании кафедры. Выбор сколка осуществляется с учетом следующих требований:

- орнамент соответствует стилистике киришского кружева;

- орнамент подобран в соответствии с уровнем подготовки студентов на данный период;

- предложенная работа рассчитана на количество часов, утвержденное учебным планом.

К выполнению кружевного изделия предъявляются следующие требования, определяющие качество:

- выполнять кружевное изделие в соответствии с технологией плетения киришского кружева;

- равномерно распределять нити долевых пар по всей ширине полотнянки;

- подтягивать нити долевых пар и ходовой пары;

- качественно выполнять основные и дополнительные элементы кружевоплетения: плетешок, насновка, фактурные полотнянки. Выполняя фактурно разработанные полотнянки, следует внимательно плести по сколку, на котором нарисовано движение долевых и ходовых пар. Насновки должны быть плотные, овальной формы. Плетешок имеет вид ровного шнурочка, с равномерно утянутыми нитями.

Кружевное изделие выполняется непосредственно под контролем руководителя практики. Для более эффективной работы руководитель применяет различные методы и приемы, мотивируя студента к выполнению кружевного изделия.

В начале каждого рабочего дня студентов знакомят с планом работы, напоминают о возможных проблемных ситуациях, которые могут случиться при плетении кружева и способах их решения, проводят фронтальный опрос студентов, приступивших к выполнению практического задания.

Фронтальный опрос предполагает следующие вопросы [2]:

1. Как закрепить рабочий сколок на валике?

2. Каким количеством пар коклюшек выполняется предложенная работа?

3. В каком месте выполняется заплет изделия?

4. Сколько булавок ставить по линии заплета?

5. С какой стороны заплета навешиваются две пары - крайняя долевая и ходовая?

6. Сколько перевив выполняется крайними долевыми парами и ходовой парой при плетении полотнянки, плетешка, насновок?

7. Как правильно ввести в плетение кружева закончившуюся и оборвавшуюся нить?

8. Как выполнить петельную зашивку с участием ходовой пары?

Рис. 1. Заплет кружевного изделия рис 2. Начало плетения кружевного изделия

После обсуждения студенты должны вспомнить и назвать важные этапы работы, технологии плетения, а потом приступить к заплету кружевного изделия (рис. 1 и 2). В случае, если студенты затрудняются с ответом, руководитель практики использует наводящие вопросы, помогая восстановить логику работы.

В течение рабочего дня руководитель контролирует

качество и норму выполнения кружевного изделия. Если студент отстает, ему рекомендуется использовать дополнительные занятия. Ежедневно студенты заполняют «Дневник практики». По окончанию практики проходит итоговая аттестация с

предоставлением отчета о прохождении практики,

заполненный дневник практики, результат практической работы -кружевное изделие, выполненное в материале (рис. 3).

Готовое кружевное изделие оценивается по следующим критериям:

- оценка «удовлетворительно» (41-70 баллов) ставится в том случае, когда кружевное изделие выполнено студентом на низком профессиональном уровне: выявлены нарушения технологии плетения, загрязнение нитей и прочие дефекты;

- оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится в том случае, когда студент владеет профессиональной терминологией; выполненное кружевное изделие хорошего качества с небольшими недочетами;

- оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится в том случае, когда студент владеет профессиональной терминологией; кружевное изделие выполнено на высоком профессиональном уровне с соблюдением технологии плетения киришского кружева.

После окончания практики руководитель составляет отчет, в котором

отражаются основные этапы организации практики, дает характеристику выполненной групповой и индивидуальной работы.

Необходимость практики - неоспоримый фактор. Студенты приобретают профессиональный опыт и учатся работать в коллективе, объединенным одними целями и задачами.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО. Приказ Зарегистрирован в Минюст России от 24 ноября 2014 г. N 34873 27 октября 2014 г N 1389 Москва. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

2. Лапина Ю.Е. Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево): учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «художественное кружевоплетение» / Ю.Е. Лапина -СПб: ООО Инжиниринг принт, 2012. — 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.