Научная статья на тему 'Выполнение социальных нормативов в российской Федерации'

Выполнение социальных нормативов в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выполнение социальных нормативов в российской Федерации»

Мусаева А.З.

Выполнение социальных нормативов в Российской Федерации1

Изучение состояния обеспеченности выполнения социальных гарантий в Российской Федерации свидетельствует о том, что с 1999 г. бюджетные расходы на социальную сферу последовательно повышаются. По всем направлениям развития социальной сферы (образование, культура, здравоохранение и др.) предусмотрено увеличение ассигнований - абсолютное и относительное.

Вместе с тем складывающуюся ситуацию нельзя назвать благополучной. Основные социальные показатели не превосходят уровень, который западные страны преодолели еще в 50-60-е годы. Совокупные расходы на социальные нужды в России составляют, по различным оценкам, 16-18% ВВП; в абсолютном выражении это означает около 400 долл. на человека. В европейских же странах аналогичные расходы составляют около 30% ВВП, а их величина на душу населения колеблется от 2,4 тыс. долл. в Испании до 7,9 тыс. долл. во Франции. Ботсвана, Коста-Рика и Панама, где данный показатель ниже, чем в России, еще в 1994 г. обогнали нашу страну по уровню социальных расходов на душу населения. Более того, прогнозируемые расходы государственных внебюджетных социальных фондов, за счет которых обеспечивается больше половины выделяемых сумм на цели социальной защиты, по ряду ключевых показателей снижаются.

Следует отметить, что абсолютные и относительные показатели расходов федерального и консолидированного бюджетов на финансирование социальной сферы не соответствуют нормативам, установленным федеральным и международным законодательством. Так, нынешний уровень расходов на здравоохранение, образование и социальное обеспечение в три-пять раз ниже нормативных. В соответствии с рекомендациями ВОЗ совокупные расходы на здравоохранение (из бюджета и внебюджетных фондов) не должны опускаться ниже 6% ВВП. У нас же в последние годы их величина не превышает 2,4-2,5% ВВП.

Становление класса богатых создало спрос на элитное образование. За годы реформ практически во всех областных центрах России возникли платные школы (колледжи, лицеи, гимназии и т.п.). Однако большинство детей России посещает государственные школы, качество образования в которых за годы реформ заметно снизилось по двум основным причинам: разрушения учительского корпуса из-за низкой и систематически не выплачиваемой заработной платы и недостатка финансирования на поддержание и приобретение современных средств обучения.

Платный контингент появился и в российских вузах. Не получающие необходимых средств из бюджета вузы стали принимать на платной основе абитуриентов, не прошедших по конкурсу. И все же внеконкурсное поступление в вузы за деньги закладывает мину под качество будущих специалистов. Однако размер средней заработной платы работников образования не превышает 90% ПМ. Таким образом, бюджетные проектировки не позволяют выполнить государственные социальные обязательства в этой сфере бюджетного обеспечения даже в минимально необходимом объеме. Хроническая болезнь нарушения регулярности зарплатных выплат этой категории работников породила своеобразный статусно-профессиональный ареал бедности: по уровню начисленной зарплаты сфера образования занимает 28-е место среди 34 отраслей экономики.

Требуются незамедлительные государственные меры по кардинальному исправлению создавшегося положения, включая и меры бюджетного регулирования. Представление об объеме требующихся финансовых ресурсов можно составить, воспользовавшись, например, рекомендациями ВЦУЖ, специалисты которого предлагают в качестве точки отсчета применять "минимально допустимый норматив оплаты труда начинающего учителя": его размер для 8-го разряда ЕТС с учетом семейной нагрузки, по оценкам специалистов этого центра, необходимо установить на уровне 7388 руб., что в 3 - 3,5 раза выше нынешней учительской зарплаты. Возможным финансовым источником радикального повышения зарплаты учителей мог бы стать специализированный налог "на образование" - в форме целевой местной надбавки к подоходному налогу.

В здравоохранении принцип бесплатности разрушен в гораздо большей степени, чем в образовании. Равное право каждого жителя страны на получение бесплатных качественных услуг учреждений здравоохранения было нарушено задолго до начала реформ - с развитием в послевоенный период ведомственного подхода к деятельности медицинских служб. Привилегированные лечебные учреждения, обслуживающие особые контингенты населения (начиная с учреждений так называемого 4-го управления и кончая организациями, находящимися на балансе крупных предприятий), были обеспечены современным медицинским оборудованием, имели свои рекреационные учреждения, комплект необходимых специалистов. Сегодня такие учреждения по-прежнему имеют привилегированные условия финансирования и при этом широко используют свои возможности для оказания медицинской помощи на основе добровольного медицинского страхования. В подавляющем большинстве случаев их услугами пользуются люди, получившие специальную страховку от своих работодателей. Конечно, они не составляют большинства населения. Общая территориальная сеть медицинских учреждений, в течение многих десятилетий финансировавшаяся по остаточному принципу, сегодня не только по-прежнему неспособна, предоставлять медицинские услуги на современном уровне, но часто не имеет возможностей вообще оказывать специальную врачебную помощь. Жители малых городов, районных центров и сельских поселений при более-менее серьезной необходимости вынуждены обращаться в областную или городскую больницу, но поехать туда зачастую не могут из-за отсутствия средств на транспортные расходы. Заработная плата медицинским работникам в российской глубинке порой не выплачивается годами. Широко предлагаемое решение вопроса путем расширения обязательного медицинского страхования за счет увеличения взносов из фондов заработной платы — это при существующих уровнях оплаты труда приведет к дальнейшему снижению уровня жизни основной массы населения.

Кризис российской системы здравоохранения развертывается рука об руку с резким ухудшением физического здоровья населения. За последнее пятилетие заболеваемость увеличилась по большинству нозологических форм, а среди причин нездоровья — социальные стрессы, ухудшение условий жизни населения и особенно его питания, кризис системы здравоохранения. Пристального внимания заслуживают рост числа заболеваний туберкулезом и смертность от него. По этим показателям Рос-

1 Исследование выполняется при поддержке РФФИ, проект №04-06-80097а

сия вернулась к уровню, который развитые страны преодолели 30-40 лет назад, а мы — примерно на рубеже 70-х годов. Увеличение интенсивности заболеваний СПИДом. По заключению Минздрава, можно говорить о начале эпидемии.

По утверждению экспертов, 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств. Однако статистика не всегда адекватно отражает изменение психического статуса населения. Сокращение числа лиц, взятых под диспансерное наблюдение, сочетается с ростом числа больных, прибегающих к консультативной помощи, что свидетельствует только об изменении тактики нашей психиатрии. Услугами психиатров в России пользуются около 6 млн. человек; и это лишь 1/5 действительно нуждающихся в этих услугах. Заболеваемость болезнями нервной системы и органов чувств, в расчете на 1000 человек населения, выросла с 1997 по 2004 гг. с 54 до 60 человек".

Социальное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте таких аномалий, как алкоголизм, наркомания, суицид. Оценивая показатели суицида в России, Всемирная организация здравоохранения признала нашу страну находящейся в состоянии вялотекущей чрезвычайной ситуации. В 2004 г. уровень самоубийств достиг 38 случаев на 100 тыс. населения (против 1997 г. вырос в 1,5 раза). Исследования показывают, что складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, очевидно, противоречит естественным процессам. Кроме того, замечено, что происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения. А это, в свою очередь, чревато снижением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Специальные расчеты свидетельствуют, что население России ежегодно теряет около 1% своего потенциального здоровья.

Как и в образовании, в здравоохранении очень высоки затраты населения на платные услуги; их доля, по оценкам, составляет треть общих расходов на здравоохранение, из которых более половины носят теневой характер. Источник средств на повышение оплаты труда врачей видится опять-таки во введении целевого налога "на здравоохранение". Для улучшения состояния здоровья населения и сохранения объемов и качества медицинской помощи необходимо добиваться развития приоритетных служб, повышения эффективности медицинской профилактики в деятельности всех структур здравоохранения, особенно в сельской местности. В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплаты пособий. 3а счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются следующие пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью (таблица 1).

Таблица 1

Расходы на выплату пособий и социальную помощь

2001 2002 2003 2004

Миллионов рублей

Расходы на выплату пособий и социальную помощь- всего 98309 128429 140869 140983

Пособия по временной нетрудоспособности 48511 62699 70335 69204

из них по трудовым увечьям и профессиональным заболеванием 719 918 1010 1090

семейные и материнские пособия 34273 43447 45693 44990

по беременности и родам 5550 8604 10724 12079

при рождении ребенка 1821 5732 6513 6490

по уходу за ребенком до1,5 лет 1966 5176 5656 5641

по уходу за детьми-инвалидами 198 267 307 345

ежемесячное пособие на ребенка 24738 23668 22493 20441

Социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф и других аварий. 5058 5368 5736 6257

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России 2005. Стат. сб./ Росстат.-М.,2005г.с.198

Размер пособия для каждого работника зависит от размера его заработной платы, трудового стажа и причины нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам по больничному листу, начиная с 30 недель беременности одновременно продолжительностью 140 календарных дней (70-до родов, 70-после родов). Размер пособия-100% заработка. Одновременно с назначением этого пособия женщине может быть предоставлено дополнительное единовременное пособие в размере 1 МРОТ, если она встала на учет в медицинском учреждении до наступления 12 недель беременности.

Пособие по беременности и родам, как и пособие по временной нетрудоспособности, является расчетным и исчисляется из фактического заработка работника.

Право на получение единовременного фиксированного социального пособия имеет один из родителей или лицо, его заменяющее, при рождении ребенка или его усыновлении в возрасте до 3 месяцев. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет назначается и выплачивается гражданам, находящимся в отпуске по уходу за рожденным, усыновленным или принятым под опеку ребенком.

Пособие на погребение назначается родственникам умершего или другим гражданам, взявшим на себя организацию похо-

рон. Пособие выплачивается в день обращения за ним по представлению свидетельства о смерти. Средства Фонда социального страхования могут использоваться страхователями на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. По нормативным документам Фонда социального страхования под направлением средств на эти цели понимается:

- оплата стоимости путевок в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря.

- оплата стоимости лечебного питания.

- частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, в том числе дотаций на содержание спортивных школ, оплата детских подарков и т.д.

Оздоровление детей застрахованных граждан за счет средств обязательного социального страхования служит сохранению и укреплению здоровья детей, является профилактической мерой снижения детской заболеваемости и расходов на выплату пособий по уходу за больным ребенком. В 2004 году расходы средств обязательного социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан составили около 12,7 млрд. руб., или 110% от ассигнований по статье « Оздоровление детей», установленных Федеральным законом от 08.12.2003 г. №166-ФЗ « О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год» (11,6 млрд руб.). Расходование средств обязательного социального страхования на оздоровление детей в 2005 году осуществляется со статьей 10 ФЗ от 29.12.2004 г. №202-ФЗ « О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год» и пунктом 5 распоряжения Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 335-р. Данным Законом предусмотрены расходы средств обязательного социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан в сумме 12,6 млрд руб.1

Самостоятельным разделом системы социального страхования является страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые предусматривают:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении обязанностей по трудовому договору;

-обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Средства на осуществление обязательного социального страхования по данному направлению формируются за счет: обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователя; иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ. Эти средства отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования РФ, утверждаемого определенным законом. Обеспечение по данному виду страхования осуществляется: в виде пособия по временной нетрудоспособности в связи с страховым случаем; в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному; ежемесячных страховых выплат застрахованному; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Он был учрежден в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ». Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвана обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование имеет определенные организационные и финансовые отличия от других фондов социального страхования. Во-первых, в рамках обязательного медицинского страхования не производятся никакие денежные выплаты населению. Во-вторых, в организациях обязательного медицинского страхования задействованы коммерческие компании — страховые медицинские организации, которым по действующему Закону РФ « О медицинском страховании в РФ» отведена роль непосредственного страховщика. В-третьих, в финансировании обязательного медицинского страхования задействованы средства бюджетов субъектов РФ.

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ

Таблица 2

2001 2002 2003 2004

Поступление 89018 116393 137250 159276

страховые взносы, налоговые платежи 878226 114009 135643 156609

из них ЕСН 67840 91911 106326 122442

из федерального бюджета 448 716 899 1861

прочие поступления 744 1668 708 497

Расходование 93721 125608 136161 140568

финансирование выплат пособий и 67818 101444 116515 119011

материальной помощи

финансирование отдельных мероприя- 20778 18207 13795 15336

тий по санаторно-курортному обслужи-

ванию

финансирование выплаты пособий 467 685 828 954

сверх установленных норм и санаторно-

1 В.И.Савоськина О расходовании средств обязательного социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан в 2005 году.//Вестник гос. соц. страхов. С.39

курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета

прочие расходы 862 950 958 627

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России 2005: Стат.сб./Росстат.- М. ,2005г.

По Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» существуют 3 группы субъектов управления организацией и финансированием обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации. Эти субъекты заключают договора на осуществление обязательного медицинского страхования, аккумулируют страховые взносы, направляя средства на оплату медицинских услуг.

Медицинское обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы предоставляются стационарная и амбулаторная поликлиническая помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при различного рода заболеваниях, травмах, беременности и родах и многих др.

Таблица 3

Поступление и расходование средств ФОМС (млн. рублей)

2001 2002 2003 2004

Поступление 3988 5089 5795 6813

страховые взносы, налого- 3966 5058 5771 6784

вые платежи

из них ЕСН 3569 4939 5490 6391

прочие поступления 1 2 2 28

Расходование 4005 5081 5807 6762

финансирование целевых 351 502 600 690

программ ОМС и отдельных

мероприятий по здравоохра-

нению

субвенции территориальным фондам 3562 4481 5095 5972

финансирование расходов 4 4 4 4

по науке и научному обслу-

живанию

финансирование расходов по образованию 3 3 3 3

финансирование исполни- 39 40 52 47

тельной дирекции фонда

прочие расходы 6 12 8 4

Источник: Социальное положение и уровень населения России 2005: Стат. сб./Росстат.-М .,2005г.

Из федерального бюджета финансируется медицинская помощь, предоставляемая только федеральными медицинскими учреждениями за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, в частности: - скорая медицинская помощь;

-медицинское амбулаторное и стационарное лечение в специальных диспансерах и больницах;

-дорогостоящие виды лечения, перечень которых утверждается

органом управления здравоохранения субъекта РФ.

За счет бюджетов всех уровней осуществляются:

-льготное лекарственное обеспечение;

-льготное протезирование;

-услуги фельдшерско-акушерских пунктов.

Правила обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в каждом субъекте РФ на основании закона «О медицинском страховании граждан РФ» и типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных ФФОМС.

Формирование пенсионного фонда будет рассмотрено нами отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.