Научная статья на тему 'Компенсации на оздоровление и санаторно-курортное лечение'

Компенсации на оздоровление и санаторно-курортное лечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виговский Е. В.

В современных условиях развития Российского государства одной из конституционных гарантий является обеспечение работающих и неработающих граждан страховым обеспечением, виды которого определены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 № 117-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Автор рассматривает виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и практику их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсации на оздоровление и санаторно-курортное лечение»

КОМПЕНСАЦИИ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ И САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Е. В. виговский,

советник налоговой службы Шранга

В современных условиях развития Российского государства одной из конституционных гарантий является обеспечение работающих и неработающих граждан страховым обеспечением, виды которого определены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 № 117-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности иродов, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В силу ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ субъектами обязательного страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи, как определено настоящим Законом, — это организации любой организацион-

но-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами по конкретным видам обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц.

Как определено Законом, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Очень важным является знание видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 № 117-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховым обеспечением по отдельным видам обязательного страхования являются:

• оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пособие по временной нетрудоспособности;

• пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

• пособие по беременности и родам;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособие по безработице;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• пособие на санаторно-курортное лечение;

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

В настоящей статье будутрассмотрены вопросы обеспечения работников, детей, внуков путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, возможность обеспечения путевками, используя средства Фонда социального страхования РФ (далее — ФСС РФ), судебно-арбитражная практика и иные интересующие налогоплательщиков вопросы.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление

П остановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309 (вред, от 15.07.2008 № 531) утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Данное Положение определяет порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на:

• санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний (далее — санаторно-курортное лечение и оздоровление);

• санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания (далее

— долечивание) непосредственно после стационарного лечения заболеваний согласно перечня.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продолжительность путевок в данных учреждениях составляет 14 — 24 дня.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями (далее — страхователи) в соответствии с заявлениями

работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Приобретение путевок в санатории для детей с родителями осуществляется в соответствии с медицинскими заключениями на санаторно-курортное лечение.

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ установлено, что региональные отделения ФСС оказывают содействие страхователям в получении информации об имеющихся санаторнокурортных учреждениях, а при необходимости

— иную помощь в решении вопросов приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Расходы же на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторнокурортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания установленных федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональными отделениями ФСС страхователю ассигнований на эти цели, страхователь за счет средств обязательного страхования осуществляет самостоятельно.

При этом ассигнования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей устанавливаются страхователю региональным отделением ФСС в пределах общей суммы ассигнований, предусмотренных региональному отделению на эти цели в соответствии с бюджетом ФСС на соответствующий год, с учетом расходования страхователем средств на выплату гарантированных государством пособий, потребности работников в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, обеспечения путевками в предыдущие годы.

В соответствии с п. 7 Положения распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.

Указанная комиссия образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Путевка на санаторно-курортное лечение в санатории для детей с родителями выдается работающему родителю для совместного лечения с

ребенком в возрасте с 4 до 15 лет включительно. В этом случае расходы за счет средств обязательного социального страхования удваиваются и осуществляются в пределах установленных страхователю ассигнований на санаторно-курортное лечение и оздоровление (п. 8 Положения).

Документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении, является отрывной талон к санаторно-курортной путевке, возвращаемый работником страхователю.

Отделения (филиалы отделений) ФСС оплачивают путевки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия по заявкам страхователей, содержащим наименование указанных санаторных лагерей, профили лечения и его сроки.

Проверки расходования средств ФСС РФ

В целях совершенствования контроля за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование ФСС РФ принято постановление от 07.04.2008 № 81, которым утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.

Данными Методическими указаниями определены единые требования к назначению, прове-

Порядок расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей регулируется ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ФСС РФ на календарный год и решениями Правительства РФ об обеспечения отдыха и занятости детей.

В 2004 — 2008 гг. и в плановый период 2009 и 2010 гг. расходование средств обязательного страхования на оздоровление детей отделениями (филиалами отделений) ФСС осуществляется:

дению региональными отделениями ФСС РФ и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию, плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.

Сотрудниками ФСС РФ осуществляется проведение проверок по следующим направлениям:

• устанавливается соответствие данных бухгалтерского учета путевок, отнесенных на расходы по обязательному социальному страхованию, первичным бухгалтерским документам (приходным, накладным), данным аналитического

Годы Виды учреждений Срок путевки или оплаты набора продуктов питания Оплата за счет средств обязательного социального страхования Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации

2008 и плановый период 2009 и 2010г. I. Полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста застрахованных граждан в:

Детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории РФ С продолжительностью пребывания 21 — 24дня Из расчета до 535 руб. на одного ребенка в сутки в 2008 г., до 600 руб. в 2009г., до 642 руб. в 2010г., до 685 руб. в 2011г. П. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ

Загородные стационарные детские оздоровительные лагеря С продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации П. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ

II. Оплата стоимости набора продуктов питания для детей в:

Организованные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразового питания Не более чем за21 день пребывания в период школьных каникул Исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе П. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ

учета и данным расчетной ведомости по средствам ФСС РФ по количеству, сумме и видам;

• устанавливается соответствие расходов на оздоровление детей, произведенных страхователем, сумме ассигнований, установленных отделением (филиалом отделения) ФСС РФ страхователю на эти цели в проверяемом году;

• проверяется правильность оприходования, оформления, учета и хранения документов по приобретению и выдаче путевок в оздоровительные лагеря в бухгалтерии страхователя, а также по путевкам, полученным от ФСС РФ;

• счета на оплату путевок (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов);

• накладные на получение путевок;

• заявления работников и медицинские справки по форме 070/У-04, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» — для выделения путевки в детский санаторный лагерь;

• свидетельстваорождениидетей;

• счета стоимости (части стоимости) путевок, которую оплачивает отделение (филиал отделения) ФСС РФ;

• платежные документы на оплату путевок;

• протоколы заседаний комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию с решениями о выделении путевок в детские оздоровительные лагеря и детские санаторные оздоровительные лагеря и условиях их оплаты;

• ведомости выдачи работникам путевок с росписями в их получении;

• проводится сверка с кассой поступления частичной стоимости за путевки.

Вопросы налогообложения

Часто возникают вопросы налогообложения налогом надоходы физических лиц (далее — НДФЛ) сумм компенсации стоимости путевок для детей сотрудников санаторно-курортных организаций, выплаченных за счет средств ФСС РФ.

В такой ситуации необходимо исходить из нижеследующего.

Согласно п. 9ст. 217 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимися в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в дан-

ной организации, стоимости путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

Также не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16лет, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

• за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

• за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

К санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе:

• бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

• бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, суммы полной или частичной

компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей сотрудников в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за счет средств ФСС РФ не подлежат налогообложению НДФЛ. Аналогичные разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 19.09.2008 № 28-11/089849.

Необходимо также отметить, что постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 312 внесены изменения в Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в Федеральных органах налоговой полиции.

Абзац 1 п. 1 изложен в новой редакции. В частности, данные Правила определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год:

• военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, атакже офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сотрудникам органов внутренних дел и иным лицам (далее — военнослужащие и сотрудники) — для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются в размере до 75 %, а выплаты на проведение отдыха детей — в размере 100 % стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (продолжительностью до 24 дней), предусмотренной федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год.

Судебно-арбитражная практика

Существует значительная судебно-арбитражная практика рассмотрения дел по спорам между организациями и ФСС РФ, его территориальными отделениями.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к инспекции о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу о привлечении к налоговой ответственности, а также о признании не соответствующими закону требований от 15.06.2005 об уплате налоговых санкций и об уплате налога.

Решением суда первой инстанции от 24.08.2005 заявление удовлетворено частично. Признаны

недействительными ненормативные акты инспекции в части доначисления НДС, НДФЛ соответствующих сумм пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 и ст. 123 НК РФ.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.10.2005 решение было оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просила указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявления о признании неправомерным привлечения общества к ответственности по ст. 123 НК РФ за неудержание НДФЛ с сумм компенсации стоимости путевок, выплаченных работникам, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 210, 211, 217 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законность обжалуемых судебных актов была проверена судом кассационной инстанции.

Суд пришел к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления налогоплательщику НДФЛ, пеней и привлечения общества к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Вывод судов являлся правильным и соответствовал материалам дела.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, атакже суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Как следовало из материалов дела документов, на балансе налогоплательщика находился санаторий-профилакторий, путевки в который продавались работникам общества по льготной цене.

Поскольку суды установили, что расходы на оплату путевок в названный санаторий производились налогоплательщиком за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты налога на

прибыль, основания для доначисления обществу оспариваемых сумм НДФЛ, пеней и взыскания штрафа у инспекции отсутствовали.

Более того, в оспариваемых актах суды правильно указали на то, что возложение на общество обязанности по уплате налога противоречило нормам законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица.

Общество в силу положений п. 1 ст. 24 НК РФ является налоговым агентом, на которого согласно п. 1 ст. 226 НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию с доходов налогоплательщика и уплате в бюджет сумм НДФЛ.

Пункт 9 ст. 226 НК РФ прямо предусматривает, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Положения НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительными оспариваемые ненормативные акты инспекции. Доводы заявителя жалобы отклонены, поскольку были основаны на неправильном толковании норм материального права.

Решения суда первой и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области признаны законными и отмене не подлежали (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2006, дело № Ф09-6083/05-С2)

Приобретение путевокдля внуков

Несомненно, разъяснения налоговых органов об уплате тех либо иных налогов и сборов для налогоплательщиков являются обязательными, которыми также можно руководствоваться, в том числе и отстаивая свою точку зрения в Арбитражных судах.

В силу ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

Также по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщики вправе получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения. Согласно ст. 34.2. «Полномочия финансовых органов» Ми-

нистерство финансов РФ дает письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Давать письменные разъяснения о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов обязаны также давать и налоговые органы (ст. 32 НК РФ). Таким образом, и Минфин России, и ФНС являются органами, которые дают официальные разъяснения.

Но бывают случаи, когда действующие разъяснения противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике. В данном случае налогоплательщикам необходимо руководствоваться п. 1 подп. Зет. 111 НКРФ

В соответствии с данной статьей НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

В связи с изложенным налогоплательщикам следует руководствоваться данной нормой статьи при возникновении спорных ситуаций в Арбитражных судах. Примером рассматриваемой темы является противоречивое разъяснение УФНС РФ по городу Москве (письмо от 04.02.2002 № 27-11-11а/5057).

По вопросу о том, подлежит ли включение в налоговую базу физических лиц стоимости путевок в дом отдыха на территории России, предоставленных внукам (возраст до 7 лет) работников за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, налоговая инспекция разъяснила следующее. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

В силу этого налоговая служба пришла к выводу, что суммы компенсации стоимости путевок, приобретенных для внуков работников, не являющихся членами их семьи, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13 %.

Вместе с тем, в своем постановлении Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд от

28.12.2008 № 17АП-7873/2008-ГК по делу № А50-7961/2008, рассматривая конкретное дело, пришел к следующему выводу.

Суть спора

Государственное учреждение — Пермское региональное отделение ФСС РФ (далее — ГУ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее — ФГУЗ) о взыскании убытков, причиненных нецелевым расходованием средств социального страхования, на основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.

Истец, ГУ с решением арбитражного суда было не согласно и просило его отменить как незаконное и необоснованное, иск удовлетворить. ГУ считало, что расходование средств обязательного социального страхования ответчика на оздоровление внучки работника филиала ФГУЗ Бабиковой Н. В. было произведено с нарушением ст. 10 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда Социального страхования РФ на 2005 год», согласно которой средства обязательного социального страхования направляются на оплату путевок детей застрахованных граждан. Ссылка суда на то, что нормативные акты, противоречащие федеральному закону, применению не подлежат, — не обоснованная.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год» и Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» друг другу не противоречат.

Так, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ является общей нормой, предусматривающей виды страхового обеспечения, ст. 19 этого же Закона установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

В соответствии с указанными нормами Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ, являющимся специальным в данном случае, установлено,

что путевки за счет средств обязательного страхования могут быть предоставлены только детям застрахованных граждан. Противоправность действий ФГУЗ заключалась в использовании путевки не по целевому назначению.

По утверждению заявителя апелляционной жалобы материалами дела доказаны: факт нецелевого расходования средств социального страхования, причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков и причиненными убытками.

В соответствии с п. 18 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Ответчик, ФГУЗ не был согласен по мотивам, изложенным в письменном виде на апелляционную жалобу, считал решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истца законным и обоснованным, соответствующим судебной практике.

Как следовало из материалов дела, ФГУЗ обратился в ГУ-Пермское региональное отделение ФСС РФ с просьбой выделить путевки в летние оздоровительные учреждения для детей сотрудников, в частности одну путевку в лагерь «Комета». Указанная путевка была оплачена, выдана и получена представителем ответчика.

Получение путевки в детский оздоровительный лагерь было отражено ответчиком в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за 2005 г.

На основании заявления работника ответчика — Бабиковой Н. В. последней была выдана указанная путевка для внучки — Лепихиной Ю., проживающей с бабушкой — Бабиковой Н.В. в одной квартире, одной семьей с ведением совместного хозяйства.

По результатам проведенной документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, плательщиком ЕСН, с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному страхованию, в частности, на оплату путевки в оздоровительный лагерь «Комета» в сумме 6510 руб., выданной Лепихиной Ю., родители которой не являлись работниками ответчика.

Средства, не принятые к зачету, было предложено возместить истцу.

В связи с неисполнением требования о возмещении убытков истец обратился в арбитражный суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из недоказанности истцом противоправности действий ответчика, наличия убытков и причинной связи между ними.

Выводы суда, основанные на полном, всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, их надлежащей оценке, суд апелляционной инстанции нашел правильными, соответствующими материалам дела и требованиям закона.

Какие выводы сделал суд

В силу Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 8 данного Закона страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 19 этого же Закона).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10).

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (абз. 3 п. 18).

Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309, определены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок, в том числе на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.

Как указал суд, из системного толкования Семейного кодекса РФ (ст. 2, гл. 15) следует, что бабушка и внучка являются членами семьи.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Страховые выплаты, которые произвел истец, не являются для него ущербом, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика. Истец, выплачивая стоимость путевки, исполнял свои обязанности, прямо возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенных положений закона, на основании представленных сторонами доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оздоровление Лепихиной Ю., являющейся членом семьи работником страхователя — Бабиковой Н. В. в 2005 г. за счет средств Фонда по обязательному социальному страхованию, не противоречит целям обязательного социального страхования и положениям Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», следовательно, существенные нарушения установленных правил расходования средств государственного социального страхования в данном случае отсутствуют, в связи с чем не имелось противоправности в действиях ответчика.

Доводы истца о том, что Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» предусмотрено направление средств

обязательного социального страхования на полную или частичную оплату стоимости путевок из членов семьи только для детей застрахованных граждан, о противоправности действий ответчика с учетом ранее изложенных обстоятельств не свидетельствовало.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно были признаны необоснованными исковые требования ГУ-Пермское региональное отделение ФСС РФ. Доводы апелляционной жалобы подлежали отклонению как необоснованные.

Суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имелось и решение Арбитражного суда Пермского края от

01.09.2008 являлось законным и обоснованным,

было принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежало.

Из изложенного можно сделать вывод, что разъяснения компетентных органов по вопросам уплаты налогов и сборов (Минфина России, ФНС России) иногда противоречат сложившейся судебной практике, поэтому их применение является порою исключительно невыгодными для налогоплательщиков.

К сожалению, многие предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности не используют нормы действующего законодательства по приобретению путевок на оздоровление своих работников и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.