САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ КАК ВИД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
И.В. Дубовицкая, старший преподаватель кафедры трудового и социаль-
ного права ЮУрГУ
Социальная защита граждан - важнейшее направление социальной политики России. Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому право на социальное обеспечение (статья 39), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41)1, при этом не закрепляет механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение. В настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется гарантированное право, является обязательное социальное страхование.
Объектом обязательного социального страхования является социально-экономический риск, так как он охватывает только экономически активное население и связан с утратой заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по причинам, признаваемым обществом уважительными2. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»3 (далее Закон) заложил правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования.
Ст. 1 Закона определяет, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховым обеспечением по обязатель-
ному социальному страхованию, в соответствии с Законом, является исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах социального страхования.
Санаторно-курортное лечение является страховым обеспечением, которое предоставляется в двух видах обязательного социального страхования - в случае временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ст. 8 Закона закрепляет виды страхового обеспечения, связанные с санаторно-курортным лечением: обеспечение пособием на санаторно-курортное лечение и оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Обеспечение пособием на санаторно-курортное лечение, по мнению М. Ю. Федоровой, не является самостоятельным видом пособий по социальному страхованию, так как в основе лежит факт временной нетрудоспособности на период реабилитации после перенесенных заболеваний или их профилактики4. Предоставляемое пособие направлено на компенсацию утраченного за период санаторно-курортного лечения заработка, так же, как и пособие по временной нетрудоспособности. Следует заметить, что ст. 8 Закона называет пособие по временной нетрудоспособности в качестве отдельного вида страхового обеспечения. При этом, в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию5, пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в случае санаторно-курортного лечения.
Рассматривая такой вид страхового обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, нужно отметить, что оплате (полностью или частично) подлежит путевка, если она предоставлена застрахованному лицу на основании медицинского за-
ключения в санаторно-курортное учреждение, которое в соответствии с законодательством имеет право осуществлять санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных лиц. Исходя из этого, уместно было бы вид страхового обеспечения определить, как предоставление и оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Оплата расходов на санаторно-курортное лечение осуществляется из средств социального страхования, формируемых посредством уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации6 (далее - ФСС РФ), а также страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний7.
При этом следует учитывать, что право на указанный вид обеспечения имеют застрахованные лица. Этот статус имеют граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Санаторно-курортное лечение предоставляется наемным работникам, с которыми организации имеют заключенный трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством.
С 1.01.2005 года санаторно-курортное лечение, как вид социального страхования, предоставляется работающим в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строитель-ных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах) на основании трудового договора8, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу9. Исходя из вышесказанного, заметим, что при выполнении работ на основании гражданско-правового договора, у работника может возникнуть право на санаторно-курортное лечение, если в соответствии с договором, страхователь обязуется уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также если оплата санаторно-курортного лечения будет осуществляться за счет собственных средств организации или работника.
Оплата расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников из средств социального страхования осуществляется в соответствии с положениями ежегодно принимаемых Федеральных законов о бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Положения Федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год»10 (далее Бюджет ФСС РФ), предусматривают оплату полной стоимости путевок, предоставляемых гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. В настоящее время санаторно-курортное лечение предоставляется гражданам, имеющим такой вид заболевания, как острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения, а также перенесшим операции по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, баллонной ангиопластики коронарных сосудов, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря1 . Указанные путевки оплачиваются непосредственно региональными отделениями ФСС РФ и распространяются через лечебные учреждения, в связи с чем сами организации в расчетах не участвуют.
В соответствии с Бюджетом ФСС РФ средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан. При этом закон определяет виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций, продолжительность пребывания, максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки. Разъяснения о порядке использования средств социального страхования на указанные цели в 2005 году предписывают ФСС РФ осуществлять оплату стоимости путевок: а) в детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 14 лет (включительно) и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия -для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) со сроком пребывания 21-24 дня из расчета 400 рублей на одного ребенка в сутки (сумма увеличивается с учетом районного коэффициента); б) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникул для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) в размере до
50% средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ, и до 100% средней стоимости путевки для работников бюджетных организаций, и организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимости путевки в такие лагеря12. Также ФСС РФ производит оплату стоимости набора продуктов питания для двух- или трехразового питания в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в период школьных каникул, но не более чем за 21 день, и оплату стоимости проезда лиц, выделенных для сопровождения детей школьного возраста до вышеуказанных курортных и оздоровительных организаций и обратно (до 3 суток).
Учитывая вышесказанное, следует заметить, что расходы за счет средств обязательного социального страхования на оздоровление детей работников осуществляются работодателями в пределах ассигнований, утвержденных ему отделением (филиалом отделения) ФСС РФ на соответствующий год (определяется в твердом размере или в процентах от произведенных отчислений)13. В данном случае имеет место ограничение права застрахованных работников на страховое обеспечение, в случае, если выделенных ассигнований будет недостаточно для обеспечения нуждающихся в оздоровлении детей работников. Решение о предоставлении и оплате путевок принимается созданными в организациях комиссиями или уполномоченными по социальному страхованию на основании заявлений родителей детей или лиц, их заменяющих, при наличии медицинских показаний ребенку14.
В 2005 году ФСС РФ вправе принимать решения о направлении организациями до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных ими в ФСС за 2004 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у соответствующего работодателя в 2000-2004 годах, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого работодателя. Одним из видов таких предупредительных мер является санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансирование
санаторно-курортного лечения работников осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации15.
В соответствии с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний16, организации-страхователи могут производить через свои бухгалтерии расходы на оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, проезд пострадавшего, а в необходимых случаях — также сопровождающего его лица к месту санаторно-курортного лечения и обратно, их проживание и питание. Данные дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение организации-страхователи производят за счет исчисленных к уплате страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний17. Основанием для оплаты данного вида отпуска является копия приказа отделения (филиала отделения) ФСС РФ о предоставлении работнику, пострадавшему вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и сопровождающему его лицу (на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы) путевки на санаторно-курортное лечение в здравницах, расположенных на территории Российской Федерации, либо в здравницах, расположенных на территории государств-участников СНГ, если нет аналогичных в Российской Федерации.
В 2005 году в бюджет ФСС РФ должны поступить 131513780,3 тыс.руб. от уплаты единого социального налога и 34208427,2 тыс.руб. от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников запланировано выделить 1500000 тыс. руб. что составляет 1,1 % от полученных страховых выплат от ушаты единого социального налога а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний запланировано выделить 4778800 тыс. руб., что составляет 13,9 % от страховых выплат на обязательное страхование от несчаст-
ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Санаторно-курортное лечение направлено на выполнение профилактической и компенсационной (реабилитационной) функции. В настоящее время в связи с недостаточностью финансирования (это видно из вышеприведенных цифр), санаторно-курортное лечение реализует только реабилитационную функцию, так как предоставляется для долечивания при наличии у застрахованного лица серьезного заболевания. В данном случае целью санаторно-курортного лечения является восстановление утраченного здоровья и как следствие - восстановление трудоспособности. При этом перечень заболеваний строго определен, и если застрахованное лицо имеет заболевание, не входящее в установленный перечень, или нуждается в проведении оздоровительных мероприятий, оно не может воспользоваться санаторно-курортным лечением, как видом обеспечения по обязательному социальному страхованию (за исключением профессиональных заболеваний), хотя все работники на равных условиях подлежат социальному страхованию.
Современная система обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности в настоящий момент не нацелена на организацию санаторно-курортного лечения в целях профилактики заболеваний. Но, учитывая рост заболеваемости населения, необходимо более значительное внимание уделить профилактической функции санаторно-курортного лечения в системе обязательного социального страхования путем предоставления, застрахованным гражданам права на оздоровление во время ежегодного отпуска. Поскольку возможности системы социального страхования в настоящее время ограничены, следует наделить полномочиями по решению вопросов об очередности предоставления путевок комиссии или уполномоченных по социальному страхованию. Решить поставленную задачу можно путем закрепления в коллективных договорах круга лиц, которым в первоочередном порядке будут предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение.
Исходя из этого, наиболее вероятными источниками финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работников организации являются собственные средства работников, целевые средства третьих лиц, собственные средства работодателя, а
также фонды дополнительного социального страхования на уровне отраслей и отдельных организаций.
Государство поощряет такие способы финансирования санаторно-курортного лечения путем предоставления льгот по налогообложению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации18 (далее НК РФ). Так расходы работодателя по оплате стоимости путевок на лечение не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ.
Суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ сана-торно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые как за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, так и за счет средств ФСС РФ, в соответствии с п. 9 ст.217 НК РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Что касается обложения частичной оплаты работодателем стоимости санаторно-курортных путевок единым социальным налогом, то такие суммы не признаются объектом налогообложения, так как они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п.З ст.236 НК РФ).
Здесь же хотелось бы отметить, что в случае оплаты полной стоимости санаторно-курортной путевки или большей ее части непосредственно работником ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц. К вычету может быть предъявлена сумма, приходящаяся на ту непосредственно оплаченную самим работником часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи, оказанной работнику в оздоровительном учреждении, не входящей в стоимость путевки и дополнительно им оплаченной19.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2 Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография. Омск: Омский госуниверситет, 2003. С. 18.
3 Бюллетень Минтруда РФ, 1999. № 8.
4 Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография.-Омск: Омский госуниверситет, 2003. С.282.
5 Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утвержденно постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6 (с изменениями и дополнениями)// Библиотека «Российской газеты» №4 1995 г.
6 Глава 24. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: Юрайт-Издат, 2003. 454с. (Российское федеральное законодательство).
7 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».// СЗ РФ. 1998. №31. СТ.3803.
8 Письмо ФСС РФ от 23.09.2004 г. № 02-18/11-6474 «О подпунктах 8 и 14 пункта 1 ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации». // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. №1.2005 г.
9 Федеральный закон от 25.07.2002 г. № ИЗ-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
10 Российская газета. 31.12.2004 г. № 292.
п Постановление Правительства РФ от 21.04.2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на оздоровление работников и членов их семей».//Российская газета. 27.04.2001 г. № 83.
12 Распоряжение Правительства РФ от 1.04.2005 г. № 335-р.// СЗ РФ. 2005. №14. Ст. 1265.
13 Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования. Постановление ФСС РФ от 9.03.2004 г. № 22.// Российская газета. 14.04.2004 г. № 77.
14 Письмо ФСС РФ от 15. 03.2004 г. № 02-18/11-1589.// Страховая деятельность. № 2. 2004 г.
15 В 2005 году применяются «Правила частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 7.06.2005 г. № 360.// Российская газета. 15.06.2005 г. № 126.
16 Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 184 (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 г. № 754).// Российская газета. 16.03.2000 г. № 52.
17 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 г. № 332 «Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1.02.2005 г. № 49). //Российская газета. 22.05.2001 г. №96.
18 Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: Юрайт-Издат, 2003. 454с. (Российское
и МНС России от 25.07.2001 № 289, БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”».
федеральное законодательство). Приказ Минздрава России