Научная статья на тему 'Оценка социально-страхового обеспечения повышения качества жизни населения в Тамбовской области'

Оценка социально-страхового обеспечения повышения качества жизни населения в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ / СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE / INSURER / INSURANT / INSURED / INSURANCE MAINTENANCE / INSURANCE PAYMENTS / SANATORIUM TREATMENT / MEANS OF REHABILITATION / INDUSTRIAL TRAUMATISM / PREVENTIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов Н. И., Куликова М. А.

В статье рассматривается важная составляющая механизма обеспечения качества жизни населения социально-страховое обеспечение населения. Влияние социального страхования на качество жизни проявляется в защите населения от социального риска. В период перехода к социальной рыночной экономике ключевые реформы направлены именно на социальную защиту. Поскольку целенаправленного научного обоснования позиции социального страхования в обеспечении качества жизни до настоящего времени не проводилось, предлагается дополнить существующие методики оценки качества жизни населения критерием оценки качества социально-страхового обеспечения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликов Н. И., Куликова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of social security-insurance of improvement of quality of life of the population in the Tambov region

In the article important component of the mechanism of maintenance of quality of life of the population socially insurance maintenance of population is considered. Influence of social insurance on quality of a life is shown in protection of the population against social risk. During transition to social market economy the key reforms are directed on social protection. As purposeful scientific substantiation of position of social insurance in maintenance of quality of life was not spent till now, it is offered to add existing techniques of estimation of quality of a life of the population with criterion of an estimation of quality of social security-insurance of the population.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-страхового обеспечения повышения качества жизни населения в Тамбовской области»

УДК 336.1+336.47

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Н.И. Куликов, М.А. Куликова

В статье рассматривается важная составляющая механизма обеспечения качества жизни населения - социально-страховое обеспечение населения. Влияние социального страхования на качество жизни проявляется в защите населения от социального риска. В период перехода к социальной рыночной экономике ключевые реформы направлены именно на социальную защиту. Поскольку целенаправленного научного обоснования позиции социального страхования в обеспечении качества жизни до настоящего времени не проводилось, предлагается дополнить существующие методики оценки качества жизни населения критерием оценки качества социально-страхового обеспечения населения.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование; страховщик; страхователь; застрахованные; страховое обеспечение; страховые выплаты; санаторно-курортное лечение; технические средства реабилитации; производственный травматизм; реабилитация; превентивные мероприятия.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) указывают следующие элементы социальной защиты, которые за счет повышения производительности труда и укрепления социальной стабильности способствуют экономическому росту [1]:

- системы здравоохранения помогают сохранять хорошее здоровье работников и лечить больных. Уход за членами семьи работника способствует обеспечению хорошего здоровья будущей рабочей силы;

- системы пенсионного обеспечения содействуют выходу пожилых работников из состава рабочей силы, что помогает избегать проблем, связанных с сохранением занятости работников, производительность которых упала до низкого уровня;

- денежные пособия по болезни способствуют выздоровлению больных работников за счет устранения финансового бремени и требования продолжать трудиться во время болезни. Они также способствуют сохранению производительности труда других работников, поскольку позволяют избегать распространения инфекций;

- страхование по беременности и родам имеет особое значение для воспроизводства здоровой рабочей силы, а также для поддержки здоровья работающих матерей;

- система страхования от производственного травматизма представляет собой самую старую и самую распространенную форму социального обеспечения и играет растущую роль в предупреждении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в реабилита-

ции работников, пострадавших от них. Такая деятельность имеет непосредственное отношение к производительности труда, учитывая громадное количество рабочих дней, в течение которых работники отсутствуют в связи с рисками для здоровья, которых можно было бы избежать;

- пособия по безработице позволяют безработным получить передышку, которая необходима им для поиска подходящей работы, чтобы в полной мере использовать свой талант и потенциал; в этом плане большое значение приобретают соответствующие службы занятости и профподготовки. Наличие хорошей системы страхования по безработице создает чувство уверенности среди рабочей силы, что может в значительной мере облегчить структурные изменения и внедрение технологических новшеств, которые в противном случае рассматривались бы работниками в качестве угрозы для их уровня жизни;

- детские пособия (и другие денежные пособия, выплачиваемые в случае утраты трудоспособности кормильцем) помогают обеспечить достаточный доход для семьи с детьми, чтобы предоставлять надлежащее питание и здоровые условия жизни для детей;

- социальное обеспечение помогает создавать более позитивное отношение не только к структурным и технологическим изменениям, но и к проблемам глобализации и их потенциальным благам, с точки зрения повышения эффективности и производительности труда.

В представленном перечне из семи пунктов три приходятся на обязательное социальное страхование, которое осуществляется в нашей стране государством с помощью Фонда социального страхования. Кроме обеспечения по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в функции Фонда входит оздоровление детей, обеспечение санаторно-курортным лечением и техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан, а также мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма и реабилитацию лиц, получивших трудовые увечья и профзаболевания. Расходы, осуществляемые за счет средств Фонда социального страхования, составляют в среднем за последние пять лет (2004-2008 гг.) 0,8 % от номинального объема использованного ВВП, что является подтверждением высокой важности обязательного социального страхования в современной отечественной экономике [2].

Для оценки качества отечественного социального страхования необходимо провести исследование в рамках практической деятельности Фонда социального страхования РФ, на примере конкретного регионального отделения.

В отечественной системе обязательного социального страхования доля Тамбовского регионального отделения примерно 0,5 % (табл. 1). По имеющимся данным можно сделать вывод, что основные тенденции дина-

мики показателей социального страхования за изучаемый период, характерные для Тамбовской области, совпадают с общероссийскими: растет численность страхователей и застрахованных, увеличивается объем доходов и расходов (табл. 1, 2), что является подтверждением целесообразности проведения исследований качества социального страхования на примере Тамбовского регионального отделения.

Обязательным социальным страхованием в 2008 г. было охвачено 21838 страхователей Тамбовской области, по сравнению с 2004 г. данный показатель вырос в 1,58 раза. Если данную тенденцию сопоставить с изменением числа предприятий, включенных в Единый государственный регистр (ЕГРПО) за аналогичный период (2004-2008 гг.), а количество предприятий в Тамбовской области увеличилось с 16114 - в 2004 г. до 18104 - в 2008 г., можно сделать вывод, что охват социальным страхованием значительно расширился (табл. 2) за счет активной деятельности фонда по регистрации страхователей. Расширился охват социальным страхованием субъектов малого предпринимательства, о чем свидетельствует рост численности застрахованных предпринимателями наемных работников с 5492 человек до 16274 человек, в то время как среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства за изучаемый период практически не изменилась.

Таблица 1

Динамика показателей по деятельности Фонда социального страхования РФ за 2004-2008 гг.*

Показатели

год

2004

2005

2006

2007

2008

в целом по Фонду

Количество страхователей (на конец года) 3186438 3067810 3676986 4064462 4409356

Среднесписочная численность застрахованных, чел. 61025370 56587568 61192328 61983678 62961315

Доходы, млн руб. 157415,5 186691,0 218913,1 283869,5 294145,9

Расходы, млн руб. 139614,6 165311,6 208150,9 306214,9 375747,9

Расходы в % к ВВП 0,8 0,8 0,8 0,9 0,9

показатели Тамбовского регионального отделение к показателям Фонда, %

Количество страхователей (на конец года) 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5

Среднесписочная численность застрахованных 0,7 0,7 0,7 0.6 0,6

Доходы 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6

Расходы 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5

Таблица 2

Динамика основных показателей Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ за 2004-2008 гг.*

Показатели год

2004 2005 2006 2007 2008

Количество страхователей (на конец года), в т. ч. предпринимателей 13829 4138 15678 5010 18662 5300 20056 5700 21838 5575

Охват социальным страхованием (численность страхователей** к количеству предприятий, включенных в ЕГРПО), % 60,1 65,7 75,6 79,3 84,9

Среднесписочная численность застрахованных, чел. 409488 387149 400167 372500 359517

Охват социальным страхованием (численность застрахованных к экономически активному населению), % 74,3 69,9 72,0 67,3 67,9

Доходы, тыс. руб. 784808,9 989616,4 1065040,6 1501678,6 1820095,6

Расходы, тыс. руб. 719790,4 992456,0 1082640,6 1523487,9 1829598,4

* Составлено по данным Фонда социального страхования ** Численность страхователей за вычетом предпринимателей

Среднесписочная численность застрахованных уменьшилась на 12 % и экономически активное население за изучаемый период сократилось на 3,8 %, что привело к уменьшению охвата населения социальным страхованием (табл. 2). Данные показатели охвата населения социальным страхованием недостаточно высоки из-за того, что некоторые категории экономически активного населения не подлежат обязательному социальному страхованию: предприниматели, безработ-

ные, самозанятые лица, занятые в сером (теневом) рынке труда.

В целом, работа Фонда социального страхования направлена на увеличение охвата социальным страхованием [1].

В настоящее время источниками доходов системы социального страхования в РФ являются единый социальный налог, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, капитализированные платежи предприятий, средства федерального бюджета и пр. Полнота и своевременность поступлений является основой стабильности всей системы.

Основную часть доходов Тамбовского регионального отделения составляли поступления от единого социального налога (ЕСН).

Правительством РФ принято решение об упразднении с 1 января 2010 г. единого социального налога и введении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Отмена единого социального

налога предусматривает переход на взимание страховых взносов в три внебюджетных фонда. Вместо ЕСН, который работодатель платит от фонда заработной платы, будут введены страховые платежи отдельно по каждому виду страхования: пенсионному, медицинскому и социальному. Перевод предприятий на выплату адресных страховых платежей выгоден прежде всего работающим гражданам с высокими доходами и их работодателям. До этого ЕСН шел в общий котел, где проконтролировать движение средств было достаточно сложно. Введение системы страховых выплат позволит предприятиям финансировать социальные нужды лишь своих сотрудников, т. е. предоставлять помимо заработной платы социальный пакет, повышающий привлекательность места работы.

Однако следует отметить и слабые стороны введения ЕСН. На наш взгляд, не удалось реализовать основную идею, которая заключалась в упрощении и удешевлении системы сбора страховых взносов в социальные фонды. «Единство» социального налога оказалось чисто формальным. Его дробление на многочисленные доли, существование по каждой доле фактически самостоятельных налогооблагаемых баз, наличие регрессивной шкалы, раздельное исчисление каждой доли, раздельный их учет и перечисление, право расходовать налог на цели социального страхования до его поступления в казну мало чем отличают его от старой системы сбора страховых взносов в социальные фонды, совершенно не сокращают документооборот и не облегчают работу налогоплательщиков.

Таблица 3

Динамика структуры доходов Тамбовского регионального отделения Фонда за 2004-2008 гг., %*

Источники Год

2004 2005 2006 2007 2008

Остаток средств на начало года - - - - -

Часть единого социального налога 69,5 53,0 54,6 47,8 47,9

Страховые взносы на обязательное соц. страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 13,1 11,2 12,8 12,0 12,3

Мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд 1,0 0,3 0,2 0,1 0,1

Капитализированные платежи 0,4 0,8 0,6 0,4 0,2

Поступления от ФСС 14,6 12,1 10,3 10,6 12,8

Средства федерального бюджета 0,9 22,2 20,7 28,6 26,2

Прочие 0,5 0,4 0,8 0,5 0,5

* Составлено по данным Фонда социального страхования

Таблица 4

Динамика полноты сбора страховых поступлений в Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за 2004-2008 гг.*

Показатели Год

2004 2005 2006 2007 2008

Полнота сбора по ЕСН, % 99,1 99,9 100,8 100.9 100,3

Полнота сбора по НС, % 94,8 93,3 95,6 102,6 98,5

Цепные темпы роста полноты сбора по ЕСН, % - 100,8 100,9 100,1 99,4

Цепные темпы роста полноты сбора по НС, % - 98,4 102,5 107,3 96,0

* Составлено по данным Фонда социального страхования

Вторым по величине источником доходов являются средства федерального бюджета. Доля субвенций из Федерального бюджета в бюджет Фонда социального страхования резко увеличилась с возложением на Фонд дополнительных государственных функций: обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, оплата проезда к месту лечения, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезноортопедическими изделиями инвалидов [1].

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НС) составляют около 13 % в структуре доходов (табл. 4). Тенденцию полноты сбора по НС нельзя назвать однородной. Введенный с 2000 г. новый вид обязательного социального страхования воспринимается работодателями не достаточно серьезно, о чем свидетельствует понижение процента собираемости страховых взносов с 2005 г. В последующие годы полноту сбора по НС удалось

повысить, однако собираемость ЕСН выше, что подтверждает мнение о преимуществе налога над страховым взносом. Действительно, в современных условиях становления рыночной экономики усиление фискальной функции имеет гораздо большее значение, чем соблюдение страхового принципа. Хотя, на наш взгляд, в развитой социальной экономике соблюдение страхового принципа должно иметь приоритетное значение при организации системы социального страхования по нескольким причинам:

- соблюдение принципа возвратности «взнос - выплата»;

- соблюдение принципа справедливости (в нашем понимании равные взносы не зависимо от размеров доходов и отсутствия ограничений в размерах выплат «сколько заплатил - столько и получил»);

- строго целевой характер использования средств по принципу расходования страхового Фонда, т. е. 1) финансирование превентивных мероприятий; 2) ликвидация и

нивелирование последствий страхового случая (реабилитация); 3) осуществление выплат по страховому обеспечению.

По нашему мнению, более качественной является та система социального страхования, которая пополняется финансовыми ресурсами за счет разъяснительной работы, прозрачности и в основе которой лежит принцип солидарности и социального партнерства, чем та, которая основывается на жестких фискальных принципах. Следовательно, единый социальный налог следует рассматривать как вынужденную временную меру.

Не менее важной стороной в анализе качества системы социального страхования является исследование динамики расходов. За изучаемый период расходы Фонда социального страхования увеличились почти вдвое, аналогично увеличились и расходы Тамбовского регионального отделения. Наибольшую долю в структуре расходов составляют пособия по социальному страхованию, среди которых основным является оплата временной нетрудоспособности.

Объем выплат на пособие по временной нетрудоспособности по Тамбовской области за период с 2004 по 2008 гг. вырос в 1,7 раз. Рост данного показателя обусловлен

в основном ростом заработной платы, фонд заработной платы по данным сводной расчетной ведомости в Тамбовском ГУ ФСС РФ в 2004 г. составлял 16,34 млрд руб.; в 2008 г. -37,13 млрд руб.

Следует отметить сокращение в 2 раза объема выплат пособия на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение. Поскольку размер данного пособия на протяжении всего периода оставался неизменным, можно сделать вывод о снижении смертности в Тамбовской области работающих граждан. В качестве негативной тенденции следует отметить снижение количества дней, оплачиваемых по уходу за ребенком до полутора лет, хотя объем выплат по этому пособию значительно увеличился. Увеличение выплаты обусловливается повышением ее размера с 1 января 2006 г. с 500 руб. до 700 руб. и с 1 января 2007 г. до 1500 руб. за первого ребенка, 3000 руб. за последующих. Произошло также увеличение размера единовременной выплаты на рождение с 2007 г. - до 8000 руб., далее индексируется в зависимости от уровня инфляции, а также максимального размера пособия по беременности и родам -с 1 сентября 2007 г. до 23400 руб.

Динамика расходов на обязательное социальное страхование в Тамбовской области за 2004-2008 гг., тыс. руб.*

Таблица 5

Показатели Год

2004 2005 2006 2007 2008

Пособие по временной нетрудоспособности 332404,7 309097,5 349931,0 439986,4 560368,0

Пособие по беременности и родам 45697,4 46482,0 53624,9 77227,3 107379,8

Пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет 32180,7 27969,6 35167,9 118533,6 148672,7

Пособие при рождении ребенка 40882,5 28969,5 35558,5 36896,0 41029,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пособие на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение 1086,0 752,0 660,0 603,0 546,0

Пособие по уходу за детьми инвалидами 1334,6 1327,6 1433,3 1558,7 1769,1

Единовременное пособие, вставшим на учет в ранние сроки беременности 652,8 531,3 494,1 630,0 790,0

Оплата путевок на долечивание 3691,0 - - - -

Оздоровление детей 136269,2 23746,6 36280,5 84034,3 91549,2

в т. ч.: детские оздоровительные лагеря 136269,2 23646,9 26040,5 29916,1 31036,7

санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия 93,2 284,8 51305,7 58695,1

возмещение командировочных расходов лицам, сопровождающим детей в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и обратно 6,5 9,9 0,0 0,0

Поскольку основной задачей социального страхования является воспроизводство рабочей силы, существенное увеличение расходов на детское оздоровление можно назвать целесообразным и перспективным направлением. Забота о работающих гражданах и повышение их работоспособности является также приоритетной задачей Фонда, в связи с чем насущной необходимостью является увеличение финансирования данных статей расходов [2].

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний является, на наш взгляд, одним из наиболее отрегулированных видов социального страхования. Имеет определенные источники доходов, основу которых составляют страховые взносы. Размер взносов дифференцируется в соответствии с классом профессионального риска, что делает их экономически обоснованными. Отработан механизм установление скидок и надбавок в зависимости от индивидуальных показателей предприятия по отношению к среднеотраслевым, что позволяет

более гибко подходить к установлению платы за профессиональный риск.

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, в отличие от расходов по обязательному социальному страхованию, носят страховой характер, т. е. связаны либо с предупредительными мероприятиями, направленными на снижение профессионального риска, либо на ликвидацию последствий его проявления.

Основную долю в структуре расходов составляют ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве, если к ним прибавить расходы на единовременные страховые выплаты, расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме окажется 82,8 %. На реабилитацию и превентивные мероприятия остается 17,2 %. Такое распределение расходов нельзя назвать оптимальным, хотя за изучаемый период расходы на реабилитацию пострадавших и расходы на превентивные мероприятия увеличились, причем их доля продолжает расти.

Таблица 6

Динамика структуры расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Тамбовской области за 2004-2008 гг., %*

Показатели Год

2004 2005 2006 2007 2008

Пособия по временной нетрудоспособности 5,4 5,1 5,3 5,4 5,7

Единовременные страховые выплаты 2,8 2,9 2,4 1,7 1,4

Ежемесячные страховые выплаты 80,4 79,8 78,4 77,5 75,7

Расходы на финансирование медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших 7,7 7,8 8,2 7,8 9,1

Расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма 3,7 4,4 5,8 7,6 8,1

* Составлено по данным Фонда социального страхования

Таблица 7

Динамика основных показателей по осуществлению страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в связи со стойкой утратой профессиональной трудоспособности в Тамбовской области за 2004-2008 гг.*

Показатели Год

2004 2005 2006 2007 2008

Количество страховых случаев по которым производятся страховые выплаты на конец года 3456 3467 3411 3314 3183

из них по которым выплаты назначены впервые по страховым случаям, происшедшим до 6.01.2000 г. 440 438 426 412 390

после 6.01.2000 г. 571 668 722 745 743

Средняя ежемесячная страховая выплата, тыс. руб. 1,84 2,03 2,22 2,40 2,68

Создание системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, осуществляемого Фондом социального страхования, послужило явным улучшением качества социального страхования в РФ. До вступления (до 6 января 2000 г.) в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ последствия несчастные случаев на производстве и профзаболеваний регулировались «Правилами возмещения вреда», согласно которым обязанность социального обеспечения пострадавших на производстве лежала на работодателе. Переходный период в экономике 1990-х характеризовался нестабильностью в выплатах как заработной платы, так и социальных выплат. В результате чего многие работодатели просто игнорировали выполнение своих обязательств по возмещению вреда, причиненного здоровью работников производственными травмами и профзаболеваниями. Многие пострадавшие в силу своей неосведомленности не могли потребовать от работодателей своих обязательств, в результате чего существенно снижалось качество их жизни, некоторые оказывались за чертой

бедности. В Тамбовской области созданная Федеральным законом система социального страхования позволила обрести возможность получения страховых выплат и дополнительных видов помощи значительному числу граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Своевременность страховых выплат укрепляет стабильность и повышает чувство социальной защищенности у наемных работников. Хотя в некоторых случаях работодатели продолжают скрывать несчастные случаи, не предоставляют документы, необходимые для назначения страхового обеспечения в региональные отделения Фонда, что затрудняет процесс назначения выплат и нарушает их своевременность.

Размер ежемесячных страховых выплат -основного вида обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве -значительно вырос за изучаемый период (2004-2008 гг.). Что также послужило укреплением социальной защищенности застрахованных, позволило улучшить качество системы социального страхования и, как следствие, качество жизни пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также выгодоприобретателей.

Таблица 8

Результаты анкетирования пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний *

Вид выплаты (помощи)

Количество получателей, отметивших оценку

1

2

3

4

5

Получатели, выплаты которым назначены впервые по случаям, происшедшим до 6.01.2000 г

Ежемесячная страховая выплата - 35 146 120 31

Постоянный специальный медицинский уход - 2 - - -

Посторонний бытовой уход 24 10 6 - -

Приобретение лекарств и изделий медицинского назначения - 65 50 24 13

Протезирование - - 31 12 -

Санаторно-курортное лечение 4 8 35 16 5

Получатели, выплаты которым назначены впервые по случаям, происшедшим после 6.01.2000 г

Ежемесячная страховая выплата - 37 144 121 30

Постоянный специальный медицинский уход - 2 - - -

Посторонний бытовой уход 28 8 6 - -

Приобретение лекарств и изделий медицинского назначения - - 49 23 14

Протезирование - - 32 11 -

Санаторно-курортное лечение 5 7 36 14 4

Получатели, выплаты которым назначены до 06.01.2000 г.

Ежемесячная страховая выплата - 26 42 81 19

Постоянный специальный медицинский уход - - 1 - -

Посторонний бытовой уход 46 - - - -

Приобретение лекарств и изделий медицинского назначения - 40 36 12 24

Протезирование - 5 14 12 -

Санаторно-курортное лечение 5 13 24 11 -

Следует отметить, что повышение качества социального страхования в сфере защиты от профессиональных рисков с января 2000 г. существенно улучшилось по сравнению с существовавшим ранее. Подтверждением тому служат не только объективные оценки отдельных показателей, характеризующих качество социального страхования, но и субъективная оценка самих пострадавших.

Проводимый нами опрос пострадавших с помощью анкетирования позволил произвести субъективную оценку качества системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве. Опрос проводился среди 600 пострадавших, получающих кроме ежемесячных страховых видов дополнительные виды помощи.

Среди опрошенных получателей, выплаты которым назначены впервые по случаям, происшедшим до вступления в силу закона № 125-ФЗ - большинство (55 %) пострадавших этой категории высоко оценивают размер получаемой ежемесячной страховой выплаты, 40 % удовлетворены их размером, лишь 5 % получателей крайне недовольны, поскольку размер их выплаты слишком низок (от 50 до 200 руб.). Низкий размер страховой выплаты объясняется той ситуацией, когда страховой случай произошел до 6 января 2000 г., а право на получение (т. е. установление процента утраты профессиональной трудоспособности) возникло после 1 мая 2002 г. Среди других категорий пострадавших крайнего недовольства размером ежемесячной страховой выплаты выражено не было, однако многие (около 12 %) явно хотели бы повышения.

Следует отметить, что практически все респонденты, являющиеся получателями ежемесячных выплат на посторонний бытовой уход, отметили низкий размер данной выплаты (с 1 мая 2002 г. по настоящее время составляет 225 руб.). Большая часть пострадавших довольны возмещением расходов на лекарственные средства, удовлетворены протезированием. Около 20 % недовольны санаторно-курортным лечением, причем уровень

недовольства выше среди пострадавших, выплаты которым назначены до 6 мая 2000 г.

Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод о существенном повышении качества социального страхования за период 2004-2008 гг., которое подтверждается как объективными показателями: увеличением степени охвата населения, коэффициента полноты сбора поступлений, повышением доли расходов на реабилитацию и превентивные мероприятия, так и субъективной оценкой: степень удовлетворенности пострадавших страховым обеспечением. Однако для его дальнейшего повышения необходимо устранение выявленных недостатков.

1. Алехин Р.Ю., Коварда В. В. Мировой финансово-экономический кризис, регулирование экономики России и связанные с этим проблемы здравоохранения // Вестн. социального страхования. 2009. № 5 (101). Май. С. 14-19.

2. Куликов Н.И., Колончин К.В., Бабенко Е.Ю., Вихляева Е.Ю. Деятельность Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения (теоретические основы, практические аспекты деятельности, актуальные проблемы). Тамбов, 2007.

Поступила в редакцию 7.09.2009 г.

Kulikov N.I., Kulikova M.A. Estimation of social security-insurance of improvement of quality of life of the population in the Tambov region. In the article important component of the mechanism of maintenance of quality of life of the population - socially insurance maintenance of population is considered. Influence of social insurance on quality of a life is shown in protection of the population against social risk. During transition to social market economy the key reforms are directed on social protection. As purposeful scientific substantiation of position of social insurance in maintenance of quality of life was not spent till now, it is offered to add existing techniques of estimation of quality of a life of the population with criterion of an estimation of quality of social security-insurance of the population.

Key words: obligatory social insurance; insurer; insurant; insured; insurance maintenance; insurance payments; sanatorium treatment; means of rehabilitation; industrial traumatism; rehabilitation; preventive actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.