Научная статья на тему 'Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы» как средство формирования креативности студентов'

Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы» как средство формирования креативности студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
143
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ КАЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВИЗНЕ / МНОГОЭТАПНОЕ МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / ДИСКРЕТНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / НЕПОДВИЖНЫЕ ТОЧКИ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ТОЧКИ / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / СУЩЕСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ / CREATIVITY / CREATIVE SKILLS / MOTIVATION / TOLERANCE FOR NOVELTY / MULTISTEP MATHEMATICAL AND IN-FORMATIONAL TASK / DISCRETE DYNAMICAL SYSTEMS / FIXED POINTS / PERIODIC POINTS / TRANSITIVITY / SIGNIFICANT DEPEND-ENCE ON INITIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Бабенко Алёна Сергеевна, Селезнёва Елена Михайловна, Смирнова Алёна Олеговна

В данной работе раскрывается механизм формирования креативности студентов при выполнении многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы». Приводится пример задания, которое состоит из пяти этапов. На первом этапе рассматриваются основные понятия дискретных динамических систем. На втором излагается динамика Ферхюльста и строится дерево Фейгенбаума. На третьем дается определение хаоса, анализируется тентообразная функция и устанавливается ее хаотичность на множестве Кантора. На четвертом этапе рассматриваются алгоритмы построения множеств Жюлиа для комплексных полиномов. Выявляются множества Жюлиа для функций f(z) = z2, g(z) = z2 2 и доказывается хаотичность данных функций на своих множествах Жюлиа. На пятом этапе разрабатываются компьютерные программы построения множеств Мандельброта. Определяются свойства симметрии множеств Мандельброта для функции f(z) = zp + c, при различных значениях показателя р. Устанавливается связь между множеством Мандельброта и сопутствующими множествами Жюлиа. При выполнении каждого этапа от студентов требуется разработка альтернативных алгоритмов для построения различных математических объектов и формируется способность к решению ими нестандартных задач, что позитивно влияет на развитие креативности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Бабенко Алёна Сергеевна, Селезнёва Елена Михайловна, Смирнова Алёна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of tolerant attitude towards children at social risk from the inspectors of divisions on affairs of minors

This paper reveals the mechanism of formation of students’ creativity in the performance of a multistep mathematical and informational task “Discrete Dy-namical Systems.” This article is an example of such a multistep mathematical and informational intelligence job, which consists of five stages. The basic concepts of discrete dynamical systems are discussed in the first stage. The second stage outlines the dynamics of Verhulst and the building of the Feigenbaum tree. The third stage gives the definition of chaos, the analysis of the tent's function and it's chaotic on Cantor set. We consider algorithms for constructing the Julia sets of complex polynomials in the fourth stage. Julia set for the functions f(z) = z2, g(z)= z2 2 is identified and the randomness of the data functions on its Julia set is proved. In the fifth stage of construction of computer programmes developed by the Mandelbrot is set. The symmetry properties of the Mandelbrot set for the function f(z) = zp + c, for different values of the index p are determined. The connection between Mandelbrot set and Julia sets are defined. At each stage the students are required to develop alternative algorithms for the construction of various forms of mathematical objects and the ability to address their non-standard tasks, which positively affect the development of the students' creativity.

Текст научной работы на тему «Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы» как средство формирования креативности студентов»

УДК 378; 51

Секованов Валерий Сергеевич

кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук

Бабенко Алена Сергеевна

кандидат педагогических наук

Селезнева Елена Михайловна Смирнова Алена Олеговна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова sekovanovvs@yandex.ru, alenbabenko@yandex.ru, lena_selez@mail.ru, aleosmir@mail.ru

ВЫПОЛНЕНИЕ МНОГОЭТАПНОГО МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ «ДИСКРЕТНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В данной работе раскрывается механизм формирования креативности студентов при выполнении многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы». Приводится пример задания, которое состоит из пяти этапов. На первом этапе рассматриваются основные понятия дискретных динамических систем. На втором излагается динамика Ферхюльста и строится дерево Фейгенбаума. На третьем дается определение хаоса, анализируется тентообразная функция и устанавливается ее хаотичность на множестве Кантора. На четвертом этапе рассматриваются алгоритмы построения множеств Жюлиа для комплексных полиномов. Выявляются множества Жюлиа для функций f(z) = z2, g(z) = z2 - 2 и доказывается хаотичность данных функций на своих множествах Жюлиа. На пятом этапе разрабатываются компьютерные программы построения множеств Ман-дельброта. Определяются свойства симметрии множеств Мандельброта для функции f(z) = zp + c, при различных значениях показателя р. Устанавливается связь между множеством Мандельброта и сопутствующими множествами Жюлиа. При выполнении каждого этапа от студентов требуется разработка альтернативных алгоритмов для построения различных математических объектов и формируется способность к решению ими нестандартных задач, что позитивно влияет на развитие креативности студентов.

Ключевые слова: креативность, креативное качество, мотивация, толерантность к новизне, многоэтапное математико-информационное задание, дискретные динамические системы, неподвижные точки, периодические точки, транзитивность, существенная зависимость от начальных условий.

Креативность в самом общем смысле характеризует способность личности к творчеству. Мы будем понимать креативность как неотъемлемую часть человеческой духовности, определяющую устойчивую характеристику личности, способной творчески мыслить, осуществлять творческую деятельность, изменять стереотипы с целью создания нового, воспринимать и чувствовать проблемы, новизну, красоту и гармонию, прогнозировать результаты деятельности, нестандартно решать широкий круг задач, которые ставит информационное общество [2].

Важнейшими креативными качествами мы считаем гибкость мышления, способность личности решать нестандартные задачи и осуществлять творческую деятельность. Эффективное формирование выше указанных креативных качеств студентов, позволяет, на наш взгляд, выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы».

Впервые многоэтапные математические задания рассматривались М. Клякля [1] с целью формирования творческой математической деятельности учащихся. В работах В.С. Секованова [2; 5] предложены многоэтапные математико-информа-ционные задания. Важно подчеркнуть, что изучение дискретных динамических систем предполагает использование, как математических методов, так и компьютерных технологий.

Многоэтапные математико-информационные задания, являющиеся специально составленной последовательностью задач, упражнений, проблем и дидактических ситуаций, соединяют друг с другом:

- различные виды творческой математической деятельности;

- проведение математико-компьютерных экспериментов;

- проведение лабораторных работ по математике;

- решение нестандартных задач по математике;

- прогнозирование результатов математической деятельности;

- преодоление стереотипов мышления.

В нашем понимании многоэтапные математико-информационные задания являются лабораторией, в рамках которой происходит творческая математическая деятельность, компьютерное моделирование, развитие искусства программирования, направленных на формирование креативных качеств студента.

При выполнении многоэтапных математи-ко-информационных заданий у студента формируется мировоззрение, развивается интеллект, конвергентное и дивергентное мышление, вырабатывается умение прогнозировать результаты математической деятельности.

В процессе выполнения многоэтапного мате-матико-информационного задания у обучаемых усиливается мотивация к изучению математики, информатики, компьютерной графики, развива-

© Секованов B.C., Бабенко A.C., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2 Селезнева Е.М., Смирнова А.О., 2016

Связь множеств Мандельброта с множествами Жюлиа и свойства симметрии множеств Мандельброта

' I

Разработка компьютерных программ построения множеств Мандельброта

Диагр Ламе аммы рея

Орбита точки

Неподвижные притягивающие и отталкивающие точки. Примеры

Нейтральные неподвижные точки. Примеры.

Циклические точки. Примеры

Типы неподвижных точек функции ЯгН+С

Типы неподвижных точек у функции /(гН+С

Начало

Постановка задачи. Основные определения.

Дерево Фейгенбаума функции /(а,х) = ах(1-х2)

Константа Фейгенбаума для функции /(а,х) = ах(1-х2)

Блок-схема Для построения множеств Жюлиа

для функций /(г)=7Р+с, Р=2,3,...

I ~

Разработка компьютерной программы, для построения. множеств Жюлиа

для функций /(г)=гр+с, Р=2,3,...

Хаотичность функций №=7?, Ш(г)= г-2 на своих множествах Жюлиа

Понятие существенной зависимости от начальных условий. Примеры.

Понятие транзитивности. Примеры.

I

Понятие всюду плотность периодических точек. Примеры.

Определение хаоса по Девани

Хаотичность тенто-образной функции на множестве Кантора

Рисунок 1. Схема-план многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы»

ются рефлексивные способности, вырабатывается толерантность к инновациям, формируются эстетические и нравственные качества, что неразрывно связано с гуманизацией и гуманитаризацией математического образования.

Приведем пример многоэтапного математико-информационного задания: «Дискретные динамические системы». В процессе выполнения данного задания студентам предлагается решение нестан-

дартных математических задач, связанных с идеями нелинейной динамики, теории хаоса, фрактальной геометрии, проведение лабораторных работ, связанных с построением фракталов. Работа студентов проходит в несколько этапов. Схема-план данного задания представлена на рисунке 1.

Опишем каждый из этапов и укажем решение дидактических задач, нацеленных на развитие креативности обучаемых.

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿^ 2016, Том 22

На первом этапе даются понятия орбиты точки функций вещественной и комплексной переменных. Дается определение неподвижных (притягивающих, нейтральных, отталкивающих) и периодических точек. Приводятся примеры. С целью развития гибкости мышления обучаемых исследование типа неподвижной точки для функций вещественной переменной проводится двумя способами:

1) геометрический (с помощью диаграмм Ламе-рея);

2) аналитический (с помощью дифференциального исчисления).

Доказывается, что квадратичная функция Д2)=22+С ни при каком значении С не может иметь двух притягивающих неподвижных точек. Приводятся примеры тех значений С, при которых функция ^)=22+С имеет одну притягивающую и одну отталкивающую неподвижные точки и две отталкивающие неподвижные точки.

Доказывается, что кубическая функции ^)=23+С ни при каком значении С не может иметь двух притягивающих неподвижных точек и одну отталкивающую неподвижную точки.

С целью развития гибкости мышления обучаемых неподвижные притягивающие точки функций выявляются как с помощью дифференциального исчисления, так и с помощью компьютерных экспериментов. После проделанной работы студентам предлагается решить несколько нестандартных задач, связанных с рассмотренными задачами на данном этапе.

На втором этапе рассматривается функция а,х) = ах(1-х2) - аналог функции h(a,x)=(l+a)x-ax2, рассмотренной Ферхюльстом в XIX веке при исследовании роста популяций (см. [2]). При построении диаграммы орбит функции Д,а,х) = ах(1-х2) происходит интеграция математических методов с информационными и коммуникационными технологиями. Аналитическими методами и с помощью компьютерных экспериментов устанавливаются те значения параметра а, при которых аттрактор системы состоит из одной, двух, четырех и т. д. точек. При построении дерева Фейгенбаума прослеживается переход от порядка к хаосу. Дерево Фейгенбаума строится как с помощью языка программирования (см. блок-схему на рисунке 2), так и с помощью математического пакета MathCad (см. программу и дерево Фейгенбаума на рисунке 3), что позитивно влияет на развитие гибкости мышления обучаемых и формирование их профессиональных компетенций.

Следует отметить, что задачи, которые приходится студентам решать нестандартны, поскольку в других математических дисциплинах задачи такого типа не встречались. Кроме того, решать такие задачи невозможно как без использования математических методов, так и информационных и коммуникационных технологий.

На втором этапе также разрабатываются два алгоритма нахождения константы Фейгенбаума для

функции f(a,x) = ax(l-x2). Первый алгоритм базируется на использовании языка программирования (Pascal, Lazarus), а второй предполагает использование математического пакета MathCad. Студенты впервые знакомятся с открытой во второй половине прошлого века константой Фейгенбаума ¿-4,66920..., вошедшей в десятку знаменитых констант, таких как e и п.

На третьем этапе рассматривается понятие «Хаос», включающее три компоненты:

а) существенная зависимость от начальных условий;

б) транзитивность;

в) всюду плотность периодических точек.

Доказывается, что тентообразная функция,

x -1 +3 обладает существенной зависимостью от начальных условий на множестве Кантора (множестве K), транзитивна на данном множестве и множество периодических точек всюду плотно на множестве Кантора. То есть тентообразная функция хаотична на множестве Кантора. Выявляется неожиданная связь орбит точек тентоо-бразной функции с множеством Кантора. Именно, точка x е K тогда и только тогда, когда ее орбита применительно к тентообразной функции ограничена. Данный подход к изучению теории хаоса приобщает студентов к творческой деятельности, способствует развитию их креативности.

На четвертом этапе студенты выполняют задания связанные с множествами Жюлиа. Сначала

q{x) = -3

Рисунок 2. Блок-схема построения дерева Фейгенбаума с помощью языков программирования

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика jii- № 2

215

Рисунок 3. Построения дерева Фейгенбаума с помощью математического пакета MathCad

Рисунок 4. Множество Жюлиа для функции f(z)= z2 + 0,25

Рисунок 5. Множество Жюлиа для функции f(z)=z2+0,531+0,202i

Рисунок 6. Заполняющее множество Жюлиа для f(z) = z3+0.5+0.1i

Рисунок 7. Множество Мандельброта

для f(z) = z4 + C

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22

216

и соответствующие связные множества Жюлиа

определяется «Заполняющее множество Жюлиа», затем определяется «Множество Жюлиа» и строится блок-схема для построения заполняющих множеств Жюлиа для полиномов комплексной переменной различных степеней. Далее, для формирования гибкости мышления студентов рассматриваются альтернативные алгоритмы построения множеств Жюлиа:

1) с помощью пакета MathCad (см. рис. 4, 5);

2) с помощью языков программирования (см. рис. 6 и [3]).

Далее, используя учебные пособия [4; 6], студенты устанавливают, что множеством Жюлиа для функции = I2 является окружность радиуса единица с центром в начале координат, а для функции g(z) = I2 - 2 множеством Жюлиа является отрезок [-2; 2] и доказывают хаотичность данных функций на своих множествах Жюлиа.

На пятом этапе студенты выполняют задания, связанные с построением множеств Мандельброта и выявлением их свойств симметрии с помощью языков программирования (см. рис. 6, 7 и [3]).

Студенты доказывают, что для функции

= 1Р + С при четном числе р множество Ман-дельброта будет симметрично относительно вещественной оси, но не будет симметрично относительно мнимой оси. Если же р - нечетное число, то студенты доказывают, что множество Мандель-брота будет симметрично как относительно вещественной, так и мнимой осей.

С помощью компьютерных экспериментов студенты убеждаются, что при С, принадлежащем множеству Мандельброта, сопутствующие множества Жюлиа будут связны. Если же точка С не принадлежит множеству Мандельброта, то сопутствующее множество Жюлиа будет вполне разрывно.

На рисунках 8 и 9 приведены соответствующие примеры множеств Мандельброта и сопутствующих множеств Жюлиа для функции + С.

Рисунок 9. Множество Мандельброта и соответствующие вполне несвязные множества Жюлиа

Многоэтапное математико-информационное задание «Дискретные динамические системы» являются интеграцией математических методов и компьютерных технологий. На занятиях студенты решают нестандартные математические задачи, связанные с идеями нелинейной динамики, теории хаоса, фрактальной геометрии, разрабатывают компьютерные программы построения множеств Мандельброта, что способствует развитию креативности студентов.

Библиографический список

1. Клякля М. Формирование творческой математической деятельности учащихся в классах с углубленным изучением математики в школах Польши: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 285 с.

2. Секованов В.С. Методическая система формирования креативности студента университета в процессе обучения фрактальной геометрии. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 279 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Секованов В.С., Салов А.Л., Самохов Е.А. Использование кластера при исследовании фрактальных множеств на комплексной плоскости // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы V Всерос. науч.-метод. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - С. 85-103.

4. Секованов В.С. Элементы теории фрактальных множеств. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. - 248 с.

5. Секованов В.С., Ивков В.А. Многоэтапные математико-информационные задания странные аттракторы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. -Т. 19. - № 5. - С. 155-157.

6. Секованов В.С. Что такое фрактальная геометрия? - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 272 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.